ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире, бизнес-планирование необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Различные компании на всех этапах жизненного цикла от зарождения, роста и стабильности нуждается в бизнес-плане, для постановки целей и задач, и, как следствие отслеживать их достижение и, по возможности - корректировать.
В рыночной экономике бизнес-план это основной инструмент, который используют во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план дает характеристики процессам функционирования организации, также показывает, каким образом ее руководители планируют достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь - повышения прибыльности и эффективности организации. Хорошо разработанный бизнес-план даст возможность организации расти, занимать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы развития, концепции производства новой продукции, товаров и услуг.
Бизнес-план — это программа действий, в которой описаны цели и пути их достижения. Он поможет придерживаться поставленных целей. Бизнес-план бессомненно необходим стартапам, но также пригодится и зрелым компаниям. По нему легко следить, какие задачи были решены и в какую сторону стоит двигаться.
Многие люди задумывались над открытием собственного бизнеса. Самой популярной идей из них является открытие собственного магазина одежды. На данный момент, рынок одежды в России переживает не самые лучшие времена: повышение цен, уход брендов с рынка. Но детская одежда все равно остается единственным растущим сегментом. Именно поэтому открытие детского магазина одежды может стать прибыльным вариантом.
Привлекательность данного бизнеса состоит в отсутствии необходимости создания собственного производства, так как необходимо только проанализировать рынок спроса, найти поставщиков, открыть собственную торговую точку и приступить к работе.
Цель бизнес-плана
Сформировать долгосрочную стратегию развития предприятия
Привлечение инвестиций
Планирование расходов
Повышение эффективности расходования ресурсов
Задача бизнес-плана
Определить направление
Оценить рынок
Разработать стратегию продвижения
Оценить качество товара
Возможность реализации проекта обосновывается:
Наличие постоянного спроса на детский товар
Общедоступные цены
Небольшая конкуренция
Необходимые финансовые ресурсы: 594.500 рублей
Срок окупаемости: 3 месяца
Ожидаемая среднегодовая прибыль: 2.802.000
Описание бизнес-идеи
Детская и подростковая одежда является одним из трех сегментом рынка одежды (Fashion Retail), который включает женскую одежду (доля к составляет 51% рынка) и мужскую одежду (31%). Доля детской одежды в одежном ритейле по данным на 2015 год составляет около 18% (см. приложение А). Несмотря на то, что рынок одежды в России переживает не самые лучшие времена, демонстрируя снижение объемов (см. приложение Б), детская одежда остается единственным растущим его сегментом. По данным Synovate Comcon, рост рынка по сравнению с 2013 годом к 2015 году хоть и замедлился с 16,5% до 1,6%, но он все же имеется (см. приложение В).
Концепция проекта заключается в создании детского магазина, работающего в сегменте “ниже среднего”, что наиболее отвечает конъюнктуре рынка. Розничный магазин детской одежды будет открыт в селе с населением менее 10 тыс. человек. В магазине будет представлен широкий ассортимент детской и подростковой одежды для детей возрастом от 0 до 14 лет. Для новорожденных деток вещей нужно больше, чем для взрослых. Это происходит из-за их быстрого роста. Торговая точка будет расположена при въезде в село, рядом находятся супермаркеты.
Описание продукта
В нашем магазине родители с детьми смогут найти верхнюю и нижнюю одежду хорошего качества по доступным ценам и минимальной наценке, что позволит им не только одеть ребенка к школе или к зиме, но и сэкономить семейный бюджет. Детская одежда не может и не должна стоить дорого - такое утверждение будет лежать в основе концепции нашего магазина.
Что касается страны-производителя продукции, то в связи с изменяющимися условиями рыночной среды и высокими колебаниями курса валют преимущество имеет российское производство. Но для разнообразия будут также в ассортименте вещи из Турции и Киргизии.
Описание компании
«BabyMarket» — это магазин, находящийся в райцентре Зианчуринского района при въезде в село. У нас можно приобрести модные и качественные вещи от малышей до подростков по доступной цене. Яркий и большой баннер позволит привлечь внимание мимо проезжающих людей. Слоган компании: «BabyMarket- счастье для вашего малыша». Это то место, где можно приобрести товар на любой вкус и цену. Закуп товара будет тщательным: поиск поставщика, сравнение товара, отсутствие брака. В наше время также необходимо и введение социальных сетей, поэтому я открыла группу в ВК (см. Приложение Г).
Целевой рынок
Для успешности компании в поиске аудитории я решила провести опрос среди местных жителей на платформе «Яндекс. Вгзляд». Респондентами стали люди различного возраста и разных слоев населения. Опрос был воспринят с интересом, 156 человек приняли участие. Ссылка на исследование с диаграммами и данными (см. Приложение Д).
После анализа опроса были выявлены следующие результаты:
Распределение ответов на вопрос «Каких вещевых магазинов не хватает в районе?» показали, что «мужской одежды» 25%, «женской одежды» 30% и «детской одежды» 45%.
Вопрос «Как часто Вы приобретаете вещи для детей?» показал, что 23% один раз в неделю, 37% один раз в месяц и 40% по сезону.
Вопрос «Что для Вас важнее: цена или качество» показал, что 45% опрошенных ответили «цена», 55% «качество».
Благодаря опросу я выявляла на что мне нужно обратить внимание и сделала следующие выводы: товар необходимо привозить по сезону, также закупать товар не только по низкой цене, но и повыше.
В целях оценки всего целевого рынка была применена оценка рынка и сезонности спроса с помощью WORDSTAT.YANDEX. Результаты этих методов были сравнены для повышения точности анализа. Результаты были следующими: 455.044 показов в месяц под названием «детская одежда» и 86.604 показов «магазин детской одежды» (см. приложение Е). Данные показали, что люди интересуются детскими вещами.
Ассортимент магазина
Ассортиментная матрица магазина будет охватывать широкую целевую аудиторию от 0 до 14 лет. Причем, линейка продукции включает в себя как стандартные сезонные коллекции, так и узкоспециализированные наборы под определенные события жизни: конверты на выписку из роддома, крестильная одежда, коллекционная одежда, а также праздничные комплекты.
Два раза в год компания выпускает новые сезонные коллекции. В феврале выпускается коллекция «весна — лето», а в сентябре «осень — зима». Франчайзи закупают сезонные коллекции в полном объеме. Помимо этого, раз в два — три месяца разрабатываются и производятся капсульные коллекции. Капсульная коллекция — это линия одежды, приуроченная к какому-то событию и выполненная в соответствующем стиле. Например, новогодняя коллекция или школьная форма. Данные коллекции лимитированы.
Предоставление полной ассортиментной линейки обеспечивает равномерность спроса в течение года. Таким образом компания защищает себя от рисков, связанных с сезонностью спроса на отдельные виды товара. Ниже указан полный перечень продуктов компании:
Конверты и комплекты на выписку;
Fashion- и basic-коллекции для детей от 0 до 14 лет;
Нарядная одежда для праздников;
Школьная форма для 1-8 классов;
Верхняя одежда и головные уборы;
Нижнее белье, колготки и носки;
Обувь для детей;
Кроватки, коляски.
Продажи и маркетинг
Маркетинг - центральная функция управления малым бизнесом, так как его целью является определение потребностей покупателей и мобилизация ресурсов организации для удовлетворения этих потребностей. По мере обострения конкуренции в условиях глобализации экономики значение концептуализации маркетинга усиливается
Конкурентным преимуществом магазина станут доступные цены и широкий выбор ассортимента детских товаров.
В качестве основного средства привлечения клиентов будет служить выгодное месторасположение магазина и более низкая цена на продукцию, чем у конкурентов. В качестве дополнительных средств будут использоваться печатные рекламные проспекты, ведение социальных сетей. Для стимулирования продаж планируется использовать распродажи, скидки на остатки сезонных коллекций и неликвидные товары. Перед открытием будет проведена рекламная акция, которая включит праздничное оформление с размещением баннеров о дате открытия магазина, украшение шариками. Кроме того, планируется раздача флаеров и листовок.
Рассмотрим конкурентные преимущества магазина «Baby Market»:
Начальный капитал. Необходимо открыть небольшой магазин. Более того, подобрать площадь под такой магазин проще, магазины сейчас сдаются в аренду, стоимость аренды от 10.000 в месяц.
2. Аналитика — это еще один существенный плюс магазина. Все заказы и покупки, совершенные в магазине, будут фиксироваться в системе, и можно узнать, какие товары заказывают чаще. Это гораздо более полноценная информация о продажах и эффективности рекламных кампаний нежели «сухие» отчеты из бухгалтерской программы.
3. Цена. Стоимость товаров в магазине объективно ниже, поскольку содержание такого магазина дешевле, а значит и накрутка на товар – меньше. Это, несомненно, относится к плюсам магазина.
4. Психологический комфорт. Посетители магазинов не толкаются в толпе других покупателей, не ждут, когда подойдет свободный консультант, нет давления со стороны продавца.
5. Ассортимент представлен широкий в различных ценовых категориях. Проведем SWOT-анализ магазина «Baby Market».
Таблица 1, SWOT-анализ магазина
Сильные стороны Современное оборудование, удобное географическое положение, высокое качество товара, невысокие цены, недалеко от крупных продуктовых магазинов, школ и садов |
Возможности Возможность узкой специализации Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание Возможность освоение новых сегментов рынка и расширение ассортимента. |
Слабые стороны Нет опыта в борьбе за долю рынка при большой конкуренции на рынке; Недостаточный управленческий опыт, еще не сформировавшийся имидж фирмы. |
Угрозы Снижение общего уровня покупательной способности и рост инфляции |
Обзор современных теоретических подходов
Когда человек долгое время работает в своей сфере, складывается впечатление, что его успеху способствуют какие-то врождённые качества и черты характера. На самом деле отличные проекты не создаются сами по себе, необходимо трудиться над разработкой новых, оригинальных решений.
Генерация идей — это сложнейший процесс, и, чтобы добиться результатов, нужно владеть различными креативными техниками. Применение таких методов, а также представление о том, как происходит формирование новых идей — залог развития творческих способностей, которые так необходимы современным специалистам.
Мною были рассмотрены несколько таких идей, как: ментальная карта, методика SCAMPER и метод Уолта Диснея. Пройдемся кратко по каждой из них:
Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволит лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.
SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:
Substitue (Замещать) – разбить проблему на компоненты и подумать, чем можно заменить каждый из них.
Combine (Комбинировать) – объединить части проблемы между собой и создать нечто новое.
Adapt (Адаптировать) – поразмыслить, как можно по-другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) –поиск как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы.
Put to other uses (Найти другое применение) – подумать, для каких еще целей можно применить вашу идею.
Eliminate (Устранить) – упростить проблему, разделить ее на части и отбрасывать то, чем можно пожертвовать.
Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову?
Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Основополагающим принципом его креативной стратегии является выделение четырёх позиций мышления– это позиции «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик». У обычного человека эти позиции всегда смешаны, а с помощью целенаправленного их выделения можно максимально реализовать присущие им возможности независимо друг от друга. Все позиции представляют собой единый механизм, целью которого является разработка наилучшего способа реализации любого проекта.
Мне больше понравился метод Уолта Диснея. Я думаю, что стратегия Уолта Диснея является очень эффективной на практике. Ведь ею пользуются ей не только мультипликаторы, кинорежиссёры и сценаристы, но и бизнесмены, предприниматели и даже домохозяйки. Я решила проверить этот метод, задала себе несколько вопросов. Результаты были таковы:
Рисунок 1
Материал и метод исследования
На сегодняшний день в Зианчуринском районе проживает более 5500 детей в возрасте от 0 до 17 лет
Рисунок 2
0-4 лет –1370 человек;
5-9 лет –1130 человек;
10-14 лет –1350 человек;
14-17лет –1650 человек;
Анализ получения результатов
Для открытия магазина детской одежды, необходимо закупить определенное оборудование: стеллажи, манекены, витрины и полки. Из стоимость обошлась в 159.500 рублей.
Таблица 2, анализ
Наименование |
Цена, руб. |
Количество, шт. |
Стоимость, руб. |
Прилавок кассовый |
10.000 |
1 |
10.000 |
Вешалки для одежды |
50 |
150 |
7.500 |
Стеллаж торговый |
4.000 |
12 |
48.000 |
Манекен подростковый |
2.000 |
2 |
4.000 |
Кассовое оборудование |
40.000 |
1 |
40.000 |
Прочие расходы |
50.000 |
- |
50.000 |
Итог: |
159.500 |
Формирование ассортимента магазина детской одежды
Ассортимент магазина должен быть рассчитан на детей в возрасте от 0 до 14 лет. Два раза в год ассортимент будет пополняться сезонными коллекциями (весна-лето, осень-зима), текущие коллекции будут пополняться в зависимости от уровня продаж.
Соотношение стоимости товаров в магазине детской одежды разной ценовой категории должно быть следующим:
Дешевые товары – 70%;
Товары средней стоимости – 50%;
Дорогие товары – 30%.
Магазин детской одежды должен иметь большой ассортимент, ведь это один из самых главных факторов успеха любого бизнеса. На витринах должны быть представлены товары от разных производителей в различных ценовых категориях. Траты на закупку товара – самая большая статья расходов. Ценовая категория ассортимента для закупки в магазин детских товаров:
Таблица 3, закупка товара
Товарная группа |
Закупочная цена, руб. |
Торговая наценка, % |
Стоимость, руб. |
Наборы для новорожденных |
300 |
70 |
510 руб. |
Боди |
150 |
70 |
255 руб. |
Куртки |
600 |
50 |
900 руб. |
Коляска 2в1 |
15.000 |
20 |
18.000 руб. |
Майки |
100 |
70 |
170 руб. |
Аксессуары |
50 |
100 |
100 руб. |
Кровать |
4.500 |
30 |
5.850 руб. |
Формирование штата сотрудников магазина детских товаров
Штат магазина детской одежды включает в себя 5 сотрудников: 1 руководитель, 1 старший продавец и 2 продавца-консультанта, а также одна уборщица.
В обязанности старшего продавца входит: контроль за работой продавцов, расчет покупателей на кассе, проверка товара.
Продавцы-консультанты должны отвечать за обслуживание и консультацию клиентов по видам и размерам одежды, заниматься приемом товара и его выкладкой в торговом зале. Уборщица должна поддерживать чистоту в магазине.
График работы продавцов 4/2.
Таблица 4, расходы
Постоянные расходы |
Оклад |
Количество сотрудников |
Сумма |
Старший продавец |
35.000 |
1 |
35.000 |
Продавец-консультант |
27.000 |
2 |
54.000 |
Руководитель |
50.000 |
1 |
50.000 |
Уборщица |
15.000 |
1 |
15.000 |
Итог |
154.000 |
Для того, чтобы определить потребность в персонале для магазина «Baby Market» и определения функциональных обязанностей нужно составить схему товарного потока и спланировать поэтапно торговотехнологический процесс магазина «Baby Market» (табл. 8), определить ответственных лиц за процессы. Сначала составим схему товарного потока в магазине «Baby Market».
Перемещение товаров от момента приемки в магазине до вручения проданного товара потребителю понимается как товарный поток в магазине. Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на количество требуемого персонала.
Таблица 5
№ п/п |
Название операции |
Период |
Ответственные лица |
1 |
Заказ товара |
1-2 раза в месяц |
ИП |
2 |
Погрузка товара, транспортировка, разгрузка |
1-2 раза в месяц |
Транспортная компания |
3 |
Приемка товара по количеству и качеству |
1-2 раза в месяц |
ИП |
4 |
Оприходование товара, установление цен, распечатка ценников |
1-2 раза в месяц |
ИП |
5 |
Распаковка товара, выкладка на витрины |
1-2 раза в месяц |
Продавец-консультант |
6 |
Обслуживание покупателей, реализация товара |
Ежедневно |
ИП, Продавец-консультант |
7 |
Упаковка товара |
Ежедневно |
ИП, Продавец-консультант |
Финансовый план
Финансовая часть бизнес-плана с практической точки зрения, показывает, какие финансовые ресурсы потребуются для реализации деятельности магазина и в какие периоды времени, позволяет избежать типичной для всех предприятий ошибки - нехватки денег.
Финансовый план составляется на год вперед с разбивкой по месяцам, поэтому он служит основой текущего финансового контроля и позволяет избежать проблему – нехватки денег.
Основные разделы финансового плана: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат. Для того, чтобы составить данные планы нужно рассчитать себестоимость товара.
Сначала следует уделить внимание амортизационной политике, так как оборудование, которое используется в процессе производства и оказании услуг, с течением времени устаревает морально и изнашивается физически.
Основная цель амортизации – это накопление средств, необходимых для последующего полного восстановления (реновации) основных производственных фондов.
В соответствии с ПБУ-6/01 амортизация начисляется на основные средства сроком службы более 1 года, и стоимостью свыше 20 000 руб. (10 000 руб. в налоговом учете), под эти характеристики попадают:
Компьютер. Общая стоимость = 16 800 рублей.
Амортизация рассчитывается по формуле:
А= Фс × На ÷ 100,
где:
А – амортизационные отчисления за год,
Фс– среднегодовая стоимость ОПФ,
На – норма амортизационных отчислений.
Норма амортизационных отчислений составит 20% в год при сроке 45 полезного использования 5 лет (100% / 5).
Годовая амортизация = 16800 х 20% = 3360 руб.
Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Амортизация за 2-й месяц составит: 3360 / 12 = 280 руб.
Выставочное оборудование.
Общая стоимость = 150 000 рублей.
Норма амортизационных отчислений составит 10% в год при сроке полезного использования 5 лет (100% / 10).
Годовая амортизация = 150 000 х 10% = 15000 руб.
Амортизация за 2-й месяц составит: 15000 / 12 = 1250 руб.
Фискальный аппарат.
Общая стоимость = 25 000 рублей.
Норма амортизационных отчислений составит 10% в год при сроке полезного использования 10 лет (100% / 10).
Годовая амортизация = 25 000 х 10% = 2 500 рублей.
Амортизация за 2-й месяц составит: 2 500/ 12 = 208, 33 руб.
Подсчет общей суммы на открытие магазина детской одежды
После рассмотрения всех аспектов открытия магазина детской одежды, необходимо рассчитать примерную сумму первоначальных вложений, а также постоянных затрат на развитие бизнеса.
Первоначальные вложения
Таблица 6, затраты
Затраты |
Сумма, руб. |
Арендная плата за месяц |
20.000 руб. |
Ремонт помещения |
100.000 руб. |
Комплект торгового оборудования |
159.500 руб. |
Регистрация бизнеса, получение разрешительной документации |
45.000 руб. |
Закупка товара |
270.000 руб. |
Итог: |
594.500 руб. |
Постоянные затраты магазина:
Наименование |
Сумма, руб. |
Арендная плата |
20.000 руб. |
Коммунальные платежи |
10.000 руб. |
ФОТ |
154.000 руб. |
Прочие расходы |
7.000 руб. |
Итог |
191.000 руб. |
Таблица 7
План с расчетом:
Регистрация бизнеса 50.000 руб.
Аренда помещения 20.000 руб.
Ремонт помещения 100.000 руб.
Комплект торгового оборудования 159.500 руб.
Фот 154.000 руб.
Коммунальные платежи 10.000 руб.
Прочие расходы 7.000 руб.
Итог: 500.500 руб.
Формула расчета чистой прибыли (ЧП):
ЧП = В – СС – УР – КР + ПД – ПР – НП,
где:
В — выручка;
СС — себестоимость продаж;
УР и КР — управленческие и коммерческие расходы;
ПД и ПР — прочие доходы и расходы;
НП — налог на прибыль.
ЧП= 450.000-5.000-154.500+5.000-37.000-25.000= 233.500 руб.
Заключение. Резюме бизнес-плана
«У истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение» (П. Друкер). Данной цитатой автор хотел донести идею о том, что предпринимательство всегда подразумевает под собой риск. Благодаря этой цитате открылся магазин детского товара «BabyMarket».
«BabyMarket» — это место, где родители будут совершать покупки с удовольствием для своих детей. Покупатели могут приобрести:
Конверты и комплекты на выписку;
Fashion- и basic-коллекции для детей от 0 до 14 лет;
Нарядная одежда для праздников;
Школьная форма для 1-8 классов;
Верхняя одежда и головные уборы;
Нижнее белье, колготки и носки;
Обувь для детей;
Кроватки, коляски.
Я, Шарипова Сабина Руслановна являюсь руководителем данного магазина. Поиск помещения, ремонт, выбор товара, тщательный отбор сотрудников, создание рекламы и логотипа — все это делала я.
Слоган моей компании: «BabyMarket- счастье для вашего малыша» (см. приложение Ж)
Как я говорила раннее, введение социальных сетей — это важно. На платформе ВК я оповещаю покупателей о новом привозе товара, выставляю фото с ценами и размерами (см. приложение З). Посмотреть нашу группу в ВК, Вы можете посмотреть по qr коду (см. приложение И)
В магазине часто проводятся акции, недавно проходили скидки на вечерние платья, сейчас на верхнюю одежду (см. приложение К).
Приложение
Приложение А. Структура рынка одежды Приложение Б. Объем рынка одежды Приложение В. Объем рынка детской одежды
Приложение Г. Социальная сеть Приложение Д. Опрос
Приложение Е. Статистика
Приложение З. Товар Приложение И. qr группы Приложение Ж. Лого 1
Приложение К. Распродажи
Источники:
https://trends.rbc.ru/trends/education/60bfc4619a79471734d89e04
https://www.beboss.ru/bplans-clothing-store
https://f.partnerkin.com/c/business_magazin_detskoi_odezdi
https://www.ekam.ru/blogs/pos/kak-otkryt-magazin-detskoy-odezhdy-s-nulya