Изготовления туос ыас (жевательная резинка) «Татыйаас» по традиционной якутской технологи

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изготовления туос ыас (жевательная резинка) «Татыйаас» по традиционной якутской технологи

Соловьев Г.Л. 1
1МБОУ "1 Хомустахская СОШ им. Д.Ф. Алексеева" Республики Саха (Я)
Солдатова Л.И. 1
1МБОУ "1 Хомустахская СОШ им. Д.Ф. Алексеева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Раньше якуты из бересты делали жевательную резинку и жевали ее от мало до велика. Видимо, это привычка имела и какое-то профилактическое значение для развития и укрепления зубов – якуты не то чтоб вовсе не страдали от зубной боли, а почти не знали ее. В этой связи необходимо изучить фармакологические и профилактические свойства «якутской жевательной резинки» (Тимофеев 2003).

В настоящее время приготовлением якутской жевательной резинки занимаются единичные люди, поэтому эта технология постепенно забывается. И мы хотим, чтобы люди сами могли приготовитьжевательную резинку из бересты.

Цель: изучение и применение традиционной технологии для приготовления натуральной жевательной резинки из березовой бересты.

Задачи:

1.         По литературным источникам познакомиться с химическим составом березовой коры (бересты) и ее влиянием на организмчеловека.

2.         Изучить традиционнуютехнологию варки жевательной резинки (туос ыас), якутские обряды при процессе изготовления ыас.

3.         Провести социологический опрос среди школьников и взрослого населения

4.         Приготовить жевательную резинку из бересты

Предмет исследования: жевательная резинка (туос ыас)

Объект исследования: традиционная технология варки

I.                   Теоретическая часть

1.5.  Семейство Березовые (Betulaceae)

Семейство Березовые (Betulaceae) объединяет 150 видов летне-зеленых деревьев и кустарников, распространенных преимущественно в умеренных зонах Северного полушария. На территории Якутии произрастают 6 видов березы.

Род Береза (Betula)

Береза- род довольно широко распространенных деревьев, кустарников и кустарничков. На территории Якутии произрастают из древесных пород береза повислая или плосколистная, белая или пушистая, каменная или шерстистая; из кустарниковых пород березы кустарниковая, тощая, растопыренная и карликовая.

Береза повислая – BetulapenduiaRoth.- хапта5ай сэбирдэхтээх хатыӊ. Из древовидных берез это самая распространенная на территории Якутии порода, которая образует как коренные, так и производные березовые леса.

Береза белая – В. AlbaL. – үрүҥ хатыҥ. По всем признакам близка к березе повислой, они часто встречаются вместе. По всем признакам близка к березе повислой, они часто встречаются вместе. Ажурная крона с длинными ветвями приобретает привлекательную плакучую форму.

Береза тощая –B. Exilis Sukacz. – хара ыарҕа хатыҥ так же, как и береза кустарниковая, светолюбивая порода. Образует ерники, довольно широко распространенные как в тундровой, так и в таежной зоне. Она предпочитает сырые почвы, легко переносит застойное увлажнение, не требовательна к плодородию почвы (Тимофеев, 2003).

Береза каменная или шерстистая – В. Trmani iCham.s.l. – түүлээххатыҥ произрастает в смешанных и хвойных лесах Алданского нагорья, южных предгорий Верхоянского хребта. Береза низкоросла, стволы искривлены.

Береза кустарниковая – B. Fruticosa Pall. – ыарҕа хатыҥ. Это одна из широко распространенных кустарниковых берез, образующих ерники

Береза растопыренная – B. Divaricata Ledeb. – Миддендорф ыарҕата. Это кустарник высотой от 0,5 до 2 м., распространен преимущественно в горах, реже на равнинах всей таежной зоны Якутии.

Роль березы в природе и значение в жизни человека

Березы – ценные лесообразующие породы. Березовые леса являются излюбленным местом обитания и размножения животных, особенно наших пернатых друзей.

Береза – декоративная порода. В условиях Севера береза является одной из перспективных пород для озеленения городов и сел.

Велика роль березы в быту в качестве поделочной, строительной, топливной древесины и источника лекарственного сырья. Настой и отвар почек применяются как мочегонное и желчегонное средство при воспалении почек, мочевого пузыря и холециститах, как наружное при порезах и нарывах. Препараты чаги («березового гриба») используют при гастрите, злокачественных опухолях желудка, легких и других органов. Березовый сок – очень приятный и полезный напиток, благоприятно влияет на обмен веществ в организме и способствует выделению из него вредных веществ.

Древесина березы идет на изготовление посуды и предметов домашнего хозяйства. Якуты издавна изготавливали красиво и богато расписанные чороны, ковши и ложки, предназначенные для кумыса (Тимофеев, 2003).

Древесина березы является    ценным строительным и, в особенности поделочным материалом. Из бересты получают высокого качества сажу, которая идет на производство туши и типографической краски. Березовый сок употребляется как прохладительный напиток, считается полезным при некоторых заболеваниях (золотухе, цинге и др.). (Скрябин, 1991.)

Также в данное время в Якутске начался второй этап клинических испытаний биопрепарата из ягеля и коры березы для лечения COVID-19. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на главного научного сотрудника Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН Бориса Кершенгольца.

Препарат носит название «Бетукладин». Первые испытания были проведены в августе среди медиков и пациентов республиканской больницы №2, рассказал Кершенгольц.

«Из 33 медиков, работавших в „красной зоне“, заболел только один, причем в очень легкой форме. В контрольной группе медработников, которые не принимали

„Бетукладин“, заболели более 10%», — цитирует ТАСС доктора биологических наук.

Также «Бетукладин» принимали больные, перенесшие коронавирус с пневмонией в наиболее тяжелой форме. У таких пациентов, говорит ученый, отмечена быстрая и эффективная регрессия остаточных явлений: люди выходили из постковидного состояния за 7-10 дней.

«Бетукладин», заявил Кершенгольц, обладает высокой противовирусной и антибактериальной активностью. Его применяют не только при лечении, но и для профилактики COVID-19, а также при реабилитации больных, перенесших болезнь в тяжелой форме.

Эти данные также свидетельствуют о том, что бетулин, содержащийся в березовой коре, лечебный и пользуется большим успехом в технологии создания лекарственных препаратов.

1.2  Береза в якутском поверье. Божество Аан Алахчын Хотун

Оживание растения весной, его рост и увядание осенью и зимой - все это давало людям основание считать растение живым существом. Как живому существу, флоре приписывали способность чувствовать боль или выражать свои чувства. Оживотворение растений вызывало почтительное отношение к ним. Например, в старину саха избегали рубить деревья без особой нужды, на топку и поделки старались находить засохшие деревья. Вещи, сделанные из растений, народ саха почитал и придавал им магические свойства. Свидетельством бытования в прошлом ожитворения деревьев являются также "песни" растений. К примеру, "Песня березы" приведенная в монографии С. Д.

               Мухоплевой "Якутские народные обрядовые песни". В этом тексте дух-хозяин березы сливается в одно целое с самим объектом, то есть плачет-жалуется сама береза:

"Мин эрэйдээх Үγнэр – үөскγγр

Үтγө сааhым ортотугар Ѳлөн эрдэҕим", - диэн

Ааттаhа сатаабыппын Аахсыбаккаэрэ Охторон тγhэрбитэ"

"А я бедная <береза>

В расцвете плодоносных прекрасных годов своих погибаю ведь", - говоря, упрашивала - умоляла, не считаясь со мной срубил меня <дровосек>

Со временем, береза (как и лиственница) стала почитаться не только как живая и имеющая душу, но и как растение, где живет дух-хозяйка земли, карающая за непочтительное к ней отношение. То, что это поверье было широко распространено, видно из того, что дух-хозяйка священного дерева, которая одновременно является духом- хозяйкой земли и данной местности - является постоянным персонажем многих олонхо. Кумысную посуду, сделанную из березы, особенно берегли. Чорон считался священным.

Чрезмерное уничтожение (умерщвление) и жестокое отношение ко всему живому: будь то рубка деревьев, сенокошение, истребление без сущей надобности зверей, побои скота и так далее, по понятиям якутов влекут за собой плохие последствия (сэт), возмездие в виде болезни и различных несчастий. Ибо тем самым человек вольно или невольно оскорбляет духов этих объектов. Например, хозяин тайги Баай Байанай при непомерном истреблении своих подопечных (зверей) "отворачивается" от охотника и лишает его своей благосклонности, удачи. Боясь кары духа, при возникновении хозяйственных потребностей в свежих стволах деревьев и перед сенокосом людипринимали предохраняющие меры в виде жертвоприношений. Столяры, если из одной березы получались три кубка для кумыса, самый красивый из них продырявливали и вешали на березу, чтобы мастера не настигло возмездие. Иногда "песни" растений или животных исполнял шаман для предотвращения "конфликта" между духом и человеком, который может завязаться из-за рубки деревьев.

У якутов существует особое божество женского пола Аан Алахчын Хотун – дух хозяйка Земли, она следит за ростом растений и деревьев, даёт приплод рогатого скота, в случае бесплодности супружеской пары может наделить ребенком. Селится (живёт) она обычно в старых могучих и красивых березах. По поверьям якутов, дети этого божества эрэкэ - дьэрэкэ в образе цветов и зеленой травы приходятночью в дом роженицы и записывают в книгу судеб предназначенную свыше судьбу младенцу. Духу-божеству Земли устраивали весной специальные приношения. Женщины изготовляли жертвенную

веревку – саламу из конского волоса и украсив разноцветными лоскутками, пучками конских волос, миниатюрными телячьими намордниками из бересты украшали ей старое дерево. Самая почтенная по возрасту женщина, совершала кропление кумысом дерева. Затем устраивали ритуальную трапезу. В обряде участвовали одни женщины.

1,4.Особенности березовой бересты как сырья для приготовления якутской жевательной резинки

Березовая древесина идет на химическую переработку. Из нее получают спирт, уксус, фурфурол и др. ценные соединения.

Из бересты добывают деготь и сажу. Деготь входит в состав мази Вишневского, применяемой как раздражающее средство, и мази Вилькинсона, используемой при лечении чесотки, чешуйчатого лишая и вшивости.

Своеобразный белый цвет коры березы объясняется наличием бетулина - белого порошкообразного вещества (Вечен ли лес…, 1999)

Березовый деготь обладает сильным антисептическим действием и применяется при лечении язв, сыпи, экземе, чешуйчатом лишае и других заболеваниях кожи (входит в состав мази Вишневского и мази Вилькинсона). Таблетки активированного березового угля «карболен» применяется как адсорбирующие средство при отправлении ядами и бактерийными токсинами (Макаров, 1989).

В состав эфирного масла березовых почек также входит бетулин, бетуленол, бетулиновая кислота, кариофиллен (Лекарственные растения Сибири, 1991). Поэтому березу по- латынски Карл Линней назвал бетулой.

В якутской народной медицине дегтем, перегоняемым из стебля, смазывали пораженные лишаем (экземой) части тела. Для получения дегтя черенки стебля сжигали с одного конца, к другому концу, из которого по каплям стекал деготь, подставляли холодный металлический предмет (обычно топор). Средства это считалось наиболее эффективным в холодное время года. Кроме того, отвар из почек и листьев пили при болезнях почек и мочевого пузыря, отвар из листьев, коры и сережек – при желудочно-кишечных заболеваниях. Аналогичное применение имели и другие виды березы. Сведений о применении кустарниковых берез в других народных медицинах найти не удалось. (А.А.Макаров Лекарственные растения Якутии 2002 году).

Березовый деготь содержит много фенолов, крезолы, толуол, бензол, смолу и др.Из древесины добывают метиловый спирт и уксус (Макаров, 1989)

Деготь, получаемый путем сухой перегонки древесины березы, входит в состав мазей. дегтярного масла , линиментов , идущих на лечение грибковых и паразитарных болезнях кожи, экземе, чешуйчатом лишае (Слепцова,1995).

 

Глава 2. Практическая часть,

2.1.  Методика исследования

Методы исследования:

·           Методика заготовки сырья

·           Беседа со старожилами села о значении березы

·           Знакомство с технологией приготовления жевательной резинки

·           Методика заготовки

·           Составление технологической карты

Методика заготовки сырья

Время заготовки бересты зависит от широты местности, характера погоды, конкретной точки произрастания, обычаев и других факторов. Если правильно определено время, кора режется с легким потрескиванием, края в местах разреза приподнимаются. У нас березовую кору заготавливают в июне, когда сокодвижение по дереву медленное, когда дерево наполняется силой. Далёко от села и дорог, в экологически чистой местности, Такое сырьё даст истинное здоровье.

Перед тем, как взять кору березы, нужно провести обязательный обряд прощения у природы. Если хотите взять у дерева её часть, нужно просить у дерева соизволения. Берите, пользуйтесь. Береста – это одежда дерева, снимать всю её нельзя, дерево будет болеть. С одного дерева нужно взять немного. Или с тех деревьев, которые приготовленные на вырубку. На березах, стоящих не на опушке, а в лесной чаще, выбирают ровные участки ствола без сучков, шрамов, всевозможных наростов. Острым ножом делают два поперечных надреза вокруг ствола, на глубину верхнего коркового слоя, которые затем соединяют одиночным долевым разрезом. Просунув под бересту тонкий, длинный деревянный клин, осторожно отделяют рубашку ствола. Можно просто концом ножа отделить край надрезанной бересты от нижнего слоя коры заболони, а затем осторожно справа налево руками снять (оторвать) ее от ствола. Нанесенная березе рана не загубит дерево, а лишь лишит его прежней красоты. Взамен ее на стволе появляется буро- коричневый пояс, который постепенно, с годами, зарастает новыми слоями бересты. Народы Севера для получения берестяных полотен, используемых в качестве кровли, подстилки, при изготовлении лодок, применяли специальный нож с длинной, почти метровой рукояткой. На выбранном дереве (толстом, ровном, без изъянов) делали продольные длинные, до полутора метров, надрезы и два коротких — кольцевых.

Снятые листы пластовой бересты, называемые «скало», хранят в прохладном помещении, сложив их попарно внутренними слоями друг к другу, и придавливают грузом во избежание скручивания.

         Беседа со старожилами села

По итогам наших бесед мы узнали, что многие старожилы знают о якутской жевательной резинке – ыас, но технологию её приготовления считают очень трудоемкой работой.

Моя бабушка, Соловьева Татьяна Макаровна, (ей 77 года) ветеран педагогического труда, народный мастер по шитью изделий из бересты, знает много о пользе березы и технологию варки жевательной резинкииз бересты. Она каждый год в середине июня ездит в березовую рощу, которая растёт далеко от нашего села, собирать березовую кору. При этом она бережно чтит традиции и проводит обряды – окропляет кумысом старую березу, просит у неё разрешения, задабривает Дух Аан Алахчын Хотун, «кормит» оладьями со сливочным маслом.

2.2.   Технологии приготовления варки жевательной резинки

По нашей просьбе бабушка нам показала технологию варки жевательной резинки из бересты со сметаной. Обычно жевательную резинку варят летом.

1.         С начала бересту расщепляют на тонкие, почти прозрачные полоски.

Прежде чем положить бересту в чугунный горшок надо её смазывать натуральными свежими сливками или сметаной. Тогда жевательная резинка получится мягкой, вкусной. Расщепленные полоски положить в горшок и варить на костре, постоянно перемешивая. Затем посуду плотно закрывают тяжелой крышкой до готовности. Должна простоять   примерно   час.   Всё это время   её периодически   помешивают,    чтобы она проваривалась в собственном соку и не подгорела.

Фото 2. Варка бересты         Фото 3. Якутская жевательная резинка - ыас

Вторая технология приготовления березовой жевательной резинки. Расщепленную бересту поместить в чугунную посуду и сжечь прямо в чугуне, береста плавится, в это время надо тщательно помешать бересту до однородной массы. После этой процедуры надо плотно закрыть крышкой. Затем на костре надо доваривать постоянно перемешивая. Таким образом,   у   нас   получается   черная   тягучая   масса   (деготь),   которая застывая, превращается в чудесную, приятно пахнущую жевательную резинку. После чего делим и раскатываем ее в шарики, заворачиваем в целлофановый мешок. Или из застывающего дегтя закручиваем прутик, чтобы, потом нарезать на ровные части. Домашняя жевательная резинка из бересты, в отличие от магазинной, многоразового пользования, хранить ее можно в стакане с водой, а если затвердеет, капля сливочного масла вернет прежнюю эластичность. Хороший дёготь полностью впитывается в кожу и не оставляет на ней пятен. В ходе всего бабушка разъясняла, в чем преимущество ыас перед другими жевательными резинками, которые продаются в магазинах, объясняла и показывала на примере, какие обряды надо выполнять в процессе сбора бересты, при разведениее огня (обращение к Духу Огня – Хатан Тэмиэрийэ), технику безопасности при работе с колюще-режущими орудиями. Ствол березы символизирует нашу бабушку, а две ветви, идущих от ствола – нас двоих, которые переняли от неё знания. Внуков у бабушки много, но именно мы вдвоем заинтересовались и занялись данной технологией. Длинная палка, изготовленная из дерева, дляразмешивания массы Пищевые перчатки

Мы пришли к выводу, что ыас пользуется большим спросом среди населения, поэтому есть перспектива расширения его производства. Для приготовления ыас нужно очень много времени и терпения, это очень трудоемкая и требующая четких по времени действий работа. Есть угроза нанесения вреда экологии, если поставить более широкое производство. Поэтому всё должно быть в меру, с учетом всех угроз.

2.3 Проведение социологического опроса «Знаете ли вы якутскую жевательную резинку – ыас?»

Результаты социологического опроса:

1.        «Как часто вы пользуетесь жевательной резинкой»? часто, только после еды; редко, подчеркнуть

2.          «С какой целью вы используете жевательную резинку?»    получить удовольствие, удалить остатки пищи ; нравится вкус; освежить дыхание.

3.        «Какую жевательную резинку предпочитаете?»

4.        «Знаете ли Вы о жевательную резинку из бересты»

5.        «Знаете ли Вы о технологии приготовления жевательную резинку из бересты в домашних условиях»

Из данных анкетирования можно сделать следующие выводы, что учащиеся довольно часто употребляют покупную жевательную резинку.

Результаты социологического опроса:

 

Из данных анкетирования можно сделать следующие выводы, что учащиеся довольно часто употребляют покупную жевательную резинкУ

Выводы

По итогам своей работы я пришел к следующим выводам:

1.         Для выяснения химического состава березовой коры (бересты) и ее влияния на организмы изучили ряд статей из разных научно-популярных книг. Особенно подробную информацию мы нашли в трудах известного ученого-ботаника Афанасия Акимовича Макарова «Лекарственные растения Якутии и перспективы их освоения» и «Биологически активные вещества в растениях Якутии».

2.         Под руководством бабушки Соловьевой Т.М. я узнал технологию традиционного приготовления жевательной резинки из бересты в домашних условиях, ознакомились с якутскими обрядами.

3.         По итогам проведения социологического опроса из 70 опрошенных 27,7% пользуются жевательной резиной, не осведомлены 80%, знают технологию приготовления жевательной резинки 7,1%.

4.         По традиционной технологии мы приготовили самую полезную и экологически чистую жевательную резинку «Туос ыас «Татыйаас». Из расщепленной бересты массой 1240 грамм получили 700 граммов жевательной резинки.

 

Приложение 1.

Технологическая карта приготовления жевательной резинки «Туос ыас «Татыйаас»

 

Последовательность приготовления

Фото

1.

Предварительно очищаем бересту от верхнего слоя белого цвета – берёсты (суба). Режем бересту на маленькие равные кусочки в форме прямоугольника.

 

2.

Расслаиваем      кусочки      бересты      на      тонкие пластиночки.

 

3.

Полученное сырье насыпаем в ведро. Общая масса 1240 грамм.

Наливаем туда    200 грамм    сливок и тщательно

перемешиваем с берестой.

 

4.

Разжигаем костер и ставим ведро на специальную кованую подставку над костром.

    

5.

Постоянно помешиваем смесь бересты со сливками длинной палкой. Через 20-30 минут береста в ведре загорится.

 

 

6.

Когда в ведре береста загорится, начинаем мешать быстро, чтобы горящие кусочки не слипались друг к другу.

 

 

7.

Через несколько минут из ведра пойдёт черный

дым. Тогда наливаем в ведро с горящей массой воду, тушим.

 

 

8.

Вынимаем полученную массу и быстро скатываем, пока масса еще теплая и податливая, в маленькие порционные шарики

 

 

 

 

9.

Выход жевательной резины – ыас: 700г

 

Приложение 2

Мы придумали логотип жевательной резинки.

Логотип (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος —   отпечаток) —   графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы. Логотипы широко применяются в качестве товарных знаков. Логотип — это фирменный знак, который люди ассоциируют с конкретным брендом.

Буква «Т» - начальная буква названия продукта, в виде могучей березы показывает, что наша жевательная резинка «Татыйаас» изготавливается из березовой бересты. Наверху буквы нарисован солнечный полукруг – символ жизни на земле, ведь, благодаря Солнцу на нашей Земле растут растения и есть жизнь. Снизу буквы обозначены поросли березы, как символ молодого поколения, которое перенимает традиции народа от старших. Продукт решили назвать «Татыйаас» в честь нашей бабушки Татьяны Макаровны Соловьевой, она нас научила исконно якутской технологии изготовления жевательной резины – ыас. Татыйаас – это якутская уменьшительно-ласкательная модификация имени Татьяна.

Наши логотипы выполнены на онлайн-конструкторе smashing.com и на мобильном приложении «Набросок», скачанном с ПлейМаркета.

 

Варианты эскизов описание

Фото логотипов

1 вариант эскиза

 

2 вариант эскиза

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7 Окончательный выбор варианта эскиза пал на №7

 

 

 

Список литературы

1.         Вечен ли лес на вечной мерзлоте. Как организовать общественный мониторинг в мерзлотной зоны: Пособие для руководителей школьных лесничеств и экологических объединений граждан / Под ред. П.А. Тимофеева, А.П. Исаева, Л.Г. Михалевой. – Якутск: Якутский госуниверситет им. М.К. Аммосова, 1999.

2.         Лекарственные растения Сибири для лечения сердечно - сосудистых заболеваний / Н.В. Ломоносова, В.М. Триль и др. - Новосибирск: Наука Сиб.отд-ние 1991-240 с.

3.         Макаров А.А. Биологически активные вещества в растениях Якутии. – Якутск: Якутский научный центр СО АН СССР, 1989. – 156с.

4.         Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии и перспективы их освоения- Новосибирск: Издательство СО РАН,2002-264 с.

5.         Павлова М.Е. Школьный гербарий: изготовление и хранение / М.Е. Павлова, И.В. Ягодовская – М.: Чистые пруды, 2006. 32с.

6.         Скрябин С.З.,   Караваев М.Н. Зеленый покров Якутии – Якутск: Кн. изд-во, 1991. 170с.

7.         Тимофеев П.А. Деревья и кустарники Якутии/П.А.Тимофеев. Отв.ред.канд.с.-х .наук А.П.Исаев. – Якутск: Бичик, 2003- 64 с.

8.         Храни в душе дыхание тайги!: к 75-летию Лен. Р-на и 50-летию алмазодобывающей промышленности Респ. Саха (Якутия) / [коллектив авт.Ф.Г. Яковлев и др.; науч. ред.: к.б.н. В.Н. Винокуров]; Департамент биол. Ресурсов МОП РС(Я) [и др.]. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005. – 104

Просмотров работы: 25