Играют ли дети в русские обрядовые куклы? Кукла – мартиничка

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Играют ли дети в русские обрядовые куклы? Кукла – мартиничка

Новикова П.С. 1
1МБОУ "СШ № 12"
Неверова Г.В. 1Тазетдинова Г.З. 1
1МБОУ "СШ№12"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У меня есть увлечение – игра «Тока Бока». Это современная игра. Я очень люблю вырезать из бумаги разных куколок, обклеивать их скотчем для прочности и вырезать для них одежду, предметы быта, еду. У меня целая тетрадь мира моей куклы. Она там живет, одевается, радуется. В этом мне помогает мама. И тут я задалась вопросом: а как же играли дети в прошлом? И в какие куклы? И, вообще, что современные дети знают об обрядовых куклах?

Люди всегда вели наблюдение за миром и явлениями природы, это созерцание помогало человеку выживать, а куклы были частью этого видения, помощниками человека в сохранении жизни, здоровья и достижения счастливой судьбы. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Моя тема актуальна потому, что мы успели растерять то, что годами копили наши прабабушки и прадедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Аесть ли сегодня заинтересованные люди, которые возрождают и сохраняют традиции наших предков?

Цель: изучить историю возникновения куклы - оберега, её место в жизни современного человека.

Задачи:

1. Исследовать материал по истории возникновения куклы-оберега.

2. Провести анкетирование и проанализировать результаты.

3. Сделать вывод на основе проведенного исследования.

4. Изготовление куклы – мартинички.

Объект исследования – куклы-обереги.

Предмет исследования – роль куклы-оберега в жизни современного человека

Гипотеза: предполагаю, что народная кукла возрождается и возвращается в жизнь людьми, увлеченными и беспокоящимися за сохранение народных традиций.

Основная часть

Глава 1. Кукла из глубины веков.

Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как сейчас в современном мире. Дети придумывали и делали себе игрушки сами, а совсем маленьким детям делали родители, бабушки и старшие братья и сестры. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, богатый урожай и были символами продолжения рода.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Все куклы не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей и палочек, связывали из соломы, сматывали из нитей и пряжи. В изготовлении не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Ещё интересно то, что ткани для изготовления оберегов брали «ношеные». И не какие–то любые, первые попавшиеся под руку, а лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась на праздники и моления. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй.

Красивая кукла, сделанная своими руками с любовью, была гордостью любого ребёнка. Главной особенностью этой куклы является то, что у неё не было лица. По народным поверьям кукла с «лицом», как бы обретала душу, и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. 

Глава 2. Разновидности кукол

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка.

Кукла «Пеленашка» – младенец. Первая из кукол – самая важная для младенца. Ее клали в колыбель к ребенку, для охраны от злых духов.

«Зайчик - на – пальчик» – обрядовая кукла, которая делалась детям с 3-х лет. Это и друг ребенка, и его оберег. В старину давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы оставаясь один, ребенок не скучал, и ему не было страшно.

Кукла «Колокольчик» - кукла Добрых вестей. Она является оберегом, приносит в дом радость и хорошее настроение. Эта куколка веселая, задорная, а сверху похожа на солнышко.

Кукла - мешочек, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «Зернушка» или «Крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном.

«Кубышка – травница» - это тоже кукла-мешочек. В ней полезные и душистые, сушенные травы. Ребенок играл куколкой и меньше болел, вдыхая лечебный аромат трав.

Кукла «Утешница». С ребёнком во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, её юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали поиграть с ней.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Кукле-мартиничке название дано в честь первого месяца весны - марта. Их вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных ниток - символ приходящей весны.

Вот такие были куклы. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Глава 3. Я и моё возрождение обрядовой куклы

Моё увлечение народными обрядовыми куклами началось в детском саду. Мы с мамой сделали несколько таких кукол. Воспитательнице очень понравился наш проект, и она предложила мне научить других детей. Оказалось, это очень увлекательное занятие. Мне нравится, создавая новое и необычное, видеть, как из небольшого кусочка ткани и моточка ниток получается кукла, в создание которой вкладываешь часть души. Это увлечение я решила продолжить и в школе.

Кукол можно делать из разных материалов: в основном ткань (бязь, ситец), цветные нити, солома, крупа, ветви, разнотравье и многое другое. При наличии всех материалов и идеи в голове на изготовление куклы времени уходит немного.

На уроках технологии в нашем классе я научила делать одноклассников народную обрядовую «Куклу-мартиничку». А потом мне в голову пришла идея: если я могу научить этому других, может быть и другие ребята смогут и захотят. Я провела исследование на данную тему. Ученикам 4б, 4г, 2г классов были предложены вопросы: играли ли вы в детстве самодельными куклами? Можете научить делать куклы других ребят? В какой форме можете это провести? Если не можете, то почему? Было опрошено 84 ученика. (Приложение 1)

 

Да

Нет

Не знаю

до

исследования

после

до

исследования

после

до

исследования

после

Вы в детстве играли самодельными игрушками?

90

-

10

-

-

-

Можете научить делать куклы других ребят?

5

65

80

30

15

5

 

Не знаю

Игра

Урок

 

до

исследования

после

до

исследования

после

до

исследования

после

В какой форме можете это провести?

95

3

5

60

-

40

 

Не знаю

Нет времени

Мне это не интересно

Не могу, потому что…..

15

60

25

Результаты меня очень удивили. Оказывается, что играли все, а вот научить делать кукол могут несколько детей. Все остальные сослались на занятость, стеснение, отсутствие интереса к данному виду рукоделия. Не могут, потому что не знают из чего сделать и в какой форме. (Приложение 2).

Я решила предложить учителю технологии провести занятия в 4г классе в нашей школе. Ребятам понравилось работать, когда не взрослый объясняет и показывает, а твой ровесник. На следующий учебный год мы планируем провести еще такие же уроки во 2х классах.

Заключение:

Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения своего создателя. Создавая игрушки, отцы и матери, бабушки и дедушки вкладывали в куколки всю свою жизненную мудрость и любовь к детям. А дети чувствовали это и относились к рукотворным игрушкам очень бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь, заботу и ласку?

Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

В любом случае, каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с куклой.

Выводы

На основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что дети, научившись сами, могут научить технике изготовления обрядовой куклы других детей. И будут знать как. Ведь кукла является неотделимой частью нашей жизни. Народное творчество привлекает современных людей. В настоящее время открываются студии народного творчества, проводятся мастер-классы по созданию кукол, выпускается много обучающей литературы, а это значит, что даже в наш век интернета и компьютерных игр есть место простым и красивым игрушкам, которые сделаны своими руками.

Моя гипотеза о том, что народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми увлеченными и беспокоящимися за сохранение народных традиций подтвердилась.

 

Список литературы и источников:

1. Лоскутики.- Максимова М.В. Кузьмина М.А. (серия «Заботы маленькой хозяйки») – ЗАО «Издательство» ЭКСМО-Пресс»,1998.

2. Мягкая игрушка.- М.:РИПОЛ КЛАССИК; СПб.: «Валери СПД», 2002.- (Энциклопедия рукоделия).

3. Ожегов С.И. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. – Изд.7-е, стереотип. М., «Сов. Энциклопедия», 1980г.

4 .Поисковая система Google по запросу «Куклы берегини, куклы-обереги».

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир» Культура Москва АСТ 1998.

Приложение 1

Анкета

1.Вы в детстве играли самодельными игрушками?

2. Можете научить делать куклы других ребят?

3. В какой форме можете это провести?

4.Не могу, потому что…..

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 46