Мифологема "Лебедь" в языковой картине мира

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мифологема "Лебедь" в языковой картине мира

Герольд М.В. 1
1МБОУ "Школа № 135"
Емелина И.Е. 1
1МБОУ "Школа № 135"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Со времён глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности, символом верности и благородства. Именно лебеди стали священными птицами у многих народов. Также люди ассоциируют эту птицу с женским родом из-за плавности её движений.

Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем. Например, идея солнечного движения представлялась в дневное время в виде упряжки коней, везущих светило по небу, а в ночное возницами в подземном океане выступали лебеди. В искусстве этрусков встречаются изображения солнечного колеса, влекомого лебедями. У славян они сопровождали Бога Солнца. Образ лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики, проходят через всю историю, культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде лебедя, найденного при раскопах первобытной стоянки (III-II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Цель данной работы: рассмотреть образ лебедя в фольклорных произведениях и определить его смысловую значимость.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Подобрать фольклорные тексты, где присутствует образ лебедя;

Определить смысловую значимость данного образа;

Установить, с чем ассоциировался образ лебедя.

Объектом данного исследования являются фольклорные произведения.

Предмет исследования – образ лебедя.

Предложенный материал исследования можно использовать на занятиях по Мировой художественной культуры, на уроках литературы.

Глава 1 Мифологема "Лебедь" в языковой картине мира

1. 1 Образ лебедя в древней мифологии

В «Популярном энциклопедическом иллюстрированном словаре» даётся следующая справка: «Лебеди – большие плавающие птицы, обитают во всех континентах». И это действительно так. Образ этой прекрасной и величавой птицы встречается в культуре разных народов.

В Древней Индии с этими птицами связано возникновение всей Вселенной. В индийской мифологии есть "пара лебедей, которые есть Хам и Са, живущие в сознании Великого и питающиеся лишь медом цветущего лотоса знания". Птица Хамса, или Калаханса, "Лебедь в Пространстве и Времени"- символ Брамы, символическая птица, роняющая в Хаос яйцо, которое превращается во Вселенную.
       Лебеди символизируют также вдох и выдох, дыхание и дух. Брахма, высшее божество индуизма, едет верхом на лебеде, гусе или фазане. Лебедь связан и с солнцем; так, в "Тайттирия-брахмане" некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем.

Со времён глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности, символом верности и благородства. Именно лебеди стали священными птицами у многих народов. Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости, считается Сарасвати, она дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной и его закон — Дхарму. В иконографии Сарасвати изображается в виде молодой женщины, восседающей на цветке лотоса и держащей священные писания Веды в одной руке и символ истинного знания — в другой. Двумя другими руками она играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине.

Ее сари, всегда белое, напоминает нам, что все ценное знание должно быть чистым и незапятнанным неистинностью. Красивый Лебедь напоминает о том, что надо отделять шелуху от зерна истинного знания. Белый Лебедь — символ Духа и незапятнанной человеческой Души.

В древнейших на Земле книгах мудрости — Ведах богиня «Сарасвати» (санскрит: «водяная», «изящная»), выступает в древнеиндийской мифологии олицетворением одноимённой священной реки ариев (существует мнение, что Сарасвати — сакральное название Инда, реки на сев. — западе Индии).

«Самая материнская», «самая лучшая богиня», «не ошибающаяся», «приносящая радость», «господин добра», «та, в которой покоятся все сроки жизни», «убивающая врагов», «несущая награду» — вот тот неполный перечень восторженных эпитетов, которыми награждалась в древнейших на Земле книгах мудрости — Ведах богиня «СараСвати».

В Древнем Китае лебедь – это солнечная птица, ян.
       В греко-римской традиции образ лебедя связан с богами красоты и искусств: Зевсом, Афродитой, Аполлоном, Орфеем.
      Зевс (Юпитер) в образе лебедя предстал перед Ледой, от этого союза с ним Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. Этот миф представляет собой вариант космогонического мифа о происхождении мира из космического яйца.

      Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества.

В греко-римской традиции эта птица ещё и знак любвеобилия, связанная потому с Афродитой или с Венерой. А римляне назвали в честь той птицы созвездие Млечного Пути.

Лебедь у эвенков — вожак стаи птиц, несущих душу Шамана.
       У кельтов лебединые божества имеют солнечную природу и являются благодетелями людей; они обладают способностью излечивать; символизируют щедрость, любовь и чистоту. Их музыка имеет магические свойства. Лебеди с золотыми или серебряными цепочками вокруг шеи олицетворяют божеств. Согласно поверьям древних германцев, девушки могут превращаться в пророчествующих лебедок ("Песнь о Нибелунгах").
Аналогом Гуся-хамсы в угро-финском эпосе (а угрофинны составляют значительную часть населения нашей страны) является Утка.

1. 2 Лебедь в славянской мифологии

Единственный народ, который имел и сохранил культ лебедя до сих пор, не только духовно, но и материально – это русские!                       
Только на Руси величали девушку "лебедушкой", только у русских была царевна-Лебедь, только русские витязи изначально одевали шлемы в виде лебедя. 
У славян лебединая пара — воплощение супружеской верности, красоты и дородства. По русским верованиям, кара за убитого лебедя падает не только на виновного, но и на весь его род; если показать убитого лебедя детям, они все умрут. У основателей Киева братьев Кия, Щека и Хорива была сестрица, которую звали Лебядь. Имя это означало, что она «светлая, блестящая».

В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев — лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь — обладательница живой воды и молодильных яблок. По славянскому поверью, в лебедя превращался Белобог.

В сказаниях русского народа о девах лебединых говорилось об их особой красоте и вещей силе. Олицетворяли они дождевые весенние облака, считались дочерями Окиян-моря, обитали в водоёмах и колодцах. А полюбив кого-то, могли любую сверхъестественную задачу выполнить.

1. 3 Образ лебедя в русском фольклоре

В сказках, легендах и преданиях лебедь – это олицетворение мудрости и необычной волшебной силы. Одна из распространённых сказочных героинь, Василиса Премудрая, была этого роду-племени. Все помнят, из каких только сложных ситуаций ни выручала она Иванушку. Например, в «Сказке о Морском царе». Именно эти птицы поплыли, когда Василиса Премудрая взмахнула рукавом в сказке «Царевна-лягушка», и превратилась она тоже в белого лебедя и улетела.

Совсем необычен этот образ в народной сказке "Гуси-лебеди". Здесь народ использует образ лебедя как помощника злу: они служат В.Васнецов «Царевна-Лягушка» Бабе-Яге, крадут ребёнка. Это крайне противоречит пониманию и восприятию образа данной птицы русским человеком.

Образ лебедя немало представлен и в пословицах и поговорках, а также с ним связаны и некоторые приметы. В «Словаре великорусского языка» В.И. Даля можно найти такие пословицы:

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей, всякому свой путь. 

Бела, как колпица, как лебедь

Диковинная птица - черный лебедь. Диковина еж, а и его много.

Жена, что лебедь-птица, вывела детей станицу (вереницу) 

В пословицах запечатлена народная многовековая мудрость. Так, мы видим, что и столетия назад с образом этой птицы связан чистый, белый цвет, понимание её как хранительницы семьи, матери. И конечно, перенос эстетического восприятия: девушка как лебедь с необыкновенной красотой:

Утка - с валкой походкой. Курица, мокрая курица - вялый и ничтожный человек. Лебедь - красавица.

Цвет этой птицы обыгрывается и в приметах. В.И. Даль в «Словаре…» приводит следующие выражения:

Лебедь летит к снегу (в позднюю осень), а гусь к дождю (ранней осенью и весною). 

Белый лебедь на яйцах сидит (поля, покрытые снегом). 

Не лебедь белая (серая) выплывала... [присказки]

Есть у него и загадки:

Криво, косо мотовило, под небеса уходило, по-татарски говорило, по-немецки лепетало (лебедь). 

Белый лебедь, никем не рушан, всяк его кушал (грудь). 

В основном в русском фольклоре образ лебедя – светлый образ, который зачастую сравнивают с отрицательным образом – гусем, подчёркивая грациозность, величественность этой птицы. Например, в пословице: Белый лебедь серому гусю не товарищ.

1. 4 Символика образа лебедя

Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни и в то же время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей, как противостояниежизни и смерти, добра и зла.

Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это лучшая песня поэта, а белизна — искренность. Знаменитый фразеологизм «лебединая песня» — обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Это понятие восходит ещё к Эсхилу (525-456 г. до н.э.), который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки.

1. 5 Ассоциация с женским родом

Исстари лебедушка — символ чисто женский, и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. В свадебных песнях лебеди расплетают навеки косу невесты. Лебедь с лебедятами — образ матери, обремененной семейством. Подобно другим птицам, лебедь говорит правду, которую видит и знает.

Александра Сергеевича Пушкина очень тонко и полно уловил глубокий смысл этого образа. В произведении "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" центральным образом является лебедь – прекрасная девушка, помогающая главному герою. Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. После той, первой записи, сделанной в 1828 году, пройдет три года, прежде чем сказка будет завершена.

П оэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь.

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава; М.Врубель «Царевна-Лебедь»
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя.

В современном русском языке слово « лебедь» относится к мужскому роду. Ассоциация с женским полом лебедь обрел из-за своей внешности: тонкости, грациозности, плавности. Благодаря этим чертам, многие авторы ассоциируют лебедя с женской красотой. Царевна-Лебедь раскрывает и наиболее типичные черты тотемной символики — наследия почти что недосягаемых глубин человеческой предыстории, сохранившихся по сей день в соответствии с неписаными законами передачи традиций и верований от поколения к поколению. 

Глава 2. Заключение

В результате проделанной работы все задачи были выполнены, цель достигнута.

Образ лебедя на протяжении долгих веков присутствует в фольклоре многих народов, и для каждого народа этот образ – нечто прекрасное и особенное. Лебедь играет огромную роль в языковой картине мира, является незаменимым образом нежности и великолепия. В древности люди тоже прославляли эту птицу – сравнивали ее с прекрасной, молодой девушкой, и только лишь на Руси девушку называли «лебедушкой». Народ часто противопоставлял белого лебедя с черным лебедем, гусем, делая и без того величавый образ еще более светлым. Лебедя зачастую сравнивают с кроткой девушкой, и многие движения птицы напоминают женские аспекты.

Завершив нашу научную работу мы сделали следующий вывод: лебедь – это птица, образ которой покорил своей грацией и красотой людей многих культур. Во всем мире он ассоциировался с чем-то светлым, высоким, божественным. И только на Руси и в России к нему осталось особое отношение, что и нашло отражение в языке и культуре нашего народа.

Список использованной литературы и источников

https://zarenica.net/blog/obraz-lebedya-v-mifologii-drevnih-rusov

https://swarogfond.livejournal.com/520066.html

https://ladstas.livejournal.com/425295.html

Грехнева Г.М., Корепова К.Е. «Фольклор и родное слово». – Н.Н.: 1994

Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004

Просмотров работы: 91