Народная кукла как хранитель семейных традиций и культурного наследия

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народная кукла как хранитель семейных традиций и культурного наследия

Коневич В.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 города Тюмени
Серёдкина Т.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе остро ощущается возрождение интереса к культуре русского народа. Культурное наследие выступает как важнейший элемент устойчивого развития. Поэтому сохранение культурных ценностей, традиций, обычаев становится особенно важным.

Русская народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Тряпичная кукла — самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В народном творчестве она служит средством связи поколений. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления.

Научная новизна исследования заключается в том, что предложена новая классификация русской народной тряпичной куклы систематизирована уникальная семейная коллекция и создан мини-музей, проведены авторские мероприятия.

Проблема исследования состоит в том, что интерес к народным куклам возрастает, но традиция их изготовления и навыки прикладного творчества слабо развиты.

Преемственность обеспечивается благодаря восстановлению и передаче национальных обычаев и традиций, которые должны передаваться из поколения в поколение. В нашей семье есть традиция изготовления русских народных кукол, я принимаю участие в их создании. У нас есть своя небольшая коллекция. Я решила изучить виды и значение народных кукол, технологию их изготовления, получить навыки проведения мероприятий по передаче своих знаний и умений, так как, поддерживая семейные традиции, мы сохраняем связь между поколениями. Ведь в нашем огромном многонациональном государстве важно сохранять уникальные народные традиции, искусства и ремесла.

Цель: исследовать особенности русской народной тряпичной куклы.

Задачи:

-познакомиться с историей возникновения кукол на Руси, выяснить, какую роль выполняли  разные куклы, разработать подробную классификацию;

-исследовать на практике особенности народных кукол и традиционные технологии их изготовления;

-изготовить несколько экспонатов своими руками;

- систематизировать и оформить семейную коллекцию «Куклы из бабушкиного сундучка»;

- создать совместно с учащимися МАОУ СОШ № 65 города Тюмени мини-музей народной куклы;

- провести анкетирование, посвященное изучению интереса к народной кукле;

-провести экскурсии по коллекции и мастер-классы по изготовлению кукол;

-обобщить полученные данные, сделать вывод.

Объект исследования: русская народная тряпичная кукла.

Предмет исследования: процесс изготовления кукол.

Гипотезы исследования:

1. Предположим, что искусство создания традиционных народных тряпичных кукол интересно моим сверстникам.

2. Предположим, что теоретическая информация и мастер-классы повысят осведомленность и интерес учащихся к народной кукле.

Теоретический материал по теме описывают Ю.О. Моргуновская, Е. Берестнева, Н. Догаева, О.А. Тарасова, Г.Л. Дайн. Проблемой возрождения изготовления народных кукол, описанием их особенностей и технологий изготовления занимались Ю.О. Моргуновская, Т. Денисова, Е. Берестнева, Г.Л. Дайн и др.

Изучение работ авторов научной литературы в данной области и публикаций ремесленников позволило разработать обширную классификацию народной тряпичной куклы, технологические карты по созданию кукол.

Характеристика личного вклада в решение избранной темы: обобщены представления исследователей и мастеров о народной тряпичной кукле, ее значении, изучены основные технологии ее изготовления, оформлена семейная коллекция, проведены мастер-классы по изученным и отработанным в данном исследовании технологиям.

Методы исследования:

-анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;

- классификация народных кукол;

- анкетирование учащихся МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени;

- практическое изготовление экспонатов;

- конструкторско-технологическое создание коллекции;

- мастер-классы по созданию народной куклы;

- экспертные методы.

-анализ результатов, обобщение.

Этапы работы:

Теоретический: сбор и анализ информации по представленной теме.

Практико-ориентированный: работа над семейной коллекцией, проведение входящего анкетирования и анализ данных, проведение экскурсий и мастер-классов, проведение контрольного анкетирования.

Обобщающий: анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Глава 1. Теоретические основы изучения народной тряпичной куклы

1.1. Понятие народная кукла, ее особенности

Обратимся к энциклопедическим источникам для определения слова «кукла». В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется несколько значений этого слова: «кукла – 1. детская игрушка в виде фигурки человека. 2.в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. фигура, воспроизводящая человека в полный рост» [11, с.13].  

В.И. Даль характеризует куклу, как «игрушку, сделанную из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой [6, с.3]. Исследователи указывают, что русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие, представленное в виде тряпичной фигурки. Народная кукла применялась для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли - берегиня или оберег [1, с.18]. 

Теоретический и практический материал по теме описывают Ю.О. Моргуновская, Е. Берестнева, Н. Догаева, О.А. Тарасова, Г.Л. Дайн. Проанализировав пособия данных авторов можно выделить отличительные особенности народной куклы:

Лицо: в большинстве случаев кукол оставляют безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и никогда не причинит вред человеку. В конце 19 века кукла обретает лицо [2, с. 22]. В основном его рисовали угольком или вышивали. Это было связано с тем, что кукла стала терять мистическую роль и использоваться более как игрушка.

Шитье: одежду можно частично сшивать или наносить на нее вышивку (желательно — тоже обережную).

Красная нить: работать нужно только красной ниткой.

Крой: ткани по правилам нужно не резать, а рвать.

Обережный крест: делается на груди почти любой куклы путем перекрещивания красной нити. Обмотка тела, рук или ног при необходимости тоже делается крестообразно.

Сроки: куклу нужно мастерить в один прием, так как считается, что повторение отсекает то, что было заложено в первый раз.

Ткани: должны быть только натуральными – ситец, бязь. Часто кукольная одежда передавала особенности национальных костюмов.

1.2. История возникновения народной куклы, ее значение

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Но кукла – это не только детская игрушка, а еще и богатое культурное наследие. В старину кукла отождествлялась с человеком, была его образом и символом. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие [2, с. 7].

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым, имея при этом глубокий смысл. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать [4].

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

На некоторых лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое [7].

Таким образом, значение народной тряпичной куклы велико, что отмечают многие исследователи данной темы. Тряпичная самоделка стала предметом научного интереса известного российского ученого Е.А. Покровского (1834–1895). В своих трудах он пишет о русской тряпичной кукле: «Чаще всего кукла изображает собою мать, окруженную детьми, попечение о которых возлагается на нее, вследствие чего последняя то укладывает своих детей спать, то кормит их, то забавляет, то утешает в случае их горя. В этом последнем случае, немало содействуя доброму направлению ума и фантазии ребенка, характера и практической деятельности в будущем, вместе с тем немало содействуют развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с куклами нередко много говорят, поют, и, наконец, что еще драгоценнее, мало-помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых, семейно-нравственных понятий и правил, очевидно заслуживают полного одобрения и поощрения» [9, с. 169]. В одной из последних научных работ исследователь народной тряпичной куклы Г.Л. Дайн оценивает ее как игрушку «с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну» [2; с. 8].

В ходе работы были изучены экспонаты Российского этнографического музея. Анализируя информацию, представленную в нем, можно сделать вывод, что народная кукла использовалась по-разному: в детской игре, в ритуальных практиках, в постановках фольклорного театра. Этническая обусловленность куклы неоспорима, каждый народ создавал её по своему.

1.3. Виды русских народных тряпичных кукол

В русских крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы по технологии изготовления:   свернутые (скрутки), т. е. сделанные без шитья иголкой,  шитые.

По принципу изготовления куклы делят на: куватки, узелковые, кубышки, крестушки, зернушки, стригушки, столбушки [8, с.10].

Народные куклы различаются по материалу изготовления. Их можно изготовить из самого разного материала: из лыка, соломы, бересты, льна, глины и т.д. [5, с. 16].

По размеру куклы бывают: пальчиковые, ладонные, локтевые. У наших предков не было такого понятия, как стандартные размеры для кукол. Использовались «живые размеры» - реальные размеры пальца, ладони и локтя, и у каждого своя мера [2, с.18].

Самая распространенная классификация народных кукол в изученной литературе - по назначению. Куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

1. Куклы – обереги. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

2. Игровые куклы. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые.

3. Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение [10].

Обрядовые текстильные куклы также имеют свою классификацию:

по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);

по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).

по функциям: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую.

В приложении 1 представлена классификация народных кукол по различным основаниям.

Вывод: в теоретической части было рассмотрено определения понятия кукла и народная кукла с позиции разных авторов. Анализ литературы позволил выделить отличительные особенности народной куклы, правила, которые ложатся в основу технологии ее изготовления. Рассмотрены истоки создания народной тряпичной куклы, были краткая история возникновения народной куклы и ее значение. Произведена обширная классификация русской народной тряпичной куклы по различным основаниям: по технологии изготовления, обрядам функциям, назначению.

Глава 2. Практическая работа по исследованию народных кукол

2.1. Изучение интереса к народной кукле у сверстников

Во время написания исследовательской работы я посетила выставки тюменских мастеров, мастер-классы мастеров-ремесленников по изготовлению народных кукол. В нашей семейной коллекции около 50 видов кукол. С ними мы участвуем в различных мероприятиях, ярмарках, выставках, проводим мастер-классы. Во время написания работы подробно изучено назначение каждой куклы, технология изготовления, произведено описание экспонатов согласно классификации, представленной в теоретической части, оформлен сундучок, подставки, этикетки для кукол, а также изготовлено несколько кукол: Зайчик на пальчик, Птичка, Екатерина Санница, Веснянка, Пеленашка, Отдарок-на- подарок, Зернушка, Богач, Купавка, Кукла на ложке, Спиродон Солнцеворот, Коляда и др. (Приложение 2). С коллекцией народных кукол, изготовленных во время работы над исследованием я приняла участие во многих конкурсах. Таким образом, была систематизирована и оформлена семейная коллекция «Куклы из бабушкиного сундучка», сделаны этикетки для каждой куклы, деревянные подставки, сундучок для хранения, брошюры по особенностям некоторых кукол, составлен буклет с загадками о видах народных кукол.

На основании изученных материалов для определения интереса к народной кукле была разработана анкета № 1, представленная в приложении 3.

Цель входящего анкетирования: проанализировать интерес к народной кукле у моих сверстников. Анкетирование учащихся проводилось на базе МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени, пребывающих в летнем лагере в июне 2022 года. Были задействованы 106 человек. Сводные данные представлены в приложении 4 в таблице и в виде диаграмм.

На первый вопрос «Знаешь ли ты, что такое кукла?» почти все ребята (98%) ответили положительно, тогда как на второй вопрос «Знаешь ли ты, что такое народная кукла?» положительно ответили половина ребят класса: 50% - знают, 50% - нет.

При этом на третий вопрос «Предположи, что народная кукла – это» верно «старинная кукла у разных народов, передающая представление об устройстве мира в виде тряпичной фигурки», ответили только 50%. Некоторые думают, что это известная всем, популярная кукла – 30%, современная кукла какой-нибудь страны – 20 %.

Проанализировав ответы на четвертый вопрос, можно сделать вывод, что большинству ребят – 89% интересно подробнее узнать о народных куклах, лишь только 11 % отметили, что им неинтересна эта тема.

Несмотря на предыдущие уверенные ответы, в пятом вопросе получаем данные о том, что большинство ребят – 95 % никогда не занимались изготовлением народной куклы. Однако 5% отметили, что делали народную куклу.

В ответах на шестой вопрос большинство опрошенных проявили желание научиться делать куклу- оберег – 91 %, 9% отметили, что не хотят научиться делать куклу-оберег.

Вывод: гипотеза о том, что искусство создания традиционных народных тряпичных кукол интересно моим сверстникам, подтвердилась. Также можно сделать вывод: знаний по этой теме и навыков изготовления народных кукол у ребят недостаточно. Но подавляющее большинство опрошенных детей желают научиться элементам традиционного мастерства изготовления народных кукол.

2.2. Проведение практических мероприятий по ознакомлению с семейной коллекцией и изготовлению народных кукол

Во время написания исследовательской работы я посетила выставки наших тюменских мастеров: Святослава Шитова и Ирины Огородниковой в библиотеке № 16 г. Тюмени, выставку «Кукольные истории» в Голышмановском краеведческом музее, подготовленную инициативной группой «Кладовая народных традиций». Также посетила мастер-классы мастеров-ремесленников по изготовлению народных кукол Благодать, Кукла-колечко, Солнечный конь, Баба-Яга, На счастье, Желанница. Были изучены экспонаты Российского этнографического музея. Анализируя информацию, представленную в нем, можно сделать вывод, что народная кукла использовалась по-разному: в детской игре, как средство воспитания, в ритуальных практиках, как культовый атрибут, а в постановках фольклорного театра, как персонаж театрализованного действа. Этническая обусловленность куклы неоспорима, поскольку каждый народ создавал её по своему образу и подобию.

Анкетирование учащихся показало, что большинство ребят не знают особенности тряпичных кукол, не делали их, но эта тема им интересна. Поэтому были проведены экскурсии по ознакомлению с нашей семейной коллекцией «Народные куклы из бабушкиного сундучка» и мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол.

Цель практических мероприятий: повысить интерес сверстников к русским народным куклам, расширить знания в этой области и практические навыки изготовления.

На мастер-классах были представлены технологии изготовления народных кукол, изученные в теоретической части, практически освоенные при создании семейной коллекции.

В результате проведенного комплекса мастер-классов на июньской смене 2022 г. в летнем оздоровительном лагере МАОУ СОШ № 65 города Тюмени был создан мини-музей народной куклы: в который вошли восемнадцать кукол, для каждой из которых была разработана этикетка, заполнен паспорт музейного экспоната. Он дополнил музейную экспозицию «Тюменская старина» в нашей школе, были проведены экскурсии для отрядов, не участвовавших в изготовлении (фото в приложении 5).

Материалы, изученные и разработанные в ходе написания работы были использованы для проведения экскурсии по семейной коллекции и мастер – класса по изготовлению куклы-оберега «Отдарок-на-подарок» для учащихся 3«К» класса в декабре 2022 года (фото в приложении 6). Тряпичная кукла «Отдарок-на-подарок» появилась, благодаря древнему русскому обычаю «отдариваться». То есть дарить что-то в ответ на подарок. Было даже присловие «Все подарочки любят отдарочки». Предполагают, что кукла «Отдарок-на-подарок» была одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на Руси. Делать эту куколку ребёнка учила бабушка. И первую куколку малыш мастерил для родителей, тем самым сызмальства приучаясь быть благодарным, за то, что они растят его и заботятся о нём [3, с. 16]. Девочки делали такую куколку не раз и не два. А последнюю куклу «Отдарок- на- подарок» мастерили уже девушки перед замужеством – для свёкра и свекрови [10].

С ребятами 3 «К» класса и их мамами также был проведен семейный мастер-класс по изготовлению куклы «зайчик на пальчик» ко Дню Матери в ноябре 2022 года.

Также были проведены мастер-классы по изготовлению народных кукол «Зайчик на пальчик» на областном Шарохинском фестивале в июне 2022 г. и куклы «Стригушки» на Медовой ярмарке в августе 2022 г. (фото в приложении 7). С коллекцией народных кукол, изготовленных во время работы над исследованием, заняла первое место во всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Солнечный свет», второе место в областном фестивале национальных культур «Карусель дружбы», третье место в областном конкурсе «Мир. Человек. Мечта» и областном конкурсе «Символы региона, приняла участие в областном Шарохинском фестивале, в он-лайн проекте «Масленки», в конкурсе «Создай экспонат для Эрмитажа».

Вывод: ребята заинтересованно участвовали в проведенных мероприятиях, с удовольствием слушали экскурсию, отгадывали загадки, выполняли работу по изготовлению народной куклы.

2.3. Анализ осведомленности и интереса сверстников к народной кукле

После проведенного комплекса мероприятий, было проведено контрольное анкетирование. Анкета № 2 представлена в приложении 3.

Цель контрольного анкетирования: проанализировать осведомленность и интерес учащихся к народной кукле. Анкетирование учащихся проводилось на базе МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени, пребывающих в летнем лагере в июне 2022 года. Были опрошены, задействованные в мастер-классах, 106 человек. Сводные данные представлены в приложении 8 в таблице и в виде диаграмм.

На первый вопрос «Знаешь ли ты, что такое кукла?» все ребята (100 %) ответили положительно. При проведении входящего анкетирования, были отрицательные ответы. На второй вопрос «Знаешь ли ты, что такое народная кукла?» положительно ответили 92% респондентов. При этом на третий вопрос «Предположи, что народная кукла – это» верно «старинная кукла у разных народов, передающая представление об устройстве мира в виде тряпичной фигурки», ответили только 86%. С другой стороны, остались ребята, которые думают, что это известная всем, популярная кукла – 13%, современная кукла какой-нибудь страны – 1 %. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что экскурсии и мастер-классы расширили знания ребят о народных куклах. Проанализировав ответы на четвертый вопрос, можно сделать вывод, что большинство ребят – 94% оценили экскурсию, как интересную, лишь 6 % отметили, что им неинтересна экскурсия. При этом в пятом вопросе получаем данные о том, что большинству ребят – 96 % понравилось заниматься изготовлением народной куклы. Однако 4% отметили, что не понравилось. В ответах на шестой вопрос большинство опрошенных проявили желание продолжить изучать эту тему и поучаствовать в мастер-классах по изготовлению народных кукол – 93 %, 7% отметили, что не хотят заниматься данной темой.

Вывод: используя оформленную семейную коллекцию, теоретические знания, полученные в ходе написания работы, технологические карты, составленные в практической части, были проведены экскурсии и мастер-классы. Участники были заинтересованы в проведенных мероприятиях, с удовольствием послушали экскурсию, отгадывали загадки о народных куклах, каждый самостоятельно изготавливал куклу. Это позволило повысить интерес ребят к культуре русского народа, получить новые знания и практические навыки. Гипотеза о том, что теоретическая информация и мастер-классы повысят осведомленность и интерес учащихся к народной кукле подтвердилась.

Заключение

В ходе исследования были систематизированы знания и информация о народной тряпичной кукле. В теоретической части было рассмотрено определение понятий кукла и народная кукла с позиции разных авторов. Анализ литературы позволил выделить отличительные особенности народной куклы, правила, которые ложатся в основу технологии ее изготовления. Были рассмотрены истоки создания народной тряпичной куклы, краткая история возникновения народной куклы и ее значение. Были изучены основные технологии ее изготовления. Также была произведена классификация русской народной тряпичной куклы по различным основаниям: по назначению, материалу изготовления, технологии изготовления, принципу изготовления.

В практической части была систематизирована и оформлена семейная коллекция «Народные куклы из бабушкиного сундучка». Во время написания работы подробно изучено назначение каждой куклы, технология изготовления, произведено описание экспонатов согласно классификации, представленной в теоретической части, оформлен сундучок, подставки, этикетки для кукол, брошюры по особенностям некоторых кукол, составлен буклет с загадками о видах народных кукол, а также изготовлено несколько кукол, получены дополнительные навыки прикладного творчества.

Во время написания исследовательской работы я посетила выставки наших тюменских мастеров, мастер-классы мастеров-ремесленников по изготовлению народных кукол, участвовала в областных и муниципальных мероприятиях с выставками своих работ и мастер-классами.

На основании изученных материалов для определения интереса к народной кукле было проведено входящее анкетирование учащихся на базе МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени, пребывающих в летнем лагере в июне 2022 года. Были задействованы 106 человек. Анализ анкет показал, что большинство ребят не знают особенности тряпичных кукол, не делали их, но эта тема интересна. Поэтому были проведены экскурсии по ознакомлению с семейной коллекцией «Народные куклы из бабушкиного сундучка» и мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол, из которых был создан мини-музей народной куклы. Теоретическая информация, материалы, изученные и разработанные в ходе написания работы и оформленная семейная коллекция «Народные куклы из бабушкиного сундучка» были использованы для проведения экскурсии и мастер – классов по изготовлению куклы-оберега «Отдарок-на-подарок» и «Зайчик на пальчик» для учащихся 3 «К» класса. Были проведены мастер-классы по изготовлению народных кукол «Зайчик на пальчик» на областном Шарохинском фестивале и куклы «Стригушки» на Медовой ярмарке. Участники были заинтересованы в проведенных мероприятиях, с удовольствием послушали экскурсию, отгадывали загадки о народных куклах, каждый самостоятельно изготавливал куклу. Это позволило повысить интерес ребят к культуре русского народа, получить новые знания и практические навыки, что подтвердило контрольное анкетирование участников.

Можно сделать вывод о том, что гипотезы подтвердились: искусство создания традиционных народных тряпичных кукол интересно моим сверстникам, теоретическая информация и мастер-классы повысили осведомленность и интерес учащихся к народной кукле. Цель работы достигнута. Все поставленные в ходе исследования задачи реализованы.

В будущем я планирую продолжить исследование данной темы: углубить знания в истории создания народных кукол, освоить новые технологии, создавать новые технологические карты, пополнять семейную коллекцию новыми экспонатами, в том числе народными куклами других национальностей (хантыйские куклы уже пополнили нашу коллекцию), проводить выставки своих работ, мастер-классы для детей Хочу познакомиться с мастерами-ремесленниками. Также планирую посетить музеи, в которых представлены народные куклы. Значимость моей исследовательской работы в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов образовательных учреждений, для проведения мастер-классов, выставок, экскурсий, для обогащения предметно-развивающей среды.

Список литературы

Головачёва, Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги / Ф.М. Головачева. – Калуга: Классика полиграфии, 2003. – 39 с.

Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г. Дайн, М. Дайн. – Москва: культура и традиции, 2007. – 121 с.

Денисова, Т. Народные куклы-обереги / Т. Денисова. – СПб.: Питер, 2016. – 64 с.

История возникновения народной куклы / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poisk--ru-ru.turbopages.org/poisk-ru.ru/s/s10562t5.html - (Дата обращения: 26.11.2022).

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. – Издательство: Паритет, 2008. – 256 с.

Лукина, А.Г. Как сделать оберег/ А.Г. Лукина // Народное творчество. – 2008. – №3. – С. 3-5.     

Мастер, Ю.А. Народные куклы: виды, история / Ю.А. Мастер / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/304535/narodnyie-kuklyi-vidyi-istoriya-russkaya-narodnaya-kukla - (Дата обращения: 26.11.2022).

Моргуновская, Ю.О. Славянские обережные куклы: пошаговые мастер-классы для начинающих / Ю. Моргуновская. – Москва: Эксмо, 2015. – 64 с.

Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е.А. Покровский. – Изд.: В. Секачев, 2017. – 374 с.

Теликова, О.И. История тряпичной куклы «Отдарок-на-подарок» и мастер-класс ее изготовления / О.И. Теликова / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/istorija-trjapichnoi-kukly-otdarok-na-podarok-i-master-klas-e-izgotovlenija.html - (Дата обращения: 26.11.2022).

Шептуля, А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом / А.Э. Шептуля. – М.: Эксмо, 2007. – 289 с. 

Приложение 1

Таблица 1

Классификация народной тряпичной куклы по различным основаниям

Таблица 2

Классификация обрядовых народных кукол

Приложение 2

Фото подготовительной работы по систематизации и оформлению семейной коллекции «Народные куклы из бабушкиного сундучка»

Приложение 3

Приложение 4

Анализ первичного анкетирования учащихся МАОУ СОШ № 65,

июнь 2022

№ вопроса

Ответы респондентов, кол-во человек

1

да

нет

104

2

2

да

нет

53

53

3

А

Б

В

32

53

21

4

да

нет

94

12

5

да

нет

5

101

6

да

нет

96

10

Рисунок 1 - Ответы респондентов на 1 вопрос: «Знаешь ли ты, что такое кукла?»

Рисунок 2 - Ответы респондентов на 2 вопрос: «Знаешь ли ты, что такое народная кукла?»

Рисунок 3 - Ответы респондентов на 3 вопрос: «Предположи, что народная кукла - это?»

Рисунок 4 - Ответы респондентов на 4 вопрос: «Интересно ли тебе подробнее узнать о народных куклах»

Рисунок 5 - Ответы респондентов на 5 вопрос: «Делал ли ты когда-нибудь народную куклу?»

Рисунок 6 - Ответы респондентов на 6 вопрос: «Хочешь ли ты научиться делать куклу-оберег?»

Приложение 5

Фото с экскурсии по ознакомлению с семейной коллекцией «Народные куклы из бабушкиного сундучка», мастер-классов по изготовлению народных кукол и созданию мини-музея в летнем лагере МАОУ СОШ № 65

Приложение 6

Фото с экскурсии по ознакомлению с семейной коллекцией «Народные куклы из бабушкиного сундучка» и мастер-класса по изготовлению куклы-оберега «Отдарок –на- подарок»

Приложение 7

Фото с мастер-классов по изготовлению народных кукол на Областном Шарохинском фестивале народного творчества и Медовой ярмарке

Приложение 8

Анализ повторного анкетирования учащихся МАОУ СОШ № 65,

июнь 2022

№ вопроса

Ответы респондентов, кол-во человек

1

да

нет

106

0

2

да

нет

98

8

3

А

Б

В

14

91

1

4

да

нет

100

6

5

да

нет

102

4

6

да

нет

99

7

Рисунок 1 - Ответы респондентов на 1 вопрос: «Знаешь ли ты, что такое кукла?»

Рисунок 2 - Ответы респондентов на 2 вопрос: «Знаешь ли ты, что такое народная кукла?»

Рисунок 3 - Ответы респондентов на 3 вопрос: «Предположи, что народная кукла - это?»

Рисунок 4 - Ответы респондентов на 4 вопрос: «Экскурсия о народных куклах была для тебя интересной?»

Рисунок 5 - Ответы респондентов на 5 вопрос: «Понравилось ли тебе делать народную куклу?»

Рисунок 6 - Ответы респондентов на 6 вопрос: «Хотелось бы тебе продолжить изучать эту тему и поучаствовать в мастер-классах по изготовлению народных кукол?»

Просмотров работы: 900