Введение
Национальный проект «Образование», утвержденный в декабре 2018 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (срок реализации с 1 января 2019 г по 31 декабря 2024 г) является организационной основой государственной политики РФ в области образования.
Национальный проект «Образование» направлен на достижение приоритетной национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным - обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Национальный проект «Образование» нацелен на ускорение модернизации российского образования, достижение такого уровня качества образования, которое соответствует меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Один из целевых показателей реализации этого национального проекта - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Среди ключевых направлений Национального проекта «Образование» - совершенствование содержания образования и воспитания, внедрение новых методик и технологий преподавания, развитие программ воспитания в образовательных организациях, обеспечение условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности, детских общественных движениях и объединениях, научных и творческих конкурсах школьников и студентов.
Модернизация в образовательной системе РФ имеет важнейшее значение, так как призвана обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, так как кадры в дальнейшем формируют государственную политику экономического, социального и политического развития страны. Современные глобальные проблемы и вызовы должны решаться молодым поколением россиян, поэтому нынешним школьникам необходимо учиться командной работе, сотрудничеству, развитию и совершенствованию своих лидерских качеств. От того, какой станет современная школа, зависит не только будущее всех участников образовательного процесса, но и будущее России.
Модернизация в школе предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Федеральный проект «Современная школа» направлен на внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Проект включает разработку моделей наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает создание большого количества мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей, обновление их содержания и технологий преподавания, в том числе и воспитательной компоненты, а также вовлечение в развитие системы общего образования всех ее участников - детей, педагогов, родителей/законных представителей, представителей государственных органов и общественных объединений, работодателей и участников бизнес-сообщества.
Актуальность проекта
Мы, команда активистов-старшеклассников МБОУ «СОШ №2 с кадетскими классами» города Великого Устюга Вологодской области, в начале 2022 года решили найти ответ на вопрос - является ли современная школа по-настоящему современ-ной? Наши педагоги поддержали идею проработки данного запроса.
15 января 2022 г мы провели в нашей школе «Педагогический мозгоштурм» в формате «Хакатон-кафе» по теме «Какой должна быть наша школа, в которой мы хотим учиться сегодня и завтра?»
Первое задание «Педагогического хакатона» - определить и выделить основные проблемные точки школы - вызвало противоречивые мнения в группах, но в результате обсуждения участники выделили главное, что конкретно подросткам хотелось бы изменить в школе как устаревшее и несовременное.
Во-первых, в современной школе все предметы равны, каждый учитель считает свой предмет главным, не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Детям приходится тратить время на нелюбимые предметы, а любимые остаются без должного внимания.
Во-вторых, в современной школе разные по уровню ученики учатся вместе. Одни все схватывают на лету и им скучно учиться, другие ничего не успевают и чувствуют себя плохо из-за постоянного стресса. Учителя из-за перегруженности не имеют возможности работать индивидуально, учитывая особенности каждого ученика.
В-третьих, 40-45 минут урока тратится нерационально - половина урока уходит на оргмоменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально. Из - за этого учитель дает объемные домашние задания, а так как многие посещают после уроков школы и центры дополнительного образования, дети дома засиживаются допоздна.
В - четвертых, педагоги вынуждены пользоваться устаревшими методиками преподавания, так как не хватает современного оборудования; многие учителя не могут или не успевают освоить новые технологии обучения в цифровом формате из-за отсутствия программного обеспечения или высокопроизводительного оборудования.
В-пятых, сегодня в школе отчетливо проявляются различия между поколениями. Современный ученик - это подросток с совершенно новым мышлением и мировоззрением, а «поколение Z» сегодня – самое образованное в сфере технологий. В то же время многие навыки старших поколений современным детям и подросткам уже не свойственны. Например, старшеклассники, имея жизненную позицию и сформированную систему ценностей, не обладают даже минимальным гражданским и социальным опытом, который в стенах школы трудно получить.
В-шестых, школьное образование сегодня не учитывает клиповое мышление подростков, когда информация воспринимается образно, отрывками, коротко, через заголовки новостей. Современные дети плохо запоминают, имеют бедный словарный запас, не могут системно мыслить и выстраивать свою речь, делают поспешные суждения и выводы, малоэмоциональны, малообщительны, не умеют проявлять эмпатию.
Но у клипового мышления есть и преимущества: высокая скорость обработки информации, её многоканальность, способность работать в режиме многозадачности. Конечно, за это приходится расплачиваться сниженной концентрацией внимания, рассеянностью, забывчивостью, и психологи считают, что это защитная реакция организма на переизбыток информации. К сожалению, школьные программы эту особенность современных детей не учитывают.
Выводы: Из перечисленных недостатков мы сделали вывод, что модернизация современной школьной системы - это необходимость. То, что помогало вчера овладевать знаниями, перестает работать, так как знаний очень много. Знания важны, но важнее понять себя, свои ценности и желания, стать тем, кем хочется. Для этого нужны новые подходы, свежие исследования, достижения научно-технического прогресса в образовательных технологиях, тогда и обучение в школе станет не только более увлекательным, но и более эффективным.
Тренды направлений развития современной школы
Общаясь в школе с педагогами, мы узнали о принципе вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские, и этим вносить инновации в образовательную деятельность.
Мы не сразу поняли, почему вторым заданием «Педагогического хакатона» было составление собирательного образа современной школы. Сначала было трудно сформулировать, в чем состоит главная цель современного образования, каковы наиболее привлекательные варианты, тренды, направления его развития в быстро меняющемся мире. Потребовалась помощь старших товарищей и Интернета в получения нужной информации и ответов на вопросы.
Конечно, педагоги подсказали: если меняется социальный заказ общества к школе, то от образовательного учреждения требуется способность оперативно и гибко реагировать на общественный запрос, сохраняя при этом накопленный положительный опыт.
Учителя также отметили, что главная цель современного образования - воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Обществу, государству необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Поняв цели современного образования, мы за отведенное на выполнение задания время сделали подборку наиболее понравившихся нам форм, методов и технологий современного образования, которые нам хотелось бы внедрить в своей школе:
1. Сотрудничество и социальное обучение:
Главным элементом социального обучения является взаимодействие обучающихся, где дети учатся у друг друга. Создаются виртуальные сообщества, форумы, где школьники и педагоги в неформальной обстановке делятся своим опытом, проблемами и идеями их решения. Обсуждение материала способствует лучшему его усвоению, а также позволяет оперативно осуществлять обратную связь и формировать значимые связи внутри коллектива.
2. Предпрофессиональные классы для учеников 9 - 10 - 11 класса:
Реализуется предпрофессиональное образование путем заключения трехстороннего договора между школой, ВУЗами и перспективными работодателями. При сотрудничестве с колледжами школьники получают первую профессию, к примеру, в медицинских классах это младшая медсестра. В образовательную программу включены специальные предметы с проведением практических занятий.
В космических предпрофессиональных классах дети проходят курсы по аэродинамике и баллистике, геоинформатике, навигации, механике космического полета, применению одноплатных компьютеров в космической мехатронике. Школьники участвуют в ВУЗовских конференциях и семинарах, могут пройти стажировки, работать в лабораториях, оснащенных современным оборудованием. В Москве в разных школах уже открываются и действуют медицинские, инженерные, академические, педагогические, медиа, предпринимательские, кадетские, IT‑классы и другие.
3. Сторителлинг как метод обучения:
Сторителлинг – способ донесения информации через рассказ историй с реальными или выдуманными персонажами, хороши тем, что позволяют объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах.
В будущем образование будет уходить в упрощение материала через привлечение историй людей, примеров из фильмов или книг. Истории должны быть короткими, однозначно трактоваться и пересекаться с жизненным опытом. Любая история должна иметь логичное завершение, которое подтолкнет слушателей к выводу, быть эмоционально насыщенной и побуждать слушателей к действиям. Немаловажно качественное оформление истории в виде презентации или видео.
4. Микрообучение:
Микрообучение представляет собой получение знаний небольшими единицами за короткий промежуток времени, чаще всего в электронных форматах обучения. Материал представляется обучающимся небольшими разделами, продолжительность в среднем 15 минут. Формат подачи информации разнообразен – интерактивное видео, подкасты, викторины и др.
Разбивая большую тему на несколько коротких видео, создатели курсов способствуют лучшему ее усвоению. Это имеет смысл, так как максимальный уровень концентрации внимания у человека – пять минут. Такой подход может применяться в обучении основам профессии или отдельным видам трудовых операций.
5. Обучение с помощью мобильного телефона:
Рынок мобильных обучающих систем в последние годы развивается усиленными темпами и выходит на новый уровень. С каждым годом появляется все больше приложений для обучения с расширенными функционалом. Онлайн-проверку знаний, аудиолекции, обучающие видео и презентации – все это можно изучать, читать, смотреть в удобном месте, в удобное время. Кроме того, большинство учебных порталов адаптировали свои сайты к режиму мультиплатформенности и также создали приложения для смартфонов, что сделало обучение более гибким.
6. Идея «опережающего образования»:
Эта идея понравиласьвсем ребятам, хотя не является новой и давно применяется в лучших школах РФ.
Специалисты и ученые в области педагогики определяют «опережающее образование» как освоение обучающимися таких профессиональных и общекультурных компетенций, которые потребуются выпускнику школы непосредственно на выходе его из стен образовательного учреждения и будут ему необходимы на протяжении длительного периода времени.
Например, такими компетенциями являются умение ставить и корректировать собственные образовательные цели, готовность к непрерывному образованию в течение всей жизни, готовность осваивать и применять несколько профессиональных компетенций одновременно.
Вывод: Школа должна не только давать твердые знания, она должна учить, как применять их для решения сложных и неоднозначных задач, как объединяться для этого в сильные коллективы и действовать вместе. Для этого необходимо в школе использовать инновационные образовательные технологии.
Влияние опыта авторских российских школ на современное образование
В новом учебном 2022-2023 году часть ребят-активистов, которые участвовали в январском «Педагогическом хакатоне» 2022 г, решили продолжить изучение различных педагогических новаций. Мы решили, что это будет иметь важное значение для школы, так как по указу Президента России В. В. Путина 2023 год был объявлен годом педагога и наставника.
Также четверо старшеклассников из нашей команды уже приняли решение поступать в педагогические ВУЗы, поэтому было интересно познакомиться с самыми успешными авторскими школами, которые действуют в России.
Так как основа авторской школы – личность педагога, то тиражировать ее бессмысленно, но можно анализировать и брать на вооружение их новаторские идеи. Изучая этот опыт, мы стремились оценить свои возможности в разработке собственного проекта инноваций в деятельности нашей школы.
Нас поразила смелость педагогической мысли и творческий подход авторов, к примеру, в создании адаптивной школы Е. А. Ямбурга, школы М. П. Щетинина, школы опережающего развития С. Н. Лысенковой, уникальной школы - парка М. А. Балабана, школы самоопределения А. Н. Тубельского.
Главное отличие процесса обучения в этих школах – активная вовлеченность ученика образовательную деятельность, свобода выбора детьми направления и содержания обучения.
Коротко о некоторых из них.
Школа-парк М.А. Балабана основана на разновозрастных объединениях детей – открытых студиях. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников с 36 младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или младших – с постоянными клиентами и посетителями, где они выполняют функции старших - гидов.
Основной метод обучения – диалог, речевое общение партнеров. Здесь нет ограничений по времени, так как студии работают целый день. Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, занятия проводятся блоками по два-три академических часа (три или два блока в день).
Составляется график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели в закрытом и открытом режимах. Копия графика работы студий выдается каждому ученику школы-парка для того, чтобы он выбрал студии, в которых будет работать, при этом его выбор не регламентируется ни планом, ни расписанием занятий. Если же студия работает в закрытом режиме, то все ее постоянные члены обязательно участвуют в ее работе.
Понравилась нам организация обучения в школе самоопределения А. Н. Тубельского, где, за исключением нескольких обязательных предметов, обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Школа предоставляет ребенку пространства учебного, творческого, социально-правового, досугового, игрового характера.
Основная форма учебного процесса – мастерская, которой руководит учитель или специалист, в них осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и других видов деятельности от мастера к ученику.
Для желающих изучить все курсы базисного учебного плана введены интенсивы, где за короткое время можно освоить государственный минимум. В старшей школе (10 -11кл) за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Особенностью учебного занятия является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез.
Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки, продвижение и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем. Балльной системы оценивания не существует, учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Ученик приглашает на защиту товарищей и родителей.
В школе М. П. Щетинина автор ввел в практику «метод погружения». Функции учителя выполняют «консультанты» из ребят, положительные результаты достигаются в работе с небольшими группами учеников по 4-5 человек. Задания даются персонально для каждого ученика. Специально составленное расписание чередует умственную нагрузку ребят с занятиями музыкой, ИЗО, хореографией, физкультурой.
Уроки уплотнены и сокращены, поскольку для детей продуктивное время работы - 30 минут. Оставшееся время эффективно используется для саморазвития детей. Отсутствие домашних заданий позволяют учителям изучать склонности учеников и развивать их. В школе нет учеников и учителей чистом виде: все здесь сотрудники, в школе приветствуется коллективное творчество и взаимопомощь. Базовое образование для всех — история. Второе и далее — по выбору. Уже к 14-15 годам ребята в школе Щетинина получают первое высшее образование.
Вывод: Во многих авторских школах успешно работает система ученического наставничества, в том числе в формате «Дети учат детей» и по модели «Ученик-ученик», когда старшеклассники помогают сверстникам или младшим детям в учебе и в профессиональной ориентации.
Объединение лидеров школьного самоуправления в команду учеников-наставников «Проф-юниоры» СОШ №2
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.
Так как многие старшеклассники из числа школьных активистов мечтают стать руководителями, выбранная ими роль ученика-наставника дает возможность испытать себя на управляющей должности.
Активисты МБОУ «СОШ №2 с кадетскими классами» в начале нового 2022-2023 учебного года решили продолжить педагогическое исследование, но попробовать перевести его в практическую деятельность.
С этой целью взяли за основу модель ученического наставничества «ученик - ученик». Для этого собрали команду в составе 9 старшеклассников из числа лидеров школьного самоуправления, которые хорошо учатся, коммуникабельны, ответственны, трудолюбивы, имеют достаточно высокий уровень организаторских способностей и уверенности в себе, социально активны и, главное, готовы помогать своим товарищам по учебе.
Выбрали название для команды и проекта – «Проф-юниоры».
Наставничество в формате «ученик-ученик» нас привлекло тем, что это одна из перспективных форм организации учебного процесса, добровольный и доброжелательный способ передать младшим школьникам имеющиеся у старшеклассников знания и опыт. Ученическое наставничество - это почетная и социально значимая деятельность старшеклассников в своей школе, оно вызывает поддержку и уважение со стороны педагогов и родителей.
Было решено вовлечь в ученическое наставничество так называемых «компетентностных лидеров», имеющих достаточно высокий уровень знаний и умений в том или ином виде профессиональной деятельности. Таких «компетентностных лидеров» в нашей школе выявилось 12 старшеклассников. Это обучающиеся, которые определились с будущей профессией, дополнительно осваивают специальные знания и получают практические навыки в выбранной ими профессиональной сфере.
Основной состав группы учеников – наставников определился так:
Дмитрий Тарасов (11 класс) мечтает стать врачом, углубленно изучает биологию и химию, посещает цикл занятий для выпускников школ в Великоустюгской центральной районной больнице.
Деревесников Егор (11 класс) с детства увлечен астрономией и радиотехническим творчеством, самостоятельно проектирует и создает собственный микроспутник «Устюг-сат» в формате «кубсат» .
Чагина Варвара (10 класс) является лидером организации школьного самоуправления, руководителем патриотического объединения «Юнармия» и председателем первичной организации РДДМ «Движение первых». В центре интересов ученицы - обществознание с углубленным изучением основ государственного и политического строительства в Российской Федерации и странах мира.
Стрекаловский Андрей (10 класс) – инициатор создания школьного бизнес-клуба, продвигает в школе идеи финансового и экономического просвещения, с одноклассниками прошел предпринимательскую подготовку на двухнедельном областном форуме «Предприниматель 1.0».
Красавцева Кристина (10 класс) с двумя одноклассницами второй год активно изучает историю малой родины, занимается краеведением, участвует во всех акциях и мероприятиях педагогической направленности.
Старшеклассники согласились попробовать себя в качестве учеников-наставников, так как одна из важных целей ученического наставничества - собственная самореализация, профессиональное развитие. Помогая другим, ученики - наставники вовлекают своих товарищей и своих более юных наставляемых в полезную общественную работу, в массовые воспитательные мероприятия, оттачивают профессиональные компетенции, формируют новые социальные связи.
Участникам проекта «Проф-юниоры» было предложено сформировать свою индивидуальную программу, занятий, встреч, практик и различных форм передачи своего опыта и знаний в рамках внеурочной деятельности школы. Чтобы разновозрастные дети объединились вокруг «компетентностного лидера», программа занятий в наставнической группе должна быть хорошо продумана, соответствовать возрасту детей, встречи проходить в увлекательной форме и с обязательными результатами обучения.
Основные цели, задачи, этапы и результаты проекта ученического наставничества
Совместно с руководителем были определены цели и задачи проекта ученического наставничества «Проф-юниоры», а также этапы и предполагаемые результаты его реализации:
создание в школе с помощью развития форм ученического наставничества дополнительных возможностей для общения и занятий детей в объединениях/клубах/группах в соответствии с их увлечениями и интересами, сплочение обучающихся разного возраста и интересов;
выявление среди школьников лидеров, обладающих необходимыми компетенциями и опытом в различных видах деятельности;
освоение учениками - наставниками основ педагогики сотрудничества и других современных методов обучения и передачи знаний;
приобретение учениками-наставниками опыта самостоятельного решения педагогических и социальных задач;
организация в школе через ученическое наставничество практических занятий по профессиональной ориентации.
Этапы реализации проекта ученического наставничества:
Профориентационная диагностика и психологическое тестирование обучающихся старших классов с целью выявления, отбора и приглашения в команду учеников - наставников;
Назначение куратора команды учеников-наставников из числа педагогов школы, консультирование учеников-наставников и обучение их основам педагогики;
Определение направлений деятельности, форм и методов обучения в наставнических группах, разработка и подготовка программ занятий в наставнических группах;
Создание оптимальных условий для проведения занятий в наставнических группах;
Формирование объединений/групп/клубов из числа обучающихся школы в соответствии с профессиональными и иными интересами детей (4-15 чел);
Реализация наставнических программ и подведение итогов.
Организационная форма деятельности ученического наставничества:
Школьные педагоги подсказали, что лучшая организационная форма работы групп ученического наставничества в школе - внеурочная деятельность через реализацию модулей программы воспитания школы:
Детские общественные объединения и клубы;
Ключевые общешкольные дела;
Экскурсии, экспедиции, походы;
Самоуправление;
Профориентация;
Волонтерство.
Результат участия в проекте:
Участие в проекте помогает ученикам-наставникам выявить и оценить свои сильные и слабые стороны, получить условия для самореализации, проработать пути достижения своих профессиональных целей, научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе, гордость за проделанную работу без ожидания материального вознаграждения.
Участие наставляемых в группах/объединениях/клубах под руководством учеников-наставников снимает боязнь отрицательной оценки, дает возможность заниматься в эмоционально раскованном общении, в условиях поощрения инициативы и вопросов детей к старшекласснику, а также вызывает интерес и положительную мотивацию, поддерживает высокий уровень любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий.
Все разработанные учениками –наставниками индивидуальные проекты представлены в приложениях к данной работе. Проекты у обучающихся 11 класса Тарасова Дмитрия и Деревесникова Егора находятся в процессе реализации, так как ребята являются выпускниками школы.
Перечень проектов ученического наставничества
команды «Проф-юниоры» для включения во внеурочную деятельность
МБОУ «СОШ №2 с кадетскими классами» (проекты в приложениях):
Проект: «Уроки Русского Севера»……………………..(Приложение 1)
Проект: «Образовательные иммерсивы»……………...(Приложение 2)
Проект: «Объединение (клуб) «Юный медик» в СОШ №2 с кадетскими классами»…………………………………..(Приложение 3)
Проект: «Объединение (клуб) «Юный радист» в СОШ №2 с кадетскими классами» ………………………………….(Приложение 4)
Проект: «Бизнес – объединение социального предпринимательства «Школьная биржа труда» ……………………………...(Приложение 5)
Использованная литература, интернет - ресурсы:
Нормативные правовые акты Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации".
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Н.А. Савченко, Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84210
С. Л. Катанандова. «Модернизация российского образования». ГУ ВШЭ, М.: 2002.
https://vuzlit.com/561031/avtorskie_shkoly_rossii_veka
https://forpsy.ru/works/uchebnoe/ped-vopros
https://si-sv.com/publ/14-1-0-173
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovanii-2
https://education.rbc.ru/article-5.html
https://vc.ru/education/479818-trendy-obrazovaniya-2022-2023
https://rosolymp.ru/nastavnichestvo/images/material124.pdf
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Проект ученика-наставника: «Уроки Русского Севера»
Разработчик: ученик-наставник Красавцева Кристина,
обучающаяся 10 класса
Краткое описание проекта:
Мы пока не можем заглянуть в школу будущего, но сегодня, еще учась в школе, мы предлагаем превратить учебу в удивительное приключение, которое позволит вовлечь ребят в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики - все это реализуется на уроках-экскурсиях.
Наш цикл уроков-экскурсий мы назвали «Уроки Русского Севера», и для этого есть все основания. Русский Север по праву можно назвать заповедником народной культуры, в котором бережно сохраняются национальные традиции. Сюда не докатилась волна монголо-татарских нашествий, дотла разоривших многие города и земли Древней Руси, и, когда почти на всей русской территории развитие культуры приостановилось, на Севере она продолжала совершенствоваться. Именно поэтому здесь сохранились многочисленные памятники деревянного зодчества, крестьянского быта, древние обычаи и обряды, старинные песни и былины.
Русский Север имеет огромный экологический потенциал: красивая природа, обилие рек и озер, множество охраняемых памятников природы.
Русский Север сохранил в естественной чистоте и яркости русский язык с его богатейшим словарным запасом. Не случайно эта земля - родина и творческая мастерская мастеров русской словесности - Ломоносова, Писахова, Абрамова и Рубцова.
Общность северных монастырей получила образное название – «Русская Фивиада», именно монастыри Русского Севера составляют особый уникальный пласт русской и мировой архитектуры.
Из множества экскурсионных объектов мы выбрали такие, которые были бы интересны школьникам, а часть занятий придумали сами и включили в программы «Уроков Русского Севера». По форме наши программы напоминают школьные поисково-краеведческие экспедиции. Результатом любой из программ могут быть школьные фотовыставки, видеофильмы, интернет-отчеты.
1. «Ремёсла и промыслы Русского Севера»
Знакомство с основами и особенностями севернорусского искусства росписи, кружевоплетения, вышивки, черенения по серебру дает школьникам возможность как можно больше узнать о народном искусстве, в дальнейшем расширять и применять полученные знания на практике.
Также в программе предусмотрено знакомство с некоторыми видами ремесел — льнопрядение, ткачество, кузнечное и столярное дело. Программа будет полезной с точки зрения профориентации школьников.
Цель: духовно нравственное и эстетическое развитие школьников, формирование интереса к русской национальной культуре и истории, развитие художественно-творческих способностей обучающихся, формирование основ целостного восприятия эстетической культуры.
Задачи: познакомить с истоками и особенностями народного прикладного искусства Русского Севера, изучить роли художественных промыслов и ремесел в укладе жизни Вологодского края.
Тематический план программы
«Ремёсла и промыслы Русского Севера»
Темы уроков |
||
1 |
Мастер-класс "Кружевная сказка" (секреты вологодского кружева, основные приемы плетения на коклюшках). |
90 мин |
2 |
Интерактив "Лен, мой лен" (выращивание и обработка льна льномялками, трепалами, щетями, прядение льняной нити на старинной прялке, глажение льняной ткани деревянным рубелем). |
60 мин |
3 |
Демонстрационный зал завода "Северная чернь"(технология нанесения черневого рисунка на серебряные изделия, основные орнаменты и характерные северорусские узоры) |
45 мин |
4 |
Посещение одного из занятий Великоустюгской школы искусств. |
60 мин |
5 |
Знакомство с реставрационной мастерской, встреча с художниками – реставраторами. |
40 мин |
6 |
Мастер-класс "Волшебная нить" (урок художественной вышивки, славянские символы-обереги, особенности северных орнаментов |
60 мин |
7 |
Поездка в Вотчину Деда Мороза. Дворец, Тропа сказок, гардеробная Деда Мороза (создание коллекции уникальных костюмов для Зимнего волшебника). |
2 часа |
8 |
Вечернее занятие "Берестяное чудо" (Шемогодская резьба и роспись по бересте, тиснение, устюгские традиции изготовления берестяной утвари). |
45 мин |
2. «Природные богатства Русского Севера»
Цель: формирование ценностных ориентиров по отношению к природе, экологическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи: формирование интереса к изучению родного края, исследование конкретных уникальных природных объектов, получение знаний об охраняемых территориях, памятниках природы и заповедниках.
Тематический план программы
«Природные богатства Русского Севера: весна-лето-осень»
Темы уроков |
||
1 |
Обзорная экскурсия по городу с посещением музея природы, интерактивное занятие "Загадки северной природы"(рассказ об особенностях северной тайги в различные времена года, световые и звуковые эффекты экспозиции) |
90 мин |
2 |
Лекция - интерактив по палеонтологии "Живое прошлое земли" (рассказ о древних ящерах, обитавших в районе Северодвинского бассейна, восстановление скелета реликтовых животных) |
45 мин |
3 |
Поездка в Орловскую рощу (80 км,уникальный заповедник корабельной сосны, лес охраняется государством по указу Петра I) Встреча и беседа с местным краеведом. Возвращение в Великий Устюг. |
3 часа |
4 |
Автобусная поездка в д. Лодейка (40 км). Памятник природы "Мыс Бык" (доледниковые обнажения, эрозийные останцы, легенды о кладах, пещерах и ватагах разбойников). |
3 часа |
5 |
Ландшафтный памятник природы "Одомчинский бор", особо охраняемая территория - экологическая тропа, наблюдения. |
3 часа |
6 |
Переезд в пос. Полдарса (65 км), школьный /сельский музей. Урочище "Опоки" (геологическое обнажение в обрыве высотой около 60 метров, разноцветные наслоения пластов пород пермского периода). Фонтанирующий источник на берегу реки Сухоны. Святая гора. По возвращению в Великий Устюг - Остановка в урочище "Стрельна". |
4 часа |
7 |
Встреча со специалистами отдела экологии и и охраны окружающей среды Администрации Великоустюгского района, вопросы-ответы |
45 мин |
8 |
Переезд в Красноборск, (104 км). Дом-музей художника А. Борисова (знаменитый художник, исследователь Арктики). Санаторий "Солониха" (120 км), знакомство с уникальными солевыми хлоридно-сульфитно-натриевыми источниками курорта, торфяными грязями. Изумрудное озеро - бассейн минеральной воды "Чаша", сосновые боры. |
6 часов |
3. «Устное народное творчество Русского Севера»
Настоящая программа «Устное народное творчество Русского Севера» предназначена для школьников, интересующихся русским языком, содержит возможности для развития через игровую деятельность, через участие в реальной полевой практике. Программа также поможет в развитии интереса учащихся к русскому языку как к учебному предмету, нацелена на развитие творчества, приобщение школьников к коллективной и самостоятельной исследовательской работе.
Цель: приобщение к истокам родной культуры, языка, духовным ценностям и образу жизни.
Задачи:
- Познакомить школьников со словарным богатством русского языка;
- Предоставить возможность школьникам понимать и анализировать языковые факты.
Тематический план программы
«Устное народное творчество Русского Севера»
Тема урока |
||
1 |
Встреча с фольклорным коллективом «Истоки» (старинные песни и загадки, северный диалект, вологодский говор, русские северные обряды и рождественские гадания). |
60 мин |
2 |
Занятие в Великоустюгской школе искусств, народное отделение, педагог — засл. работник культуры Тропина Н.П. |
60 мин |
3 |
Встреча с местными литераторами-авторами: сказки, стихи, рассказы. |
90 мин |
4 |
Деревня Пожарище — национальная деревня Русского Севера, объект культурного наследия Вологодской области. Выезд в Нюксенский район (150 км), знакомство с бытом и культурой жизни вологодской деревни. Угощение из русской печи. Традиции песенного творчества, особенности хоровода и народных обрядов Нюксенского края, общение, слушание диалектной речи. |
8 часов |
5 |
Почта Деда Мороза (письма, открытки, подарки Деду Морозу от детей всего мира). |
45 мин |
6 |
Поездка в д. Благовещенье, встреча с местной жительницей, общение, слушание живой речи с сохранившимися особенностями фонетики и лексики. Сельский музей. |
2 часа |
Использованная литература:
Батаков Н. Великий Устюг/Н. Батаков., Е. Мансветова, В. Широков .- Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1976.-144с., ил.
Великий Устюг// Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск.
Великий Устюг. Тотьма.- М.:Искусство, 1983.-С.83 - 250
Бысть на Устюзе…: Историко - краеведческий сборник.- Вологда: ЛиС, 1993.- 256с., ил.- (Вологодская старина)
Шильниковская В.П. Великий Устюг: Развитие архитектуры города до середины XIX века.-2. изд.- М.: Стройиздат, 1987.-255с., ил.
Кудрин Н.М. Запечатленная память: Записки краеведа.-Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986.-159с., ил.
Отева Т.Ф. История и культура Великоустюгского края: По материалам ВУФГАВО.- Вологда, 1991.-30с.
Великий Устюг (сохраненное и утраченное): План - схема/ Сост. И худ. С. Мальцев.- Вологда, 1998.-6с.
Великий Устюг: Буклет.- В.Устюг: Типография, 1991.-38с.
Их именами названы улицы Великого Устюга.- Вологда: Типография, 1980.-17с.,ил.
Кудрин Н.М. Литературные и театральные страницы Великого Устюга: Исторические заметки.- Великий Устюг: Типография,1991.-26с., ил.
Великий Устюг - родина Деда Мороза/ Текст О. Кульневской, фото В. Нагаева.- Вологда: ВКК, 1999.-30с., ил.
Жарникова С.В. Великий Устюг - родина Деда Мороза: Концепция программы/ С. В. Жарникова.-Вологда, 2000.-38с.
Великий Устюг/Отв. За вып. Н. И. Чебыкин.- Великий Устюг: Типография, 1991.-38с., фото.
Великий Устюг: Северные лики: Великоустюгский государственный историко - архитектурный и художественный музей - заповедник.- СПб.,2003.-44с., ил.
Земля Великоустюжская: история и современность. Фотоальбом. - Вологда: "Издательский дом Вологжанин", 2007.
Чебыкина Г.Н.Великий Устюг. Летописная книга XII - нач. XXI века. - Великий Устюг: Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2007. - 192 с.
История и культура Устюга Великого в памятниках провинциальной исторической мысли XVIII - начала XX века. / Под. ред. С.А. Тихомирова.
Маркова А.П. Великий Устюг. Краткий справочник. - г.Вологда: ООО ПФ "Полиграф-Книга", 2009.
Данилова Л. Великий Устюг. Родина Деда Мороза. - М.: "Белый город", 2009.
Приложение 2
Проект ученика-наставника: «Образовательные иммерсивы»
Разработчик: ученик-наставник Чагина Варвара, обучающаяся 10 класса
Краткое описание проекта:
«Образовательная урбанистика» - направление в обучении, в котором учебные прогулки важнее занятий в классе. Это исследование города как образовательной среды, результат - разработка учебного занятия. Появилась даже новая специальность «Педагог-исследователь городской среды», ее можно получить в МГПУ на магистерском курсе, где обучают методам задействования ресурсов города в изучении разных дисциплин.
Аудиоспектакль или иммерсивный променад – это новая форма аудиоэкскурсий в наушниках, это сочетание исторической справки с театральной аудиопостановкой и элементами квеста. Ученики не просто слушатели, они участники событий.
Иммерсивные занятия - это «обучение на ногах». Такой формат по-новому представляет историю, легенды, тайны и знаменательные события. Прогулка сопровождается музыкой и рассказами в наушниках, также рядом могут идти и актеры, с которыми можно общаться взглядами.
Актуальность проекта: дети любят гулять в компании, но не любят обычные экскурсии. С помощью дополненной реальности их легче «погрузить» в культуру и историю Великого Устюга. Иммерсивный формат пока еще нов, необычен, привлекателен для молодежи - участники ощущают себя не наблюдателями, а частью сюжетного действия.
Иммерсивные экскурсии – это новый, цифровой способ для подростков познакомиться с родным городом, историческим местом, природным объектом. Благодаря задействованной в процессе технике, а именно качественным наушникам с шумоподавлением, в процессе экскурсии удается отвлечься от посторонних шумов и погрузиться в повествование о маршруте.
Уникальность проекта: разработка содержания иммерсивов осуществляется коллективом подростков, знающих историю города и понимающих, что интересно их сверстникам поколения «Z». Основа иммерсивного обучения «на ногах» – истории прошлого, легенды, интересные и малоизвестные факты Великого Устюга, региона, России. В аудиоспектакле всегда есть интрига, которая цепляет с первых секунд, вызывает желание узнать, что же будет дальше.
Важность проекта: создание новых форм и методов обучения с использованием цифровых технологий.Иммерсив оставляет у детей яркий эмоциональный след, что делает их популярными в подростковой среде, и, соответственно, имеет более сильное воспитывающее воздействие.
Особенности иммерсивной образовательной прогулки:
1. обязательно должен быть сюжет, сценарий и цель, к которой участник должен приходить в конце прогулки;
2. обучающиеся активно вовлекаются в сюжетную канву, они главные герои процесса, пространство вокруг лишь декорации;
3. чтобы достичь цель путешествия, участники урока прилагают усилия - проходят квесты и принимают разные решения;
4. на иммерсиве присутствуют группа по 10 - 15 человек и необходимо уделить отдельное время каждому, задействовать в сюжетной линии.
Примерная тематика иммерсивных образовательных прогулок и экскурсий для обучающихся 5-11 классов:
«Письма военного Устюга»,
«Светская жизнь уездного города»,
«Страшные тайны и странные легенды»,
«Клад купца Ноготкова»,
«Мастера и подмастерья»,
«О чем расскажут памятники Устюга»
«Устюг романтический»
«Знакомьтесь: наше предприятие и производство»
«Необычные обычные растения нашего города»
«Архитектурные шедевры и дизайн-находки старинного города»
В иммерсивной прогулке участник отправляется по маршруту, следуя за голосом в наушниках. Для большей вовлеченности используются звуковые спецэффекты и элементы театральных постановок, что заставляет включать воображение.
Еще один плюс иммерсивных занятий – это автономность. Иммерсив не зависит от расписания музея или выставки, так как его можно организовать в любое время суток. Иммерсивы часто предлагаются в тех локациях, где гиды просто отсутствуют, например, дворы старинных особняков Великого Устюга или парки и скверы города.
Разработчики и создатели иммерсивных уроков - группа старшеклас-сников, увлекающихся историей и краеведением. Основа каждой экскурсии – качественная карта с маршрутом, который состоит из 10-15 остановок. Для каждой из остановок создан отдельный аудиотрек с рассказом в формате mp3, ученики от начала маршрута последовательно переходят от одной остановки к другой. Длина маршрута обычно составляет 2 км, его можно легко пройти за один раз. Экскурсия от 40 до 90 минут по времени.
Так как социальным партнером СОШ №2 является Великоустюгский музей-заповедник, есть договоренность об информационной поддержке в разработке маршрутов и составлении текстов для аудиосопровождения иммерсивных занятий для школьников.
Использованная литература:
1. Азевич А. И. Виртуальная реальность как обучающая среда // Современныеинформационные технологии в образовании: мат-лы XXX Междунар. конф. Троицк: БАЙТИК, 2019. Ч. 1. С. 72–73.
2. Азевич А. И. Полное погружение // Учительская газета. № 32. 6 августа 2019.С. 12–13.
3. Азевич А. И. Виды наглядности учебной информации и средства их реализации // Наука, Информатизация. Технологии. Образование: мат-лы XII Междунар.науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2019. С. 272–277.
4. Аранова С. В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 5–16.
5. Гриншкун А. В. Возможности использования технологий дополненной реальности при обучении информатике школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 3 (29). С. 87–93.
6. Гриншкун А. В. Об эффективности использования технологий дополненной реальности при обучении школьников информатике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования».2016. № 1 (35). С. 98–103.
7. Малий Д. В., Медведев П. Н., Маркова М. Г. Профилактика игровой компьютерной увлеченности школьников младших классов // Историческая и социально образовательная мысль. 2018. T. 10. № 5/2. С. 135–140.
Интернет-ресурсы:
https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-immersivnyh-tehnologiy-v-turizm
https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnye-ekskursii-proekt-chernoe-i-beloe
https://www.atorus.ru/node/49183
https://turizm-centr.ru/chto-takoe-immersivnyy-turizm/
https://raapa.ru/other/articles/novaya-era-vpechatleniy-immersivnye-tekhnologii/
https://vyborok.com/rejting-luchshih-immersivnyh-ekskursij-v-moskve/
Приложение 3
Проект ученика-наставника: «Объединение (клуб) «Юный медик»
в СОШ №2 с кадетскими классами»
Разработчик: ученик-наставник Тарасов Дмитрий, обучающийся 11 класса
Актуальность проекта:
Нехватка медицинских кадров в ряде областей России составляет 30 %, в некоторых регионах страны она доходит до 50 %. В 2022 г дефицит медицинских кадров в Вологодской области - 551 чел, а специалистов со средним образованием – 600 чел.
Еще одна актуальная проблема - в школах России нет универсальной системы массового обучения основам оказания первой помощи. Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех. кто оказывается рядом с пострадавшим.
Для решения вышеозначенных проблем осенью 2020 г я предложил организовать объединение старшеклассников - клуб «Юный медик», задача которого привлечь интересующихся медициной обучающихся на занятия по основам медицинских знаний и оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим. Один из способов решения проблемы по закреплению медицинских кадров в профессии – начать обучение основам медицины еще в школе, например, в медицинском кружке/клубе/детском объединении для старшеклассников.
Клуб «Юный медик» приглашает обучающихся с 12 лет, 7-9 классы, которые проявляют определенный интерес к медицине. Программа рассчитана на 1 год обучения, ориентировочно 17 часов. Состав группы до 15 чел.Расписание занятий составляется в соответствии с расписанием внеурочной деятельности школы.
Мною совместно с медицинскими работниками и кураторами такого объединения была разработана примерная программа занятий клуба «Юный медик».
Программа занятий клуба «Юный медик» направлена на:
-стимулирование у обучающихся интереса к медицине, развивать интерес к медицинским дисциплинам к профессиям, связанными с медициной, формирование здорового образа жизни.
-закрепление знаний, совершенствование медико-санитарной подготовки обучающихся,
-воспитание у обучающихся сознательного отношения к охране своего здоровья и здоровья окружающих, гуманизма и милосердия,
-развитие инициативы, самодеятельности, воспитание организаторских способностей, привлечение обучающихся к гуманитарной деятельности,
-пропаганда здорового образа жизни, профилактика инфекционных заболеваний.
Формы занятий: лекция, экскурсия, круглый стол, тренинг, встреча с интересными людьми, презентация, участие в различных конкурсах тематической направленности.
Главные принципы работы клуба «Юный медик»:
1. Деятельность клуба не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Добровольность участия в данном виде деятельности.
4. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
5. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
При реализации программы занятий клуба «Юный медик» решаются следующие задачи:
воспитательные: воспитать ответственность и дисциплинированность, сформировать активную жизненную позицию, научить детей ответственно относится к своему здоровью.
развивающие: развивать мотивацию обучающихся к медицинской, волонтерской и просветительской деятельности, умение ориентироваться в опасной ситуации;
образовательные:изучить основы специальной терминологии по медицине, сформировать устойчивые навыки оказания первой помощи.
Основные направления деятельности клуба «Юный медик»
1.Популяризация ЗОЖ среди школьников:
2.Профориентация и популяризация медицинских профессий:
3.Сотрудничество с волонтерским отрядом Великоустюгского медицинского колледжа, получение практики волонтерства в медотряде.
Примерная программа занятий школьного клуба «Юный медик»
Занятие 1. Введение.
Теория. Цели и задачи работы кружка. Беседа о профессии медицинской сестры, врача.Уровни медицинского образования. Медицинские организации, предоставляющие медицинскую помощь. Значение первой медпомощи.
Теория. Физическая активность и здоровье.
Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Вред гиподинамии. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы.
Практика. 1.Определение быстроты реакции человека.
Занятие 2. Санитарно-эпидемиологический режим.
Теория. Термины «асептика» и «антисептика». Основные правила асептики и антисептики. Виды и методы дезинфекции. Отличие между стерилизацией и дезинфекцией. Механизм передачи инфекции. Меры предосторожности медицинского работника. Правила обращения со стерильным материалом. Средства индивидуальной защиты медицинских работников.
Практика. Последовательность действий при надевании стерильной одежды операционной медицинской сестры (стерильные перчатки, медицинская одежда (халат, маска).
Занятие 3 -4. Оказание первой медицинской помощи.
Теория. Травма. Средства оказания первой медицинской помощи. Раны, их виды и признаки. Травматический шок. Кровотечения, виды, признаки, способы остановки. Переломы, признаки. Правила наложения шин. Наука о наложении мягких повязок. Виды повязок по цели и технике их наложения. Медицинские правила бинтования. Показ и техника наложения повязок «чепец», «шапочка Гиппократа», «Дезо».
Практикаоказание первой помощи: Наложение повязок (работа в парах).
Занятие 5 - 6. Измерение артериального давления. Измерение пульса.
Теория. Основы сердечной деятельности. Частота сердечных сокращений у здорового взрослого человека за минуту. Измерение частоты сердечных сокращений. Факторы, приводящие к нарушению работы сердца. Помощь при сердечном приступе и нарушении ритма.
Практика. Алгоритм исследования пульса. Регистрация результатов исследования.
Теория. Понятие «артериальное давление», «гипертония», «гипотония». Помощь при гипотонии, обмороке. Помощь при повышенном артериальном давлении, подозрении на инсульт. Оптимальные цифры артериального давления (АД) у взрослого. Правила измерения АД.
Практика. Обучение технике измерения АД. Измерение артериального давления.
Занятие 7. Инфекционные болезни.
Теория. Гигиена, основные понятия. Вредные привычки и их влияние на организм. Иммунитет. Понятие об инфекционных болезнях. Дезинфекция. Пути заражения инфекционными болезнями. Первая помощь при развитии инфекционного заболевания. Методы профилактики инфекционных болезней. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Практика. Защита проекта по теме: «Что такое этиотропное лечение». «Что такое патогенетическое лечение». «Что такое симптоматическое лечение».
Оценка функционального состояния пациента.
Занятие 8. Лекарственные средства и методы их введения.
Теория. Лекарственные средства и их виды. Способы введения лекарственных средств. Правила приёма лекарственных средств.
Практика. Предоставить пациенту всю необходимую информацию о лекарственном средстве. Осуществить манипуляции: закапать капли в нос; ввести мазь в нос; ввести капли в ухо; ввести капли в глаза; ввести мазь за нижнее веко; обучить пациента ингаляции лекарственного средства через рот и нос; обучить пациента приёму лекарственного средства под язык.
Занятие 9. Вредные привычки и неправильное питание.
Теория. Что такое вредные привычки? Курение. Алкоголизм. Наркомания. Неправильное питание (вредная пища). Компьютерная зависимость. Недосыпание. Малоподвижный образ жизни.
Практика. Просмотр короткого видеоролика по теме профилактики вредных привычек.
Занятие 10. История Российского общества Красного Креста
Возникновение и развитие красно-крестного движения в России и за рубежом. Создание Российского общества Красного Креста. Международная деятельность Российского общества Красного Креста. .
Итоговое занятие. Зачёт.
Фотоальбом клуба «Юный медик»
Использованная литература:
Анатасова Л.П, Гольнева Д.П. «Человек и окружающая среда» М. «Просвещение» -1997 г.
Бубнов В.Г., Н.В.Бубнова «Основы медицинских знаний» М.:ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004г.
«Биология. Человек», 9 кл., учебник для общеобразовательных учеб.заведений, Под ред. А.С. Батуева, Москва, «Дрофа»,1999г.
Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М. «Просвещение» 1995г
Завьялов В.Н., М.И.Гоголев, В.С.Мордвинов «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.: Просвещение, 1986г.
Мишин Б.И. «Настольная книга учителя ОБЖ» М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2003г.
Садикова Н.Б «Современный справочник медицинской сестры», Минск,2004г.
Карпен А. «Симптомы заболеваний и их значение», Москва,2001г.
Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «Просвещение» 1991 г.
Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М. «Дрофа»- 2010г.
Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001г
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»-1996г.
Интернет-ресурсы:
https://intalent.pro/article/medicinskie-kruzhki-dlya-shkolnikov.html
https://www.pedopyt.ru/categories/19/articles/1963
https://cyberleninka.ru/article/n/profilnye-klassy-s-meditsinskoy-napravlennostyu-v-sisteme-podgotovki-shkola-vuz
https://ug.ru/ya-budushhij-vrach-kak-mediczinskie-klassy-pomogayut-pri-postuplenii-v-vuz/
https://detinform.ru/vse-chto-nuzhno-znat-o-proekte-medicinskiy-klass-v-moskovskoy-shkole.html
Приложение 4
Проект ученика-наставника: «Объединение (клуб) «Юный радист»
в СОШ №2 с кадетскими классами»
Разработчик: ученик-наставник
Деревесников Егор, обучающийся 11 класса
Краткое описание проекта:
Радиосвязь на коротких и ультракоротких волнах − перспективное направление современной техники. Любительская радиосвязь во всем мире считается одним из самых популярных и полезных увлечений.
Радиолюбители вносят свой достойный вклад в развитие науки и техники, большинство выдающихся открытий и значительных изобретений в радиоэлектронике, технике радиосвязи сделано именно радиолюбителями.
Радиосвязь на коротких и ультракоротких волнах одновременно является и техническим видом спорта, юные радисты соревнуются в дальности установления радиосвязей, в быстроте их проведения, в количестве разных городов, стран, континентов, с которыми проведены сеансы радиосвязи. Подготовленные подростки могут принимать участие в соревнованиях по скоростной радиотелеграфии, многоборью радистов, радиолюбительскому двоеборью, в комплексных соревнованиях по радиоспорту.
В настоящее время техника и методы радиосвязи развиваются стремительными темпами, поэтому резко возросла потребность в грамотных специалистах в этой сфере. Обучение в клубе «Юный радист» дает обучающимся базовые знания и навыки, которые они могут совершенствовать в высших и средних специальных учебных заведениях.
Педагогическая целесообразность:
Привлечение обучающихся к занятиям радиосвязью направлено для воспитания в них сознательного, творческого отношения к работе, для подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности, для развития в них интереса к радиотехнике, физике, математике, иностранным языкам, географии, к прикладному программированию, а также обучению навыкам общения с людьми в радиоэфире, чувства коллективизма.
Через коллективную творческую деятельность в процессе освоения основ радиотехники у обучающихся воспитывается увлеченность любимым делом, самостоятельность, умение и желание работать в коллективе, чувство ответственности и сознательная дисциплина.
Цель проекта:
Формирование практических умений и навыков в области радиосвязи, развитие мотивации личности обучающегося к познанию и техническому творчеству, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.
Задачи проекта:
Обучающие:
изучить основы радиолюбительства, сформировать конструкторские и технологические знания об аппаратуре радиосвязи и управлении;
изучить специальную терминологию, оборудование для радиосвязи;
научить устанавливать радиосвязь и передавать сообщения.
Развивающие:
способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
способствовать развитию внимания, памяти; -
способствовать развитию навыков разговорной речи; - способствовать развитию логического мышления
Воспитательные:
способствовать воспитанию ответственности, уважения к труду;
способствовать воспитанию патриотизма, гражданской позиции;
способствовать воспитанию чувства гордости за достижения отечественной науки и техники.
Результатами освоения обучающимися программы занятий являются изготовленные ими радиоэлектронные устройства, приборы, блоки, технические средства обучения, вспомогательное оборудование, антенны для различных видов радиосвязи, другая радиоаппаратура, создаваемая ими как для объединения, для коллективной радиостанции, так и для личного использования, а также написанные ими прикладные компьютерные программы для радиосвязи.
Категория обучающихся:
Возраст обучающихся: 10-17 лет без ограничений по уровню подготовки.
Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в пределах одного уровня образования общеобразовательной школы.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны достигнуть следующей подготовленности:
Знать:
правила ведения связи;
коды, применяемые радиолюбителями при работе в эфире;
оборудование радиостанции.
Уметь:
принимать и передавать сообщения азбукой Морзе;
провести радиосвязь в эфире;
работать различными видами радиосвязи.
Тематический план занятий в объединении (клубе) «Юный радист»
№ п.п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Примечание |
|||||||
Теория |
Практика |
итого |
||||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
||||||
2 |
Дальняя радиосвязь |
2 |
2 |
4 |
||||||
3 |
Разучивание знаков телеграфной азбуки (кода Морзе) |
1 |
1 |
2 |
||||||
4 |
Передача радиограмм на телеграфном ключе |
1 |
2 |
3 |
||||||
5 |
Международная система позывных. Радиокоды |
1 |
2 |
3 |
||||||
8 |
Начальная техническая подготовка: Радиотехника, трансиверы и антенны |
1 |
6 |
7 |
||||||
9 |
Наблюдение за работой русскоязычных/англоязычных радиостанций. |
1 |
3 |
2-4 |
||||||
10 |
Проведение радиосвязей в эфире на коллективной радиостанции |
1 |
3 |
4 |
Видео-запись |
|||||
11 |
Экскурсия на местную радиостанцию. |
0 |
1 |
1 |
Фото-отчет |
|||||
12 |
Экскурсия на телевизионную станцию, г Котлас |
0 |
2 |
2 -4 |
Фото-отчет |
|||||
13 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
2 |
Фотоальбом |
|||||
ИТОГО |
10 |
24 |
34 |
Оборудование школьной радиолаборатории:
В радиолаборатории рекомендуется оборудовать несколько (до 8) рабочих мест со стандартной измерительной аппаратурой: - тестер (multimeter);
генератор звуковой частоты;
генератор радиочастот;
осциллограф, измеряющий сигналы с частотой до 150 МГц;
измеритель RLC;
частотомер;
стабилизированный источник питания до 60 В;
Также в наличии в необходимом количестве потребуется набор расходных материалов, инструментов, радиодеталей.
Фотоальбом объединения «Юный радист»
Использованная литература:
Журналы «Радио», «Радиолюбитель»
Б. С. Иванов. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. Москва «Патриот». 1992 г.
В. Г. Борисов. Юный радиолюбитель. Москва «Радио и связь». 1985 г.
В. Г. Борисов. Практикум начинающего радиолюбителя. Москва. «ДОСААФ СССР». 1984 г.
В. Г. Борисов. Кружок радиотехнического конструирования. Москва. «Просвещение». 1986 г.
Ежемесячный массовый журнал «Радио любитель». Учредитель: НТК «Инфотех».
Справочник: Транзисторы для аппаратуры широкого применения. Москва. «Радио и связь» 1981г.
Справочник: Полупроводниковые приборы. Москва, «Энергоатомиздат», 1985 г.
В. Л. Шило. Популярные цифровые микросхемы. Издательство «Металлургия» 1988
Р. Токхейм. Основы цифровой электроники. Москва. «Мир». 1988 г.
Электроника. Энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия». 1991 г.
Интернет-ресурсы:
https://srr.ru/molodyozhi
https://srr.ru/molodyozhi/molodyozhnye-radiokluby-kruzhki-sektsii
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-kruzhkov-kv-ukv-radiosvyazi-5541433.html
https://www.cqf.su/documents/radiokruzhok.pdf
http://sergeyhry.narod.ru/rl/1925-3/rl1925_19_20_07.htm
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/osnovi_radiotehniki_194740.html
http://radiobooka.ru/radionach/105-radioyelektronika-i-kruzhki-yunyx-radiolyubitelej.html
Приложение 5
Проект ученика-наставника: «Бизнес – клуб социального
предпринимательства «Школьная биржа труда»
Разработчик: ученик-наставник
Стрекаловский Андрей, обучающийся 10 класса
Актуальность проекта:
Обучение детей бизнесу и основам экономики сегодня стало неотъемлемым элементом современной жизни. Практика показывает, что чем раньше познакомится с этой сферой, тем легче в будущем будет найти и освоить эту профессию.
Постепенное ознакомление с основами предпринимательства способствует созданию хорошей базы знаний, что в недалёком будущем становится прочным фундаментом для хорошего старта во взрослую жизнь.
Занятия по основам бизнеса обучают подростков правильному отношению к деньгам, знакомят со способами зарабатывания и разумного расходования материальных средств, с помощью интерактивных игр, упражнений и задач объясняют ученикам взаимосвязь между этическими и экономическими явлениями, учат правильно относиться к рекламе и маркетингу.
В программах общеобразовательных учреждений не предусмотрено направление предпринимательства, лишь малое количество лицеев и гимназий способно позволить такое направление дополнительного образования в школе, так как для этого необходима продуманная программа и педагоги, обладающие навыками предпринимательства.
В нашем регионе уже не первый год для школьников проходят он-лайн занятия по программе «Молодой предприниматель 1.0», где спикерами выступают действующие предприниматели Вологодской области. Так как группа обучающихся нашего класса проходила обучение в таком формате, мы получили основы финансовой грамотности, узнали о современных тенденциях экономического развития мира, трендах предпринимательской деятельности, бизнес планировании, управлении командой и многом другом.
По итогам программы мы разрабатывали индивидуальные или групповые предпринимательские проекты, при написании которого должны были учитываться социально-экономические особенности региона, округа, где планируется запустить проект.
Группа десятиклассников МБОУ «СОШ №2 с кадетскими классами» также участвовала в фестивале «Молодой предприниматель 1.0» в образовательном центре «Лесная сказка» в декабре 2022 г и по его итогам решили полученные знания воплотить в проекте социального предпринимательства. Здесь у нас появилась идея создания бизнес-клуба в форме «Школьной биржи труда», которая могла бы помогать подросткам в трудоустройстве в свободное от учебы время.
Социальная значимость деятельности «Школьной биржи труда»
По данным Минтруда России, ситуация на рынке труда в настоящее время в целом стабилизировалась: в августе текущего года общий уровень безработицы составил 4,4%, а численность занятых – 72,3 млн человек: на 400 тыс. больше соответствующего значения в 2021 году. Как показал анализ вызванных пандемией COVID-19 негативных изменений на рынке труда (уровень безработицы, например, доходил в 2020 году до 6,4%), молодых людей они затронули сильнее, чем лиц более старших возрастов.
Причина этого, по словам заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Елены Мухтияровой, в том, что значительная часть молодежи работает в условиях временной или неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с риском потери работы и заработка:
Замминистра отмечает: «Кроме того, для молодых людей характерны иные поколенческие установки в сфере труда. Они более мобильны в смене профессии, сферы деятельности, региона, в котором работают, больше готовы к переобучению, нацелены на работу в первую очередь на себя. При этом они, как правило, не очень хорошо разбираются в ситуации на рынке труда и имеют в силу возраста слабо развитые навыки самопрезентации. К тому же их нацеленность на выбор новых форм занятости тоже создает для них определенные риски неустойчивого положения в связи с лишь формирующимся регулированием этой сферы в части социальных гарантий».
В последние годы в принципе явно прослеживалась тенденция к снижению уровня занятости молодежи: если в 2017 году среднее его значение составляло 54%, то в 2020 уже 49,8%. Уровень молодежной безработицы почти в два раза выше среднероссийского показателя: 10,7% против 5,8% в 2020 году. При этом, согласно прогнозам Минтруда России по развитию рынка труда, именно молодежь должна стать ключевой возрастной группой с точки зрения обеспечения ускоренного развития страны.
Этот факт, а также данное главой государства поручение Президента РФ от 26 июня 2021 г. № Пр-1096 обусловили разработку долгосрочной программы содействия занятости молодежи.
Реализовывать долгосрочную программу содействия занятости молодежи предполагается в два этапа. В рамках первого этапа с 2022 по 2024 год панируется в частности:
развивать отдельные подсистемы портала "Работа в России" с целью формирования публичных сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
разработать необходимые для расширения возможностей по трудоустройству молодежи законодательные изменения;
реализовать отдельные проекты по развитию молодежного предпринимательства.
Эффективность этих мероприятий определит, каким будет второй этап реализации программы в период с 2025 по 2030 год.
Основная часть:
Мы предлагаем начать адаптацию молодежи к рынку труда еще в школе, через реализацию социального бизнес-проекта «Школьная биржа труда».
Основная цель такого проекта – помощь старшеклассникам через обучение основам поиска работы найти первые достойные варианты для заработка и экономического саморазвития.
Основная функция «Школьной биржи труда» - подготовка и социальная адаптация подростков на рынке труда, удовлетворе-ние потребности работо-дателей, родителей и населения в получении актуальных и востребован-ных услуг.
Для этого нами разработаны этапы организационных действий по реализации проекта и примерная программа занятий для обучающихся школы, изъявивших желание найти работу с 14 лет.
Целевая аудитория проекта:
1. Подростки, обучающиеся школы в возрасте 14-18 лет;
2. Работодатели, в основном, родители обучающихся СОШ №2;
3. Органы местного самоуправления, служба занятости, кадровые и рекрутинговые агентства;
4. Образовательные учреждения, курсы подготовки по различным специальностям.
Основные направления деятельности «Школьной биржи труда»:
Подбор и направление работодателям на имеющиеся вакансии кандидатов из числа школьников, прошедших предварительный инструктаж и консультирование по вопросам трудового законодательства;
Организация профориентационного консультирования школьников и их родителей;
Обучение основам грамотной самопрезентации подростков при трудоустройстве;
Привлечение обучающихся на заочные или дистанционные курсы для освоения новых профессий, получения востребованных на рынке труда навыков (видеосъемка роликов, написание рефератов, IT-услуги и т.д.).
Организация консультаций для школьников и их родителей по созданию молодежных стартапов;
Коворкинг – предоставление бесплатных мест для выполнения работы он-лайн, например, выполнения IT – услуг, копирайтинга, монтажа видео и т.д.
Встречи и интервью с успешными людьми.
Этапы организационных действий по реализации проекта:
Изучение российского трудового законодательства в части трудоустройства несовершеннолетних, консультирование с юристами и специалистами Службы занятости;
Формирование базы соискателей из числа обучающихся школы;
Формирование базы вакансий подходящей работы для школьников;
Создание, продвижение и поддержка сайта Школьной биржи труда и аккаунта в социальных сетях, поиск и накопление полезной для трудоустройства информации.
Где организаторы Школьной биржи труда могут искать
вакансии /работу для подростков:
На официальных сайтах муниципалитетов, дворцов молодежи, образовательных учреждений, летних оздоровительных организаций;
Через программы летней занятости для старшеклассников, школьные трудовые бригады, где принимают ребят от 14 до 18 лет, где условия занятости напоминают смену в летнем трудовом лагере. Возможно обеспечение питанием, выдача фирменных футболок.
Через родительские комитеты и родительские сообщества, так как именно родители являются наиболее заинтересованной стороной в предоставлении вакансий школьникам;
Путем прямого обращения к работодателям, руководителям предприятий и организаций.
Примеры/варианты трудоустройства подростки:
Рабочий по благоустройству территорий |
Убирает мусор в скверах и парках, занимается озеленением, ухаживает за газонами и цветниками |
Помощник библиотекаря |
Реставрирует книги, помогает поддерживать порядок на полках, готовит материалы для тематических выставок |
Вожатый |
Организует и проводит конкурсы, викторины, спортивные праздники на детских пришкольных площадках |
Помощник корреспондента, блогера |
Подбирает ссылки и цитаты, сортирует фотоматериалы, учится писать пресс-релизы и посты в соцсетях для молодежных СМИ |
Предложения Школьной биржи труда
Для организаций и предприятий:
Работодатели, имеющие потребность в выполнении сезонных и неквалифицированных видах работ (уборка мусора, озеленение, покраска ограждений и т.д.);
Предприятия бюджетной сферы: библиотеки (реставрация книг, подготовка тематических выставок), образовательные и оздоровительные организации (вожатый, аниматор, ведущий квестов, уборщик помещений), СМИ (копирайтинг, сортировка фотоматериалов, работа с текстами, написание пресс-релизов, постов в соцсетях), почтовые отделения (почтальон, курьер);
Предприятия общественного питания, торговля, аттракционы (официант, продавец-консультант, расклейщик/распространитель рекламных объявлений)
Для населения, частным лицам:
Пожилые и одинокие люди, инвалиды: помощь по дому;
Семьи с детьми: репетиторство, помощь в подготовке домашних заданий.
Необходимые ресурсы для деятельности Школьной биржи труда:
1.Финансы: небольшие взносы инициативной группы администраторов Школьной биржи труда;
2.Люди: эксперты - экономисты, юристы районной администрации, консультанты Великоустюгского отдела занятости, социальные партнеры (библиотеки, музей), управление образования Великоустюгского округа;
3.Материальные объекты – помещение в здании школы, личная и школьная оргтехника, личные телефоны для организации связи с работодателями, администраторами Школьной биржи труда, исполнителями услуг.
Организационные риски и возможные минусы:
Отказ работодателей заключать трудовой договор и невыплаты заработной платы подросткам;
Информация, предоставляемая школьниками при заполнении базы вакантных мест, может оказаться искаженной или устаревшей;
Отказ работодателей предоставить данные о свободных вакантных местах для Школьной биржи труда.
Сезонная работа или подработка для школьников чаще всего основана на физическом труде. Это дает возможность только подзаработать, но в последующей профессиональной карьере может не пригодиться.
Школьники с ограниченными способностями или хроническими заболеваниями не всегда могут выполнять предлагаемую сезонную или временную работу.
Чтобы уменьшить риски, мы приняли решение на начальном этапе работать только с теми предприятиями, где трудятся родители обучающихся в нашей школы, а также с организациями, рекомендованными Администрацией Великоустюгского округа и Великоустюгского отдела занятости населения.
Примерная программа занятий подготовки обучающихся, ищущих работу через Школьную биржу труда
№ |
Тема |
час |
Вид занятия |
1 |
Рынок труда в России и в Вологодской области, тренды его развития. Перспектива развития бизнеса, молодежное предпринимательство. |
2 |
Встреча со специалистами отдела занятости, специалистами отдела экономики Великоустюгского округа. Трудовое законодательство в России. |
2 |
Профессиональная карьера, ее виды и пути построения. |
2 |
Просмотр обучающих видеороликов, упражнения |
3 |
Личностные характеристики и влияние их на самоопределение. Сильные и слабые стороны будущего работника. |
3 |
Тестирование и диагностика, Консультации психолога и специалиста по карьерному планированию. |
4 |
Формы и методы поиска работы. |
2 |
Деловые игры, упражнения, практическое задание. |
5 |
Молодежные стартапы, поиск и проработка бизнес-идеи, препятствия на пути создания своего предприятия. |
3 |
Теоретическое и практическое изучение основ предпринимательской деятельности. |
6 |
Резюме, виды и правила его составления. |
2 |
Практическая работа. |
7 |
Деловая игра «Разговор с работодателем». |
1 |
Практическая работа. |
8 |
Встреча с работодателями. |
2 |
Зачетная работа. |
Итого |
17 |
Цель занятий:
повышение уровня социально-психологической подготовки и компетентности обучающихся для их дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда, укрепить уверенность старшеклассников в своих профессиональных и личностных возможностях.
Задачи:
Сформировать позицию активного поведения на рынке труда.
Познакомить обучающихся с общими понятиями рынка труда и его особенностями в новых социально-экономических условиях.
Раскрыть приемы эффективного поиска работы и самопрезентации.
Показать влияние личностных особенностей на выбор успешной карьеры.
Дать представление об основах предпринимательства и путях создания собственного бизнеса.
Законодательные акты:
Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760
Использованная литература:
Алещенок С, Луков В., Поллыева Д. Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики РСФСР //Молодежь и общество: проблемы разработанности и реализации региональной молодежной политики. - М., 1999. - С. 5-22;
Аракелова Р.Т. Управление экономической активностью молодежи: НАУЧНАЯ РАБОТА. Государственный университет управления. М.: Институт национальной и мировой экономики.-2008.-47с.
Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8. С.38.
Социальные службы для подростков и молодежи. - М., 2001. - С. 3-10
Луков В., Ручкин Б. Социальные службы для подростков и молодежи. - М., 2003. - С. 9.
О трудоустройстве выпускников // Ректор вуза: журнал. - 2009. - № 9.
Пастухов В.Н. Молодежный рынок труда: Анализ состояния и пути развития// Молодежь и политика. - 2008.-№5
Интернет-ресурсы:
http://spbmbt.ru/rabota-na-molodezhnoj-birzhe-truda-ot-14-do-30-let
https://dszn.ru/press-center/news/9979
https://www.r21.spb.ru/empl/about/state_services/pt14_18.htm
https://nikolsk-vologda.hh.ru/article/28567
https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-na-rynke-truda-v-sovremennyh-usloviyah-problemy-trudoustroystva-i-zanyatosti
https://scienceforum.ru/2016/article/2016023082