Введение.
Проблема: Процесс эволюции денег в современном мире набирает ускорение. Мы современники эпохи умирания» традиционных денежных знаков.
Цель проекта: узнать, какой путь эволюции прошли деньги с момента их зарождения. Рассмотреть разновидности и формы денег в современном мире. Проанализировать знания школьников на эту тему.
Актуальность: Актуальность темы заключается в том, что деньки как ресурс экономики все время видоизменяются и эволюционируют. Они играют очень важную роль с момента их появления. Без них не может существовать ни одна экономическая система. Именно благодаря этому ресурсу люди покупают необходимые им товары и услуги, удовлетворяют свои потребности.
Задачи проекта:
Узнать, какую роль играют деньги в экономике.
Выяснить, как появились первые деньги и как они выглядели;
Понять, что такое деньги и какую роль они играют в экономике;
Рассказать о том, как санкции могут повлиять на деньги;
Показать, какие формы денег наиболее ликвидны и предположить, как они будут развиваться в будущем;
Провести исследование.
Объект исследования:
Процесс эволюции денег, их роль и значимость в экономике. Создание денег, их виды и формы.
Субъект исследования:
Ученики 5-11 классов, с целью выявления их уровня знаний о финансах.
Методы исследования:
Прочтение литературы, которая изучает темы денег и их эволюции.
Изучение различных источников информации.
Анкетирование и опрос.
Проведение игры для школьников.
Гипотеза: Современные школьники финансово развиты, они уже знают, как эволюционировали деньги в прошлом и как нужно обращаться с деньгами в современных условиях.
Часть 1. Теоретическая часть.
Раздел 1. Деньги и их значение в экономике.
Что такое деньги?
Деньги – это всеобщий эквивалент, который является измерителем стоимости товаров и услуг, имеет максимальную ликвидность. Именно этим ресурсом мы оплачиваем товары и услуги, а также они являются средством сохранения стоимости.
В наши дни существуют 5 функций денег:
Мера стоимости. Деньги позволяют оценивать стоимость товаров благодаря установке цен.
Средство обращения. Деньги играют роль посредника в процессе обмена.
Средство платежа. Функция денег, позволяющая времени платежа не совпадать со временем оплаты, то есть когда товары продают в кредит.
Средство накопления и сбережения. Способность денег участвовать в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.
На практике, деньги выполняют свои функции только благодаря человеку, который способен использовать их возможности. Люди способны оценивать товар, применять деньги в процессах реализации платежей, и, конечно же, использовать в качестве средства накопления. Можно сказать, что в теории любой предмет, который выполняет денежную функцию, может считаться деньгами.
1.2 Эволюция денег в экономике.
Современную жизнь невозможно представить без денег. Благодаря ним оценивается труд и происходит обмен на различные товары и услуги, удовлетворяются потребности людей. С помощью денег можно накапливать богатства и даже получить некую власть.
Так как же все-таки эволюционировали деньги?
В древности у людей появился бартер. Это произошло еще за 9000 лет до нашей эры. Племена использовали различные предметы в качестве средств обмена. В основном это был скот, рыба и различные ткани
За 2000 лет до н.э. начали использовать бруски и слитки из металла. Сначала использовали различные железные орудия, гвозди и утварь, но несколько позже появились слитки из меди, бронзы и серебра. Это было не так удобно, ведь было необходимо их взвешивать и определять пробу.
В 7 веке до н.э. впервые начали появляться чеканные монеты с публичным клеймом. Этот вид денег сделал жизнь гораздо проще и удобнее. Появились такие монеты сначала в Лидии, древней стране Азии. Чеканные монеты имели высокую стоимость, хотя весили немного и были довольно компактными.
Именно в восьмом столетии нашей эры в Китае появились первые бумажные деньги. Это были бумаги о том, сколько у человека имеется монет, поэтому можно сказать, что в большей степени это был документ, который подтверждал это количество. После начали печатать банкноты.
1574 год – первое появление бумажных денег в Европе. Спустя десятки лет они появились в Швеции.
1668 год - первый в мире Центральный банк.
1821- появление золотого стандарта. Валюты стали обмениваться друг на друга по фиксированному курсу на основе цены этих валют на единицу золота.
1944 год – Бреттон-Вудское соглашение. Все валюты начали привязывать к доллару, а доллар – к золоту. После бумажные деньги стали отвязываться от золота. Произошла демонетизация золота.
1951 год – первая банковская карта.
1966 год – появление master charge (сейчас: master card)
1967 год – первый в мире банкомат, появившийся в Лондоне. Аппарат мог принимать и выдавать деньги, оплачивать услуги и гасить кредиты без участия сотрудника банка.
В 1974 году французский изобретатель патентует микросхемную карту, первую в мире. В это же время в США появляется дебетовые карты к текущему счету.
2005 год – Visa и MasterCard приходят к соглашению по стандарту для безконтактных микросхемных карт
Наконец, в 2009 году появляется критовалюта. Первая в мире – Bitcoin. Котировка зависит от баланса спроса и предложения и никем не регулируется.
2014 год – Apple pay. Важная инновация, которая позволила пользователям Iphone расплачиваться прямо с их устройства по технологии NFC.
2021 год считается временем максимальной стоимости биткоина. Его цена достигла 60.000 долларов. Она превысила стоимость 1кг банковского золота.
1.3 Значимость денег в современном мире.
В наше время деньги играют ключевую роль в экономике. Это инструмент финансового воздействия, который влияет на формирование и развитие мировой экономики. У денег есть своя роль – средство платежа и обращения.
Сегодня именно благодаря деньгам происходят различные платежные отношения. На мировом рынке все связано с деньгами. Благодаря ним проводятся расчеты по международным стандартам, по платежному балансу, оплачиваются покупки продукции за рубежом и перемещается национальное достояние между государствами, из одного в другое. Можно с уверенностью говорить, что мировые деньги заключают в себе комплекс всех функций, которые присущи всем деньгам.
Раздел 2. Разновидность денег и их особенности.
2.1 Как «рождаются» и «умирают» физические деньги?
Откуда же берутся деньги? В нашей стране их выпускает Банк России. У него стоит задача: узнать, сколько требуется наличных денег в экономике и после запустить производство монет и банкнот в необходимом количестве. Печатанием банкнот и чеканкой монет занимается специальная государственная организация «Гознак», которая получает заказы от Банка России и выполняет их. Монеты чеканят монетные дворы в Москве и Санкт-Петербурге. Директором «Гознак» является Трачук Аркадий Владимирович.
Купюры печатаются на специальной бумаге из хлопка. Таким образом деньги создают более упругими, из тяжело смять или порвать, как обычный лист из дерева. Рисунки на них – это работа высококлассных художников. То, что мы видим обычно на купюрах, создается большим количеством мастеров своего дела. Проводится тщательный отбор, чтобы выбрать тот самый рисунок, который будет в дальнейшем напечатан. Конечно же, на банкнотах должна быть защита от фальшивых купюр. Сама бумага уже представляет собой некую степень защиты, ведь на нее специально наносят рельефные части, микроотверстия и волокна. Помимо этого, на деньгах присутствуют водяные знаки и голограммы, микропечати и краска, меняющая цвет. На
данный момент купюры настолько хорошо защищены, что их практически невозможно подделать. Самая защищенная банкнота – 2000 рублей.
Кроме банкнот, «Гознак» производит еще и монеты, которые также используются в обращении. Их производят также не из обычного металла или другого простого материала. Монеты состоят из высокоуглеродистой стали. Для придания монетам износоустойчивости и противодействия коррозии их покрывают гальваническим покрытием. На монетах также можно видеть произведение искусства, созданное за долгое время разработки рисунка. Изображение проходит значимую проверку на качество и смысл. На этих рисунках есть и специальная защита от фальшивомонетчиков.
Утилизируется рано или поздно все бумажные деньги независимо от номинала. Все российские банкноты рано или поздно заканчивают свой путь. Живут не одинаковое количество времени. Купюры 50-500 рублей – около 2 лет, 1000-рублевая купюра способна продержаться до 3 лет, а 5-ти тысячная может просуществовать более 4 лет. Затем одни рвутся от старости, а уцелевшие – утилизируются. Каждый день, таким образом, исчезает шестьсот миллионов рублей.
Специальная машина сортирует, пересчитывает деньги, проверяет их на подлинность и ветхость. Сомнительные купюры попадают на стол к специалисту, которые проводит экспертизу. Поддельные деньги отправляют в правоохранительные органы. После измельчения банкнот в шредере, они попадают в бункер-накопитель. После их сжимают, превращают в шайбы, которые называются брикетами. Так их удобнее перевозить и утилизировать. Таким образом банкноты заканчивают свое существование.
2.2 Современные виды денег вытесняют физические деньги.
В настоящее время безналичный денежный оборот становится все более популярным и удобным. Он вытесняет наличные деньги во многих странах мира. В Швеции, Дании, Норвегии, Нидерландах и Южной Корее в ближайшие годы уже совсем хотят отказаться от физических денег.
Безналичные платежи способствуют экономическому росту в государстве. Они делают прозрачнее финансовые потоки, снижают возможность проведения теневых платежей. Безналичные платежи снижают уровень коррупции в стране, обеспечивают прозрачность налоговых обращений и в целом повышают финансовую грамотность населения.
Практически во всех странах в современном мире существует система безналичных платежей. В России В 2020 г. граждане России стали реже использовать наличную форму оплаты, что вызвано ограничительными мерами из-за коронавируса. Около 70% россиян предпочитают оплачивать товары и услуги безналичной формой оплаты, и только 30% продолжают пользоваться наличными деньгами. За последние семь лет процент людей, предпочитающих безналичную оплату, вырос в 2,7 раза. Такой показатель еще существенно не велик. Например, в Чувашской Республике в 2017 году безналичный оборот денег составлял 75% от суммы всех совершаемых покупок. В первом квартале 2022 года жители Чувашии совершили 67 млн операций с использованием банковских карт на общую сумму свыше 33 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число операций выросло на 8,4%, а сумма операций – почти на 15%.
Кредитные организации постоянно проводят работы и стараются расширить торговые точки, где принимается безналичная оплата. Благодаря этому и увеличивается рост безналичных операций. Частоте использования банковских карт способствуют программы лояльности, предлагаемые банковскими организациями. Например, сейчас распространена система кэшбека, когда часть стоимости товара возвращается потребителю. Каждый человек готов экономить и получать максимальную выгоду со своих покупок, так что данная услуга очень актуальна и привлекает внимание к созданию банковской карты. То есть, расплачиваться безналично становится еще выгоднее. Карты ХАЛВА и Тинькофф – яркий тому примеры.
2.3 Деньги работают только потому, что мы в них верим.
В наше время то, что считается деньгами – таковым не является. Нынешние денежные знаки – это своего рода «денежные заменители». Их номинал не подразумевает реальную стоимость чего – либо, он полностью виртуален. В настоящем значении денег выступают золотые или серебряные монеты, или те, которые имеют ценность того материала, из которого они сделаны. Современные бумажные деньги являются обыкновенной бумагой с номинальными значениями, которые лишь оценивают ее стоимость, поэтому можно сказать, что они являются фикцией.
2.4 Влияние санкций на деньги в России.
В 2022 году Россия столкнулась с проблемой, которая затронула финансовую жизнь всех граждан. Из-за всех происходящих событий с деньгами тоже начали происходить изменения. Некоторое формы их использования перестали существовать в нашей стране, например, стало невозможным использование платежной системы Apple pay, которая была очень востребована и любима многими владельцами смартфонов Iphone. Международные платежные системы Visa и Mastercard также остановили работу в нашей стране. Сейчас трансграничные операции для россиян по этим картам недоступны.
В настоящее время придумывают новые платежные системы. Еще 15 декабря 2015 года была создана карта «Мир», которая не была так популярна и распространена в России из-за существования более удобных систем, которые были в свободном доступе. Однако сейчас ее оформляют большинство граждан, ведь она имеет весь функционал, который необходим. На базе этой платежной системы банки выпускают дебетовые и кредитные карты. Они работают по всей территории России и даже в ряде других стран. Кроме стандартных операций «Мир» имеет некоторые уникальные возможности, например, кешбэк. Он зависит от статуса карты и текущих акций партнеров. Программа лояльности также очень полезна и выгодна для пользователей этой карты, ведь она позволяет экономить и на путешествиях, и при оплате ЖКХ, и просто на покупках в магазине. В некоторых продуктовых пенсионеры могут получить кешбэк до 15%, людям, которые путешествуют могут вернуть до 20% стоимости поездки, а за путевку в детский лагерь – 50%, но не более 20.000 рублей.
У данной платежной системы есть свой сервис бесконтактной оплаты для смартфона. Которая называется Mir pay. Это замена Apple и Google pay. Только он работает с картой Mir. Платить таким способом можно в любом терминале, где принимается безналичная оплата. Карты этой платежной системы работают в Sumsung pay без ограничений. Сервис доступен только тем, у кого есть устройства с OC Android от версии 6.0 и выше.
Несмотря на то, что многие платежные системы ушли из России, функционал карт сохранился на территории нашей страны, но тем не менее отключены трансграничные операции, также оплата в зарубежных магазинах в интернете, некоторые сервисы подписок и, самое главное, безконтактные платежи Apple pay и Google pay.
Раздел 3. Криптовалюта.
3.1 Что такое криптовалюта?
Криптовалюта – это цифровая платежная система, при проверке транзакций в которой не участвуют банки, также отсутствуют любые посредники и бюрократия. Все участники имеют одинаковые права, которые позволяют отправлять и принимать платежи. Криптовалютные платежи используются только в цифровом виде в онлайн-базе данных, которая описывает конкретные транзакции. Основной единицей измерения являются «коины», так называемые монеты. Их используют как обычные традиционные деньги, ведь их также можно хранить, передавать или даже расплачиваться за покупки.
Самая первая криптовалюта появилась в 2009 году, то есть совсем недавно, она до сих пор является самой популярной из всех других и называется «Биткоин». Цены на него постоянно меняются, а целью продажи является получение прибыли.
Сам же термин появился и вошел в обиход благодаря шифрованию (криптографии), которую используют для проверки транзакций. Для хранения и передачи данных о криптовалюте используется расширенное кодирование, целью которой является обеспечить максимальную безопасность и надежность.
Криптовалюты обрабатываются в распределенном публичном реестре – блокчейне, где хранятся записи обо всех транзакциях, обновляемые держателями валюты. Так называемые коины – монеты, в которых измеряется ее стоимость, создаются в процессе майнинга. Этот процесс, при котором вычислительная мощность компьютера используется для решения сложных математических задач, в результате чего генерируются монеты. Любой пользователь может купить валюту у брокеров и распоряжаться ей с помощью криптографических кошельков.
3.2 Примеры криптовалют.
На данный момент существует огромное количество видов криптовалюты. Вот самые популярные из них:
Биткойн, созданный в 2009 году, стал первой криптовалютой и до сих пор сохраняет самую высокую популярность. Валюта была разработана Сатоши Накамото – считается, что это псевдоним человека или группы людей, а точная личность разработчика остается неизвестной.
Ethereum, Блокчейн-платформа Ethereum была разработана в 2015 году. Она имеет собственную криптовалюту Ether (ETH) или Ethereum. Это самая популярная криптовалюта после биткойна.
Litecoin, эта валюта очень похожа на биткоин. Она активно развивается, появляются нововведения, например, быстрые платежи и процессы, которые позволяют проводить больше транзакций.
Ripple, придумана в 2012 году, она является системой с распределенным реестром. Ripple можно использовать для отслеживания различных видов транзакций, не только криптовалютных. Разработчики этой платформы работали с различными банками и финансовыми учреждениями.
Ключевой криптовалютой является биткоин, поэтому отличные от нее называются общим термином «альткоины», чтобы отличать их от оригинала.
3.3 Как работает блокчейн?
Блокчейн – это технологии распределенного, никому не принадлежащему и надежно зашифрованного хранилища информации. По сути это просто реестр с записями, которые хранятся в блоках. В них могут содержаться списки транзакций и, когда один блок заполняется, создается новый и присоединяется к старым. Таким образом образуется цепочка, которая и называется блокчейн.
Записи в реестре крайне сложно подделать, ведь они хранятся на множестве устройств одновременно. Если у кого-то она не совпадает с остальными, то запись считается недействительной. Именно потому, что эта система обладает такой надежностью и защитой, ее начали использовать для оборота денег. Важно заметить, что вся информация, которая попадает в блокчейн, остается там навсегда, потому что в этой системе нет возможности корректировки старых блоков.
3.4 Перспективы использования криптовалюты в будущем.
С каждым днем деньги и их формы продолжают эволюционировать, и происходит этот процесс крайне быстро. Криптовалюта является неотъемлемой частью этого прогресса. Существует предположение, что именно она будет главным конкурентом и вытеснителем любых форм денег, более безопасных способов их хранения и передачи еще не существует. Опять же, это все благодаря блокчейну и токенам, которые никак нельзя подделать. Цифровые технологии делают огромные шаги в развитии денег и экономики, помогают упростить и обезопасить любые транзакции.
В блокчейне можно хранить токены. Токены – это просто единицы учета. Они записываются в блокчейне. Он нужен, чтобы отображать некий цифровой баланс об активе. Можно сказать, что это – банальная запись о том, что принадлежит определенному лицу в определенном количестве. Токен – аналог ценных бумаг в цифровом мире.
Существуют смарт-контракты. Что же это такое? Это протокол, обычный компьютерный код. Программа проверят выполнение условий контракта при сделке продавца и покупателя. Если все в порядке, совершается сделка, а если кто-то нарушил условия, тогда программа возвращает все назад.
При помощи токенов и смарт-контрактов можно отцифровать абсолютно любые материальные ценности и торговать ими в криптовалюте. Это и есть главная перспектива и особенность этой системы, которая так популярна в наше время. Создатель приложения «Twitter» Джек Дорси уже воспользовался возможностями токенизирования и продал свой самый первый «твит» за 2.9 млн долларов. То есть, сейчас он ему больше не принадлежит.
В 2018 году в Белоруссии впервые произошло урегулирование криптовалюты на законодательном уровне. Они ввели понятие «майнинг», признали токены реальной собственностью и разрешили делать бизнес, связанный именно с криптой. Поэтому там открылась первая в мире регулируемая криптобиржа токенизированных биржевых активов под названием «Currency.com». Она позволяет торговать не только валютой, но и токенизированными акциями. В это есть свои преимущества. Например, можно не тратить деньги на конвертацию, покупая акции. Кроме этого есть возможность покупать токенизированные акции не целиком, то есть вкладываться только в ее часть. Это является плюсом, ведь все также можно зарабатывать на росте или падении стоимости акции.
Часть 2. Исследовательская часть проекта.
Раздел 1.1. Опрос.
В самом начале своего исследования я решил провести общий опрос на тему использования наличных и безналичных денег в повседневной жизни. Я взял небольшую группу людей разного возраста: от 14 до 20 лет. Все они отвечали на одни и те же вопросы, поэтому я смог найти закономерность и схожие точки зрения опрошенных.
Оказалось, что в наши дни банковские карты есть практически у всех. В группе из 52-х человек, которых я опрашивал, у всех есть платежные карты. Результат этого вопроса показал (100%) использования платежных карт. Абсолютно схожая ситуация произошла с вопросом №2 «Какими деньгами вам удобнее всего пользоваться?». Оказалось, что самым удобным способом оплаты являются безналичные деньги. 52 опрошенных также ответили, что виртуальные деньги постепенно заменяют физические. Результат такой же – 100%.
Как оказалось, в конце моего опроса, практически половине опрошенных (45,5%) безразличен переход денег в цифровой вид. Только (27,3%) указали на важность этого процесса и (27,3%) ответили, что для них это не очень важно.
(См. приложение №1)
1.2 Анкетирование.
В процессе своего исследования я решил провести анкетирование. Его суть заключалась в том, что я составил 3 анкеты, которые содержат одинаковый смысл вопросов. Идея заключалась в анкетировании школьников разных классов и возрастов. Из-за этого я переформулировал вопросы для более простого восприятия, но их задумка и смысл оставался абсолютно тот же. В результате я сделаю вывод о финансовых знаниях школьников.
Моя первая анкета была написана для учащихся 5-6 классов. В ней приняли участие 49 человек.
Первый вопрос «Какими деньгами чаще всего пользуются члены вашей семьи?» показал, что (78,9%) предпочитают безналичные деньги. Опять же это указывает на их преимущество. Далее я решил спросить у детей про сопоставимость номинала денег и их реальной стоимостью. Оказалось, что (42,1%) вообще не представляют, что такое номинал. Зато все опрошенные согласны, что деньги переходят в цифровой вид, и что это – важный этап в эволюции денег. Результаты этих 2 вопросов – (100%). Ученики понимают, что хранить сбережения в наличных деньгах – это небезопасно. В конце я задал несколько вопросов про криптовалюту. Оказывается, что только (26,3%) знают о ней, а также считают ее финальным этапом в эволюции денег. Но в последнем вопросе (47,4%) сказали, что вложились бы в криптовалюту. (См. приложение №2).
Во 2-й моей анкете для 7-9 классов приняли участие 63 ученика. Их ответы уже отличаются от предыдущих опрошенных.
Ученики еще пользуются наличными деньгами, как показал результат опроса (90,9%). Многие, что такое номинал и считают, что деньги, на самом деле, его не стоят (45,5%). Абсолютно все (100%) согласны, что деньги переходят в цифровой вид, и (81,8) считают безналичные деньги важным этапом в развитии денег. Большинство (54,5%) считает криптовалюты финальным этапом в развитии денег на данный момент, и (81,8%) думают, что на ней можно заработать. (См. приложение №3)
В моей 3-й анкете приняли участие ученики 10-11 классов. Опрошенных было 37 человек.
Ученики 10-11 классов уже гораздо реже пользуются наличными деньгами, (54,5%) дали такой ответ. Они понимают, что такое номинал и считают, что он не соответствует реальной стоимости денег (54,5%). Конечно же, все ученики согласны, что деньги переходят в цифровой вид (100%), а (81,8%) считают безналичные деньги очень важным этапом в эволюции денег. Больше половины опрошенных считают, что сбережения нельзя хранить в наличных деньгах (54,5%). На удивление, (63,6%) ответили, что не считают криптовалюту финальным этапом в развитии денег на данный момент. Но точно такое же количество учеников вложились бы в криптовалюту, если бы у них была возможность.
(См. приложение №4)
Раздел 2. Игра по финансовой грамотности.
2.1 Смысл игры и ее задумка.
В результате своего исследования я решил создать интерактивную игру для школьников, которая будет работать с помощью гиперссылок. Дети и ученики 5-11 классов уже довольно хорошо развиты в финансовом плане, но им еще многое необходимо узнать. Есть моменты, пробелы, которые важно заполнять новыми знаниями. Именно на это и направлена моя игра.
Игру можно открывать как в школе, так и дома с компьютера. В нее можно играть одному или в команде, соперничая с одноклассниками и друзьями. Игра подойдет тем, кто хочет узнавать новое, она поможет усовершенствовать свои знания и понимание финансовой составляющей нашей жизни.
Сама игра делится на 4 категории, в каждой из которых содержится по 3 вопроса. Помимо этого, в ней есть баллы (от 15 до 70), в соответствии с которыми задания становятся сложнее. Каждый вопрос открывается по гиперссылке, после чего дети могут прочитать его, подумать и ответить. Сами ответы открываются по нажатию кнопки, ученики могут сами прочитать правильный ответ и заработать баллы, если ответили правильно. В конце игры подводятся итоги. Команда или отдельный ученик, который набрал максимальное количество баллов побеждает!
2.1 Проведенные игры. Результат.
Я уже провел данную игру в своей школе с учениками. Они пробуют ответить на вопросы и выиграть. Эта игра помогла многим ученикам и мне самому получить новые знания, проводя время интересно. Хочется добавить, что даже ученики младших классов старались и отвечали на многие вопросы. Поэтому пройти игру можно любому ученику с 5-11 класса и все же найти что-то новое для себя.
ССЫЛКА НА ИГРУ: (открывается с двумя нажатиями левой кнопкой мыши)
Раздел 3. Выводы.
В современном мире экономика никак не может существовать без денег. Они являются ключевым ресурсом в ней. Это значит, что деньги будут постоянно эволюционировать и видоизменяться. В наши дни прогресс уже достиг высокого уровня, мы может распоряжаться деньгами как угодно, в любое время и в любом месте.
Безналичные деньги в наши дни становятся все более популярными и распространенными и заменяют наличные. Этот процесс наглядно показывает эволюцию и совершенствование. Вероятно, в ближайшем будущем многие перестанут пользоваться физическими деньгами, а позже они и пропадут вовсе. Из-за развития компьютерной техники и цифровых технологий эволюция происходит с невероятной скоростью, что уже привело к появлению криптовалюты и крипторынков. Вся эта система будет развиваться с каждым днем, и, возможно, станет ключевой уже совсем скоро.
Необходимо отметить, что современные школьники на самом деле интересуются деньгами и их эволюцией. Они знают основы переход денег от самого их зарождения до современного вида. Большинство учащихся имеют хороший уровень финансовой грамотности. Есть небольшая часть учеников, которая меньше вовлечена в изучение финансовых основ. Зачастую у них нет времени и надобности к этому, как они считают. Для этого и была создана игра, которая поможет им получать новые знания, взаимодействуя или соперничая друг с другом.
Гипотеза доказана.
Раздел 4. Приложения.
Приложение №1. Диаграммы опроса.
Приложение №2.
Приложение №3.
Приложение №4.
https://vfinansah.com/money/dengi-rol-v-ekonomike
https://homeinvesting.ru/wiki/17607/
https://1w.ru/articles/185-pro-dengi-07-milliony-iz-fikcii.html
https://journal.open-broker.ru/analitika/sankcii-2022-pervye-itogi-finansovyj-sektor/
https://secrets.tinkoff.ru/glossarij/kriptovalyuta/