Тайна почерка

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайна почерка

Тарасова М.А. 1
1МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Кастуева Тереза Таймуразовна 1
1МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность тематики настоящего исследования определена тем, что графология – наука о почерке всё активнее и активнее применяется в различных сферах современного мироустройства, даже не смотря на повсеместное внедрение смартфонов и иных электронных устройств, заменяющих людям традиционные инструменты написания текстов.

Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — это учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.

Ещё на заре становления человечества первые исследователи и естествоиспытатели начали обращать внимание на взаимосвязь почерка и чертами характера человека.

Человек значительную часть своей жизни связан с письмом – человек пишет в школе, дома, на работе и от почерка зависит многое: и самооценка самого человека и его восприятие окружающими людьми.

В течении жизни человека почерк может меняется, но при этом он всегда будет оставаться полностью уникальным, складывающимся в процессе воздействия на человека как внутренних, так и внешних и внутренних окружающих его факторов, характеризуя особенности ума, психики, образования и воспитания каждого отдельно взятого человека.

Данную проблему изучали такие исследователи, как И. Гольдберг, Е.Л. Исаева, Е.И. Рогов, В.Тараненко, И. В. Щеголев и другие.

В условиях современного мира графология находит широкое применение в медицине, образовании, бизнесе и многих иных отраслях деятельности.

Графологи состоят в штате многих государственных структур, дипломатических ведомств, экспертных и аналитических агентств, оказывающих услуги консалтинга и бизнес-аналитики для анализа потенциала, как своих собственных сотрудников, так и кадрового потенциала фирм-конкурентов.

Цель нашего исследования: изучить особенности почерка, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

проанализировать литературу по проблеме науки о почерке – графологии, выявить основные закономерности анализа почерка;

изучить взаимосвязь почерка с индивидуальными особенностями личности человека;

Объект исследования: почерк людей.

Предмет исследования: влияние личностных особенностей на почерк человека.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы.

Изучение научной и публицистической литературы по исследуемой теме.

Графологическое исследование образцов почерка и математическая обработка его результатов.

Составление показательных диаграмм и таблиц на основе результатов исследования.

Практическая значимость исследования: Определение особенностей характера подростков может явиться путеводной звездой для учителей, работающих в классе; оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с учащимися. Может послужить кратким пособием в общении с подростками и для родителей

Основная часть

1. Возможности анализа почерка

Приступая к изучению вопросов почерка, отметим, что, анализируя почерк различных людей, можно без дополнительного с ними взаимодействия понять многие внутренние, психологические черты данных людей. Ведь каждый почерк уникальным образом раскрывает индивидуальные особенности человека, каждый почерк индивидуален и может быть отнесён только к конкретному человеку так же, как и отпечатки пальцев у людей.

Однако есть ряд характерных особенностей, которые надо знать и помнить при работе с почерком и его анализе. [3]

1) Так, по почерку с высокой степенью вероятности нельзя определить пол пишущего, если письмо не подписано или пол не известен заранее. Бытует мнение, что крупные почерк, с округлыми, размашистыми буквами часто принадлежит мужчинам, однако на практике часто такие типы почерка могут принадлежать пожилым женщинам, которые обладают сильным волевым характером и агрессивным, мужским типом поведения.

Мелкий почерк чаще всего приписывают женщинам, однако часто бывает так, что данный тип почерка принадлежит сентиментальным молодым людям, только входящим в пору юношеской скромности.

2) Графолог, анализируя почерк, чаще всего не сможет указать возраст владельца почерка.

Известны случаи, когда зрелый почерк ошибочно приписывали представителю старшего поколения, а на деле автором выступал не по годам зрелый юноша. И наоборот, пожилой человек с молодой душой может писать как юный подросток.

Резюмируем, что почерк может подсказать ментальный, психологический возраст, и не сможет подсказать нам возраст хронологический, паспортный. [4]

Почерк не даст ответа о семейном положении автора, о наличии или отсутствии у него детей. Дети и семейный статус редко изменяют уже сложившийся характер человека, его основные черты и психологическую состоятельность.

В редких случаях почерк поможет узнать профессию человека, его хобби, а так же профессиональную предрасположенность человека. Тем более что в сегодняшних реалиях очень малое количество людей занимаются тем, что им по душе, выбирая занятия приносящие больший доход, нежели моральную удовлетворённость.

Анализ почерка поможет узнать состояние души человека, его аналитические способности ума, напористость в действиях, способность биться до конца в достижении своей цели, определить такие черты характера как расчётливость, прагматичность, рациональность.

Почерк бывает разным не только у членов одной семьи, но даже у близнецов, которые максимально схожи не только внешне, что часто имеют практически идентичное устройство психики и ума.

Таким образом, резюмируя написанное в текущем пункте настоящей работы, определим для дальнейшего анализа некоторые основные положения, касающиеся работы с почерком.

Анализируя почерк человека, специалист никогда не сможет понять судьбу человека.

А вот раскрыть характер, описать его слабые и сильные стороны, черты, дать заключение о темпераменте человека, особенностях его психики и внутреннего мира, помочь человеку определиться в этой жизни, понять своё «Я» и максимально эффективным образом направить его устремления и начинания, помочь найти себя в этой жизни – всё это и есть профессиональное призвание специалиста по почеркам –графолога.

2. Графология и практика

В настоящее время в руках опытного специалиста исследование почерка человека – мощный инструмент получения информации как о объективной, видимой жизни человека, так и информации о его скрытых чертах характера, дремлющих в глубинах психики и могущих проснуться при каких любо внешних потрясениях, как положительного, так и отрицательного характера.

Даже не специалист, внимательно сравнив почерки людей, присмотревшись к ним, может выделить для себя основные, наиболее яркие черты характера автора данного почерка.

Для примера рассмотрим несколько образцов почерков. [8]

На рисунке 1 почерк содержит поступательные линии письма, большие буквы и штрихи.

Всё это говорит о том, что хозяин данного почерка – энергичен, уверен в себе, настроен доминировать над обстоятельствами в этой жизни и твёрдо и уверенно смотрит в будущее.

Рассмотрев почерк рисунка 2, можно отметить нестабильность письма, неровность строчек текста, отличающиеся по размеру буквы, пробелы, далеко отстоящие знаки препинания.

Почерк с высокой степенью вероятность принадлежит неуверенному человеку, постоянно сомневающемуся в своих силах, с высокой степенью жизненной турбулентностью в жизни.

Рисунок 3 иллюстрирует собой размашистый почерк, с широким стилем письма – его владелец, скорее всего, неординарен при принятии решений, экстравагантен в повседневной жизни.

Почерк рисунка 4, наоборот, выдаёт высокую степень прагматизма: почерк компактен, ровен и строен, оптимально располагаясь в заданном объёме пространства печатного листа.

Рассматривая почерки, представленные на рисунках 5 и 6, отметим, что их анализ показывает степень организованности людей- владельцев данных почерков. На рисунке 5 человек организован: почерк чёткий, линии ровные, идентичные.

На рисунке 6 интервал между словами нарушен, буквы «пляшут».

Анализируя скорость, с которой человек пишет тот или иной текст, можно сделать вывод о такой черте характера человека, как терпеливость.

На рисунке 7 человек нетерпелив, пишет быстро, скоро.

Наклоны букв при письме показывают, насколько человек зажат или, напротив, раскован (рис. 9, 10).

И чем больше почерк конкретного человека отличается от общепринятой манеры письма, тем более своеобразной является его личность (рис. 11, 12). 

Аккуратность при написании образца текста предполагает дисциплинированность испытуемого. И напротив, небрежность при письме является свидетельством отсутствием всякой дисциплины (рис. 13, 14).

 Не последнюю роль играет и форма букв. К примеру, те, у которых форма сохранена, могут свидетельствовать о ясности мыслей. Неправильной формы буквы, напротив, говорят о нечеткости мышления (рис. 15–16).

 Рассматривая аспекты графологии, как отдельного направления исследований, отметим, что личность человека, формируемая под воздействием уникальных для каждой личности внешних и внутренних факторах, и создаёт в итоге уникальную манеру написания тестов, характерную только для конкретной, отдельно взятой личности.

 

3. Интересные факты о почерке

Несмотря на официальное определение графологии как науки о почерке, данное уже много десятилетий назад, до сих пор есть определённый процент людей, который с недоверием относится к выводам специалистов- графологов.

В последние годы всё меньше людей пишут по старинке- ручкам и карандашами, предпочитая набирать текст на смартфонах или ноутбуках, однако научный интерес к исследованию почерка и его анализу не ослабевает.

Одними из первых связь между чертами характера человека и его почерком заметили в Древней Греции. [1]

Почерк пытались исследовать Аристотель, Менандр и Дионисий Фалесский.

Уже тогда была замечена связь почерка человека и его психотипа.

В Жревнем Риме так же проводились подобные научные изыскания. Так, придворный летописец императора Августа, Гай Транквилл писал, что император бережлив не только по отношению к народу и казне, но и пишет он бережливо, прижимая буквы и слова друг к другу, уплотняя расстояния между строк.

В позднем времени проблемами исследования почерка занимались Шекспир, Санд, Дюма, Вольтер и многие другие.

Так, например, Гёте писал, что «Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие о его чувствах и действиях».

Жорж Санд, в свою очередь, утверждала: «Возможно, я во всем ошибаюсь, так как не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем».

Первым серьёзным научным трудом о почерке была книга Камилло Бальди – писателя и философа из Флоренции. Книга носила название «Трактат о том, как по письму узнается природа и характер писавшего», и, по свидетельству многих специалистов, не утратила своей значимости и актуальности и в наши дни.

Следующим по хронологии трудом по графологии, в котором в единой связке уже рассматривалось взаимодействие эмоций и психики человека был труд францисканца Жана Мишона «Система графологии».

В России первым фундаментальным трудом по графологии выступил труд петербургского психолога Д.Зуева, изданной в 1929 году и впоследствии выдержавшей несколько переизданий.

В настоящее время интерес к графологии только возрастает. Как и отпечаток пальца, образец почерка сейчас может служить идентификатором человека в официальных документах, письмах или распоряжениях.

По почерку психологи научились определять совместимость семейных пар. [5]

Во многих фирмах Запада и России у соискателей работы просят предоставить образцы своего почерка.

Рассмотрим основные характеристики и параметры почерка, на основании которых можно сделать выводы о характере и внутреннем мире человека: [7]

1) Округлые формы букв. Говорит о добродушии характера, открытости натуры, доверчивости, местами даже чрезмерной.

2) Угловатость букв и слов. Говорит о скрытом эгоизме, эгоцентризме и, возможно, чрезмерном самолюбии.

3) Сложный неразборчивый почерк. Чаще всего указывает на неврозы, скрытость характера, но вместе с тем активную жизненную позицию, наличие предпринимательской жилки.

4) Сильный нажим выдаёт человека терпеливого, с большой силой воли. Нажим слабый говорит о слабой воли и целеустремлении человека.

5) Красивый, каллиграфически правильный почерк. Показывает на сильную воли и уравновешенную психику обладателя данного почерка.

6) Направление строк письма. Если при написании текста строка имеет направление верх – человек склонен к романтизму и приукрашиванию реальности. Если строка опускается - человек имеет пессимистичную натуру. Если строка идёт волной – человек склонен лукавить, хитрить.

7) Если при написании текста человек оставляет широкие поля по краям текста, человека отличают такие черты характера как щедрость или хвастливость. Если поля письма узкие – человек эгоцентричен и при принятии решений не склонен брать в расчёт мнение других людей. Если полей нет - человек беспечен и в жизни часть полагается на авось.

8) Наклон букв письма. Для обычного среднестатистического человека стиль наклона письма составляет угол в 40-55 градусов. Если буквы горизонтально «лежат» на линии письма, то его автор максималист с открытым типом мышления и готовностью к восприятию всего нового. Если буквы прямые, с незначительным, почти незаметных наклоном, что их автор – личность спокойная, гармоничная, умеющая найти баланс между разумом и эмоциями. Наклон влево-автор левша. А если автор – правша – то, вероятно, он нетерпелив, эмоционален и крайне импульсивен.

9) Наличие росчерка. Если с буквах письма присутствуют линии росчерка – владелец данного почерка инициативен, энергичен и устремлён вперед в своих мыслях и действиях. Росчерк в виде волны принадлежит натурам гибким и дипломатичным. Точка в конце росчерка говорит о склонностях автора росчерка к самоанализу.

Интересны особенности почерка у исторических личностей.

Леонардо да Винчи обладал навыками зеркального почерка, существенно затруднявшего чтение его писем.

Наполеон в течении всей своей жизни неоднократно менял манеру письма. Исследователь его биографии насчитали восемь типов почерка Наполеона. К старости его почерк стал практически нечитаемым.

«Солнце русской поэзии», А.С. Пушкин писал скорописью. Интересно то, что во времена его жизни наличие такого почерка считалось моветоном.

Мелкий и крайне неразборчивый почерк был у Николая Гумилева.

Почерк Лермонтова так же неоднократно менялся на протяжении его жизни, но даже в лучшие творческие периоды его жизни почерк поэта был «скачущим», неровным. Это говорит о неврозах, которых преследовали поэта практически всю его жизнь.

Бетховен имел настолько сложный тип почерка, что его фундаментальный труд –знаменитая на весь мир Девятая симфония была «расшифрована» и опубликована в читаемом виде спустя несколько лет после её написания. В числе штата прислуги Бетховена был даже переписчик – в чьи обязанности входило расшифровка произведений мэтра и их опубликование в понятном и читаемом виде.

Карл Маркс в большей части своих трудов очень много слов писал слитно, чем неимоверно затрудняя работу издательств, взявшихся печатать труды учёного.

Эйнштейн писал крайне неразборчиво, теряя окончания слов, не ставя знаки препинания, перемежая оригиналы своих записей помарками, кляксами и даже оставляя отпечатки пальцев на рукописях.

Практическая часть

2.1 Исследование почерка учащихся 9 класса и его результаты.

Нами было проведено исследование почерка 14 человек в лице учащихся 9 класса МБОУ СОШ №25 Для изучения мы взяли типовую форму исследования индивидуальных особенностей почерка человека, принятую нормами графологии.

С целью получения образцов почерка исследуемые написали тексты одинакового содержания.

В образцах нами были исследованы 5 характеристик почерка:

Размеры букв.

Наклон букв.

Очертания букв.

Расположение строки относительно верхнего края бумаги.

Сила нажима на карандаш.

Результаты графологического анализа представим ниже в текстовом формате:

1) Алана Ш. – почерк характеризуется несильным нажимом, мелкие, угловатые буквы, присутствует небольшой увод строки письма вверх. Всё это говорит о большой эмоциональной составляющей, развитом чувстве наблюдательности. Человек обстоятельно подходит к решению проблем и критично принимает решения.

2) Диана П. – имеет среднюю силу нажима в почерке, буквы наклонены влево, имеют крупный округлый размер, строка не прерывается и идёт прямо. Характер при данных показателях дожжен быть спокойный, покладистый, добрый. При этом отсутствет уверенность в правильности своей позиции. Интроверт.

3) Ацамаз Б. имеет мелкий почерк с небольшим по силе нажимом, средним уклоном букв вправо и прямой строкой. Это свидетельствует о некоторой степени эгоизма, при этом спокойном в целом, вдумчивом характере. Человек не всегда может придерживаться установленных правил и весьма чувствителен к количеству внимания к своей персоне. Так же интроверт.

4) Алиса Н. имеет почерк со слабым нажимом, буквы большие, интервалы между слов широкие, строка идёт прямо, слова и буквы имеют уклон вправо под углом 60-70 градусов. Всё это свидетельствует о творческой натуре, поиски романтического мироощущения с сильном, спокойном характере. Экстраверт.

5) Зарина М. почерк со слабым нажимом. Буквы мелкие, строка уходит вниз, интервалы широкие, буквы крупные, округлые. Характер спокойный, добрый. Интроверт.

6) Давид К. почерк со слабым нажимом, угловатые и мелкие буквы, неровная строка, наклон букв влево. Набор данных признаков говорит о творческой натуре, которая, однако, имеет слабую волю и подавляется более агрессивными типажами. Интроверт.

7) Дима И. Имеет сильный нажим, но строка волновая, мелкие буквы, наклон практически отсутствует. Это свидетельствует о предпринимательском характере человека, умею хранить тайны, соблюдать тактичность.

8) Владимир Н. Слабый нажим, разная высота букв в словах, прямая строка с небольшим спуском вниз в конце. Буквы округлые, с разным наклоном. Свидетельствует о психологической нестабильности личности, уходом в мир фантазий и высокой степени нерешительности человека.

9) Диана О. имеет слабый нажим, большие угловатые буквы с уклоном влево. Строка ровная. Интервал между словами узкий, колеблющийся. Для данной личности характерной чертой является некотрая скрытность и неделание кого либо пускать в свой внутренний мир.

10) Азамат Б. Почерк имеет сильную степень нажима, большие буквы, маленькие интервалы, ровные сроки и небольшой уклон влево. Натура энергичная, властная и склонная к гедонизму.

11) Эльвира А. Слабый нажим, наклон букв и слов вправо, угловатые мелкие буквы и некоторый подъём строки вверх. Усидчивость, спокойствие и целеустремлённость- сильные стороны характера этого человека.

12) Амина К. Мелкий, округлый почерк с сильным нажимом, подъёмом строки и нешироким интервалом между словами, а так же отстоящими знаками препинания. Склонность к альтруизму, взаимодействию и командной работе- сильные стороны характера её личности.

13) Эдик А. имеет сильный нажим, большие угловатые буквы с уклоном вправо. Строка ровная. Интервал между словами широкий, изменяющийся. Хладнокровность в сочетании с сентиментальностью и целеустремленностью- главные черты характера рассматриваемой личности.

14) Фатима Б. обладает лёгким нажимом, узкими, но сильно вытянутыми вверх буквами, угловатый, острый почерк с подъёмом строки вверх – открытый человек, не боящийся говорить о своих чувствах и мыслях публично. Стремится к вниманию и общественному признанию.

Проанализируем полученные экспериментальные результаты.

Из 14 учащихся 9-го класса интровертов: 10 человек (71%), когда как экстравертов – 4 (29%).

Определим степнь достоверности полученных нами эмпирических результатов, сравнив данные с анкетным мнением самих респондентов. Так подавляющая часть испытуемых, а именно 11 человек (из 14) согласны с нашими заключениями, не согласны 2 человека и 1 человек согласен частично.

Факт того, что большинство людей согласны с результатами исследования, свидетельствует о том, что особенности почерка соответствуют особенностям характера человека. На этом основании мы можем считать нашу гипотезу верной: «Характер человека можно определить по его почерку».

Заключение

Подводя итоги работы, проделанной в настоящем исследовании, можно отметить следующее.

На всей планете невозможности найти обладателей двух одинаковых почерков. Как и отпечаток пальцев человека, почерк – индивидуальная «визитная карточка», «письменное лицо» человека.

Проведя анализ теоретических исследований в области графологии, можно сделать резюмирующий вывод о том, что исследования почерка – это полноценная, состоявшаяся область знаний, позволяющая связать воедино взаимные зависимости между почерком и характером, психологией, эмоциями и личностью человека.

Поставленная в настоящей работе цель – изучить и проанализировать почерки обучающихся 9 класса средней школы- достигнута: образцы почерков были собраны, проанализированы и по ним, опираясь на теоретические наработки графологии, были составлены краткие характеристики характеров обладателей данных почерков.

Поставленные задачи были решены:

проанализирована литература по проблеме науки о почерке – графологии, выявлены основные закономерности анализа почерка;

изучена взаимосвязь почерка с индивидуальными особенностями личности человека.

Итогом настоящей исследовательской работы можно считать состоявшийся вывод о выявлении взаимной связи между характером (психотипом) человека и его почерком.

Исследование почерка позволило выявить скрытые эмоциональные и психологические характеристики личности, связать это с открытой информацией о человеке и, в итоге, сделать закономерный вывод об особенностях характера, личности и психики человека.

Таким образом, гипотеза о том, изучая особенности почерка можно понять черты характера человека, была подтверждена в данной работе.

Список литературы

Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других.- М.: ЗАО «ЦентрПолиграф» (Популярная психология), 2006. – 191 с..

Гольдберг И.И Психология почерка., 2008- 178 с..

Зуев Д.М. Почерк и личность.: Перлит продакшн, ЛТД, 1992. – 26 с..

Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку.: Рипол Классик, 2010 – 256 с..

Рогов Е.И. Психология человека. -М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.

Соломевич В. И. Почерк и характер.: Харвест, 2009. – 640 с..

Тараненко В. Почерк, портрет, характер – М., 1995. – 95 с..

Щеголев, И. Тайны почерка/ И. Щеголев. СПб.: Питер, 2004. – 54 с..

Приложение 1.

Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах

Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь

Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность

Рис. 4. В характере доминирует практичность

Рис. 5. Эта личность хорошо организована

Рис. 6. Данному человеку не хватает организации

Рис. 7. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости

Рис. 8. Данный индивидуум имеет большой запас терпения

Рис. 9. Сдержанный характер

Рис. 10. Этот человек очень раскован

Рис. 11. Данная личность склонна соблюдать условности

Рис. 12. Самостоятельность и произвольность в решениях

Рис. 13. Самодисциплина достаточно высока

Рис. 14. Недисциплинированность

Рис. 15. Ясность в мыслях

Рис. 16. Нечеткое мышление

Просмотров работы: 304