Личная финансовая стратегия как элемент финансовой грамотности

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Личная финансовая стратегия как элемент финансовой грамотности

Филонова С.В. 1
1МОУ гимназия №46
Неклюдова А.Е. 1
1МОУ гимназия №46
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Основное условие развития человека – это четкие представления о жизненных целях и путях их достижения. Один из самых основных инструментов для достижения целей в жизни выступает грамотно разработанная жизненная стратегия, одним из элементов которой является личная финансовая стратегия. Личная финансовая стратегия - общий план по управлению личными денежными средствами с целью достижения поставленных жизненных целей. Основной целью разработки финансовой стратегии является желание обрести финансовую стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но сделать это не получится, имея лишь одно желание. Поэтому люди заводят блокноты, в которых записывают основные цели и различные пути их достижения, вырабатывают собственную тактику, которая является наилучшим путем к достижению хороших результатов. Не так давно американский специалист в области личных финансов Дэвид Рэмси сказал, что нужно контролировать свои финансы, или их нехватка будет контролировать вас. Я собираюсь показать всем, что люди, думая, что им не нужен четко проработанный план, очень ошибаются и что планирование- это важно и человек не может вечно жить в долг. На определение модели финансового поведения влияет множество факторов: экономических, культурных, демографических, социальных и политических. Исследования показывают, что наибольшее влияние оказывают именно психологические факторы. Прежде всего это связано со сложившейся экономической ситуацией в стране, а именно с финансовой нестабильностью.

2. Проблемы, задачи и цели проекта, гипотеза

Проблема: большинство людей не задумываются о том, что их доходы можно использовать рационально.

Цель проекта: разработать личную финансовую стратегию, с помощью которой можно будет добиться достижения финансового благополучия.

Задачи проекта:

Определить суть личной финансовой стратегии и выявить основные факторы, влияющие на ее формирование

Проанализировать, от чего зависит выбор той или иной стратегии

Понять, почему так важен стратегический анализ ваших доходов

Охарактеризовать основные этапы разработки финансовой стратегии личности

Гипотеза: если научиться планировать и выстраивать личную финансовую стратегию, то можно избежать практически всех сложных вопросов, связанных с финансами.

Объект исследования: личная финансовая стратегия

Субъект исследования: ученики и сотрудники гимназии

3.Финансовое образование

В современном мире роль финансовое образования и денег огромная для любого возраста. Финансовой грамотности необходимо обучать как детей, так и взрослых. К счастью, в наше время есть огромное количество обучающих программ, которые помогут разобраться в этих вопросах получше. В первую очередь человек от финансового образования ждет хорошего результата, ему важно, что он получит будь финансово грамотным.

3.1. Цель финансового планирования:

Обеспечить финансовое благополучие и финансовую независимость в течение всей жизни

Достоинства планирования: реалистичность достижения финансовых целей более понятна, помощь в подборе стратегии, видна перспектива

Недостатки планирования: если не действовать по плану, то не будет результата, требования регулярных корректировок, нет смысла без финансовых целей

3.2. Деловая активность и доходы:

Существует график, который показывает нам деловую активность и уровень дохода человека в разном возрасте. Самая большая активность с 30 до 50 лет. В это промежутке надо стараться заработать и накопить как можно больше, чтобы с приходом старости и выходом на пенсию мы не слишком сильно ощущали спад наших доходов и финансовых возможностей.

3.3. Временные горизонты финансового планирования

1) Краткосрочные цели (до 1 года): направлены на решение текущих финансовых задач. Их достижение обеспечивается балансировкой доходов и расходов путем ведения семейного бюджета.

2) Среднесрочные цели (1-10 лет): направлены на решение финансовых задач, связанных с крупными приобретениями. Их достижение обеспечивается умением формировать сбережения.

3) Долгосрочные цели (более 10 лет): направлены на создание накоплений, обеспечивающих финансовое благополучие и финансовую независимость в старости.

Чем хорошо такое разделение? Не каждый может системно просматривать и экономить деньги, это прежде всего связано с его психологическим портретом. Чтобы это доказать, я разобрала основные этапы разработки вашей собственной стратегии.

3.4. Как составить личную стратегию:

Для начала нужно определить финансовый архетип личности. Именно от архетипа во многом будет зависеть выбор и разработка оптимальной финансовой стратегии. Что же такое архетип и почему он так важен?

Архетип личности - это поведенческие программы, которые управляют нашей реакцией в разных ситуациях. Денежный архетип показывает не только наши денежные стратегии, но и то, кто мы как личность. Человеку важно научиться использовать только самые сильные качества архетипа и применять их с выгодной для вас стороны, иначе он будет идти против вас. Это связано с тем, что каждый архетип по-разному относится к финансовому плану. Если мы сравним их, то будут видны существенные различия.

Допустим возьмем архетипы скупец и звезда. Скупец всеми способами старается сохранить как можно больше доходов и защитить себя от неизбежного экономического спада, потому в его плане необходима аналитика доходов и расходов. Звезда же наоборот, легко расстается с деньгами и делает это ради того, чтобы произвести хорошее впечатление на других. В грамотно составленном плане этого архетипа будет преобладать именно четкое распределение целей.

Финансовые архетипы (Б. Кессель): описание в разработке плана занятия по финансовой грамотности.

Определение архетипа позволяет выстроить собственную финансовую стратегию и научиться управлять финансами.

Второй этап разработки – самоанализ: основная задача– определить текущее финансовое состояние. Также необходимо выявить слабые и сильные стороны личности, которые будут учитываться при разработке стратегии или при ее модернизации.

На третьем этапе происходит постановка целей.

Именно от грамотной постановки цели зависит дальнейший процесс разработки личной финансовой стратегии.

Основные приемы, используемые при постановке финансовых целей:

Эффективным приемом по постановке цели является метод SMART. Это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам.

Правильная цель по методу SMART: открыть свой магазин по адресу ... к июлю 2024 года, не превышая бюджет в 1 млн. руб.

Цель – это понимание конечного результата действий. Соответственно, чем подробнее на этапе постановки цели понимается желаемый результат, тем легче и лучше пройдет процесс достижения цели.

На третьем этапе происходит постановка целей: этот этап очень важный. Чем подробнее на этапе постановки цели понимается желаемый результат, тем легче и лучше пройдет процесс достижения цели.

3.5. Приложения для планирования

НТП и цифровизация привели к появлению гаджетов и программ, которые облегчают и даже стимулируют людей к ведению семейного бюджета.

Я внимательно изучила 6 приложений, помогающих грамотно распланировать свой бюджет. В пример хочу привести вам приложение Money Lover.

Money Lover — приложение для тех, кто хочет держать свои финансы под контролем. Одна из полезных функций для ведения семейного бюджета — совместный доступ к аккаунту для нескольких пользователей. Так движение по счетам будет учитываться от всех членов семьи, что поможет избежать недоразумений и запланировать крупные покупки.

3.6. Выводы

При желании всегда можно составить план и выработать свою личную стратегию, но любой из них может так и остаться на бумаге, если не обозначить свои цели прямо сейчас и не начать действовать.

Для того, чтобы убедиться в правильности своей теории, я решила проверить ее на практике.

4. Исследовательская часть

4.1. Опрос

Мне стало интересно, какой уровень финансовой грамотности в Люберецком районе, и я создала опрос, который помог мне сделать выводы о финансовой осведомленности людей.

Было опрошено 1300 человек.

1. 2. 3.

4. 5

4.2. Вывод по диаграммам:

Я поняла, что люди в нашем округе имеют не высокий уровень финансового образования, результатами чего могут стать плохие последствия неосведомленности общества в финансовых вопросах.

Я изучила статистику и оказалось, что объем долгов россиян перед кредитными организациями с каждым годом растет все больше.

Для того что бы избежать этих проблем, государство внедряет в систему образования курс по финансовой грамотности.

В нашей гимназии знатоки в финансовых вопросах начинают формироваться с 1 класса. А выпускники уже «играют на фондовой бирже!»

4.3. Разработка плана занятия по финансовой грамотности

Я решила создать собственную разработку занятия по финансовой грамотности для учеников старших классов и провела мастер класс построения личного финансового плана. Я задалась именно этой целью, потому что считаю, что умение управлять своим бюджетом важно и школьникам, и пенсионерам.

Разработка плана занятия по финансовой грамотности

Предмет (курс): экономика, финансовая грамотность

Тема занятия: разработка личного финансового плана

Целевая аудитория: учащиеся старшей школы (10 – 11 классы)

Требуемое время: 40 минут

В ходе данного занятия формируются общие и профессиональные.

Учащиеся будут знать: сущность понятий «личная финансовая стратегия», «бюджетирование»; основные характеристики различных финансовых архетипов; алгоритм разработки личной финансовой стратегии, с учетом влияния преобладающего финансового архетипа.

Уметь: проводить финансовый самоанализ (с использованием технологий бюджетирования, графика сегментации расходов); проводить личностный SWOT анализ; осуществлять постановку целей с использованием SMART метода; проводить корректировку стратегии с учетом преобладающего финансового архетипа.

Понимать: значение разработки личной финансовой стратегии для достижения жизненных целей; как финансовый архетип влияет на финансовую стратегию личности.

Тип занятия: практическое занятия.

Материально – техническое обеспечение: аудиторное помещение, оснащенное проектором и электронной доской, набор учебных материалов для каждого обучающегося, авторская презентация.

Начало урока: включается презентация, учитель представляется. Весь урок идет в сопровождении картинками на электронной доске для большей заинтересованности учащихся.

Тьютор: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами очень интересная тема «Составление грамотного первого финансового плана». И я хочу у вас сразу спросить, знаете ли вы, что такое финансовый план?

Ответы детей

Тьютор: Финансовый план- общий план по управлению личными денежными средствами с целью достижения поставленных жизненных целей. Теперь давайте с вами обсудим, что такое бюджет и дефицит/ профицит бюджета.

Идет обсуждение по терминам, дети записывают теорию из учебника.

Тютор: сейчас я вам раздам справочный материал, прочитав который запишите основные термины в вашу тетрадь.

Тьютор: раздает листочки с материалом по уроку.

В понятии обывателя бюджет ассоциируется с хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, из которого правительство периодически берёт средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс всех потребностей страны. В нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено сокращать расходы. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Тьютор: Ребята, как вы думаете, на что люди в первую очередь тратят деньги?

Ответы детей

Тьютор: Вы совершенно правы. Существует такая пирамида Маслоу (фото пирамиды выходит крупным планом на экран электронной доски), которая отображает идеи иерархии потребностей в виде треугольника. По мнению автора теории, если человек не может удовлетворить предыдущую ступень потребности, он не способен перейти к следующей. К примеру, человек, которому негде жить и нечего есть, вряд ли будет думать о саморазвитии. Но не всегда покупатель, приходя в магазин, покупает именно тот товар, который ему нужен. Мало кто пишет четкий список того, что нужно купить в магазине. Поэтому под влиянием маркетинговых ходов людям хочется купить все и как можно больше. Всегда следует придерживаться своих планов, поэтому я составила финансовый план, который было бы удобнее всего использовать мне и изобразила его в виде таблицы. Предлагаю вашему вниманию мой вариант построения личного финансового плана. Для наглядности и простоты его восприятия я предлагаю использовать табличную форму.

Таблица выводится крупным планом на электронной доске.

Тьютор: Для формирования объективного личного финансового плана, необходимо определиться с наполнением формы учета доходов и расходов. Блок «Доходы» требует внесения всех источников получаемых средств. Блок «Расходы» и «Финансовые цели» требует глубокого анализа, отсеивания или оптимизации всех составляющих для формирования продуктивного плана. Я предлагаю составить перевернутую пирамиду, в которую можно вписать по степени важности все свои финансовые цели. Наверху самые важные, а ниже те ступени и пункты, через которые надо пройти. Сейчас я вам раздам карточки с советами по использованию личного плана, которые вы дома вклеите в свою тетрадь, и которых будете должны придерживаться при составлении своего финансового плана.

Тьютор раздает карточки.

Советы:

1) создать отдельное место, куда можно вставлять ссылки полезных статей и выписывать ключевые, значимые моменты

2) можно указывать как существующие финансовые цели и расходы, так и планируемые

3) сохраните индивидуальный подход, не нужно делать как все, лучше придумать что-то похожее, но свое, чтобы это было удобно именно вам

4) учитывайте реальность достижения финансовых целей и включение дополнительных затрат, также исходите из личных финансовых возможностей.

Тьютор: Сейчас я предлагаю начать каждому из вас составление своего финансового плана. Но для начала проведем с вами анкетирование на определение вашего финансового архетипа. Кто из вас знает, что это такое?

Идет обсуждение по поставленному вопросу.

Тьютор: Денежный архетип- универсальная модель восприятия, мышления и то, как человек действует, реагируя на события. Фактически Архетип предопределяет ваше поведение, ведь это с рождения заложено в нас природой. Определив свой финансовый архетип, можно разобраться в собственных сильных и слабых сторонах. Прорабатывая денежные архетипы, вы легко сможете выйти на новый уровень финансовой свободы. Сейчас я вам буду диктовать утверждения, а вы должны будете оценить на сколько данное утверждение подходит к вам по пятибалльной шкале. 5- да, очень подходит, 1- не, это не про меня. Всего будет 32 утверждения. Проставьте в вашей тетради цифры от 1 до 8 и в каждом пункте будет 4 подпункта.

Тьютор диктует каждый пункт в таблице, ребята записываю баллы по заданию.

Примечание: До окончания прохождения тестирования обучающимся не предоставляется информация для объективности результатов. В самом тестировании используется метод ранжирования утверждений по степени согласия.

1

Я щедрый человек, часто даю или одалживаю деньги своим знакомым

Я часто прихожу на помощь друзьям финансово

Несмотря на мои усилия, всегда происходит что-то, что усложняет мою финансовую жизнь

Из-за потребностей или причин других людей, мне приходится ждать, чтобы мне заплатили

2

Я люблю всегда просчитывать за и против любого финансового риска

Я способен рискнуть деньгами ради потенциально большой финансовой выгоды

Втайне я считаю себя умнее или лучше других людей в умении обращаться с деньгами

Я люблю управлять деньгами

3

Я люблю привлекать деньги магическими или нестандартными способами

Зарабатывать деньги для меня менее важно, чем создавать какое-то движение, делать вклад или участвовать в социальных переменах

У меня двойственные отношения с деньгами: то люблю, то ненавижу

Я убежден, что слишком сильно фокусироваться на деньгах – это признак жадности и не-духовности

4

Я люблю тратить деньги на вещи, которые улучшают мой имидж или делают меня более заметным Мне важно всегда получать лучшее или быть первым – получать ВИП-сервис, заказывать 1 класс, покупать новейшие гаджеты

Я произвожу впечатление богатого и успешного, которое не всегда соответствует моему банковскому счету

Мне проще тратить деньги на украшения, рестораны, поездки и пр., нежели их экономить

5

Мне легко не думать о деньгах

Меня часто финансово поддерживают другие люди

Я часто избегаю решать денежные ситуации, надеясь, что они решатся сами по себе

Мне больше нравится, когда кто-то другой заботится о денежных деталях для меня

6

Я люблю сберегать деньги

Мне тяжело, даже болезненно, тратить деньги

Я стараюсь гарантированно жить по средствам или еще скромнее

Мне трудно доверять другим, когда речь идет об инвестиции моих денег

7

Я люблю часто тратить деньги на вещи, потому что чувствую, что я этого достоин

Не вижу смысла экономить деньги, потому что жизнью надо наслаждаться сейчас

Сами по себе деньги для меня не так значимы

Мне нравится приобретать роскошь и иметь множество разных вещей

8

Я чувствую, что мне всегда недостаточно денег, поэтому постоянно придумываю новые способы заработка

Мне не нравится разнообразить или усложнять мои инвестиции

Я сдерживаюсь тратить деньги сейчас, чтобы потом инвестировать в свое будущее

Я очень амбициозен, и деньги – это мерило моего успеха

Тьютор: теперь вы должны сложить получившиеся цифры в каждом пункте и определить в каком из них у вас самый большой балл.

Дети подсчитывают свои результаты анкетирования.

* По итогам опроса я поняла, что в моем классе преобладают три денежных архетипа такие как: скупец, гедонист и идеалист

Тьютор: Все готовы? Тогда я вам диктую ваш архетип. У кого больше всего баллов получилось в первом пункте, вы- меценат. Меценаты ставят заботу о других превыше собственных интересов; очень экономны, не позволяют потратить на себя лишнего, часто ограничивают себя в удовольствиях; постоянно испытывают чувство сопереживания к родственникам, друзьям и даже незнакомым людям; всегда готовы помочь, испытывают удовлетворенность от того, что могут заботиться о других. Если у вас больше всего баллов под цифрой два, то вы- гедонист. Гедонисты живут сегодняшним днем, стараются наслаждаться каждым мгновением жизни; постоянно пребывают в поиске жизненных удовольствий и радостей, не откладывая их на потом; зачастую принимают спонтанные, импульсивные решения; любят тратить деньги больше, чем их зарабатывать. Если у вас больше всего баллов под цифрой три, то вы- страж. Стражи хорошо умеют копить деньги; крайне бдительны в отношении финансов; тревожны, опасаются потерять свои сбережения; характерен аналитический склад ума, постоянно следят за новостями, финансовыми рынками и экономической ситуацией в мире; чаще всего обладают высоким уровнем финансовой грамотности. Если у вас больше всего баллов под цифрой четыре, то вы- звезда. Звезды любят тратить деньги, при этом получают удовлетворение не от самой покупки, а от того, какое это производит впечатление на окружающих; часто совершают необоснованно дорогие, ненужные покупки, чтобы подчеркнуть свой статус перед окружающими; любят выделяться из толпы, предпочитают уникальные, брендовые и коллекционные вещи. Если у вас больше всего баллов под цифрой пять, то вы- идеалист. Идеалисты не считают деньги источником счастья, а скорее необходимостью; считают материальные ценности злом; имея достаток, зачастую испытывают угрызения совести перед нуждающимися; ставят духовность превыше всего, пытаясь найти в ней смысл жизни и источник счастья. Если у вас больше всего баллов под цифрой шесть, то вы- скупец. Скупцы очень эмоционально зависимы от денег, маниакально бережливы; считают основной целью своей жизни накопление состояния; сильно озабочены своим материальным благополучием и сохранностью денег; стараются зарабатывать больше, чем тратить, не иметь долгов. Если у вас больше всего баллов под цифрой семь, то вы- святая простота. Они обычно не имеют никакой финансовой стратегии на будущее; даже при высоком доходе совершенно не умеют копить и живут «от зарплаты до зарплаты»; не любят финансовые вопросы, подсчеты, квитанции, стараются всего этого избегать. Если у вас больше всего баллов под цифрой восемь, то вы- строитель империи. Строители империи одержимы великой идеей, мечтой; готовы экономить на всем, кроме того, что поможет реализовать их идеи; всегда имеют четкие цели и план их достижения; их собственное дело – смысл их жизни.

Итак, сейчас вы узнали свои финансовые архетипы, и я предлагаю вам начать составлять свой финансовый план. Учитывая ваши характеристики, составьте анализ вашего финансового состояния на данный момент, а также четко пропишите ваши финансовые цели.

Тьютор может спросить какого-нибудь ученика, чтобы он вслух всему классу рассказал о своих целях. А также проанализировал свое финансовое состояние на данный момент. Тьютор должен скорректировать ученика, чтобы всему классу стало понятнее, что им нужно сделать. Школьники до конца занимаются этой работай, также это задание идет в домашнее задание.

5. Заключение

Личный финансовый план- это «навигатор», ведущий вас по выбранному пути к заданной цели.

В своем проекте я дала советы, которые помогут учащимся в решении их финансовых вопросов, достижении финансовых целей, а значит жить лучше и увереннее. Для этого предложила составить свой личный финансовый план, выработать личную стратегию. Мы рассмотрели достоинства и недостатки планирования, его временные горизонты и провели тестирование на принадлежность к денежному архетипу, узнали про важность самоанализа и постановки цели. Выходом моего проекта стала разработка занятия по финансовой грамотности.

Не даром существует народная мудрость: богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто правильно тратит свои деньги!

6. Вывод

В результате работы над проектом я пришла к следующим выводам:

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть при решении финансовых вопросов, она позволяет создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей, а также реально оценить свои финансовые возможности.

Гипотеза доказана.

7. Приложение

8. Источники

https://pokoriaem.ru/finansovaia_svoboda/nuzhna-li-finansovaya-gramotnost-v-povsednevnoj-zhizni.html

https://dzen.ru/media/personalfinances/kak-sostavit-lichnuiu-finansovuiu-strategiiu-5c4b0bc3bb5e7100ad96697b

https://dzen.ru/media/upsidelab/lichnyi-finansovyi-plan-chto-eto-takoe-i-nujen-li-on-60633ab84fcbbf222b628ab7

https://dzen.ru/media/personalfinanceblog/strategiia-i-taktika-v-lichnyh-finansah-kak-ih-primeniat-v-jizni-chtoby-dostich-uspeha-6015c004123cc8767cd3837d

https://strategium.space/news/personal-financial-plan/#%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD

https://lenta.ru/news/2023/01/13/roscred/#:~:text=%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%BD%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8,(%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5%2080%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2)%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%20%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B9

Просмотров работы: 1061