"Чудеса соленого теста"

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Чудеса соленого теста"

Леонардо-Сайс С.А. 1
1МБОУ"Средняя школа № 1 им. В. Н. Леонова"
Васильева А.В. 1
1МБОУ"Средняя школа № 1 им. В. Н. Леонова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я очень люблю лепить. Нравится делать фигурки животных, домики, людей и, особенно увлекают узоры, созданные живой природой.

Леплю, в основном, из обычного и легкого пластилина, экспериментирую, смешиваю цвета, добавляю разные компоненты.

Недавно решила попробовать для себя новый материал - солёное тесто.

И этот материал мне очень понравился. Он такой мягкий, нежный, пластичный. Можно лепить очень мелкие детали. Можно подкрашивать и украшать тесто, создавать сложные фигуры, а когда материал высыхает, то застывает и становится очень крепким.

Цель работы: Освоить материал - соленое тесто. Научиться лепить различные поделки, сушить их, а также попробовать создавать что-то новое и интересное, воодушевившись новыми возможностями.

Задачи исследования:

Понять, что же такое соленое тесто?

Изучить историю соленого теста; какие существуют рецепты приготовления; провести эксперименты; показать мастер-класс среди своих одноклассников

Основная часть

История соленого теста, как материала для поделок

Соленое тесто вызвало большой интерес у меня, и я решила провести исследование и изучить историю этого материала для лепки.

Так что же такое солёное тесто?

Всё просто. Это смесь муки, соли и воды с добавками! Но какие чудеса из него можно слепить. Практически, всё что угодно. От маленьких поделок, до крупных скульптур.

Немного из истории соленого теста

Очень-очень давно, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и выпекать их на раскаленных камнях. Потом, в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста.

В Германии и скандинавских странах мастерили такие сувениры из соленого теста, как венки, подковы, медальоны. Считалось, что дом, украшенный такими фигурками, обходят все неприятности.

В странах Восточной Европы из соленого теста лепили целые панно; причем не использовали краски, и картина имела цвет, характерный для выпечки.

В Китае большой популярностью пользуются куклы-марионетки, изготовление которых занимаются с XVII века. В далеком Эквадоре одним из самых популярных промыслов является тестопластика. Первые упоминания поделок из соленого теста, на Руси встречаются в летописях 12 века. Принято было дарить сувениры из теста. Дом, в котором всегда были хлеб да соль называли: "хлебосольный дом". Потому и традиция дарить такие фигурки получила название "хлебосол". Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизирующие приход весны, и косули, которых дарили самым близким людям на Новый год или Рождество, и голубей - олицетворение хорошего урожая, и баранки.

Можно с уверенностью сказать, что популярность соленого теста носит мировой характер.

В прошлом веке соленое тесто было забыто, и только недавно этот вид декоративно - прикладного искусства начал возрождаться и приобретать популярность.

У лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосол, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок используются только натуральные материалы. Они экологически чисты, что особенно актуально в наши дни. Да и сам материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает только положительные эмоции. Этот экологически чистый материал практически не пачкает руки, и с ним легко работать.

Рецепты слоеного теста для поделок

Соленое тесто - доступный и легкий в освоении материал, его мож­но хранить в холодильнике. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски или пигменты при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго. Единственное что, они боятся воды, влажности. Существует много различных составов соленого теста. Самое главное - найти такой состав, который подойдет для конкретной работы. Для лепки фигурок с мелкими деталями или для изготовления отпечатков. Процесс поиска лучшего рецепта теста был долгим и сложным. Не сразу удалось найти нужные пропорции и добавки для разных составов теста.

Соленое тесто для простых фигурок:

200 г соли

200 г муки

1 столовая ложка масла (подсолнечного)

Соленое тесто для тонкой работы:

200 г соли

200 г. муки

100 г крахмала

1 столовая ложка масла (подсолнечного)

Твердое соленое тесто для крупных работ:

400 г соли

200 г муки

1 столовая ложка масла (подсолнечного)

Клей ПВА

Сначала смешиваем муку с солью, потом добавляем холодную воду и замешиваем тесто. Масса должна быть достаточно упругой и не липнуть к рукам. И потом уже добавляется клей, масло растительное, крахмал, глицерин и другие добавки. Можно очень много экспериментировать с соленым тестом, сочетаниями компонентов, добавками, красителями, но, самое главное – достаточное количество соли. Именно этот ингредиент делает поделки долговечными и крепкими.

4. Сушка
Тесто сушить лучше всего на воздухе, но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая правила.
1. Духовка должна быть на минимальной температуре
2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки
3. Нагрев должен происходить постепенно. И вытаскивать уже остывшим.
4. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия

Изучив разные рецепты, я приступила к работе. Мне понравилась идея отпечатков листиков и разных растений. И я решила попробовать выполнить такую работу. Сделала тесто по классическому рецепту соль, мука и вода. Но по такому рецепту, отпечатки фактуры листа были недостаточно четкими. Тесто не сохраняло мелкие детали, которые были важны для задуманного результата. Эксперименты с составом массы были продолжены. В тесто добавлялись ингредиенты, менялись сочетания и, в итоге, был придуман и испытан рецепт, который дал нужный результат. В тесто было добавлено больше соли, немного растительного масла, клея ПВА и, перед тем как сделать отпечаток листа заготовка присыпалась мукой. Результат отличный! Четкий контур, видны все мельчайшие прожилочки! После того, как был получен хороший оттиск листа, можно было переходить к следующему этапу – сушке заготовки и росписи. Обычно так и делают. Но мне захотелось добиться более интересных результатов и, в качестве очередного эксперимента, я решила попробовать использовать акварельные краски прямо на влажном сыром тесте, до сушки.

Результат был удивительным! Когда набираешь воду кисточкой, разводишь краску и очень аккуратно, чуть-чуть прикасаясь к работе, начинаешь расписывать. Краска растекается, заполняет тоненькие прожилочки, и листик точно оживает. Непередаваемое ощущение.

Волшебство! Мокрая акварель очень красиво растекается, дает интересные эффекты! Сушила я сначала при комнатной температуре, а потом в духовке. После просушки получились такие интересные результаты!

Проведя за изготовлением поделок из соленого теста некоторое время, поэкспериментировав с составами, я решила провести мастер класс, где вместе со всеми одноклассниками попробовать создать из соленого теста новые работы. Идеей было сочетание природных материалов, красоты растений и пластики соленого теста. Подготовила материалы – листья, цветы, веточки и шишки, которые могли бы создать фактурный отпечаток на панно из теста. Тесто подготовила заранее. Сначала я показала ребятам, как подготовить, размять тесто для работы.

П отом сделала отпечаток листика и объяснила, как расписывать. Тут требовалась аккуратность и терпение! Ребята с удовольствием приступили к работе и очень увлеклись процессом. Также как и я удивлялись необычному эффекту “оживания” листиков. Всем очень понравилось делать отпечатки и расписывать свои работы. Мастер-класс прошел весело!

Заключение

В результате исследовательской работы мной были достигнуты все поставленные цели и задачи. Я узнала, что такое соленое тесто, познакомилась с историей возникновения этого искусства. Изучила разные рецепты приготовления теста и попробовала сама поэкспериментировать с составом. Освоила новую технику лепки и добилась новых интересных эффектов росписи по сырому тесту. Какое же волшебное это тесто!

Список литературы (источники информации):

1.  Н. М. Конышева  «Лепка в начальных классах»   Москва « Просвещение»  1985 г.

2.  Яковлев СТ., журнал «Сделай сам» (искусство инков), М, «Знание», апрель 1992г.

3.  Кискальт Т.И. «Солѐное тесто», М.Профиздат, 2002г. Ресурсыинтернетhttp://testoplastica.ru/ doshkolnik.info StranaMasterov.ru

Просмотров работы: 450