Роль суеверий и примет в жизни и в литературе

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль суеверий и примет в жизни и в литературе

Антонова К.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Газ- Салинская средняя общеобразовательная школа
Железнова Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Газ- Салинская средняя общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Год за годом, день за днем мы становимся свидетелями все новых и новых научных открытий, технических изобретений. Нас уже трудно чем-то удивить. Но вот что интересно – независимо от социального статуса, количества дипломов и званий люди все так же суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, "чтоб не сглазить". Далеко не каждый рискнет отправиться в дальнее путешествие, не присев на дорожку.

Актуальностьданной темы заключается в том, что суеверия настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Многие люди, например, носят при себе какую-нибудь вещицу, которая, как они свято верят, приносит им счастье. Это может быть монетка, пуговица, игрушка, камешек, украшение, игральная карта и так далее. Такую вещичку обычно называют талисманом и стараются никогда с ней не расставаться.

Основная цель работы: исследование роли суеверий и примет в литературе и в жизни

Задачи: 1.Изучение истории суеверий, их роли в жизни человека. 2. Анализ отношения писателей к мистике в своих художественных произведениях. 3.Выявить, в какие приметы и суеверия верят учащиеся моего класса, как суеверия влияют на их жизнь. 4. Выявить причины веры человека в приметы и суеверия. Гипотеза моего исследования: вера в суеверия и приметы как художественный прием используется в русской классической литературе и в жизни не только для отображения психологического состояния героя, но и для отражения действительности, и зависит во многом от мировоззрения самого человека. Объект исследования: суеверия, наиболее распространенные, используемые писателями в своих произведениях, а человеком - в жизни.Предмет исследования: изучение влияния примет и суеверий на судьбы героев литературы и современного человека. Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой, соцопрос, анкетирование. Используя различные методы, я постараюсь ответить на важный вопрос «Какую роль играют суеверия и приметы в литературе и в жизни?» Глава 1. Понятие о суеверии и примете.

Несмотря на то, что эти понятия: народные приметы и суеверие - тесно связаны друг с другом, тем не менее, они различны по своей сути.

Знаток великого и могучего русского языка В.И. Даль объясняет суеверия как «ошибочное, ложное верование во что-либо; вера в причину и следствие, где никакой связи нет». И хотя многие из нас утверждают, что не верят в «бабушкины приметы», но, на деле, все иначе. Суеверия прочно вошли в нашу жизнь. (Приложение 1)

Слово «суеверие» образовано с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной». О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета». Ожегов С.И. даёт такое определение: «Суеверия – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы».
В основном верования относятся к области так называемой "низшей мифологии"; то есть, они связаны с обычаями, связанными с нечистой силой, разнообразными духами, демонами и т.д. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи.

Народные приметы, это своеобразные подсказки – предупреждения, которые подмечали внимательные люди, фиксировали в своём сознании и передавали из поколения в поколение. Это и наблюдение за поведением животных перед «внезапной стихией», и определённые, повторяющиеся изменения в природе, которые предопределяли, например, какой будет зима, или следует ли ожидать засухи, или напротив, лето будет дождливым и холодным. В древности ничего подобного не было. Но засуха или иная стихия, которая может привести к гибели урожая, а, следовательно, обречь на голодную смерть, заставляли быть более внимательным к событиям, предшествующим несчастьям. То есть, в таких народных приметах нет ничего мистического, магического или же, непознанного. Суеверия имеют другую природу возникновения. Сталкиваясь с чём-то необъяснимым, но влияющим на событие, или, кардинально его меняя, человек не имея возможности изменить или предотвратить «неизбежное», стал отмечать для себя, что лучше не бороться с «необъяснимым», гораздо эффективнее принимать его во внимание и не делать того, что может негативно отразиться на дальнейших событиях.( Приложение 2)

Такой подход к определению понятий примет и суеверий можно назвать научным, но каковы предпосылки появления данных явлений?

Глава 2. Возникновение суеверий и примет.

Суеверия и приметы существуют с зарождения цивилизации и по сей день. Миллионы людей во всем мире все еще заражены суевериями и приметами и вовсе не собираются от них отказываться. Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина – в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых они хотели бы предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию. Суеверие – это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом. Например, предметом мистификаций и страхов людей в течение веков были небесные тела, в связи с которыми возникали суеверия. Особенный страх вызывали таинственные пришельцы – кометы. По убеждению суеверных людей, комета является знаком надвигающейся войны или другого бедствия. Луна тоже окружена ореолом загадочности. Многие верят, что если долгое время неотрывно смотреть на нее, то станешь помешанным. Слово «лунатик», кстати, происходит от латинского «luna» (луна).

Поскольку древние люди не могли понять поведения животных, они создавали вокруг них суеверия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу, – знак неудачи, крик совы – признак приближающейся смерти и так далее. Моряки, постоянно борющиеся со стихией, всегда были подвержены суевериям. К примеру, ветры и штормы несут опасность, поэтому с ними связаны суеверия. Многие моряки верят, что свист вызывает ветер или шторм. Даже сохранившаяся до сегодняшнего дня традиция крещения корабля бутылкой вина, разбитой об его нос, тоже, оказывается, дань старому суеверию: вино считалось жертвой богу моря Нептуну.( Приложение 3 )

По большому счету все суеверия есть не что иное, как подсчет статистики событий, то есть люди замечали, что происходило при тех или иных условиях и выводилизакономерность. Но, порой, существуют и иные причины их возникновения. Например, неправильное истолкование легенд: по древним преданиям зеркало было окном в иной мир, и в нем отображалась наша сущность, и если мы его разбивали мы по сути ломали нашу сущность, и нам начинало не везти, в течение 7 лет, ибо число 7 считалось экзотерическим числом.

Некоторые приметы вообще возникают спонтанно в качестве шутки, которая распространяется среди людей более суеверных вроде японского суеверия: если фотографируются трое, то тот, кто находится посередине фотографии, первым умрет. Приметы о погоде появились тогда, когда люди в течение нескольких поколений, живя с природой близко и тесно с ней взаимодействуя, обнаружили, что многим природным событиям предшествуют некие знаки, приметы. Так, красный закат в теплое время года практически всегда говорит о том, что на следующий день будет сильная жара. В то же время, красный закат зимой - примета наступления холодов. Многие природные приметы связаны и с поведением животных, птиц, насекомых, и даже растений. Например, если кошка начинает прятать нос, когда спит - это к холодам. Если ласточки или стрижи начинают низко и беспокойно летать - к дождю или буре. Бытовые приметы возникли уже после того, как люди начали примечать, после чего возникают с ними те или иные события. Многие бытовыеприметы связанны с суеверием. Например, хорошо известная примета о черной кошке, которая перебегает дорогу, связана с тем, что черных кошек некоторые народы причисляли к дьявольским силам. Примета о просыпанной соли ведет к ссоре за столом. Что породило такие приметы? Естественно, часто бывало, что за неуклюжее поведение человека могли поругать, отсюда и возникала ссора, но отнюдь не потому, что просыпали именно соль.

Многочисленны и приметы, так или иначе связанные с дорогой, путем. Например, примета о том, что нельзя ничего зашивать на дорогу, иначе зашьешь сам путь. Возникновение такой приметы может быть связано с тем, что, зашивая вещи, можно опоздать на транспорт, и естественно, никакой дороги не получится. Хороша примета "посидеть на дорожку". Это не столько приметы касается, как необходимости посидеть и хорошенько обдумать - все ли необходимое собрали в путь, еще раз мысленно пройти по предстоящим делам, дабы удостоверится, что вы готовы и ничего не забыли. Приметы, подобные этой: когда возвращаешься домой с полпути, обязательно посмотреть в зеркало, возникли тоже в связи с верованием о духах, об энергетике. Чтобы не нарушить энергетику пути, ты смотришься в зеркало, как бы говоря о том, что ты побывал дома и начинаешь путь заново. Тогда путь у тебя получится не "кривой", а ровный.

Существуют приметы, порожденные той или иной профессией.Например, примета у моряков о том, что женщина на борту - к несчастью. Данная примета, как правило, объясняется тем, что корабельная работа - это тяжелый мужской труд, и женщина, особенно в шторм, могла быть причиной беспокойства и излишней заботы, когда весь экипаж был задействован в борьбе со стихией. Есть шоферские приметы у таксистов, например, примета - не брать денег до того, как начали поездку, брать только после того, как уже приехали. ( Приложение 4)

Насчет происхождения мистической силы пятницы, 13, существует несколько версий. Наиболее популярное объяснение дает Тайная Вечеря, в которой принимали участие 13 человек - Иисус и 12 его учеников. Тринадцатым был предатель Иуда. Другое объяснение состоит в том, что конклавы ведьм всегда состояли из тринадцати участниц. Протоколы судов не всегда подтверждают это правило, но народ верил в него твердо. Считается, что в этот день все упыри, ведьмы и прочая нечисть собирается на демонический шабаш со всех концов света. Еще пятница «провинилась» в том, что, по преданию, Адам и Ева отведали запретный плод и были изгнаны из рая именно в этот день.

Есть и другая версия: 700 лет назад прекратила существование самая могущественная и богатая организация в Европе – Орден Тамплиеров. Воинствующие монахи строили дороги, вели войны, финансировали строительство готических соборов. Но в 1307 году они исчезли с исторической арены так же таинственно, как и появились на ней. В один день 13 апреля, в пятницу, все они были схвачены, посажены за решетку, а потом сожжены на кострах инквизиции. ( Приложение 5)

Итак, причинами сегодняшних суеверий служат:

Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия);

Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам);

Страх перед неопознанным;

Страх смерти;

Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д.

Все приметы основаны на обыденном наблюдении за бытом, и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления. Поэтому многие приметы считаются людьми за суеверия, и поэтому игнорируются. Но, тем не менее, во многих странах приметам следуют, однако к различным обстоятельствам в разных странах относятся по-разному.

В каждой культуре существуют суеверия. И продвинутый европеец, и абориген из племени туарегов, верит в чудесную силу талисманов и опасается дурного глаза. Некоторые приметы у жителей разных стран схожи: подкова – знак удачи, число 13 – мрачная «чертова дюжина», разбилось зеркало – жди беды. Но бывает, что одно и то же предзнаменование имеет совершенно противоположный смысл.

Так или иначе, я могу сказать, что в любой стране есть свои приметы и суеверия, порой они похожи на суеверия других стран. Разница лишь в том, что отношение к предмету суеверия различно.

Глава 3. Значение суеверий и примет в художественной литературе 3.1. Сон как предопределение дальнейшей жизни героев

В наше время люди большое внимание уделяют снам. Увидеть во сне покойника – к непогоде. Особое внимание отводится снам, увиденным перед религиозными праздниками. Существует поверье: если перед родительской субботой сесть на церковную паперть да всё на дорогу смотреть, можно увидеть человека, за которым в этом году смерть придёт. Эту примету описал И.С.Тургенев в своём рассказе «Бежин луг»

Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Сон у В.А.Жуковского - это художественный прием, который используется не только для отображения психологического состояния героя, но и для отражения действительности. В.А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Предмет баллады — гадание девушки в “крещенский вечерок”. Образ Светланы — первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки. Светлана в его поэме то “молчалива и грустна” в тоске по безвестно исчезнувшему жениху, то “пуглива и робка” во время гадания, то растерянна и встревожена, когда не знает, что её ждёт. Романтизм баллады — в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное — в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна и призрачна.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы…

С образом Светланы В.А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в этой балладе отводится страшному сну Светланы.

…В избушке гроб; накрыт

Белою запоной;

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…

…Входит с трепетом в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась,

И с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

Светлана не может разобрать сути своего ужасного, грозного сна, но очень боится его, несмотря на то, что ее союзником в этом сне является «белоснежный голубок». Сам же автор даёт ответ в своей балладе: “…здесь несчастье — лживый сон, счастье — пробужденье”. Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике о том, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а всё остальное — ложь и обман ( Приложение 6)

Несмотря на то, что сюжет был заимствован из западноевропейской литературы, В.А. Жуковский потянулся к традициям русского народа и создал что-то своё, новое и неповторимое, “прививая к чужой идее свою собственную”. Высоко оценивая его творчество, В.Г. Белинский писал, что творения В.А. Жуковского составили “целый период в нашей литературе, целый период нравственного развития нашего общества”.Будучи человеком верующим, В. Жуковский старался не переносить суеверия в реальную жизнь, но и отрицать потусторонний мир не спешил. Народные легенды и суеверия в его произведениях – отражение мировоззрения людей начала XIX в.

В произведении Пушкина сон героини – зловещий знак ее судьбы. После пробуждения она ищет толкование сна в соннике. Хотя Татьяна и любила русскую зиму, однако «чудный сон», как она «идет по снеговой поляне» рождает в душе ее страх перед этим временем года, а в дальнейшем зима (равнодушие и усталость) поселяется в ее душе. В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин предупреждает: «как на больших похоронах», что не предвещает героине ничего хорошего и одновременно намекает на потустороннюю силу. Действительно, пируют там страшные чудища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком» и т.д. но главное, в роли атамана этой шайки нечисти Татьяна видит Онегина, который затем убивает Ленского. Сон интригует Татьяну, и она ищет ответа, но находит решение, далекое от действительности.

Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,

И стал теперь ее кумир

Или задумчивый Вампир,

Или Мельмот, бродяга мрачный,

Иль Вечный жид, или Корсар,

Или таинственный Сбогар.

Со сном Татьяны тесно связаны самые разные эпизоды романа. Именины Татьяны, где гости напоминают адских созданий («уездный франтик Петушков» - «другой с петушьей головой», «Буянов, в пуху, в картузе с козырьком», «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике» и т.д. – нелепы, смешны и похожи на домовых). В хижине – «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ», на именинах – «толкотня», «тревога», «лай мосек», «чмоканье девиц», «шум», «хохот», «давка», «поклоны», «шарканье гостей». Впечатления Татьяны от первых балов в Москве («теснота, волненье, жар, мельканье», «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп») также напоминают «адской сволочи скаканье» из сна. Замечание Пушкина «как на больших похоронах», сопутствующее описанию сна, оборачивается похоронами Владимира Ленского. Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов А.С. Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдаленное.( Приложение 7) В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово «сон» Таким образом, до наших дней сохранились книги «Сонники»; многие из нас верят в то, что « сон является предсказателем судьбы».( Приложение 8)

3.2. Связь суеверий с народной культурой

Что же такое « суеверия»? В сущности, они до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных для нас поговорках, сказках, приметах. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим: «Не было печали, да черти накачали», - а, совершив необдуманный поступок, - «Черт попутал». Потерявший нужную вещь нередко призывает: «Черт, черт, поиграй да отдай!» - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами. Суеверия нашли своё отражение не только в народном фольклоре, но и в русской литературе. Стоит чуть-чуть сосредоточиться - вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, ведьмы, черти и прочая «нежить», давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов. Литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры - мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

Поэт Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге.  В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее. И поэт написал «Песнь о вещем Олеге», очень похожую на народную былину. А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает легенду о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил кудесника. В ответ на вопрос князя, «...скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?», кудесник ответил: «...примешь ты смерть от коня своего». Мудрый Олег решил расстаться с конем, но смерти избежать не смог:

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

 Интересно, что в летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду, ведь суеверный поэт не мог допустить ошибки в предсказании кудесника.( Приложение 9)

Поэма «Руслан и Людмила» наводнена мистическими и мифическими персонажами, особенно её начало, знаменитое «У лукоморья…» В прологе мы наблюдаем засилье сказочных фантастических героев: «…леший бродит, русалка на ветвях сидит», «…избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей»,  «… днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом», «…там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой», «…там царь Кощей над златом чахнет»… Кроме нечистых сил  пролога мы наблюдаем в поэме других чудесных персонажей. Это колдун Финн, ведьма Наина, злобный чародей Черномор. Имеются и сказочные атрибуты, такие как живая и мёртвая вода, волшебный меч-кладенец, шапка-невидимка, говорящая голова.

А.С.Пушкин предстает перед нами хорошим знатоком русской и мировой мифологии, человеком необыкновенно образованным и умным, гениальным поэтом, в очередной раз доказывающим, что своеобразие русской литературы в немалой степени определяется ее связью с народной (фольклорной) культурой.

3.3. И.С. Тургенев о суевериях и преданиях.

И.С. Тургенев писал: «Я преимущественно реалист и более всего интересуюсь живою правдою людской физиономии; ко всему сверхъестественному отношусь равнодушно, ни в какие абсолюты и системы не верю... Все человеческое мне дорого, славянофильство мне чуждо. Больше ничего не имею доложить вам о себе…» Скорее всего, суеверия для него – всего лишь способ изображения жизни и верований простого народа. О суевериях и преданиях автор не просто наслышан, много толков было о его деде по материнской линии Иване Ивановиче Лутовинове. Всю жизнь он подчинил накопительству и обогащению. Используя высокое положение в кругах мелкого провинциального дворянства, Иван Иванович правдами и неправдами расширял границы своих владений, а под старость лет вообще превратился в Скупого рыцаря. И хоть восхищалась старая крестьянская Русь энергией и силой, размашистой предприимчивостью своего барина, недобрую славу оставил он о себе в народе. Все легенды об основателе спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из "Бежина луга" Да и сам Тургенев еще мальчиком обегал это проклятое народом место, а в 1881 году говорил гостившему у него в Спасском Я. П. Полонскому: "Ни за что бы я не желал быть похороненным на нашем спасском кладбище, в родовом нашем склепе. Раз я там был и никогда не забуду того страшного впечатления, которое оттуда вынес..." Другим проклятым урочищем считались остатки старой лутовиновской усадьбы на Ивановском поле: три одинокие ели из бывшего сада, росшие близко одна от другой, в двадцати метрах от пруда, стройные и такие высокие, что вершины были видны на горизонте чуть ли не за 60 верст от Ивановского. В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку. С этими елями тоже связано было страшное предание. Рассказывали, что жил некогда по соседству в сельце Губарево бедный помещик и служил главным управляющим спасской вотчиной у богатых Лутовиновых. Часто он наказывал кнутом и розгами спасских крестьянок. Наконец одна из них не выдержала, подстерегла жестокого управляющего при выезде из Чаплыгина леса и убила толкачом в голову. Хватились господа, стали искать, да так и не нашли и не узнали, куда исчез их верный слуга. А крестьянка закопала его у Ивановского пруда под тремя елями. Спасские легенды, художественно осмысленные Тургеневым, органически вошли в сборник рассказов «Записки охотника» ( Приложение 10)

3.4. Отражение суеверий в «Старосветских помещиках» Н.В. Гоголя

Есть в литературе тема, почти не тронутая критиками и, кажется, не прочувствованная читателями. Эта тема так называемой «нечисти» и прочей невидимой силы. Стоит чуть-чуть задуматься и видишь, что литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры, мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

Николай Васильевич Гоголь был очень суеверным человеком. Это отразилось в его произведениях. Одно из суеверий он показывает на примере Пульхерии Ивановны в повести «Старосветские помещики». Оно связано вновь с кошкой. Любимая кошка героини ведёт себя неадекватно, и Пульхерия Ивановна приходит к заключению, что это вовсе не кошка, а её смерть. Уверенность в своей близкой кончине была так сильна, что через несколько дней она слегла в постель, а затем скончалась ( Приложение 11).

Вот такие приметы и суеверия я выявила при анализе произведений русских писателей. Мной были рассмотрены не все приметы и суеверия, использованные в литературе. Анализируя их использование писателями, я выяснила, что вера в суеверия и приметы как художественный прием используется в русской классической литературе и в жизни не только для отображения психологического состояния героя, но и для отражения действительности, и зависит во многом от мировоззрения самого человека.

Глава 4. Роль примет и суеверий в жизни моих одноклассников и их родственников?

4.1. Результаты анкетирования.

Мне захотелось узнать, а в какие же приметы и суеверия верят мои одноклассники Газ- Салинской школы. Для этого я провела анкетирование в своём классе. В опросе приняли участие 26 человек. Мной была составлена анкета и разработаны индивидуальные задания для одноклассников (Приложение13). Для этого ребята заносили в таблицу данные о том, верят ли они в приметы и суеверия, как можно предостеречь себя от опасности. Отмечали, в какие приметы верят сами. По результатам исследования была составлена диаграмма. Из данной диаграммы следует, что 64% опрошенных верят в чёрную кошку, а 36% не верят. 81% верят в то, что надо присесть, когда отправляешься в дальнюю дорогу, 19 % нет. При виде падающей звезды загадывают желание 85%, а 15% не верят в данное суеверие. В сны верят 77% опрошенных, а 23% не верят. На экзамен ложат пятак под пятку 16% ребят, а 84% обходятся без этого. В потусторонние силы, в привидения никто не верит ( Приложение 14).

Следующая часть моей исследовательской работы состояла в том, что учащиеся рассказывали о тех приметах, в которые верят их родственники. 83% опрошенных верят, что если со стола упадет какой-либо прибор (вилка, ложка, нож), это к гостям. 67% будут здороваться, если у них чешется правая ладонь. Получать деньги, если чешется левая ладонь. 100% ребят знают, что нельзя дарить чётное количество цветов, также 39% ждут дождь, если ласточки летают низко над землёй. 15% верят, что кошка намывает гостей ( Приложение 15 ).

В магические число и в «чёртову дюжину» верят только 18 % учащихся, дело в том, что 5 одноклассников родились 13 числа, все они довольны жизнью, все они счастливы. Большинство учеников считают, что данные числа не обладают особенными свойствами. При анализе успеваемости учащихся 13 числа каждого месяца с сентября по март 2022-2023 учебного года выяснилось, что число 13 является более благоприятным для получения положительных оценок. Оно не влияет на учёбу учеников. Изучив литературу, проведя исследование успеваемости учащихся моего 7 класса, проанализировав данные о рождении людей 13 числа, нельзя сделать однозначный вывод, какое число счастливее: «другое» или 13. В другие дни также происходят как хорошие, так и плохие события, но человек всегда пытается это связать с чем - то сверхестесвенным. По данным статистики, в повседневной жизни тринадцать ничем не отличается от семи.( Приложение 16 ) Люди стремятся со всех сторон окружить себя приметами влияния чисел. Французский писатель Тристан Бернар мудро пошутил:

« Не будьте суеверны, это приносит несчастья. Так что счастливым может стать любое число. Давайте только в это верить!» При ответе на вопрос «Какие произведения, на ваш взгляд, вызывают наибольший интерес, где авторы используют суеверия и приметы?» Одноклассники назвали большинство «Вий» Н.В.Гоголя, когда дьяк чертил круг вокруг себя и крестился. На самом деле, когда людям бывает страшно, они крестятся. На втором месте наибольший интерес вызвали сказки с тремя дорогами, «тридевять» земель», со встречей героев с потусторонними силами. На третьем месте большинство назвали, что «сон предвещает какие-либо события». Это произведение «Евгений Онегин» (Приложение 17) Проанализировав данные анкеты, я выяснила, в какие приметы и суеверия верят мои одноклассники и их родственники, а ещё убедилась в том, что суеверия для многих являются чаще всего надеждой на лучшее.

4.2. Результаты соцопроса

Был проведён соцопрос среди учащихся нашей школы и учителей. Было опрошено 150 человек. На вопрос « Верите ли вы в приметы и суеверия? 87 % ответили, что «верят». Среди учителей 91%. На вопрос «Есть ли у вас талисман, который для вас многое значит? 56% ответили, что есть. У одних это вещь, которая передаётся из поколения в поколение. У других это предмет, который всегда носят с собой, многие назвали подкову ( Приложение 18 ).

Когда мной был задан вопрос о том, какие писатели и поэты использовали в своих произведениях суеверия и приметы, то большинство назвали Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина. Интересен для всех опрошенных был вопрос «Что вы будете делать, если кошка перейдёт вам дорогу?» Большинство ответили, что будут держаться за пуговицу или плюнут через левое плечо и скажут «Тьфу». Соцопрос показал, что многие верят в суеверия и приметы

Заключение

Изучив литературу по данной проблеме, проанализировав произведения писателей, применявших приметы и суеверия, я выявила их роль в жизни человека. Проведя соцопрос и анкетирование среди одноклассников, я узнала, в какие приметы и суеверия верят они; с помощью справочной литературы выявила причины веры человека в приметы и суеверия.

Народные поверья, суеверия - часть сказочного мира детства многих. Этот волшебный сказочный мир во многом определял и своеобразно окрашивал научные и художественные интересы выраставших обитателей помещичьих усадеб, деревень, небольших городков, заронивших веру в существование параллельного человеческому миру, где обитает "многоликая нечисть"

Мной исследованы  особенности примет и суеверий , проанализировано отношение писателей к потусторонним загадкам, выяснено, как мистика отразилась в художественной литературе и как она влияет на жизнь современного человека. Оказалось, что А. С. Пушкин сам был достаточно суеверным человеком и герои его произведений неотступно следовали приметам и суевериям. В. А. Жуковский был человеком верующим и, занимаясь переводами текстов зарубежных писателей и поэтов, мистику переносил в русскую литературу. А И. С. Тургенев к потусторонним силам относился равнодушно, суеверия использовал для изображения жизни и верований простого народа.

Также я провела социологическое исследование в 7 классе и выяснила, в какие приметы и суеверия верят школьники, как предрассудки влияют на их жизнь. Проанализировав весь изученный материал, я убедилась, что приметы и суеверия существовали и будут существовать в жизни людей и находить своё отражение в литературе. Мастерски введённые элементы народного верования вызывают у читателя интерес и заставляют вновь и вновь обращаться к произведениям. Я с большим увлечением проводила исследования по данной теме и надеюсь, что впереди меня ждёт ещё много открытий. Приметы, как старые, так и новые, делают нашу жизнь с одной стороны разнообразнее, а с другой - могут усложнить быт, если приметам следовать чересчур. Поэтому ко всему, в том числе и к приметам, подходите с умом, властвуйте над ними, не давая им властвовать над вами.

Список литературы

1.Барбин А.В.Приметы. Суеверия. Знаки – М, 1999

2.Буянова Н.Ю. Я познаю мир//Детская энциклопедия: Медицина – М, 1996

3.Власова М. Русские суеверия // Энциклопедический словарь,1998

4.Володин В.А.Энциклопедия для детей. – М,2008 – 640с.

5.Гоголь Н.В. Жизнь и творчество. -М, 1998 –128 с.

6.Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. – М, 2008

7.Калашников В.И.Энциклопедия религий и верований народов мира. – М, 2001

8.Комарова И. Книга примет. – М, 1999 9.Лебедев В.Ю. Тургенев.- М , 1990.

10.Пушкин А.С. Евгений Онегин.- М, 1998

11.Химулина Т.Н. В Великобритании принято так - Л,1975

12.Шалаева Г.П. Серия энциклопедий «Все обо всем» – М,1994

Интернет-ресурсы

1.http://www.BabyBlog.ru/com/chudesa/342150

2.http://www.primety.net

Приложение 1.

Понятие «суеверие» из словаря В.И. Даля, С.И. Ожегова

В.И. Даль

С.И. Ожегов

Суеверие как «ошибочное, ложное верование во что-либо; вера в причину и следствие, где никакой связи нет».

«Суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы».

Приложение 2.

Народные приметы

Кометы. Луна.

 

Черная кошка

 

Крик совы

 

Фотографируются трое

 

Кошка начинает прятать нос

 

Если ласточки или стрижи начинают низко и беспокойно летать

 

Примета о просыпанной соли

 

Нельзя ничего зашивать на дорогу

 

"Посидеть на дорожку"

 

Приложение 3

Возникновение примет и суеверий

Приложение 4.

Суеверия профессий

Рис 1. Женщина на борту - к несчастью.

Рис 2. Таксисту не брать денег до того, как начали поездку

Приложение 5.

«Чёртова дюжина»

Приложение 6.

Сон Светланы В.А. Жуковского

Приложение 7.

Сон Татьяны Лариной

Приложение 8.

Сонник

Гроб – успех в делах;

Друг в гробу – новости о его успехах;

Мыть полы к смерти;

Покойник живой – приглашение на свадьбу;

Школа – беспокойство, быть в ней – укор;

Таракан – богатый посетитель;

Жир (еда) – к свадьбе;

Быть повешенным – успех, чем выше над землёй, тем больше успех.

Вода – пить чистую - к счастью, мутную - к болезни, идти в мутной воде - разочарование, погружение в воду - попасть в затруднительное положение в личной жизни; умыться - к радости; лить - к стыду, ошибке; поливать - к потере;

Озеро-опасность, плыть по озеру - разлука влюблённых.

Тонуть - затруднения.

Снег - любовное свидание, идти по снегу - приятное удивление.

Рыба-символ здоровья, веселья, проявления свободы инстинктов.

Кладбище – видеть – длинная жизнь.

Церковь – молиться – счастье в делах, войти – угрызения совести, Видеть – удача.

Ночь – тёмная – разумные расчёты, ясные расчёты – долгая жизнь, бурная – потери.

Видеть во сне живую рыбу – большой успех.

Черноволосая женщина – сплетни.

Монах – вестник.

Священник – благополучие.

Икона – благополучие в семейной жизни.

Приложение 9.

Суеверия в произведениях А.С. Пушкина

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь

Приложение 10.

«Записки охотника» И.С. Тургенева

«Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали - покойного барина! Ходит, говорят, в кафтане долгополом, и всё это эдак охает, чего-то на земле ищет. Его раз дедушка Трофимыч повстречал: «Что, мол, батюшка Иван Иваныч, изволишь искать на земле?» —

Он его спросил? - перебил изумлённый Федя.

Да, спросил.

Ну, молодец же после этого Трофимыч... Ну, и что же тот?

- Разрыв-травы,- говорит,- ищу. Да так глухо говорит, глухо: - разрыв-травы.

- А на что тебе, батюшка Иван Иваныч, разрыв-травы? Давит, говорит, могила давит, Трофимыч».

Приложение 11.

«Старосветские помещики» Н.В. Гоголя

Любимая кошка героини ведёт себя неадекватно, и Пульхерия Ивановна приходит к заключению, что это вовсе не кошка, а её смерть. Уверенность в своей близкой кончине была так сильна, что через несколько дней она слегла в постель, а затем скончалась

Приложение 12.

Народные приметы в литературе

Дорога

 

Талисманы

 

Приложение 13.

Анкета « Верите или нет?»

Верите ли вы в приметы и суеверия?

Назовите, в какие приметы верите вы?

Загадываете ли вы желание при виде падающей звезды?

Верите ли вы в сны?

Пользуетесь ли вы приметами или суевериями перед экзаменом?

В какие приметы и суеверия верят ваши родственники?

Что для вас значит число 13?

Какие произведения, на ваш взгляд, вызывают наибольший интерес, где авторы используют суеверия и приметы?

Приложение 14

Вопрос «Верите ли вы в приметы и суеверия?»

Приложение 15

Диаграмма « В какие приметы и суеверия верят ваши родственники?»

Приложение 16

Качество по предметам 13 числа

Приложение 17

Вопрос «Какие произведения вызывают наибольший интерес,

где авторы используют суеверия и приметы?»

Приложение 18

Соцопрос среди учащихся Газ- Салинской школы

Вопросы

Верите ли вы в приметы и суеверия?

Есть ли у вас талисман, который для вас многое значит?

Какие писатели и поэты использовали в своих произведениях суеверия и приметы?

Что вы будете делать, если кошка перейдёт вам дорогу?

Просмотров работы: 501