Введение.
Представления о добре и зле, о чести и долге, отношение к старшим и младшим, стремление к достойной жизни закладывается в семье в самом процессе жизнедеятельности. Совместный труд и досуг, общение и реализация потребностей внутри семьи - основной и оптимальный способ нравственного воспитания. Его формы могут быть различны (все семьи по разному проводят отдых, дают различную оценку происходящим событиям), но его результат должен быть единым – формирование нравственного потенциала человека.
Сохранять нравственные приоритеты, необходимые для формирования полноценной личности в такой ситуации все труднее: без поддержки государства и соответствующего высокого статуса семьи в обществе невозможно формирование полноценной личности. Нравственный потенциал семьи рассматривается сегодня учеными как основной, определяющий фактор в процессе формирования личности.
И благополучие России определяется, в первую очередь, уровнем духовного развития семей.
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью выявления системы факторов, способных сформировать ценностные ориентации молодежи, основанные на общественно значимых интересах.
Методологическим источником исследования послужили социальный опрос – анкетирование и бессмертные страницы «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
Цель исследования заключается в том, чтобы показать роль нравственного потенциала семьи в становлении и развитии духовно-нравственных приоритетов личности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- Уточнить социологическое содержание понятий «нравственный потенциал», «ценностные ориентации», «нравственные ценности» в современном обществе.
- Определить роль нравственного потенциала семьи в становлении и развитии системы ценностей личности.
- Установить специфику роли семьи в формировании ценностных ориентаций молодежи.
Объект исследования: нравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ориентаций личности.
Предмет исследования: духовно-нравственные ориентации молодежи эпохи Гоголя и современной России.
В качестве основных методологических методов исследования являются: социологические (анкетирование), исторический (сравнительный анализ практики становления и развития различных процессов), логический (аргументация авторских суждений).
Эмпирическая база исследования представлена результатами социологических исследований, проведенных в 2022 году. Исследования проводились в с. Екюндю и в г. Вилюйске. В с. Екюндю исследованием было охвачено 20 респондентов, в возрасте от 25 до 30 лет, а в г. Вилюйске - 56 разновозрастных респондентов.
Гипотеза исследования: проблема дефицита нравственности в российском обществе стоит остро. Подавляющее большинство респондентов старшего и среднего поколения ощущают недостаток морали в обществе. Современная личность стремится к собственной самореализации и личному успеху, что трудно совмещать с традиционными семейными ценностями.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:
- проведено социологическое уточнение понятий «нравственный потенциал семьи», «духовные ценности» в современном обществе;
- уточнены и систематизированы факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций российской молодежи;
- определены возможности реализации нравственного потенциала семьи в процессе модернизации современного общества.
Ребенок вырастет человеком и гражданином, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой в обществе. Но нравственное обновление общества – не единственная причина усиления значения нравственного потенциала и возрастания роли семьи в современном мире. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях.
1. Всегда живые «Мертвые души».
Несомненно, прогресс накладывает на жизнь людей наряду с положительным и отрицательный отпечаток, который принято считать аналитиками неизбежностью, сопутствующей прогрессу, что многих пугает. Но так ли на самом деле неизбежен отрицательный отпечаток западного образа жизни? Ведь очень многие живут в этом мире богатства, благополучия, прогресса или рядом с ним, но он не делает их преступниками, ворами, коррупционерами, пьяницами, наркоманами, людьми развратными и вульгарными. Выходит, причина влияния пороков, сопутствующих прогрессу в ином, а именно: в неправильной ориентации людей, когда идет выбор жизненных ориентиров и ценностей. Другими словами, приобщая индивидов к новым материальным ценностям и их неизбежным попутчикам: новым нравам, обычаям, языкам и т.д., мы забываем о ценностях духовных. И даже стремясь их понять и сохранить, мы часто путаемся в двух «соснах», ибо есть духовные ценности, вечные, неизменные на протяжении тысячелетий, а есть временные, необходимые лишь на определенном моменте развития. К вечным ценностям относятся духовные качества, такие как совесть, скромность, честность, трудолюбие, стремление к познанию, порядочность, любовь, доброта, справедливость и т.д. Сами посудите: разве можно чем-то заменить совесть, честность, справедливость? У всех народов и во все времена они оставались неизменными. А вот обычаи, языки, культура всегда менялись, если люди этому сами не противились. Жизнь, история доказывают необходимость этих изменений, ибо если они не происходят, то наблюдаются застой и деградация в развитии. Сами по себе временные ценности могут содержать как высокодуховные, так и неизменные качества. [5]
Сама жизнь показывает нам, что новое не всегда сочетается с прошлым, что рано или поздно наступает для всех время глобальных перемен и выигрывает в нем тот, кто быстрее сможет перейти на новый уклад жизни. А вот вечные духовные ценности неизменны. Они имели важное значение в прошлом, их почитают в настоящем, будут чтить в будущем, как в среде бедных, так и людей обеспеченных. Во все времена необходимы совесть, честность, любовь и доброта, порядочность, трудолюбие и бережливость, мудрость и всесторонние познания, стремление к красоте везде и во всём, ибо эти параметры жизни являются двигателем прогресса, эволюции человека. Тому, кто имеет всё это в запасе, не меняют ни сверхвеликие достижения человеческого прогресса, ни его искажения, ни новые языки и обновленная культура, ибо именно всё новое только улучшает и обогащает самого человека и его жизнь. Без вечных духовных ценностей материальные достижения рано или поздно ведут людей к разладу: ненависти, разврату, высокомерию, агрессивности, пьянству и наркомании, безнравственности, разрушениям, войнам и т.п.
История доказала, что обновления жизни людей – неизбежный процесс, и он имеет свои правила: новое не терпит старых подходов. При этом вечное занимает главенствующее место и в устарелых, и в обновляемых процессах жизни людей.
История доказала, что не стоит бояться того прогресса, который породили Европа и Америка, Япония и Англия. Если мы из всего многообразия выберем только самое полезное, мудрое, чистое, ценное и порядочное, то разве оно повредит нации, государству и всему населению страны? Всё зависит лишь от того, что мы сами собой представляем, что мы сами для себя выберем. [6]
Павел Иванович Чичиков был сыном бедных дворян. Сразу после рождения "жизнь взглянула на него... кисло-неприютно"[2]. Мальчик запомнил из своего детства только шарканье и кашель отца, корпение над прописями, щипки за ухо и вечный отцовский рефрен: "не лги, послушествуй старшим".[2] Однако эти отцовские наставления Павлуша позабыл, а вот другое — "береги и копи копейку"[2] — исполнил в точности. "Все перешибешь на свете копейкой",[2] — говорил Иван Чичиков, и слова эти глубоко запали в душу мальчика.
Путь Павла Ивановича Чичикова к успеху был долгим и необыкновенно трудным. Поэтому главный герой "Мертвых душ", несмотря ни на что, заслуживает уважения. Начав свою карьеру с должности мелкого чиновника, Чичиков сумел выделиться из массы неразвитых и ограниченных сослуживцев не вполне честным путем. Шагнув на следующую ступеньку карьеры, Павел Иванович почувствовал, что стены, окружавшие его, подаются: дальше все пошло легче. Сделавшись таможенным чиновником, Чичиков достиг просто ошеломляющих успехов. Он сделал это уже прямо противозаконным путем, прибегнув к злоупотреблению служебным положением, взяточничеству и другим способам достижения заветной цели, — богатства и респектабельности. Экономические преступления Чичикова стали предметом расследования, но Павел Иванович, применив всю свою изворотливость и гибкость, спасся от карающей длани правосудия. "Зацепил, проволок, сорвалось — не спрашивай", — так думает Чичиков о своем временном поражении.
Здесь Павел Иванович выступает как человек большой силы воли: потеря денег и собственного реноме не сломала его, а лишь придала ему, если так можно выразиться, несколько иную форму. Чичиков узнает о возможности спекулировать мертвыми душами, и его деловая жилка вновь начинает играть. И вновь Чичиков поднимается на высокую ступень предпринимательского успеха, и вновь терпит поражение. Он вынужден бежать из города, чтобы, как писал Гоголь в сохранившихся отрывках из сожженного второго тома поэмы, стать "развалиной прежнего Чичикова".
Можно ли сказать, что Павел Иванович Чичиков исполнил завет отца? И да, и нет. Чичиков всеми силами стремился "беречь и копить копейку", однако обстоятельства жизни раз за разом восставали против него. Гоголь не объясняет глубинных причин неуспеха Чичикова, ограничиваясь констатацией фактов. По замыслу автора, такой герой как Чичиков нуждался в нравственном исправлении, и провалы в его деловой карьере, вероятно, были своеобразным предупреждением судьбы.
В литературоведении было принято всячески поносить героев "Мертвых душ". Особенно доставалось именно Чичикову. Да, он намеревался обокрасть опекунский совет, занимавшийся, в том числе, проблемами обездоленных граждан. Но стоит ли сомневаться в том, что мощная финансово-экономическая система императорской России возместила бы этот небольшой в масштабе государства ущерб? Сироты в этом случае ни в коей мере не пострадали бы. Но все это только предположения. [1]
Новаторство Гоголя, создавшего образ Павла Чичикова, не в последнюю очередь состоит в том, что писателю удалось показать, как формируется не только личность, но и подсознание героя. Ведь и на самой вершине деловых успехов, и в пучине бедствий душа Чичикова жила тем же, что и в глубоком детстве, — шарканье и кашель отца, родительские наставления, вечная сырая осень за окнами старого помещичьего дома, бесконечная лента дороги, убегающая в необозримую даль, вечный сон, Россия. [2]
Заканчивая поэму лирическим отступлением «… Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», Гоголь страстно желал духовного возрождения своих персонажей, верил в это как человек, христианин и художник. Но он знал Россию и русского человека, знал, какой неимоверный самоотверженный труд вседневной духовной работы всех и каждого над собой необходим для подлинного возрождения. Россия мчится до сих пор по этой дороге, но стали ли нынешние персонажи лучше?[4]
Что подразумевает современная молодежь
под понятием «нравственность»?
В этом году мы провели опрос-анкетирование, с помощью которого попытались выяснить у молодежи значения понятий «нравственный потенциал семьи», «ценность», «ценностные ориентации», «духовные ценности» и ответить на вопрос: «Способна ли сегодняшняя семья воспитать морально здоровую личность? Какие факторы содействуют и препятствуют этому процессу?»
Опрашивались респонденты 20 - 30 лет, в том числе школьники старших классов, студенты, трудящиеся, служащие. Критерии, объединяющие респондентов - желание участвовать в исследовании.
Вопросы анкеты
Согласны ли вы с данными наставлениями отца Павла Чичикова?
«Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай».
2. «… а больше всего угождай учителям и начальникам».
3.«…С товарищами не водись, они тебя добру не научат».
4. «…а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными».
5. «Береги и копи копейку, она не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Содержание опрос-анкетирования, проведенного в с. Екюндю:
Ответы респондентов |
Способна ли сегодняшняя семья воспитать морально здоровую личность? |
Какие факторы содействуют этому процессу? |
Какие факторы препятствуют этому процессу? |
1 |
Да |
Постоянная работа, прочие доходы семьи, наличие хозяйства. |
Избыток негативной информации в сети Интернет. |
2 |
Да |
Наличие подсобного и приусадебного хозяйства. |
|
3 |
Нет |
Наличие полной семьи |
Недостаток живого общения в семье, обществе в связи с увлечением социальными сетями. |
4 |
Нет |
Счастливая семья |
Недостаток живого общения в семье, обществе в связи с увлечением социальными сетями. |
5 |
Да |
Наличие подсобного хозяйства, работа. |
|
6 |
Нет |
Наличие полной, бабушек, дедушек. |
Избыток негативной информации в сети Интернет. |
7 |
Да |
Образование, здоровье, трудолюбие. |
|
8 |
Да |
Работа, образование. |
Избыток негативной информации в сети Интернет. |
9 |
Да |
Образование, работа, подсобное хозяйство. |
Избыток негативной информации в сети Интернет. |
10 |
Да |
Наличие подсобного хозяйства, хорошее здоровье. |
|
11 |
Нет |
Счастливая, здоровая семья |
Безработица, неудовлетворительное состояние здоровья. |
12 |
Да |
Наличие подсобного хозяйства, хорошее здоровье. |
Избыток негативной информации в сети Интернет. |
13 |
Да |
Подсобное хозяйство, работа. |
Избыток негативной информации в сети Интернет. |
14 |
Нет |
Безработица, леность. |
|
15 |
Да |
Хорошее здоровье, хозяйство, образование. |
|
16 |
Да |
Здоровье, образование, работа. |
|
17 |
Да |
Хозяйство, трудолюбие, здоровье. |
Основные надежды на сохранение здорового общества респонденты связывают с нравственным потенциалом семьи. 71 % указали, что семья способна воспитать морально здоровую личность. Но воспитать нравственного человека сегодня достаточно трудно из-за недостатка живого общения в семье, обществе в связи с увлечением социальными сетями и избытком негативной информации в сети Интернет.
При просьбе определить понятие «нравственный потенциал семьи», самыми распространенными были ответы: «традиции и набор ценностей»; «традиции и семейные устои»; «стремление быть лучше»; «то, что передается из поколения в поколения, несмотря на перипетии в обществе»; «ответственность членов семьи за свои действия и поступки». Часто при ответе на этот вопрос респонденты просто перечисляли различные качества личности, среди которых лидировали: «трудолюбие - 5%; доброта - 6%; сострадание - 5%; честность – 5%; правдивость 4%; порядочность - 4%.
Заключение.
Исследование показало, что проблема дефицита нравственности в обществе стоит остро. Проблемы нравственного кризиса семьи актуальны – они близки каждому человеку, потому что каждый хочет быть счастлив, а без семьи счастья достичь невозможно. Современная молодежь стремится к собственной самореализации и личному успеху, что трудно совмещать с традиционными семейными ценностями. Цель самореализоваться лично и стремление жить в семье ради счастья других людей - детей, родных и близких, - это разные направления.
В семье можно воспитать нравственный облик отдельного человека и всего общества. Это зависит от нравственного и духовного потенциала семьи, от ценностных ориентаций молодежи. Ребенок вырастет человеком и гражданином, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой в обществе. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях.
Если во времена Н.В. Гоголя культом бытия служили деньги и кумовство, то в современном мире финансовое благополучие также стоит на первом месте среди других ценностей, что выявлено по итогам анкетирования. Но я считаю, что честь, совесть, порядочность, ответственность должны ценится высоко в цивилизованных деловых отношениях. В прошлые века ресурсом нравственного воспитания была ежедневная трудовая деятельность в семье. Труд был средством выживания, а каждый член семьи с детства был включен в хозяйственный процесс патриархальной семьи и выполнял свои трудовые обязанности. В каждой семье наблюдалось преемственность поколений, непоколебимость авторитета старших, ответственность за детей, стремление к нравственным устоям. При этом прочные нравственные устои были необходимы для успешной реализации семьей своих функций, где дети полноценно перенимали семейные традиции и ценности. Таким образом, семья представляет собой своеобразный узел нравственности, сосредотачивающий духовную силу общества. Сегодняшняя семья тоже способна воспитать морально здорового человека при наличии постоянной работы, подсобного хозяйства и счастливой семьи.
Данная исследовательская работа будет полезна для проведения диспутов среди сверстников, классного часа. Считаю, что она актуальна и для взрослого населения для сохранения нравственных приоритетов и формирования полноценной личности.
Использованная литература:
Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе ХIХ века. М., Прометей. 2000 г.
Гоголь Н.В. «Мертвые души». М.,1995 г.
Денисова М.Е. Проектно-исследовательская деятельность школьников в процессе изучения русского языка и литературы в классах гуманитарного профиля национальной (якутской) школы. Якутск, 2009 г
Журнал «Природа и человек. Свет» №2, 2006г.
Интернет – ресурсы.
Петрова С.П. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 9 – 11 классах якутской школы. Якутск, 2004 г.