Введение
В современном мире особую популярность приобретает современное искусство, которое отрицает ментальные корни, вытесняя промысловые узоры в городах России, активно проникая в область декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Именно поэтому пришло решение изучить стрит-арт и оп-арт, изготовить авторские работы на космическую тему, понять причину особого интереса русских художников к этим направлениям современного искусства. Исследовать возможность сочетания стрит-арта и оп-арта с народными промыслами России, для предотвращения американизации русской культуры, привлечения внимания к народным промыслам России.
Стрит-арт – это одна из форм современного искусства, определяющая не технические возможности, манеру исполнения и уровень мастерства художника, а идею, привлекающую внимание зрителя. Эта особенность стрит-арта позволяет считать его концептуальным жанром искусства. Стрит-арт появился в конце ХХ века в крупных мировых центрах.
Стрит-арт (англ. Street art, или уличное искусство) — это разновидность современного изобразительного искусства, в котором фоном для размещения работ художников служит окружающее людей пространство городов. Многие произведения стрит-арта имеют ярко выраженную социальную направленность и носят протестный характер. Представители этого искусства создают уличные шедевры не только для самовыражения, но и с целью привлечения внимания общественности к важным повседневным проблемам.
Стрит-арт — многогранное искусство. В нем нет четких правил и норм, зато есть притягательное ощущение свободы творчества. Уличное искусство всегда открыто для огромного количества обычных людей, а не спрятано в глубине залов музеев, выставок и галерей.
Оптическое искусство (оп-арт - сокращённый вариант от англ. optical art – оптическое искусство) - художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
В искусстве и науке изучение будущего времени сливаются только внутри русского космизма.
Актуальность: стрит-арт основательно вписался в рамки города, взаимодействуя с городским пространством, меняя облик и назначение элементов инфраструктуры, обеспечивая коммуникацию с широкой аудиторией. В отличие от музейного, уличное искусство достаточно эфемерно (непрочно), активно «циркулирует в городском пространстве».
Калуга – уникальный город, «колыбель космонавтики», это отражено в уличном искусстве. Улица свободна от цензуры, авторы смело затрагивают политические, социальные, морально-нравственные проблемы. Стрит-арт и оп-арт улучшает внешний облик города, делая разнообразней визуальную среду, или наоборот это вопрос? Многие стрит-арт и оп-арт объекты недолговечны, решением проблемы могут быть книги, каталоги, открытки, календари и т.д.
Взаимопроникновение стрит-арта, оп-арта и узоров народных промыслов России способствует популяризации и сохранению культурного наследия в сочетании с современными тенденциями в искусстве.
Цель работы: исследование возможности сочетания стрит-арта и оп-арта, на основе сравнительного анализа,пробуждение интереса к культурному наследию России через сочетание узоров народных промыслов России с направлениями современного искусства.
Задачи:
1. Сделать исторический анализ стрит-арта и оп-арта.
2. Определить правовую составляющую стрит-арта и оп-арта.
3. Провести сравнительный анализ особенностей стрит-арта и оп-арта.
4. Отразить слияние стрит-арта и оп-арта в авторских работах.
5. Представить макет стрит-арт и оп-арт открыток в сочетание с промысловыми узорами.
Предмет исследования: структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности стрит-арта и оп-арта, как эстетический ресурс для сочетания с промысловыми узорами России.
Объект исследования: стрит-арт и оп-арт, их сочетание с промысловыми узорами России.
Гипотеза: взаимопроникновение узоров народных промыслов с современным искусством способствует усвоению культурного наследия России и пробуждению интереса к нашему наследию на международной арене.
Методы исследования:
теоретический: анализ литературы, сравнительный анализ, комплексный (междисциплинарный анализ), типологический.
практический: наблюдение, изучение объектов, сравнение, сопоставуление работ для классифицирования, создание стрит-арт и оп-арт работ с элементами росписей народных промыслов России на космическую тему.
Новизна: в процессе исследования были изготовлены авторские стрит-арт и оп-арт работы с элементами народных промыслов России на космическую тему.
Теоретическая база исследования: культурологический анализ в городском пространстве представлен в работах Н.А. Цыгиной, Н. Самутиной, О. Запорожец, проблемы генезиса – И.С. Кудряшов, сопоставляющий англо-американскую и французскую традиции, феномен, как искусство – А.Ю.Заславская и Д. Голынко-Вольфсон, взаимосвязь стрит-арта и оп-арта с городом и его жителями – А.А. Егорова, основные направления и тенденции развития – И. Поносов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
I. Глава I. История возникновения стрит-арта и оп-арта
1.1. Возникновение стрит-арта и оп-арта
Стрит-арт История стрит-арта берет свое начало с древнейших времен. Неизвестные уличные художники с давних пор украшали стены домов и заборов рисунками или надписями во всех уголках Земли. Но этот вид искусства обычно находился под строгим запретом властей, а его последователей жестоко карали за нарушение закона. В начале 1980-х американские власти нашли грамотное решение проблемы — стрит-арт получил официальное признание как новый вид искусства. Начали массово проводить выставки работ художников, а на улицах городов появились специализированные площадки для творчества. Одновременно усилилась борьба с бесконтрольной раскраской городских районов, создавались многочисленные общественные организации противников уличного вандализма. Классический (американский) подход 1920 – 1970 гг. – возникновение предпосылок граффити в виде примитивных надписей и тегов («Kilroywashere!», «Taki 183» и т.д.) ; 1970 – 1980 гг. – протестный характер граффити, «борьба стилей» в Нью-Йорке и последующее совершенствование навыков граффитчиков; 1980 – 1990 гг. – последование на государственном уровне райтеров, переломный момент, характеризующийся появлением новых техник, зарождение стрит-арта; 1990 – 2000 гг. – развитие уличного искусства во всевозможных сферах, граффити существует одновременно со стрит-артом как одно из его направлений. Французский (нетрадиционный) подход Первые проявления опмсаны в работах французского фотографа Брассая 1930 – 1940 – х г.,найденные рисунки и надписи к примитивному искусству и к творчеству пациентов психиатрических клиник. По мнению фотографа граффити были схожи с африканским искусством «животной» энергией и стилистическими элементами, которые впечатлили в том числе и Пабло Пикассо. Протестные студенческие выступления в мае 1968 г., обусловленные социально-экономическим кризисом во Франции, были катализатором возникновения уличного искусства. На стенах Парижского университета на стенах Сорбонны студенты разместили ироничные антикапиталистические лозунги «Запрещено запрещать», «Пришел, Увидел. Поверил», «Вся власть воображению!», оказывая моральную поддержку митингующим посредством граффити. По мнению Игоря Поносова, демонстрации и забастовки способствовали появлению граффити, корое стало олицетворением культурной революции. На уличное движение влиял ситуанистский интернационал – авангардное объединение, цель – трансформация радикального художественного жеста в радикальный политический, соединяя искусство и политику. Важным в становлении стрит-арта введенное идеологами интернационала Ги Дебором и Иваном Щегловым понятие «психогеографии» для осмысления урбанистического ландшафта, значительная роль отводится месту будущей работы. Французские рейтеры отличались от американских наличием высшего образования. |
Оп-арт «Первые опыты в области Оп-арта относятся к концу XIX в. Уже в 1889 г. в ежегоднике "Das neue Universum" появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson)». [8] Он создал иллюзию движения на плоскости чёрно-белых концентрических окружностей. Профессор пытался разобраться в том, как именно строится восприятие зрительных сигналов. Мозг собирает и систематизирует все увиденное в упрощенную схему, отказываясь воспринимать то, что в нее не вписывается. Но это научное исследование особенностей зрения, а не искусство. |
1.2. Первые стрит-арт и оптические художники
Стрит-арт Первые художники стрит-арта: В середине 1970-х в нью-йоркском стрит-арте появляются первые художники в полном смысле этого слова - Ли Киньонес и Жан-Мишель Баскиа. Киньонес, разрисовывавший старые машины и целые вагоны нью-йоркского метро, стал одним из главных участников первой выставки стрит-арта в Америке, состоявшейся в Вашингтоне в 1981 году. Что касается Баскиа, то в 1980-х годах он стал одним из первых представителей стрит-арта, превратившихся в серьезных художников, признанных арт-сообществом. Основные центры стрит-арта - это, конечно, Нью-Йорк, Париж. Имена даже самых известных уличных художников, до сих пор не знает никто, и прежде всего это относится к Бэнкси. Бэнкси стал настоящей суперзвездой стрит-арта. Работы Бэнкси обладают всеми признаками искусства как творческого воспроизведения действительности - они талантливы, злободневны и остроумны. Он не только популярен, но и коммерчески успешен. Наибольший вклад в развитие этого искусства внесли: Бэнкси (Banksy) — неизвестный английский художник, проживающий в Бристоле и скрывающийся под псевдонимом. Всемирно знаменит острой социальной тематикой своих работ. Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) — знаменитый французский уличный художник, признанный мастер трафаретного стрит-арта. Активный противник расизма . Баския рано познал громкую славу, но умер в возрасте 27 лет от передозировки наркотиков. Сегодня цена его лучших работ на самых престижных арт-аукционах исчисляется десятками миллионов долларов. C215 — самый знаменитый французский уличный художник, специализирующийся в портретном жанре. Часто путешествует по миру и создает уникальные трафаретные работы в крупных мегаполисах по просьбе местных властей. Особо любит изображать кошек и единственную дочь Нину. Шепард Фейри (Shepard Fairey) — мастер политического плаката в стрит-арте. Его постер Hope («Надежда») с необычным по замыслу портретом Барака Обамы в 2008 году не только принес художнику широкую известность, но и значительно повлиял на президентскую кампанию в США, изменив настроения избирателей. |
Искусство оп-арт Всемирную известность оп-арт получил в 1965г, после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году в Болонье, демонстрировались произведения художников этого направления: Виктора Вазарели, Еннио Финци и других. «Самым знаменитым оптическим художником Европы становится живущий в Париже венгр Виктор Вазарели» [2, с. 122.] |
1.3. Развитие стрит-арта и оп-арта в России
Стрит-арт В России стрит-арт возникает в конце 1990-х - начале 2000-х гг. как продолжение художественных практик граффити, в его последующем становлении и развитии выделяются три периода: 1995-2005 гг. - становление художественного явления; 2005-2015 гг. - развитие и общественное признание; 2015 г. - по настоящее время - активное внедрение в информационно-медийное пространство, в сферу искусства и дизайна, институциональное признание. |
Искусство оп-арт «Первые опыты в области Оп-арта относятся к концу XIX в. Уже в 1889 г. в ежегоднике "Das neue Universum" появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson)». [8] При помощи созданных на листе эффектов парения, перемещения контрастных линий, профессор пытался разобраться в том, как именно строится восприятие зрительных сигналов. Всемирную известность оп-арт получил в 1965г, после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году в Болонье, демонстрировались произведения Виктора Вазарели, Еннио Финци и других. Виктор Вазарели исследовал воздействие этого искусства и его применение в архитектуре и дизайне, что привело к огромному расцвету оп-арта в рекламе и дизайне. Художники стали использовать ткани и прозрачные материалы для усиления зрительного эффекта. Художники шестидесятых систематизировали опыт и расширили области применения оп-арта в повседневной жизни. Начиная с картинной плоскости, композиционных решений (Дебур Гарсия-Росси, Собрино Ле Парк, Демарко Морелле) и переливающихся эффектов (Морелле, Сото, Стейн). Оп-арт приобретает интернациональный характер в разных странах образуются целые группы художников: в Италии (Альвиани Де Векки, Коломбо Мари), Испании (Дуарте Ибаррола), Германии (Хаккер Мак Гравениц) Швейцарии (Тальман Герстнер), России (Вячеслав Колейчук). |
II. Сравнительный анализ стрит-арта и оп-арта
2.1. Особенности стрит-арта и оп-арта
Стрит-арт Стрит-арт – это не изображения, это множество разнообразных по форме высказываний. Стрит-арт как явление – один из знаков современности. Автор думает не только о том, что сказать и что его подталкивает к этому высказыванию, но и о том, как и кем оно будет воспринято. Стрит-арт нужно видеть. И лишь только потом говорить о нем. |
Искусство оп-арт Оптическое искусство — искусство зрительных иллюзий. Художники оп–арта создают свои произведения, обращаясь к разуму человека. Изображение формируется в голове зрителя. Зрительные иллюзии в оп-арте достигаются путем введения в изображение ритмических графических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. При создании рисунка в стиле оп-арт используются элементы – точка, линии, геометрические фигуры. Свет и динамические конструкции усиливают эффект воздействия. |
2.2. Виды стрит-арта и оп-арта
Стрит-арт объединяет в себе множество различных видов, среди которых наиболее известны людям: Надписи. Обычно содержат стилизованную подпись художника, название (прозвище) команды авторов или емкие по смыслу слова (словосочетания). Различаются по типу шрифта, количеству цветов, читабельности и другим параметрам. Рисунки. Во многих случаях используются вместе с надписями для усиления воздействия на зрителя. Наряду с простыми монохромными изображениями на улицах нередко встречаются красочные разноцветные композиции с тщательно продуманным сюжетом. Трафареты. Идеально подходят для многократного тиражирования изображений или надписей. Широко применяются в целях протеста. Муралы. Представляют собой огромные по размерам художественные композиции на различную тематику. Служат оригинальным средством украшения неприглядных поверхностей габаритных стен зданий и заборов. Власти многих современных городов приветствуют создание красочных муралов и даже проводят среди художников конкурсы на их изготовление. Стикеры. Встречаются на улицах в виде небольших наклеек. В сознании многих людей ассоциируются с наружной рекламой, поэтому нередко негативно воспринимаются городскими жителями. Постеры или плакаты. Сильно уступают по популярности в сравнении с другими видами уличного искусства. Обычно используются в ходе проведения акций для привлечения внимания общества к конкретной проблеме. Инсталляции. Имеют характерную особенность — объемность изображений. Могут значительно отличаться по используемым материалам, форме, размерам и месту размещения. С каждым годом все большую популярность набирают 3D инсталляции с применением визуальных эффектов. |
Искусство оп-арт Зрительные иллюзии в оп-арте достигаются путем введения в изображение ритмических графических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. Оп–арт передаёт красоту и выразительность геометрического рисунка, позволяет по-новому взглянуть на возможности обычных форм и фигур, способных перевернуть окружающее пространство. Работы в направлении оп-арта можно разделить на 2 группы (собственная классификация): -ахроматические композиции; -цветные композиции. Основные элементы оп-арта: точка, линия, геометрические фигуры. |
2.3. Космическое слияние стрит-арта и оп-арта в авторских работах
Авторские работы Лыткиной Ульяны
В объединении Исследователь «Карандаш - волшебник» были проведены мастер-классы по стрит-арту и оп-арту (Приложение I).
Представляю свои авторские работы:
визуально-игровой объект «Городецкий космомир» - выполнена в сочетании оп-арта и Городца;
живопись, холст, масло, «Шахматный круиз»
шкатулка «Космические гости» - выполнена в сочетание современного искусства и народных промыслов России.
Мной отреставрирован предмет промысла – «Лошадь - качалка» и были добавлены элементы оп-арта.
Заключение
В сюжетах авторских работ мы придали космическое звучание оп-арту, отразили региональный компонент.
Сходство: используются все цвета, графичность, оп-арт может присутствовать на техже поверхностях, что и стрит-арт.
Различие: оптические иллюзии присутствуют только в оп-арте.
В ходе нашего исследования:
1. Изучены стрит-арт и оп-арт.
2. Проведен исторический и сравнительный анализ особенностей стрит-арта и оп-арта.
3. Были изготовлены авторские работы на космическую тему, в которых мы привели в оптическое движение стрит-арт композиции, и придали новое современное дыхание народному узору.
4. Проведены мастер-классы в объединении Исследователь «Карандаш - волшебник».
Нами создана действующая оптическая модель арт-объект. Мы исследовали ресурсную возможность стрит-арта и оп-арта для взаимопроникновения и возможные области применения: панно, дизайн интерьеров и фасадов, обои для телевизионной, компьютерной, телефонной заставки, декорирование предметов. В результате подтверждается возможность перетекания оп-арта из области современного искусства в область декоративно-прикладного искусства и в область стрит-арта. Соответственно, взаимопроникновение промысла с современным искусством способствует усвоению культурного наследия России и пробуждению интереса к нашему наследию на международной арене.
Список литературы
1. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.
2.Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб: "Азбука-классика", 2007.
3. В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов, Т.Б. Митлянская, Е.Н. Хохлова, Д.А. Чирков «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г.
4. Н. Величенко «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС»,1999г.
5. М.С. Соколова «Художественная роспись по дереву», Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г.
6. Путеводитель по искусству. / Под ред. Яна Чилверса. - М., Радуга, 2002.
7. Электронные ресурсы: http://www.webartplus.narod.ru/folk176.html
8. Электронные ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптическое искусство
Приложения
Приложение I
Мастер-класс по стрит-арту и оп-арту в объединении Исследователь «Карандаш - волшебник»
Авторские работы
Живопись. Масло. «Шахматный круиз»
Шкатулка «Космические гости» - выполнена в сочетание современного искусства и народных промыслов России
Визуально-игровой объект «Городецкий космомир»
Ход работы
Изображение фона арт-объекта
.
Нанесение городецкого узора на внешний слой арт-объекта
Изображение сюжета в центре арт-объекта
Изображение элементов городецкой росписи на подставке