Гипотеза исследования:
Я могу предположить, что эскиз декораций и макет декорации смогу выполнить самостоятельно .
Цель проекта:
1. Провести анкетирование среди одноклассников - хотели бы вы узнать внутренний мир театра?
2. Узнать не только внешнюю сторону сцены- зрительный зал, но и внутренний мир сцены ( декорации, костюмы, прически, обувь, бутафорию) Кто создает эту красоту, кто работает над этим, как работают те люди, которых мы не видим на сцене!
3. Придумать и выполнить эскиз и макет будущего спектакля « Щелкунчик»
4. Сравнить свою работу и работу художников -декораторов .
Задачи проекта:
1.Познакомиться с историей возникновения Театра оперы и балета города Уфа.
2.Познакомиться с работой художников, декораторов, костюмеров, бутафоров .
3. Выполнить работы по изготовлению различных эскизов к спектаклю разными материалами.
4.Сделать макет из бросового материала.
5. Сравнить работы: художников и свои.
6. Сделать выводы моей исследовательской работы.
Этапы работы над проектом.
I этап Поисково-исследовательский:
-Узнать историю театра оперы и балета нашего города Уфы.
- Провести анкетирование среди одноклассников .
IIэтап Поездкавтеатр,знакомствос работникамисцены,сих работой.
III этап Выполнение и сравнение своих эскизов и эскизов художников .
IV этап Изготовление макета к спектаклю «Щелкунчик» из различных
материалов .
V этап Заключение .
VI этап Интернет- ресурсы.
I этап
Поисково-исследовательский
Узнать историю возникновения театра
Башкирский государственный театр оперы и балета принял первых зрителей 14 декабря 1938 года. Газиз Альмухаметов и Файзи Гаскаров — яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана направили студентов для обучения в национальных студиях при Ленинградском хореографическом училище и Московской консерватории.
Сегодня популярны Международные фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», организуемые театром с 1991 года. Гостями оперного праздника в разные годы стали яркие певцы и дирижеры Большого и Мариинского театров и много разных городов страны.
С историей театра неразрывно связано имя гениального танцовщика XX века Рудольфа Нуреева. Именно в Уфе, на этой сцене он сделал первые шаги на пути к мировой славе . С 1993 года по инициативе Юрия Григоровича проводятся фестивали балетного искусства им. Р.Нуреева.
В 2006 года театру присуждена Премия Правительства России имени Ф.Волкова в номинации «Лучший творческий коллектив». В 2008 г. артисты театра выступили в Париже на выставке -презентации «Башкортостан: 450 лет вместе с Россией». В этом же году симфонический оркестр успешно выступил на гастролях в Южной Корее и был удостоен высокой награды — копии Короны I Корейского императора. Башкирский государственный театр оперы и балета стал победителем X Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2009» . БГТОиБ также был удостоен почетного статуса — «Национальное достояние России — 2010» (Москва).
Всё больший авторитет на мировых подмостках завоевывают творческие коллективы театра. Балетная и оперная труппы тепло были приняты на зарубежных гастролях во Франции ,США ,Голландии , Бельгии ,Турции ,Египте, Португалии, Таиланде, Бразилии ,Китае ,Италии и Мексике .
Поисково-исследовательский
Анкетированиесредиодноклассников.Язадавала вопросы:
1 В каких театрах вы были?
2 Хотели бы вы узнать внутренний мир театра?
Вывод: По диаграмме мы видим, что ребята моего класса, почти все были в театре оперы и балета, и многие хотели бы узнать внутренний мир . Я
узнала историю театра и мнение одноклассников .
Теперь я точно знаю, что мне нужно раскрыть эту тему, показать людей которые там работают , показать, что я тоже смогу попробовать сделать эскизы и макет к спектаклю .
II этап.
Поездка в театр, знакомство с работниками сцены, с их работой
II этап.
Поездка в театр, знакомство с работниками сцены, с их работой . Я побывала в самом главном художественно-декорационном цехе, где появляются будущие декорации . Здесь работает целая команда во главе с Ткачевой
Екатериной Геннадьевной .
Познакомилась с художником-постановщиком- Низамовой Фанией Адулевной и ее эскизами к будущему спектаклю « Новогодние приключения Маши и Вити». Узнала у нее, что она работает больше 20 лет и училась в педагогическом университете .
ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР— специалист по художественному оформлению и украшению интерьеров помещений, с использованием архитектурных, графических средств, живописи, освещения и постановочной техники.
В пошивочном цеху я познакомилась с - Натальей Васильевой, начальником швейных машинок.
В костюмерном цеху , мы видим , идет примерка героини «Яблонька» к будующему новогоднему спектаклю . Увидеть актрису мы не можем, они не фотографируются перед премьерой спектакля, плохая примета. На примерку приходили молоденькие балерины. Так же мне очень понравилось большое количество платьев , рубашек и костюмов .
В столярном цеху, который находится в подвальном помещении большие залы. Здесь выполняются объемные работы из дерева, которые превращаются в произведения искусства . Работают здесь художники- столяры Двоеглазов В.И. и Хабибуллин Р.Р.
А вот и мастерская по изготовлению бутафории .
Бутафор – это человек, который изготовляет реквизит для театра, кино; участвует в создании декораций и декоративных элементов костюмов . Начальник Бутафорного цеха- Еникеев Альберт Флоритович.
«Царство обуви»
Ефимов М.М. – начальник по пошиву сценической обуви
Задача театрального художника обуви - сделать обувь, гармонически дополняющую образ , ведь это неотъемлемая часть театрального
костюма.
Я добралась до нее, моя мечта. Вот она… обратная сторона театра. Я на сцене, где танцевал Рудольф Нуриев!
Декорация– это художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Вывод: Я познакомилась с профессионалами своего дела и теперь попробую эскизы и макет.
Выполнение эскизов. Работы профессионального художника .
ЭСКИЗ- это предварительный, неоконченный рисунок, набросок декораций, костюмов . Я представляю мои эскизы к спектаклю « Щелкунчик» . Можно сравнить мои эскизы с эскизами профессиональных художников- декораторов .
Вывод: Театральные художники работают над эскизами ежедневно. Я же попробовала выполнить впервые. Думаю у меня получилось .
IV этап
Макеты художников
Макет позволяет увидеть решение художника в объёме, проверить размещение декораций по глубине, продумать, как лучше работать со светом. Режиссёр на макете может наглядно показать артистам мизансцены.
Сценическая коробка, действительно напоминает коробку, которая называется макетом сцены - уменьшенная модель сцены. Свой замысел и видение будущего спектакля художник фиксирует в карандашных набросках и цветовых эскизах, а пространственное решение спектакля осуществляет в виде макета. Для этого художнику и нужен макет сцены, внутри которого он будет выставлять и компоновать макетные элементы сценического оформления спектакля.
Этапы выполнения работы над макетом
Я выполняю пол из бросового материала для будущего макета. Это старые футболки и синтепон. Шьются они вначале отдельно из кружочков, потом соединяются между собой.
Этапы работы
Окна я выполняла из самоклеющейся виниловой пленки. В работе также использовались различные виды тканей . Теперь можно сравнить мой макет с работами профессиональных декораторов . Конечно чувствуется работы мастеров, они для этого много учились .
Вывод: я тоже могу сделать неплохую работу.
Так же мне захотелось сделать главных героев- это девочка Мари, Щелкунчик и мышиный король из соленого теста, картона, цветной бумаги .
Макет с героями готов!
Vэтап.
Заключение
Из своей исследовательской работы я многое узнала: исторические сведения театра оперы и балета города Уфы, побывала в самом театре, где познакомилась с творческими людьми, изучала литературу. Смогла изготовить макет сцены спектакля «Щелкунчик» из подручных и бросовых материалов. Думаю, что с работой я справилась. Свой макет я могу представить младшим ученикам нашей школы, учителям для уроков, сыграть сценку. Рассказать историю театра оперы и балета детям , про «невидимую» работу мастеров сцены.
VI этап.
Интернет-ресурсы.
1. theater-decor.com
2. cf3.ppt-online.org
3. documents.infourok.ru
4. zen.yandex.ru
5 ru.wikipedia.org