Введение.
В современном мире подростки, много времени проводят в интернете, и эти занятия подменяют им живое, интересное и грамотное общение, делают их речь скудной, маловыразительной, многие с трудом подбирают слова, чтобы выразить свои мысли. Согласитесь, что всегда приятно беседовать с людьми, прекрасно владеющими языком, обладающими яркой, образной речью, умеющими грамотно использовать средства выразительности, что свидетельствует об образованности говорящего, его начитанности, желании совершенствовать свою речь. Во многом этому помогает использование крылатых слов как важнейшего средства человеческого общения, тесно связанного с культурой человеческого общества.
Тему проекта «Крылатые слова, их происхождение и употребление в речи» я выбрал, потому что мне интересно их происхождение, значение и область применения.
Я считаю эту тему актуальной, потому что сегодня крылатые выражения употребляются редко, особенно среди молодежи, несмотря на то, что эти слова делают речь лаконичной, значимой и яркой.
План реализации проекта:
Работа с информационным материалом
Проведение диагностических исследований
Этапы работы:
1. Обсуждение темы и плана проекта. Формулировка проблемы, гипотезы, целей исследования. Составление плана, выбор методов исследования.
2. Сбор материала и его анализ. Выполнение проекта. Проведение диагностических исследований среди обучающихся; подготовка презентации; составление словаря крылатых выражений.
3. Подведение итогов работы над проектом
Цель данной работы: изучение понятия «крылатые слова», истории их происхождения, обогащение словарного запаса, доказательство необходимости изучения и использования крылатых слов и выражений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить специальную литературу по теме;
определить понятие «крылатые слова и выражения»;
определить и раскрыть характерные особенности крылатых слов и выражений в речевом общении;
определить собственную позицию при раскрытии темы;
создать презентацию по теме проекта.
провести опрос учащихся на предмет использования и понимания крылатых слов;
Гипотеза: подростки практически не употребляют в речи крылатых выражений, так как не знают их значения и источников появления, вследствие чего их речь лишена выразительности, яркости, образности.
Объект исследования: крылатые слова и выражения
Предмет исследования: происхождение крылатых выражений и
употребление их учащимися школы
Продуктом данного исследовательского проекта является словарь со значениями популярных крылатых выражений для их уместного употребления в речи.
Теоретическая значимость: изученные материалы расширяют и углубляют
наши знания, которыми мы можем поделиться с другими учащимися.
Практическая значимость:
получение опыта в поисках нужной информации из различных источников.
приобретение коммуникативных навыков.
использование данной информации на уроках русского языка, литературы, истории.
Методы исследования:
изучение и анализ литературы по данной теме; анкетирование; создание словарика со значениями популярных крылатых выражений для их уместного употребления в речи.
В сборе материала о крылатых выражениях я обращался за помощью к учителю, родителям. Кроме того, многие сведения брал из литературных произведений и интернет-ресурсов.
I. Основная часть.
1.1. Определение понятия «крылатые слова» и их функции
Термин «крылатое выражение» употребляется преимущественно в немецком, славянских и скандинавских языках. Крылатые выражения выполняют в речи очень важную, специфическую функцию. Они дают возможность ярко и сжато выразить мысль, метко и кратко охарактеризовать некоторые явления, ситуации, отношения человека; в превосходной литературной форме мы можем, благодаря им, высказать свои чувства.
Крылатые выражения – это, как писал доктор филологических наук А.И. Молотков, ««готовые» формулировки человеческого опыта, жизненной мудрости, емкие обозначения типов, характеров и положений, выражения восхищения и иронии, благоговения и насмешки, печали и шутки, и многих других видов эмоции».
Существуют разные мнения относительно понятия крылатых слов и выражений. Несмотря на большое практическое применение в речевой деятельности, история изучения крылатых выражений получила научное освещение, в первую очередь, во фразеологической системе русского языка.
Многие ученые-лингвисты полагали, что крылатые слова являются фразеологизмами. Крылатые выражения и фразеологизм действительно имеют много общего. Например, фразеологизмы так же, как и крылатые слова являются устойчивыми выражениями, употребление которых придает речи живость и красочность.
Главным различием этих понятий является то, что фразеологизмы – представители разговорного стиля и чаще фраза имеет переносный смысл. Крылатые слова – это цитаты из художественной или публицистической литературы, изречения исторических лиц, мифология, песни, кинофильмы ,то есть эти словосочетания имеют авторство, чем и отличаются от фразеологизмов и фразеологических оборотов, которые имеют анонимное или фольклорное происхождение. В.М. Мокиенко и К.П. Сидоренко в 1999 году уточнили определение «крылатое слово» и «крылатое выражения» в новой терминосистеме: это «слова…, обладающие авторской принадлежностью и получившие распространение за рамками авторского текста»
Крылатые выражения неоднократно привлекали к себе внимание у исследователей, но лишь в последние десятилетия ученые начинают относиться к крылатике (термин, был предложен видным отечественным лингвистом, специалистом в области фразеологии В.М. Мокиенко для обозначения относительно новой области языкознания, предмет которой – крылатые слова и выражения) как самостоятельной дисциплине: устанавливается языковой статус крылатых слов и предложений, выделяются их характерные отличительные признаки, а также появляется ряд новых словарей: «Большой словарь крылатых слов русского языка» В.П. Беркова, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежковой (2005), «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» В.В. Серова (2006), «Словарь современных цитат. 5250 цитат и выражений ХХ и ХХI века, их источники, авторы, датировка» К. В. Душенко (2006), «Крылатые слова нашего времени. Толковый словарь» Л.П. Дядечко (2008) и др.
Таким образом, мы убедились в том, что в научной литературе существует большое количество определений крылатых выражений, но общим является их краткость, образность, эмоциональность, наличие определенного источника происхождения.
1.2 Источники происхождения крылатых выражений
Мы часто употребляем в разговоре крылатые выражения, даже не задумываясь о том, каково их происхождение. Давайте вместе заглянем в историю возникновения самых известных крылатых фраз!
Крылатые слова… Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого («Илиада» и «Одиссея») оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил»; «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы
летели к уху слушающего. Гомеровское выражение «крылатые слова» стало термином языковедения и стилистики. Термином этим обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (например, Хлестаков, Скалозуб, Молчалин, Митрофанушка и т.д.).
Крылатые слова многообразны по своему происхождению. Одни из них возникли в отдаленные эпохи, другие совсем недавно. Культуры различных эпох и стран обогащали их запас. Античные и библейские мифы, народные песни и сказки, мировая художественная литература, критика, публицистика, мемуары, исторические документы, научные сочинения, речи политических и общественных деятелей являются обильными источниками крылатых слов.
В отечественной литературно-речевой культуре к самым производительным основам крылатых выражений принадлежат «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, многие произведения Гоголя, Козьмы Пруткова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Михаила Булгакова, Маяковского, Ильфа и Петрова, современных сатириков и юмористов, а также политических других деятелей, по преимуществу насмешливо воспринимаемых общественным сознанием.
Крылатые слова – это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они являются важным экспрессивным средством языка, используемым писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.п.
1.3. Классификация крылатых слов
Существует 3 вида крылатых выражений: крылатые выражения – афоризмы,цитаты, перифразы.
Афори́зм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») – оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Крылатые выражения-афоризмы
Помимо лаконичности важным качеством афоризма является его глубокий смысл. Фраза должна заставлять задуматься.
Авторами большинства выражений, ставших крылатыми, являются писатели. Мировая и русская литература подарила множество примеров, которые употребляются и сегодня. Например, «И золотой мешок, и метит в генералы», «Счастливые часов не наблюдают» из «Горе от ума» Грибоедова. «Любви все возрасты покорны» Пушкина. «Человек!..Это звучит…гордо» Горького.
И ещё сотни метких выражений вошли в наш лексикон со страниц книг.
Цитата (лат. citatum <citare призывать, называть)
1) Дословно приводимые чьи-либо слова.
2) заимствованная, скопированная часть какого-либо произведения.
Источниками этого вида крылатых слов являются мифы, литература, речи известных людей или персонажей литературы. Ряд высказываний известных личностей давно приобрел статус крылатых выражений и зачастую функционирует в языке в качестве пословицы, становясь частью культурного наследия нации. Наглядным примером таковых служат поэтические цитаты:
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» – это известное выражение из басни Крылова «Квартет». Смысл выражения в том, что сделать что-то стоящее можно, только обладая нужными знаниями и умениями. От того, где будут сидеть музыканты, не умеющие играть, ничего не поменяется.
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, плох тот генерал, который забыл, что был когда-то солдатом» – известная фраза полководца Александра Суворова, но только первая часть её стала крылатой. Это выражение означает, что всегда нужно стремиться к большему и помнить то, каким ты был раньше и какими трудами тебе далось достижение мечты.
Уместно вспомнить и крылатые выражения, источниками которых явились мифология и примеры из античной истории.
«Рог изобилия»
В греческой мифологии рог изобилия – рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец. В переносном смысле «рог изобилия» неиссякаемый источник богатства, благ.
«Панический страх»
Пан у древних греков – бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Пан может наслать такой страх, когда человек опрометью бросается бежать. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Отсюда «панический страх»
«Деньги не пахнут»
Корни этого выражения следует искать в Древнем Риме. Сын римского императора Веспасиана как-то упрекнул отца в том, что тот ввёл налог на общественные туалеты. Веспасиан показал сыну поступившие в казну от этого налога деньги и спросил его, пахнут ли деньги. Сын понюхал и дал отрицательный ответ.
Когда кто-то слышит выражение “деньги не пахнут”, то обычно понимает, что имеется в виду: получение дохода любыми способами, даже самыми нечистоплотными, которые у большинства людей вызывают брезгливость. Например, раздувание скандалов, чтобы заработать на всплеске популярности...
Любой человек независимо от веры употребляет в своей речи цитаты из Библии. Довольно много крылатых выражений берут своё начало в Книге книг. Однако не все, употребляя распространённые библейские выражения, знают, что они означают. Мы решили рассказать о значении некоторых из часто употребляемых библейских выражений и библейских историях, от которых они берут начало.
«Не судите, да не судимы будете»
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Евангелие от Матфея 7 глава) Христос говорил это тем, кто перестал замечать за собой недостатки, критиковал всех подряд, позабыв о необходимости испытывать сострадание, считаться со своей совестью.
«Внести свою лепту»
Выражение восходит к евангельской притче о бедной вдове, отдавшей в храм в качестве приношения последние две лепты (мелкая монета в Древней Греции). "Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты... Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё"
«Не хлебом одним будет жить человек»
«Не хлебом одним будет жить человек, – говорит Христос, – но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Да, Бог дал пищу, дал хлеб и в нем – жизнь». Но Он также заповедал нам любить, верить, надеяться, искать правду, стремиться к вечному, благодарить, возрастать духовно, жить непреходящим, добрым и прекрасным. И все это не сводимо к хлебу и равно важно для жизни, которая превращается иначе в бессмысленный круговорот пищеварения. Итак, вера и подлинная жизнь начинаются с преодоления искушения хлебом.( Евангелие от Марка Стих 4:22)
Перифраз или перифраза– это непрямое художественное описание предмета, который легко узнается по его характерным признакам.
Термин «перифраз» возник от древнегреческого слова, которое переводится как «иносказание, описательное выражение».
Это один из способов создать яркий и запоминающийся образ. Обычно к использованию перифраза прибегали поэты, ведь стихотворения зачастую полны образных выражений, в которых ничего не говорится прямым текстом.
Так, в стихотворениях А.С. Пушкина можно встретить много примеров перифразы. Каждый, кто читал его стихотворение об осени, скорее всего, вспомнит фразу «унылая пора». Эти слова стали крылатым выражением. Ведь сразу понятно, о каком времени года идет речь.
Примеры перифраза можно встретить в статьях критиков. Например, В.Г. Белинский однажды назвал А.С. Пушкина солнцем русской поэзии. Из содержания статьи сразу было понятно, о ком идет речь, а это выражение до сих пор употребляют, когда говорят о великом поэте.
Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» создал очень яркий образ помещика Плюшкина. Образ оказался настолько запоминающимся, что и теперь скупого человека, скрягу можно назвать «плюшкиным», и будет понятно, о каких личностных качествах идет речь.
1.4. Крылатые выражения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Тема данного проекта заинтересовала меня потому, что на уроках литературы, когда мы изучали замечательную комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», я обратил внимание на живой и очень яркий язык произведения.
Емкие характеристики персонажей и описание их действий и мыслей стали крылатыми выражениями, я читал произведение и с удивлением узнавал в тексте произведения знакомые обороты речи. Мне показалось удивительным, что цитаты из пьесы настолько полюбились читателям, что давно стали общеупотребительными выражениями. Многие даже не знают об их происхождении, хотя регулярно используют их в повседневной речи.
Заинтересовавшись этим, я узнал, что и сам Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая народная речь. Он горячо протестовал против засорения русского языка иностранными словами и выражениями и старался придерживаться этих требований в своей комедии. Язык пьесы простой, разговорный, изобилующий меткими выражениями. Он близок к нашему современному, за исключением небольшого числа слов, успевших устареть или изменить смысл.
Грибоедов показал себя мастером афоризмов. Слово для него было разящим оружием, и многие выражения из пьесы благодаря своей меткости и силе стали крылатыми – перешли со страниц комедии в живую речь и обогатили ее.
Пушкин, прочитав «Горе от ума», пришел в восхищение от языка и стиха комедии. «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу», – писал он А. Бестужеву. Слова Пушкина оправдались быстро.
Уже в мае 1825 года писатель В.Ф. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».
А. С. Грибоедов говорил о своем «детище»: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».
Главный герой противопоставлен остальным действующим лицам. Никто из них не захотел понять его, не поддержал разумных взглядов. Понимая правоту Чацкого, но, не желая поступиться своими принципами, облегчающими жизнь, они решили просто изгнать молодого человека из своего круга, а его суждения признать высокомерными высказываниями безумца. Об этом свидетельствую великолепные слова и выражения, ставшие впоследствии крылатыми. К основным из них, ярко характеризующим нравы дворянского общества Москвы, мы решили отнести следующие:
«Свежо предание, а верится с трудом!» – так определяется гражданская позиция автора, поддерживающего новые идеи и передовые взгляды. Он считает, что не следует верить сужденьям и правилам жизни «времен Очакова и покоренья Крыма», которые не приносит людям ни пользы, ни развития.
«Дома новы, а предрассудки стары». Этими словами подчеркивает Чацкий свое мнение об изменениях Москвы, говоря о том, что внешние изменения не могут скрыть основную суть жизни московского общества, продолжающего жить по старинке.
«Служить бы рад. Прислуживаться тошно!». Замечательное обличение низкопоклонства, лицемерия чиновников, готовых пойти на все ради собственной карьеры и одобрения начальства. Чацкий, будучи человеком чести и совести, готов служить добросовестно на благо Отечества, а не прислуживать ради собственных интересов. Карьеризм он ненавидит.
«Ученостью меня не обморочишь», «Уж коли зло пресечь, / Забрать все
книги бы да сжечь». Предложения, отражают невежество московской аристократии, не желающей даже слышать о просвещении, потому что ее устраивает уклад жизни, а бороться за науку она не намерена, не видя в этом проку.
«Лесть как кружево плели». Яркое выражение, обличающее раболепие, возведенное в абсолют, то есть образ мышления практически каждого служащего человека, лишенного истинного достоинства.
Показывая недостатки дворянского общества, Александр Сергеевич обозначил его глубокую философскую проблему: отсутствие морали, воспитания и образованности, без которых невозможно развиваться и двигаться навстречу прогрессу.
Крылатые выражения в комедии служат одним из средств характеристики действующих лиц грибоедовской комедии.
Отношение Фамусова к службе прекрасно характеризуют его же слова: «Подписано, так с плеч долой», «При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки»; «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..» Халатность, семейственность,служба не делу, а лицам – вот как понимает службу управляющего казенной палатой Павел Афанасьевич Фамусов.
«В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь», «Злые языки страшнее пистолета», «Умеренность и аккуратность», «Служить всем людям без изъятья» (Молчалин); «Ученостью меня не обморочишь», «Дистанции огромного размера» (Скалозуб); «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Пустое, рабское, слепое подражанье» (Чацкий). Нередко в уста одного персонажа автор вкладывает меткую характеристику другого: «И золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза о Скалозубе); «Дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных» (Чацкий о Молчалине).
Особое внимание мы уделили речи Чацкого, которая характеризует его как человека высокой культуры, духовно богатого, ей свойственна афористичность и остроумие. Многие его фразы превратились в крылатые выражения повседневной разговорной речи. Его до крайности сжатые эпиграммы обогатили и украсили язык, а некоторые стали обиходными, например:
«Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.»
«И в многолюдстве я потерян, сам не свой».
«Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож».
«Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых».
Остроумная, уместно сказанная ритмическая и рифмованная фраза, которая в комедии была употреблена Фамусовым, или Чацким, или Софьей, или другими персонажами, начинает в наше время жить новой жизнью.
Мы часто слышим слова о влюбленных: «Счастливые часов не наблюдают», а ведь именно этими словами Софья объясняет служанке Лизе, почему она не заметила рассвета.
Когда мы сомневаемся в чьих-то действиях или словах, мы вспоминаем слова Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло тому на свете». Чацкий иронически произносит эту фразу в ответ на очевидную неправду в словах Софьи.
Как и во времена Грибоедова, родители современных школьников нанимают для них репетиторов «числом поболее, ценою подешевле». А потом удивляются плохим результатам учения.
И сегодня актуальна характеристика московских балов, которую дал Чацкий: «Смешенье языков: французского с нижегородским». Согласитесь, так можно сказать и о речи, которую мы слышим на улице, в среде подростков и людей постарше.
Существуют десятки ситуаций, в которых грибоедовская фраза будет уместна. Крылатые слова из комедии можно увидеть в заголовках печатных изданий, услышать в телевизионных передачах , выступлениях. Благодаря афоризмам из комедии «Горе от ума» современная речь становится живее, остроумнее, точнее.
Неслучайно И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “Это – тонкая, умная, изящная... комедия... Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам, рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом... Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость ума и языка».
Александр Пушкин писал о Грибоедове: «Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами».
В печати пьеса появилась в декабре 1824 года. Полностью текст пьесы издали уже после смерти Грибоедова, в 1833 году, правда, только все еще с купюрами. В авторском виде в печати текст вышел только во второй половине XIX века.
О сюжете своей комедии Александр Грибоедов говорил так: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека), и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
Мы попробовали найти и зафиксировать крылатые выражения в пьесе и классифицировать их по тематике, что можно увидеть в Приложении к нашей работе.
II. Заключение.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи», – писал Н. В. Гоголь. Мы убедились в этом, работая над проектом.
Нам удалось доказать актуальность выбранной темы. Действительно, крылатые выражения благодаря своей выразительности и скрытому значению украшают нашу речь, наполняют ее большим смыслом. Они помогают нам заменить одной небольшой, но очень глубокой по смыслу фразой целое многословное предложение, передать свои переживания, эмоции, чувства.
Интересуясь их происхождением, мы невольно погружаемся в историю различных стран и народов, узнаем о традициях, верованиях людей, их культурой. Благодаря этим знаниям мы обогащаем свои знания не только в области языка, но и в истории, культуре.
Приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас, пополняя его в том числе и крылатыми выражениями.
Вместе с учителем русского языка и литературы мы разработали мини-словарь крылатых фраз и выражений, актуальных для языковых ситуаций современных подростков. Данный словарь должен помочь обогатить собственную речь школьника, сделать ее более красочной и образной, а также послужить развитию интереса учащихся к языку и истории.
III. Практическая часть.
3.1. Результаты исследования опроса учащихся старших классов
Вместе с учителем русского языка и литературы, М.А. Кривкиной, мы провели анкетирование учащихся старших классов МБОУ СОШ №16. Респондентам из 9-11 классов было предложено охарактеризовать степень своего знакомства с крылатыми словами и выражениями, а также истолковать три крылатых фразы. Большинство из опрошенных знакомы с существованием в русском языке крылатых слов, но вот дать пояснение, объяснить значение могут лишь единицы. Вся полученная статистика отображена в презентации и Приложении 2.
Графа анкеты «Использую в своей речи» заполнялась лишь двумя-четырьмя респондентами от общего количества опрошенных в целом классе.
Проанализировав ответы учащихся, я получил определенные результаты: практически все старшеклассники нашей школы знают, что такое крылатые выражения, но меньше половины из них могут сказать, для чего они нужны, какова их роль в речи. Почти 95% вообще не использует в своей речи крылатые выражения, а остальные если и используют, то редко. Подростки слышали и читали очень мало крылатых выражений, а если и слышали, то не всегда верно понимают их значение. Большинство респондентов не смогли написать значение предложенных крылатых выражений, хотя они весьма популярны и широко распространены, изучаются в рамках школьной программы.
Из вышесказанного я могу сделать следующий вывод: действительно, крылатые слова и выражения редко используются в речи современного подростка.
IV. Литература.
Шулежкова С.Г. Крылатые выражения русского языка, их источники и развитие. М.: Азбуковник, 2002. – 287 с.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Словарь крылатых слов и выражений. – М.,1998.
Берков В. П. Большой словарь крылатых слов русского языка: 4000
единиц. - М.: Русские словари, АСТ, Астрель,2000.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская. – С. 497-500.
Введенская Л.А., Баранов М.Т. Лексика и фразеология русского языка, -М., 1979.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка /
учебное пособие. – М.: Просвещение, 1994г.
«Культурный вопрос»: откуда берутся крылатые выражения? URL: https://www.culture.ru/themes/257376/kulturnyi-vopros-otkuda-berutsya-krylatye-vrazheniya – дата обращения 31.01.2023
Коротких Т.А. Языковой статус крылатых выражений по отношению к фразеологической системе языка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-status-krylatyh-vyrazheniy-po-otnoseniyu-k-frazeologicheskoy-sisteme-yazyka
Приложение 1
Приложение 2
Словарь популярных крылатых фраз и выражений для старшеклассников
Крылатые слова из мифологии
Ящик Пандоры – источник бед и проблем.
Объятия Морфея – сон со сновидениями.
Узы Гименея – супружество.
Петь дифирамбы – восхвалять, превозносить кого-то.
Десятая муза – новая область искусства.
Кануть в Лету – бесследно исчезнуть.
Драконовы законы – суровые законы.
Богат как Крез – сказочно богат.
Геростратова слава – слава, добытая преступным путем.
Пиррова победа – победа, достигнутая слишком дорогой ценой.
Родиться второй раз – о человеке, который чудом избежал смерти.
Прометеев огонь – неугасимое стремление к достижению высоких целей.
Циклопическая постройка – огромное сооружение.
Пуп земли – человек, считающий, что все вертится вокруг него.
Олимпийское спокойствие – так говорят об абсолютно невозмутимом человеке, которого невозможно вывести из себя.
Под эгидой – под защитой.
Провалиться в тартарары – провалиться в глубины преисподней.
Век Астреи или Золотой век – самое счастливое время, период благоденствия.
Рог изобилия – неиссякаемый источник различных благ.
Пальма первенства – превосходство в чем-либо.
Нектар и амброзия – вкуснейшие еда и питье.
Нить Ариадны – способ решения сложной проблемы, путеводная нить.
Золотое руно – труднодостижимое богатство, золото.
Ахиллесова пята – уязвимое место.
Дары данайцев, Троянский конь – подарок с тайным злым умыслом.
Гидроголовая задача – задача, решение которой вызывает новые проблемы.
Между Сциллой и Харибдой – между двумя серьезными опасностями.
Прокрустово ложе – мерка, под которую пытаются подогнать любую вещь.
Гомерический смех – неудержимый, громкий хохот.
Цитаты Античности, ставшие крылатыми
Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Сократ
Твоё право – ругаться, моё право – не слушать.
Аристипп
Дома – львы, вне дома – лисицы.
Петроний Арбитр Гай
Солнце светит всем.
Петроний Арбитр Гай
Начало – половина всего.
Лукан Марк Анней
Старая любовь не забывается.
Петроний Арбитр Гай
Живи как можешь, раз нельзя как хочется.
Цецилий Стаций
Не всё то благо, к чему многие так жадно стремятся.
Марк Туллий Цицерон
Глаза – зеркало души
Марк Туллий Цицерон
Или не берись, или доводи до конца.
Публий Овидий Назон
Пока мы откладываем жизнь, она проходит.
Луций Анней Сенека
Кто везде – тот нигде. Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь – и довольно.
Луций Анней Сенека
Если хочешь быть любимым – люби.
Луций Анней Сенека
Немногих удерживает рабство, большинство за свое рабство держится.
Луций Анней Сенека
Нас делают наши мысли.
Луций Анней Сенека
Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно.
Луций Анней Сенека
Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.
Марк Аврелий
Не поднимайте пыли на жизненном пути.
Пифагор
Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Сократ
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом.
Сократ
III. Крылатые слова из Библии
1. Адамовы веки [времена].
По библейскому мифу, Адам – имя первого человека на земле, прародителя рода человеческого. На основе этого мифа возникло выражение «адамовы веки (времена)», употребляемое в значении: давняя старина.
2. Беден, как Лазарь. Петь Лазаря.
Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели «духовные стихи» и особенно часто «стих о бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения «петь Лазаря», «прикидываться Лазарем», употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.
3. Блудный сын.
Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, II –32), «блудный сын» значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.
4. Вавилонский плач. Вавилонское пленение. Вавилонская тоска.
Выражения возникли из Библии, из 136-го псалма, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: «На реках вавилонских тамо седохом и плакахом…»
5. Вавилонское столпотворение.
Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог «смешал язык их», они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку (Бытие, II, 1-9). (Церк.-слав.: столпотворение – строение, столпа, башни.) Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха.
6. Валаамова ослица.
Выражение возникло из библейской легенды о Валааме, ослица которого однажды заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Числа, 22, 27-28). Употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим.
7. Валтасаров пир. Жить Валтасаром.
Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Балтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. Употребляется в значении: веселая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия. «Жить Валтасаром» – беспечно роскошествовать.
8. Ветхий Адам (человек).
Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к римлянам (6, 6), ефесянам (4, 22), колоссянам (3, 9), где имеет значение: грешный человек, который должен нравственно переродиться. Отсюда «совлечь с себя ветхого человека, Адама» получило значение: духовно обновиться, освободиться от старых привычек, взглядов.
9. Вложить персты в язвы.
Выражение, возникшее из Евангелия, употребляется в значении: коснуться уязвимого, больного места у кого-либо; не доверяя другому, самому убедиться в чем-либо на опыте.
10. Волк в овечьей шкуре.
Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7, 15). Употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.
11. Голгофа.
Холм в окрестностях Иерусалима, где, по евангельскому мифу, был распят на кресте Иисус. Иносказательно: нравственные страдания, мучения; подвижничество.
12. Голиаф.
Так называют человека очень высокого роста и большой физической силы, по имени филистимлянского богатыря-великана, которого Давид убил камнем, брошенным из пращи, о чем рассказано в Библии (1-я Книга Царств, 17).
13. Ева.
По библейскому мифу, Ева – первая женщина, сотворенная богом. Из любопытства она вкусила плод из запретного древа, за что была изгнана из рая (Бытие, 3, 20). Имя ее стало синонимом любопытной женщины.
14. Египетская работа.
Выражение это, употребляемое в значении: тяжелый, изнурительный труд, возникло из библейского рассказа о тяжелых работах, которые выполняли евреи, находясь в египетском плену (Исход, 1, 11, 13-14).
15. Египетские казни.
Выражение это, употребляемое в значении: жестокие, губительные бедствия, возникло из библейского мифа о десяти казнях, которым Бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из плена: превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек, моровую язву и проч. (Исход, 7-12).
16. Заблудшая овца.
Так говорят о человеке беспутном, сбившегося с правильного пути. Выражение возникло из Евангелия. (Матф., 18, 12; Лука, 15, 4-6).
17. Запретный плод.
Выражение употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве. (Бытие, 2, 16-17).
18. Златой телец.
Выражение употребляется в значении: золото, богатство, власть золота, денег, – по библейскому рассказу о тельце, сделанном из золота, которому евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу (Исход, 32).
19. Избиение младенцев.
Выражение возникло из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода (см. Ирод), после того как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским (Матф., 2, 1-5 и 16). Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к кому-либо вообще.
20. Иуда-предатель. Иудин поцелуй.
Выражения возникли из евангельской легенды о предательстве одного из двенадцати учеников Иисуса – Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 25, 48-49; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «иудин поцелуй» употребляется в значении: предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы.
21. Камень преткновения.
Выражение употребляется в значении: затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле. Возникло из Библии (Книга пророка Исаии, 8, 14; Послание апостола Павла к римлянам, 9, 31-33 и др.).
22. Не о хлебе едином жив будет человек.
Выражение из Библии (Второзаконие, 8, 3; Матф., 4, 4; Лука, 4, 4). Употребляется в значении: человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей.
23. Не сотвори себе кумира.
Цитата из библии, одна из заповедей Моисея (Исход, 20, 4). Употребляется в значении: не покланяйся слепо кому-, чему-либо, как идолу.
24. Притча во языцех.
Выражение из Библии (Второзаконие: 28, 37). Притча – краткий рассказ с нравоучительным смыслом; слово «языци» – языки, наречия, а также – народы, племена. «Притча во языцех» – то, что получило широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки.
IV. «Крылатика» русской литературы
«Ум имей хоть маленький, да свой».
М. Горький
«Величайшие истины – самые простые».
Л. Толстой
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей…»
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей».
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
«Под старость жизнь такая гадость...»
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
«Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!»
Михаил Лермонтов. «Хаджи Абрек»
«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
Николай Гоголь. «Мёртвые души»
«Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы».
Николай Гоголь. «Мертвые души»
«Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье».
Федор Достоевский. «Идиот»
«Красота спасет мир».
Федор Достоевский. «Идиот»
«Всё проходит, да не все забывается».
Иван Бунин. «Тёмные аллеи»
«Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым».
Сергей Есенин
«Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».
Сергей Есенин
«Утром – деньги, вечером – стулья».
Ильф и Петров. «Двенадцать стульев»
«Рукописи не горят».
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»
«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые».
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека – всегда можно».
Иосиф Бродский. Нобелевская лекция
«У тебя – своя сказка, а у меня – своя».
Галина Александрова. «Приключения домовёнка Кузи»
«Счастье – это когда у тебя все дома».
Галина Александрова. «Приключения домовёнка Кузи»
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
И. А. Крылов. «Квартет»
Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
Н. В. Гоголь. «Ревизор»
V. Крылатые выражения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
О любви и женщинах
Счастливые часов не наблюдают (когда люди счастливы, они не замечают, как быстро бежит время; Софья, действие I, явление 3)
А потому, что патриотки (о попытках оправдать свои простые житейские расчеты высокими патриотическими словами; Фамусов, действие II, явление 5)
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой (о женском жеманстве; Фамусов, действие II, явление 5)
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали (шутливо-ироническая характеристика общественного подъема; Чацкий, действие II, явление 5)
Тот скажи любви конец, кто на три года в даль уедет (вариация на тему «С глаз долой - из сердца вон»; Чацкий, действие II, явление 14)
Герой не моего романа (не в моем вкусе; Софья, действие III, явление 1)
Влеченье, род недуга (о бессознательном, не контролируемом разумом пристрастии к чему-либо или кому-либо; Репетилов, действие IV, явление 4)
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов! (о желании оставить городскую суету, найти спокойный приют; Фамусов, действие IV, явление 14)
О прошлом и его представителях
Свежо предание, а верится с трудом (о трудно представимых в сегодняшней жизни явлениях прошлого; Чацкий, действие II, явление 2)
Век нынешний и век минувший (о прошлом и настоящем времени в порядке их сравнения; Чацкий, действие II, явление 2)
Прошедшего житья подлейшие черты (о прошлом, которое возмущает говорящего и к которому он не хочет возврата; Чацкий, действие II, явление 5)
Времен Очаковских и покоренья Крыма (о чем-то безнадежно устаревшем, относящемся к незапамятным временам; Чацкий, действие II, явление 5)
Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? (по поводу отечественной «элиты» и «отцов отечества», которые вовсе не соответствуют таким самоназваниям; Чацкий, действие II, явление 5)
Поспорят, пошумят и разойдутся (о пустых, бессмысленных разговорах, дискуссиях; Фамусов, действие II, явление 5)
О консерваторах
Дома новы, но предрассудки стары (о внешних переменах и неизменной внутренней сущности чего-либо; Чацкий, действие II, явление 5)
А судьи кто? (о презрении к мнению авторитетов, которые ничуть не лучше тех, кого эти судьи пытаются порицать и критиковать; Чацкий, действие II, явление 5)
Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь (фраза-символ мракобесия, нападок на прогресс и просвещение; Фамусов, действие III, явление 21)
Ученье – вот чума; ученость – вот причина (фраза-символ мракобесия, обскурантизма, сознательного невежества; Фамусов, действие III, явление 21)
Что скажет княгиня Марья Алексевна? (о ханжеской, обывательской зависимости от чужого мнения; Фамусов, действие IV, явление 15)
О либералах и вольнодумцах
Об чем бишь нечто? – обо всем (о претендующем на мудрость пустословии; Репетилов, действие IV, явление 4)
Да умный человек не может быть не плутом (иронически о чьих-либо неблаговидных поступках или циничных жизненных принципах; Репетилов, действие IV, явление 4)
О личности и характере
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь (о человеке, который не имеет своего собственного мнения или боится его проявить; Молчалин, действие III, явление 3)
День за день, завтра, как вчера (о рутинном, однообразном течении времени; Молчалин, действие III, явление 3)
Чтобы иметь детей, кому ума недоставало? (о непритязательности обывательской жизни; Чацкий, действие III, явление 3)
Молчалины блаженствуют на свете! (о ситуации, когда процветают не яркие личности, а безликие конформисты, чиновники-карьеристы, пресмыкающиеся перед начальством; Чацкий, действие IV, явление 13)
О «лишних людях»
Ум с сердцем не в ладу (о внутренне противоречивом восприятии окружающего; Чацкий, действие I, явление 7)
Горе от ума (умному, прогрессивному человеку трудно существовать в косном обществе людей с посредственными интересами)
Служить бы рад, прислуживаться тошно (о стремлении приносить пользу, а не угождать начальству; Чацкий, действие II, явление 2)
Что говорит! и говорит, как пишет! (о хорошо структурированном изложении прогрессивных идей; Фамусов, действие II, явление 2)
Да он властей не признает! (иронически об оппозиционных высказываниях о властях или начальстве; Фамусов, действие II, явление 2)
Я странен, а не странен кто ж? (утверждение об индивидуальности мыслящего человека; Чацкий, действие III, явление 1)
Сюда я больше не ездок! (о нежелании посещать место, где человека не понимают, огорчают и т. д.; Чацкий, действие IV, явление 14)
Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок! (шутливо-преувеличенно о своей обиде, разочаровании; Чацкий, действие IV, явление 14)
О преклонении перед иностранным
Смешенье языков: французского с нижегородским (о неграмотном или неуместном использовании иностранных слов или выражений в чьей-то речи; Чацкий, действие I, явление 7)
Зачем же мнения чужие только святы? (о преклонении перед всем иностранным; Чацкий, действие III, явление 3)
Французик из Бордо (об иностранцах, которые в России пользуются неумеренным обожанием в качестве «учителей жизни»; Чацкий, действие III, явление 22)
О «высоких материях»
Пофилософствуй – ум вскружится (употребляется обычно как форма шутливого отказа обсуждать какие-либо сложные, заумные вопросы; Фамусов, действие II, явление 1)
О Байроне, ну о матерьях важных (о какой-либо важной, «ученой» теме разговора; Репетилов, действие IV, явление 4)
О разнице поколений
Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца (иронически о родительском авторитете; Фамусов, действие I, явление 4)
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! (о сложности для отца понимать интересы и запросы молодой дочери; Фамусов, действие I, явление 10)
Некоторые понравившиеся мне лично крылатые выражения из
«Горе от ума» с комментариями
Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (лучше держаться подальше от особого внимания людей, от которых зависишь, поскольку от их любви до их ненависти – один шаг; Лиза, действие I, явление 2) – в буднях школьника уместно употреблять по отношению к классному руководителю.
Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (просьба не мешать, не заходить, не приходить куда-либо; Фамусов, действие I, явление 4) – отлично подходит в качестве вежливой просьбы удалиться младшим братьям и сестрам.
Шел в комнату, попал в другую (об объяснении, выглядящим не слишком убедительно; Софья, действие I, явление 4) – крылатая фраза, объясняющая всё маме.
Хорошо там, где нас нет (пример житейской мудрости о недостижимости идеала; Чацкий, действие I, явление 6) – универсальный ответ на предложение изменить что-то в жизни.
Дистанция огромного размера (о большой, несоизмеримой разнице между чем-либо; Скалозуб, действие II, явление 5) – аргумент в споре с младшим братом, например, в уровне интеллекта у нас с тобой «дистанция огромного размера».
Злые языки страшнее пистолета (нравственные страдания, которые навлекают на человека клеветники или злопыхатели бывают порой страшнее физических мук и самой смерти; Молчалин, действие II, явление 11) – литературная реакция на слухи.
Послушай, ври, да знай же меру! (шутливо-иронический совет умерить свою фантазию, хоть как-то сообразовывать свои выдумки с требованиями правдоподобия; Чацкий, действие IV, явление 4)
И вот – общественное мнение! (о вздорности слухов, домыслов, сплетен, предрассудков, которые не стоит принимать во внимание; Чацкий, действие IV, явление 10)
Ба! знакомые всё лица (используется для выражения удивления при неожиданной встрече с кем-либо; Фамусов, действие IV, явление 14)