СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ КОЛЛЕКТОРНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ КОЛЛЕКТОРНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Чаплиёв И.К. 1
1МОУ СОШ 8
Подшивалова И.А. 1
1МОУ СОШ 8
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проект является практико-ориентированным.

Главная цель проекта –изучить коллекторный электродвигатель и создать его модель.

Обоснование цели:

Электродвигатели используются во многих сферах жизни человека: транспорте, бытовых устройствах, инструментах и сооружениях.

Рабочая модель может послужить в практических целях и дальнейших работах.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

Ознакомиться с понятием коллекторного электродвигателя

Познакомиться с историей развития коллекторных электродвигателей

Изучить принцип работы и строение коллекторного электродвигателя

Изготовить рабочую модель коллекторного электродвигателя

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Основные сведения о коллекторном электродвигателе

Электрический двигатель — электрическая машина, в которой электрическая энергия, преобразуется в механическую. Коллекторный электродвигатель – одна из разновидностей электродвигателя, отличается наличием коллекторного узла, вместо чипа в бесколлекторном.

История развития коллекторных электродвигателей:

Коллекторные двигатели появились благодаря опытам Майкла Фарадея, который в 1831 открыл явление электромагнитной индукции.

На основе принципа притяжения и отталкивания между магнитами Борис Якоби в 1834 изобрёл двигатель с вращающимся валом. Первый коллекторный электродвигатель пригодный для практического использования.

13 сентября 1838 года первая электрическая лодка длиной 28 футов прошла за 7 часов расстояние в 7,5 км и обратно по Неве со средней скоростью 2,5 км/ч. В 1839 Якоби смог увеличить скорость судна в 1,5 раза.

Дальнейшее применение электродвигатели нашли в 70-х годах XIX в. благодаря появлению генераторов.

В дальнейшем конструкция электродвигателей продолжала совершенствоваться, были сконструированы электродвигатели в широком диапазоне мощностей - от Вт до МВт.……

…………………

4;44

Принцип работы и строение коллекторного электродвигателя:

Коллекторный электродвигатель состоит из 3 основных элементов:.

Ротор — вращающаяся часть двигателей и рабочих машин. Ротор тесно связан со статором. Часто встречается в виде барабанов, дисков, колёс.

Статор — неподвижная часть машины, взаимодействующая с подвижной частью — ротором.

коллекторный узел — узел электрической машины, обеспечивающий электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части машины.

Ротор состоит из медных катушек , намотанных на сердечник. Эти катушки образуют электромагниты, которые поочерёдно включаются и выключаются, притягиваясь к постоянным магнитам, из которых состоит статор. Так создаётся крутящий момент.

В работы коллекторного электродвигателя самым сложным является принцип поочерёдного включения и выключения катушек, для этого необходим коллекторный узел.

Обмотки с катушек присоединены к медным пластинам, расположенным на роторе.

По этим пластинам скользят щётки, по которым подаётся ток. В зависимости от положения ротора щётки прикасаются к определённым пластинам и электричество подаётся в нужную медную обмотку.

2.2 Создание модели коллекторного электродвигателя

Материалы:

доска, 42 м провода, металлическая пластина, источник питания, эпоксидная смола, супер клей и 13 шурупов, 2 постоянных магнита, 2 отрезка проволоки длиной 125 мм каждый, 2 медные пружинящие пластинки, 4 зажима.

Инструменты:

Напильник, отвёртка, шуруповёрт, шлифовальный станок, канцелярский нож.

Ход работы:

Из доски вырезать детали и отшлифовать их (см. прилож. 1)

Очистить провод и поделить на 4 равные части.

Соединить вал и ротор при помощи эпоксидной смолы, намотать провода на ротор.

Просверлить в коллекторе 8 отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга.

Разделить металлическую пластину на 8 одинаковых отрезков и просверлить в каждом отверстие (см. прилож. 2).

Приклеить металлические пластинки к коллектору при помощи супер клея так, чтобы отверстия в пластинках совпадали с отверстиями в роторе и пластинки не касались друг друга.

Вкрутить 8 шурупов в каждое отверстие в коллекторе так, чтобы коллектор закрепился на вале и концы проводов с ротора были закреплены на шурупах и касались металлических пластинок.

Продеть вал в подшипники так, чтобы между коллектором и подшипником и ротором и другим подшипником оставалось небольшое пространство.

При помощи шурупа закрепить к валу заглушку так, чтобы коллектор был с одной стороны подшипника, а заглушка с противоположной стороны.

2 отрезка проволоки изогнуть на концах и закрепить на подшипниках так, чтобы они находились над ротором и были параллельны друг другу.

При помощи 4 шурупов прикрепить подшипники к подставке так, чтобы они были параллельны друг другу.

Разместить один из магнитов на проволоке, а другой под ротором, разными полюсами друг к другу.

Поделить 2 м провода на 2 части, их концы соединить с зажимами и подключить к источнику питания с одной стороны и к 2 медными пластинам с другой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа посвящена коллекторному электродвигателю. Была поставлена цель работы, которая заключается в ознакомлении с коллекторным электродвигателем и создании модели, путём решения следующих задач:

Я ознакомился с устройством коллекторного электродвигателя

Я познакомился с историей развития коллекторного электродвигателя

Изучил принцип работы и строение коллекторного электродвигателя

Изготовил рабочую модель коллекторного электродвигателя

Все задачи были решены, главная цель достигнута.

Вывод:

Коллекторный электродвигатель – разновидность электродвигателя, отличающаяся наличием коллекторного узла.

Впервые изготовлен Борисом Якоби в 1834.

Состоит из ротора, статора и коллекторного узла и движется за счёт поочерёдного включения и выключения катушек ротора.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чертёж двигателя

Коллектор и металлические пластины

Фотография модели без магнитов

Фотография модели с магнитами

https://youtu.be/uCaSHwm0g90 видео работы коллекторного электродвигателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коллекторный электродвигатель — Википедия (wikipedia.org)

2.Якоби, Борис Семёнович — Википедия (wikipedia.org)

3.Электрический двигатель — Википедия (wikipedia.org)

Просмотров работы: 62