Татарское искусство в современных украшениях

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Татарское искусство в современных украшениях

Галиева А.А. 1
1МАОУ Гимназия№76
Земскова Н.Ю. 1
1МАОУ Гимназия№76
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Национальное своеобразие татарских украшений обусловлено многовековыми традициями, сложившимися в период Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
В прошлом многие украшения играли роль талисманов, оберегов.

Украшения были одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды.

Цель проекта: Изготовить ожерелье в национальных традициях татарской культуры.

Задача проекта: Изучить украшения татар XIX-XX вв.

Гипотеза: Возможно ли изготовить современное украшение в стиле XIX-XX вв.

Практическое применение: Национальные украшения можно носить в наше время.

Основная часть

1.1. Роль украшений в татарском костюме. Национальное своеобразие татарских украшений обусловлено многовековыми традициями, сложившимися в период Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

В прошлом многие украшения играли роль талисманов, оберегов. Татарские украшения (по особенностям изготовления) условно делят на 2 группы: металлические, или монетные, изготовленные, как правило, в домашних условиях, и украшения, произведенные профессиональными ювелирами, главным образом казанскими ремесленниками (см. Ювелирный промысел). Немало украшений и компонентов для них ввозилось из Средней Азии и Персии.
Мужчины носили обычно серебряные перстни и позолоченные поясные пряжки. Ассортимент женских украшений по назначению и разнообразию был значительно шире, поскольку, согласно общемусульманским традициям, состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его жены: головные – различные повязки (баш хаситэсе, мангай танкасе), серьги, матерчатые накосники (тезмя), подвески к косам (чулпы), шейно-нагрудные – воротниковые застежки с подвесками (яка чылбыры), матерчатые нагрудники (тамакса, хаситэ), броши; украшения для рук – браслеты, перстни, кольца; украшения для одежды – разнообразные застежки-пряжки и пуговицы (каптырма).

Украшения были одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Королева Сююмбике. На этой копии с несохранившейся картины

17 века неизвестного автора изображена королева Сююмбике с сыном.

Особенности производства украшений.

Большая часть украшений (кроме бус и различных подвесок в виде амулетов) изготавливалась из металла, преимущественно из серебра. Было широко распространено применение золоченого серебра. Медь служила материалом для вспомогательных деталей украшений.


Металлические украшения по технике изготовления делились на 2 группы: сплошные и ажурные. Сплошные украшения из цельных кусков металла почти всегда имели орнамент, выполненный чеканкой или гравировкой (реже отливкой). Ажурные украшения были преимущественно сканой работы (филигрань) разного качества и сложности рисунка. Филигрань была широко распространена и являлась наиболее оригинальной частью ювелирной техники татарских мастеров: завитки скани создавали графические рисунки из сложных узоров.

Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм.

Ювелиры использовали яшму, кораллы, янтарь, женщины верили в их магическую силу. Часто встречались дымчатые топазы, аметисты, горный хрусталь, малахит,  агат, использовались вставки из цветного стекла. Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым. Считалось, что она отражает состояние здоровья своего владельца.При изготовлении украшений татарские ювелиры также применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани).

В конце XIX – начале XX вв. наиболее крупными центрами производства украшений являлись Казань (в частности, Новотатарская слобода) и Заказанье (селения современного Арского, Мамадышского и Сабинского районов). Татарские ювелиры работали в основном на заказ. Массовое производство татарских украшений было налажено в конце ХIX в. русскими ювелирами в селе Рыбная Слобода Лаишевского уезда Казанской губернии (см. Рыбнослободской ювелирный промысел).

В начале ХX в., с развитием капиталистических отношений, в быт казанских татар начала активно проникать общегородская культура. Вхождение народов Среднего Поволжья в единое социально-экономическое пространство способствовало распространению общих для края фабрично-заводских товаров (браслетов, брошей, медальонов, серег и др.) и одновременно сопровождалось исчезновением из быта традиционных украшений.

Со второй половины ХX в. широкое распространение начинает приобретать бижутерия – ювелирные изделия из недорогих материалов: стекла, пластмассы, керамики и др.

В настоящее время технология изготовления и производство традиционных татарских украшений возрождаются в городах и отдельных районах РТ.

Серьги (Алка) XIX вв Брошь. Конец XIX – начало ХХ вв

Пряжка. XIX вв Серьги «Алкалар» XIX век

Серебро, позолота, драгоценный камень. Серебро, бирюза, стекло, литье,

Гравировка, чеканка, инкрустация. инкрустация

Национальный музей РТ

1.3. Отличительное украшение татарского костюма - нагрудная перевязь Хасита, которая была украшена ювелирными украшениями, которые начинали собирать с самого рождения девочки. Это не простое украшение, это одновременно оберег и личное имущество женщины. В специальные коробочки и кармашки зашивали суры из Корана, нашивали также ракушки каури и даже необычного вида пуговки. Ценность украшений зависела от богатства семьи девочки. Носили хаситу женщины всех возрастов, надевали ее через левое плечо под правую руку.

 

1.4. Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоратив­ной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями тради­ционно глубокий разрез женской рубахи. Например, Воротниковые застежки («Яка каптырмасы») состояли из двух пряжек-застежек.

1.5. Изу – («Нагрудник») закрывал разрез на рубахе впереди, украшался лентами, кружевами, вышивкой, а также драгоценными камнями.

Матерчатые нагрудники («Изю»), отличающиеся по форме и декоративному убранству.

Позументная лента, бархат, шелк, Хаситэ – женское нагрудное украшение. XVIIIв.

холст льняной, ювелирные бляхи, Ткань, серебро, позолота, драгоценные камни,

крой, шитье цепочки, монеты. Национальный музей РТ

1.6. Белязеки («Браслеты»). Браслет был обязательным элементом татарского костюма. Замужние женщины носили парные браслеты на обоих руках, девушки - по одному или нескольких браслетов на одной руке.

Браслеты состояли из двух-трех и более фрагментов (пластин, монет, самоцветов и т. д.). Эти браслеты смыкались на руке в единое кольцо при помощи крючка и петли или специально изготовленной застежки.

Браслет «белэзек» XIX век, Серебро, гравировка

1.7. Одним из наиболее архаичных и в то же время устойчиво сохраняющихся элементов в костюме татарок являются Серьги-(«Алка»). Впервые их надевали девочки в трех-четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости.

 

1.8. «Чулпа» - наконсник. Этому украшению также приписывалось магическое значение. Накосники украшались звенящими подвесками, монетами, отгоняющими злых духов.

1.9. Ожерелье («Муенса») бусы из бисера, монет, разноцветных камней.

Ожерелье «Муенса». Начало ХХ века Ожерелье

Металл, серебро, стекло, ковка

2.0. Практическая часть.

Ожерелье я решила изготовить из эпоксидной смолы.

Эпоксидная смола для декоративных работ – это современный материал, позволяющий совершать множество открытий и свершений.

Для ожерелья я использовала ювелирную смолу, она гуще чем обычная эпоксидная смола. 

2.1 Ход работы.

Техника безопасности. При работе со смолой ОБЯЗАТЕЛЬНО используем резиновые перчатки для защиты рук при любом взаимодействии со смолой! Рабочими перчатками не следует лишний раз прикасаться ни к чему, что не связано с сотворением изделия. Помещение, где вы работаете, должно быть хорошо проветриваемо. Защита дыхательных путей - рекомендуем использовать защитную маску.

техника безопасности

Для работы потребуется:

- Ёмкости для смешивания компонентов

- Перчатки нитриловые

- Респератор

- Два шприца со снятыми иглами

- Сами компоненты А (эпоксидный компаунд) и Б (отвердитель, запускающий реакцию)

- Палочка для перемешивания компонентов.

- Красители

- Молд (форма для заливки)

- Ручная газовая горелка

- Весы

- Защитный фартук

- Растворитель и средство для очистки

Наливаем в стаканчик смолу и взвешиваем на весах, потом в этот же стаканчик добавляем отвердитель в необходимой пропорции. К примеру: если соотношение смолы к отвердителю составляет 10:4, то наливаем 100 грамм смолы, а далее добавляем отвердитель, чтобы общий вес составил 140 граммов.

Далее, палочкой, тщательно, перемешиваем. Затем, желательно, перелить смолу в другой стаканчик и снова перемешать, т.к. у дна и краев стаканчика смола может оказаться не перемешанной. Субстанция поначалу должна выглядеть как сахарный сироп, а после перемешивания стать полностью прозрачной.

Взвешивание смолы

В процессе работы в жидкости могут образоваться пузырьки воздуха. Надо выждать 10-15 минут перед заливкой, чтобы они вышли. Также, чтобы от них избавиться, можно поместить стакан с эпоксидной смолой в емкость с теплой водой с температурой около 60 градусов. При повышении температуры пузырьки воздуха поднимутся на поверхность и исчезнут. Еще можно применить газовую горелку.

Я залила смолу в виде круглых медальонов, если ее налить “с горкой”, то она подтечет к краю и там остановится. Оставила затвердевать на 24 часа.

После высыхания бусин просверлила отверстия, скрепила их железными колечками и зацепила их на цепочку. Также сделала серьги.

Заключение.

Прочитав литературу, изучив татарское искусство украшений, узнав свойства эпоксидной смолы я изготовила современное ожерелье в стиле XIX-XX вв..

Моя гипотеза подтвердилась - Национальные украшения можно носить в наше время.

Библиографический список.

Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.

Татары Среднего Поволжья и Приуралья. Москва, 1967.

Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX – начала XX вв.:

Историко-этнографические исследования. Москва, 1980.

Суслова С.В. Татарские ювелирные украшения. Казань, 1980.

Суслова С.В. Одежда // Татары. Москва, 2001.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоксидная_смола

https://zen.yandex.ru/media/id/5bfd562406d7e800ab308dec/epoksidnaia-smola-chto-eto-takoe-kak-s-nei-rabotat-chto-o-nei-nujno-znat-602d39095f462a3bfdd21762

Просмотров работы: 139