Стилизация истоки: украшение трансформер из шести предметов

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стилизация истоки: украшение трансформер из шести предметов

Троева К.В. 1
1МБОУ "Легойская СОШ с УИОП"
Дьяконова М.А. 1
1МБОУ "Легойская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен. В каждой стране и в каждую эпоху их ношение  преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. В последнее время в Якутии повысилось предпочтение одеваться в национальную одежду или в одежду с национальным колоритом.

С наступлением долгожданного лета народ Саха отмечает национальный праздник Ысыах.  Ысыах – торжество жизни и Природы.  Это почти единственный праздник, когда можно надевать национальные якутские украшения. Значит наша тема актуальна.

Цель: создание стилизованного украшения трансформера из четырех предметов (гривна, пояс, сумочки, серьга)

Задачи:

исследовать виды и технику бисероплетения;

расширить знания об истории и развитии бисероплетения;

развивать моторные навыки плетения, внимание, фантазию и творческие способности

создать стилизованное украшение трансформер из бисера

Предмет: якутские украшения из бисера.

Объект: украшение-трансформер из трех предметов из бисера.

Методы: поиск информации, нанизание, плетение, шитье, демонстрация.

Новизна: авторское произведение в виде стилизованного украшения трансформера из трех предметов.

Гипотеза: якутские стилизованные украшения трансформеры из бисера можно сделать своими руками.

ГЛАВА 1. Украшения из бисера

История украшений из бисера

Родиной бисера считается Древний Египет, где из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, и бусины становились всё мельче и мельче. Так появился бисер. А само слово "бисер" произошло от арабского "бусра", что означает бусинки с отверстиями. Он был хорошо известен в Античном мире и у некоторых народов даже служил меновой монетой. В Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой и приписывали ему свойства оберега. Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались — за их разглашение полагалась смертная казнь. Особой интенсивностью производство бисера отличалось в XV - начале XVI веков.

Из Египта стекольное производство распространяется на Кавказ, в Рим и проникает в Византию, а также в центральную и северную Европу. Из Византии секреты производства стекла перешли в молодую Венецианскую республику. С XII века на острове Мурано (около Венеции) выпускался бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла, отлично калиброванный и прекрасно сочетающийся в изделиях с драгоценными камнями. Наибольшее развитие искусство изготовления изделий из бисера в Европе и в России получило в первой половине XIX столетия. Из бисера плели украшения, использовали в ткачестве, вязании и вышивке. Техника изготовления изделий передавалась из поколения в поколение.

В Египте и Индии бусами украшали одежду, шею, руки, ноги — да, впрочем, всё, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии — чале, в Болгарии, Румынии и Молдове — гарданы и згарды, в Беларуси — пляценки и горлячки, в Украине — герданы и сыплянки, в Литве — каролинес, в Узбекистане — зебигардан, в Словении — нагрделники, в России — ожерелки, цепочки, гайтаны и — “фенечки”. Словом, где их только не носят и как их только не называют!

Бисер обычно воспринимается как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровалимукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом...

Якутские украшения из бисера

В древности якутские украшения делали из бисера, латуни, бронзы. К золоту якуты относились прохладно, излюбленным же материалом для ювелирных изделий было серебро. Украшения выполняли сразу несколько функций, главные из которых – оберег и декларация социального статуса владелицы.

«В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д.  Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр. Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы. Поэтому они всегда носили тонкий чепчик или платок. Бастынгу носили под шапкой – джабака, а металлический круг, который сегодня помещают в центр обруча, крепили к навершию шапки», — говорит Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.

Полный комплект включал около восьми предметов: головные украшения – начальник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (итар5а); нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр); наручные украшения – широкие браслеты (бе5ех) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограмм.

ГЛАВА 2. Украшение своими руками

Наше украшение состоит из четырех предметов: сумочки, гривны, сережки и пояса.

Для создания работы мы изучили книгу «Архаика: украшение якутов XIV-XVII в.в.» автора К.М.Яковлевой и А.Н.Прокопьевой. В этой книге попытались реконструировать древние украшения якуток. Узнали, что существовали в средневековом периоде шейные гривны. Их разделили на 3 типа: плоские, витые, двойная гривна. Наша гривна представляет витую гривну. Материалы гривны: бисер, фетр, нитка.

Гривна – серебрянное или золотое изделие в виде обруча, носившее на шее, в том числе в Киевской Руси. В старославянской языке слово гривна означало ожерелье или браслет, отсюда произошло второе значение слово – гривна, как денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI-XV веках.

Серьги – одинцы, двойчатки или тройчатки в средневековой Руси. В виде прикрепленных к толстой проволочной мочке одного, двух или трех стерженьков с нанизанными на них сверлеными камнями, жемчугом, бусинами кораллов, стеклами, литыми серебряными орнаментированными цилиндрами.

Серьги в книге «Архаика: украшение якутов XIV-XVII в.в.» представлены как 1 тип архаичной якутской культуры. Этот тип представляет серьгу ввиде знака вопроса с бусами. Мои сережки сделаны из трех бусин, металлических штифтов.

Пояс и сумочка хаппар мои авторские работы. Сделаны из бисера, бусин, страз, фетр, металла, мононить, экокожа. Техника, которую использовала: нанизание, вышивка бисером, приклеивание.

План работы:

Придумать эскиз изделия.

Подобрать материал.

Исследовать опытным путём качества материала.

Подобрать техники изготовления изделий.

Провести оценку наших изделий по заданной шкале:

Материал

Красота

Цвет

Форма

Размер

Цена изделия

Гривна

Материалы: фетр, бисер, мононить

Техника: нанизание бисера, шитье, приклеивание

Ход работы:

Вырезаем фетр как на эскизе и второй по меньше размером

Приклеиваем фетры

Нанизываем бисеры по 9 шт., а по середине берем по 11 штук

Пришиваем на фетр нанизанные бисеры

Серьги

Материалы: бусы, штифты

Техника: нанизание бисера на штифт, закругление концов штифта

Ход работы:

Подбираем бусы разного размера

Надеваем на металлические штифты

Закругляем концы проволоки

Пояс

Материалы: бусы, мононить

Техника: плетение цепочкой в «крестик», соединение деталей, соединение застежки

Ход работы:

Подбираем бусы разного цвета и размера

Плетем цепочки длиной равной длине талии

Нанизываем бусы длиной 45 см 9 штук

Закрепляем на плетенную деталь

Соединяем застежку

Сумочка

Материалы: бусы, мононить, бисеры, металл

Техника: вышивание бисером на фетр, шитье металлов, соединение деталей, нанизание бусин двойным рядом

Ход работы:

Подбираем бисеры разного цвета и размера

Вышиваем бисерына фетр прямоугольной формы по эскизу

Нанизываем бусы на мононить двойным рядом

Соединяем детали

Сарбынньах

Материалы: бусы, мононить

Техника: витое плетение, нанизывание бус

Ход работы:

Подбираем бусы разного размера

Плетем длиной 5 см витую часть

Нанизываем бусы на трех 12 см висюльках

Соединяем детали

Круг

Материалы: бусы, мононить, страза

Техника: пришивание стразы на фетр, вышивание бус на фетр

Ход работы:

Подбираем бусы разного цвета и размера

Кроим круг из фетра

Пришиваем стразу в середине фетра

Вышиваем бусы на фетр вокруг стразы

Техника безопасности

Правила работы с иглой

Хранить иголку в игольницу

Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки

Не берите иглу в рот

До и после работы проверьте количество игл

Правила работы с ножницами

Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами

Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы

Не машите ножницами не подносите к лицу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное украшение можно трансформировать. Сумочка превращается как поясное украшение – сумочка и может превращаться как нагрудное украшение – илин кэбиьэр. Все это закрепляется незаметным металлическим соединителем.

А сережку можно повесить на гривну, как висюльки.

Вывод:

С книги «Архаика: украшение якутов XIV-XVII в.в.» автора К.М.Яковлевой и А.Н.Прокопьевой узнали о виде украшения гривны и технику витого плетения.

В процессе работы появились идеи создания новых украшений, узнали новые виды работы с бисерами.

Своими руками можно сделать стилизованное украшение из бисера, значит наша гипотеза верна.

Украшение трансформер выглядит стилизованно, можно носить как сумочку для современной молодежной одежды или как наградное украшение для национальной одежды.

Практическая значимость проекта: заключается в то, что результаты моих исследований может использовать любой заинтересовавшийся человек. В процессе работы над проектом я получила много новых знаний, например об истории якутский украшений, о способах изготовления изделий из бисера.

Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру. Покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Архаика: якутские украшения XIVXVIII в.в.: монография / К.М.Яковлева, А.Н.Прокопьева. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2020. – 80с.

Бисер для начинающих.. Лучшие украшения и фенечки. Ростов на Дону: Издательский дом «Владис», издательский дом «Рипол Классик», 2004. – 256с., с илл. Т Ткаченко Е.Волкова К.Стародуб

Саха ойуута-бичигэ = Узоры и орнаменты саха: альбом/ Мандар Уус: [автор идеи М.И.Андросов]. – Якутск: Бичик, 2007. – 288с.:ил. Неустроев Борис Федорович.

https://infourok.ru/doklad-yakutskoe-ukrashenie-svoimi-rukami-5614183.html - Доклад «Якутское украшение своими руками»

https://infourok.ru/tvorcheskaya-rabota-na-temu-izgotovlenie-ukrashenij-iz-bisera-5467817.html . – Творческая работа на тему «Украшения из бисера»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АВТОРСКАЯ РАБОТА

Просмотров работы: 66