АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГРАХ

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГРАХ

Макаркова Е.С. 1
1МБОУ "Политехнический лицей"
Вязьмина М.А. 1
1МБОУ "Политехнический лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах и финансах дома, по телевизору. Многие начинают рано пользоваться деньгами самостоятельно, получая их на карманные расходы. Фактически современный ребёнок растёт в мире финансовых отношений, с детства понимая, что многое из желаемого можно приобрести за деньги. Меня стали интересовать вопросы: Сколько зарабатывают мои родители? Как можно научиться зарабатывать деньги и умело ими управлять? Как не попасть в трудную финансовую ситуацию, в которую не редко попадают взрослые?

В современном мире доступно достаточно много источников информации: книги, интернет, родительский опыт, сказки, мультфильмы. Какой же источник информации будет наиболее благоприятен для школьников младшего возраста? Немногие дети любят читать и способны глубоко анализировать прочитанное, интернет, как источник информации о финансах, так же сложен для ребенка.

Остается один подходящий источник информации – мультипликационные фильмы и настольные игры, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим лицом, на практике учиться грамотно распоряжаться своими финансами.

Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей необходимой, я считаю, что игра, как средство формирования определенных навыков, является действенным инструментом, а значит создание финансовый игры для младших школьников актуально.

Цель нашего проекта: Изучить мультипликационные фильмы по финансовой грамотности и на их основе создать игру для формирования финансовой грамотности у младших школьников, провести её апробацию.

Задачи:

Изучить и проанализировать различные источники информации по финансовой грамотности, в том числе мультипликационные фильмы и финансовые игры.

Изучить алгоритм создания настольной игры.

Подобрать материалы и задания по финансовой грамотности для игры;

Разработать структуру игры, оформить настольную игру.

Провести апробацию игры, сделать выводы.

Предмет исследования: Финансовая грамотность

Объект исследования: Мультипликационные фильмы и настольные игры.

Гипотеза: Благодаря мультфильмам, ребята могут познакомиться с основами финансовой грамотности, а с помощью настольной игры можно формировать у школьников навыки финансово грамотного поведения.

Источники исследования:

– интернет;

– личные наблюдения;

Методы исследования:

– изучение опубликованных материалов и их анализ;

– сопоставительный, сравнительный методы;

– социологический анализ;

– собеседование и наблюдения.

Основная часть.

1.1. Понятие Финансовая грамотность

С того момента, как мы, дети, начинаем испытывать потребность в самостоятельной трате денег, нам нужно понимать, что это такое.

Мы изучили различные источники для определения понятия, что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал.

Финансовая грамотность – это чёткое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими.

Финансово грамотные люди не живут от зарплаты до зарплаты, они умеют правильно распределять заработанные деньги на собственные нужды и желания, а также приумножать вои доходы.

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается. Именно поэтому важно с детства знакомиться с миром финансов, учиться не только зарабатывать деньги, но и грамотно планировать свои расходы, учиться инвестировать и развивать свои финансы. Самый простой и доступный способ для обучения младших школьников – это мультфильмы.

1.3. Уроки финансовой грамотности в мультфильмах.

Мы считаем, что уже в начальной школе ребята должны обучаться умению управлять деньгами, чтобы во взрослом возрасте быть финансово грамотными людьми. Но младшим школьникам бесполезно читать лекции о том, что такое акции, финансовые активы, вклады и прочие термины и понятия мира финансов. Что подойдёт ребятам данного возраста?

Ребята в этом возрасте любят играть и смотреть мультфильмы. Почему бы не совместить приятное с полезным?

Немногие знают, что в современном мире придумано достаточно много мультфильмов, где детей знакомят с понятием финансовой грамотности, учат основам обращения с деньгами.

Мы попробовали найти и изучить данные мультипликационные фильмы.

Мультфильмы условно можно разделить на две категории:

Мультфильмы, направленные на развитие финансовой грамотности. Данные

мультфильмы ребенок может смотреть самостоятельно, так как в них целенаправленно обучают правилам обращения с деньгами.

«Азбука денег. Уроки тётушки Совы». Данный сборник включает в себя 13 серий, в

которых маленьких зрителей знакомят с такими понятиями, как деньги, цена, семейный бюджет, кредит и депозит и др. Кроме этого в мультфильме говорится о том, что для достижения финансового благополучия необходимы образование, трудолюбие, смекалка, упорство, взаимодействие с окружающими. При этом герои мультфильма учат тому, что деньги не главная жизненная ценность, нужно ценить и уважать все виды труда.

«Богатый бобрёнок» включает в себя 12 серий, в каждой из которых

рассматривается какой-либо вопрос, связанный с деньгами: зачем нужны деньги, как вести бюджет, что такое бизнес, как различать «хочу» и «надо», как планировать расходы и доходы и т.д. Материал даётся на простых и понятных детям примерах.

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками»

При поддержке Минфина России компания создала девять серий мультфильма, посвящённых финансам.

«Золушка» — про кредит. Нюша берёт кредит на дорогое платье. И только потом выясняет, что деньги нужно вернуть. Для этого приходится много работать.

«Золотое яблоко» — выпуск про планирование расходов. Главная мысль серии — в том, что необходимо внимательно думать, прежде чем что-то покупать.

«Райский остров» и «Благородное дело» — про инвестирование. В одном из примеров герой сильно рискует деньгами в погоне за большой прибылью и теряет их. Из мультфильма ребёнок узнаёт о разных рисках вложения денег и кокосов.

«Кактус в мешке» — история про договор купли-продажи. Идея: нужно смотреть, что покупаешь, и читать документы, чтобы не быть обманутым. Если всё сделать правильно, то закон на твоей стороне.

«Черный день» — про накопления. У Смешариков отключили свет за неуплату. К счастью, у одного из героев были накопления — на всякий случай.

«Лучший из лучших» — про распределение бюджета. Совунья выиграла премию и вместе с другими героями решает, как потратить деньги. В итоге их делят на несколько частей.

«Есть ли у вас план?» — про то, как ставить финансовые цели и к ним идти. Героям удаётся накопить на скутер.

«На всякий случай» — про страхование имущества, которое помогает компенсировать потери при наступлении неожиданных бед.

Отдельные серии мультфильмов «Фиксики»

«История вещей — деньги», «Как делают деньги», «Деньги».

Мультфильмы, герои которых совершали ошибки в области финансов, что может послужить ярким примером для детей. Такие мультфильмы требуют обсуждения после просмотра, так как ребенок не всегда самостоятельно может проанализировать финансовое поведение героев и сделать выводы.

«Дюймовочка».

В этой сказке в образе крота мы видим пример планирования

семейного бюджета. Знатный и слепой Крот – олицетворение богатого мужчины. Он состоятелен, но скуп. Его характер дан в нескольких словах: «важный, степенный и неразговорчивый». Он считает себя верхом мечты каждой девушки, при этом не любит солнца, цветов и птиц.

– Вам жениться нужно, сосед! – говорит мышь кроту в мультфильме «Дюймовочка».
– Так ведь жену кормить надо, а жёны – они, знаете, какие прожорливые... – Есть такие, что и половинкой зёрнышка сыты бывают.

«Половина зёрнышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зёрнышка в день – 182,5 зерна в год. В год получается не так уж и мало. Нет, не женюсь!», – рассуждал жених. Всю весну и всё лето и так и этак прикидывал крот и наконец, осенью решил жениться. 

Так рассуждает крот, планируя затраты на будущую жену. На первый взгляд это кажется смешным, зритель видит только скупость крота. Но, если задуматься, то крот не так уж смешон, ведь он заранее пытается решить вопросы семейного бюджета, что является очень важным для любой семьи. Не секрет, что во многих семьях ссоры часто возникают именно из-за денег. Если бы супруги заранее задумались над этим вопросом и совместно распланировали свои доходы и расходы, возможно это спасло бы не один брак.

«Трое из Простоквашино».

В данном мультфильме также есть примеры планирования бюджет. Рассмотрим эпизод планирования покупки коровы. Кот Матроскин рационально подходит к тратам, взвешивает все плюсы и минусы, тогда как Дядя Фёдор и Шарик заботятся лишь о собственном удовольствии, не задумываясь о последствиях своих трат.

«Незнайка на луне»

«Алёша Попович и Тугарин змей»

«Приключения Буратино»

Проанализировав мультфильмы, мы можем сказать, что герои мультфильмов могут сформировать у детей следующие понятия и представления:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим.

Стоимость товара зависит от его качества.

Деньги любят счет.

Финансы нужно планировать.

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Мультфильмы – это хороший способ познакомиться с миром финансов, но в этом случае ребенок всё видит со стороны, поэтому многое остается непонятным. Решить проблему формирования финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста возможно путём применения новых, более эффективных и разнообразных форм работы. Одной из таких форм является игра.

Мы изучили различные источники и нашли следующую информацию.

Финансовые игры условно можно разделить на несколько видов:

Ролевые. Участники играют определенную роль и решают финансовые задачи.

Простые. Организуются родителями, учителем, самими детьми. Участники решают простые задачи, например потратить в магазине определенную сумму на обозначенный товар, рассчитать бюджет на неделю, рассчитать план накопления на определенный товар.

Сложные. Эти игры ещё называют «деловыми», они готовятся заранее, имеют определенный сценарий, в них принимает участие от 20 до 150 человек, чаще командами. Такие мероприятия требуют тщательной подготовки от организаторов, а участникам позволяют погрузиться во взрослый мир финансов.

Настольные. Настольные игры, где участники должны достичь определенной финансовой цели, соблюдая правила игры. Участвуют от 2х до 10 человек. Самые известные финансовые настольные игры «Монополия», «Миллионер». Все подобные игры созданы по одному принципу: участникам предлагается создавать свой бизнес, обходить конкурентов и зарабатывать как можно больше денег.

Мы решили создать свою собственную настольную игру, которая могла бы помогать учащимся младших классов познакомиться с простыми понятиями мира финансов, учиться распределять свой бюджет, развивать свой бизнес, инвестировать, оценивать риски.

Практическая часть.

Создание настольной игры

Изучив принципы настольных финансовых игр, а также мультфильмы по финансовой грамотности, мы разработали настольную игру для 2-4 классов «Юный финансист», которая станет отличным способом познакомиться с миром финансов.

(Приложение 2).

Первый этап:

Мы разработали структуру игры, игровое поле, продумали атрибуты игры, расписали правила. Создали первы макет игры.

Второй этап:

Далее мы апробировали игру. Первый раз играла дома с родителями. На данном этапе выявились некоторые проблемы, например недостаток первоначального бюджета, пробел в правилах. После мы доработали игру и снова попробовали поиграть, но уже в классе, чтобы выявить еще недочёты. После этого мы также добавили вознаграждение после прохождения каждого круга, поняли, что нужен ведущий, который будет фиксировать некоторые моменты и регулировать игру в целом.

Третий этап:

Далее мы перешли к оформлению игры, более детально проработали поле, подобрали цвета, расписали персонажей, чтобы сделать игру более личной и увлекательной. Разработали фишки для каждого персонажа, рассчитали стоимость их услуг.

Четвертый этап:

Апробация настольной игры среди 2-4 классов. Мы предложили учащимся 2-4 классов нашей школы сыграть в «Юного финансиста», а после собрали отзывы об игре. Ребятам игра понравилась. Они отмечали, что интересные персонажи, так же им понравилось, что для каждого персонажа мы сделали индивидуальную историю (приложение 2) и индивидуальный план развития. Игра показалась ребятам довольно увлекательной, кому-то было чуть сложнее, кому-то чуть легче, это зависит от личного опыта каждого. Также многие ребята отметили, что заинтересовались миром финансов и хотели бы глубже его изучить. Из данных результатов можно сделать вывод, что мы достигли цели и доказали свою гипотезу: Благодаря мультфильмам, ребята могут познакомиться с основами финансовой грамотности, а с помощью настольной игры можно формировать у школьников навыки финансово грамотного поведения.

Заключение.

В современном мире нам просто необходимо быть финансово грамотными людьми, поэтому для современных школьников актуального уже в начальной школе активно обучаться премудростям мира денег. В этом им могут помочь мультипликационные фильмы, в которых их познакомят с базовыми понятиями экономики, расскажут от куда берутся деньги, как их не потерять, а приумножить. Кроме того, применять полученные знания и развивать навыки грамотного финансового поведения помогут настольные игры. Поэтому мы создали и провели презентацию нашей игры «Юный финансист», и она вызвала интерес у ребят. В процессе игры было проще разобраться с основными понятиями: налоги, проценты, вклад, сбережения. Ребята узнали, какие непредвиденные расходы могут возникнуть и как к ним подготовиться, чем может быть полезен банк, как строится бюджет семьи, с чем сталкиваются их родители, и как непросто заработать деньги.

Мы считаем, что цель, поставленная нами в начале работы, достигнута. Мы нашли мультфильмы по финансовой грамотности, а наша игра поможет раскрыть интеллектуальные способности, знания и умения сверстников, привлечет внимание к изучению финансовой грамотности, обогатит словарь школьников, будет способствовать развитию навыком счёта, развитию умения анализировать и планировать, развитию навыка грамотного распоряжения финансами, развитию понимания, что наше образование и наш доход взаимосвязаны.

Игру я передала своему учителю для использования на внеурочных занятиях и уроках окружающего мира. А также буду использовать для игр и развлечений в семейном кругу.

Список литературы.

Что такое финансовая грамотность – основы для начинающих. Статья из интернет-источника: https://biznesmenam.com/informatsiya/chto-takoe-finansovaja-gramotnost-osnovy-dlja-nachinajushhih.html

Финансовая грамотность. Статья из интернет-источника: https://4brain.ru/finance/

Мультфильмы о финансах: совмещаем приятное с полезным: https://journal.open-broker.ru/films/multfilmy-o-finansah-sovmeshaem-priyatnoe-s-poleznym/

Финансовые игры: https://probabycard.ru/igri-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey-i-podrostkov-obzori/

Использование квест-игра для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: https://infourok.ru/ispolzovanie-kvest-igr-dlya-formirovaniya-finansovoj-gramotnosti-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-5038679.html

Приложение

Приложение 1

Настольная игра «Юный финансист»

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Перед тобой игра «Юный финансист», которая станет отличным способом познакомиться с миром финансов. Тебя ждет путешествие по ступеням финансовой жизни взрослого человека. Ты можешь поиграть вместе со своими родителями или друзьями.

Цель: Формировать у младших школьников понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств.

Задачи

Познакомить участников с источниками расходов и доходов;

Дать представление о планировании бюджета;

Привить бережливость к трате денег;

Научить рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности.

Базовые понятия:

Бюджет, доходы, расходы, планирование расходов.

Краткая характеристика мероприятия

Данная настольная игра рекомендована для 2 – 4 классов. Временные затраты 30-60 минут. Игра предусматривает выполнение заданий, и соблюдение игроками правил. Количество ведущих: один человек. Количество игроков: от 2 до 6 человек.

Материалы для участников:

Игровое поле

Игровой кубик

Карточки профессий

Фишки

Монеты

Фишки «Бизнес»

Правила

Лист бумаги и карандаш для ведущего.

Табличка для ведущего.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Подготовка к игре:

Каждый игрок вытягивает карточку с персонажем из мультфильма «Смешарики», ознакамливается с ней. Также участник получает набор фишек с бизнесами, которые он может открыть, и первоначальный бюджет:

5 купюр номиналом 1 монета,

5 купюр номиналом 5 монет,

2 купюры номиналом 10 монет,

по одной купюре номиналом 50 монет.

Участники заранее договариваются, о том, сколько кругов они должны сделать. Для того, чтобы игра состоялась, нужно пройти минимум три круга.

По итогу выигрывает тот, у кого будет самый высокий бюджет (Учитываются наличные средства, а также вклады и акции (рост или падение акций определяется броском кубика (описано ниже), в конце игры это делает ведущий, определяя рост/падение стоимости для всех участников у кого есть акции).

Определить очередность хода поможет считалочка.

Игра.

Участники по очереди бросают кубик и передвигаются по клеточкам соответственно числу, выпавшему на кубике. Попав на клеточку, участник выполняет определенные условия.

Зелёные клетки. Это клетки госучреждений и продуктовых магазинов, попав на них участник должен заплатить определенную сумму, которая уже указана на данной клетке.

Оранжевые клетки. Попав на данную клетку, участник может открыть свой бизнес, если клетка свободна. Для этого он платит 10 монет в казну и ставит свою фишку с бизнесом. Если клетка занята, то участник должен заплатить тому, кому принадлежит бизнес (сумма уже указана на фишке).

Повышение квалификации. Если участник попал на данную клетку, он может повысить свою квалификацию: он платит 10 монет и может заменить свой бизнес на соответствующий 2го уровня (например у участника стояло кафе, за которое он получал 2 монеты, повысив квалификацию, он может заменить данное кафе фишкой второго уровня и получать за него уже 4 монеты). За одно повышение квалификации можно заменить только одну фишку бизнеса.

Банк. Попав в банк, участник может открыть вклад или купить акции, а также взять кредит.

Вклад. Можно вложить от 10 до 100 монет. Когда участник сделает круг, его сумма увеличится на 10%. Он сможет её снять полностью, снять только доход или оставить всю сумму в банке. Если участник хочет снять деньги до того, как прошёл круг, его сумма не увеличивается, а он должен заплатить банку 1 монету за обслуживание.

Акции. Участник может купить от 1 до 10 акций. Каждая акция стоит 5 монет. Когда участник делает круг, он бросает кубик – если выпало нечётное число, то акции выросли в цене ( 1 = на 1 монету, 3 = на 2 монеты, 5 = на 5 монет каждая), если выпало нечётное число, то акции упали в цене ( 2 = на 1 монету, 4 = на 2 монеты, 6 = на 5 монет каждая). Далее игрок решает продать свои акции или оставить в банке. Если он продаёт акции, то ему выплачивают ту сумму, сколько стоят акции на данный момент. Если игрок оставляет акции, то ведущий должен отметить, сколько акций и по какой цене у него осталось, учитывается новая цена.

Кредит. Участник может взять кредит от 10 до 100 монет. Закончив круг, он должен вернуть деньги в банк + 20%.

! Ведущий должен отмечать какие вклады делает игрок, берет ли кредиты, а также отмечать увеличение вклада, рост или падение акций.

Тюрьма. Попав тюрьму, игрок кидает кубик ещё раз. Если выпадет чётное число, он платит штраф 5 монет и продолжает игру в свой ход. Если выпадает нечётное число, то игрок пропускает два хода, после чего продолжает игру.

Лотерея. Попав на данную клетку, игрок может сыграть в лотерею. Для этого игрок отдаёт 20 монет в казну и бросает кубик. Выигрыш зависит от числа, выпавшего на кубике.

1 = 1 монета

2 = 2 монеты

3 = 5 монет

4 = 10 монет

5 = 20 монет

6 = 50 монет

Налоговая. Попал на данную клетку – заплати налоги. 10 монет, если у тебя от 1 до 100, 15 монет, если у тебя от 100 до 200, 20 монет, если твой бюджет 200-300 монет.

Круг. Когда участник проходит круг (даже если не останавливается на клетке «старт»), он получает вознаграждение в виде 15 монет.

Ведущий.

Выдаёт деньги.

Отмечает, кто и какой вклад сделал, сколько акций купил, какой взял кредит, а так же отмечает рост/падение, высчитывает и фиксирует прибыль/убыток.

Собирает налоги.

Если у участника закончились деньги, он может продать место своего бизнеса, для этого он в свой ход объявляет торг за определенное место (заранее называет его). Начальная цена 5 монет, далее заинтересованные участники могут предлагать свою сумму, выигрывает тот, кто предложит больше.

Если участник всё же оказывается банкротом, то весь его бизнес конфискуют. За каждую фишку, стоящую на поле, он получает 5 монет, все фишки убирает и начинает игру сначала (количество круг для него не увеличивается).

Игра заканчивается, когда участники пройдут то количество кругов, о котором они договорились заранее.

Приложение 2

Игровое поле

Карточки персонажей

Фишки бизнеса

Монеты

Просмотров работы: 1037