Экспериментальное обоснование процесса кипения жидкостей

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экспериментальное обоснование процесса кипения жидкостей

Черников И.А. 1Мазаева Д.А. 1
1МОУ СШ №51 имени Героя Советского Союза А.М. Числова Тракторозаводского района Волгограда
Атаян Л.А. 1
1МОУ СШ №51 имени Героя Советского Союза А.М. Числова Тракторозаводского района Волгограда
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Роль воды в жизни нашей планеты удивительна и, как ни странно, раскрыта еще не до конца. Но давно известно, что самим появлением жизни на нашей планете мы обязаны воде. Вся практическая деятельность человека, с самой глубокой древности, связана с использованием воды и водных растворов и для приготовления пищи, и для других житейских надобностей. Вода-на первый взгляд, простое химическое соединение водорода и кислорода, но именно она является универсальным растворителем значительного количества веществ. Достаточно большой интерес вызывает, в частности, давно укоренившееся мнение о том, что в процессе приготовления пищи добавлением соли в воду можно добиться более быстрого её закипания. Причиной этого считается понижение температуры кипения воды при увеличении её солёности. Но так ли это на самом деле? Мы решили проверить высказанное выше мнение об изменении температуры кипения воды от её солёности.

Большой практический интерес вызывает также вопрос об испарении. Испарение играет огромную роль в кругообороте воды в природе. От того, как оно происходит, зависит экологическая обстановка на всей планете. Мы, решили выяснить, от каких факторов зависит скорость испарения жидкости.

Гипотеза.Температуры фазового переходов воды вода – пар зависит от содержания солей в воде: растворение поваренной соли в воде приводит к образованию новых электромагнитных связей между молекулами воды и ионами натрия и хлора, но при этом, возможно, уменьшаются силы взаимодействия (водородные связи) между отдельными молекулами воды. Если в целом потенциальная энергия молекул при этом увеличивается, то, как следствие, должна быть увеличена и кинетическая энергия, необходимая для разрыва связей между молекулами, то есть температура кипения с повышением концентрации рассола возрастёт.

Кипение - это физический процесс интенсивного парообразования, который происходит в жидкости, как на свободной ее поверхности, так и внутри ее структуры. При этом в объёме жидкости, то есть на стенках сосуда образуются пузырьки, которые содержат воздух и насыщенный пар. Кипение может происходить при определённой температуре и давлении. Температура, при которой происходит кипение жидкости, находящейся под постоянным давлением, называется температурой кипения. Кипение происходит гораздо более интенсивно, чем испарение с поверхности, из-за образования очагов парообразования, обусловленных как достигнутой температурой кипения, так и наличием примесей. Кипение возможно не только при нагревании жидкости в условиях постоянного давления.

Актуальность: Мы удивляемся, восхищаемся, даем поэтические названия извергающимся гейзерам – очень редкому и красивому явлению природы, но привычно, без интереса смотрим на процесс кипения воды в кастрюле, наблюдая его ежедневно.

Изучение процесса кипения жидкости является актуальной задачей и на сегодняшний день. Заинтересовавшись физикой этого явления и его применения, мы начали работать в этом учебном году над исследовательской работой "Кипение жидкостей"

Цель: рассмотреть процесс кипения жидкостей, как физическое явление.

Для достижения этой цели поставлен ряд задач:

Изучить: Литературу по теме исследования, строение жидкости, теоретические основы процесса кипения, особенности процесса кипения, стадии кипения, области использования процесса кипения.

Выяснить: зависимость времени нагревания от состава воды; зависимость температуры кипения жидкости от давления; познакомиться со сферами применения процесса кипения.

На основе полученных материалов сделать выводы.Описание методов, вытекает из сформулированных целей и задач представленной работы.

Предмет исследования: процесс кипения жидкостей.

Объект исследования: различные жидкости.

Методы исследования: физический эксперимент; изучение учебной и научно-популярной литературы.

Глава 1

1.1 Значение кипения

Кипение - одно из фундаментальных физических явлений, используемое в промышленных процессах. Наиболее эффективным способом охлаждения в атомных реакторах и при охлаждении реактивных двигателей является кипение. Процессы кипения также широко применяются и в химической промышленности, для отделения из раствора примесей, при производстве и разделении сжиженных газов, пищевой промышленности и др. Режим пузырчатого кипения воды используется в современных паровых котлах на тепловых электростанциях для получения пара с высокими значениями давления и температуры.

Строение жидкости.

Жидкость – агрегатное состояние вещества, которое занимает промежуточное положение между кристаллическим твердым телом, отличающимся полной упорядоченностью в расположении образующих его частиц (ионов, атомов, молекул) и газом, молекулы которого находятся в состоянии хаотического (беспорядочного) движения.

Для жидкости характерна особенность сохранение в себе объема, что проявляется в ее малой сжимаемости. По закону Паскаля, давление, производимое на жидкость, заключенную в сосуд, передаётся без изменения в каждую точку объёма этой жидкости. [2.]

Маленькие объекты с плотностью, большей плотности жидкости, способны «плавать» на поверхности жидкости, так как сила тяготения меньше силы, препятствующей увеличению площади поверхности.

1.2 Особенности кипения жидкостей

Кипение происходит при температуре, когда давление насыщенных паров сравнивается с давлением внутри жидкости. Эту температуру называют температурой кипения. Температура кипения определяется, температурой насыщенного пара.

Нахождение температуры кипения производится погружением термометра в пары кипящей жидкости, а не в самую жидкость. Температура кипящей жидкости может значительно колебаться. В кипящей жидкости устанавливается определённое распределение температуры - у поверхности нагрева жидкость заметно перегрета.

Термометр, помещенный в пар над кипящей водой, все время, пока вода не выкипит, показывает одну и ту же температуру. Эта температура не изменяется в процессе кипения.

Условия кипения жидкости.

Колбу, в которую мы налили холодную воду, помещаем на плитку. Скоро дно и стенки сосуда покроются пузырьками. В этих пузырьках находятся воздух и насыщенные пары воды. При нагревании излишний воздух выделяется из воды в виде пузырьков. Внутри этих пузырьков происходит и испарение.[5. с.12]

Пузырьки появляются в плохо смачиваемых местах стенок сосуда. Такими местами могут быть следы жира на стенке или мелкие трещинки на ней.

При неизменной температуре пузырек сохраняет свои размеры, значит, в состоянии механического равновесия сумма давлений воздуха и пара внутри пузырька равняется внешнему давлению вне пузырька, которое слагается из давления атмосферы и гидростатического давления окружающей жидкости. При повышении температуры внутреннее давление в пузырьке растет, пузырек начинает увеличиваться в размерах и постепенно расширяется настолько, что выталкивающая сила воды заставит его оторваться, подобно тому, как отрывается слишком тяжелая капля воды, повисшая на крыше. При этом между пузырьком и стенкой сосуда образуется все сужающаяся воздушная перемычка и, наконец, пузырек отрывается, оставляя у стенки небольшое количество воздуха, из которого с течением времени разовьется новый пузырек. Размер пузырька, способного оторваться от дна, зависит от его формы. Форма пузырьков на дне определяется смачиваемостью дна сосуда.

Поднимаясь кверху, оторвавшиеся пузырьки снова уменьшаются в размерах. Это связано с тем, что разные слои жидкости прогреты неодинаково. Когда пузырек достигает верхних, еще не успевших нагреться слоев воды, то значительная часть водяного пара конденсируется в воду и пузырек уменьшается. Давление в пузырьке стремительно падает, и пузырек захлопывается. Закипающая вода «шумит». Шум вызывается и еще одной менее существенной причиной – колебаниями жидкости, возникающими при отрыве пузырьков от дна сосуда. Когда вся вода достаточно прогреется, поднимающиеся пузырьки уже не уменьшаются в размерах и достигают поверхности, выбрасывая пар во внешнее пространство. Шум при этом прекращается и начинается «бульканье» - вода закипела.[6.с.10] Таким образом, кипение – это переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости или на поверхности сосуда.

Значит, кипение происходит при такой температуре, когда давление насыщенных паров сравнивается с давлением внутри жидкости. Измерение температуры кипения производится погружением термометра в пары кипящей жидкости, а не в самую жидкость. Температура кипящей жидкости может значительно колебаться. В кипящей жидкости устанавливается определённое распределение температуры - у поверхности нагрева жидкость заметно перегрета. Величина перегрева зависит от ряда физико-химических свойств, как самой жидкости, так и граничных твёрдых поверхностей. Кроме того, температура изменяется с глубиной. Чем глубже образуются в жидкости пузырьки пара, тем большему внешнему давлению они подвержены и тем выше, следовательно, должна быть их температура, так как к давлению атмосферы на поверхности присоединяется вес столба жидкости. Выходя с поверхности жидкости, пар принимает температуру, отвечающую температуре насыщенного пара при давлении атмосферы. Для поддержания кипения к жидкости необходимо подводить теплоту, которая расходуется на парообразование и работу пара против внешнего давления. Таким образом, кипение неразрывно связано с теплообменом, вследствие которого от поверхности нагрева к жидкости передаётся теплота.

Экспериментальная часть: Температура кипящей жидкости может значительно колебаться. В кипящей жидкости устанавливается определённое распределение температуры - у поверхности нагрева жидкость заметно перегрета. Величина перегрева зависит от ряда физико-химических свойств, как самой жидкости, так и граничных твёрдых поверхностей. Кроме того, температура изменяется с глубиной. Чем глубже образуются в жидкости пузырьки пара, тем большему внешнему давлению они подвержены и тем выше, следовательно, должна быть их температура, так как к давлению атмосферы на поверхности присоединяется вес столба жидкости. Выходя с поверхности жидкости, пар принимает температуру, отвечающую температуре насыщенного пара при давлении атмосферы.

Для поддержания кипения к жидкости необходимо подводить теплоту, которая расходуется на парообразование и работу пара против внешнего давления. Таким образом, кипение неразрывно связано с теплообменом, вследствие которого от поверхности нагрева к жидкости передаётся теплота.

Будет ли кипеть вода в небольшом стеклянном сосуде, помещенном в кипящую воду?

Цель эксперимента: определить экспериментально достаточность подводимого тепла к малому сосуду от кипящей воды?

Гипотеза: вода в малом сосуде должна закипеть, так как она будет находиться при температуре кипения.

Оборудование: пробирка с водой, проволочка, колба с водой, электроплитка.

Выполнение работы.

В се измерения проводились с помощью компьютерного измерительного блока лаборатории «MultiLab»

Малый сосуд (пробирка) с водой укрепила в проволочной петле и поместила в кастрюлю с водопроводной водой (не касаясь стенок кастрюли), стоящую на электроплитке.

В течение 20 минут наблюдала за водой в малом сосуде. Внешнее атмосферное давление составляло 725 мм. рт. ст.

Вывод. Вода закипела в большой колбе при температуре 98,3 0С. Вода в малом сосуде, также находящаяся при температуре 98,3 0С не закипела. Такую температуру кипения воды можно объяснить наличием различных примесей в водопроводной воде и расположением местности, в которой проводились измерения. Отсутствие кипения воды в малом сосуде можно объяснить тем, что для того, чтобы довести воду до кипения, недостаточно только нагреть ее до температуры кипения, надо еще сообщить ей значительный запас так называемой скрытой теплоты. Значит, источник теплоты, с помощью которого я нагревала воду в малом сосуде, имеет температуру 98,3 °С, он может довести воду в пузырьке также только до 98,3 °С. Когда наступит это равенство температур, дальнейшего перехода тепла от воды кастрюли к пузырьку не будет. Итак, нагревая воду в пузырьке таким способом, я не могу доставить ей того избытка скрытой теплоты, который необходим для перехода воды в пар, чтобы перейти в пар. Вот почему вода в пузырьке хотя и нагревается, не кипит.

1.3. Кипение жидкостей

Условия для кипения: наличие центров парообразования, наличие постоянное подведение тепла, определенное значение давления насыщенного пара.

Если поставить сосуд с жидкостью на плитку, то на стенках и дне сосуда образуются многочисленные мелкие пузырьки воздуха – это центры парообразования. При нагревании жидкости происходит ее испарение в полость пузырьков воздуха: давление увеличивается, объем растет. Архимедова сила при определенном объеме пузырька способна оторвать от дна, и он всплывает вверх. Если жидкость недостаточно прогрета по всему объему за счет конвективных потоков, то пузырек с паром попадает в менее нагретые слои и пар в нем конденсируется: пузырек захлопывается, при этом теплота, выделяющаяся при конденсации, ускоряет прогревание жидкости по всему объему. [3. С.14]

Признак кипения: интенсивное бурление жидкости, постоянство температуры. На практике зачастую наблюдаются колебания температуры внутри жидкости. Чем ровнее кипит жидкость, тем меньше эти колебания. Для измерения температуры кипения термометр помещают не в саму жидкость, а в пары кипящей жидкости. Процесс кипения идет с поглощением тепла, зависящим от вида жидкости и выпариваемой массы: Q = mL,, где L -удельная теплота парообразования, Дж/кг, m -масса вещества, кг.

Давление внутри пузырька с паром складывается из давления насыщенных паров, гидростатического и давления искривленной поверхности. Если последними факторами можно пренебречь, то условием для кипения будет равенство давления насыщенного пара и атмосферного давления. Если жидкость неоднородная, то давление в пузырьках воздуха складывается из давлений насыщенного пара каждого компонента. [4. С.12] Р1 + Р2 = Ратм

Существуют ли одинаковые температура кипения и время кипения для всех жидкостей? Конечно же, нет. В зависимости от плотности жидкости варьируется температура кипения и время закипания какой-либо жидкости. Чтобы это доказать мы провели эксперименты с различными жидкостями.

№ п/п.

Наименование воды

m (г)

Начальная температура воды (0С)

Температура кипения (0С)

Время от начала нагревания до кипения

1

Водопроводная

100

20

99

2 мин 36 с

2

Морская

100

20

101

5мин 52 с

3

Вода, полученная из снега

100

20

100

4 мин 16 с

Опыт 1. «Зависимость температуры кипения воды от её химического состава»

Цель: Убедиться в том, что температура кипения воды зависит от состава воды.

Оборудование: термометр, 3 химических термостойких стаканов, электрическая плитка, емкости с водой из различных источников.

Таблица 1.

Опыт проводился при атмосферном давлении 760 мм рт. ст., температура окружающего воздуха 23ºС. По результатам опыта можно сделать вывод:

1.Температура кипения практически везде одинакова

2.Время от начала нагревания до момента кипения разная. Дистиллированная вода и фильтрованная вода закипела быстрее.

3.Чем больше солей растворено в воде, тем дольше она закипает. Это вода, полученная из снега, вода водопроводная, морская и минеральная.

Опыт 2. «Зависимость температуры кипения от величины атмосферного давления»

Цель: Убедиться в том, что температура кипения воды зависит от величины атмосферного давления.

Наименование вещества

P(давления)

Температура кипения (t 0C)

Па

Мм. рт. ст.

Вода водопроводная

1*105

760

98

0,8 *105

608

91

0,7*105

532

84

0,6*105

456

77

Опыт с кипением чистой воды за время работы проводился дважды. В первый раз вода закипела при 98⁰С, а во второй при 99⁰С. Это произошло из-за разного атмосферного давления: чем оно ниже, тем ниже температура кипения. Основным условием кипения является равенство давления насыщенного пара в пузырьках и атмосферного давления. На самом деле, на пузырек с паром также действует гидростатическое давление столба жидкости, но в обычных условиях им можно пренебречь, так как оно мало по сравнению с атмосферным давлением.

Температура кипения воды при разных значениях атмосферного давления.

Вывод: Чем меньше давление, тем ниже температура кипения воды. Такой же эффект наблюдается, если человек поднимается в гору на определенную высоту.

Далее был поставлен вопрос: а какова температура кипения водных растворов и воды с примесями.

Опыт 3: «Кипение воды с добавлением соли». Оказалось, что соль повышает температуру кипения. На графике показана зависимость температуры кипения от количества примесей. Как видно, максимальная температура кипения, которую имела вода с примесями, составляет 102⁰С, и зависит от концентрации. Температура кипения повышается потому, что в пузырьке воздуха содержится не только водяной пар, но и пары поваренной соли. А значит, при более высокой температуре пар становится насыщеннее.

Опыт 4. «Зависимость времени нагревания от состава воды (водопроводная вода и прокипевшая вода)»

В этой работе мы пытались установить зависимость закипания водных растворов: водопроводной воды, прокипевшей один раз и прокипевшей два раза воды. Результаты измерений представлены в виде диаграмм.

 

Водопроводная вода

Кипяченая вода (1 раз)

Кипяченая вода (2 раза)

Время закипания от 230 С до 1000 С

6 мин

7,7 мин

12,25 мин

Диаграмма времени закипания водных растворов

Из полученных диаграмм видно, что для водопроводной воды, которая имеет большее количество центров парообразования, требуется меньше времени для закипания.

Вывод: 1.Температура кипения воды, независимо от её химического состава, примерно одинакова при одном и том же атмосферном давлении.

2.температура кипения остается постоянной во время кипения и зависит от количества и вида примесей.

Опыт 5. «Кипение водного раствора спирта»

На «водяной бане», т.е. исследуемая жидкость прогревалась одновременно со всех сторон. Это повлияло на процесс: кипение началось ближе к поверхности жидкости у стенок сосуда, а не от дна. Дело в том, что чем ближе к поверхности, тем меньше давление столба воды, а это важно. Оказалось, что температура кипения водного раствора спирта составляет 82⁰С, хотя сам спирт кипит при 78⁰С.

Такая температуры кипения объясняется тем, что давление в пузырьке воздуха равно сумме давлений компонентов жидкости. Следовательно, температура кипения раствора ниже, чем у воды, но выше, чем у спирта.

Причина таится в молекулярном строении и составе вещества: в спирте образуются прочные химические связи между одной молекулы водорода и другой кислорода, а с водой эти связи становятся еще прочнее - молекулы воды примыкают к связям, образуя ассоциации. А для расщепления таких связей требуется более высокая температура.

Опыт 6. «Кипение воды при комнатной температуре»

Ц ель: Убедиться в том, что вода может закипеть при комнатной температуре.

Оборудование: прозрачный пластиковый шприц без иголки на 15-20 мл. вода, кусочек пластилина.

Выполнение опыта:

1. Набрать воду в шприц, чтобы она заняла примерно половину ее объема.

2. Двигать поршень вверх, выдавить пузырек воздуха из шприца.

3. Закрыть отверстие шариком из пластилина.

4. Потянуть поршень с силой вниз, вода в шприце закипит!

Вывод: на дне корпуса шприца стали образовываться быстро растущие пузырьки, которые поднимались вверх. В первый момент наблюдения процесс кипения шел достаточно бурно, а затем начал ослабевать. Для поддержания процесса я снова воспользовалась передвижением поршня. Вода закипает даже при комнатной температуре из -за уменьшение давления, создаваемого внутри шприца

Опыт 7. «Зависимость температуры кипения жидкости от давления»

О борудование: колба, вода температурой 85 градусов, пробка.

Выполнение работы.

Нагреем воду в колбе на горелке до кипения. Погасим горелку. Вода перестает кипеть. Закроем колбу пробкой и начнем осторожно лить на пробку струйкой холодную воду. Вода опять закипела.

Так как часть водяных паров конденсируется в жидкость при обливании колбы холодной водой, давление на поверхность воды уменьшается, вода закипает.
Температура кипения воды при пониженном давлении меньше 100 градусов, и вода в колбе вскипает вновь!

Вывод: изучив литературу о воде, ее свойствах, значении воды в жизни живых организмов, о защите воды, проделав опыты, мы пришли к выводу:

1.температура кипения остается постоянной во время кипения и зависит от количества и вида примесей, атмосферного давления и других внешних условий.

2.Температура кипения зависит от величины атмосферного давления над кипящей жидкостью. Чем выше давление, тем температура кипения больше и наоборот.

3.Воду можно «заставить» кипеть при комнатной температуре.

Опыт 8. «Кипение разных жидкостей»

Цель эксперимента: определить температуру и время закипания различных жидкостей.

Оборудование: колбы с различными жидкостями (водопроводная вода, газированная вода, морская вода. Снег, масло, вода с Баскунчака), датчик температур, электронная плитка, компьютер.

Жидкость

Масса

Начальная температура

Температура кипения

Время кипения

Газированная вода

100 г

24°С

100°С

339с

Морская вода

100 г

25°С

101, 2°С

443 с

Масло

100 г

22°С

105.2°С

337с

Снег

100 г

0°С

101, 1°С

541 с

Вода с Баскунчака

100 г

31°С

101,7°С

361 с

Вода из-под крана

100 г

20°С

99, 1°С

400 с

Молоко

100 г

24°С

100, 2°С

381 с

Выполнение работы

Мы подключили датчик температур к компьютеру с предустановленным приложением MultiLab, чтобы зафиксировать время и температуру кипения жидкости.

Вывод: температура и время кипения для всех жидкостей разное.

Глава 2

2.1. Гейзер

Гейзеры — это источники, в которых через определенные промежутки времени происходят извержения кипящей воды. Грохоча и взрываясь, столб кипятка, окруженный густым паром, взлетает вверх большим фонтаном, иногда даже достигая 80 м. [1.] Сразу же после извержения гейзера бассейн освобождается от воды, и на дне его можно увидеть заполненное водой жерло, уходящее глубоко под землю. Перед началом извержения вода поднимается, медленно заполняет бассейн, бурлит, выплескивается, затем с взрывом высоко взлетает фонтан кипятка.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Около некоторых из них почва теплая,порой горячая.

2.2. Процесс кипения на службе человека

Процессы кипения имеют большое практическое применение в теплоэнергетике, химической технологии, атомной энергетике и ряде других областей современной техники.

Процесс кипения жидкости при перепаде давления используется в компрессионных холодильных машинах, где кипит хладагент. В мировой ядерной энергетике весьма перспективным становится использование кипящих реакторов на АЭС. В России, на Белоярской АЭС имени И. В. Курчатова успешно эксплуатируются два кипящих реактора мощностью 100 и 200 МВт.

А

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

Школьников. С учетом результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа с целью развития одаренных детей. В формирующем этапе приняли участие только испытуемые экспериментальной группы. В ходе реализации программы были решены следующие задачи: 1. создание условий для развития интеллектуальной одаренности; 2. согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей; 3. развитие волевых качеств одаренных детей; 4. развитие коммуникативных способностей одаренных детей; 5. создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей. Были использованы следующие формы работы: занятия; тренинг личностного роста; социально-психологический тренинг; индивидуальные и групповые консультации с родителями. Содержание программы представлено в Таблице 6. Таблица 6. Содержание программы развития одаренных детей. 1 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности секция «Интеллектуал»: задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. олимпиада для интеллектуально одаренных детей «Самый умный». 2 Согласование самооценки и уровня притязаний одаренных детей игры на осознания ребенком своих личностных качеств, способностей, потенциала: игра «Встреча сказочных героев», игра «Подводная лодка», игра; задания на самостоятельную оценку ребенком своей деятельности; индивидуальные консультации для родителей по проблемам личностного развития одаренного ребенка. 3 Развитие волевых качеств одаренных детей подвижные игры на развитие воли «Сапоги – скороходы», «Золотые ворота», ««Любопытная Варвара». 4 Развитие коммуникативных способностей одаренных детей упражнения в рамках социально-психологического тренинга: упражнение «Зови меня», упражнение «Все мы разные», упражнения «Посиделки», «Номерки», «Испорченный телефон» и т.д. 5 Создание условий для стабилизации эмоционального состояния одаренных детей игры по стабилизации эмоционального состояния «Корабль и ветер», «Театр масок», «На море», «Белки и орехи» и т.д. упражнения на релаксацию; индивидуальные консультации с родителями «Страхи одаренных детей»; групповая консультация с родителями «Эмоциональное благополучие одаренного ребенка». В ходе реализации мероприятий дети и их родители проявили заинтересованность. Дети активно посещали секцию «Интеллектуал», не пропускали занятия. Кроме того, интерес проявили и родители, в ходе консультации задавали много вопросов, демонстрируя готовность создавать необходимые условия для благополучного развития детей. В целом по окончании формирующего этапа дети и родители отметили значимость такого рода занятий для разностороннего развития детей.

втоклав, например, в медицине, аппарат для стерилизации паром под давлением хирургического перевязочного материала, инструментов, большинства питательных сред для выращивания микроорганизмов, для обеззараживания инфицированного материала, операционных халатов и т. п. Изобретенный французским физиком Папином котел с предохранительным клапаном, в котором пары достигали высокого давления, а вода такой температуры, что позволяла плавить трудноплавкие вещества сегодня используют как вулканизатор.

На сегодняшнем этапе развития науки важным является понимание процесса кипения магнитной жидкости в магнитном поле. Ученые считают, что в конечном итоге это даст возможность создать управляемые теплообменные аппараты с использованием магнитных жидкостей в качестве теплоносителя.

Заключение

Неоднократно наблюдая, за приготовлением пищи опытными поварами, мы отмечали для себя тот факт, что как только вода в кастрюле закипит, уменьшают огонь. Сегодня мы можем с физической точки зрения обосновать этот профессиональный шаг поваров. Зная, что во время кипения температура не меняется и продолжительность варки, начиная с момента закипания, не зависит от мощности нагревателя, это дает экономию топлива. На сегодняшний день мы можем объяснить причину длительного закипания соленой воды с повышением температуры кипения.

Но до детального изучения темы мы считали, что использование знаний о процессе кипения ограничиваются только этой областью. Однако, изучая литературу, в которой описывается востребованность знаний о процессе кипения жидкости, мы все больше удивлялись факту многообразия его применения от энергетики до атомной физики.

Выполняя опыты по измерению температуры кипящих жидкостей, их растворов, мы убедились, что многие, казалось очевидные факты, противоречат опытным данным, но легко объясняются при условии знаний о явлении кипения.

Из проведенных опытов можно сделать вывод, что температура кипения остается постоянной во время кипения и зависит от количества и вида примесей, атмосферного давления и других внешних условий. Мы считаем, что тема этой работа имеет перспективу на дальнейшее, более глубокое и детальное исследование.

Список использованных источников

Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд.3-е.М., «Советская энциклопедия», 1973.

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика.10 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2019.

Научно-популярный физико-математический журнал «Квант», №2 1985, №6 1987.

Перышкин А. В. «Физика-8», М. Дрофа, 2022г

Элементарный учебник физики: Учебное пособие. В 3-х т./Под ред. Г.С. Ландсберга.Т.I.Механика. Теплота.Молекулярная физика.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2021

Интернет источник: http://studopedia.ru/2_28943_teplootdacha-pri-kipenii-zhidkostey.html\\Дата доступа: 20.12.22

Просмотров работы: 81