«Спешите стать терпимей и добрей» (по рассказу П.Н.Краснова «Шатохи»)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Спешите стать терпимей и добрей» (по рассказу П.Н.Краснова «Шатохи»)

Ковин И.А. 1
1г.Тюмень, МАОУ СОШ №25, к.1
Чернухина Л.Ф. 1
1МАОУ СОШ №25, г.Тюмень
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Доброта - это солнце, которое

согревает душу человека

Михаил Пришвин.

Введение

Мир… Прекрасен, неповторим, вечен…Человек в нём словно соломинка в бушующем весеннем водовороте. Наша жизнь в этом вечном мире – мгновенье. Но осознаём ли мы это? Существует мнение: воздух мы «замечаем» только тогда, когда его начинает не хватать и человек задыхается. Лишь оказавшись в жаркой пустыне, понимаем ценность глотка воды. Ценность жизни осознаём только тогда, когда тяжело заболеваем или когда в дом постучалась беда…

Ко всем она, кажется, уже постучалась. Один за другим исчезают на земле целые виды растений, животных, птиц. Гибнут реки, озера, степи, луга… Человек почему-то перестает быть человеком, а больше напоминает дикаря…

Тема исследовательского проекта: «Спешите стать терпимей и добрей».

Цель проекта: расширить представление о доброте, о роли человека в современном мире по отношению к животным.

Задачи:

Прочитать и проанализировать произведение П. Краснова «Шатохи».

Углубить знания и представления о прочитанном. Увидеть духовное начало повседневной жизни.

Систематизировать изученный материал, выступить с ним перед школьниками, а также представить его в виде пособия к урокам литературы, русского языка и классных часов.

Посетить приют для бездомных животных и оказать им посильную помощь.

Актуальность темы.

Во все времена отношение человека и природы имело важное место в жизни людей. Верное решение социальных проблем способствует формированию и развитию духовно-нравственных качеств человека в любом возрасте, приобщает к прекрасному.

Гипотеза:

Если расширить знания о роли природы и человека в современном мире, то у людей появится желание изменить себя в лучшую сторону, задуматься над проблемами социума и путях преодоления этих проблем, попытаться проявить лучшие качества и быть в гармонии с окружающей средой.

Методы:

- поисковый,

- метод анализа и систематизации.

Объект исследования: произведение П. Н. Краснова «Шатохи».

Предмет исследования: жизнь «шатох» в мире с людьми, взаимоотношение человека и животного мира.

Новизна: мы открыли для себя новую страницу в нашей жизни – проявление интереса к миру бездомных собак и их нуждах

Практическое применение: данную работу можно применить на уроках русского языка, литературы, на классных часах.

Глава1. Биография Краснова Петра Николаевича

(12 января 1950, село Ратчино Шарлыкского района – 19 апреля 2022, Оренбург) – прозаик, переводчик. [2]

После сельской школы в 1972 году окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт, работал агрономом. В 1978 году, после выхода первой книги «Сашкино поле», был принят в Союз писателей СССР. В 1983 году окончил Высшие литературные курсы в Литературном институте им. А. М. Горького.

Творчество Петра Краснова хорошо известно на Урале и в современной России. За время литературной деятельности издал книги прозы не только в своей стране, но и за рубежом (ГДР, ЧССР). Его повести, рассказы, публицистика опубликованы в центральных журналах «Наш современник», «Дружба Народов», «Москва», «Литературная Россия», «Роман-газета», переведены на многие языки народов России.

Премию года получила и его повесть «Звезда моя, вечерница» (журнал «Москва», 2002 г. № 5), которая была издана в 2003 году отдельным выпуском «Роман-газеты». Её высокие художественные достоинства были отмечены как критиками, так и писателями, например, Ю. Бондаревым, В. Курбатовым, В. Бондаренко.

В 2002 году его рассказ «Мост» вошёл в книгу «Шедевры русской литературы ХХ века», изданную Московским издательством «Глобус», а в 2005 году вышло «Собрание сочинений» П. Краснова в четырёх томах, к 60-летию писателя вышло уже пятитомное собрание сочинений, в пятый том которого вошли повесть «Новомир» и роман «Заполье».

П. Краснов стал инициатором учреждения ежегодной Всероссийской Пушкинской литературной премии «Капитанская дочка». П. Н. Краснов вместе с И. А. Бехтеревым стоял у истоков создания литературного альманаха «Гостиный двор». Во многом его личной заслугой является создание в Оренбурге областного Дома литераторов имени С. Т. Аксакова как нового культурного и общественного центра Оренбуржья. [3]

П. Краснов – лауреат Всесоюзной премии имени А. М. Горького (1979), Всероссийских премий имени И. А. Бунина (1995) и премии «Капитанская дочка» (1996), имени Александра Невского «России верные сыны» (2005), премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (2006), Большой Толстовской премии «Ясная поляна» (2008), премии имени Валериана Правдухина альманаха «Гостиный Двор» (2009), лауреат областной премии «Оренбургская лира» (2005), большой литературной премии России в 1-й номинации (2012), литературной премии имени П. И. Рычкова (2015). Писатель удостоен Диплома ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую культуру».

П. Краснов переводил романы и повести А. Нурпеисова, А. Тагана, Н. Лугинова и др.

Секретарь Правления СП России. Председатель Правления Оренбургской областной общественной писательской организации (2008–2013 гг.).

Вся литературная, общественная и культурная деятельность П. Краснова связана, прежде всего, с жизнью города Оренбурга и направлена на сохранение и развитие в нём классических традиций нашей культуры, на патриотическую преемственность в воспитании нового поколения.

Итак, Пётр Краснов сумел в полный голос заявить о себе в современной литературе. Об этом говорят и многочисленные публикации его произведений, и Всероссийские премии, и рассказ «Мост», вошедший в антологию «Шедевры русской литературы ХХ века».

Глава 2. Произведение П.Н Краснова «Шатохи»

Глава 2.1 Анализ рассказа Петра Николаевича Краснова «Шатохи»

О судьбе бродячих собачьих стай рассказывает в своём произведении Пётр Краснов. Это одна из проблем, поднимаемых автором. А также в нем рассматриваются экологические и нравственные проблемы.

В наше непростое время может возникнуть вопрос: а нужно ли сегодня говорить о бродячих собаках? Ведь вокруг много других проблем.

Не просто нужно, но и необходимо. В связи с этим хочется напомнить одну из великих мудростей жизни, о которой сказал французский лётчик Антуан де Сент — Экзюпери в своей сказке «Маленький принц»: «Мы отвечаем за тех, кого приручили!» [5]. Продолжая традиции русской классической литературы, Пётр Краснов вводит нас в жизнь современной деревни.

Рассказ «Шатохи», на наш взгляд, очень драматичен. Он о событиях, разыгравшихся в небольшом селе в течение трёх дней. События происходят на улице небольшого села, среди людей – взрослых и детей. В прочитанных эпизодах автором показана сущность каждого участника — кто есть кто.

На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая «шатох» (вероятно, оно образовано от слова «шататься», т. е. бродить). Люди боялись ходить возле стаи собак. Недавно приехавший житель деревни – мальчик Гришук – оказался в опасном месте, рядом с бродячими собаками. Растерявшись, не смог принять мгновенное решение «бежать». Шатохи накинулись на него. И, к удивлению, спасителем подростка оказался пёс по кличке Лютый. Люди, не разобравшись в сложившейся ситуации, приняли Лютого за нападавшего и жестоко убили его, всадив в него нож, а потом «его так и вынесли к реке на вилах…» [1].

Итак, как мы заметили, автор неравнодушен к поступкам людей, идея заключается в том, чтобы показать бесчеловечное отношение человека к животным. Автор по-доброму описывает собаку «…а Лютый, он умнющий-страсть-…». Эпитет, данный псу, помогает понять авторскую позицию. И как люди не разглядели…? [1].

Глава 2.2. Образ шатох. Отношение человека к миру животных.

Собака – верный друг человека. Ежедневно псы подвергались отстрелам и угнетению со стороны человека.

Какие пути привели сюда собак? «На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая «шатох». Разные пути привели сюда собак, но все они оказались здесь по вине людей: либо выброшены за ненадобностью, либо так обижены хозяевами, что даже непоколебимая собачья преданность была разрушена».

Жизнь Лютого особенно потрясает, очень нелегкая судьба выпала на его долю. Был у него хозяин Анисий. «Взять хоть этого Анисия Лютого - так Анисий его порол! Знамо дело, синяков или еще чего у пса не увидишь; заметно это у них в тех местах, куда саданули, шерсть так топорщится... так трава вянет, когда дернину подстрижешь». Данное сравнение помогает понять, насколько жесткое отношение хозяина уродует не только тело, но и душу беззащитного существа.

Нет, оклемался где-то пес, травки покусал и вернулся-таки к хозяину, простил». Удивительная способность животных прощать людей удивляет.

«Пошло у них опять все по-старому». Пока Анисий дрыхнул, Лютый коров сторожил. Причем, каждый день. «Работал» один за двоих. Малейшая провинность – и кнут на спине Лютого. И снова Лютый, добрая душа, прощает хозяина. Но не надолго, не вытерпел пес, убежал.

«Не вытерпливают. Скучная, должно быть, житуха». «Лютый, он умный - страсть! Только он людей не любит». «… дикий стал» [1].

Только ли Анисий жестоко относился к животным? Автор повествует нам, читателям, о том, что человек часто бывает безжалостен по отношению к братьям нашим меньшим. «Домашнюю собачку просто выкинули из квартиры после смерти хозяйки». «Тимоша (щенок) брошен в мусорный бак». «Замерзают в подвале больные котята». Просто выкинули, просто бросили, просто замерзли. Появилась озлобленность, но не на пустом месте. Не просто, скорее, совсем не просто, терпение потеряли люди, понимание и сострадание. Как в современном мире не хватает этих качеств!

Обычный сельский мальчик – Гришук – («Шатохи») однажды нарушил правило, которое знал: «бегать никак нельзя, потому что собаки тогда кинутся, хотя бы из любопытства». Но он, подгоняемый страхом, все-таки побежал. На него накинулась стая собак… Мальчика спасает…Лютый. «Собаки, повалив Гришука, драли зубами его валенки и одежонку, и он, .. почти теряя сознание от страха, жалобно, как последнюю надежду и защиту. позвал «маменьку», и в то же мгновенье он услышал короткий взвизг, и захлебывающееся рычание». «Собаки, отскочив, глядели на Гришука безучастно…». Человек отвык в большей степени принимать участие в жизни животных, поэтому и животные «безучастны» к человеку. «Лютый куснул подвернувшийся ему собачий бок и увел за собой всю стаю».

Это поистине милосердный жест сильного по отношению к слабому, мудрость взрослого, хоть и животного, который инстинктивно оберегает «детеныша». Собачья преданность до конца не уничтожена людьми. Беду от мальчика отвел гонимый людьми пес. Парадокс!

Почему Лютый заступился за подростка? Наверное, он понимал, что перед ним ребёнок. Собаки обычно детей не обижают. Возможно, это собачья преданность человеку. Ведь Лютый долгое время верой и правдой служил человеку. Порой, животные оказываются намного человечнее людей!

Через три дня после происшествия с Гришуком в селе собралась группа людей для расправы с бродячими собаками. Самым отвратительным из них был бывший фронтовик Понырин. Он был жесток и безжалостен и получал удовольствие от этого. Равнодушная жестокость стала нормой его поведения, «…осенью он просто так убил собаку своего соседа…» [1]. Ему чуждо сострадание и жалость. Среди собравшихся людей были и те, кто категорично был настроен против кровожадной мести собакам, такие, как Филька и Харин, но к их мнению никто не прислушался. Расправа всё-таки состоялась, потому что Понырин действовал напористо, нагло. Он подталкивал людей к расправе. А Филька и Харин выступили против, покричали и ушли. Они не стали бороться за свою правду.

Больше всего потрясли сцены расправы с собакой Волной и её щенками и гибель Лютого. «…пырнул неистово закоченевшую на Пантелееве собаку. Лютый вспрянул, оторвался от конюха и, вытянув оскаленную морду и прижав к черепу уши, рванулся на него. Подоспел Витяня; и двое вил, задевая друг за друга и, звеня от этого, влезли в грудь и живот собаки — податливо, с мягким толчком, словно в тюк соломы. Лютый, рыча и визжа от боли, задергался, а они, пошатнувшись, покраснев от натуги, сделали два-три торопливых качающихся шага вперед через завозившегося конюха и с распаленным злобным кряхтеньем притиснули собаку к навозу. Зубья вил вошли уже по очереночье, Лютый хрипел сквозь розовую пену, выступавшую из пасти, шатая с трудом удерживаемые черенки и судорожно вытягивая задние лапы, и глаз его остекленело-гневно, неподвижно был устремлен не на своих губителей, а в серый, скатывающийся в тягучие сумерки день над их головами...».[1].

В итоге анализа мы сделали следующий вывод: люди сами породили злобу животных, бросив их на произвол судьбы. А у собак тоже есть душа, они чувствуют несправедливость, только сказать не могут. Не зря животные собираются в стаю, вместе легче пережить все невзгоды. Для бездомных нужно строить специальные приюты и заботиться о них.

Добродушным людям нельзя уходить и прятаться за чужие спины, надо доводить правое дело до конца. Правое дело-сохранить жизнь собакам, тем более, что именно пес спас мальчика.

Заключение

Доброта и справедливость – великие качества людей. Чтобы они могли победить, за них надо бороться. Нельзя жить по принципу: «Моя хата с краю». Нельзя уходить и прятаться, надо доводить правое дело до конца (Филька, Харин). Равнодушие и наплевательское отношение приводят к печальному финалу, как в рассказе «Шатохи».

Мы стали часто встречать бездомных животных на улице. Они подбегают к нам на остановках, у подъездов домов и, заглядывая в глаза, ищут того единственного человека, которому они смогли бы стать нужными… На их долю выпала совсем не простая жизнь, полная трудностей и испытаний, и они просят у нас помощи.

Каждый из нас может помочь бездомным животным, внести свой вклад в установлении гармонии между человеком и животным миром. Наша работа «Спешите стать терпимей и добрей» помогла глубже познакомиться с проблемой бездомных животных, поспособствовала тому, что мы оказали практическую помочь бездомным собакам и кошкам нашего города, брошенным хозяевами на произвол судьбы. Посетили приют для собак «Лучший друг», приобрели продукты питания и подарили этому приюту.

Работа по проекту помогла четко осознать: «мы в ответе за того, кого приручили». Узнали о проблеме негативного отношения к «братьям меньшим», о том, как можно помочь животным, которые по той или иной причине оказались на улице, поделились полученными знаниями с одноклассниками и знакомыми.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что задачи, поставленные перед нами, выполнены, гипотеза подтверждена. Работа по проекту требует дальнейшего продолжения, и мы намерены продолжить чтение художественной литературы по теме «Доброе отношение к животным» и посещение приюта для бездомных животных.

Список литературы

1. Краснов П.Н. Рассказы. Изд-во Интербукбизнес, 2000 г.

2. Сергиенко, К. К. До свидания, овраг! :: Изд-во Мещеряковв, 2016.

3. Троепольский Г.Н. Белый Бим Черное ухо. Изд-во Живая Классика 2010 г.

4. Ткаченко К.Т. Бездомные и бродячие собаки. Изд-во Стрекоза, 2014 г.

5. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц. Изд-во АСТ, 2016 г.

6. Конрад Л. Человек находит друга Изд-во Институт русской цивилизации, 2000 г.

7. Браун Б. Удивительная история спасенного кота, вдохновившего общество. Изд-во Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, ОГИЗ.

8. Казарина В.Б. Любовь к каждой собаке. Изд-во Паритет, 2017 г.

9. https://project.orenlib.ru – «Литературная карта».

10. https://moluch.ru – «Экологическая проблема — бездомные животные. Чем я могу помочь?».

11. https://dogpriut.ru/blogdogpriyut?ysclid=lf13xlq6wq331508441 – «Хвостатый блог

приюта для собак».

12.https://www.mos.ru/news/item/78486073/?ysclid=lf13xovvej575747733 – «Ласковые кошки и умные собаки. Как устроен приют для животных?»

13. https://t.me/s/priut_luchshiy_drug_tmn - «Как устроен Тюменский приют для собак "Лучший друг "?»

Приложение

Приложение 1

Рис. 1. Фото П. Н. Краснова

Рис. 2. Рассказ П.Н. Краснова «Шатохи»

Рис. 3. Иллюстрация к произведению «Шатохи»

Рис. 4. Иллюстрация к произведению «Шатохи»

Рис. 5. Плохое отношение человека к собаке

Рис. 6. Жестокое отношение человека к животному

Рис. 7. Благотворительная помощь приюту «Лучший друг», г.Тюмень

Рис. 8. В приюте «Лучший друг», г.Тюмень

Рис. 9. Кластер по теме проекта

Рис. 10. Буклет по теме «Спешите стать терпимей и добрей»

Просмотров работы: 150