Кукольный спектакль по башкирской легенде "Как возникли Луна и Уральские горы"

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кукольный спектакль по башкирской легенде "Как возникли Луна и Уральские горы"

Юдахина С.А. 1
1МАОУ "Лицей №21"
Лиханова Е.Н. 1
1МАОУ "Лицей №21"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последнее время в Республике Башкортостан заметно возрос интерес к изучению культуры родного края. Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является воспитание любви к родному краю, к родному городу, развитие стремления изучить культуру своего народа.

Для выполнения этих задач используется один из самых популярных и увлекательных направлений – театрализованная деятельность. Детство каждого ребенка начинается с кукольных спектаклей. Кукольный театр является эффективным средством воздействия на ребенка, способом развития его творческих способностей, художественного вкуса. Смотря и проигрывая спектакли, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате такой деятельности он чему-то учится. Играя, школьник оказывается в обстановке непринужденности, и она помогает в повторении и закреплении пройденного материала.

Цель работы: визуализация башкирского фольклора через кукольный спектакль.

Задачи:

Изучить башкирский фольклор на примере легенды «Как возникли луна и уральские горы»;

Подготовить необходимый реквизит для постановки кукольного спектакля по легенде «Как возникли луна и уральские горы»;

Проиграть кукольный спектакль по легенде «Как возникли луна и уральские горы» в 1-4 классах.

Методы исследования: изучение учебно-методической литературы и метод наблюдения за деятельностью младших школьников в ходе спектакля.

Объект исследования: театр как важнейший фактор организации процесса обучения школьников.

Предмет исследования: влияние кукольного театра на качество усвоения учебного материала на уроках литературного чтения по изучению родного края.

Гипотеза. спектакль помогает лучше воспринять информацию. С помощью постановки кукольного спектакля по легенде «Как возникли луна и уральские горы» учащиеся 1-4 классов познакомятся с историей и культурой башкирского народа, проявят интерес к дальнейшему изучению легенд Башкортостана.

Актуальность. спектакль интересен ученикам начальной школы в изучении нового материала.

Практическое значение работы в том, что постановка кукольного спектакля может быть использована как учителем на уроке, так и дома для повышения и закрепления знаний о родной республике.

1.Теоретическая часть

Главным для хорошего результата в обучении является правильно выбранный подход к ведению урока. В возрасте 7-9 лет первостепенное значение играет интерес самого ребенка, а дети любят играть и смотреть театральные постановки, поэтому важно использовать эти методы в обучающем процессе в ходе изучения материала. В этот период закладываются мотивация и интерес к учебе. Поэтому важно, чтобы школьник почувствовал себя частью процесса и этот процесс был ему интересен-это является залогом успешного обучения.

Кукольный театр должен рассмотреть темы, связанные с жизнью самих детей, их семьей, праздниками и с культурой родного края. В целом, темы для изучения родного края должны соответствовать возрасту и интересу детей и охватывать широкий спектр вопросов.

Башкирский фольклор

В истории башкирского народа предания и легенды занимают особое место, так как вся история нашего народа хранится именно в его фольклоре. Легенды довольно точно отражают историю башкирского народа.

Легенда – это жанр несказочного прозаического фольклора, который подразумевает повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества.

2.1. Кукольный театр

Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. В истории всех народов кукольный театр берет свое начало из религиозных мистерий. Еще в глубокой древности, во время религиозных церемоний, человечество начало употреблять фигуры богов-истуканов. С течением времени эти, вначале неподвижные, изображения начали изготовляться движущимися, и согласно описанию древних историков, во время религиозных церемоний толпой шли жрецы, неся на плечах изображения божеств, которые, исполняя элементарные движения, непрерывно двигали головой и руками. Впоследствии эти религиозные изображения движущихся кукол в дни празднеств начали разыгрывать самостоятельные религиозные действа [1].

        Исходя из материала, кукла – это предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Автор методики куклотерапии, Л.Ф. Войцехович, объясняет роль куклы следующим образом - «Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей» [2; 3].

     Соответственно, театр кукол – это вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские). Они приводятся в движение с помощью актеров-кукловод, которые чаще всего скрыты от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки, перчаточные, тростевые куклы и т.д. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

2. Практическая часть

2.1 Необходимость применения кукольного спектакля по изучению башкирского фольклора

На уроках окружающего мира была изучена культура народов Российской Федерации. Особый интерес был проявлен к изучению родного края Республики Башкортостан. На уроках литературного чтения параллельно изучали устное народное творчество. Внимание привлекла легенда «Как образовались Луна и Уральские горы».

Был проведен опрос среди учащихся 3Б класса на знание башкирского фольклора. Ребята отвечали с помощью сигнальных карточек, которые учитель использует на уроках для контроля знаний. Были заданы вопросы про устное народное творчество, а ученики поднимали карточки с красным цветом, если не знали ответ на поставленный вопрос и с зеленым, если знали верный ответ. Таким образом, было выявлено, что большая часть класса (20 человек из 30) (рисунок 1) нуждается в помощи по изучению фольклора Башкирии. И было принято решение изготовить кукольный спектакль и проиграть его в классах начальной школы.

Рисунок 1

2.3 Изготовление кукольного театра

Для постановки кукольного спектакля необходим следующий реквизит (Таблица 1):

Декорации (фон природы, солнце, луна, горы, стрелы, люди) были выполнены в технике акварель и гуашь на акварельной бумаге А2. Предварительно были выполнены эскизы рисунков. Сделано два рисунка формата А2 для заднего фона: что было до попадания стрелы Урала в солнце, и после. Луна, горы, стрелки были нарисованы отдельно и прикреплялись на основной фон декораций. Стрела батыр Урала была выполнена отдельно из картона и цветной бумаги.

Главные герои (хан, принцесса и батыр) были сшиты в виде кукол. Для этого были изготовлены выкройки для каждой части тела и одежды кукол. Затем перенесены на ткань. Вырезались все детали и прошивались вручную при помощи шва «Назад иголкой». Детали тела (туловище, руки, ноги, голова) были вывернуты и наполнены наполнителем (синтепух) до необходимого объема. Затем, используя «Петельный» шов, зашивалась оставшееся отверстие. Все детали туловища сшивались между собой. Далее куклу одевали в сшитую одежду. Волосы приклеены на термоклей, а лицо украшено с помощью маркеров.

В качестве ширмы был использован плед, натянутый между двумя стульями.

Таблица 1

   
   
   

2.4 Проигрывание кукольного спектакля

14 октября сыгран кукольный спектакль в 1В, 2Б и 3Б классах (рисунок 2). Ученики зарядились положительными эмоциями, проявили интерес к дальнейшему изучению башкирского фольклора. Многим стало интересно, как же на самом деле возникли Луна и Уральские горы.

После был смонтирован видеролик для того, чтобы можно было в любой момент использовать для учебного процесса. В дальнейшем планируется привлекать учеников для постановки спектакля по всему башкирскому фольклору.

Р исунок 2

Заключение

В ходе проведенного исследования удалось решить поставленные задачи и сделать следующие выводы:

Изучен башкирская легенда «Как возникли Луна и Уральские горы»;

Подготовлен необходимый реквизит для постановки кукольного спектакля по легенде «Как возникли луна и уральские горы». Нарисован на формате А4 фон в технике гуашь, сшиты 3 куклы с одеждой, используя швы «Назад иголкой» и петельный;

Проигран кукольный спектакль по легенде «Как возникли луна и уральские горы» в 1-4 классах, а также снят видеоролик для дальнейшего использования при изучении культуры Башкортостана.

Моя гипотеза подтвердилась. Учащиеся с интересом воспринимают информацию и хорошо ее запоминают через театральные постановки.

Список использованных источников и литературы

История культурного театра // летопись – исторический проект.  URL: http://biofile.ru/his/12939.html    

Большая Советская Энциклопедия / под. ред. А. М. Прохорова – Москва: «Советская Энциклопедия», 1976г. - 600 с., 27 л. илл., 3 л. карт.

Эмоциональное развитие через работу с куклой // выступление на профессиональной мастерской. URL: http://www.diagnoz-educentr.ru/files/427/kukloterapiya.pdf

Приложение № 1

Видеоролик «Как возникли Луна и Уральские горы»: https://disk.yandex.ru/i/rKfhOmfJOIAHeQ

Просмотров работы: 37