ВВЕДЕНИЕ
Проектно-исследовательская работа «Русский народный костюм», посвящена моему увлечению – работе с тканью, нитками, тесьмой и другими материалами. Я очень люблю играть в куклы. Я представила себя модельером и решила изготовить платье для куклы. На уроках окружающего мира я узнала, что в Древней Руси носили разнообразную одежду, сделанную собственными руками из натуральных материалов. Но как именно, из чего, и каким образом – вопрос для меня остался так и не раскрытым.
Меня это заинтересовало, и я принялась изучать одежду древних славян.
В начале работы я стала задумываться над следующими вопросами:
Из чего изготавливалась женская одежда древних славян?
Какова одежда древних славянок?
Из чего состоял костюм или платье женщины?
Существуют ли модели славянской одежды в современной моде?
Удобна ли такая одежда?
Цель
1. Изучить историю славянского костюма.
2. Провести анализ старинного костюма.
3. Изготовить платье для куклы в славянском стиле.
4. Подготовить презентацию проектно-исследовательской работы
Гипотеза: одежда славян красивая, яркая, используются детали в современных платьях.
Объект исследования: одежда древних славян и современных моделей одежды.
Предмет исследования: история славянского платья, способы изготовления платья своими руками для куклы.
Методы исследования:
• изучение информации по теме;
• анализ полученных данных;
• наблюдение за одеждой, которую носят сейчас.
• поиск способов изготовления платья из грубого натурального материала;
• оформление платья различными деталями.
Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, остатки грубых натуральных тканей, тесьмы, ткани разных расцветок, журналы современной одежды.
Практическая значимость: моё исследование заключается в том, что я сравнила одежду прошлого и настоящего, содержание моей работы можно использовать как материал к урокам изобразительного искусства и технологии.
Основная часть
ГЛАВА 1. Одежда древних славян
1. 1. Из чего изготавливалась женская одежда древних славян?
Изучая данные древних времен известно, что первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей.
Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно.
Сукно, сермяга или власяница – это шерстяная ткань, которая начала использоваться в XI—XIII вв. В каждой славянской семье женщины занимались ткачеством и прядением с помощью веретен.
Разумеется, что богатая племенная знать и князья покупали заморские ткани, например византийскую шелковую материю.
1.2. Одежда древних славян
Древняя одежда славян значительно отличалась от одежды соседних народов. По письменным свидетельствам, а также археологическим материалам мало что известно про женскую одежду. По поздним данным можно судить, что в основном это были длинные рубахи (примерно до колена), иногда украшенные вышивкой и узорами из ткани. Рубахи были повседневные и праздничные, похоронные и свадебные, вороженные и покосные.
1.3. Костюм знати и простолюдинов. Основа славянского костюма
Женский костюм включал в себя рубаху (иногда не одну - была ещё исподняя), набедренную одежду - панёву, пояс, обувь, головной убор и украшения. Головные уборы были различны для девушек и замужних женщин. Всем известный кокошник появился только в 13 веке и был, опять же, заимствован у фино-угорских народов. Славянки носили особый головной убор с рогами, называемый кикой. Кстати, кика сохранилась в рязанском костюме.
Костюм знати и простолюдинов отличался только качеством ткани, из которой были сшиты те, или иные его предметы. Крой и вид был совершенно одинаков. Рубахи одного и того де фасона, если можно так выразиться, носили и цари, и простые крестьяне.
РУБАХА.
Основу русского костюма, как мужского, так и женского, составляет рубаха. Само слово "рубаха" происходит от древнеславянского "руб" - грубая ткань. Отсюда и "рубище" - одежда из грубой ткани.
Изначально покрой рубах был туникообразным - ткань перегибалась пополам по утку и в месте сгиба прорезывалось отверстие для головы. В последствии такой покрой сохранился у мужских рубах, как было сказано ранее. А у женщин такие рубахи сохранились только как погребальная одежда. Погребальная и свадебная одежда, как и вообще одежда имеющая обрядовое значение, особенно долго сохраняла свои архаичные черты. Например при изготовлении "смертяных" рубах ткань не резали ножницами, а рвали руками. Шили их втыкая иглу от себя, швы не заделывали, узелки на нитках не завязывали. На горловине вместо пуговицы пришивали завязки.
Мужские рубахи-косоворотки были двух типов - с косыми боковыми вставками, когда подол несколько расширялся и с прямыми. Мужские рубахи украшались меньше, чем женские. Исключение - северные рубахи.
Женские рубахи были двух типов - с поликами и без поликов. Полики - это плечевые вставки.
Рубахи с поликами были двух типов - с прямыми и с косыми поликами. Рубаха с косыми поликами бытовала в местах, где носили комплекс одежды с панёвой.
Каргопольская рубаха была без поликов.
Панева
Панёва - это самая древняя часть одежды. Это род юбки, хотя назвать её юбкой было бы неправильно. Сарафаны появились на Руси не ранее 16 века.
К 19 веку в России бытовало 4 женских костюмных комплекса, имевших внутри своего распространения свои особенности.
КОМПЛЕКС С САРАФАНОМ. Бытовал на большинстве территории России: за Уралом и на Урале, в Северной и Центральной России. Комплекс с сарафаном включал в себя рубаху с прямымиполиками, или без поликов, сарафан, пояс, передник, обувь, головной убор.
КОМПЛЕКС С ПАНЁВОЙ. Бытовал ограниченно на территории южных и частично центральных губ. России, где соседствовал с сарафанным комплексом. В Рязанской и Воронежской губерниях, например, сарафан считался девичьей одеждой, а панёва - женской. Её так и называли - "бабья кабала". Комплекс с панёвой включал в себя рубаху с косыми поликами, панёву, пояс, передник, обувь, головной убор типа "сороки".
САРАФАНЫ
Сарафаны, как уже говорилось, были самые разные. По крою различались прямые, или круглые сарафаны - их шили из нескольких прямоугольных полотнищ, которые присборивались в складки сверху и косоклинные - сбоков вставлялись клинья.
1.4. Сравнительный анализ старинных и современных платьев.
Что представляет собой славянский стиль одежды?
Для русского национального или славянского костюма характерные общие черты, например, изысканные узоры и простой покрой. Признаки, по которым можно идентифицировать славянский стиль устанавливались на протяжении нескольких веков. Важное значение оказывало географическое расположение. Одежда жителей Ярославля будет выглядеть несколько иначе, нежели жителей северных районов. Это не удивительно, ведь и климат, и сами люди в этих городах все же разные.
Традиционная одежда славян имеет определенную символику, которая присутствует в национальных костюмах. Символы придумывали сами жители в зависимости от среды обитания и потребностей в защите. Самыми популярными славянскими символами являются следующие:
Берегиня. Олицетворяет языческую богиню, которую древние славяне считали прародительницей и создательницей всего живого. Берегиня охраняет человеческий род.
Мировое древо. Этот символ – ничто иное как очень сильный оберег, который по значению приравнивается к могуществу Беригини.
Орепей. Символ выражен в перекрещивающихся ромбах, что трактуется как душевное равновесие, благополучие и счастье.
Мировая гора. Славянская мифология характеризует это место как центр миров, который посещают мудрые существа-полубоги, достигшие духовного уровня. Мировая гора позволяет обрести бессмертие и человеческое счастье.
Колард. Является признаком обновления и огненного преображения. Данный оберег был популярен среди молодоженов, поскольку позволят обрести им здоровое потомство.
В чем актуальность славянского стиля одежды в современной моде?
Славянская мода – возвращение к исконным русским традициям и способ выделиться в мегаполисе своим видом. Речь не идет о полном облачении в кокошники и сарафаны, ведь в луке могут присутствовать и современные элементы – джинсы, жакеты, туфли на каблуке.
Славянский стиль набирает популярность среди женщин в летнее время года, когда хочется носить удобную одежду из качественного натурального материала. В такой одежде Вы чувствуете свободу движений, чувствуете комфортную температуру тела. Славянский стиль очень актуален среди творческих личностей, которые таким образом могут выразить себя и свое настроение.
ГЛАВА 2. Выполнение творческой работы.
2.1. Последовательность работы
План выполнения проекта
подготовить ткань и необходимые материалы
изготовить выкройки для пошива
работа с ножницами и бумагой
перенос выкройки на ткань
2.2. Охрана труда
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (шитье. вышивка)
все мелкие детали хранятся в специальных пакетиках
во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками
длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до логтя
использовать при шитье наперсток
во время работы не оставлять лезвие ножниц открытыми.
Материалы и инструменты
Бумага, линейка, карандаш, мел
Ножницы, иглы
Остатки грубых натуральных тканей
Тесьма
Ткани разных расцветок
Журналы современной одежды.
2.3. Социологический опрос
Чтобы узнать знают ли сверстники, как одевались наши прабабушки, я провела исследование и выяснила, что…
80% - не знают
20% - не задумывались об этом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа «Платье для куклы» - моя первая проектно-исследовательская работа. В ходе её я училась делать сравнительный анализ, разрабатывать модель платья. Много сил уделила подбору материала для составления аналитической работы и практической работе при изготовлении платья.
Изучив информацию, проделав практическую работу, пришла к выводу, что одежда древних славян была достаточно красивая, интересная, практичная, подчеркивающая статус и жизнь человека, а также актуальна и в современной моде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси.СПб.: ДетствоПресс, 2002
2. Криектов А.Е. Народные промыслы.М.:Белый город, 2004
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.СПб.: ДетствоПресс, 2008
4. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М.: Просвещение, 2008
5. Неботова З., Игрушки – сувениры.М.: Эксмо: СПб.: Валерии, 2004
Источник: http://womanadvice.ru/odezhda-drevnih-slavyan