Введение.
Проблема, идея, замысел проекта
С детства я увлекаюсь литературой. И каждый раз, читая книгу, я представляю себя в образах любимых героинь.
Гипотеза:
1.Смогу ли я создать женский современный образ в стиле XIX века.
Цель моего проекта:
1.Создать женский современный образ в стиле XIX века.
Задачи проекта:
Изучение истории костюма XIX века.
Проведение маркетингового исследования для выявления спроса на проектируемые изделия
Закрепление навыков в конструировании и моделировании швейных изделий
Закрепление знаний о технологии изготовления швейных изделий
Закрепление навыков расчета себестоимости швейных изделий
Закрепление навыков использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки проекта.
2022 год объявлен годом культурного наследия России. Русская литература – это одно из ее наследий. В этом году отмечаются юбилейные даты, связанные с творчеством великих авторов. Мой проект напомнит нам об этих знаменательных событиях: 210 лет со дня рождения русского публициста и писателя Александра Герцена; 200 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Григоровича; 220 лет со дня рождения литератора, поэта и декабриста Александра Одоевского; 130 лет со дня рождения русского писателя Константина Паустовского. А когда я задумывала этот проект (в 2021 году) исполнялось 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского и Николая Некрасова, читая их произведения я и прониклась именно XIX веком.
Глава 1. Теоретическая часть
Из истории моды 19 века
XIX век, как и предыдущее XVIII столетие, – время удивительно красивых женских нарядов. Это мы видим на картинах художников того времени в фильмах, посвященных той эпохе.
Конец XVIII века – начало XIX. Господствует классицизм. Строгость линий кроя, простота форм, четкость пропорций характерна для этой эпохи. Женский силуэт – это раздутая в боках юбка, с рюшками и с оборками. Положено начало моде на фантазийные прически и парики, сложные (даже с точки зрения архитектуры) сооружения на голове.
Ампир. Наконец-то женщины перестали носить корсеты и кринолины, доставляющие им дискомфорт. Они смогли вздохнуть полной грудью.
В моду вошли легкие прозрачные платья, которые были больше похожи на шикарную штору, обмотанную вокруг женского тела.
В 30-е гг. в европейских странах в искусстве и костюме господствует стиль романтизм. Для моды романтизма характерна так называемая «романтическая небрежность», которая проявляется и в самом костюме: полупрозрачные силуэты, летящие ткани, изящные кружева... Муслин, креп, кружево — самые популярные материалы. Декором платьев были самые различные складки, буфы, кружева, и даже бусины. Все эти элементы только подчеркивали красоту и индивидуальность обладательницы наряда.
Воздушные невесомые наряды из хлопка, крепа, муслина, кружева, шелка в основном светлых оттенков сменили платья из плотной ткани с пышными юбками.
« Романтический стиль – это такой образ, который состоит из нарядов, подчеркивающих нежность и очарование девушки. Подобные ансамбли способны придать даме неповторимой легкости и загадочности…»
По форме это были простые длинные платья рубашечного покроя в греческом стиле. С маленьким объемом лифа, высоким положением линии талии, которая смещалась под грудь и часто выделялась поясом. Вырезы чаще всего квадратные, реже – закругленные, но всегда глубокие. Рукава–фонарики короткие, шарообразные, подчеркивающие линию плеч, все зависело от желания самой дамы. Для «романтичной» одежды характерны такие варианты кроя, как завышенная талия, А-образный силуэт, форма колокола — для юбок и рукавов.
Помимо этого, направление приветствует комбинацию разных объёмов – пышный низ, облегающий верх и наоборот, а также многослойность. Характерны мягкий, «деликатный» акцент на контурах фигуры, Х-образная форма.
Для поддержания лёгкости, воздушности, некой загадочности образа используются мягкие складки, различные драпировки, ниспадающие детали, асимметрия. Характерные элементы одежды — кулиски и шнуровка, ленты, оборки, воланы.
Мода 19 века в Европе по-прежнему строилась на предпочтениях Франции. Для моды второй половины 19 века характерны платья из шерстяных и шелковых тканей, репса, штофа, атласа и бархата. Расцветки самые яркие — цвет фуксии, лиловый, красный. В качестве декора – богатая вышивка, бахрома, искусственные цветы и кружево (особенно золотое). Знаменательной чертой моды в конце 19 века стал кринолин – конструкция из ивовых прутьев, металлических обручей и китового уса. Это «сооружение» надевали под нижнюю юбку, чтобы придать платью пышности.
В отличие от французского стиля, наряды русских модниц изысканнее и скромнее. Иногда они используют в своих нарядах какие-то детали и нотки из русского народного костюма: растительные мотивы, орнаменты, многослойность, вышивка, использование драгоценных камней, жемчуга, кружев в украшении нарядов знатных модниц. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани. Такой костюм считался традиционным костюмом казачек.
От него-то я и отталкивалась в выборе своих первоначальных идей
Маркетинговое исследование для выявления спроса на проектируемые изделия
Я провела опрос женщин-педагогов нашей школы: какой тип женской одежды они бы предпочли для какого-либо значимого события в своей жизни, связанном с русской культурой XIX века. По данному опросу составила таблицу (Таблица 1. Опрос общественного мнения)
Таблица 1. Опрос общественного мнения
Общее количество педагогов |
Кол-во педагогов, предпочитающих |
||
Юбки и блузы |
Платья |
Сарафан и блуза |
|
15 |
9 |
5 |
1 |
По таблице для большей наглядности построила круговую диаграмму
Диаграмма 1. Предпочтения педагогов
Из таблицы и диаграммы видно, что 60% педагогов (большинство) предпочитают носить на работу юбки и блузы, так как это очень удобно, можно изменить свой образ, поменяв элементы одежды. Кроме того, юбка наиболее практична и элегантна, а блуза добавляет образу женственности.
Я, как и большинство опрошенных тоже предпочитаю комплект из блузы и юбки (практично, можно сочетать с другими вещами), но хочется, чтобы он визуально не отличался от того образа, который я задумала.
Банк идей. Эскизы. Выбор оптимальных идей и их обоснование
На рис. 1 представлены варианты изделия
рис. 1 |
||
А В |
Б Г |
В |
Рис. 1 Вариант А.
Описание модель: Длинное, до щиколоток, платье из однотонной ткани, отрезное по талии, с центральной застежкой по кокетке передней части платья. Кокетка лифа выполнена защипами. Лиф платья с нагрудными вытачками, слегка присборен в месте соединения с юбкой. Рукава длинные, расширенные по окату, зауженные к запястью. Воротник стойка. Нижняя часть платья сильно присборена. Место талии подчеркнуто широким поясом.
Рис. 1 Вариант Б
Описание модели: Комплект, состоящий из блузы и юбки из набивной ткани.
Блуза: Длиной до бедра. Лиф с нагрудными вытачками, с центральной застежкой-молнией по спинке, воротник стойка, обработан втачными кружевами. По передней (v-образно) и задней (по кругу) части блузы выполнена двойная оборка (из основной ткани, отделанной узким кружевом и широкого кружева). Рукав длинный, расширенный к низу, с широкими манжетами, обработанными по нижней части втачным кружевом, с застежкой на навесные петли и пуговицы.
Юбка: Длинная, прямая, сильно присборена на талии, в левом соединительном шве застёжка-молния, верхний срез обработан поясом с застежкой на навесные петли и пуговицы. Низ украшен широким кружевом.
Рис. 1 Вариант В
Описание модели: Длинное, до щиколоток, платье из однотонной ткани, отрезное по талии, с центральной застежкой передней части платья. Лиф платья с нагрудными вытачками, слегка присборен в месте соединения с юбкой. Рукава длинные, пышные. На уровне предплечья вставка из широкого кружева. Узкая манжета с застежкой на 1 пуговицу. Воротник стойка. Нижняя часть платья юбка-колокол, по низу вставка из широкого кружева. Место талии подчеркнуто широким поясом.
Рис. 1 Вариант Г
Описание модели: Комплект, состоящий из блузы и юбки из набивной ткани.
Блуза: Длиной до бедра. Лиф с нагрудными вытачками, с центральной застежкой-молнией по спинке, воротник стойка, обработан втачным узким кружевом. Передняя часть блузы с отделкой широким кружевом и планкой, с имитацией застёжки на пуговицы. Рукав длинный, пышный, с широкими манжетами, с застежкой на навесные петли и пуговицы.
Юбка: Длинная, прямая, сильно присборена на талии, в левом соединительном шве застёжка-молния, верхний срез обработан поясом с застежкой на навесные петли и пуговицы. Низ украшен воланом из широкого кружева.
Сначала я решила выбрать блузу из варианта Б, но затем отказалась от двойной оборки, как украшения лифа, так как купленная мною ткань легко драпируется, но тяжеловата для ее выполнения. Вариант Г отличается от варианта Б изящной отделкой лифа кружевом и планкой со стилизацией центральной застёжки на пуговицы и со сборкой типа фонарик по окату. Юбки варианта Б и Г идентичны.
Глава 2. Технологическая часть
Сняв мерки, построила базовый чертёж юбки и блузы, выполнила моделирование и построила чертежи.
Чертежи
Таблица 2. Спецификация чертежей |
|
Масштаб М1:4 |
|
Рис. 2 |
Чертёж пояса юбки |
Рис. 3 |
Чертёж оборки юбки |
Рис. 4 |
Чертёж юбки |
Рис. 5 |
Чертёж манжета рукава |
Рис. 6 |
Чертёж воротника |
Рис. 7 |
Чертеж воздушной петли застёжек в М 1:1 |
Рис. 8 |
Чертёж рукава |
Рис. 9 |
Чертёж спинки блузы |
Рис. 10 |
Чертёж переда блузы |
Материалы
Таблица 3. Используемые материалы
№п/п |
Наименование |
Количество |
1 |
Набивной вискозный поплин |
5,5 м |
2 |
Кружево широкое |
7,00 м |
3 |
Кружево узкое |
2,00 м |
4 |
Кружево узкое |
0,5 м |
5 |
Флизелин H180 |
0,5 м |
6 |
Швейные нитки кремового цвета |
1 шт. |
7 |
Потайная молния 40 см |
1 шт. |
8 |
Потайная молния 20 см |
1 шт. |
9 |
Швейные нитки для оверлока кремового цвета |
4 шт. |
10 |
Пуговицы малые |
10 шт. |
11 |
Пуговицы средние |
10 шт. |
12 |
Белая прозрачная тесьма |
6 м |
Инструменты
Таблица 4. Используемые инструменты
№ п/п |
Инструмент |
1 |
Швейная машина |
2 |
Оверлок |
3 |
Швейные иглы |
4 |
Ножницы |
5 |
Мм бумага |
6 |
Карандаш |
7 |
Линейка |
8 |
Булавки |
9 |
См лента для измерения размеров тела |
10 |
Мел портновский |
11 |
Утюг |
12 |
Гладильная доска |
Технология изготовления юбки и блузы
Таблица 5. Технология изготовления юбки
№п/п |
Основные этапы изготовления комплекта |
1 |
Раскрой юбки |
2 |
Перевод контурных линий на парные детали |
Выполнение |
|
3 |
Навесных петель |
4 |
Боковых швов |
5 |
Застёжки (потайная молния) |
6 |
Сборки юбки по верхнему срезу |
7 |
Притачного пояса с застёжкой на навесные петли |
8 |
Сборки широкого кружева с пришиванием его к прозрачной тесьме |
9 |
Настрачивание кружевного волана по подолу юбки |
10 |
Обработки нижней части юбки узким кружевом |
11 |
Окончательной отделки (пришивание пуговиц) |
12 |
Влажно-тепловая обработка |
Таблица 6. Технология изготовления блузы
№п/п |
Основные этапы изготовления комплекта |
1 |
Раскрой блузы |
2 |
Перевод контурных линий на парные детали |
Выполнение |
|
3 |
Обработки передней части широким кружевом и вертикальной центральной планкой |
4 |
Плечевых швов |
5 |
Центральной застёжки по спинке (потайная молния) |
6 |
Воротника-стойки с втачным узким кружевом |
7 |
Боковых швов и швов рукава |
8 |
Присборивание рукава по верхнему и нижнему срезу |
9 |
Манжет рукава с застёжкой на навесные петли |
10 |
Втачивания рукава |
11 |
Обработки нижнего среза |
12 |
Окончательной отделки (пришивание пуговиц) |
13 |
Влажно-тепловая обработка |
Схемы обработки швейных узлов.
Рис. 11
5
Таблица 7. Наименование узлов |
|
1 |
Схема обработки вытачек |
2 |
Схема обработки молнии и воротника |
3 |
Схема обработки среза застежки рукава |
4 |
Схема обработки манжет блузки |
5 |
Схема вшивания в пояс и манжеты навесных петель |
6 |
Схема выполнения сборки |
7 |
Схема вшивания оборки в тесьму |
8 |
Схема обработки нижнего среза юбки |
Глава 3. Эколого-экономическая часть.
3.1. Экономическое обоснование
Таблица 7. Расчет затрат на материалы
№ п/п |
Материалы |
Стоимость |
||
За единицу (руб.) |
Кол-во |
Затраты (руб.) |
||
1 |
Набивной вискозный штапель |
500,00 |
2,70 м |
1 350,00 |
2 |
Кружево широкое |
128,00 |
4,50 м |
576,00 |
3 |
Кружево узкое |
18,00 |
3,50 м |
63,00 |
4 |
Тесьма белая капроновая |
9,00 |
3,00 м |
27,00 |
5 |
Флизелин H180 |
210,00 |
0,3 м |
63,00 |
6 |
Швейные нитки кремового цвета |
60,00 |
1 шт. |
60,00 |
7 |
Потайная молния 40 см |
150,00 |
2 шт. |
300,00 |
8 |
Швейные нитки для оверлока кремового цвета |
45,00 |
4 шт. |
180,00 |
9 |
Пуговицы малые |
10,00 |
10 шт. |
100,00 |
10 |
Пуговицы средние |
12,00 |
10 шт. |
120,00 |
ИТОГО: |
2 889,00 |
Стоимость подобного исторического платья на рынке предложений индивидуального пошива составляет от 10 000 рублей. Прокат такого платья стоит 3000 рублей.
Амортизационные затраты не учитывались, т.к. оборудованию больше 5 лет. Затраты на производство тоже, так как работа не доставляла никаких отрицательных эмоций.
Затраты на электроэнергию: в Интернете нашла информацию, что на производство юбки в ателье в среднем затрачивается 6 ч., блузы – 9 ч., из них на конструирование, моделирование и раскрой – 3 ч, на ВТО – 0,5 ч. Мощность э/лампочки освещения – 60W, мощность швейной машины – 40W, эл/лампочки швейной машины – 15 W, утюга – 1400 кW. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области 4,94 руб.
W= 0,04 12 + 0,015 12 + 0,06 15+ 1,4 0,5 = 2,26 кW
С(эл)=4,94 2,26 = 11,16 рублей
Итого: 2 889,00 + 11,16 = 2 900,16 рублей
Стоимость расходов на комплект одежды для пошива моего современного комплекта в стиле XIX века ниже стоимости подобных изделий на рынке предложений примерно в 3 раза
Экологическое обоснование проекта
Материалы, из которых изготовлены все изделия проекта, искусственные и синтетические. Их применение не вызовет никаких отрицательных последствий для природы и человека. Такая ткань прочна, гигиенична, легка и имеет достаточно длительный срок службы, она удобна в носке, легко стирается и утюжится. Обрезки, оставшиеся после кроя, пойдут на поделки для кружка «Куколки», который ведет мой учитель технологии.
Глава 4. Заключение
4.1. Описание окончательного результата
Юбка из вискозного набивного штапеля кремового цвета с цветочным рисунком, длинная, прямая, со сборкой на талии типа «татьянка». В левом соединительном шве застежка на потайную молнию. Верхний срез обработан втачным поясом с застежкой на 3 воздушные петли и пуговицы. Низ украшен оборкой из широкого кружева. Нижний срез обработан узким кружевом швом вподгибку с открытым срезом. (рис. 12)
Блузы из вискозного набивного штапеля кремового цвета с цветочным рисунком свободного силуэта длиной до середины бедра, длинным рукавом, воротником стойка.
Перед блузы с отделкой широким кружевом и планкой с имитацией застёжки на 10 пуговиц, распложенных парами.
Спинка блузы с центральной застёжкой на потайную молнию.
Рукава втачные, длинные, со сборкой типа фонарик по окату, с широкими манжетами с застёжкой на 5 воздушных петель и пуговиц.
Декор – верхняя часть воротника обработана узким кружевом (рис. 12)
Рис. 12
Вывод.
Поставленная цель достигнута.
Изделие соответствует названию проекта: «Женский современный образ в стиле 19 века»
Он мне впору, и, значит, я справилась с поставленной задачей.
Создавая данный проект, я использовала знания в математике, черчении, экономике, материаловедении, рисовании, технологии, экологии и эстетике.
Комплект соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, так как сшит из искусственных и синтетических материалов, обладающих гипоаллергенными свойствами.
Некоторые технологические операции по пошиву я выполняла впервые: выполнение воротника стойки с узким кружевом; выполнение навесных петель; отделка изделия широким кружевом.
Закрепила свои умения и навыки, полученные ранее: соединение деталей различными швами; обработка краевых срезов швом вподгибку с открытым срезом; вшивание потайной молнии; выполнение манжеты рукава; отделка изделия узким кружевом
Данный комплект, несмотря на то, что выполнен в стиле XIX века, вполне соответствует перспективным тенденциям современной моды. Мода 2022 говорит «да» супер-комфортным тканям, мягким фактурам и простым силуэтам. Игра с многослойностью и наслоением разных фактур является одним из ключевых трендов этого года. Модные дизайнеры в 2022 году сделали ставку на женственность и нарядную одежду. Главное выбрать то, что будет работать на вас и останется с вами на несколько лет, смотреть на модные тренды как на новые идеи, которые можно интерпретировать в своем стиле, а не на модный диктат.
Педагоги дали хорошую оценку моей работе.
Я с удовольствием надену его на какое-нибудь важное для меня мероприятие
Используемая литература:
Л.В. Мельникова и др. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл. сред. Общеобразоват. Шк./Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с., 0,5 л.ил.: ил.
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 6 кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2013.– 254, [2] c.: ил.
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 8 кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2015.– 256, [2] c.: ил.
И.А. Жукова Т.Б. Нессирио. Технология изготовления изделий платьево-блузочного ассортимента. Часть 1. Учебное пособие. СПбГУТиД, Санкт-Петербург. 2012
https://пошив.рус/blog/43076-vremya-poshiva
https://milanstyleguide.com/blog/30-fashion-trend-vesna-leto-2022/
https://mydocx.ru/9-93326.html
https://patterneasy.com/
https://puzzleit.ru/puzzles/view/230473
https://ruvera.ru/rus_odezhda
https://videoforme.ru/wiki/moda-i-stil/istorija-zhenskoj-mody-19-veka