Щепная птица

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Щепная птица

Веревкин С.С. 1
1МБОУ «СШ № 1 г.Вельска»
Орлов А.А. 1
1МБОУ «СШ № 1 г.Вельска»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы по осени всегда ходим в лес за грибами и ягодами, с корзинами, сплетёнными из сосновой дранки. Корзины довольно таки уже старые и местами прохудившиеся. Но этой осенью у меня возник вопрос, а кто эти корзины сплёл? Бабушка мне рассказала, что эти корзины плёл ещё мой прадедушка, так же он плёл бураки и делал сани. Мне стало ещё интереснее, а кто в роду ещё умеет плести щепным способом? Расспрашивая бабушку, я узнал, что прадедушка научил щепному ремеслу своего сына, то есть моего деда. А когда моя мама была маленькой, она смотрела, как отец плёл вечерами корзины и бураки. Она тоже умеет плести из сосновой дранки. Но она также владеет многими видами ремёсел. Получается, что я занимаюсь ремёслами уже в четвёртом поколении.

Мне стало интересно, какие ещё изделия можно сделать щепным способом.

На уроках технологии я познакомился с процессом изготовления щепной птицы. И мне захотелось изготовить её самому.

Цели проекта:

- расширить свои знания об истории щепной птицы;

- сделать щепную птицу, сохраняя её традиции

Задачи:

познакомиться с историей возникновения щепной птицы;

найти информацию о мастерах по щепной птице;

научиться подбирать древесину для изготовления щепной птицы, познакомиться с технологией ее изготовления;

выполнить щепную «Птицу счастья» в северных традициях.

I Историческая справка

История возникновения щепной птицы

Щепная «Птица счастья» –  это деревянная игрушка, изготовленная с помощью «щипания» деревянной заготовки. Местом происхождения этого старинного сувенира считается Поморье – территория нынешней Архангельской области. В разные исторические эпохи названия у птицы были разные – её называли и «поморский голубок», и просто «гуля» (рис.1.1) а в православии считали символом святого духа. Но в наше время прижилось название «Птица счастья» (рис.2.1).

Традиционно считается, что резная птичка выполняет функции оберега, хранителя домашнего очага, приносит в дом счастье и благополучие. Элемент поморского ремесла. Висели в былые времена такие птицы под потолком почти в каждом доме на Севере: покой охраняли, от напастей берегли.

Сказывают старики, в одной семье, живущей в такой таёжной избушке, ребёнок захворал тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребёнок, устав, видно, лежать в душной избе, спросил: «Татку, а скоро лето?» - «Скоро, скоро, сынок ещё немножко, и будет лето, - ответил отец, и ему пришла в голову мысль подвесить под потолок птицу, что бы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он – и сделал птицу: головка, крылышки, хвост – всё при ней, как у настоящей. Подвесил её к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались в струях горячего воздуха, который шёл от камелька. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он им вырезал такую же. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь — Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертание голубя. Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток).

Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте — вешали в избе оберег — птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо - птиц.

Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло.

В каждой  местности «Птицу счастья» раскрашивали в цвета традиционной местной росписи: на Мезени – в чёрный и красный; в Каргополье – красный, синий и зелёный; на Ваге – красный и оранжевый; в Шенкурске – в оливковый и охристый цвета... Но к середине XX века искусство изготовления «Птицы счастья» было фактически утеряно...

2. О мастерах по щепной птице

Александр Иванович Петухов(рис. 1.3), человек среди ценителей русского народного искусства известный, если не сказать знаменитый. Приехал сюда на Север, в посёлок Волошку Архангельской области, расположенный ближе к Вологде, чем к Белому морю, специально к этим птицам под потолком, целую стаю выпустил из своих рук.

Петухов был одним из единичных мастеров, кто помнил, как выглядели эти птицы, как делали их во времена его детства. Здесь в Волошке, и вылетела на свет, спустя десятилетия, деревянная, или, как её называют, драночная, птица, вылетела из-под крыши петуховского дома как редкий возрождённый вид русского народного искусства.

По мастеровому, это драночные птицы, потому что хвост и крылья и хвост у них расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. Сам мастер говорил, что птицы его немного отличаются от тех, что были в старину. Те были проще, неказистее. Петухов любил плавность, округлость линий, форму идеальную. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста. Словом птицы эти – загляденье.

Мартын Филиппович Фатьянов.

В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Лишь в восьмидесятых годах XX века исследовательница Русского Севера Нина Филимонова нашла в деревне Селище, Лешуконского района Архангельской области одного из последних мастеров, который умел резать этот необычный сувенир. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов (рис. 1.4).

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси… Глухарка Мартына Филипповича была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения. В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит.

В деревне открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Братья Александр и Павел Житнухины жили в Вельске, занимались керамикой. Были первыми мастерами по Сомовской игрушке. Сначала я узнал из рассказа о них отСергея Юрьевича Богатырёва. Они делали щепную птицу по своей технологии из двух дощечек. Одна из птиц сохранилась у Надежды Владимировны Могутовой, Народного мастера по народной кукле г. Вельска. Она нам показала птицу, и рассказала; что её сделал старший брат, Александр. Этой птице около 50 лет с момента её изготовления (рис.1.5). К сожалению, сохранилась в единичном экземпляре.

Сергей Юрьевич Богатырёвзанимался резьбой по дереву и обучал учеников художественной обработке древесины. Сергей Степанович Клыков, организовавший в те времена клуб, «Берендей» командировал Сергей Юрьевича в Архангельский художественный фонд к Юрию Шлыку, перенять опыт щепной птицы (из 2 заготовок). К сожалению, техника изготовления щепной птицы из одной дощечки была утеряна. По легенде мужик щепал лучину из одной дощечки, и получилась птица.

Сергею Юрьевич разработал свою птицу (рис. 1.6), на основе классической птицы из 2-ух заготовок. Таким образом, дошёл до оригинала из одной заготовки, получилась авторская птица. Сначала его птицу не признали. В течение 5 лет принимал участие в выставках, ярмарках и мастер – классах, в разных городах и регионах.

Сергей Юрьевич также является автором щепного ангела и пегаса (рис. 1.7). Ему присвоено звание Народного мастера России. В настоящее время работает в школе города Вельска учителем технологии. Делится мастерством со своими учениками.

Ещё несколько минут и из рук Сергея Богатырёва выпорхнет очередная птица счастья. Таких деревянных пернатых народный мастер из Вельска сделал не одну стаю. Его щепные птицы разлетелись по всему миру и поселились в домах как оберег.

3. Основные требования к изделию

Сувенир должен выглядеть эстетично и аккуратно.

Себестоимость материала должна быть небольшой.

Животное( птица) в композиции должно быть пропорционально.

Сувенир сделан из древесины- экологически чистого материала.

Материал: для изготовления своего изделия я буду использовать древесину мелкослойной сосны, так как она легко расщепляется на тонкие пластины и легко гнётся .Древесина сосны мягкая, прочная, хорошо обрабатывается и окрашивается.

Дополнительный материал: бумага для эскиза и чертежа, нитки, шлифовальная шкурка

Инструменты для обработки древесины: пила, топор, напильник, стамески, острый нож

Инструменты для разметки: линейка, угольник, циркуль.

Оборудование (приспособления): верстак, струбцина, тиски.

II Практическая работа

Последовательность изготовления щепной птицы

Дерево - это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всём протяжении своей истории. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда, из веток и стволов дерева разводил согревающий его костёр, с дерева срывал плоды, ветви дерева служили ему постелью. Люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Во всём быту России дереву всегда принадлежала особая роль.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. Кора у сосны должна быть крупной овальной форм (рис. 2.1). У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском (рис. 2.2). Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным.

Для заготовки распиливаем дерево на чурки нужного размера (рис. 2.3). Раскалываем чурку на 8 равных частей (рис. 2.4). Очищаем заготовку от коры (рис. 2.5). Для изготовления птицы можно использовать как заболонь, так и сердцевину. Мы используем заболонь (рис. 2.6). Пилим заготовки нужного размера (рис. 2.7).

Для изготовления Щепной птицы мне понадобилось: сосна бес сучков «мелкослойная», дощечка свежая или влажная, острый нож, стамески, тиски, нитки (красные).

Последовательность выполнения:

Выбираю заготовку – сосна, дощечка (рис. 3.1)

Делаю заготовку перьев (рис. 3.2)

Прорезаю канавки под углом 85 градусов на длину перьев (рис. 3.3)

Прорезаю канавки для замка перьев (рис. 3.4)

Прорезаю узор перьев (рис. 3.5)

Расщипываю на перья (рис. 3.6)

Вырезаю форму птицы (рис. 3.7)

Увеличиваю глубину канавки с двух сторон для развода перьев (рис. 3.8)

Оставляю 2-3 пера для подвеса (рис. 3.9)

Развожу перья крыльев по очереди в ту и другую сторону, замок в замок (рис. 3.10)

Развожу перья хвоста (рис. 3.11)

Обвязываю готовую работу нитками (рис. 3.12)

2. Экономический расчёт

Предварительный расчёт

№п/п

Наименование

Количество

Цена

Необходимо

Стоимость

1.

Древесина

1 куб.м

7000р.

О,004куб.м

28 руб.

2

Наждачная бумага

1лист

80 р.

10 см

8руб.

3

Эл. энергия

1кв.ч

5р.10к.

3кв.ч

15р.30к

Общая стоимость составила: 28 +8 +15,30 =51 руб.30коп.

Окончательный расчёт: затраты на древесину ,наждачную бумагу- 0 руб. Покупать не надо было, так как разрешили взять в школьной мастерской.

Затраты на электроэнергию: 0 руб. ( пользовался электроэнергией школы,изготовлял изделие в кабинете технологии.

Пользовался бесплатно всеми школьными инструментами.

Себестоимость вышла для меня – 0руб.

В магазине стоимость похожего изделия от 200 до 1500 руб.

3. Экологическая оценка изделия

Моё изделие сделано из древесины, из экологически чистого материала. Поэтому его можно утилизировать без вреда природе. Изделие гигиенично, не вызывает аллергических реакций.

Вывод: все применяемые мной материалы сертифицированы, значит, при нормальной эксплуатации отрицательного влияния для человека и окружающей среды не окажут и являются экологически чистыми

Заключение

Мне очень понравилось заниматься исследовательской работой. Я узнал интересные сведения о своих родных, которые занимались ремеслом, почти забытым в наше время.

Изучив литературу по данной теме, я познакомился с историей возникновения щепной птицы. Узнал о мастерах, занимающихся её изготовлением. Так же узнал интересные, исторические факты о птице счастья, которую делали мастера г. Вельска. Научился подбирать древесину. Самостоятельно изготовил «Птицу счастья», сохраняя её традиции (рис. 3.13-3.14).

Теперь принято птицу счастья дарить на рождение ребёнка, подвешивать над кроваткой или на новоселье, чтобы подвесить как оберег при входе в новый дом. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придаёт её полёту дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.

В наше время щепную птицу любят и чаще всего используют как сувенир, время от времени появляются всякие легенды, связанные с ней.

Список литературы и других источников

Дубровин А. Птица оберег: славянская деревянная птица счастья // Рукодельное.ру – Ярмарка ручной работы - [Электронный ресурс] URL https://rukodelnoe.ru/info/articles/podarki/podarki_724.html

Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки.- М.: Дет. Лит., 1982. - 191 с., фотоил.

Птица которая несёт нам счастье. // Домашняя магия - №22 03/2018 – 25 с.

Птица счастья (деревянная игрушка) // Википедия — Свободная энциклопедия - [Электронный ресурс] URL https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F_(%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0)

Птица счастья. // Путеводитель по русским ремёслам - [Электронный ресурс] URL https://ru.russianarts.online/

Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983 - 120 с., ил.

Хисамов Т. Творческий проект "Птица счастья" // kopilkaurokov.ru – сайт для учителей – [Электронный ресурс] URL https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyam/prochee/tvorchieskiiproiektptitsaschastia (дата обращения 08.01.2019)

Приложения

Приложение 1: Фотокарта «Мастера щепной птицы»

Рис.1.1 Рис.1.2 Рис.1.3

Рис.1.4 Рис.1.5 Рис.1.6

Рис.1.7

Приложение 2: Фотокарта «Выбор заготовки»

Рис.2.1 Рис.2.2 Рис.2.3

Рис.2.4 Рис.2.5 Рис.2.6

Рис.2.7

Приложение 3: Фотокарта «Последовательность изготовления птицы»

Рис.3.1 : Рис. 3.2 Рис. 3.3

Рис. 3.4 Рис. 3.5 Рис. 3.6

Рис.3.7 Рис.3.8 Рис.3.9

Рис.3.10 Рис.3.11 Рис.3.12

Приложение 4:

Инструкция по технике безопасности при обработке древесины

Прежде чем приступить к работе, надо надеть спецодежду.

На рабочем месте должны быть только те инструменты,которые нужныдля работы.

При работе с колющими и режущими инструментами будьте очень осторожны. Располагайте их на верстаке в сторону от себя. Не размахивайте инструментом.

Работайте только исправным инструментом.

По окончании работы сдайте инструмент учителю,удалите стружку и опилки щёткой.

Просмотров работы: 143