"Картины-сувениры. Ысыах-символ продолжения жизни"

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Картины-сувениры. Ысыах-символ продолжения жизни"

Игнатьева А.Н. 1
1МБОУ "Легойская СОШ с УиОП"
Перевалова И.В. 1
1МБОУ "Легойская СОШ с УиОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время, ассортимент и материалы создания сувениров велик и разнообразен. Сувенир (от франц. souvenir) - подарок на память, памятный предмет, связанный с каким-либо событием или пребыванием в какой-либо стране. Для создания наших картин мы выбрали технику шерстяная живопись.

Шерстяная живопись – это особый способ создания живописного полотна, методом послойного накладывания непряденой шерсти разных тонов, в результате чего получается очень живописная работа из натурального материала, в ту или иные темы. Вот поэтому выбрали именно этот экологически прочный материал чтобы создать картин-сувениров.

Актуальность данной темы состоит в том, что этот вид рукоделия популярен у ценителей оригинальных, экологичных и натуральных материалов. Картины-сувениры выполненные в технике шерстяной живописи могут украшать интерьер дома, офиса, добавляя тепла и уюта. А также выбранная тема картины весьма актуальна. Как все мы знаем, что Ысыах-это традиционный праздник якутского народа , который проводится в начале лета - в самое живописное время после долгих суровых зимних дней.

Цель: разработать эскизы и создать картины из 3 частей на тему “Ысыах- символ продолжения жизни».

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения изделий из шерсти.

2. Изучить информацию о свойствах шерсти и ее использования.

3. Подобрать материалы, инструменты.

4. Изучить технику безопасности при работе

5. Освоить основные приемы работы с шерстью для создания картин.

Объект моего исследования: создание картин-сувениров из шерсти.

Предмет исследования: изготовление картин-сувениров в технике «шерстяная живопись».

Гипотеза: Если мы создадим сувениры, подарки своими руками, то приложим частичку своей души и фантазии. Подарив картину ручной работы, вы можете быть уверены, что такой презент не просто запомнится, но и на протяжении многих лет будет радовать и напоминать о ярком моменте в жизни.

Глава 1. Исследовательская часть. Обоснование темы.

Ысыах-символ продолжения жизни.

Народ саха (якуты) – самые северные тюрки мира - наследники развитой коневодческой культуры, сохранили и донесли до северных широт свою уникальную коневодческую культуру. Календарное время как воспоминание о юге продолжало восприниматься якутами и здесь в условиях вечной мерзлоты и полярных ночей. Так, Год (Дьыл), по старинным поверьям скотоводов, саха состоял из двух отрезков времени - летнего и зимнего.

Весенний календарь у якутов наступал с марта апреля месяца. Первые весенне-новогодние «шаги» начинаются в мае. Когда вокруг начинает зеленеть, в скотоводстве накапливается большой запас молочных и мясных продуктов. Веселье и радость по этому поводу люди (в частном и родовом порядке) выражают, устраивая различные обряды, совершая жертвоприношения Небу, Земле и Воде, олицетворяющие пробуждение и оживление природы. Старинные весенние посвятительные обряды, связанные скроплением молочных продуктов “ кумыса», хозяевам местности, домашним духам и покровителям скотоводства, были первыми в ряду «благодарений» миру небесных божеств Айыы. Эти обряды имели свои особые названия и имели сакральный смысл. Арчы (очищение)- один из первых весенних обрядов. Люди и скот очищались от накопившейся нечисти и болезней, « темного», зимнего времени .

Долгожданным обрядом было вешание веревки «салама» духу хозяйке местности после переезда на летник («сайылык»). Обряд совершался семьями, живущими в одном летнике, у старого ветвистого священного дерева. Согласно ритуалу, в нем принимали участие только женщины. Самая старая женщина из присуствующих, встав лицом к востоку и дереву, призывала духа урочища, просила благодати и опрыскивала дерево кумысом и соратом. Затем дерево и его ветви обвязывали из конской гривы, нанизанными пестрыми лоскутками и миниатюрными ведерками из бересты и тремя птичьими перышками.

Все эти малые праздничные обряды, связанные с жертвоприношением первокумысного кропления, стартовавшие в апреле-мае, постепенно усовершенствуя многие черты и атрибуты, канонизируются в практиках обрядности весенних ритуалов и достигают своего апогея к 22 июня на главном празднике Ысыах ( Айыы ыһыаҕа) в честь небесных божеств Айыы.

22 июня-день летнего солнцестояния-это астрономическое явление, определяющее середину летнего времени. На Срединной земле в середине летнего года самые длинные, жаркие дни и белые ночи. Леса одеваются зеленый покров, на широких полянах разноцветье трав и цветов, воздух наполняется чудным ароматом, кукукают кукушки, заливается жаворонок. Наступает время, когда теплое дыхание небесных божеств Айыы спускается на землю и Мать-Природа получает новое рождение. Эти дни ликующей благодати обитатели Срединной земли ждут всю зиму !

По представлениям якутов, в день Ысыаха (ритуал первотворения) на место проведения празденства с небес спускаются добро творящие божества Айыы. Небесные божества Айыы дают людям те или иные блага, но могут и не давать их случае нарушении людьми поведенческого кодекса человека Айыы. Якуты относились к ним трепетом, благословением и благодарностью, обращались к ним с просьбами и молениями, приносили дары .

По этикету ысыаха праздничные обряды состояли из трех частей:

-первая, самая важная часть – держание чаш с кумысом и восхваление верховного владыки –Белого создателя господина –Юрюнг Айыы Тойона, отождествляющегося с Солнцем, и всех небесных божеств Айыы, живущих в Верхнем мире. Обряд кропления кумысом божествам и духам был центральным моментом праздника. Вот почему ысыах получил свое название от слова “ыс”- кропить,обрызгивать;

- вторая часть состояла из ритуального распития кумыса, освященного всеми обитателями верхнего пантеона богов и их посланниками;

-в третьей части ысыаха проводились ритуальные состязания: конные скачки, состязания борцов, силачей, бегунов, певцов и запевал хорового танца осуохай.

В основе древнего ритуала ысыах лежит тема первотворения, обновления заново, т.е. люди на празднике вновь обретали свое изначальное состояние, получали “ новое рождение”. Отсюда, феномен праздника обладал особой связью со сферой сакрального. В нем соединилось прошлое,настоящее и “идеальное” будущее. Ысыах –символ продолжения жизни.

2.2. Встреча Солнца. Благословения. Сюжет 1 картины.

С древних времен это магическое празденство начинается с церемонии Встречи Солнца. Еще в XVIII веке исследователи писали: “…по окончании этой церемонии все присуствующие кричат « Уруй! Уруй! Уруй!». При этом они своими руками двигали перед лицом». Таким образом, с первыми лучами восходящего солнца Нового года происходит магическое сближение границы мира людей и мира небесных божеств Айыы. По поверьям, если кто-то не участвовал в этом новогоднем обряде, считал себя утратившим небесной силы целый год.

Для праздника ысыах специально выбирали красивое место с широкой поляной, которое тщательно окуривали дымом от можжевльника, тем самым очищая сакральное пространство от всего нечистого.

Выделенное место, т.е. тюсюлгэ, окружали свежесрубленными березками ( якут. чэчир). В восточной части тюсюлгэ оставляли не закрытый березками вход. На все березки нанизывались в несколько рядов пестрые веревки из конских волос, украшенные цветными лоскутками и тельячими намордниками, фигурками лошадей и коров. Между ними привязывались пучки из белого конского волоса. В центре ставили ритуальные столбы, соединенные перекладиной Аар багах. Аар багах –сооружение, состоящее из двух или нескольких столбов, соединенных перекладиной, является одним из центральных символов праздника.

Аар багах- это монументальные стелы высотой 10 м, олицетворявшие собой Мировое древо ( Аал Луук Мас). Сооружались как в одиночной, так и в ансамблевой композиции. Самой отличительной частью является верхушка столба, которые вырезались в виде или чорона, или головы лошади. Иногда на верху оставляли ответвленные части дерева, которые вырезались резным орнаментом в форме коновязи. Ансамблевые столбы соединились тремя-четырьмя перекладинами, которые напоминали крылья орла.

Таким образом, все разновидности ритуальных столбов Аар Багах символизировали пространственную ось Вселенной, а также олицетворяли собой главное божество Айыы. Посредником в общении простого народа с небесными божествами Айыы, по канонам древних верований, считался именно алгысчыт. Тот белый шаман, который произносил самые сокровенные слова благословения. Его речь, песнь-тойук строились слаженно, необычно,что все присуствующие слушали с замиранием сердца, потому как только в такой великий день, как праздник ысыах, можно было получить священное благословение на удачу и благополучие.

Священное древо – «Аал Луук Мас». Сюжет 2 картины.

На правой стороне тюсюлгэ находится Аал Луук Мас - священное древо, связующее три мира. Рядом с ним горит дымокур и сидит арчысыт (человек, который выполняет обряд изгнания злых духов).Он поздравляет каждого гостя ысыаха, благословляет и провожает дальше. Гости должны поклониться священному древу и попросить благополучия, изобилия.

По мировозрению якутов, мировое дерево Аал Луук Мас держит 3 мира ( Верхний, Средний, Нижний). “Үөһэттэн да тутулуга биллибэт, алларааттан силиһэ билибэт, аҕыс салаалаах Аал Кудук Мастаах буолбут эбит”- говорится в сказаниях, что якутского переводится как «не видно конца верхушки, не видно корней- стоит восьмиветвистое дерево»…Растет дерево в Серединном мире. Где живут люди, кронами упирается в ярусы Верхнего мира, где находятся божества Айыы, а корнями уходит в Нижний мир, где обитают злые духи во главе с Арсан Дуолаем.

В мировом дереве живет глава духов (иччи) Срединного мира–Аан Алахчын Хотун. Когда приходит весна, Аан Алахчын выходит из дерева-тогда расцветают растения, зеленеют деревья, вырастает трава, прилетают птицы с юга, наступает лето. В этот день якуты проводят обряд благодорения духам природы и ее главе Аан Алахчын. Женщины, нарядившись в национальные широкие платья-халадай, едут на природу и развешивают на березах «салама»- веревку, сплетенную из конского волоса, миниатюрными бересятными поделками-томторук (телячий намордник) и ыа5айка (берестяное ведерко).

Мировое дерево, так же как и сэргэ, считается посредником верховного божества в Верхнем мире –Юрюнг Аар Тойона, Светлого Всесильного, Вездесущего создателя Среднего мира и всей живности в нем, включая людей. Аал Луук Мас является скрепляющей опорой для всех трех миров – не будь его, в мире наступил бы хаос и нарушился бы порядок вещей. Аал Луук Мас (иногда называется Аар Кудук Мас) присуствует в якутских сказках, воспет в национальном якутском эпосе Олонхо, это центр мира.

Представление о нем отразилось и в проведении праздника-Ысыаха Олонхо. Для проведения такого праздника в улусах непременно строится «мировое дерево». Образы мирового дерева воздвигли во многих улусах Республики Саха (Якутии) и даже проводят онлайн - конкурсы на выбор самого привлекательного и необычного. Для создания картины выбрала эскиз священной древы «Аал Луук Мас» Ысыаха Олонхо Усть-Алданского улуса.

1.4. Круговой танец « Осуохай». Сюжет 3 картины.

Осуохай (якут.оһуохай) -традиционный хороводный круговой танецякутов. Круг – главный символ пространственных представлений якутов. Танец осуохай генетически связан с поклонением Солнцу, связан с древнетюркской традицией. Каждый год в начале лета устраивают моления Небу во время религиозно-культового празденства Ысыах. Танец рассматривается как моделирование вертикального пространства с целью установления диалогоических связей с божествами.

Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемеживаются с ноги двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. Все танцоры осуохай двигаются по ходу солнца по четко определенному кругу, взявшись за руки и не отпуская это скрещенные пальцы до самого окончания благословенного танца. Все это вкупе превращается в определенный ритм и энергия движения и дыхания с каждым разом все возрастает, а танцоры, набрав очень высокий темп, начинают “взлетать” из круга. Это сравнивают с эффектом мутовки, которую ритмично крутят в посуде разбавленной сметаной и сбивают из нее почти воздушные сливки, одно из совершенств национальной кухни народа саха. Потому есть поверье,что именно из такого круга танца, где благословенно во спевалось светлое в округе, данная информация доходила, долетала до “ушей” небесных божеств Айыы и они в ответ становились покровителями во всех благих делах народа. [4]

Круг осуохая может включать более ста, на больших ысыахах-до тысячи танцующих.Это называется –тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуохайа. Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца. Это круговой танец свидетельствует о поклонении древних якутов солнцу. Это понятно: солнце дарует тепло, с ним связано прекрасное время года, солнце дает изобилие. О поклонении якутов солнцу писали многие исследователи. В частности Н.Е. Петров пишет: “ Божественное происхождение осуохая доказывается тем, что он возник как развитие хоровода солнцепоклонников, культивировался как ритуальный танец тенгрианской религии, содержание и формы его поэзии в целом сохраняет черты алгысов благодорения, прославления и испрашивания, посвященных солнцу и другим небесным светилам, верхним божествам айыы, представляющим образы энергетического воздействия солнца и планет его системы на земную жизнь». [5]

В наше время, в 2012 году Президент республики А.С. Николаев обьявил годом Единства. Год был юбилейным для Якутска-он отпраздновал свое 380-летие. Летом в окрестностях столицы республики был установлен рекорд Гиннеса по самому массовому танцу-хороводу-осуохай. В нем приняли участие 15 293 человека.

Глава 2. Практическая часть.

Проектирование и создание картин-сувениров на тему « Ысыах – символ продолжения жизни» (шерстяная живопись).

2.1. Обоснование темы. Постановка цели.

На основе выше исследованных материалов, выбрала национальную тематику для изготовления и создания картин-сувениров «Ысыах-символ продолжения жизни». Поставлена следующая основная цель проекта: составление эскизов и создание картин из 3 частей из шерсти.

Для создания картин-сувениров из шерсти выбрала следующие темы: «Встреча солнца», «Аал Луук Мас», круговой танец «Осуохай». (см.прил.2 фото).

Для изготовления картин мы выбрали технику сухого послойного раскладывания прядок шерсти. Для этой техники используется гребянная (непряденая) лента.

Ход работы создания картин из шерсти

Шаг 1.Готовим инструменты и материалы, которые нам нужны для работы:рамка формата А3, лист бумаги А3, шерсть разных цветов, пинцет, ножницы.

Шаг 2. Подготавливаем рабочее место: аккуратно разложить шерсть по цветам, для более удобного использования.А также ножницы и пинцет.

Шаг 3. Снимаем багет и стекло с рамки.

Шаг 4. Наклеиваем лист бумаги на подложку.

Шаг 5. «Писать» картину начинаем сверху.

Шаг 6. Отрывая от ленты шерсти пряди, выкладываем их на фон.

Шаг 7. Выкладывание переднего плана картины.

Шаг 8. Выкладывание деталей и их проработка.

Шаг 9. Обрезаем выпирающие края шерсти.

Шаг 10. Вставляем картину в рамку

2.2. Материалы и инструменты:

Для создания серии картин из шерсти мы использовали следующие материалы и инструменты:

Наименование материала

Фото

1

Шерсть для валяния – это натуральный материал. Изготавливается из шерсти овцы, верблюда и ангорской козы.

 

2

Белая писчая бумага Ф-А3

 

3

Пинцет

 

4

Ножницы

 

5

Рамка со стеклом

 

2.3. Создание эскизов:

     

2.4 Технологическая карта изготовления серии картин из шерсти:

Этапы работы

Ход работы

Материалы и инструменты

1

Готовим инструменты и материалы, которые нам нужны для работы

 

рамка форматом А3, лист бумаги А3,

шерсть разных цветов, пинцет, ножницы

2

Выбор рисунка, фотографии или зарисовка эскиза

 

формат А4, простой карандаш, ластик, акварель

3

4

Наклеиваем лист бумаги на подложку.

Выкладывание фона картины. «Писать» картину начинаем сверху. Отрывая от ленты шерсти пряди, выкладываем их на фон

 

писчая бумага ФА3, клей, ножницы

шерсть различных оттенков

5

Выкладывание переднего плана картины

 

Шерсть различных оттенков, пинцет, ножницы

6

Выкладывание деталей и их проработка

 

Шерсть различных оттенков, пинцет, ножницы

7

Детальная проработка картины. Завершение картины

 

Шерсть различных оттенков, пинцет, ножницы

8

Оформление в рамку.

Декоративная картина из шерсти для валяния по названием «Аал Луук Мас»

 

Рамка

со стеклом

Ф-А3

9

Декоративная картина из шерсти для валяния по названием «Встреча Солнца»

   

9

Декоративная картина из шерсти для валяния поназванием Круговой танец «Осуохай».

   

Мы должны соблюдать правила безопасности во время работы:

Соблюдать порядок на рабочем месте.

Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

Не отвлекайся во время работы.

2.5 Экономический расчет

Примерная себестоимость одной картины

Наименование материала

Цена за 1 единицу

Кол.

Стоимость

1

Рамка со стеклом ФА3

300 руб./

1 шт.

300

2

Шерсть для валяния различных оттенков

250 руб./

1 упаковка

150 г.

325

3

Пинцет

50 руб./

1 штука

1 шт.

50

4

Клей карандашный

50 руб./

1 штука

1 шт.

50

5

Писчая бумага ФА3

20 руб./

1 штука

1 шт.

20

Итого:

745 рублей

Общая сумма серии картин:

2980 рублей

Заключение

Шерсть – самый теплый и благодарный материал. Она греет в прямом смысле, так и вещи из него несут в себе всю теплоту рук и вложенной доброты.

При выполнении проекта я узнала много интересного из истории искусства валяния, о способах изготовления изделий из шерсти, об используемых материалах и инструментах, об арт-терапии творчеством. Изучила традиционный праздник якутов Ысыах.

Улучшила мелкую моторику рук, что хорошо влияет на мое общее развитие. Творчество расслабляет, успокаивает и приносит наслаждение.

В процессе практической работы научилась:

-работать с инструментами;

- соблюдать правила техники безопасности;

- работать с необычным материалом;

- подбирать цвета;

- аккуратно выполнять работу, импровизировать;

- экономно расходовать материал

- усидчивости;

- терпению;

-старательности.

Выполненная работа, недорога и интересна. Надеюсь, что мои работы понравятся окружающим. На мой взгляд, картины из шерсти с национальным колоритом получились гармоничными, красивыми, оригинальными и аккуратными.

А самое главное – они выполнены своими руками. Такой презент запомнится на протяжении многих лет и будет напоминать о ярком моменте в жизни!

Использованная литература

1.Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.

2.Красичкова А.Г. Вещи из войлока.–М.: Полиграфиздат, 2010.
Лена рукоделие. Спецвыпуск № 1 "Идеи для валяния".–М.;Эдипресс–Конлига,2011

3.Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье». – М.:Астрея, 2007

4. Романова Е.Н. Ысыах-праздник белого изобилия. Якутск, 2016.

5. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления.-Новосибирск: Наука,1994.

6. Петров Н.Е. Осуохай-древний хоровод солнцепоклонников. Якутск.2005 г.

7. Пипер А., переводчик Воркуев Ю. Шерстяные панно своими руками.–М.: Ниола-Пресс,-2007.

8. Шинковская К. Вещицы из войлока. Ручная работа. –М.; «АСТ-ПРЕСС». –2008. Шинковская К. Войлок. Все способы валяния. –М.; «АСТ-ПРЕСС».–2011.

Интернет-ресурсы:

9.Арт-терапия [электронный ресурс] – Режим доступа: http://samopoznanie.ru/scools/art-terapiya

10. Валяние шерсти-процесс, история,тенденции.[Электронный ресурс]-Режим доступа:http/kozhemir.ru/poleznaya-informacziya/valyanie-shersti-proczess-istoriya-tendenczii.html

11. Живопись шерстью как вид искусства [электронный ресурс]-Режим доступа: http://fb.ru/article/178966/jivopis-sherstyu-kak-vid-iskusstva

12. История и развитие валяния. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/178966/jivopis-sherstyu-kak-vid-iskusstva

13. Шерсть и её свойства. [Электронный ресурс]Режим доступа: http://membra/ru/technology/thermo/wool/properties_of_wool

Приложение 2.

Сюжет 1 картины. Благословение. Встреча Солнца. Ысыах « Туймаады» Республики Саха (Якутия). Местность: “Үс Хатыҥ”.

Сюжет 2 картины. Священное древо «Аал Луук Мас». Ысыах «Олонхо». Местность: Усть-Алданского улуса РС(Я).

   

Сюжет 3 картины. Круговой танец «Осуохай». Юбилейный Ысыах 380-летию Якутска. Рекорд Гиннеса по самому массовому танцу-хороводу-осуохай. В нем приняли участие 15 293 человека.

 
Просмотров работы: 94