Волшебный мир пейзажа

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебный мир пейзажа

Лобанова И.О. 1
1МБОУ "ЦО-гимназия №1"
Белоглазова Н.А. 1
1МБОУ "ЦО-гимназия №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мир Искусства прекрасен

и удивителен.

А дорога туда начинается в

твоей душе, в твоём сердце.

Б. Неменский.

Тема моей работы выбрана не случайно. Я – творческий человек, люблю рисовать, рассматривать и изучать произведения искусства выдающихся художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Во внеурочное время посещаю изостудию "Радуга" и собираюсь в этом году поступать в художественную школу.

На уроках мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы, искусство пейзажа. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли для нас свой взгляд на окружающий мир - такой удивительный и очень разный.

И.И.Шишкин "Рожь"

И.И.Левитан "Золотая осень"

А.И.Куинджи "Радуга"

Однажды в изостудии, рисуя к празднику «День космонавтики» картину звездного неба, я узнала от учителя, что это пейзаж. А ведь я всегда думала, что пейзаж – это изображение природы. Тогда мне стало интересно глубже изучить этот вид живописи.

Я провела опрос среди одноклассников и узнала, что большинство из них тоже не очень хорошо знакомы с этой темой. Больше половины из всех, кого я опросила не знают, что такое пейзаж, а то, что пейзажи бывают разными - знают только 2 человека из 30.

Гипотеза моей работы: Что такое пейзаж и все ли пейзажи одинаковые?

Актуальность выбранной темы состоит в том, что изображение пейзажа дает простор для моей фантазии и возможность разнообразной деятельности.

Объектом исследования является пейзаж. Предмет исследования - углубленное изучение видов пейзажа.

Целью своего исследования я поставила:

- узнать, действительно ли пейзажи бывают разными и выделить правила изображения пейзажа.

В задачи исследования входит:

- найти и изучить в печатной литературе и в интернете информацию о жанре изобразительного искусства - пейзаж;

- проанализировать собранную информацию и составить полный список видов пейзажа с кратким описанием;

- опробовать на практике изображение различных видов пейзажа;

- выделить основные правила изображения пейзажа.

Теоретическая и прикладная значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно ознакомиться с видами пейзажа. Проведенная работа может способствовать проведению новых исследований, ее результаты, а именно правила изображения пейзажа, применимы в учебном процессе при изучении изобразительного искусства.

При изучении данной темы мною была проведена работа как с учебной, так и дополнительной литературой, энциклопедиями и интернет источниками художественной направленности.

Глава 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства

Художник пишет не то, что видит,

а то, что будут видеть другие.

Поль Валери

Прежде, чем изучить виды пейзажа, мне захотелось узнать историю возникновения пейзажа, как жанра изобразительного искусства.

1.1 Краткая история пейзажа

Пейзаж (в переводе с французского - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Первые наброски пейзажа в виде контуров гор, деревьев и рек появились в первобытных наскальных рисунках

В то время человек делал первые попытки изобразить себя в окружении дикой природы.

Элементы пейзажа можно встретить в искусстве Древней Греции. Залы древнего дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески, настенную живопись с реалистическим изображением людей на фоне моря, садов, горного ландшафта.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в 6 веке в китайском искусстве.

Китайские художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука,  цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных (черно-белых) одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда разрешалось рисовать картины лишь на религиозную тему, пейзаж понимался живописцами как и

зображение среды обитания персонажей.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленэрногопейзажа, которое связано с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Огромное влияние на пейзажную живопись оказали импрессионисты. Именно они живо и солнечно писали простые незатейливые сюжеты природы и повседневной жизни.

К. Моне "Осень" К. Коровин "Москворецкий мост"

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возник в конце 18 века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804). Пейзажи С.Щедрина были первым шагом к выражению нового понимания красоты природы и ее чувствительной поэтической передаче. 

Выбор простой незатейливой натуры и особое патриотическое отношение к русской природе сделало уникальными картины А.К.Саврасова, И.Левитана, И.И.Шишкина.

А.К. Саврасов "Грачи прилетели" И. Левитан "Март"

И.И. Шишкин "Утро в сосновом бору"

С тех пор русский пейзаж занимает прочное место в творчестве российских художников.

Традиции пейзажной живописи продолжили художники ХХ века.  Появились новые направления в пейзаже.

1.2 Виды пейзажа

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.Одно и то же место, запечатленное на картине двумя разными художниками, может быть и радостным, и печальным.

Изучив учебную и дополнительную литературу, я обнаружила, что все многообразие пейзажей можно разделить на виды, в зависимости от того на чем сосредоточено внимание художника или в зависимости от характера картины.

Итак, давайте посмотрим, какими бывают пейзажи в зависимости от типа изображенного мотива:

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Природные пейзажи в свою очередь имеют деление по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, степной В.Поленов "Золотая Осень"

МОРСКОЙ или МАРИНА — это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море. Термин произошел от слова marinus (лат. «морской») и введен в употребление итальянцами. Морской пейзаж как самостоятельный вид живописи сформировался в Нидерландах в семнадцатом веке с появлением картин, где все внимание художника уделялось стихии, а корабли и люди выступали второстепенными персонажами.

И.Айвазовский "Девятый вал"

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.

В.Поленов "Дорога у деревни"

ГОРОДСКОЙэто улицы и здания, люди и транспорт, деревья и лавочки. Живописец может изобразить влюбленную парочку, бредущую по заснеженной аллее, или одинокий заброшенный фонтан в старом сквере; яркое весеннее солнце, бьющее лучами в окна магазинов, или звонкую кавалькаду из легковых машин и автобусов на мокрых дорогах. Каким бы ни был сюжет, город на картинах известных художников удивляет своей гармоничностью и реалистичностью.

Ф.Гварди "Венеция"

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их деталей. Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника

А.Бельский "Архитектурный вид"

ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.

М.Вишняк "Старый парк"

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ (промышленный) пейзаж появился с развитием большого производства и городского строительства, главным мотивом которого является изображение заводов и фабрик.

Гидроэлектростанция Э.В.д’Оспина

КОСМИЧЕСКИЙ пейзаж, изображение космического пространства, звезд и планет, картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирам.

С.Крайнев "Ледяной мир"

А если посмотреть на все разнообразие пейзажей с другой стороны? Изображая природу, каждый художник вкладывает в картину определенный характер, стараясь передать свои представления о той или оной эпохе и окружающей нас действительности.

Какими же бывают пейзажи по характеру:

ГЕРОИЧЕСКИЙ - пейзаж, в котором показывается грандиозность мироздания, природа представляется величественной и недоступной для человека. Зрители, смотревшие на героический пейзаж, должны довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум.

Н.Пуссен "Бегство в Египет"

ИСТОРИЧЕСКИЙ - в этом жанре находят воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

Л.Клод "Отплытие царицы Савской"

 ЭПИЧЕСКИЙ – здесь изображаются величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.

М.Клодт "Лесная даль в полдень"

РОМАНТИЧЕСКИЙ – грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.

А.Саврасов "Проселок"

ПЕЙЗАЖ НАСТРОЕНИЯ - в нём отражены чувства тоски, грусти или тихой радости. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску.

И.Левитан "Солнечный день"

Глава 2. Практическая часть

...Картина, это что такое?

Это кусок природы,

профильтрованный через

темперамент художника.

И.Левитан

Своеобразие работы над пейзажем заключается в том, что его интересно писать в различных условиях: в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе.

После изучения теории, настало время решить, каким материалом я буду рисовать, а также составить основные правила изображения пейзажа.

2.1 Подбор инструментов и материалов

Приступая к работе над пейзажем, необходимо знать не только какое изображение вы будете создавать, но и каким материалом выполнять тот или иной рисунок. Я люблю рисовать разными материалами, так как каждый дает разное впечатление от картины, например легкость акварели и плотность гуаши.

Карандаш простой. Применяется графитовый карандаш средней мягкости (М и 2М) для предварительного наброска пейзажа перед работой красками и для выполнения графического рисунка.

Немалое значение при работе карандашом имеет ластик. Используется только мягкая и остроугольная, которая не разрушает поверхность бумаги и незаметно удаляет неточности в изображении.

Акварель - самая распространённая водяная краска. Основное свойство акварели – её прозрачность, что приносит в работу над пейзажем воздушность, насыщение светом и трепетом.

Гуашь - плотная краска, позволяющая работать с несколькими слоями, делать цветовую растяжку, передавать насыщенные и глубокие цветовые оттенки.

Кисть - используются различные по форме кисти – плоские и круглые, по сорту – колонковые, пони и беличьи (для акварели), и синтетика или нейлон (для гуаши), по размеру – тонкие, средние и толстые в зависимости от изображаемого объекта.

Палитра – для проверки цвета, смешивания красок и создания нужного оттенка.

Для своей практической работы я выбрала именно краски, живописный материал. Так как различные способы нанесения краски дают мне возможность почувствовать себя настоящим художником.

2.2 Правила изображения пейзажа

Реалистическое изображение пейзажа не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Рисунок, основывается на строго определённых законах построения.

Когда я рисовала пейзажи, заметила, что есть правила изображения которые не зависят ни от выбора вида пейзажа, ни от материала которым выполняется рисунок.

Вот какие правила у меня получились:

1. Выбор композиции пейзажа. Определите центр, формат и размер бумаги, решите, что важно для вас в пейзаже, а что нет. Для этого откажитесь от изображения всего, что будет отвлекать внимание от основного сюжета картины. Не имеет значения рисуете ли вы с натуры или по фотографии, вам абсолютно не обязательно рисовать каждый маленький куст, столб, дорожный знак и т.п.

2. Линия горизонта. Пейзаж - это изображение связанное напрямую с земной поверхностью, поэтому линия горизонта присутствует почти во всех пейзажах, хоть и не всегда явно. И зависит она от положения художника.

3. Обозначить  самые крупные объекты рисунка контурами. На данном этапе важно определить наиболее значимые, основные объекты нашего рисунка.

4. Учитывать закон линейной перспективы. Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. По простому, ближе - больше, дальше - меньше. Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта

5. Воздушная перспектива. Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше. Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными. Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.

6.Светотень. Передача объема. Чтобы придать рисунку объем — необходимо правильно проложить светотень. Высветляем участки там где падает свет, и затемняем там где падает тень. Если не добавить тени, рисунок будет выглядеть плоским.

Все эти правила усваиваются постепенно в процессе работы над любым пейзажем.

Я решила, что попробую нарисовать морской и природный пейзаж, а также пейзаж настроения, потому что эти направления мне ближе, и сильнее откликаются в моей душе.

морской пейзаж природный пейзаж

пейзаж настроения

Заключение

В результате проведенного мной исследования я пришла к выводу, что пейзаж занимает очень большое место в художественной живописи. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде, ведь когда ты рисуешь природу родного края невозможно не полюбить изящные деревья и величественные горы, стройные ряды улиц и покрытые мхом камни мостов.

В данной работе я постаралась показать важность пейзажа как жанра изобразительного искусства. Именно пейзаж, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителя. Это вывод я сделала основываясь не только на теоретические знания, но и рисуя пейзаж на практике.

А также узнала, что виды пейзажа с историческим развитием человечества стали разнообразней, со временем они менялись приобретая индивидуальные черты, и я не удивлюсь, если через некоторое время появятся новые.

После практической части, моего исследования я смогла сформулировать основные правила изображения, у меня их получилось шесть:

Выбор композиции пейзажа.

Линия горизонта.

Обозначить  самые крупные объекты рисунка контурами.

Учитывать закон линейной перспективы.

Воздушная перспектива.

Светотень. Передача объема.

Надеюсь они помогут не только мне в дальнейшем, но и любому, кто заинтересуется таким удивительным и разнообразным видом изобразительного искусства как пейзаж.

Я поняла, что многое не знала и многое еще предстоит узнать. Считаю, что на данном этапе решены все поставленные мною задачи, цель достигнута. Собираюсь продолжить изучение данной темы, так как она мне очень понравилась.

Список литературы и интернет источников

Золотая книга русской культуры. В. Соловьев. Москва, 2006г

История искусства. Библиотека школьника. Минск: Литература, 1997г.

История русского искусства том 1. /Под редакцией М.М. Роковой и И.В. Рязанцевой. - М.,1878 г.

Курочкина П.И. знакомство с пейзажной живописью. С. - П. детство-пресса, 2000г.

Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф.С. - М.: Издательский дом "Искусство", 2002.

Энциклопедический словарь юного художника, - М. Просвещение 1994г.

Энциклопедия рисования / Авт.-сост. М.В. Адамчик – Минск -2010.

Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков, - М. искусство, 1998г.

 Интернет-ресурсы

http://www.rusmuseum.ru

http://www.globmuseum.info

https://www.wm-painting.ru/

https://ru.wikipedia.org/

Просмотров работы: 156