ВВЕДЕНИЕ
Физика – это наука о природе (естествознание) в самом общем смысле. Предмет её изучения составляет материя (в виде вещества и полей) и наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.
Изучая физику необходима хорошая подготовка, она требует много времени и сил, а большую часть изучаемого материала составляют термины, определения, законы, формулы и формулировки.
Поэтому в этом году мной началась работа над созданием электронного словаря физических терминов и определений в электронной оболочке SunRav, адаптированный к использованию в школьной программе.
На данный момент для подготовки к какой-либо работе по физике приходится искать материал, если ученик пропустил урок или термин был записан неверно. В основном школьники для этого пользуются интернетом, хотя это ничуть не лучше словаря. Ведь поиск понятий в интернете и поиск их же в словаре, абсолютно одинаковы.
Мною проведен опрос среди учащихся нашей гимназии и Пожарно-спасательного коллежа, в котором приняло участие 19 человек, о целесообразности использовании электронного словаря для подготовки к занятиям и урокам по физике. Результаты опроса (рисунок 1) показали, что использование электронного словаря на много облегчает подготовку ребят к урокам.
Рисунок 1 — Результаты опроса
Когда ученики уезжают на выходные за город, то там может пропадать интернет. Это значит, что сразу пропадает возможность посмотреть определение. Разработанный новый словарь в интернете нуждаться не будет, его просто будет нужно отрыть без каких-либо проблем. Проведенный мною опрос, также подтверждает, что большинство учащихся поддерживают такую форму словаря.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания словаря, который может быть использован для подготовки к занятиям по физике с удобным поиском терминов и определений как в онлайн формате, так и используя мобильную версию программы.
Исходя из этого, целью проекта является: разработка электронного словаря физических терминов и определений в электронной оболочке SunRav, адаптированного к использованию в учебной программе для основной и средней школы.
Задачи проекта:
анализ существующих словарей с терминами и определениями по физике;
обоснование целесообразности использования и разработка электронного словаря физических терминов и определений в программной оболочке SunRav;
оценка эффективности использования электронного словаря;
В качестве объекта исследования выбран словарь физических терминов и определений.
Предмет исследования: процесс поиска информации в электронных изданиях.
1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ВИДОВ СЛОВАРЕЙ C ТЕРМИНАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ПО ФИЗИКЕ
Анализ наличия печатных и электронных словарей (справочников) в библиотеках Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Для обоснования актуальности выбора темы и анализа справочного материала, мной были проанализированы 6 библиотек (Библиотека Ржевская, Охтинская библиотека, Библиотека им. В.В. Маковского, Школьная библиотека, Пороховская библиотека, Малоохтинская библиотека) в поиске словарей и справочников по физике.
У меня были мысли, что существует достаточно много подобного материала и мне не составит труда найти то, что мне нужно. Как оказалось, почти во всех библиотеках имелось по 1-2 словаря и никакой альтернативы тоже нет. А в нашей библиотеке со слов заведующей, их и вовсе никогда не было. Где-то мне предлагали вместо словаря взять справочник, но там ничего полезного я не нашла. В тех словарях, которые я анализировала, было даже так, что название термина одинаковое, но что это такое, написано абсолютно по-разному.
Анализ недостатков и достоинств печатных и электронных словарей (справочников)
Мною был опробован каждый словарь и были выяснены их основные недостатки. Было непросто переключится с телефона, на котором есть интернет где я обычно все смотрела, на более простой вариант. Это было не удобно за счет того, что приходилось его носить в школу для урока, а это дополнительная нагрузка для спины. Но с помощью этого получилось полностью проанализировать каждый словарь и понять, что это очень неудобно. Даже на уроке с помощью него получился неправильный ответ, так как формулировка определения устарела и уже не считалась правильной.
Кроме того, характерными особенностями, делающие использование печатного словаря не удобным являются:
абсолютно разные термины и понятия (есть шанс не найти то, что вам нужно);
в универсальном словаре по физике несмотря на то, что есть алфавитный указатель, термины разбросаны по разным страницам;
во многих библиотеках очень мало, либо совсем не имеются такие словари. В нашей библиотеке их как раз нет;
в некоторых словарях (старого издания) не совсем корректно расписаны термины и понятия;
а в современных словарях очень много ненужной или даже недостоверной информации.
Словари, которые можно найти в интернете, приходится также листать, как и обычную книгу. Для сравнения: с помощью моего приложения можно будет найти любой определение за несколько секунд, а, чтобы найти его в учебнике или в печатном словаре понадобится несколько минут. Также для поиска существуют сайты, но у них такая же проблема, как и у печатных.
Сайты тоже бывают не совсем информативными. С ними возникает множество проблем при работе. Поиск осуществляется точно также, как и в печатной версии. Приходится листать словарь и тратить на это много времени. Один такой словарь выходит на 32 листа в Microsoft Word. Думаю, что ни одному ученику не захочется с этим иметь дело. Именно для этого я предлагаю электронный вариант словаря, проанализировав все его достоинства и недостатки. Можно отметить, что у данного словаря достоинств намного больше, чем у печатного:
доступный формат использования;
можно быстро найти любой термин или определение;
вся информация новая и понятно расписана;
занимает намного меньше места на ПК, чем любое другое приложение;
собрано больше материала, чем в печатном формате;
К онечно же его главное преимущество — это удобство. Так как сейчас мы намного чаще пользуемся телефонами, компьютерами и т. д., электронный словарь будет больше востребован, чем какие-либо созданные до него. Много понятной информации с удобным поиском.
Рисунок 1.5 — Достоинства эл. словаря
Кроме достоинств существуют и недостатки, которые совершенно не портят работу моего словаря, такие как:
менее полезен для зрения;
можно пользоваться только с интернетом;
иногда приходится пользоваться другими источниками.
Результаты анкетирования использования печатных и электронных вариантов словарей (справочников) в образовательных учреждениях
Для анализа было проведено анкетирование среди учащихся разных учреждений, с помощью которого удалось выяснить, что в основном поиск терминов и определений по физике выполняется через интернет. Некоторые ученики пользуются алфавитным указателем в конце учебника, но также говорят о трате времени. Почти все ребята не знают о существовании электронных словарей, но предполагают, что работать с ним будет намного легче.
Рисунок 1.6 – Результаты опроса учащихся образовательных учреждений, использующих дополнительные ресурсы
Опрос был проведен среди учащихся ГБОУ Гимназии №177 и Пожарно-спасательного колледжа г. Санкт-Петербурга, в опросе приняло участие более 50 человек.
С вопросами, на которые были даны ответы, можно познакомиться по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScgHm5dAHps0VPahn3tTDsy2sCflRMN5pv9gOjDVkVm6m16jQ/viewform?usp=sf_link
Выводы по первой главе
В ходе анализа печатных и электронных словарей (справочников) по физике в библиотеках Красногвардейского района Санкт-Петербурга, анализа их недостатков и достоинств, мною было выяснено, что данного материала в городских имеется совсем не много, а в некоторых школьных библиотеках отсутствуют совсем. И при этом использование печатного словаря не является эффективным, так как необходимо время на поиски материала, его использование, взаимодействие с библиотекой, что создает неудобство для учащихся.
Вследствие проведенного анализа и анкетирования использования печатных и электронных вариантов словарей (справочников) в образовательных учреждениях, мною было установлено, что школьникам и ребятам из других учреждений удобна и необходима электронная версия словаря. Кроме того, многие учащиеся изъявили желание иметь у себя такой электронный словарь в своем персональном компьютере. Что и обусловливает необходимость создания словаря, который может быть использован для подготовки к занятиям по физике с удобным поиском терминов и определений как в онлайн формате, так и используя мобильную версию программы.
2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СЛОВАРЯ С ТЕРМИНАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ПО ФИЗИКЕ
На основании проведенного теоретического анализа всех справочных материалов, анкетирования и сравнения всех физических словарей, мною было принято решение разработать электронный словарь c терминами и определениями по физике для основной и средней школы в электронной оболочке SunRav. Благодаря ему станет намного легче работать с материалом, а также это будет занимать меньше времени.
2.1 Электронная оболочка SunRav, что это?
SunRav BookOffice - пакет программ для создания и просмотра электронных книг и учебников. В SunRav можно создать новую книгу. Данная программа используется в школах, университетах, на предприятиях и в других организациях с 2000 года. Также имеется доступ к свойствам книги. Все свойства книги разделены на категории.
Основные: название - название книги. Это название будет показано в заголовке программы.
Показать описание - если этот флажок помечен, то перед просмотром книги появится окно с описанием данной книги.
В книгах возможно использование различных ссылок.
Программное обеспечение SunRav предоставляет мощные инструменты для компьютерного тестирования и создания электронных книг и учебников. Продукты SunRav могут принести пользу всем, кто занимается тестированием и электронным обучением: онлайн, в корпоративной сети, на домашнем или рабочем компьютере, или на мобильных устройствах.
2.2 Разработка электронного словаря
Электронный словарь — это словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Позволяет быстро найти нужное слово. Итак, для его разработки я скачала приложение SunRav, о котором рассказывала ранее.
После этого откроется главное окно, в котором содержание, меню, заголовок, редактор и фильтр.
Начинаем всю работу с заголовка, для этого нам понадобится текстовый редактор. Далее нужен разобраться с содержанием, что именно мы хотим там видеть. Это структура всего словаря. Когда я открыла приложение, там уже был создан один раздел “Новый раздел”, его нужно обязательно переименовать.
Для того, чтобы сортировать, включая все подразделы, то нужно отметить пункт меню Раздел/Сортировать/Рекурсивно. И там уже можно отсортировать все по убыванию, возрастанию и т.д.
Для того, чтобы начать писать основную часть нужно определиться с оглавлением. У меня в данном случае будет там алфавит, так как с помощью этого будет удобнее искать термины.
После этого я создаю еще один раздел под названием «Введение». Там будет рассказано про этот словарь и про то, что там вообще имеется.
Рисунок 2.2 – Титульный лист
Также с помощью редактора нужно приступить к написанию первой главы. Весь материал, который у меня есть, можно спокойно перенести в нужное место, из любого документа. Форматирование текста производится с помощью инструментальной панели, находящейся в верхней части редактора.
При работе с первой главой были перенесены термины из документа Microsoft Word. Для более удобного поиска все термины были выделены жирным шрифтом. Последующие главы отформатированы абсолютно также.
Всего 28 глав, для каждой буквы своя глава. Чтобы открыть оглавление, нужно обратиться в содержание. Там отображается все, что находится в этом словаре. В оглавлении сделаны гиперссылки, с помощью которых можно перейти в любой раздел. Нажав, например, на главу 4 Вы сразу же увидите ее содержание.
Рисунок 2.3 – Содержание словаря и оглавление
В самом оглавлении расположен алфавит. Можно нажать на любую букву и сразу откроются нужные термины.
Для удобного перемещения по всему словарю в каждом разделе есть специальные подсказки (вперед, оглавление, назад), по ним можно моментально переместиться в предыдущий или следующий раздел, а также оглавление.
Для того, чтобы можно было перемещаться по словарю не за действуя содержание, у букв были созданы специальные гиперссылки. Для их работы была задана цель, перемещение в нужную главу.
Для того, чтобы открывать словарь без проблем (не скачивать программу каждый раз) нужно в SunRav BookEditor в панели управления открыть экспорт. Там есть раздел компиляция. Благодаря этому экспорту файл становится приложением, которое можно открывать в любом месте.
Весь словарь создан для того, чтобы всем тем, кто им пользуется было очень удобно. Он обеспечивает быстрый поиск любых терминов. А самое главное с правильной формулировкой.
Словарь содержит в себе титульный лист, оглавление и алфавит. Благодаря алфавитным сноскам передвижение по словарю становится быстрее. Также есть и подсказки, которые дают возможность перемещаться вперед и назад.
Выводы по второй главе
Для создание электронного словаря была использована программа для создания и просмотра электронных книг и учебников SunRav, которая позволяет разработать любое методическое издание (учебник, пособие, справочник и т.д.) различной сложности, с простым интерфейсом.
Словарь содержит титульный лист, оглавление и алфавит. Благодаря алфавитным сноскам и гиперссылкам передвижение по словарю становится быстрым и эффективным, а его содержание соответствует терминам и определениям, которые включены в печатные и электронные версии учебников по физике для 7-9 класса автора Перышкина А.В. и др., для 10-11 классов автора Мякишева Г.Я. и др. Кроме того, словарь содержит подсказки, которые дают возможность перемещаться вперед и назад для удобства быстрого поиска нужного материала.
Данная форма словаря позволяет быстро и эффективно найти необходимый в алфавитном порядке термин или определение по физике.
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СЛОВАРЯ
Для оценивания эффективности словаря был проведен опрос, в котором были заданы вопросы о работе нового электронного словаря. Для того, чтобы учащемуся пройти этот опрос, нужно было всего лишь открыть сам словарь. Опрос был построен на критериях, которые были выведены в течении всей работы. Его прошли более 30 человек и все они обучаются в разных учреждениях. Данная работа очень важна, так как благодаря этим результатам можно было вывести все недочеты и дальнейшие планы для развития разработки.
Перед проведением опроса участника давалась возможность поработать с данным словарем. Они могли им пользоваться как на уроке, так и дома (для подготовки к работам). Больше всего было отмечено ответов про перемещение по словарю. Самый главный критерий был выполнен практически идеально и оценен самими участниками. Это может подтвердить диаграмма из опроса.
Рисунок 3.2 — Удобство использования
Проводя опрос, некоторые участники предложили создавать словарь на разных языках. Для тех, кто изучает не только физику, но и любые языки, данная идея очень бы понравилась. Ведь это будет полезно для развития и для работы с иностранными проектами.
Также была очень ощутима разница между печатной версией и электронной. В самом начале работы был проведен опрос, в котором не все участники отреагировали положительно на идею о создании абсолютно не похожего на остальные материалы словарь.
После рассылки готового электронного словаря, участники стали более заинтересованы в моем продукте. Во время пробного использования были выявлены незначительные ошибки, которые никак не влияли на хорошую работу электронного словаря. После их устранения ни у одного человека не возникло вопросов об корректировке словаря.
Самое главное это то, что в этом электронном словаре собраны все термины современной трактовкой. Определения были собраны из множества различных источников.
Было 20 человек, которые после тестирования выказали свою мысль об онлайн формате. Данный словарь мог бы быть в интернете, так многие люди смогли бы пользоваться этим электронным словарем без особого доступа.
Рисунок 3.3 — Идея об онлайн формате
Ссылка на опрос:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfRQWLs0kMiQmApJj3N-vQ7zjmfk0wdYqEv9O6v-djYyEl12Q/viewform?usp=sf_link
Рисунок 3.4 — Опрос
Этот опрос показал эффективность работы среди учащихся гимназии и колледжа. Каждый смог опробовать электронный словарь и оценить его работоспособность. Дети были заинтересованы в использовании нового электронного словаря, им был удобен интерфейс и ребята планируют использовать его для подготовки к урокам физики.
3.1 Выводы по третьей главе
После выполнения теоретического анализа печатных и электронных словарей (справочников) по физике, анализа их недостатков и достоинств, анализа и анкетирования использования печатных и электронных вариантов словарей (справочников) в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга был разработан электронный словарь c терминами и определениями по физике для основной и средней школы в электронной оболочке SunRav, оценка эффективности которого проводилась с использованием анкетирования по сформированным опросникам. Анкетирование проводилось среди учащихся гимназии, студентов Пожарно-спасательного колледжа и Политехнического университета.
По результатам опроса было установлено, что предлагаемая мной форма электронного справочника, очень удобна в использовании, эффективна в работе по подготовке обучающихся к текущей и промежуточной аттестации, а большая часть опрошенных заинтересовались данной версией и используют ее в своей образовательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа печатных и электронных словарей (справочников) по физике в библиотеках Красногвардейского района Санкт-Петербурга, анализа их недостатков и достоинств, мною было выяснено, что данного материала в городских имеется совсем не много, а в некоторых школьных библиотеках отсутствуют совсем. И при этом использование печатного словаря не является эффективным, так как необходимо время на поиски материала, его использование, взаимодействие с библиотекой, что создает неудобство для учащихся.
Вследствие проведенного анализа и анкетирования использования печатных и электронных вариантов словарей (справочников) в образовательных учреждениях, мною было установлено, что школьникам и ребятам из других учреждений удобна и необходима электронная версия словаря. Кроме того, многие учащиеся изъявили желание иметь у себя такой электронный словарь в своем персональном компьютере.
Это и послужило причиной разработки и создания словаря, который может быть использован для подготовки к занятиям по физике с удобным поиском терминов и определений как в онлайн формате, так и используя мобильную версию программы.
Для создание электронного словаря была использована программа для создания и просмотра электронных книг и учебников SunRav, которая позволяет разработать любое методическое издание (учебник, пособие, справочник и т.д.) различной сложности, с простым интерфейсом.
Словарь содержит титульный лист, оглавление и алфавит. Благодаря алфавитным сноскам и гиперссылкам передвижение по словарю становится быстрым и эффективным, а его содержание соответствует терминам и определениям, которые включены в печатные и электронные версии учебников по физике для 7-9 класса автора Перышкина А.В. и др., для 10-11 классов автора Мякишева Г.Я. и др. Кроме того, словарь содержит подсказки, которые дают возможность перемещаться вперед и назад для удобства быстрого поиска нужного материала.
После разработки электронный словарь была выполнена оценка эффективности его использования среди учащихся гимназии, студентов Пожарно-спасательного колледжа и Политехнического университета.
По результатам опроса было установлено, что предлагаемая мной форма электронного словаря, очень удобна в использовании, эффективна в работе по подготовке обучающихся к текущей и промежуточной аттестации, а большая часть опрошенных заинтересовались данной версией и используют ее в своей образовательной деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гомоюнов К. К., Кесаманлы М. Ф., Кесаманлы Ф. ПІ. и др. Г64 Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К. К. Гомоюнова. - Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: Издательство «Спе-циальная литература»: Издательство «Лань», 1999. - 384 с.: ил.
2. Кабардин О. Ф. K12 Физика: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащих-ся. - 3-е изд., - М.: Просвещение, 1991.- 367 с.: ил.- ISBN 5-09-003008-1.
3. Костко О. К. К 72 Универсальный справочник по физике. - М.: Лист Нью, Вече, 2002, 480 с., ил.
4. Чертов A. Г. Ч50 Физические величины (терминология, опре-деления, обозначения, размерности, едини-цы): Справочник. - М.: Аквариум, 1997. - 335 с.: кл.
5. ЯВОРСКИЙ Б. М. и ДЕТЛАФ А. А. Справочвик по физике:
3-е ИЗД., испр.- М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., , 1990.- 624 с.;
ISBN 5-02-014508.4
6. https://www.andreyolegovich.ru/edu/physics/physdict.php
7. https://gufo.me/dict/physics
8. https://infotables.ru/fizika/1179-terminy-po-fizike
9. https://sfiz.ru/dic/
10.https://mentor.khai.edu/pluginfile.php?file=%2F21653%2Fmod_resource%2Fcontent%2F1%2FGlossary.pdf