Гончарное ремесло.Прошлое и настоящее

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гончарное ремесло.Прошлое и настоящее

Сайфидинов А.И. 1
1МОБУ лицей с.Булгаково
Иванова Инна Анатольевна 1
1МОБУ лицей с.Булгаково
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. С глиной человек знаком очень давно, с незапамятных времен. Первобытные люди сушили и обжигали глиняную посуду на солнце. Потом кто-то додумался обжечь глиняные сосуды в огне. С тех пор обожженные глиняные изделия прочно вошли в быт человека. Их называют керамикой» от древнегреческого слова «керамос», что означает глина.

С тех далеких времен глина сопровождает людей по сию пору. Из нее лепят и строят. Ею лечат. Ее даже едят.

Да-да. Чукчи и коряки добавляют белую глину в оленье молоко или бульон и называют ее «земляным жиром».

Оглянитесь вокруг. Сколько в вашем доме изделий из глины: чашки, тарелки — из фарфора, раковины, сантехника — из фаянса, и, уж конечно, цветочные горшки!

Чего только не делают из глины! Громадный кувшин и маленькую свистульку, тонкий фарфор и грубый кирпич, плитку для ванной и изящные бусы.

Глину очень приятно трогать. Она послушно откликается на все движения рук. После обжига глина становится крепкой, как камень.

Много открылось гончарных мастерских в Уфе: Клуб любителей гончарного искусства, Живая глина, Кулибин, Гильдия керамистов и гончаров РБ и тд.

В современном мире появилось много новых материалов, которые человек использует в хозяйственной деятельности, и люди забывают о материале, которые использовались нашими предками, благодаря которым мы знаем об их жизни, этот материал имеет огромное значение и сейчас.

Тема: Гончарное ремесло в прошлом и настоящем

Объект исследования: Гончарное ремесло

Предмет исследования: Глина

Цель: Пробудить интерес детей к гончарному промыслу, помочь осознать значение гончарного искусства. Провести сравнительный анализ гончарного мастерства в прошлом и современном мире.

Гипотеза: В современном мире тема гончарства актуальна и мои ровесники с удовольствием посетят гончарную мастерскую и смогут сами сделать гончарное изделие.

Задачи:

Проследить историю гончарного производства.

Собрать информацию о гончарном ремесле в Республике Башкортостан.

Посетить Национальный музей Республики Башкортостан.

Сопоставить теоретические знания с их практическим применением.

Посетить гончарную мастерскую и сделать изделие.

Приобщить 3а класс к гончарному ремеслу.

Составить сравнительную таблицу гончарного ремесла в прошлом и настоящем.

Сделать выводы о роли гончарного производства в современном мире.

Методы исследования:

беседа,

интервьюирование,

наблюдение

эксперимент

сбор и анализ литературы и интернет источников,

сбор фотографий, видеоматериалов,

Теоретическая значимость: Данное исследование повысит патриотизм и любовь к культуре родного края.

Практическая значимость: Результаты исследования о гончарном искусстве Республики Башкортостан могут быть использованы в школьном музее, на классных часах, на уроках технологии, истории, окружающего мира и Культуре Башкортостана.

Новизна. Впервые создана сравнительная таблица гончарного ремесла в прошлом и настоящем.

I. История гончарного мастерства

Гончарство зародилось ещё в эпоху неолита (V–III тысячелетии до н.э.), когда люди обнаружили уникальные свойства глины. Оказалось, что этот природный материал имеет относительно небольшой вес, прост в обработке, не пропускает влагу после высыхания и становится твёрдым в результате обжига.

Первоначально вся посуда изготавливалась только вручную. А в конце IV тысячелетия до н.э. появился и стал дополнительно использоваться гончарный круг.

Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие.

Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши.

До нас дошли изумительной красоты амфоры, вазы и другие глиняные изделия, которые доказывают, насколько виртуозно мастера прошлого владели искусством изготовления глиняных изделий.

Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался.

1.1.Профессия гончар

Название профессии гончар (gonchar) произошло от общеславянского слова «гърньчарь», которое имеет значение «делающий горшки».

Профессиональными гончарами могли стать не все, потому что для настоящего мастерства нужно обладать многими навыками и иметь трудолюбивые руки. Стать гончаром сможет лишь человек с определённым складом характера. В этой профессии важны следующие качества:

усидчивость;

терпение;

аккуратность;

развитая моторика рук;

художественный вкус;

пространственное мышление

Каждый регион России отличался своими особенностями гончарного ремесла и рисунками на посуде. Очень красивые изделия мастерили специалисты. Их разрисовывали художники, и после этого изделие можно было продавать. Глиняная посуда высоко ценилась, потому что в ней готовились очень вкусные блюда. Наши прабабушки варили щи в глиняном горшке в печи. Глиняная посуда насыщает блюдо такими необычными ароматами, которые делают его еще вкуснее.

1.2.Гончарное производство сегодня.

Неудивительно, что в это непростое время гончарное дело процветает: это лучший способ успокоиться, замедлить темп жизни, научится быть внимательным и терпеливым.

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку формовки на гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный обжиг глины. Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры.

Обжиг. Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются. Процесс обжига в печи – это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества.

Нанесение глазури. Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги.

Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги.

1.3.Свойства глины и гончарных изделий

Глина-это горная порода, в сухом виде она как пыль, а во влажном состоянии становится пластичной, мягкой, такой, что из нее можно лепить, то есть придавать ей желаемую форму. Глина бывает различных цветов, например, красного, синего, зеленого, коричневого, но в большинстве случаев она все-таки серого цвета.

Свойства глины состоят в том, что она пластичная, огнеупорная, водонепроницаемая. Во многих отдаленных уголках нашей земли ещё используют необожжённую глину в строительстве своих жилищ.

В наше время нашлось множество различных применений глины, например, кирпичи, плитки с различным рисунком, это глиняная посуда, игрушки. После того как изделию придали нужную форму, её нужно раскрасить, далее изделие обжигается в специальной печи.

Насчитываются многочисленные глиняные изделия: горшки, кувшины, кринки, горлачи, корчаги, кубышки, латки, рукомои и даже тазы.

Свойства гончарных изделий:

Они экологичны. При изготовлении к глине не подмешиваются никакие искусственные добавки.

Прекрасно сохраняют температуру налитой в них жидкости.

Выдерживают высокие температуры, что позволяет готовить блюда в духовке.

Красивы. Использование техник позволяет производить очень разнообразные изделия

Недостатком является хрупкость керамических изделий.

Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетие.

1.4. Древнее гончарство в Башкортостане

Для изучения данного вопроса мы отправились в Национальный музей Республики Башкортостан в г.Уфа.

Экскурсовод Закиржанова Асия Файрузовна провела нас в зал археологии и подробно рассказала нам о ремесле в Башкортостане.

Гончарство зародилось в эпоху неолита (найдены фрагменты сосудов с ямочно-гребенчатым орнаментом в Мечетлинском районе). (Приложение 3)

Посуда была лепная, древним гончарам гончарный круг был неизвестен. Керамику изготовляли несколькими способами. Одним из ведущих был лоскутный, когда сосуд изготавливался из кусочков-лоскутков гончарного сырья. Применялся древними и жгутовой способ, когда плотно свернутые жгуты теста (глины или илов) становились основой сосуда. Сосуды лепили по готовой модели.

Сырьем для изготовления древней посуды наряду посуды наряду с глиной были илы. В керамике этого времени можно отметить наличие примесей раковины, помета птиц, пера водоплавающих птиц, песка, травы. Обжиг керамики проводился двумя способами: с доступом воздуха в открытом кострище (керамика получалась желтовато-коричневого цвета) и без доступа воздуха в прикрытом дерном костре (цвет керамики серый или черный).

Ранние формы посуды были остродонные или круглодонные, плоскодонная посуда появляется в эпоху бронзового века. Поверхность сосудов покрывалась различными орнаментом, который носил ритуальный характер или являлся украшением посуды.

Изучив материал, мы составили сравнительную таблицу гончарного ремесла в прошлом и настоящем (Приложение1).

II. Глинотерапия

Поклонники гончарного дела считают, что это лучшее времяпровождение. Для большинства людей глина вызывает положительные ассоциации, и неспроста. Из нее лепили дома, создавали домашнюю утварь, культовые предметы и даже использовали в медицине. На генетическом уровне закрепилась связь глина – добро, тепло, здоровье и, наконец, жизнь.

Грязевые ванны очень хороши при различных заболеваниях. Глину добавляют в различные мази. Глина, казалось бы, грязью грязь, но это ценный продукт, который очень нужен человечеству.

Для малышей польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, фантазию.

Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Работа на гончарном круге учит смирению, терпению, дает возможность стать ближе к себе. Знание того, что вы можете практически из ничего создать нечто потрясающее, воодушевляет и придает уверенности в себе.

Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря.

III. Опытно-экспериментальная работа в лицее с. Булгаково

Чтобы проверить правильность гипотезы, мною была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальную группу составил 3а класс в количестве 30 человек.

Цель: выявить знание учащихся о гончарном ремесле, о желании соприкоснуться самим к гончарному изделию. Для этой цели применялись методы анкетирование, беседа, наблюдение, изготовление изделия.

Нами была проведена диагностика, учащиеся ответили на вопросы анкеты. (Приложение 2)

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Знаете ли вы, что такое гончарство/гончарное ремесло?

2.Есть ли у вас дома изделия из глины?

3.Как вы считаете, нужно ли гончарное ремесло в современном мире?

4.Хотели бы вы попробовать себя за этим ремеслом?

Результаты опроса представлены в таблице №1 (Приложение 2)

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в целом, класс знаком с гончарством и глиной, у многих дома имеется посуда и цветочные горшки из глины. Ребята считают актуальным тему гончарства в нашем современном мире и с удовольствием бы хотели посетить гончарную мастерскую.

13 октября 2022 3а класс посетил гончарную мастерскую «Живая Глина Уфа», которая находится за городом, в д.Атаевка Кировского района Республики Башкортостан. В мастерской –срубе дух традиционного ремесла, здесь встречают гостей и ведут занятия. Основательница мастерской Ольга Сайранова рассказала нам, что они вместе с супругом возрождают и развивают древнее гончарное искусство. «В их мастерской создаются керамические изделия, идентичные старинным образцам». (Приложение 4)

В мастерской у семьи гончаров большие запасы глины. Ровненькие брикеты – купленное сырьё. А на столе – накопанное своими руками на берегах башкирских рек. У каждого свои особенности, поэтому зачастую приходится их перемешивать.

Вместе они стараются привлечь к незаслуженно позабытому искусству как можно больше людей. В мастерской же можно найти и вещи, которые были актуальны в России до прихода индустриализации.

Ольга Сайранова рассказала нам о добыче и приготовление глины, всех циклах превращений, истории профессии, трудностях и радостях ремесленного труда, формах изделий. С нами щедро делились секретами ремесла и на глазах у нас появилось большое изделие из куска башкирской глины.

Мы все сполоснули руки под настоящим рукомоем (подвесным глиняным горшком с двумя носиками) - как это делали предки столетия назад и приступили к делу. Надели фартуки, как положено настоящему мастеру и сели за гончарные круги с электрическим приводом. (Приложение 5)

Уже заранее подготовленную, раскатанную в шар глину я бросил в центр круга. Увлажнив руки в тарелке с водой, начал вытягивать глиняную массу верх. Это завораживающее зрелище. Чтобы глина послушно меняла форму в ней должна быть вода. На первый взгляд, изготовить посуду, казалось, очень легко. Но это далеко не так. Мастер помогал раскрутить до идеального состояния. Такое впечатление, что время остановилось, а процесс настолько захватывает, что забываешь обо всем.

Большим пальцем сделал углубление и мое изделие начинает быть похожим на какую-то посуду. Выравниваю, формирую, подправляем с мастером и мой горшок готов. Делаю узоры. Мне предложили подсушить изделие специальным феном. Затем я поставил штамп на своей работе, чтобы в последующем не спутать свое родное и неповторимое изделие.

Каждый ученик попробовал себя в роли гончара и сделал памятную посуду с дальнейшим обжигом и покрытием глазурью

Как обжигались в печи наши работы мы не видели. Нам всем не терпелось и скорее хотелось увидеть свой результат, но для этого нужно 2-3 недели времени. За это время глина высыхает при комнатной температуре, затем отправляется в специальную печь (температура в печи 1000С), покрывается стеклом и снова обжигается.

В мастерской нас угостили чаем с блинами из ремесленной посуды ручной работы. Все ребята прониклись творческой атмосферой и у всех сложилось прекрасное представление о гончарном ремесле.

Через две недели мы забрали свои изделия. Всем они очень понравились! Каждый ученик гордился своим результатом, ведь он проследил путь от простого комочка глины до настоящего изделия, которым можно пользоваться.

Данные, полученные в результате опытно - экспериментальной работы, подтверждают поставленную гипотезу исследования – в современном мире тема гончарства актуальна и мои ровесники с удовольствием посетили гончарную мастерскую и смогли сделать гончарное изделие. Тем самым, можно сделать вывод, что гипотеза доказана.

Заключение

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело – это невероятно веселое и увлекательное занятие. Мы смогли сделать керамическое изделие, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку, весело провести время. Мы не боялись сделать ошибку, наши воображения и творческие способности помогли нам создать авторские изделия. Ощутили себя творцами. Особенно гончарство помогает отвлечься от гаджетов, ведь оно настолько увлекательно и интересно. В нашем классе есть ученики, которые решили продолжить занятия ремеслом.

Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны, в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения.

Еще буквально пять лет назад гончарным делом занималось совсем небольшое количество людей. И провести выходные в компании глины и гончарного круга не воспринималось как заманчивая идея. Казалось бы — зачем, если все те же чашки, миски и вазы можно запросто купить в магазине. Но в последнее время вектор сместился: мы возвращаемся к истокам, все больше ценим вещи, сделанные руками, а не безликим конвейером. Плюс работа с глиной — это приятно и медитативно, позволяет раскрыть свой творческий потенциал.

Профессии, в которых есть возможность увидеть конечный результат, становятся редкостью, а работа с глиной позволяет сделать что-то практичное, что можно использовать.

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Мы рекомендуем: посетить гончарную мастерскую и прикоснутся к чудесной глине самому. Ведь эта наша история, наши корни. Ремесло, которое приносит удовольствие, красоту, искусство.

Ручная работа именно тем и прекрасна, что все изделия получаются разными, отражающими характер хозяина, его вкус и настроение.

Список литературы

1.Гончарное дело. Александр Поверин, Издательство "Культура и традиции", Москва, 2002г.-с.6-10 .

2.Гончарное искусство.Баранов С.Ю.,Вологда,2004г.-с.76-96.

3.Знакомьтесь: глина Е.В. Данкевич, О.В. Жакова ,С-Пб., 1998г стр.3-9

4.https://www.culture.ru/themes/255511/lekcii-aleksandra-poverina-o-goncharnom-iskusstve

5.https://gtrk.tv/novosti/124704-semya-bashkirii-vozrozhdaet-goncharnoe-remeslo

6.https://www.booksite.ru/trade_vologda/08_2.html

Приложение 1. Сравнительная таблица гончарного ремесла в прошлом и настоящем.

 

Прошлое

Настоящее

Глина

С пометом птиц, пухом, скорлупой, раковинами

Очищенная, пластичная глина

Форма изделий

Горшок, жаровня кандюшка, плошка, Опарница, пыльник, рукомой

Горшок, кувшин, чашки, блюдца, плоские и глубокие тарелки, бочкообразные формы

Гончарный круг

Ручной, позже ножной

Гончарные круги с электрическим приводом

Обжиг

На костре, открытом огне 300-400 гр

Специальные печи, 1000гр

Цвет

Белая, голубая, коричневая

Красная, белая, серая, черная, голубая, зеленая и т д.

Приложение 2. Анкета и результаты опроса

Вопрос анкеты

1

Знаете ли вы, что такое гончарство/гончарное ремесло?

2

Есть ли у вас дома изделия из глины?

3

Как вы считаете, нужно ли гончарное ремесло в современном мире?

4

Хотели бы вы попробовать себя за этим ремеслом?

П риложение. 3. В Национальном музее Республики Башкортостан в г. Уфа

Приложение 4. В гончарной мастерской «Живая Глина Уфа»

Приложение 5. В процессе изготовления изделия

Просмотров работы: 3714