Влияет ли память на грамотность?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияет ли память на грамотность?

Зиганурова М.Ф. 1
1МБОУ "СОШ" №24
Рафикова С.Ю. 1
1г. Салават МБОУ СОШ №24
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Часто можно слышать от учителей о том, что успех ученика во многом зависит от его памяти.  У каждого человека разный уровень мнемической способности.  Кто-то легко запоминает правописание слов, формулы, теоремы, кто-то прилагает большие усилия для достижения результата. Без памяти не обойтись. Память обладает волшебными качествами.  

Советский писатель Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день» вспоминает легенду о юноше, потерявшем память. В ней говорится о том, что несколько веков назад появилось в степи жестокое племя жуаньжуанов. Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. А чтобы было легче держать пленных в повиновении, их доводили до полной потери памяти. Они становились рабами и не помнили своего прошлого. Но одна мать решила вернуть своего молодого сына. И она отыскала его в густой степи. Увидев его, она полетела к нему с криками: «Вспомни, чей ты?! Чей ты?! Как твоё имя?!»

Главная мысль этой легенды заключается в том, что только память помогает человеку быть и оставаться человеком. Поэтому я решила узнать больше информации о памяти.

Обычно, человек становится грамотным только тогда, когда знает правила. Однако, есть небольшое количество людей, которые могут написать слово не зная правил. Эту способность называют природной грамотностью. Что такое природная грамотность? От чего она зависит? Может она зависит от памяти человека? Я считаю эту тему актуальной и решила узнать, как память влияет на грамотность.
Я решила узнать, какие виды памяти бывают у человека, и как их нужно тренировать, чтобы быть грамотным.

Задачи:

Изучить виды памяти человека;

Узнать о влиянии памяти на грамотность;

Познакомиться с методами тренировки памяти;

Гипотеза исследования заключается в следующем: мы считаем, что память связана с уровнем грамотности человека, но это не единственный фактор успешности обучения русскому языку.

 Цель моего исследования - узнать, влияет ли память на грамотность человека.

Основная часть

1.Что такое память?

Память – наша жизнь. На протяжении всей своей жизни мы ей пользуемся.

Память не самостоятельная функция. Она связана с интересами, стремлениями и т.п. Развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека. В наших силах сделать так, чтобы память постоянно крепла. Для неё нет возрастных ограничений. Нужно заботиться о своей памяти и тренировать её! Ведь самое страшное для неё – бездействие.

Память – это один из основных психических процессов, который заключается в запечатлении, сохранении, воспроизведении и утрате информации. Результатом этого является опыт, который можно переживать и обдумывать, а также осмыслять чувства и эмоции.

Часто можно слышать от учителей о том, что успех ученика во многом зависит от его памяти.  У каждого человека разный уровень мнемической способности. Кто-то легко запоминает правописание слов, формулы, теоремы, кто-то прилагает большие усилия для достижения результата. Без памяти не обойтись. Память обладает волшебными качествами.

2.Виды памяти

Много прочитав по данной теме, я убедилась, что память обладает волшебными качествами. Меня заинтересовала память ума, сохраняющая обдуманное и понятное.

Бывают следующие виды памяти:

Зрительная память - это память глаз. Пример: он прочитал три раза рассказ, закрыл книгу, но в памяти остался образ страницы и что на ней написано.

Слуховая память - это память слуха. Например, я внимательно слушаю, как учительница объясняет тему, и она остаётся в моей памяти.

Двигательная память – это память руки. Эта память подразумевает запоминание движений. Например, меня в первом классе учительница научила писать буквы, я запомнила эти движения, и сейчас моя рука привычно их выводит.

Речедвигательная память – это память органов речи. Например, когда я пишу знакомое слово, я мысленно проговариваю его в уме, не произнеся ни звука. Когда я пишу трудное слово, я проговариваю его вслух, произнося каждый звук.

2.1. Слуховая память – память слуха

Слуховая память — один из видов памяти, благодаря которому мы запоминаем звуковые образы, воспроизводим и храним их.

С помощью нехитрых игр и упражнений можно добиться улучшения объёма слуховой памяти.

С ее помощью удается запомнить, сохранить и воспроизвести звуковой образ.

Школьник, который лучше всего обрабатывает вербальные данные, полученные на слух, называется аудиалом. Как правило, такой ребенок имеет отличные оценки и может прекрасно запомнить все, что ему рассказали на уроке, не заглядывая в книгу. Но полностью аудиальный человек — это редкое явление, таких людей в мире только 5-7%, все остальные получают данные через зрительный, дискретный или осязательный источник.

В качестве примера нужно вспомнить главного героя из кинофильма «Приключения Шурика». Он оказался отличным аудиалом, поскольку не запомнил саму девушку во время подготовки к сессии, но вспомнил, что находился в ее квартире по звуку работающего вентилятора и часов.

Игры

Задание 1. Поставь ударение в словах

Ветреный, звонить, кружево, мягче, свекла, начал, прибыл.

Задание 2. Разучиваем «Весёлые запоминалки»

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение

Задание 3.

- Сейчас я назову вам несколько числительных, а вы запомните и повторите их.

- Двадцать, сто, сто тридцать пять, двести, тысяча девятьсот семьдесят восемь, один миллион тридцать четыре тысячи.

Как совершенствовать аудиальную память?

Особенность к запоминанию слуховой информации у человека заложена природой, но каждый может продолжать её развитие. Чтобы протестировать насколько развита у вас данная способность, просто попросите кого-то назвать вам 3-4 слова. К примеру, обувь, абзац, файл, бумажка. Вам нужно повторить эту последовательность, но только в обратном порядке. Если это упражнение не составило труда, то теперь стоит попробовать то же самое с 5-6 словами. Это упражнение может выполнять взрослый человек в дороге с семьей, с коллегами во время рабочего перерыва, с детишками. Подобная проверка позволит поддерживать аудиальную память в тонусе и тренировать внимательность.

Чтобы развить запоминание слуховой информации у детей, нужно использовать простые стихи и просить ученика повторять конкретные строчки.

Например:

Одевать (кого?) Надежду

Надевать (что?) одежду

Надя девочка надела Стала куклу одевать

На себя три платья смело, На прогулку собирать.

Плащ надела и пальто- «Жарко стало – мамочки!

Не замерзнет так никто! Снять мне что ли варежки?»

Ещё одно упражнение для улучшения слуховой памяти:

Задание1: Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

Внимание: трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Задание 2: Повтори.

Задание 3: Раздели на группы по одному общему признаку.

Вот такие упражнения бывают, которые улучшают слуховую память.

2.2. Речедвигательная память.

Для развития речедвигательной памяти следует почаще проговаривать скороговорки. Пример: «На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!». Они придуманы не зря: на них человек учится говорить чётко. А людям, которые произносят слова не разборчиво, и писать труднее, потому что им не приходится ждать помощи от своих речедвигательных органов. Когда мы пишем, происходят правильные движения органов речи, которые предохраняют от ошибок. «Как же так? – скажете вы. – Ведь мы пишем молча!" Но это не так.

Проводя исследования я узнала много интересного и ранее мне неизвестного о роли речедвигательной памяти.

Так, во время войны и сразу после нее в московских госпиталях находилось много людей с самыми разнообразными ранениями. Были среди них и такие, которые получили ранения в лицо, шею, челюсти. У некоторых раны были открыты, и можно было наблюдать, как работают органы речи. Этими людьми заинтересовался ученый-психолог Николай Иванович Жинкин.

Наблюдая за ними, он заметил, что когда они пишут или читают про себя, у них происходят совсем маленькие – такие маленькие, что их даже трудно увидеть, - движения органов речи. Затем учёный разработал и метод наблюдения за органами речи здоровых людей при помощи рентгеновского аппарата. И рентген тоже показал ему, что во время письма происходят почти незаметные, крошечные, но постоянные движения органов речи.

Из этого материала я узнала, что органы речи тоже запоминают, как пишутся слова.

С помощью органов речи мы проговариваем слова вслух или в уме. Трудно ли проговаривать слова? «Совсем нетрудно, - наверное, скажите вы. – Мы всю жизнь только и занимаемся тем, что говорим.»

Я провела исследование: двоих моих одноклассников я попросила проговаривать вслух несколько раз медленно, отчетливо слова и словосочетания (чрезвычайное происшествие; кораблеведение; живописная группа; местные достопримечательности). Троим одноклассникам я сама один раз проговорила эти слова. Потом попросила написать эти слова.

Результаты исследования получились следующими:

- первые написали эти слова правильно;

- другие написали с ошибками.

Можно сделать вывод, что одноклассники, которые сами проговаривали слова, лучше запомнили, как они пишутся и при их написании не сделали ошибок.

2.3. Зрительная память.

«Больше читайте!» - говорят нам наши мамы и папы. Почему они так говорят? Потому что люди давно заметили, что грамотнее тот, кто больше читает.

А как пишут те, кто читает много? По-разному: одни хорошо, другие плохо.

Я провела исследование: несколько моих одноклассников в течении 5 минут читали страницу текста. После этого я раздала им листочки со словами, встречающимися в этом тексте, но в некоторых из них были ошибки (прероды, сонца, месность, билачка, гаризонт, подезжали, милькали.). Им надо было пересказать текст, исправить ошибки и написать правильно слово.

Результаты исследования получились следующими:

- четверо одноклассников пересказали текст, исправили все ошибки правильно;

- шесть одноклассников пересказали текст, исправили не все ошибки.

Можно сделать вывод, что те одноклассники, которые исправили все ошибки, внимательно читали текст и запоминали, как пишутся слова.

И когда надо было исправить орфографические ошибки, то память сразу сообщала им, как «выглядит» слово.

А у тех одноклассников, которые не смогли исправить орфографические ошибки, мысли при чтении были заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чём рассказывается в тексте.

Результат этого исследования заключается в том, что у кого-то зрительная память развита лучше, а у кого-то хуже. Чтобы ее развить надо больше вглядываться в слова, в то, как они написаны, и особенно, обращать внимание на написание трудных слов.

Когда человек что-нибудь пристально разглядывает, про него говорят, что он это «ест глазами»! Давайте «есть глазами» слова! Тогда нам будет легче запомнить слова и видеть их в уме. А видеть в уме слова очень важно: именно так они закрепляются в зрительной памяти.

Чтобы развить зрительную память, я расскажу о нескольких способах тренировки:

1. Попросите, чтобы родители или друзья разложили несколько разных предметов, в течении 30 секунд необходимо запомнить все предметы и их расположение. Затем отвернуться и по команде повернуться, определить – все ли предметы на своем месте?

2. На карточках написать ребусы с помощью некоторых обозначений (точки, цветы, цифры). Приложить усилия (включить зрительную память) для запоминания, как выглядят некоторые слова, записанные в виде рисунков (ребусов). Так, слово «щеточка» можно записать в виде: двух букв «щ», «ё» и точки (.). Название города Севастополь записать в виде: Сева 100 поль; 100 ляр; и.т.д.

Игры на развитие зрительной памяти ( орфография )

Игра «Наборщик»

Задание: Из букв слова составить новые слова.

Пример : Слово «скороговорка» (рог, вор, корова, горка, враг, гора, коса, сок, ворс.)

Итак, под зрительной памятью мы понимаем особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.

2.4. Двигательная память.

При письме работает память руки, когда мы, вооружившись ручкой, выводим рукой по бумаге. Такую память можно еще назвать рукодвигательной. А в шутку можно не только назвать её «руководящей», но и сказать, что все мы – «руководители». Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а совсем хорошо знакомые слова пишутся даже как будто сами собой, не требуя усилий на обдумывание. У некоторых людей «память руки» настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его пишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Чем больше мы пишем, тем больше к этому привыкаем.

Я провела исследование: первую группу одноклассников, состоящую из трех человек, я попросила написать знакомые и привычные нам слова (мама, папа, мир, земля, работа). Вторую группу одноклассников, тоже состоящую из трех человек, я попросила написать менее нам знакомые и привычные слова (клён, хвощ, сад, бег, засада). И у первой, и у второй группы в словах было одинаковое количество букв.

Результаты исследования получились следующими:

- первая группа одноклассников написала все слова правильно в течение одной минуты;

- вторая группа одноклассников написала все слова правильно, но в течение трех минут.

Можно сделать вывод, что одноклассники первой группы при написании слов использовали только слуховую память и рукодвигательную память, так как им эти слова хорошо знакомы и не требовали усилий на обдумывание. Вторая группа одноклассников при написании слов использовала не только слуховую и рукодвигательную память, но и зрительную память (они вспоминали как написаны эти слова), и речедвигательную память (они чётко «в уме» или вслух проговаривали эти слова).

Для развития рукодвигательной памяти можно не только писать на бумаге эти слова по много раз (три, пять, десять), стараясь запомнить слово. Писать можно и мысленно: представить себе, что мы пишем нужное слово, что наша рука собственным почерком выводит крупно написанные слова. Повторение действий в уме – очень хороший способ тренировки.

Чтобы развить двигательную память, я расскажу о нескольких способах ее тренировки:

1. Написать слово бассейн 5-10 раз. Зарыть глаза и повторить на листе бумаги.

2. Учитель читает рассказ, ученики его зарисовывают. Затем необходимо вспомнить названия слов. Например: учитель диктует – тропинка шла вдоль леса. Ученик рисует тропинку вдоль елочек.

Итог:

Двигательная память обеспечивает человека полноценным существованием, способствует развитию координации движений, снимает нервное напряжение и тонизирует мускулатуру.

Заключение

Проводя исследования, я поняла, что каждому человеку помогают разные виды памяти. Но чтобы память по-настоящему помогала, её надо тренировать и развивать. Этот вывод можно подтвердить некоторыми примерами: чтобы цветы росли, их надо поливать водой, чтобы у человека была хорошая спортивная форма, надо слушать тренера и бегать, прыгать, плавать и т.д. Чтобы у человека была хорошая память, надо применять собственные усилия для её развития.

В результате исследования я сделала вывод, что для правильного написания слов, надо обязательно вслух или в уме отчетливо и ясно проговаривать каждое слово.

Для развития речедвигательной памяти следует почаще проговаривать скороговорки. Они придуманы не зря: на них человек учится говорить чётко. А людям, которые произносят слова не разборчиво, и писать труднее, потому что им не приходится ждать помощи от своих речедвигательных органов.

Я сделала вывод, что чем больше мы пишем слов, тем больше мы привыкаем к их написанию. И тогда во время написания нами диктантов, сочинений, изложений слова будут написаны автоматически, их не надо будет обдумывать и на это потребуется меньше времени.

Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Обладание навыками грамотной письменной и устной речи - это отличительный признак современного образованного человека.

Память необходимо тренировать. Человек, имеющий хорошую мнемическую способность, будет успешным и грамотным.

       Действительно, память влияет на грамотность человека.  Именно от уровня памяти развития зависит наша грамотность, а следовательно, успешность обучения в школе, затем в колледже или вузе.

Надо тренировать свою память (проговаривать слова, записать их и проверить). Для одновременного развития всех видов памяти надо каждый день делать «зарядку» с одним или двумя предложениями. А именно:

Прочитать предложение вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам. Затем прочитать предложение по слогам про себя. Просмотреть его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные.

Закрыть глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами написать каждое слово; при этом проговаривать трудные слова по слогам.

(Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу.)

Теперь можно записать предложение в тетрадь!

Проводя исследования я пришла к выводу, что если нам при написании трудных слов подключить одновременно всех наших помощников (глаза, уши, голос и руку), то мы научимся правильно писать с такой легкостью, как будто рука пишет сама.

Список литературы

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Молодая гвардия, 1979.

 Детская энциклопедия. Т.7.Человек /вед. Ред. Т.П. Минина. – М.: Педагокика, 1975 г. – 464 с.: ил.;

 Подумай и ответь /Л.А. Шкатова. – М: Просвещение, 1989 г. – 96 с.: ил.

Беседы о русской грамматике /Л.К. Градулина – М.: Знание, 1983 г. – 126с.;

 .Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.

Просмотров работы: 208