Исследование русского костюма и изготовление традиционной куклы по мотивам картины Б.В.Зворыгина «Василиса Прекрасная»

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование русского костюма и изготовление традиционной куклы по мотивам картины Б.В.Зворыгина «Василиса Прекрасная»

Королева В.В. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 имени В.И. Исакова" МБУ «Школа № 89»
Ларионова А.В. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 имени В.И. Исакова" МБУ «Школа № 89»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С ранних лет рядом с любой девочкой живет кукла: любимая, самая красивая, подаренная родителями, близкими людьми. У меня и у моего руководителя тоже была такая кукла. Куклы бывают разные: тряпичные, фабричные, выполненные из дерева, стекла, пластмассы. Долгое время рынок был наполнен иностранными куклами: Барби, Скиппер, Джесси, Кен и так далее. Но в наши дни особенно стала цениться рукотворная кукла, сделанная в единичном экземпляре.

Искусство традиционной художественной куклы плодотворно развивается во всем мире. Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором многое созвучно.

Популярность авторской куклы объясняется, прежде всего, тем, что традиционная кукла — это всегда ручная работа, в которую мастер вкладывает частицу своей души, большинство кукол изготовлены в единственном экземпляре.

В настоящее время для меня очень важна тема исследования традиции русской культуры. Именно в ней находятся истоки возрождения России. Русский народный костюм, тряпичная кукла, художественные иллюстрации являются вместилищем декоративно-прикладного искусства, в нем вышивка, бисероплетение, краски – всё это своеобразный колорит. Оно в полной мере сконцентрировало в себе характер народа. Изучение русского народного костюма позволит лучше понять свою национальную культуру. Эта тема взята для разработки в связи с тем, что прививать любовь к традициям и вести просветительскую работу среди сверстников.

Объект исследования: рукотворная кукла

Предмет исследования: комплект одежды для рукотворной куклы, созданный по мотивам иллюстраций художника Б.В. Зворыгина.

Гипотеза: на народную куклу и народный костюм не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Цель исследовательской работы - создать традиционную куклу, одетую в комплект одежды, созданный по мотивам по картины Б. В. Зворыгина «Василиса Прекрасная».

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить задачи:

Исследовательские:

Познакомиться с биографией и работами художника Б. В. Зворыгина

Выяснить историю возникновения народной куклы и изучить основные технологии создания традиционной куклы, как вид современного искусства.

Изучить русский народный костюм XIX- начала XX века.

2) Технологические:

1. Нарисовать эскизы модели.

2. Найти технические приёмы для воплощения образа Василисы в традиционной кукле.

Проблема: у детей ослабленный интерес к народному костюму и к тряпичной кукле.

Новизна работы состоит в том, чтобы показать историческую ценность кукол, изготовленную своими руками по иллюстрации русского художника.

Практическая значимость проекта в том, что традиционную куклу можно использовать на занятиях внеурочной деятельности, уроках МХК, технологии, истории, литературы.

Методы исследования:

Изучение и анализ специальной литературы, материалов сети Интернета.

Обобщение и анализ полученного по данной теме материала.

Практическое освоение техники изготовления тряпичных кукол «столбушка».

Проектным продуктом будет традиционная кукла, одетая в комплект одежды, созданный по мотивам по картины Б. В. Зворыгина «Василиса Прекрасная».

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Биография художника Б. В. Зворыгина

Борис Васильевич Зворыкин – один из русских художников XIX века, график-орнаменталист, иконописец, переводчик. Родился 1 октября 1872 года в городе Москва. Отец художника почетный гражданин, временно-московский 1-й гильдии купец. Борис окончил гимназию и в течении года проучился в московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1898

году выходят первые книги с его иллюстрациями.

Первым удачным опытом были иллюстрации к сказке «Золотой Петушок». Далее это были «Про Марью Моревну», «Приключения зайчика», «Из детства Литы» и многое другое. Так же Борис получил известность как автор открыток, выполненных акварелью на разные темы. Автор принимал участие в крупном монументальном проекте —оформление Феодоровского Государева собора в царском селе. В 1921 году Зворыкин уезжает во Францию и продолжает работать. После окончания проекта он продолжает работать в области монументальной живописи в Симферополе, где расписывает кафедральный собор Св. равноапостольного Александра Невского.

Иллюстрации Б.В.Зворыгина

INCLUDEPICTURE "https://puzzleit.ru/files/puzzles/74/73506/_background.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://puzzleit.ru/files/puzzles/74/73506/_background.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://puzzleit.ru/files/puzzles/74/73506/_background.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://puzzleit.ru/files/puzzles/74/73506/_background.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://puzzleit.ru/files/puzzles/74/73506/_background.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://puzzleit.ru/files/puzzles/74/73506/_background.jpg" \* MERGEFORMATINET

«Золотой Петушок», «Василиса Прекрасная», «Пасха. Христос воскресе». Умер Борис Зворыкин в начале 1942 г. в оккупированном немцами Париже, оставив после себя обширное наследие, богатое и разнообразное, охватывающее стилистический диапазон от модерна до арт-деко.

История авторской куклы

Традиционная кукла — самая древняя и наиболее популярная игрушка, это уникальное художественное произведение, которое создает профессиональный художник. История кукол уходит корнями в далекое прошлое. Куклы в Египте служили для скрашивания одиночества умершего. Эти куклы представляли собой обрубок бревна (чурбанчик), с едва выраженными чертами лица, в париках из нитей, однако у таких кукол не было конечностей. Это связано с тем, что древние

египтяне верили, что человеческие изображения могут оживать, поэтому ноги делались резцом, чтобы кукла не могла покинуть гробницу. Самым древним египетским куклам более 4 тысяч лет.

В Чехословакии нашли куклу, которая возникла позднее. Она была некой традицией, после смерти кого-либо из членов семьи, изготовлять куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком.  Её возраст примерно 30-35 тысяч лет. И хотя, нельзя сказать, что это самая первая в истории кукла, однако историки начинают отсчет именно с неё, так как её существование официально задокументировано.

 В Античной Греции и Древнем Риме, куклы, хоть и продолжали носить культовый характер, но использовались в качестве символа женского плодородия. Поэтому, девочкам при рождении дарили куклы, сделанные из дерева, глины или слоновой кости. В отличие от погребальных, у таких кукол делались и руки, и ноги, которые прикреплялись с помощью ниток или палок и были подвижны. Эти куклы были предназначены для того, чтобы маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только перед свадьбой, девочки расставались со своими куклами.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории русской культуры. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

детская игрушка в виде фигурки человека;

фигура человека или животного, сделанная из разного материала и управляемая кукловодом (театральная кукла);

фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).

В. Даль дает следующее определение понятия «кукла» — это сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда животного.

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, который девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

Вывод:

Начало интереса человека к куклам теряется во мгле времен. В истории человечества кукла всегда играла важную и таинственную роль. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Кукол любят все: взрослые и дети.

Виды и назначение русских традиционных кукол

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.

Обереговыеэто отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Большинство кукол на Руси были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека. Этим куклам приписывались различные свойства: защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю (Куватка, Пеленашка, Бессоница, Берегиня и так далее).

Куватка Берегиня

Обрядовые – использовались для создания объекта концентрации направленное на привлечение сил, в центре многих календарных и семейных обрядов была именно такая кукла. Она, как самый доступный и понятный образ, становилась посредником в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Служили такие куклы только определенное время. 

(Параскева Пятница, Спиридон-Солнцеворот, Ангел, Масленица и многие другие).

Ангел Масленица

Игровые - в игровой форме осуществить определенные элементы обучения каким-то навыкам или предназначались для забавы детям. Стригушка – самая распространенная игровая кукла, сделанная из стриженой травы, Зайчик на пальчик, Малышок – голышок

Зайчик на пальчик Стригушка

 Вывод:

Куклы на протяжении веков сопровождали быт русского человека, отражали его мировоззрение, наиболее значимые события жизни. В жизни наших предков кукла играла огромную роль: она была участницей многих праздников и обрядов, выступала оберегом человека и его дома, жилища, являлась главной игрушкой для детей. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Описание картины Б. В. Зворыгина. Самобытность русского народного костюма

На картине Б.В.Зворыкина изображены три сестры, старшая, средняя и младшая. Главными элементами этой картины является фигуры молодых, колоритно одетых девушек. Они наряжены в русскую народную одежду XIX-XX века: сарафан, юбки, рубаху, душегрейка и шугай. Одежда из пестрой ткани с узорами цветов. Цвета одежды сочетаются друг с другом. Младшая в голубо-белых цветах, средняя в разных оттенках зеленого, а старшая в красно-оранжевом. На голове у младшей сестры алый платок, а у средней и старшей роскошные кокошники. Кокошники разной формы и с разными орнаментами. Из аксессуаров у сестёр бусы и серьги. Я решила остановиться и изучить костюм героини, которая находится в центре картины.

Следующим этапом моей работы было изучение русского женского костюма XIX-XXстолетий на примере центральной героини Б. В. Зворыгина. Женский костюм чрезвычайно красочный.

Её костюм состоит из комплекта: рубахи, сарафана, шугая, кокошника. Сарафан в виде платья без рукавов. Все сарафаны различались тканью и покроем, праздничные и буденные. Праздничные декорировались по подолу широкой тесьмой домашней работы, вверх была полоска (часта из бархата). Как домашнюю одежду носили саян, из сатина, собранный в мелкую складку. Молодые девушки носили красные или бордовые, а пожилые синие и черные.

Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, - из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках. Происхождение этих названий различается, во-первых, по конструктивным признакам, то есть, в зависимости от фасона. Самые древние из них: «костыч», «шушун», «клинник», «косоклинник» — это старинные клинообразные сарафаны; «московик», «москвич» или «круглый» — прямой по конструкции сарафан, сшитый из нескольких прямых полос ткани и собранный вверху под обшивку. 

Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.

Схема кроя сарафана венчального

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной. Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Шугай – так называлась верхняя женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Её носили в холодную погоду, шугаи бывали будничные (их шили из ситца) и праздничные (шили их из парчи, штофа, шёлковой ткани со сложным тканым рисунком, или бархата, который могли и расшивать золотыми нитями). Это короткая одежда со спинкой, отрезной по талии или выше, собранная внизу в плотные валики (боры) или складки (могли быть мелкие типа плиссе), спереди шугай застегивался по прямой или косой линии, рукава длинные, зауженные книзу вверху зачастую со сборками (набором), воротник круглый большой или без воротника. Шугай для тепла подбивали ватой или льняной куделью, обязательно на детали, где располагались боры, чтобы сделать их объемными.

Верхняя женская одежда. Женщины из семьи купца. Городец, Нижний Новгород, конец XIX века.

Следующей частью были головные уборы. Кокошник — это вид праздничного головного убора. Он всегда расшит золотыми, серебряными нитями, драгоценными камнями, лентами и бусинами в виде цветов. Обычно центром кокошника был символ плодородия. Основа для кокошника делалась из картона, металла или нескольких слоев ткани, закрепленных друг на друге. Кроме кокошников различались и другие головные уборы, такие как: повойник, сборушка, безумент, бочка и многое другое.

Большую роль в нарядах кукол, как и в русском костюме, играл цвет. Традиционно самыми распространенными цветами в одежде наших предков был красный, белый и черный. Красный цвет на Руси считался обережным цветом, дающим жизненную силу. Это цвет солнца, тепла, долголетия, здоровья и красоты. В наряде любой куклы всегда присутствовал белый и красный цвет.

Вывод:

Полученные в ходе изучения материалы расширяют представления об истории разнообразного русского народного костюма. Он представляет собой вид декоративно-прикладного искусства и состоит из ряда элементов, которые определяют его особенности и значения. Здесь раскрывается особая ценность – представляет собой художественный ансамбль.

Социологический опрос

Для того чтобы понять, как учащиеся относятся к детскому декоративно-прикладному творчеству, я решила провести социологический опрос. Опрос проводился посредствам анкетирования «Кукла своими руками». В тестировании приняло участие 32 ученицы школы 6-7 классов. Респондентам были заданы 6 вопросов (предложение №1)

На вопрос, играете ли Вы в куклы, были получены следующие ответы:

- да –2 человек (6,2%); - нет - 30 человек (93,7%).

На вопрос, какие дома у Вас есть куклы, были получены следующие ответы:

- традиционные (обереги) – 8 человек (25%);

- Беби бон, Братс, Винкс, Барби и др. –14 человек (43,7%);

- нет кукол – 8 человек (25%).

На вопрос, знаете ли Вы в какие куклы играли Ваши бабушки и мамы, были получены следующие ответы:

- да – 17 человек (53,1%); - затрудняюсь –6 человек (18,7%); - не знаю –8 человек (25%).

На вопрос, какую пользу приносит кукла, были получены следующие ответы:

- забава, игра -18 человек (56,2%); - учит, развивает - 15 человек (46,8%);

-оберегает, защищает -4 человека (12,5%).

На вопрос, делали Вы кукол своими руками были получены следующие ответы:

- да - 22 человека (68,7%); - нет- 8 человек (25%).

На вопрос, хотели Вы научиться делать тряпичную авторскую куклу, были получены следующие ответы:

- да - 17 человек (53,1%); - нет- 14 человек (43,7%).

Таким образом, в результате проведённого опроса мы видим, что все девочки 6-7 классов имеют дома куклы, но в основном это современные куклы, выполненных на заводах игрушек. Дети информированы достаточно о пользе кукол и хотели бы изготовить куклу своими руками, значит куклы наших предков будут не забыты. Половина девочек знали о куклах, в которые играли наши бабушки и мамы, а остальная половина разделилась: не знают или затруднялись ответить. Я решила, что в конце работы поделюсь своими знаниями и опытом с детьми и даже проведу мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы. Думаю, что кукла, в которую мы вложим свои старания и душу, станут для нас настоящей любимой игрушкой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основные правила изготовления русских кукол

В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями и, конечно, в единственном экземпляре. На изготовление русских кукол шли в основном подручные материалы. На Руси их делали из золы, бересты, дерева, лыка, травы, льна, соломы. Большинство кукол были тряпичные.

Чаще всего для изготовления кукол использовались лоскутки, оставшиеся от старых платьев и рубах. Наряд русской куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Несмотря на то, что одежда на кукле условна, она достаточно полно отражает в себе все характерные особенности традиционного народного костюма.

Куклы по способу изготовления.

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того, чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет какой будет форма куклы и традиционно выделяют следующие формы способов изготовления: столбушка, крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла мешок.

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Изучив особенности русской народной куклы и познакомившись с традиционными способами ее изготовления, я приступила к выполнению по форме столбушки к практической части работы.

2.2. Эскизы

На создание куклы меня вдохновила иллюстрация Б.В.Зворыгина «Василиса Прекрасная». Моё внимание привлекло то, что, картина автора хорошо отражает самобытный колорит костюма, и мне останется сделать покрой ансамбля используя свои швейные навыки сотворив индивидуальную куклу. Опираясь на изученный материал, я нарисовала эскизы одежды, кокошник по иллюстрации, в котором кукла будет. А сама кукла по способу изготовления будет - столбушка.

Вывод:

Изучая историю русских кукол, я выяснила, что в разных уголках нашей страны существовали особые обычаи и традиции их изготовления. В каждой детали куклы был заложен определенный смысл. Изображение человека – это куколка. Отличительной чертой народной куклы была ее безликость. Русская кукла не имела лица. Так как она исполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку.

3. Технологическая часть

3.1. Форма способа изготовления столбушки. Материалы и инструменты
Технология куклы столбушки является разновидностью куклы закрутки. Основным элементом куклы выступает деревянный столбик. В основе кукол деревянный столбик играет роль устойчивой. Описание кукол можно найти в древних легендах и народных сказках. 

Подготовить деревянный «столбик» длинной 18 см (основа тела). Обернуть палку ветошью, тканью связав снизу и с веху,

пришить руки из проволоки, обернутые ветошью в области шеи,

сформировать 2 комочка груди из ветоши, завернуть в ткань и связать нитью, приматывав к телу,

голова формируется, завернув ветошь в квадрат ткани, перемотать в области шее. В итоге голова надевается на столбик, приматывается, а грудь под ней.
Изготовить одежду и украшения: рубашка — из белой ткани, сарафан – прямой сделать из красной ткани, шугай, приталенный по талии, кокошник с лентами, бусы.

Материалы

Для изготовления тела куклы применяла лоскуты, оставшиеся от кроя одежды, палочка. Основными материалами для тела является – двунитка, ветошь. Для изготовления нарядной одежды использовала –жаккард, лён.

Для отделки и украшения куклы– тесьма с цветочками, косая бейка атласная, гипюр, ленты, мелкие бусины, бисер.

3.2. Техника безопасности при выполнении ручных работ

1. Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице.

2. Сломанные иглы и булавки, выбрасывать завернув в бумагу.

3. Ручные работы с иглой из жёсткой ткани выполнять с помощью напёрстка.

Правила шитья на швейной машине

- Маховое колесо вращать только на себя.

- Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

- Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8-10 см.

- По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.

- По окончании работы подложить лоскуток ткани под лапку, опустить иглу, опустить лапку.

Правила работы с ножницами

1. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Ножницы кладите кольцами к себе с сомкнутыми лезвиями.

3. Ножницы передавайте кольцами вперед.

3.3. Технологическая последовательность изготовления изделий

Изготовление куклы и подготовка ткани мини-одежды.

Подготовка ткани к раскрою.

Раскрой ткани.

Приматывание тела и сшивание деталей одежды.

Примерка рубахи, сарафана, шугая, кокошника. Исправление дефектов посадки.

Вывод:

Таким образом, все натуральные материалы могут быть использованы для изготовления куклы «Василиса Прекрасная». Каждый из материалов имеет свои особенности для достижения художественного эффекта.

В результате мною была создана кукла в технике столбушка в традиционном костюме по картине.Я сшила ансамбль русской одежды – рубаху, сарафан, шугай, кокошник. При изготовлении изделия важно помнить о пропорциональных соотношениях частей фигуры, иначе кукла будет выглядеть незаконченной, а порой и даже нелепой. Величина куклы зависит от длины столбика, которая будет использоваться для ее изготовления. Народные куклы, выполненные руками, несут тепло, среди них не встретишь одинаковых. Хоть кукла и безлика, но это позволяет нам самим придумывать ей настроение и характер. Плохо, что такую куклу нельзя помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимают.

Вывод: благодаря кукле мы, дети становимся взрослее. Незатейливая и простая игрушка дарит по-настоящему радостные чувства и оказывает благотворное влияние на человека.

Заключение

Сегодня, практически, каждый может сделать куклу своими руками.  Ведь в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой! Декоративно-прикладное творчество, кукла или живописный холст – это неотъемлемая часть культуры человечества. Изучив историю кукол, картины великого русского художника Б. В. Зворыгина, проведя анкетирование, исследование я выяснила, что кукла не просто игрушка, это необходимость каждого человека, но для каждого она своя: для одних — это предмет коллекции, для других – элемент домашнего уюта, а для кого – то - помощник в работе. А внимательно рассматривая картины можно изучить одежду, культуру быта, цветовую гамму.

В ходе своего исследования я провела следующую работу:

1) познакомилась с биографией и иллюстрациями русского художника Бориса Васильевича Зворыкина;

2) выяснила, что такое традиционная русская кукла;

3) узнала технику изготовления тряпичных кукол «столбушка», а также с особенности русского женского комплекта одежды XIX- начала XX века.

Проанализировав полученные результаты, я сделала следующие выводы.

1. На протяжении всей истории человечества люди пытались создавать куклы для разных целей.

2. Даже ребенок может по иллюстрации художника при условии, что он обладает определенными навыками и умениями в технике шитья, можно создать традиционную куклу и это будет тоже детским произведением искусства.

В будущем я планирую сделать творческий проект, в котором попробую до создать ещё две куклы по иллюстрации художника, изучив другие ансамбли костюмов.

Литература

Горожанина СВ., Клыгина И.С. «Шей да пори, не будет пустой поры...» Традиционный крой русского крестьянского костюма. - М., 2022. - 100 с: ил.

Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. - М., 2007, с.164.

Кей Хилари. Куклы, игры и игрушки. - М., 2003.

Куклы мира. - М., 2007.

Олди Г.Л. Кукольных дел мастер.- М.,2007.

Уральская ассоциация художников по куклам.- https://vk.com/club21961142

https://www.livemaster.ru/topic/1497293-shugaj-ya-shila-odnazhdy

https://slavmoda.com/russkiy-prazdnichniy-i-povsednevniy-kostyum-nachala-xx-veka-rossiya-foto/

Просмотров работы: 132