Введение
Русский язык - во всех отношениях великан. У него - колоссальный словарь (более 150 тысяч слов), чёткая и ясная грамматика. Живой, гибкий, изобретательный, этот язык является не только творчеством русского народа, но и всех народов, населяющих Россию. В результате - многообразная гамма понятий, благозвучная фонетика. Это и язык великой литературы, не только художественной, но и научно-технической.
Объектом исследования является русский язык, как предмет ораторского искусства, а предметом - понятие ораторского искусства.
Цель работы – рассмотреть структуру ораторской речи и как на ее развитие повлиял русский язык.
В связи с этим обозначилась тема нашего исследования - русский язык в мире или международное значение русского языка в ораторской речи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать характеристику современному русскому языку
Проанализировать литературу по данной теме.
Доказать его международное значение
Рассмотреть русский язык как язык международных организаций.
Прежде чем раскрыть тему, что же такое русский язык, в чём его значение, в чём его международное значение, и почему русский язык называют мировым языком.
Интересное высказывание оставил о русском языке немецкий писатель ХIХ века Варнгаген фон Энзе, переводивший Александра Пушкина: «По богатству слов русский превосходит романские языки, по богатству форм – германские, и смело может померяться силами с самыми различными языками. Русский язык способен к прогрессивному развитию, границ которого нельзя предвидеть». [4,с.536]
Глава 1. Ораторское искусство
Понятие ораторского искусства.
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Блез Паскаль писал: «красноречие – это живописное изображение мысли, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает, что «красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» [10, с.23].
Ораторское искусство – вид словесного творчества, подобно поэзии или драматургии; высокая эмоциональность, передающаяся от оратора к аудитории, способность воздействовать как на одного, так и на множество слушателей; красота речи, выступления, которая воздействует подобно произведению искусства.
История развития ораторского развития.
Настоящая история ораторского искусства началась в государствах, которые принято называть древними: Греции и Риме. Именно тогда люди впервые задумались о необходимости установления определенных правил для диспутов, манеры поведения, принципов красноречия. Античные философы и ораторы заложили основы актерского мастерства, правильной, гармоничной речи – без них бы всего этого не было.
История ораторского искусства в краткой форме восходит к древнегреческим философским школам, их направлениям и основателям. В буквальном смысле термин означает умение говорить хорошо, складно. Приблизительно около 5 столетия до нашей эры возникли первые учителя софистики, они же риторы и ораторы. Поначалу они упражнялись в искусстве стройно излагать свои мысли между собой, постепенно появились желающие перенять навыки – первые ученики.
Изучая ораторское искусство, историю его зарождения и развития, невозможно не упомянуть о Сократе. Этот известный древнегреческий мыслитель, живший около 470 года до нашей эры, в противоположность софистам, выше всего превозносил истину, считая ее мерилом жизни. Поэтому он подвергал жесткой критике тех, кто пытался выиграть спор не силой аргументов, а передергиванием фактов, интригой [2,с.78].
Одним из известнейших учеников античного философа был Платон, благодаря которому и сохранились истории о школе, личности Сократа, его убеждениях. Последователь античного философа считал, что подлинное, искреннее красноречие полагается на знание истины, а не на самого себя.
Платон продолжил труды Сократа, создав академию, в которой обучал риторике, как фундаментальной дисциплине для ведения диспутов, публичных выступлений, общественной деятельности. К продолжателям классической, сократовской школы можно также отнести Аристотеля – основателя специальной школы (Ликея) и автора труда «Риторика» [3,с.54].
Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:
О том, что преподавалось, чему учили в римских школах, поведал в своем труде «Риторические наставления» Марк Квинтилиан, сам имевший богатый опыт учителя, а также судебного адвоката. У него изучение наук, книг сопровождалось углубленным познанием правил ораторского искусства, включая историю его возникновения.
Философ и преподаватель, прославившийся на этом поприще, гораздо больше, чем как судебный деятель, Квинтилиан посвятил свою жизнь подробному, методичному анализу качеств, необходимых оратору, и тому, с помощью чего их можно развить. В его книгах даются советы, как лучше всего аккумулировать цитаты известных авторов, крылатые выражения, особенное внимание уделяется постоянным устным беседам, формирующим слог, чувство ритма, опыт ведения дискуссии.
Другой известный деятель времен Римской республики, Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий[7, с.65].
Глава 2. Русский язык в ораторском искусстве
2.1. Труды по ораторскому искусству.
Если взять ранний период истории Древней Руси, то первые намеки на изучение ораторского искусства мы можем видеть в VIII–X вв. в Киеве, где задолго до официального крещения Руси действовали христианские храмы и обучались священнослужители. Это еще не ораторское искусство как таковое, но церковные и риторические традиции православной ритуальной речи на Руси были приняты в общем с одобрением. Расцвет ораторских жанров приходится на XI–XII вв. Образцом проповеди может служить творчество Кирилла, епископа Туровского.
Первые труды по ораторскому искусству, появившиеся в России еще в начале XVII в., были переводными, например, перевод латинского автора Ф. Меланхтона в переработке Л. Лоссия, с пояснениями и дополнениями русского переводчика (1620 г.) [5, с.48].
В XVII–XVIII вв. были созданы десятки трудов по ораторскому красноречию, но подлинный расцвет и всеобщее признание началось с выхода в 1747 г. «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломоносова. Его работа обращена к античному миру – Сократу, Платону, Аристотелю и имеет философские обоснования. Он отстаивал научную истину в речах, учил находить главное в содержании и выделять его. Ломоносов советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых, уметь сказать о нем, передать другим свое знание, т. е. построить свою речь так, чтобы слушатель ее понял и принял[8, с.67].
К концу XVIII в. речевое мастерство ценилось не только в ораторстве, но и в естественном общении. Риторика преподавалась во многих гимназиях, лицеях, в форме частных уроков. Существовало множество трудов по этому предмету. Но особенно высоко ценились труд М. М. Сперанского «Правила высшего красноречия» (1792 г.) и работы профессора Царскосельского лицея, одного из учителей Пушкина, Н. Ф. Кошанского.
Середина и конец XIX в. охарактеризовались кризисом риторики. Реже издаются книги по данному предмету, она исчезает из планов учебных заведений. Но подчас этот отказ носил внешний характер.
Начиная с 80-х гг. XX в. ораторское искусство в России начинает возрождаться. В качестве важной причины этого возрождения нередко называют появление ростков демократии в конце 80-х и 90-е гг. XX в.
2.2. Мастерство публичного выступления.
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается своими делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.
Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание: оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства.
Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.
Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли.
Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.
Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.
О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.
Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией.
Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.
Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории?
К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем легче установить контакт между оратором и аудиторией. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.
На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе, всего этого можно достичь блестящее знание языка.
Заключение
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Что нужно человеку для того, чтобы приобрести навыки ораторского выступления? Конечно, в первую очередь нужно отметить значение природных данных.
Успех любой речи определяет слово, совокупность слов. Чем большим запасом слов обладает оратор, тем легче ему в нужный момент подобрать самое точное слово, поэтому необходимо постоянно пополнять свой лексический, словарный запас. Для того чтобы свободно владеть словом, нужна речевая практика. Если она отсутствует, то выступающий долго подыскивает слова, речь его становится многословной, изобилует повторами. Каждый оратор обязан приумножать богатства родного русского языка, овладевать его секретами, учиться открывать в его словах новые значения и оттенки.
Литература
1. Аннушкин В.И. – Первая русская риторика XVII в. – М., 1999.
2. Безменова Н.А. – Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. – Секреты хорошей речи. – М.,1998.
4. Катков, 2009 — Катков М.Н. Отзыв иностранца о Пушкине. Статья Фарнхагена фон Энзе // Катков М. Идеология охранительства. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009. 800 с. С. 535–537.
5. Клюев Е.В. – Риторика. – М., 2005.
6. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. – Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1986.
8. Львов М.Р. – Словарь антонимов русского языка. – М., 2001.
9. Михельсон М.Н. – Русская речь и мысль. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. – В 2 т., СПб., М., 1994.
10. Сперанский М.М. Правила высшего красноречия / сочинение Михаила Сперанского. - Санкт-Петербург, 1844. -[2], 216, II, 8 с. 23.