Орнаментальное мордовское украшение "Свадебное колье и серьги"

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Орнаментальное мордовское украшение "Свадебное колье и серьги"

Кирюхина П.М. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 1 им. П.Ф. Рябова"
Полянская Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 1 им. П.Ф. Рябова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Художественные украшения, созданные своими руками – это красиво, стильно и уникально. Особенно ценно, если эти работы отражают художественные традиции и обычаи своего народа.

Создавая изделия из бисера с характерными для мордовского народа орнаментами, мы узнаем много нового о жизни и быте мордовского народа, об уникальном женском костюме – мокшанском и эрзянском, о традициях и обрядах. Изучение бисероплетения помогает освоить разнообразные техники, её региональные особенности и символику орнамента, позволяет придумать собственные орнаментальные мотивы.

При бисероплетении необходим ювелирный подход в выполнении сложного рисунка по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные узоры в плотном расположении мотивов орнамента, характерных для мордовского народа.

Основная часть

Загадки мордовского орнамента и его элементов в бисероплетении

Богатая и своеобразная материальная и духовная культура мордовского народа формировалась в процессе сложных и разносторонних взаимоотношений его с кочевниками юга и с народами лесной полосы Восточной Европы. При этом определяющее значение с последней четверти 1 тыс. нашей эры имели контакты мордвы с восточнославянскими племенами, а затем - со сформировавшимся на их основе русским народом. Мордва, численность которой составляет свыше одного млн. человек является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи и од ним из крупных народов Среднего Поволжья.

В последнее время вопросы состава и композиции мордовского орнамента привлекают все большее внимание исследователей. Рассматриваются вопросы происхождения ряда орнаментальных мотивов, типового состава орнамента, использования его в качестве исторического источника, мы глубже понимаем историю и культуру мордовского народа.

В декоративный комплекс женского традиционного костюма у локальных групп мордвы в 19 - начале 20 века входили поясные, наручные и нагрудные украшения, а также серьги.

На гербе Мордовии можно увидеть 7 знаков-ромбов: это символы семи городов на территории республики. Популярный в Мордовии солярный знак в виде восьмиконечной розетки — символ солнца. Его можно видеть на современном флаге республики. Восьмиконечная розетка – солнечный символ тепла, добра, открытости, стабильности. Такие понятия – «духовная чистота», «стремление к добру и открытости, к свободному развитию на плодородной земле» - основное наполнение главных государственных символов Мордовской республики. О них также повествует и гимн Мордовии, содержащий три разных куплета, написанных на трёх языках, на которых говорят в республике: мокшанском, эрзянском и русском.

Способы составления мордовского орнамента

Основными среди мордовских узоров являются ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.

1. Квадрат или чаще всего ромб являются главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений и самое важное из них изобилие, плодородие.

2. Зигзаг можно считать символом воды. В мордовских мифах вода (Иневедь, то есть большая великая вода) является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.

3. Восьмиконечная звезда символизировала солнце.

4. Роговидные узоры символизировали деревья и траву. В мифологии мордвы почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза.

5. S-овидные фигуры символизировали водоплавающих птиц и конские головы.

Мордовскими орнаментами украшали в основном одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов.

Древнейший знак плодородия — земледельческий символ вспаханного поля: ромб, разделенный на четыре части. Причем в орнаменте на одежде девушек ячейки ромба оставались пустыми. У замужних женщин в центре ячеек на ромбе ставились точки: поле было «засеянным». А вот ромб с продленными сторонами, не разделенный внутри, — символ укрепленного поселения: городища. Вершины ромба часто украшались «крючком», напоминающим конские головы: это должно было говорить о том, что род может выставить большое количество вооруженных всадников, и с ним стоит считаться.

Представление сделанной своими руками работы из бисера: Орнаментальное мордовское украшение "Свадебное колье и серьги"

В выполненной мною работе представлен один из основных элементов декоративного комплекса женского свадебного костюма мордовского народа – удивительной красоты украшения с орнаментальным традиционным мордовским орнаментом из бисера: свадебные серьги и колье.

Для выполнения данного изделия из бисера первоначально готовился уникальный мордовский рисунок на бумаге, иллюстрирующий и отражающий узоры, характерные для мордовского орнамента.

Было необходимо в своем рисунке передать характерные для мордвы орнаментальные мотивы, рассчитать количество бисера в рядах для заполнения элементов узора разными по цвету бисеринками, определить цвет контура орнаментального мотива узора.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников. Исходным вариантом для получения узоров является сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. 

Работать с бисером мне очень нравится. Из бисера можно создать любые серьги – длинные, короткие, объёмные или почти невидимые. Для создания сережек и колье из бисера необходимо: бисер, тонкие иголки и нить. Нить должна быть прочной – от этого зависит качество и сохранность будущего изделия. Можно выбрать материал, в состав которого входит лавсан, синтетические нити. Можно обработать нить воском.

После создания схемы работы, нужно комбинировать цвета, чтобы работа получилась красивой, радовала окружающих, передавала особенности мордовской истории и культуры.

Для мордовского бисерного орнамента характерно графическое изображение элементов рисунка, выделение яркими цветами исходных элементов орнамента.

Работать надо с душой. Такой подход к работе позволяет сделать действительно уникальные вещи, создающие радостное настроение.

Серьги и колье из бисера являются характерным украшением женского свадебного мордовского костюма.

Заключение

Проделанная работа помогла мне изучить основные виды мордовских узоров, которые отражают явления окружающей природы, растения, плоды, животных. Полученные знания о культуре и традициях народного искусства мы попытались воплотить в своём творчестве. Уверена, что полученные мной знания и приобретенный в ходе работы опыт позволили мне лучше понять душу мордовского народа, его духовные и эстетические ценности. Воспринимая замечательные образцы народной культуры, мы становимся одухотворённее.

Считаю, что немаловажным аспектом работы является сохранение эстетической и исторической памяти о художественном творчестве мордвы, одного и самобытных и талантливых народов России.

В этой самобытности и состоит разнообразие и в то же время единство всех народов нашей великой Родины.

Список использованной литературы

Введение в мордовский народный орнамент http://zen-designer.ru/need/14-mordovskij-narodnyj-ornament

Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990.

https://flomaster.club/42954-mordovskij-uzor.html

Просмотров работы: 86