Введение
Сергей Есенин… Вот уже в который раз я перечитываю его стихотворения. И в который раз, закрыв книгу, словно впервые еще долго пребываю под впечатлением от прочитанного. Нет — от прочувствованного, пережитого всем сердцем! Водоворот чувств манит, очаровывает, уносит в неведомые волшебные дали, где царствует нежность, грусть, восторг, радость, сожаление, светлая печаль, красивая мечта… И — всегда — любовь. Любовь во всех ее проявлениях — к матери, к родине, к животному и растительному миру, к природе, к женщине. Любовь, ставшая главной темой всего творчества Есенина, волнует сердца читателей. Каждому из нас понятны и близки есенинские строки, раздумья об уходящей молодости, о разладе между чувством и разумом, о нравственном очищении, о противоречиях любви. Этот список можно продолжать бесконечно долго — ведь поэт писал о самом сокровенном, о том, что хоть раз в жизни испытал каждый человек.
Актуальность тематики настоящего исследования определяется тем, что тема любви в искусстве вечная, а любовная лирика Сергея Есенина автобиографичная и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. В его художественном мире сливаются воедино поэзия любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность.
Поэтому кажется, что он писал о нас — обо всех и в то же время именно о тебе, единственном, таком похожем и таком не похожем на остальных. Любовь поэта… У Есенина она прекрасна и возвышенна, светла и трагична, озарена надеждой, искренностью, страстью, чистотой, верой. С самых первых строк, родившихся в пылком юном сердце.
Цель настоящего исследования – проанализировать любовную поэзию в творчестве С.Есенина и определить душевное состояние главного героя любовной поэзии поэта.
Для достижения заявленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- ознакомиться и изучить любовную поэзию Есенина;
- проанализировать и выделить главного героя любовной поэзии Есенина: девушку, мать, Родину и т.д.
- установить взаимосвязи между настроением главного героя, тематикой любовной поэзии и жизненным периодом самого поэта.
Для решения поставленных задач настоящего исследования использовались методы теоретического уровня (анализ творчества, моделирование, обобщение, сравнение, систематизация, классификация).
Объект исследования– любовная лирика С.Есенина.
Предмет исследования– взаимосвязь любви и душевного состояния главного героя поэзии Есенина
Структура работы определена логикой научного исследования, носит теоретический характер и состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.
Основная часть
В конце своей жизни поэт обратился к теме любви (до этого времени он редко писал о ней). Чтобы почувствовать своеобразие этих стихов Есенина, важно иметь ввиду, какого рода любовная лирика появлялась в печати в начале 20-х годов. Это была либо откровенная эротика, либо аскетический отказ от выражения интимных чувств. Есенинская любовная лирика не касается этих крайностей, она ярко эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре её - сложные перипетии любовных отношений и незабываемый образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налет натурализма и богемности, который был свойствен ему в имажинистский период, освободился от вульгаризмов и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви, резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался в отдельных лирических произведениях. В 1923 году прозвучало такое есенинское признание: "В первый раз я запел про любовь... " Особой выразительностью отличаются два есенинских цикла - "Любовь хулигана" (1923) и "Персидские мотивы" (1924-1925).
В период душевного кризиса С. Есенин пишет стихотворение “Москва кабацкая”. В нем совершенно иное представление о любви. Любовь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума».
Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. К любовной теме последних лет поэта относится и стихотворение “Письмо к женщине”. В этом письме он просит прощение у женщины, которую когда-то любил. Теперь он исповедуется перед ней и просит простить его за обиды и горечь, которые ей причинил. В то время он не сумел сберечь любовь, но до сих пор хранит в сердце уважение и привязанность к ней. «Пусть я буду любить другую, Но и с нею, с любимой, другой, Расскажу про тебя, дорогую, Что когда-то я звал дорогой».
28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - “До свиданья, друг мой, до свиданья.” - по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью. Любовь оказалась для поэта самым светлым чувством.
С первых проб пера и до самой смерти Сергея Есенина любовная лирика занимала особое место в его творчестве. Известно, что поэт был человеком очень влюбчивым, романтичным и падким на женщин — причём каждой новой пассии он отдавался полностью, словно первой и последней. Это нашло отражение в многочисленных стихотворениях, строки которых до сих пор задевают чувства людей.
Любовная лирика Есенина уникальная по искренности и глубине чувств, которые автор пытается донести до своих возлюбленных. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоций — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью и предательством.
Раннее стихотворение “Зеленая прическа” было посвящено Л.И.Кашиной. Хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички - с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну... древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: «Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня».
Актриса Августа Миклашевская - женщина, которая помогает С.Есенину вновь обрести смысл жизни, любовь. Поэт начинает писать новый цикл в своей поэзии любви - “Любовь хулигана”. В любви к любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Образ прекрасной женщины переплетается с образом осени. Ее имя «звенит», ее волосы «цветом в осень». Эта женщина оказалась возможностью спокойного и мудрого примирения с действительностью, прощанием с «хулиганством». Но вместе с тем лирический герой прощался и с молодой отчаянностью, с «буйством глаз и половодьем чувств». Герой остро осознает и переживает невозможность любви.
Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении “Ты такая ж простая, как все“, где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.
В цикле стихотворений “Персидские мотивы” (“Шаганэ ты моя, Шаганэ...”, “Руки милой - пара лебедей”, “Ты сказала, что Саади. ”, “В Хороссане есть такие двери”) выражены чувства любви в разных ее проявлениях. Есенина интересуют оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. Появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ “Персидских мотивов” собирательный.
Все героини цикла - Шаганэ, Гелия, Лала - прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает С.Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. С самого начала герой подчеркивает большую разницу между собой и любимой персиянкой. Он отмечает, что они из разных миров и у них очень мало общего. Герой не может рассказать прекрасной персиянке то, что ее интересует, то, что ей близко и знакомо. Но, уставший от жизненных невзгод, ищет успокоения у своей возлюбленной: «Наклонись своим красивым станом, На коленях дай мне отдохнуть».
Особенности его творчества:
Эмоциональность. Любовь в стихах поэта представлена как бурный, неудержимый порыв души, мгновенно затмевающий все остальные чувства и желания человека. Каждая новая страсть для Есенина чувствуется настолько же ярко, как и предыдущая, а любая романтическая утрата и разочарование приносит огромную боль, даже если он давно расстался со своей пассией.
Печаль, ностальгическая тоска и безнадёжность. В каждом из сочинений Есенина мгновения счастья описаны в прошедшем времени. Они противопоставляются безрадостному настоящему, из которого любовь уже ушла. Это отражает реалии жизни поэта — спокойная семейная жизнь ему не подходила, он всё время искал чего-то нового, а потому не смог найти настоящую любовь, что стало причиной многих слёз и страданий. Повторяющимся мотивом становятся также извинения и желание исправить свои прошлые ошибки.
Задушевность. В каждом из есенинских стихотворений читаются неподдельные эмоции и чувства не только героя, но и человека, который писал строки. Яркие эпитеты, выразительные метафоры, противопоставление очень живо отражают состояние души поэта, никогда не опускаясь до пошлости или банальности.
Искренность. Каждый из стихов Есенина — небольшая частичка его жизни. Они несут самые сокровенные и глубокие чувства поэта, которыми он стремится поделиться с любимыми женщинами.
В каждом из романтических произведений Есенина неудержимая жажда любви и «человеческой нежности» сочетается со страданием и горем от её несовершенства. Из-за этого его любовная лирика звучит печально и безысходно, что отражает трагичную судьбу писателя — он так и не нашёл единственной женщины, с которой был готов связать свою судьбу.
Тема любви в стихах поэта раскрыта с разных сторон. Есенин начинал как самоучка и со временем не только совершенствовал свой талант, но и менял точку зрения о взаимоотношениях мужчины и женщины. В раннем творчестве талантливого писателя лирический герой имел образ типичного деревенского парня — пылкого и страстного, но простого и неискушённого. Горячие юношеские переживания, описываемые в стихах, были пропитаны печалью, но им не хватало глубоких душевных переживаний.
Другая особенность стихов, написанных поэтом в годы юношества — переплетение любви к природе и девушке. Изумление красотой окружающего мира — реками, горами, лесами, животными — придавало поэмам лёгкости и непосредственности, от которой несколько его работ было опубликовано в детских журналах.
Своеобразие стихов заключается в том, что природа была не просто фоном для взаимодействий мужчины и женщины, а и непосредственным участником событий — она давала паре лучше понимать чувства друг друга, влияла на развитие и развязку отношений. Сам образ любимой тоже был тесно связан с окружающими красотами.
Революция 1818−1819 годов оказала большое влияние на творчество Есенина. Тема любви в его поэзии постепенно отошла на второй план. Среди лирики того времени выделяется сборник «Москва кабацкая», из которого ясно, что у поэта наступил трудный период в личной жизни.
Это выражается в таких строках:
Много женщин меня любило
Да и сам я любил не одну
Но от этого ль тёмная сила
Приучила меня к вину.
Произведения становятся более циничными, озлобленными. Любовь перестаёт представать перед читателем добрым, светлым чувствам — романтичные описания героинь меняются на вульгарные слова, а идеализированные образы женщин — на уродливые внутренне и внешне. Период «потерянности» заканчивается только ближе к концу жизни писателя. В 1824—1825 годах выходит сборник «Персидские мотивы», а также стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Письмо к женщине», в которых Есенин снова начинает представлять любовь нежно и романтично.
В поздней романтической лирике поэта прослеживается мотив патриотизма. Лирический герой эволюционирует в ответственного гражданина своей страны. Воспевается любовь к родине — её природе, бескрайним просторам, скромной и строгой красоте.
Исследователи есенинского творчества много размышляли над собирательным характером созданного поэтом женского лирического образа. Выдвигались как версии существования только одного, доминирующего образа лирического адресата («девушки в белом», единственной любви Есенина), так и предположения, связанные с многообразием портретных линий, отражающих диалектику души лирического героя. Думается, истина, как обычно, заключается в объединении двух подходов.
Однако ни один женский образ не сливается с образом самого поэта настолько, насколько это происходит с образом России.
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Любовь к женщине - лишь малая ипостась проявления щедрости есенинского сердца. Она неотделима от представлений о родной земле, доме, семье, очаге, от мыслей о своем народе, его исторической судьбе, его Душе.
Обличенная в плоть есенинского слова русская любовь всеохватна, «всемирно отзывчива», оттого что ей тесно в границах государства, как бывает тесно душе в границах тела. Однако это русское тело - есть земля, плодоносящая, кормящая, неброская, но могучая в своей внешне спокойной, равнинной красоте. И только до тех пор, пока земля для русских будет оставаться зеркальным отражением неба, образом и подобием его, наш народ сохранит свою национальную целостность, свою спасительную «особенность», единственно данную нам дорогу к нездешней Красоте.
Каждый из стихов Есенина про любовь тесно связан с определённым периодом в его биографии. Адресаты его произведений — любимые женщины. Сам поэт говорил, что никогда не врал в своих произведениях — каждое из них было исповедью, признанием, сообщением или извинением, которую он пытался донести до возлюбленной. Чтобы лучше понять смысл и посыл творчества писателя, необходимо разобраться в его романтических отношениях.
Первой студенческой любовью поэта, которой он посвятил стихи, была Анна Сардановская. В 16 лет девушка пообещала выйти за него замуж, но затем тот уехал в Москву, а она сыграла свадьбу с другим. В 1821 году Сардановская умерла при родах, что, несмотря на долгую разлуку, сильно расстроило Есенина.
В посвящённом ей коротком стихе «За горами, за жёлтыми долами…» главный герой и его возлюбленная представлены очень невинно — в них нет ничего пошлого, циничного или вызывающего.
Текст пропитан тоской по роману, которого так и не случилось. Несмотря на мрачность содержания, тон и средства выразительности облегчают произведение, благодаря чему оно оставляет светлые чувства. Первой женщиной, с которой поэт вступил в серьёзные отношения, стала его гражданская жена Анна Изряднова.
Он не посвящал ей официальных стихотворений, но мысли о несостоявшейся свадьбе и своём сыне он записал в произведении «Тёплый вечер». Разлука причинила творцу сильные душевные переживания, что сказалось на настроении его будущей лирики.
В 1917 году Есенин вступил в брак с Зинаидой Райх. Вместе они прожили недолго — всего 4 года. Писатель уже начинал вести свою разгульную жизнь и даже поднимал на жену руку, что и стало главной причиной расставания.
В 1821 году супруги развелись, а в 1924 Есенин посвятил Райх одно из самых популярных своих стихотворений — «Письмо к женщине». Оно посвящено размышлениям поэта о прошлом и будущем, его сожалениям. Читая произведение, можно легко заметить контраст между «тогдашним» и «теперешним» писателем. В 1922—1923 годах у Есенина завязался пылкий роман с Айседорой Дункан.
Ей он посвятил длинный стих «Пой же, пой на проклятой гитаре», в котором читается страсть и бешеное упоение жизнью, далёкое от традиционной семейной идиллии.
В последние годы жизни Есенин влюбился в актрису Августу Миклашевскую, которой посвятил стих «Я помню, любимая, помню» и цикл «Любовь хулигана». Но она не отвечала взаимностью.
Любовные и романтические произведения в творчестве Есенина разнообразны — от безобидного лёгкого увлечения и пылкой страсти до тяжёлого цинизма, страданий, разочарований и сожалений. Чтобы лучше понять их, стоит взглянуть на отдельные произведения гениального автора в отрыве от остальной литературы. «Заметался пожар голубой». Один из самых красивых коротких стихов Есенина о любви — «Заметался пожар голубой».
Его главная особенность заключается в точной передаче изменений, творящихся в душе поэта.
Строки произведения отражают переоценку писателем своих ценностей — он готов измениться, начать исправлять ошибки прошлого, отринуть от скандального прошлого и распутного образа жизни и покориться своей судьбе.
Лирический герой, прототипом которого стал сам Есенин, наполнен нежностью, светлыми чувствами и желанием измениться к лучшему. Одна из самых запоминающихся особенностей этого стиха — богатые средства выразительности. Особенно выделяются яркие эпитеты: «пожар голубой»; «глаз злато-карий омут»; «был я весь — как запущенный сад»; «поступь нежная, лёгкий стан»; «волос цветом в осень».
Они помогают лучше донести переживания героя, показать пробуждение чувств в его душе.
Он тоскует по старым несбыточным мечтам и амбициям, но смиряется с этой нежной грустью и начинает идти к своим настоящим целям- «Ты меня не любишь, не жалеешь»...
Как видно уже из названия, это стихотворение Есенина пропитано нелёгкими чувствами — горечью, разочарованием, смятением, неуверенностью в собственном будущем. Главный герой с одной стороны желает новой любви и нежности, а с другой — боится очередного предательства и не хочет подвергаться риску снова испытывать страдания. На его сердце слишком много шрамов от старых отношений, чтобы он был по-настоящему готов к новому счастью. Отсюда и происходит лейтмотив стиха, которым является строка «Кто любил, уж тот любить не может».
Одним из высших достижений любовной лирики Есенина является его знаменитый цикл «Персидские мотивы». Этот цикл был написан в 1924–1925 годах. В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан. Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шаганэ…», «Руки милой – пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери» и так далее) выражают чувства любви в разных ее проявлениях. Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки.
В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине. Поэтому в стихотворениях цикла появляется еще один образ – «рязанских раздолий».
Замечательно в этом плане стихотворение «Никогда я не был на Босфоре…». В этом стихотворении чувство любви к женщине тесно переплетается с чувством любви к Родине. С самого начала герой подчеркивает большую разницу между собой и любимой персиянкой. Он отмечает, что они из разных миров и у них очень мало общего. Герой не может рассказать прекрасной персиянке то, что ее интересует, то, что ей близко и знакомо:
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну.
Но, несмотря на это, герой, уставший от жизненных невзгод, ищет успокоения у своей возлюбленной:
Наклонись своим красивым станом,
На коленях дай мне отдохнуть.
По мере развития стихотворения разница между героями становится все более явной. Персиянке нет дела до «далекого имени Россия» и до загадочной русской души поэта. Мы узнаем о душевных переживаниях лирического героя. Он устал, ищет покоя, возможно, хочет убежать от своей прошлой жизни. Поэтому он приехал так далеко, в Персию. В объятиях экзотической красавицы он ищет забвения:
Я давно ищу в судьбе покоя,
И хоть прошлой жизни не кляну,
Расскажи мне что-нибудь такое
Про твою веселую страну.
Но забыться не получается, потому что герой очень тоскует по родине:
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал
Несмотря на разъедающую душу тоску, лирический герой всеми силами пытается погрузиться в любовь и с помощью нее возродиться очищенным и обновленным:
И хотя я не был на Босфоре -
Я тебе придумаю о нем.
Все равно — глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем.
Почему именно в объятиях персиянки хочет забыться лирический герой? Герой видит в персидских женщинах загадочность, некую неизведанную магическую власть. Это сказочные существа, чаровницы, способные заколдовывать. Они похожи на райских птиц.
Также мотив любви силен в цикле «Любовь хулигана», посвященном актрисе Московского Камерного театра Августе Миклашевской. Образ прекрасной женщины переплетается с образом осени. Ее имя «звенит», ее волосы «цветом в осень». Эта женщина оказалась возможностью спокойного и мудрого примирения с действительностью, прощанием с «хулиганством». Но вместе с тем лирический герой прощался и с молодой отчаянностью, с «буйством глаз и половодьем чувств». Герой остро осознает и переживает невозможность любви:
И любовь не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
В этом цикле преобладает красота холода и увядания.
Таким образом, чувство любви, которое пронизывает почти всю лирику Есенина, очень сложное и противоречивое. Почти всегда оно переплетается с чувством разочарования, утраты, тоски и сливается воедино с чувством любви к Родине и с философскими раздумьями поэта.
Моральные терзания в сочетании с невозможностью открыться для новой любви доставляют лирическому герою много душевных мук, отчего он становится циничным и разочарованным в жизни.
Именно страх наступления новых переживаний и дополнительных страданий мешает ему исцелиться и снова стать счастливым, в чём и заключается главная трагедия. «Руки милой — пара лебедей»
По характеру вложенных чувств и эмоций это стихотворение относится к тому же классу, что «Ты меня не любишь, не жалеешь» — лирический герой находится в смятении, его терзает внутренний конфликт.
Он жаждет любви и нежности, но боится испытать новое разочарование, оказаться обманутым и брошенным, а потому сомневается в своих чувствах. Через строки стиха проходит тревога, растерянность, страх одиночества. Герой потерян и понятия не имеет, что ему делать — это выражается через акцентированные строки стиха — «Я не знаю, как мне жизнь прожить».
В контраст с тяжёлой тематикой стиха вступают художественные средства. Произведение написано очень ласково и трепетно, наполнено душевностью и теплотой. Лирический герой восхищается нежностью любимой, чьи руки ласкают его волосы, её женской красотой и изяществом. Но нелёгкие душевные переживания, вызванные неуверенностью и страхом, омрачают счастье.
Заключение
Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь – первая и основополагающая эмоция и чувство. Но по мере взросления, к сожалению, человека начинают окружать не очень приятные вещи, и отношение к жизни меняется.
Но все же, несмотря ни на что, любовь остается в жизни людей, напоминая о себе первым поцелуем, морским бризом, лунными ночами и ласковым маем, когда вся природа в стихах Есенина ликует и любит жизнь. Отношения между мужчиной и женщиной только тогда бывают хорошими, долгими и плодотворными, когда основаны не столько на взаимном уважении, сколько на любви.
Поэтому о том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и нигда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить? Писатели и поэты посвящали теме любви не только книги и тома, но и свои жизни. И каждый из них видел любовь по-разному, разным наполнял её.
Прошлые сожаления в душе мешают лирическому полностью насладиться любовью, что отражает желание самого Есенина исправить ошибки прошлого. «Глупое сердце, не бейся». Этот стих поэта отражает приобретённые им цинизм и мрачный взгляд на жизнь. Лирический герой окончательно разочаровался в любви — он считает её обманом, приносящим только страдания и разочарования.
Он пережил многочисленные предательства и неудачи в отношениях и не хочет повторять совершённые ранние ошибки, предпочитая вовсе отказаться от романтики. Любовные страдания в стихотворениях Есенина «глупое сердце, не бейся» завершает каждый куплет стихотворения, повествующий о романтических приключениях героя, как бы отражая его желание избавиться от них. Но, несмотря на грустную тематику, стихотворение не полностью безысходно — как автор признаётся, «жизнь не совсем обманула» его и выражает надежду, что злая судьба когда-то ответит на его любовь «песнею соловьиной». Любовная лирика навсегда останется изюминкой творчества Есенина, ведь именно в ней чувства поэта проявляются наиболее ярко и многогранно.
Выразительный язык написания в сочетании с раскрытием актуальных до сегодняшнего дня тем заставляет читателя невольно сопереживать каждому лирическому герою и, следовательно, самому автору.
Больше всего подкупает то, что он остаётся искренним и открытым в своих чувствах, несмотря на все его недостатки — он признаёт несовершенство любви, но всё равно стремится к её торжеству.
Список использованной литературы
Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество.М., Просвещение, 1976 г.
Большакова А., Давыдова Т. Есениноведение сегодня: ключи к пониманию // Литературная учеба. 2002. №1. С. 192-194.
Волков А.А. Художественные искания Есенина. М.,1976.
Есенин С.А. Избранное.М., Молодая гвардия, 1988 г.
Есенин С.А. Собр. соч.: в 6 т. / Под ред. В.Г.Базанова. М., 1967. 192 с.
Захаров А.Н. Художественно-философский мир Сергея Есенина: автореф.докт.филол.наук. Москва, 2002. 44 с.
Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 51-54.
Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Нижний Новгород, 2015.145 с.
Куняев С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака. М., 2001.
Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель,1972.
Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е. Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.
Павлов П.В. Писатель Есенин.М., Молодая гвардия, 1988 г.
Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.