Фантазии из глины

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фантазии из глины

Потёмкина В.И. 1
1МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги
Суслова Е.Э. 1
1МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемная ситуация

 

Скоро праздники и я не знаю, что подарить друзьям и родным. Мне хочется подарить что-нибудь необычное, чего не купишь в магазине. Я умею лепить из глины: делать посуду, игрушки, изразцы. Может быть, подарить всем глиняные поделки, сделанные своими руками? Они будут сделаны с душой и приятно радовать моих родных и друзей.

Актуальность в том, что забываются древние обычаи и традиции нашей Родины. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина – экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожжённые на огне, долго хранятся, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.

Цель — разработать и изготовить глиняные подарки к праздникам моим друзьям и родным, познакомиться с техникой изготовления предметов из глины.

Задачи:

Изучить глину как материал. Выяснить особенности  глины, которые важны для лепки.

Совершенствоваться в способах лепки из глины.

Узнать больше нового и интересного о глине и поделках из неё.

Получить и доставить удовольствие своим близким.

Выбор и обоснование темы проекта

В современном мире использование глины не только не уменьшилось, а стало ещё более широким. Ведь из глины строят, лепят, её используют в медицине для лечения многих заболеваний, так же в косметологии и т.д.

Вы помните, в Библии говорится, что, первый человек был создан Богом из глины. Так уж повелось, что история человечества тесно связана с этим удивительным природным материалом. Начав создавать из глины первые корявые статуэтки, человек перевернул страницу истории. Он стал творцом.

В древности женщины, овладев техникой плетения корзин, стали покрывать их глиной. Результаты оказались успешными: глины высыхала и становилась тверже. Позже, благодаря случаю, появилась техника обжига: возможно, корзина была оставлена около огня, и глина, высохнув, приобрела качества, позволяющие хранить жидкость. С этого момента использование глины вошло в быт: из глины стали делать первые сосуды, которые использовались в основном для хранения и приготовления пищи.

Игрушка из глины, так же известная с давних времен, стала одним из видов народного творчества. Глиняные зверушки и фигурки людей служат игрушкой детям, а иногда просто украшением интерьера. Они просты и всегда несут в себе частичку души мастера.

В последнее десятилетие лепка из глины стала занимать одно из ведущих мест в направлениях развития детского творчества. Эта популярность заслужена глиной не случайно! Лепка не только очень увлекательное занятие, развивающее творческие способности, но и деятельность, позволяющая развивать мелкую моторику рук, фантазию и пространственное мышление ребёнка.

Выбор лучшей идеи

Решение: я решила сделать игрушки, потому что праздники – это всегда сказочно весело, они приносят надежду, радость, загадку. А игрушки, сделанные своими руками – это то, что надо для праздничного настроения.

Глина – …

Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и пластичная при увлажнении.

Глина – это замечательный дар природы. Из глины лепят, строят, ею лечат. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. На её цвет влияют добавки других минералов.

Россия всегда славилась гончарами. Из их мастерских выходили кринки, кувшины, рукомойники и др. Когда-то в стране насчитывалось свыше 200 гончарных промыслов, но почти все они не дожили и до середины 20-х годов ХХ века. И это, в каком-то смысле трагедия для России. И не только потому, что гончарные мастерские производили четвертую часть всей керамической продукции, но и потому, что были прерваны гончарные традиции. А традиции это не что иное, как черты характера народа.

Материал для лепки и инструменты

Глину, добытую в природе, необходимо специально подготовить перед началом занятий, этот процесс длительный и трудоёмкий. Я воспользовалась покупной готовой глиной (рис.1). Для лепки понадобились специальные инструменты – стеки (рис.2). Стеком так же, как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая. Основное назначение этих инструментов - проработка мелких деталей и удаление лишней глины.

(рис.1) (рис.2)

5. Правила при работе с глиной

Правило первое – подготовить себе рабочее место. Надо взять клеёнку, чтобы не испортить стол. Баночку с водой (она пригодится для смачивания или заглаживания глины). И надо сделать так, чтобы ничего не мешало.

Второе правило - надо быть готовым испачкаться, поэтому нужно надеть фартук и закатать рукава. Тогда вероятность испачкаться будет меньше.

Третье правило – если глина липнет к пальцам – она слишком влажная и ее надо помять в руках. А если появляются трещины – она слишком сухая, и нужно добавить в неё чуть-чуть воды (слишком много нельзя).

Правило четвертое – из куска глины нужно, по возможности, удалить пузырьки воздуха, Удаляют их путем разминания куска в руках.

Правило пятое - работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны фигуры, поможет более органично все связать в единое целое.

6.Способы лепки

Конструктивный способ - наиболее простой способ лепки: предмет составляют из отдельных частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.

Пластический способлепка предмета из целого куска, приём более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Например, для лепки груши - это шар, для гуся, курицы - овал (яйцевидная форма), для белки - толстый валик, согнутый в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Все время следует проверять и уточнять правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.

Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеприведённых способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя, голову, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно. В процессе лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы приемы оттягивания и прищипывания глины, когда от общей массы глины пальцами захватывают небольшую ее часть и вытягивают до необходимого размера.

Но это только 3 способа, а их ещё очень много.

7. Сушка и обжиг

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину.

Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12% (чем пластичнее глина, тем больше ее усадка). Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется.

Хорошая среда — это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой мы размещаем изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течение двух недель.

Перед самым обжигом подсушенные изделия можно еще дополнительно просушить в духовке или печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет обрабатывать изделие и при необходимости окончательно зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить образовавшуюся глиняную пыль широкой кистью или щеткой. Когда изделие полностью просохнет, его можно обжечь в муфельной или русской печи при температуре от 750 до 1200 градусов.

8. Роспись изделий

Для росписи изделий можно использовать обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. В отличие от керамических красок, у которых цвет проявляется только после обжига, масляная краска не изменяет своей окраски как во время росписи, так и после нее. Но из посуды покрашенной масляной краской нельзя есть, а керамическая краска (например, глазурь) даёт такую возможность. Современные мастера нередко наряду с масляными красками применяют нитрокраски, которые не только быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную глазурь. Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.

Можно использовать гуашь или акриловые краски (ими расписывать удобно в домашних условиях)

9.Расчёт денежных затрат

Материал

Количество

Цена

Глина для лепки

1 упаковка (мешок)

149 руб.

Гуашь

1 упаковка

76 руб.

Керамическая глазурь

2 штуки

240 руб.

10.Выставка моих работ

Вклассеяпровелаанкетирование.Оказалось,что14человекиз 25любятлепить,нотолько5 человекзанимаютсялепкойв свободное время.Средиматериаловлепкимоиодноклассники,восновном,называлипластилини тесто. То, чему научились на уроках технологии в школе. И только8ребят знают,чтотакое полимерная глина.

Результатысвоейработыяпродемонстрировалаодноклассникам.Ребятазаинтересовалисьмоими работами,задавалимножествовопросовпотехнологии изготовления.

11. Вывод

Поставленныецельизадачипроектабылидостигнуты.Впроцессесбораиизученияинформацииизразличныхисточников,я пополнила свои знания о глине и изделиях из неё. Ясмоглаприменитьужеизвестныемнеприемылепкиитехникуплетения.Втожевремяприобреланавыкисамостоятельнойработы в изготовлении поделок из глины. С помощью взрослых подготовила экономическое обоснование, провела расчёт денежных затрат на свои изделия.

Провела анкетирование среди одноклассников и проанализировала её результаты. Продемонстрировала свои работы в классе на уроке технологии. И, наконец, сделала своими руками красивые и оригинальные подарки, которые подарю своим друзьям и родным. Получила удовольствие и научилась чему-то новому.

Детям заниматься лепкой очень интересно. Это развивает творческие способности и приучает их к труду, к усердию, делает их терпеливыми.

Во время работы над проектом я подумала, чтолепкаизглиныникогонеоставитравнодушным,июныезатейникиизатейницызахотятсделатьчто-нибудьподобное.

Источники

http://www.patlah.ru – Энциклопедия Технологий и Методик

http://stranamasterov.ru – Страна Мастеров

https://www.leonardo-master.com/?page=23 – Мастерская керамики.

https://gruntovozov.ru/chasto-zadavayemiye-voprosy/vidyi-gruntov/sostav-i-vidyi-glinyi/ -Состав и виды глины – какая бывает глина

Просмотров работы: 435