«Выразительное
чтение – умение
действовать
словами»
К.С. Станиславский
Введение
С малых лет родители прививают у нас любовь к литературным творениям: поют колыбели, рассказывают пословицы и поговорки, читают сказки на ночь. Страсть к чтению и анализу художественных произведений растет вместе с нашим возрастом. Мы перечитываем, заново переживаем эти интересные события, вчитываемся и по-новому осознаем смысл и идею произведений.
Немаловажным аспектом является художественное чтение. Художественное чтение – исполнительское искусство. Основная задача чтеца-художника – передать живую мысль прочувственных им образов искусства, воздействовать на ум, чувства и волю слушателей. Заинтересовать, побудить их к самостоятельному прочтению художественных произведений.
Умение качественно подать печатный текст выразительным художественным чтением всегда отличало людей культурных и творческих.
Но, к сожалению, не у многих получается хорошо справляться с обязанностями чтеца. Ведь, безусловно, чтобы достичь больших результатов в этой области, нужно немало трудиться, работать над собой, улучшать свои речевые навыки, четко и ясно выражать свои мысли и т.п.
Тема исследовательского проекта: «Искусство выразительного чтения».
Цель проекта: выработка в себе умения читать выразительно, овладение приемами выразительного чтения.
В соответствии с целью своей работы были поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по теме «Искусство выразительного чтения.
- Расширить свой кругозор в области гуманитарных наук.
- Усвоить эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков выразительного чтения.
- Систематизировать полученные знания по теме проекта и представить их в виде методического пособия для обучающихся.
Гипотеза проекта: если в системе вырабатывать в себе упорство в достижении поставленной цели (научиться читать выразительно), то можно выработать в себе навыки не просто читать выразительно, а уверенно держаться перед публикой и декламировать произведения любого жанра и стиля.
Методы: наблюдение, анализ, обобщение, интервьюирование, опрос.
Объект исследования: искусство выразительного чтения.
Предмет исследования: приемы выразительного чтения.
Новизна: изучение новой для нас теории с целью освоения секретов мастерства по улучшению речевых навыков.
Актуальность: тема проекта является актуальной, так как умение ярко и образно выражать свои мысли и чувства, выразительно читать необходимы каждому человеку.
Практическое применение: данную работу можно применить на предметах гуманитарного цикла, а также на мастер-классах по выразительному чтению и на внеклассных мероприятиях.
I.Теоретическая часть
1.1. Художественное чтение - это искусство
Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.
Зачастую устные выразительные средства художественного чтения - это единственная и возможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно.
Все выразительные средства художественного чтения (а это интонации, паузы, темп, ритм и др.) весьма близки к актерской игре, однако не являются ею, поскольку здесь не присутствует момента перевоплощения (погружения) в героев. Чтец словно со стороны наблюдает за тем, что восстает перед ним со страницы книги, описывая не только события, переплетающиеся в сюжете, но и портреты героев, пейзажи, на фоне которых развиваются действия, внутренние переживания персонажей. Это позволяет слушателю проникнуться полнотой картины, не отвлекаясь на видимые образы и визуализируя их в собственной трактовке на основании «заданных параметров».
Поскольку целью художественного чтения всегда является полная и безусловная передача мысли автора произведения, творческая составляющая работы чтеца придерживается строгих границ допустимой импровизации. Заботливое отношение к оригинальному тексту – одно из важнейших правил этики для любого профессионального чтеца.
Для овладения основами искусства художественного чтения существуют специальные выразительные средства. Выделяют две группы выразительных средств: вербальные (устные): речь, интонация и ее компоненты; и невербальные: мимика, позы и жесты.
1.2. Устные (вербальные) средства выразительного чтения
Сложность такого жанра, как художественное чтение, заключается в невозможности использовать в полной мере весь объем вспомогательных средств, которыми располагают актеры классического театра. Весь набор инструментов, которыми мастер художественного слова вынужден оперировать перед зрительской массой – это его голос, техника речи, жестикуляция.
Как актер или актриса средствами художественного чтения передают эмоции, вложенные в произведение автором? Набор инструментов, которыми мастер может оперировать перед зрительской массой, небольшой. Однако в этом комплекте преимуществ заключены все необходимые чтецу выразительные средства искусства художественного чтения. Всего их пять:
Интонация («речевые краски») – включает в себя все разнообразие возможностей голоса актера, передающих чувства и личную оценку чтеца относительно конкретных эпизодов произведения. Интонация должна нести высокую тембральную насыщенность, вариативность, обладать пластикой и естественностью.
Паузы логические – отделяют группы слов или фраз по принципу их логической законченности.
Паузы психологические – призваны усилить эмоциональную нагрузку данного фрагмента действия, придать эпизоду психологическую глубину, спонтанность, насытить сцену чувственным отражением переживаний героев.
Темп – определяет скорость речевого потока, регулирующую все необходимые приемы интонаций, длительность пауз, возрастающую или понижающуюся динамику передачи повествования.
Ритм – организует манеру и передачу произведения в целом, гармонизируя активные и пассивные перепады речевой подачи с тем, чтобы удерживать постоянный интерес зрителя.
Такие выразительные средства искусства художественного чтения, как темп и ритм, постоянно между собой взаимодействуют. В моменты придания ритму инертности темп чтения замедляется (гаснет), и наоборот, когда ритм становится энергичным, темп также убыстряется.
1.3. Невербальные средства художественного чтения
Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев.
Пластическое изложение смысловой нагрузки произведения состоит из нескольких слагаемых:
Мимика – по сути, это те же интонации, только передаваемые не голосом, а движениями лицевой мускулатуры. Поскольку мимика отражает действительное отношение чтеца к тому, что он проговаривает в данный момент, исполнителю важно понять все скрытые мотивы автора и принять их как свои собственные.
Жестикуляция – при том, что каждый жест исполнителя должен быть «к месту» и обязательно отрепетирован, необходимым условием использования данного приема является непринужденность. С помощью выразительных движений рукой или своевременного покачивания головы создается мощный эффект эмоционального влияния на слушателя, который усиливает впечатление от речи актера.
Движения, перемещения – ресурсы механического передвижения по сцене у актера разговорного жанра очень ограничены, поэтому ему необходимо максимально вкладываться в каждый свой шаг или поворот корпусом. Умело сочетая жесты, мимику и движения, исполнитель создает на сцене иллюзию развернутого пространства, делает представление масштабным, разноплановым.
После того как актер средствами художественного чтения сумел передать или усилить какую-либо сцену, он должен временно позволить себе «затихнуть», снять напряжение со своего монолога, немного «расслабить» зрителя. Если этого не делать, то ритм выступления будет нарушен, а сюжет повествования окажется перезагружен излишней эмоциональностью.
II.Практическая часть
2.1. Результаты анкетирования учащихся
Мы решили выяснить, что знают об искусстве выразительного чтения мои одноклассники, получается ли у них владеть качествами чтеца и оратора. Для этого мы провели анкетирование 21 человека по следующим вопросам (Приложение 1).
1. Получается ли у тебя выразительно читать стихотворения и прозу? Как показывает рисунок 1 (Приложение 2), больше половины (71%) ребят ответили, что у них не получается выразительно читать произведения, 29% – утверждают, что выразительное чтение стихотворений и прозы дается им легко.
2. Хотел(а) бы ты учить стихотворения и прозу быстрей, чем учишь сейчас? 56% ребят хотели бы учить стихотворения быстрее, чем учат сейчас, в то время как 44% моих одноклассников устраивает время, за которое у них получается выучить произведения (рис. 2, Приложение 2).
3. Хотел(а) бы ты научиться более уверенно чувствовать себя при выступлениях (докладах, чтении стихов наизусть и т.п.)? Подобающее большинство, а именно 86% учащихся 7 «А» класса, хотели бы чувствовать себя более уверенно при различного рода выступлениях, а 14% напротив, чувствуют себя на сцене очень твердо (рис. 3, Приложение 2).
4. Знаешь ли ты приемы, с помощью которых удалось бы быстрее запоминать текст? Большая часть опрашиваемых (94%) ответила, что не знает методов, которые можно было бы использовать для более быстрого запоминания текста, но очень хотят узнать. Остальные ребята (6%) ответили на данный вопрос положительно, приведя правильные приемы (рис. 4, Приложение 2).
Последнее задание заключалось в необходимости поделиться своим мнением, какие качества присуще профессиональному чтецу (рис. 5, Приложение 2). Справились с задачей 62%, в свою очередь, 38% не справились.
Таким образом, можно сделать вывод, что значительное большинство класса не уверенно чувствует себя на сцене, у многих ребят не получается выразительно читать произведения, но они хотели бы улучшить речевые навыки, научиться четко и ясно выражать мысли, не волноваться при выступлениях.
2.2. Проведение интервью
Мы решили поинтересоваться у профессионала своего дела, преподавателя кафедры театрального искусства Института Современного Искусства, актера театра и кино, режиссера, сценариста руководителя детского тетра «Этуюд» Евгения Петровича Сологалова (г. Москва), как чувствовать себя более уверенно на сцене, а также какими качествами должен обладать профессиональный чтец.
«Безусловно, чтец – это человек, обладающий хорошей дикцией, жестикуляцией и т.п., но самое главное, он должен заинтересовать слушателя с первых секунд своего рассказа», - отметил Евгений Петрович.
Также Евгений Сологалов поделился полезными упражнениями, которые помогут избежать казусов во время выступления и улучшить речевые навыки (Приложение 3).
2.3. Проведение классного часа
Мы систематизировали полученные знания по теме проекта, и решили обобщить изученный материал, проведя классный час для обучающихся 8«А» класса (Приложение 4).
На классном часе мы рассказали ребятам о различных методах быстрого запоминания текста, приемах, позволяющих улучшить речевые навыки, дикцию. Также ребята узнали о том, как не волноваться перед выступлением и избежать казусов на сцене. Мы поделились с учащимися различными упражнениями и играми, направленными на тренировку памяти и внимательности. Провели мастер-класс.
Ребятам понравился классный час, нам удалось их заинтересовать. Также, многие из учащихся захотели продолжить работу над усовершенствованием своей дикции и в будущем попытаться стать чтецами.
2.4. Создание методического пособия для уроков гуманитарного цикла и мастер-классов
Мы пришли к выводу – для того, чтобы ребята могли более подробно познакомится с интересующими их вопросами из области выразительного чтения, нужно создать пособие, куда будет помещена информация, которую мне удалось узнать за период работы над проектом.
Для этого я обращался к ресурсам Интернета, различной литературе по теме моего проекта, такой как «Выразительное чтение в вузе и школе» - автор: Зинаида Шелестова; «Выразительное чтение. Учебное пособие» - авторы: Лебедева Е. Л., Андрюшина И. И. и т.п.
Таким образом, нам удалось создать методическое пособие «Искусство выразительного чтения», которое можно применить на предметах гуманитарного цикла, а также на мастер-классах по выразительному чтению и на внеклассных мероприятиях (Приложение 5).
Заключение
Умение выразительного чтения и декламирования произведений — необходимый навык любого человека. Достичь данного умения можно каждому, но для этого нужно работать над собой, своей дикцией и речью.
За время работы над проектом мы узнали много нового, добились больших успехов. В подтверждение тому большое количество наград, заработанных мной на школьном, городском и всероссийском этапах (Приложение 6). Также мы надеемся, что мои одноклассники обязательно продолжат работу над своей речью, дикцией и в будущем кто-нибудь из них станет профессиональным чтецом.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что задачи, поставленные передо мной, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. Работа над проектом была очень интересной. Мы рады тому, что у нас была возможность заниматься ею. В дальнейшем мы продолжим данную работу над этой увлекательной темой.
Список используемой литературы
Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. - Москва: Просвещение, 1969.
Шелестова З.А. Выразительное чтение в вузе и школе. – Москва: МПГУ, 2016
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - Москва: Юнити-Дана, 2006.
Корст Н.О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. - Москва: Академия, 2001.
Андрюшина И.И/Лебедева Е.Л. Выразительное чтение. Учебное пособие. – Москва, 2012.
Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. Москва: - Просвещение, 2002.
Астафьева О./Денисова А. Детская литература. Выразительное чтение Москва: -Академия, 2007.
Шелестова З.А. Принципы театральной педагогики как основа обучения студентов искусству художественного чтения. – Москва: -МПГУ, 2017.
Интернет-портал «Российский учебник/ LECA» (https://rosuchebnik.ru/).
Сайт о развитии речи «yourspeech.ru» (https://yourspeech.ru/).
Статья сайта diktory.com (https://diktory.com/vyrazitelnoe_chtenie.html?ysclid=l1yzvd9thf).
Приложения
Приложение 1
Анкета №1
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. (Нужное обведите)
1. Получается ли у тебя выразительно читать стихотворения и прозу?
Да / нет
2. Хотел(а) бы ты учить стихотворения и прозу быстрей, чем учишь сейчас?
Да / нет
3. Хотел(а) бы ты научиться более уверенно чувствовать себя при выступлениях (докладах, чтении стихов наизусть и т.п.)?
Да / нет
4. Знаешь ли ты приемы, с помощью которых удалось бы быстрее запоминать текст?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие качества, на твой взгляд, должны присутствовать у профессионального чтеца?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Рисунок 1. Получается ли у тебя выразительно читать стихотворения и прозу?
Рисунок 2. Хотел(а) бы ты учить стихотворения и прозу быстрей, чем учишь сейчас?
Рисунок 3. Хотел(а) бы ты научиться более уверенно чувствовать себя при выступлениях (докладах, чтении стихов наизусть и т.п.)?
Рисунок 4. Знаешь ли ты приемы, с помощью которых удалось бы быстрее запоминать текст?
Рисунок 5. Какие качества, на твой взгляд, должны присутствовать у профессионального чтеца?
Приложение 3
Рис 6. Совместное фото с Е.П. Сологаловым
Приложение 4
Рис. 7. Проведение классного часа
Рис. 8. Проведение мастер-класса
Приложение 5
Рис. 9. Методического пособия для уроков гуманитарного цикла и мастер-классов
Приложение 6
Рис. 11. Сборник моих наград, завоеванных в области выразительного чтения