Орнаменты народов России

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Орнаменты народов России

Гущина К.А. 1
1МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»
Слушкин А.М. 1
1МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Национальное своеобразие орнаментов народов России обусловлено многовековыми традициями, сложившимися в период Древнерусского государства. В прошлом многие орнаменты играли важную роль в жизни народов России.

Цель работы:

1. Познакомиться с особенностями национальных орнаментов.

2. Изучить национальный состав России.

3. Выявить элементы, составляющие сакральный характер орнаментов; найти взаимосвязь орнаментов разных народов.

Задачи:

1. Исследовать историческую значимость орнаментов для каждой нации.

2. Исследовать характерные черты орнаментов наров России.

Проблема: утрата современной молодёжью своей национальной культуры.

Актуальность: приобщение к национальной культуре.

Основная часть

Орнамент - уникальное, художественное явление, объединяющее прошлое с настоящим. Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare- украшать, ornamentur- украшение. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчёркивает своим построением, формой и цветом архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. Основной признак орнамента как средства украшения - подчиненность образу, форме и назначению украшаемого предмета. Орнамент не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. Часто плоский фон украшаемой поверхности становится элементом композиции орнамента, подчеркивая его своим цветом. Мотивы орнамента, могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте – это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое. Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм. Иногда орнамент может принимать необычные, фантастические формы и включать в себя изобразительные мотивы. Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля.      

Своё понятие в мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер.

2. Россия является многонациональным государством, что отражено в её Конституции. На территории России проживает более 190 народов, в число которых входят коренные малые и автохтонные народы страны. Как мы знаем, раньше наша страна называлась СССР, и в неё входило 15 союзных республик. После распада Советского Союза все республики вышли из него и получили свою независимость, но многие народы остались в России и живут в ней до сих пор. Самое главное, что они стараются сохранить свою самобытность, свою культуру, свой язык, своё искусство.

Орнаменты народов России

Русский орнамент

Искусство вышивки на Руси имеет очень глубокие корни. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. Уже с восьми-девяти лет девочки под руководством своих матерей начинали осваивать это мастерство, готовя себе приданое к свадьбе. Мотивы узоров передавались из поколения в поколение. Всё имело значение в вышивке: каждый элемент, каждая линия и даже, казалось бы, «случайные» ошибки вышивальщицы. Орнаментальным знакам русской вышивки всегда приписывались магические свойства. Построенные в соответствии со строгой геометрией и законами симметрии, узоры обладали, как считалось, большой силой. Они защищали человека, будучи вышитыми на его одежде, а вырезанные на наличниках, защищали его жилище. Предметам, покрытым орнаментом, всегда придавался ритуальный характер.

Хранительницей обрядов в русской деревне были женщины. Именно они должны были обеспечить благополучие семье. Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности:

1. Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования. Согласно древним поверьям, чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится.

2. Нужно владеть информацией о значении тех или иных символов, тщательно отбирая их по смыслу.

3.Особое место занимает выбор цветовой гаммы, так как каждый цвет, также как и знак, имеет свое значение.

Татарский орнамент

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным исвоеобразным. Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерной для татар является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков. Наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зелёный, желтый, иногда красный и их оттенки.

Чеченский орнамент (истанг)

Как основного орнамента у чеченцев нет, но есть истанг. Истанг – традиционный чеченский войлочный ковер, однотонно окрашенный или украшенный национальным орнаментом, выполненным методом цветной аппликации. Кустарный промысел изготовления войлочных ковров был распространен на всей территории Чечни. Мастерством изготовления владела каждая хозяйка. Истанг имел множество различных назначений как в хозяйстве, так и в декорировании помещения. Славился особой эстетикой исполнения и красотой. Слово «истанг», образованное сложением основ числительного «исс» и существительного «тхонка» означает, – девять рун или девять цельных стрижек. Сами истанги в зависимости от их предназначения по размерам, как и расцветке, узорам и дизайну были разные, но стандартный чеченский истанг изготовлялся из цельных стрижек шерсти девяти овец или баранов.

Башкирский орнамент

Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов. Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием. Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры, которые располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все одновременно. Особенностью орнамента башкирского народа становятся противопоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет-тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур.

Чувашский орнамент

Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.

Армянский орнамент

Армянская национальная одежда изобилует расшитыми орнаментами. Древний армянский народ верил, что правильно нанесенный на одежду орнамент защитит человека от сглаза, болезней и темных магических сил, сохранит жизнь и здоровье. Именно поэтому орнамент наносился на «места входа»: подол, ворот, запястья. Орнамент выполнялся из хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, золотых и серебряных нитей, блесток, бисера и бусин. В орнаменте использовались также пуговки, ракушки и рыбья чешуя (всему, что мог дать водный водоем придавалась особая магическая сила, влияющая на плодовитость). Бисер и бусы по верованиям армян были наделены разной колдовской силой: лечебной, защитной от злых чар и т.п. Именно поэтому мелкие бусинки вшивались в орнаменты поясов, налобников и головных уборов.  Орнаменты бывают трех видов: растительный, зооморфный (орнитоморфный) и геометрический. Древнейшая история армянского народа накладывала отпечаток на национальную одежду армян на всех этапах его развития. В ней заложен особый смысл, культурные традиции, возрастная иерархия, религия, уникальный менталитет, который армяне сохраняют и по сей день. Ныне армянский традиционный костюм надевают только на свадьбы и праздники, но этнические мотивы и орнаменты все равно прослеживаются и в повседневной одежде.

Аварский орнамент

Для Закавказья характерен густой и мелкий орнамент, состоящий из коротких толстых веточек с округлыми или заостренными листочками и цветными розетками. Иногда он построен из более длинных стеблей с мелкими, отходящими от них листочками и цветочными головками, которые нередко превращаются в круглые точки на концах раздвоенных стеблей. Орнамент может быть как симметричным, так и несимметричным. Рисунок выполняется чернью и обводится линией вторичной гравировки. Фон разработан штихелем мелкими зигзагами. Орнамент этого типа распространен по всему Закавказью:  он встречается на оружии, помеченном тифлисскими клеймами, грузинской, армянской и арабской графикой.

Казахский орнамент

Казахские узоры имеют конкретное значение и отражают художественное видение окружающего мира. С давних времен орнаменты считались оберегами, которые защищали людей от злых сил, приносили счастье. Ими украшали одежду, ювелирные изделия, жилища, посуду, ковры. Некоторая символика сохранилась до наших дней в неизменном виде. Значение же другой безвозвратно утеряно. Существует много различных классификаций орнаментов. По характеру мотивов различают геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный, а также их сочетание. По характеру композиции орнамент может быть ленточным (фриз, бордюр или кайма), в круге (розетта), в прямоугольнике или квадрате, сетчатым (различают 17 принципиально различных видов). Эта классификация непосредственно связана с формой предмета, на котором располагается орнамент. В композиции любого орнамента лежит вполне определённый порядок построения, основанный на законах симметрии.

По своей сути, симметричное – это нечто уравновешенное, ритмически упорядоченное, обладающее хорошим соотношением пропорций. Издавна, понятие симметрии связывали с понятием красоты и гармонии, имея в виду ту "среднюю меру”, которую Гален описывает, как состояние духа, равным образом удалённое от обеих крайностей (Г.Вейль "Симметрия”).

Мордовский орнамент

Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система, присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке.

Мордовские узоры, которыми украшали одежду, тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивки можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце, дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки зелёные луга, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие плоды, которыми так щедро делится мордовская земля. Основными среди мордовских узоров являются ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.

Украинский орнамент

Вышитые на льняной ткани узоры, имеющие свое сакральное содержание и энергетику, зародившиеся в давние времена, когда вышиванка считалась обереговой одеждой, защищающей своего хозяина от злых духов. Столетиями трансформировался крой, колористика, ткани, из которых изготавливались вышиванки, но значение украинского орнамента оставалось неизменным, транслируя стародавние знания и верования наших предков. Для украинской вышивки характерно частое использование орнаментов, символизирующих Солнце и Воду – две основные стихии, создавшие и поддерживающие жизнь на Земле. Поэтому их воспринимают как отцовскую и материнскую энергии – солнечную и водную. Восьмиугольный цветок или розетка обозначает Солнце, а рисунок в виде свернувшегося ужа – Воду.

Азербайджанский орнамент

Многое может стать более ясным если мы обратим внимание на историю города Баку. Узор бута — три языка пламени присутствует на гербе города Баку. Итак, город Баку — являющийся одним из древнейших городов мира. И хоть точный возраст его до сих пор вызывает огромные споры в среде ученых-историков, однако по утверждению английского историка — Флиндерса Петри, о существовании Баку было известно уже с 3-го тысячелетия до н. э. О чём также свидетельствуют упоминания в Египетской «Книге мертвых», и в Библии — как о Священном Багуане — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма. Такую силу дает самовозгорающийся огонь в местах выхода на поверхность природного газа и нефти, это место которое даровало имя городу Баку как город огней.
Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зелёной богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

Удмуртский орнамент

Орнаменты представляют собой узоры из повторяющихся элементов. Издревле люди украшали ими предметы быта, посуду, одежду, жилье и даже собственное тело. Удмуртский орнамент возник еще во времена становления народности. На его формирование повлияли соседние народы Прикамья, Сибири и Южного Урала. Главным мотивом удмуртских узоров и орнаментов является отражение природных процессов. Символы удмуртских узоров и орнаментов, вышитые на костюме, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение. Одним из важных предметов женской одежды является нагрудник, называемый кабачи. Перед приездом жениха на нем вышивались звезды, ступенчатые линии, квадраты.

Марийский орнамент

Как и все славянские народности, марийцы имеют собственный национальный костюм, стиль его украшения и символику национального орнамента. И этот рисунок на одежде особенно важен. Он – один из важнейших отраслей прикладного народного искусства. В его чертах отражаются уникальные этнические особенности, локальные обычаи и традиции в области искусства, эстетические вкусы, моральные и духовные устои, а также понятие красоты. Обычно реальные образы и мотивы преобразовываются и стилизуются, образуя метафору на основе природы и быта окружающей народ среды. Например, символ солнца, воды означают рост, рождение, обновление и величие.

Осетинский орнамент

Осетинские орнаменты создавались в течение многих веков. Считаются одними из древних в культуре Кавказа. Осетинские узоры отличаются непохожестью, их нельзя спутать с другими видами орнаментов. Прослеживаются они практически на всех предметах обихода. Это посуда, одежда, различные орудия труда, надгробные камни и многое другое. Сначала орнамент осетинский был простым и незатейливым. Примитивные штрихи, кружки, спирали различной длины и толщины, зигзагообразные линии. Но постепенно узоры усложнялись, добавлялись новые элементы в виде геометрических изображений животных и растений. Поздние изображения стали принимать вид геометрических узоров, которые состояли из большого количества завитков, спиралек, различных ромбов и линий. Сюда же гармонично вписывались начертания животных и птиц. Это были павлиньи, бычьи и бараньи головы, переплетенные растительными узорами.

Белорусский орнамент

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру. Традиционный белорусский орнамент выглядит геометрическим. На первый взгляд, это очень сложное переплетение разного рода геометрических фигур. В нем можно более всего выделить прямые и зигзагообразные линии. Разной формы большие и маленькие кресты, треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды. Одним из самых важных изображений в белорусском орнаменте является ромб. Он считается символом большого солнца, Земли-кормилицы, а также дождя и урожая. Используется изображение не только ромба, но и разных его частей.

Заключение. Схожесть всех орнаментов.

Изучая орнаменты некоторых народов, населяющих территорию России, я пришла к выводу, что орнаменты имеют схожие черты. Творческий сплав природы и религии. Так можно коротко описать схожесть орнаментов всех нации России. Другими словами, орнамент - это символическое описание мира для каждого народа. Элементы орнамента для народов являются не просто украшением. Они несут смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги. В этом и заключается схожесть всех орнаментов.

Список используемой литературы

https://dzen.ru/a/YA9DrM0JjkaxKP6a

https://fb.ru/article/147471/tatarskiy-ornament-kak-proyavlenie-kulturyi

https://news.myseldon.com/ru/news/index/266781174

https://athanatoi.livejournal.com/32698.html

https://poshyk.info/belorusskaia-vishivka/

https://dzen.ru/a/Y6HLxTnKHhQcKwXL

https://handsmake.ru/mariyskiy-ornament-uzory-znachenie.html

Просмотров работы: 2172