Я - покупатель. Хочу всё знать!

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я - покупатель. Хочу всё знать!

Дрянова А.С. 1
1МБОУ "Гимназия № 1"
Брагина Ю.Ю. 1
1МБОУ "Гимназия№ 1"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я часто хожу с мамой в магазин за продуктами.

Сколько всего яркого, красивого и, на мой взгляд, вкусного!

Но на просьбы купить это, мама отказывает. Говорит, что это не всегда полезно и надо сначала разобраться что это за товар. Как может навредить шоколадка в красивой обертке, жвачка или сладкая вода?

В кассе магазина я обратила внимание, как кассир освещает товар по упаковке лучом и называет сумму оплаты. Что это? После этого я стала обращать внимание на упаковку и увидела, что на упаковке есть какие-то полоски с цифрами и на некоторых товарах странные квадраты, похожие на какой-то зашифрованный код.

Я решила разобраться во всем сама!

Цель работы:

Научиться разбираться в кодах товаров, нанесённых на упаковке.

Задачи работы:

Научиться выбирать «правильный» товар, расшифровывая штриховой код.

Выяснить, почему на некоторых товарах два кода и что они обозначают.

Рассказать ученикам, как правильно и быстро расшифровывать код.

Актуальность:

Научиться с ранних лет заботится о своем здоровье, выбирая безопасные и полезные продукты.

Новизна:

Научиться с использованием современных электронных устройств определять подлинность и производителя продуктов и товаров.

Гипотеза исследования:

Я считаю, что маркировка, которую способен расшифровать смартфон необходима на всех товарах.

Глава 1. Теоретическая часть.

Штриховой код

Штрихкод — это графическое изображение (как правило, представляющее собой сочетание черных и белых полос или похожих на них графических элементов), в котором в соответствии с тем или иным стандартом кодируются текстовые или числовые данные. Сам по себе код — не «секретный» и может быть в любой момент «дешифрован» общедоступными (с поправкой на общедоступность интернета, прежде всего) методами. Но в чем тогда его смысл — зачем шифровать данные, которые легко расшифровать и прочитать?

Все очень просто. Если нет штрихкода — с которого зашифрованные в нем данные считываются автоматически, то соответствующие данные подлежат обработке человеком вручную. Хорошо если на обычном калькуляторе — но на практике им дело не ограничивается. В самых разных целях — в рамках товарного, складского, бухгалтерского учета, при построении логистических маршрутов, реализации маркетинговых задач — может потребоваться обработка данных, измеряемых в тысячах мегабайт. Человек с такой обработкой попросту не справится (или наделает ошибок). Машина — сканирующая код и обрабатывающая данные — справится запросто.

Таким образом, штрихкод — это, прежде всего, средство автоматизации обработки данных. В свою очередь, они могут быть очень разными. Для шифрования одних может при этом лучше всего подходить один тип штрихкода, а для других — совсем иной.

Зачем нужен штрихкод:

- в торговле — для упрощения процесса продаж;

- на складах — для автоматизации бизнес-процессов (приемки, отгрузки, инвентаризации и прочих);

- в охране — для учета перемещения людей по территории;

- в почтовых службах — для отслеживания отправлений;

- в библиотеках — для учета перемещения книг и читателей.

Появление штрихового кода.

В конце 1940-х годов американские розничные сети стали испытывать проблемы с оперативностью обработки данных о товарах при осуществлении учетных процедур. Первые технологии ее решения предполагали идентификацию товара с помощью ультрафиолетовых марок — но их нанесение на упаковки оказалось дорогой процедурой.

Далее американские изобретатели попробовали адаптировать для идентификации различных объектов Азбуку Морзе. И у них это в некоторой степени получилось. Для улучшенной визуализации кода — представленного точками и тире, было предложено увеличить их высоту: точки превратились в линии, тире — в прямоугольники. Так появился прообраз современного одномерного штрих-кода. Его чтение осуществлялось с помощью технологии оптической звукозаписи, что использовалась в киноиндустрии.

Впоследствии американцы предпринимали попытки внедрить штрих-коды в самых разных сферах — в транспортной логистике (например, в целях идентификации вагонов на национальных железных дорогах). Технологически коды могли работать по разным принципам. Например — на основе цветовой идентификации изображения (когда код состоял из нескольких полосок с разными цветами).

Так или иначе, в 1974 году в одном из магазинов штата Огайо общественности была показана новая технология идентификации товара — с помощью линейного штрих-кода. Выглядел он, в целом, так же, как выглядит сейчас.

Это был самый простой одномерный штрихкод, позволяющий зашифровать буквально несколько цифр. Впоследствии на основе технологии появились самые разные стандарты кодирования (дополнившие те, что, к слову, уже были созданы на момент презентации штрихкода американцами).

Идентифицировать товары без штрихкодов очень трудно, а порой невозможно, так как визуально они могут быть совершенно одинаковыми. Кроме того, штрихкодирование значительно ускоряет процесс продажи. Если кассиру приходилось бы при реализации каждого товара вручную вводить его параметры, на кассе образовывались бы огромные очереди.

В настоящее время существуют два вида штриховых кодов: линейные и двумерные.

Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20 - 30 символов, обычно цифр).

Двумерные символики были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

Линейный штриховой код.

Линейный штрихкод представляет собой рисунок, состоящий из комбинации черных полос разной ширины и пробелов между ними. Под линиями располагаются цифры, дублирующие информацию.

Штрихкод содержит закодированные по определенным стандартам текстовые и/или числовые данные.

Характерные особенности штрихкода:

распознается любым видом сканера;

применяется для автоматизации товарных оборотов;

занимает большую площадь на этикетке, упаковке;

с трудом читается или не читается вовсе, если имеет какие-либо повреждения.

К самым популярным стандартам кодирования с помощью одномерных кодов можно отнести:

EAN-13 и EAN-8 (применяются в Европе);

UPC (применяются в США);

GS1-128 (он же EAN/UPC-128);

Code 128;

ITF-14;

Codabar;

Код 39.

Один из самых исторически ранних кодов — UPC. Он был принят в США в 1973-м году. Характеризуется универсальностью: может быть применен не только в розничной торговле, но и на производстве. В 1977-м аналогичный по назначению (и схожий по структуре) штрихкод — EAN, ввели в действие европейцы. Наибольшую популярность он приобрел в Германии, Франции, странах Скандинавии. Впоследствии стал активно использоваться в России.

Код EAN используется в двух основных разновидностях: EAN-13 и EAN-8. Второй вариант кода применяется, если нет технической возможности разместить на том или ином товаре (упаковке) первый тип кода.

Как расшифровать линейный штрихкод EAN-13?

Разделы штрих кода:

- первые 2-4 цифры перед белой разделительной чертой обозначают код страны

- след. несколько цифр до длинной разделительной черты – код изготовителя товара.

- первая цифра после второй разделительной черты( 8-я) –наименование товара

- следующая (9-я) – потребительские свойства товара

- 10-я обозначает размер, массу

-11-я указывает ингредиенты

-12- цвет

- 13-контрольная цифра

Последняя длинная черта- знак товара, изготовленного по лицензии.

В составе кода присутствуют специальные угловые метки и пограничные поля — которые «показывают» сканеру, что за код он считывает. В некоторых случаях код может дополняться добавочным идентификатором товара (состоящим из 2 или 5 цифр), который также записывается в отдельный штрих-код. Печатается он обычно справа от основного.

В коде EAN-8 — сокращенной версии кода EAN-13, присутствуют:

идентификатор страны-производителя;

код изготовителя;

контрольное число.

1.3. Двумерный штриховой код.

Двумерный штрихкод — изображение в виде прямоугольника или квадрата, которое считывается сразу в двух плоскостях. Такой способ шифрования позволяет экономить место на этикетке или упаковке и при этом хранить большой объем данных о товаре (до нескольких страниц текста). Применяется в торговле, в области документооборота, удостоверения личности, в складском учете, при маркировке товаров, транспортировке грузов и не только.

Характерные особенности кода:

состоит из последовательности фигур и модулей;

для считывания необходим 2D-сканер, обычный линейный с этой задачей не справляется;

распознается, даже когда есть серьезные повреждения (царапины, потертости, выцветание, стирание до 30%).

На какие две распространенные группы делятся 2D-штрих коды:

QR-код — пожалуй, самый популярный тип. Он активно используется в торговле, рекламе, маркетинге, туризме, сервисах продаж электронных билетов и многих других сферах.

Любой QR-код содержит несколько обязательных элементов — 3 квадрата, благодаря которым сканер может определять положение рисунка, а также исправлять искажение.

QR (от английского Quick Response, «быстрый отклик») — это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. QR-код, в отличие от штрих-кода, читается в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных. При сканировании QR-кода пользователь получает доступ к этим данным мгновенно.

В наши дни QR-коды используются во множестве отраслей как для хранения данных (ссылки на сайты, номера телефонов или тексты), так и для предоставления доступа к Wi-Fi, отправки и получения платежной информации и прочих целей.

В 2020 году многие люди впервые столкнулись с QR-кодами. Сначала их ввели для контроля режима самоизоляции и передвижений, а затем начали использовать для пропуска вакцинированных в различные заведения. За полтора года пандемии число считываний QR-кодов во всем мире выросло на 750%.

В последний локдаун, который начался 28 октября и продлился до 7 ноября, многие регионы России разрешили вход в культурно-развлекательные учреждения только по QR-кодам вакцинированных и переболевших коронавирусом.

DataMatrix код — код, представляющий собой изображение из модулей контрастных цветов (чаще черного и белого). С двух сторон ограничивается линиями, благодаря которым сканер понимает ориентацию штрихкода. Алгоритмы шифрования позволяют восстанавливать утраченные фрагменты.

В России применяется для обязательной маркировки продукции. Такой код может иметь размеры 0,5 × 0,5 см, благодаря этому его удобно размещать на небольших упаковках, например, на упаковках лекарств.

Информация, зашифрованная в штрихкоде, как правило, не предназначена для покупателей. Но с введением в России обязательной маркировки кодами DataMatrix, это изменилось. Теперь содержание штрихкода доступно для потребителей и является свидетельством качества продукции.

Какую информацию несет в себе штрихкод (что зашифровано в нем):

наименование объекта, товара;

компания-производитель или импортер;

артикул;

цвет;

масса;

размер;

срок годности и др.

В России DataMatrix код с 01.07.2018 применяется на марках нового образца системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) и является одним из основных методов маркировки продукции в системе маркировки и прослеживания продукции «Честный знак».

Национальная система маркировки «Честный знак».

Основная задача системы Честный ЗНАК — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.

Честный знак – национальная система маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике.

Зачем нужна система Честный знак?

Распространение некачественной и контрафактной продукции – серьёзная проблема как для потребителей, так и производителей. Это не только влечёт финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить её перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно. Но проект Честный ЗНАК предусматривает все детали, чтобы уменьшить количество производимого контрафакта и привлечь распространителей такой продукции к ответственности. Честный ЗНАК — это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий.

В Российской Федерации обязательной маркировке подлежат следующие товары:

- молочная продукция

- упакованная вода

- лекарства

- табак

- товары легкой промышленности

- обувь

- шубы

- духи и туалетная вода

- шины и покрышки

- фотоаппараты и лампы-вспышки.

В рамках эксперимента к этим товарам добавили пиво и пивные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), антисептики, велосипеды и кресла-коляски.

Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Основная задача системы – повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.

Принципы системы:

Главный принцип системы Честный ЗНАК прочитывается в самом названии. Это, прежде всего, честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Система Честный ЗНАК ориентирована на разные группы товаров, где согласно анализу, встречается наибольшее число контрафакта. Проект маркировки затрагивает всех участников процесса, от владельцев производства, импортёров, дистрибьюторов, реализаторов до потребителей. Маркированная продукция – признак качества, свидетельство того, что конкретный товар принадлежит конкретному производителю и качество продукции соответствует заявленному.

Преимущества системы Честный ЗНАК:

1. Объединение двух компонентов – цифрового решения маркировки и инструмента общественного контроля.

2. Внедрение современных технологий в процесс продаж: появление онлайн-касс, которые синхронизируют данные системы маркировки и единого каталога.

3. Действие в интересах потребителя. Покупка контрафактного или некачественного товара может не только повлечь убытки, но и принести вред здоровью. Система с высокими уровнями защиты разработана для того, чтобы любой человек был уверен в качестве покупаемой продукции.

4. Лёгкое и быстрое использование. Специальное приложение Честный ЗНАК позволит получить всю интересующую информацию о товаре в кратчайшие сроки. Любой покупатель может отсканировать код Data Matrix на упаковке товара, и результаты будут доступны моментально.

5. Надёжность. Благодаря криптографическим технологиям код Data Matrix крайне сложно подделать, а информация о контрафакте будет навсегда храниться в системе.

Удобство для потребителя.

Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы Честный ЗНАК.

Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.

Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.

Разработкой и поддержкой всей системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Для самой системы и кодов маркировки разработан бренд: «Честный знак», которая, как следует из названия, обеспечивает прозрачность и честность процесса перед конечными потребителями.

Центр Развития Перспективных Технологий генерирует коды маркировки — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.

Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит в руках.

Согласно решению Правительства Российской Федерации до 2024 года будет полностью функционировать Национальная Система Цифровой Маркировки товаров под названием «Честный Знак». Сегодня уже работает мобильное приложение, которое позволяет всем покупателям и других участникам рынка, получить подробную информацию о товаре, при сканировании DataMatrix кода.

Штрихкодирование значительно упрощает учет товаров в магазинах, на складах, производстве, в офисе. Помимо этого, оно активно используется для идентификации любых объектов и даже людей: на выставках, в кино, рекламе, в медучреждениях и не только.

Применение штрихкодов не только автоматизирует все процессы в компании, но и помогает выйти на новый уровень дохода за счет оптимизации работы и роста эффективности труда. Главное, грамотно определить цели предприятия и подобрать соответствующий вид и тип штрихкода.

Все эти штрихкоды ставятся на упаковку. Упаковка обязательно несет на себе информацию о содержимом и может иметь элементы контроля вскрытия. Существует единая экомаркировка упаковочного материала и самого продукта. Она позволяет удовлетворять требования экологических стандартов (не загрязнение окружающей среды в процессе производства и утилизации, не содержание вредных веществ).

ГЛАВА 2. Практическая часть

Я купила некоторые товары просто с линейным штрихкодом и с линейным штрихкодом и DataMatrix кодом. Мама скачала на свой телефон приложение «Честный знак». Я начала определять - какие товары подделка, а какие оригинал. Товары, которые были просто с линейным штрихкодом я считала на калькуляторе. Товары, которые были промаркированы я просто сканировала через приложение «Честный знак».

Мы с мамой купили снежок фирмы «Молочная река». Я сначала посчитала линейный штрихкод, определение подлинности товара ручным способом показал, что товар не подделка (Приложение 1). Результат совпал с последней контрольной цифрой. Затем я отсканировала DataMatrix код через приложение «Честный знак». Приложение выдало результат – сомнительный товар (Приложение 2).

На товары с линейным штрихкодом я потратила достаточно долгое время, так как считала на калькуляторе, где-то ошибалась, пересчитывала. Конечно считать мне было интересно, но никто в магазине не будет стоять и считать эти штрихкоды. На товары с DataMatrix кодом определение занимало всего пара секунд и я знала, что это не только не подделка, но где и когда был товар произведен, срок годности, проверила массу.

Линейный штрих можно подделать. Благодаря приложению «Честный знак» подделка исключается. Что и произошло со снежком фирмы «Молочная река».

Сейчас практически у всех есть смартфоны куда можно скачать приложение «Честный знак». Благодаря этому приложению не составляет труда за пару секунд определить подлинность товара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, самое главное, чтобы я хотела отметить после проведения самых простых исследований. Грамотными потребителями не рождаются. Но таким потребителем обязан стать каждый человек, который бережёт природу и собственное здоровье.

Различные виды штрих-кодов применяют предприятия практически во всех крупнейших сферах современной экономики — торговле, промышленности, логистике и иных, где требуется эффективная автоматизация учета товаров и материалов. Применение штрихкодов — процедура, которая в ряде случаев не просто оправдана, но по существу и безальтернативна с точки зрения организации конкурентоспособного производства. Важно при этом выбрать правильный тип штрих-кода и подобрать подходящие технические средства для его нанесения и обработки.

Маркировка товаров DataMatrix кодом позволяет с помощью смартфонов прямо в магазине, не теряя времени, определять подлинность товара и другую необходимую информацию.

Список источников и литературы:

Маркировка упакованной воды этикеткой с DataMatrix (flexo.ru)

Обязательная маркировка товаров 2022 - 2023 - официальный сайт Честный ЗНАК | Регистрация в национальной системе Честный ЗНАК (xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai)

Подробно о штрих-коде EAN-8 | «Маджента» (magenta.su)

Штрих-коды товаров: виды, типы, форматы и особенности их применения в торговле (onlain-kassy.ru)

Штрих код: что это, каким бывает и как используется | Блог Сканпорт (scanport.ru)

DataMatrix — Википедия (wikipedia.org)

DataMatrix код маркировки — что такое. Почему его выбрали для маркировки | Торговая техника MERTECH | Дзен (dzen.ru)

QR код - Маркировка Товаров в РФ | Честный Знак (pro-markirovku.ru)

QR-код: что это такое, как он работает и зачем нужен | РБК Тренды (rbc.ru)

Приложение 1

Л инейный штрихкод на продукции

Приложение 2

Информация посредством сканирования DataMatrix кода

Просмотров работы: 55