ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта |
Разработка бизнес-плана производства и реализации нового вида продукции (услуг) |
Образовательное учреждение |
МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН» С УИОП |
Авторы проекта |
Ким Мария Дмитриевна, Слюсарева Анастасия Николаевна |
Научный руководитель |
Лашина Татьяна Сергеевна, учитель информатики |
Цель |
разработка бизнес-плана проекта создания компании |
Задачи |
1) выполнить описание предприятия и продукта; 2) рассчитать показатели эффективности бизнес-плана проекта; 3) проанализировать риски бизнес-плана проекта. |
Результат |
Бизнес-план компании |
Этапы работы: |
Первый этап – Подготовительный этап. Результат – Сборка материала, определение основной научной идеей, название темы, ее цель и задачи; Второй этап – составление схематического плана, в котором намечаются основные разделы будущей работы и ее направление. Результат – Определение степени изученности проблемы, ознакомление с литературой по данной теме и с картографическими материалами. Третий этап – Сбор материалов. Результатом этого этапа является нахождение материалов. Четвертый этап – Оформление материалов исследования. После обработки данных требуется представить полученные результаты в форме, соответствующей требованиям для оформления научных работ. |
Материально техническое обеспечение: |
Ручка, карандаш, бумага А4, компьютер, сеть Интернет, принтер |
Актуальность рассматриваемой темы вызвана тем, что в настоящее время хозяйствующим субъектам приходится вести свою финансово производственную деятельность в сложных условиях, вызванных кризисными явлениями в экономике. В то же время для уверенного развития в перспективе и увеличения своей конкурентоспособности любому предприятию необходимо проводить активную инвестиционную политику.
Бизнес-планирование - это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Таким образом, бизнес-планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.
Проблема.При разработке бизнес-планов для действующего предприятия значимым является процесс анализа влияния бизнес-плана на повышение инвестиционной привлекательности и рыночной стоимости предприятия, а также на показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Разработанность проблемы.Вопросам бизнес-планирования посвятили свои труды многие исследователи, такие как Баринов В.А., Бронникова Т.С., Буров В.П., Липсиц И.В., Лукасевич И. Я. Морошкин В.А., Щербаков В.Н. и другие.
Целью работыявляется разработка бизнес-плана проекта создания компании.
Задачи исследования:
1) выполнить описание предприятия и продукта;
2) рассчитать показатели эффективности бизнес-плана проекта;
3) проанализировать риски бизнес-плана проекта.
Предметом исследования является процесс бизнес-планирования, а объектом исследования - бизнес-план проекта создания компании. При исследовании были использованы законодательно-нормативные акты РФ, материалы Интернет, литература по бизнес-планированию. В процессе работы использовались монографический, абстрактно логический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, сравнительный методы, а также программный продукт «Альт-Инвест».
Этапы работы:
Первый этап- Подготовительный этап. Результат - Сборка материала, определение основной научной идеей, название темы, ее цель и задачи; Второй этап - составление схематического плана, в котором намечаются основные разделы будущей работы и ее направление. Результат - Определение степени изученности проблемы, ознакомление с литературой по данной теме и с картографическими материалами.
Третий этап - Сбор материалов. Результатом этого этапа является нахождение материалов.
Четвертый этап - Оформление материалов исследования. После обработки данных требуется представить полученные результаты в форме, соответствующей требованиям для оформления научных работ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Нормативно-правовая база регулирования проектной деятельности.
Основным документом, регулирующим процессы бизнес-планирования и инвестиционной деятельности в России, является Федеральный закон от 25. 02. 1999 № 39-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» В нем приводятся следующие основные термины, касающиеся инвестиционной деятельности:
- инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
- инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
- капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
- инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».
Важную роль в регулировании инвестиционной деятельности выполняет государство. Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим
государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней. В соответствии с положениями Федерального закона № 39-ФЗ предусмотрена реализация трех основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности (рисунок 1.1).
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений |
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений |
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений |
Использование иных форм в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Рис. 1.1 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Таким образом, основные рычаги государственного влияния на уровень инвестиционной активности это:
1) путем воздействия финансовых и налоговых механизмов; 2) различные способы начисления амортизации (предусмотрены ускоренные способы начисления амортизационных платежей при выполнении определенных условий, указанных в Налоговом кодексе РФ; 3) различные льготы и преференции иностранным инвесторам; 4) продуманная научно-техническая политика и т.д.
Большое значение в настоящее время уделяется усилению социальной направленности государственных мер (реформирование системы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства).
1.2 Определение бизнес-плана и его виды
Бизнес-план – это «… документ, представляющий собой план создания или развития предприятия, фирмы. В нем отражены цели и стратегия предприятия, пути их достижения, предполагаемые потребности в ресурсах и ожидаемые результаты» [3, с. 3].
Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим критериям (рисунок 1.2).
Особое значение имеют так называемые реальные инвестиции, когда финансовые ресурсы направляются не на рынок ценных бумаг, а в материальную сферу. Они, прежде всего, связаны с обновлением основных производственных фондов предприятий, так как на многие из них вынуждены эксплуатировать здания, машины и оборудование за пределами срока полезного использования. Денежные средства амортизационного фонда не подлежат дисконтированию, то есть, приведению денежных потоков к текущему моменту времени, в силу чего этих средств не хватает для покупки такого же, но нового объекта основных средств.
Таким образом, целью разрабатываемого бизнес-плана может быть создание нового предприятия или внедрение каких-либо мероприятий для действующего предприятия. Часто такие бизнес-планы разрабатывают в рамках проводимой на предприятии диверсификации, то есть, освоению новых видов бизнеса, которая позволяет повысить устойчивость и конкурентоспособность.
К часто применяемым в практике бизнес-планирования программным продуктам относятся следующие:
- Project Expert;
- Альт-Инвест;
- ТЭО-Инвест;
- COMFAR;
- Inergy Invest;
- Рис. 1.2 Классификация бизнес-планов [7, с. 35]
1.3. Процесс разработки бизнес-плана
Взаимосвязь бизнес-планирования с другими видами планирования приведена на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Взаимосвязь видов планирования [2, с. 15]
Бизнес-планирование как инструмент управления направлено на решение следующих задач:
1) разгосударствление предприятий, в хозяйственном ведении которых находится государственное имущество (МУП, ГУП и ФГУП);
2) выполнение различных инвестиционных проектов;
3) выпуск ценных бумаг (акций, облигаций) предприятием; 4) реализация инвестиционных проектов, направленных на финансовое оздоровление предприятий, находящихся в сложном финансовом положении.
На основе бизнес – планирования:
1) изучают емкость и специфику рынка, на который будет выведен создаваемый продукт;
2) оценивают сумму инвестиционных средств, которые возможно направить на реализацию проекта без оказания существенного влияния на основную операционную деятельность предприятия;
3) выявляют слабые места, которые могут оказать влияние на успешное развертывание проекта;
4) осуществляют процесс замены изношенных объектов основных средств новыми.
На рисунке 1.4 представлена структура процесса разработки бизнес плана.
Этапы бизнес-планирования:
1. Поиск необходимой информации.
2. Определение целей разработки бизнес-плана.
3. Выбор заинтересованных в осуществлении бизнес-плана лиц (кредиторов, соучредителей и других инвесторов).
4. Разработка структуры бизнес-плана.
5. Сбор информации для бизнес-плана.
6. Тщательная проработка всех разделов бизнес-плана.
7. Утверждение бизнес-плана в окончательной редакции.
Рис. 1.4 Структура процесса разработки бизнес-плана [2, с. 11]
Таким образом, бизнес-план является важнейшим документом, направленным на успешное достижение запланированных предприятием целей.
2. БИЗНЕС-ПЛАН БАТУТНОГО ЦЕНТРА
2.1 Краткий инвестиционный меморандум
Концепция батутного центра строится на двух фундаментальных факторах:
Россияне уделяют треть своего досуга спортивным развлечениям. Они предпочитают активный отдых походам в рестораны и кино.
По данным исследовательского центра РОМИР европейские и американские семьи тратят на спортивные развлечения от 1000 до 2400 долларов в год, в российские — 270 долларов. С 2014 года рынок спортивных развлечений в России растёт на 20% в год, поэтому мы предполагаем, что разных видов активного отдыха станет больше.
Кроме того, сейчас на рынке есть спортивное оборудование под любой формат спортивного комплекса или батутного центра.
Срок окупаемости — 9 месяцев
Первоначальные вложения — 3 535 000 рублей
Точка безубыточности — на 3 месяц работы
Средняя прибыль — 500 000 рублей
2.2 Описание бизнеса, продукта или услуги
Форматы проведения отдыха в батутном центре и дополнительные услуги:
Произвольное посещение. Оплата за час — 450 рублей.
Занятие с инструктором.
Оплата детского инструктора — 500 рублей в час,
Инструктор для взрослых — 600 рублей в час.
Два вендинговых аппарата с напитками и закусками.
Средний чек с клиента — 120 рублей.
2.3 Описание рынка сбыта
Первые батутные центры в России появились в 2012 году.
Рассмотрим рынок спортивных развлечений, в том числе и батутных игровых площадок, по параметрам:
Объем рынка. Объем рынка спортивных развлечений в России составляет не более 100 млрд. рублей в год. В Америке объем рынка услуг в сфере спортивных развлечений равен 1,7 трлн долларов в год. Аналитики считают, что объем спроса на активные развлечения увеличится на 300-500%.
Динамика рынка. С 2014 года темпы роста индустрии спортивных развлечений составляют не менее 20 % в год. Эксперты считают, что динамика сохранится и в будущем.
Конкуренция. Конкуренция на рынке батутных центров в России ограничена форматом ТРЦ. Значительную конкуренцию составляют сетевые центры. Например, Happylon, Crazy Park, Crazy City, Game Zone, которые занимают 15% российского рынка спортивных развлечений.
2.4 Продажи и маркетинг
Целевая аудитория.
Батутный центр относится к спортивно-развлекательному сегменту индустрии развлечений. Основные категории клиентов:
Родители с детьми. С уровнем заработка, который позволяет им поддерживать спортивную форму и вести здоровый образ жизни. Это 80% от всего числа посетителей;
Юноши и девушки, которые занимаются спортивной подготовкой;
Государственные или муниципальные учреждения, детские дома, воспитанники школьных лагерей отдыха, спортивные клубы и ассоциации.
Рекламные методы.
распространение печатных буклетов и визиток в местах отдыха горожан;
работа в социальных сетях;
наружная реклама в торговом центре, в спальных районах, в школах и университетах.
Участие в муниципальных или региональных соревнованиях, семейно-тематических играх.
Каждый месяц на рекламные цели предполагается расходовать 50 тысяч рублей.
2.5 План производства
Регистрация бизнеса
Первый вариант — оформить центр как некоммерческую спортивную организацию. При этом регистрация выполняется через региональные подразделения Министерства юстиции РФ.
К некоммерческому бизнесу не применяются нормы уплаты налогов, и ведения отчетности, предусмотренные для обычного предприятия. Однако за любую стороннюю коммерческую реализацию товаров придётся платить установленные законом налоги.
Второй вариант — это стандартная форма регистрации в ФНС в виде ИП по упрощенной системе налогообложения со ставкой 6%. Оформление займет 3 рабочих дня и обойдется в 10 тысяч рублей.
Также в батутном центре можно установить вендинговые автоматы. Для этого придется в подаваемом заявлении в ФНС указать соответствующие код ОКВЭД- 47.99.2 — «Деятельность по осуществлению торговли через автоматы».
Документы, которые потребуется оформить:
разрешение или сертификат соответствия на оказание услуг батутного центра от местного или регионального отделения Роспотребнадзора;
разрешительный документ (санитарный сертификат помещения) по линии местных органов СЭС;
разрешительный документ (пожарный сертификат) от местного подразделения МЧС (пожарный надзор);
оформление отдельных договоров на оказание услуг дератизации и дезинфекции помещений основных и вспомогательных помещений центра;
договор на оказание услуг охраны и видеонаблюдения с частным охранным предприятием.
Для прохождения этапов регистрации и получения разрешительных документов понадобится порядка 300 тысяч рублей.
Оборудование и помещение
Помещение. Для города с населением до 500 тысяч чел. оптимальным вариантом местоположения центра будет спортивный комплекс, бассейном либо ТРЦ.
В настоящем проекте выбрана модель размещения батутного центра в ТРЦ, с общей площадью 360 м² и высотой потолочного перекрытия не менее 5 метров.
Предусмотрены следующие функциональные зоны:
батутный зал — площадью 200-250 м²;
раздевалки для клиентов и санитарный узел — 50 м²;
офисное помещение — 30 м²;
холл центра с рабочим местом администратора и гардеробной — 60 м²;
подсобные помещения — 20 м².
Удобство выбора ТРЦ в качестве площадки для организации батутного центра обеспечено и тем, что существует отлаженная система охраны и сигнализации, а также удобство парковки для большей части клиентов.
Оборудование. Состав и перечень основного оборудования батутного центра, предусмотренного проектом, имеет следующий вид:
1. Батут в комплекте с поролоновой системой страховки
2. Система вентиляции
3. Световое оборудование
4. Оборудование раздевалок и гардеробной
5. Бытовое оборудование для персонала
6. Санитарно-техническое оборудование для 2-х санузлов
7. Торговые автоматы
8. Система охраны и видеонаблюдения.
9. Офисное оборудование
10. Кассовое оборудование + POS терминал
11. Компьютерная техника (компьютер + 2 ноутбука)
12. Хозяйственное бытовое оборудование
В качестве дополнительного оборудования можно в батутном центре предусмотреть организацию пространства для игры в настольный теннис, бильярд или спортивного бара.
2.6 Организационная структура
Минимальная штатная численность персонала батутного центра с пропускной способностью до 200-300 человек в день:
Режим работы и система оплаты труда, включая премирование персонала имеет несколько типов и категорий:
1. Директор и его заместитель по коммерческой работе имеют ненормированный рабочий день. Они получают оклад и премию. Премия рассчитывается на основе суммарной выручки, полученной центром за месяц, в виде фиксированного процента от суммы.
2. Остальные сотрудники работает по 12 часовому рабочему графику 2 через 2. Работа оплачивается по схеме — оклад + премия. Премиальная часть рассчитывается по итогам работы каждого из работников индивидуально — раз в 3 месяца, раз в полугодие и по итогам работы центра за весь календарный год.
Для выполнения задачи по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности центра выбран вариант аутсорсинга.
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Заключение
Думаю, мы достигли поставленной цели, и полностью решили, выделенные нами задачи.
Нам удалось:
− Пополнить свои познания в экономике;
− Расширить свои познания в области бизнес-планирования;
− Собрать практический материал для планирования бюджета;
− Изучить рынок конкурентоспособности;
− Разработать бизнес-план батутного центра.
Практическим результатом данной работы стало создание бизнес плана салона красоты.
Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию.
Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении.
Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Бизнес-план актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм. Сама структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости и слепого копирования его содержания из зарубежного опыта, следует придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа огромного множества планов.
Перспективы проекта:
1. Обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени;
2. Продумать стратегию развития и отслеживать подводные камни на пути к успеху;
3. Раскрутка батутного центра.
Список используемой литературы
1. Аскинадзи В. М. Инвестиции: учебник для вузов / В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 385 с.
2. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие / Т.С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 215 с.
3. Бычков, В. П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: учебник / В.П. Бычков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 394 с.
4. Бизнес-планирование: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М. 2021. - 296 с. 5. Внутрифирменное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Н. Кукушкин [и др.]; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 322 с. 6. Зубеева Е.В. Инвестиционный менеджмент: учеб. пособие / В.В. Мыльник, А.В. Мыльник. Е.В. Зубеева- М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. -229 с.
7. Инвестиции и инновации: Учебное пособие / Щербаков В.Н., Балдин К. В., Дубровский А.В. - М.: Дашков и К, 2018. - 658 с.
8. Инвестиции: учебник / М.И. Ермилова, Е.В. Алтухова, Н.В. Грызунова [и др.]. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 287 с.
9. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова ; под редакцией Е. Н. Клочковой. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 447 с.
10.Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 320 с.
11.Лукасевич И. Я. Инвестиции: учебник / И.Я. Лукасевич. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2022. - 413 с.
12.Рябых Д., Захарова Е. Бизнес-планирование на компьютере (+CD с уникальн. коллекцией бизнес-планов и программ.)/СПб.: Питер, 2017 – 240 с.
13.Смирнов С.Е. Бизнес-планирование: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. - М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 296 с.
14.Федотова, М. А. Оценка стоимости активов и бизнеса: учебник для вузов / М. А. Федотова, В. И. Бусов, О. А. Землянский; под редакцией М. А. Федотовой. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 522 с.
15.Чараева, М. В. Инвестиционное бизнес-планирование: учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - Москва: Альфа М : ИНФРА-М, 2022. - 176 с.
16.Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. —Москва: ИНФРА-М, 2019. - 374 с.
17.Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. Под ред. М. Римера, 5-е изд., переработанное и дополненное (+ обучающий курс). / СПб.: Питер, 2017. - 432 с.