Введение
Тема войны в литературе актуальна во все времена. Понятия «Родина», «Отчизна», «Защита Отечества» понимают дети с дошкольного возраста. Сегодня эта тема приобрела особый статус в связи с освобождением братского нам народа Донбасса. В XX веке в 1941-1945 годах закончилась Победой русского народа Великая Отечественная война. В детской литературе много произведений разных авторов об этой войне. Необыкновенно интересно в сказочных образах повествует нам о военных событиях Константин Георгиевич Паустовский. «Похождения жука-носорога», одна из моих любимых сказок писателя, побудила к рисованию и созданию иллюстраций для книги.
Цель: Создать иллюстрации к военной сказке Константина Георгиевича Паустовского «Похождения жука-носорога».
Задачи:
— углубиться в историю ВОВ;
— познакомиться с биографией и творчеством Константина Георгиевича Паустовского;
— проанализировать содержание сказки и понять, почему она стала любимой;
— познакомиться с техниками иллюстрации от истоков до наших дней;
— познакомиться с историей иллюстрации военной сказки К.Г. Паустовского;
— описать особенности техники рисования гуашью;
— выбрать сюжет и составить описание своего видения происходящего;
— выбрать технику исполнения иллюстрации;
— создать иллюстрацию к сюжету по правилам композиции рисунка;
— оценить результат своей работы, сделать выводы и определить дальнейшее направление работы по заданной теме;
— систематизировать информацию и составить библиографию.
Объект исследования: иллюстрации к книге.
Предмет исследования: определение возможности создания иллюстраций к книге.
Гипотеза: возможность создания иллюстраций к книге подтвердилась.
Методы исследования: 1)теоретические: изучение исторических фактов из литературы; 2)экспериментальные: создание изделия; 3)анализ изученных и экспериментальных данных: обобщение результатов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Великая Отечественная война в сердце каждого человека
Великая Отечественная война 1941-1945 г. г. отложила незабываемый след в сердце каждого человека нашей Родины. Великая Отечественная война – это война священная, потому что весь народ поднялся на защиту Отечества. Люди не отступили, не покинули свою Родину. Они стали стеной на защиту своих рубежей, сплотились и стали громить врага. Фашисты напали вероломно, рано утром, без объявления войны. Они рассчитывали на быструю победу, как во всех странах Европы. Сначала советские военные отступали на восток и сдавали города. Но столицу Москву они не отдали. Захватчиков остановили всего в нескольких километрах от города. И с этого момента наша Красная армия пошла в наступление. Целых три с половиной года гнали фашистов с русской земли. В тылу Урала и в Сибири народ день и ночь ковал победу, выпуская танки, самолеты и снаряды. У станков стояли старики, женщины и дети. Русская армия стала отвоёвывать города и села от нечисти. Так и прогнали фашистов до самого Берлина, освобождая от гнёта и другие страны Европы. Наше поколение узнаёт о трагических событиях войны из разных источников: из образовательных программ в школе, из воспоминаний своих близких, из интернет-источников, из живописи, фотографий, из документальных, исторических и художественных фильмов и книг. Одной из моих первых книг о войне был сборник произведений Константина Георгиевича Паустовского «Похождения жука-носорога» [1, 2]; (приложение А рис. 1-3).
Биография детского писателя Константина Георгиевича Паустовского
Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. «Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор хожу в театр, как на праздник» - Константин Паустовский. В 1912 году Паустовский поступает в университет в Киеве, но потом переводится в Москву. В 1916 году он возвращается в Киев и начинает писать, а в 1920 годах его произведения стали печатать. Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки для детей о природе и животных, которые мы помним с детства: «Заячьи лапки», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко» и другие. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). На фронт он отправился добровольцем, потому что в списках призывников его не было. Он был болен астмой. Около двух месяцев писатель пробыл на фронте: выезжал на передовую, участвовал в боях, попадал под артобстрелы и бомбёжки авиации, беседовал с бойцами, и всегда в противогазной сумке носил писательский блокнот. На фронте он познал тяжкую солдатскую судьбу, как война повлияла на жизнь людей в тылу, как весь народ с честью выстоял все лишения долгих 4 года. Он писал о военных операциях, о героизме солдат. Его статьи и сводки с мест боевых действий о подвиге бойцов убеждали людей в грядущей победе и давали уверенность в силах наших войск. В 1945 году он написал военную сказку «Похождения Жука-носорога». На протяжении всей своей жизни писатель продолжал писать для детей. Константин Паустовский был награжден медалью «За отвагу» (посмертно), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.» и «За оборону Одессы» (посмертно) [3]; (приложение Б рис. 1-10).
Военная сказка К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»-
моя любимая сказка
Константин Георгиевич Паустовский в произведении военная сказка «Похождение жука-носорога» повествует глазами сказочного персонажа жука-носорога о Великой Отечественной войне. Сюжет сказки незамысловат. Пётр Терентьев уходит из русской деревни на войну защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Его маленький сын Стёпа в память о родной земле и семье дарит на прощание отцу старого жука-носорога, которого он поймал в огороде. Посаженный в спичечный коробок, жук-носорог попадает на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал, и всё это время берёг подарок сына. После долгожданной победы солдат и жук вернулись домой. К. Г. Паустовский не зря своё произведение назвал военной сказкой. Автор повествовал события с позиции жука. Поэтому все события представляются нам в форме сказочного приключения. Вот картина, как жук “по-насекомовски” увидел сражение на фронте: “Он высокомерно представил, что горящие и жужжащие ракеты похожи на него. Будто это большие жуки”. Главный смысл в этом эпизоде – жук не испугался. Писатель объясняет поведение жука так: “Он понял, что с такими жуками лучше не связываться. Уж много их свистело вокруг”. В другом эпизоде жук проснулся от встряски, когда Пётр с бойцами бросился в атаку. Жук полетел рядом с ними и вдруг заметил, что какой-то человек “в грязном зеленом мундире прицелился в Петра из винтовки”. Тогда жук с лёта ударил этого человека в глаз. Враг выронил винтовку и побежал. Так жук спас Петру жизнь: Петра ранило, только ногу задело. Мы видим, читая эти строки, что жук-носорог прямо на наших глазах становится героем-спасителем. Когда мы семьёй читали страницы этой удивительной сказки, на глаза наворачивались слёзы. Пётр на вопрос сына, жив ли жук, отвечает: “Живой он, мой товарищ… Не тронула его война… – Петр вынул жука из сумки и положил на ладонь”. И товарищ-жук, узнав родные места, с громким жужжанием улетает. Прочитав сказку, понимаешь, что смысл её не в приключениях жука. Эта трогательная книга учит нас любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга, рассказывает об истории нашей Великой Родины, где все люди и даже жук, ценят и берегут свою землю и каждую травинку на ней. Именно поэтому, военная сказка для меня стала одной из самых любимых с детства [2]; (приложение В рис. 1).
Знакомство с техниками книжной иллюстрации от истоков до наших дней
Иллюстрация является одним из важных атрибутов книги, с тех самых пор, когда появились первые книги. Иллюстрация – это наглядное изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст. Развитие иллюстрации прослеживается в искусстве графики и тесно связано с историей книги. До наших дней сохранились самые ранние иллюстрации к текстам на свитках Древнего Египта. В средневековье в рукописных книгах иллюстрация выполнялась в технике миниатюрной живописи. В середине XV века с появлением книгопечатания текст и иллюстрации к нему вырезались на одной доске, которая включалась в печатную наборную книгу. С эпохи Возрождения иллюстрация завоевала равное значение с текстом и печаталась на целой странице, чередуясь с текстом. С конца XVI века появляется техника гравирования на меди. Основным методом иллюстрирования и орнаментации печатной книги в России с XVI-XVII веков была ксилография. На рубеже XVIII-XIX веков мастерами, связанными с журнальной графикой, создаются замечательные образцы естественно-научной иллюстрации. Художники эпохи романтизма в иллюстрациях воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, отражают широкий диапазон чувств. В конце XIX века появились новые техники: цинкография, фототипия. В начале XX века в России применялась ксилография, зарождался фотомонтаж, появились элементы плакатности и начала развиваться быстрым темпом многокрасочная иллюстрация детской книги. С развитием цифровых технологий появились растровые и векторные диджитал-иллюстрации – те, что созданы с помощью графических редакторов. А позднее – 3D-графика, объёмные цифровые изображения-модели. Графика и живопись использовалась художниками-иллюстраторами сотни лет. Графика – это изображения, созданные линиями, штрихами и точками с помощью карандаша, угля, чернил, пастели [6]; (приложение Г рис. 1-14).
Техника рисования гуашью
Живопись – это изображения, созданные красками – гуашью, акварелью, маслом, акрилом. Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo — водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Краска гуашь существует более 700 лет. Гуашь состоит из трёх ингредиентов: пигмента, связующего и добавок. Краска гуашь внешне очень похожа на акриловую и акварельную, но отличается при использовании. Она непрозрачна, но становится таковой при разбавлении водой. Картина, нарисованная гуашью, выглядит как произведение искусства с матовой поверхностью. Чтобы понять особенности рисования гуашью, нужно сравнить гуашь с другими материалами. Например, по сравнению с акрилом, краска гуашь быстрее сохнет, но ею можно продолжать редактировать ещё долго после того, как работа будет завершена. После окончания работы полотно необходимо или поместить под стекло, или покрыть лаком. По сравнению с акварелью, гуашь более пигментирована, тяжелее акварели и обеспечивает большую текстуру при рисовании. При умелом использовании любая из трёх красок способна создать прекрасную картину [4]; (приложение Д рис. 1-4).
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Выбор сюжета для иллюстрации любимой книги
Я с детства увлекаюсь живописью, поэтому выбирая тему проекта, сразу вспомнила про храброго жука-носорога и мальчика Стёпу с его необыкновенным подарком-талисманом отцу перед уходом на фронт. Возникло огромное желание изобразить на бумаге самые впечатляющие эпизоды этой книги. Мною выбрано несколько сюжетов для иллюстрации произведения. На одном из них я остановлюсь подробней. Это картина проводов Петра на фронт. Сын Стёпа передаёт отцу самое дорогое, что у него в данный момент было: жука-носорога в спичечном коробке. Стёпа надеется, что его подарок поможет отцу одолеть врага, и они вместе вернутся поскорее домой. На втором плане стоит мать в слезах. Она понимает, какое горе свалилось на русскую землю, что ожидает на войне мужа. Она с большой надеждой надеется на возвращение любимого человека домой с победой. Сцена прощания происходит во дворе дома, на фоне той растительности, которая произрастает в родном краю, на фоне чистого голубого неба, которое не должно быть тёмным от вражеского нападения [2].
2.2 Выбор техники иллюстрации книги
За несколько лет занятий изобразительным творчеством я освоила несколько техник рисования: акварель по-сухому, акварель по-сырому, коллаж, пастель, живопись, гуашь. Для иллюстрации военной сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» я выбрала технику рисования гуашью, потому что с помощью гуаши можно получить объемную текстуру и матовую поверхность. Я считаю, что настроение у данного литературного произведения патриотическое, судьба героев нелёгкая, поэтому будет правильней с помощью гуаши передать все ощущения и переживания героев [4].
2.3 Выполнение иллюстрации
Работа над созданием иллюстрации начинается с набросков и зарисовок. Лёгкими линиями простым карандашом на лист наносятся основные моменты будущей картины в соответствии с правилами композиции. Когда создаётся художественное произведение, сначала нужно поработать над образом. По задумке, на переднем плане будут изображены два героя: отец и сын. Они прощаются не известно, на сколько, потому что отец уходит на войну. Это очень грустная жизненная картина, потому что на войне, бывает, погибают. Композиция в живописи – это и расположение определённых элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой передать замысел автора. Сын с надеждой передаёт отцу талисман: жука-носорога в спичечном коробке, надеясь, что жук поможет отцу выжить и победить врага, а отец будет помнить о своём доме и родных. С помощью художественных приёмов происходит передача выражений лица участников сцены. В глазах у героев надежда на скорую встречу. Как трепетно берёт талисман отец можно передать руками. Они у него большие, но он очень бережно принимает подарок. Позади с горем в глазах стоит мать. Она не может сдержать слез. Природа затаилась в молчаливом ожидании, как будто старается, чтобы её запомнили и отец, и жук. Даже куст слегка нагнулся, чтобы попрощаться с родными. Используя такой композиционный прием, как целостность, мы располагаем элементы так, чтобы не было пустых мест на картине, или чтобы картина не была перегружена в отдельных местах. Особое место в изобразительном творчестве играет цветовое решение. В моей картине будут использованы теплые мягкие цвета, нежные и светлые: все изображенные на ней персонажи любят друг друга и надеются на скорую встречу (Приложение Е рис. 1, 2).
2.4 Оценка выполненной работы
Мною выполнена иллюстрация к любимой книге: военная сказка «Похождение жука-носорога» К.Г. Паустовского. Считаю, что эта картина вполне могла бы служить обложкой для данной книги. В процессе работы над картиной я решила, что можно создать несколько иллюстраций к разным сюжетам этой сказки и собрать детскую книжку с текстом и иллюстрациями. После такой идеи я решила познакомиться с творчеством настоящего взрослого художника-иллюстратора Владимира Гальдяева, который создавал иллюстрации для этой книги. Я нашла отрывки из его автобиографии, где он рассказывает о том, как ему сразу после войны предложили иллюстрировать военную сказку. Оказалось, что когда он работал над иллюстрациями, Владимиру в то время было примерно столько же лет, сколько сыну Стёпе, провожающему отца. «Однажды в издательстве мне предложили сделать рисунки к книге Константина Георгиевича Паустовского «Похождение жука-носорога». Эта книга не о жуке, который ползает по траве и по веткам, а о жуке, который был на войне»- пишет Гальдяев. Он жил в Москве, когда началась война. Город был весь изрыт траншеями, в которых люди прятались от бомбёжек. Школа мальчика была разбита и стояла в руинах. Позже семью отправили в эвакуацию на поезде, но поезд попал под артобстрел и много людей погибло. Братья Гальдяевы потерялись, а когда через три дня нашли маму, она была вся седая. Когда немцев отогнали от Москвы, Гальдяевы вернулись домой. Война кончилась. Но воспоминания о ней навсегда остались в памяти у ребенка. Когда он рисовал картинки к книге «про жука на войне», он вспоминал бомбёжки и очень радовался, что солдат не погиб на войне, и что жук помогал ему в трудную минуту. Он был моим ровесником. Именно эти факты побудили меня продолжить работу над иллюстрациями следующих сюжетов сказки. Мне представляется жук в разных образах: вот он гуляет по травке после очередного сражения, а вот сидит на плече своего Друга – Человека и наблюдает, как проносятся чужие сверкающие жуки и громко свистят над головой. И самая финальная сцена - встреча всех на родной земле: воины вернулись домой, к мирному труду. Вернулся к своему сыну и солдат. А жука они выпустили, и он полетел над полями, лесами, лугами. Потому что самой великой радостью для людей был конец войны и победа. Мне очень нравятся иллюстрации Владимира Гальдяева к военной сказке. У каждого художника своё видение происходящего, поэтому я создавала иллюстрации к сказке по собственным ощущениям и впечатлениям [5]; приложение Ж фото 1-6).
Когда я представляю войну, вспоминаю рассказы прабабушки о том, как в её послевоенное детство в далёком 1946 году после Великой Отечественной войны на огороде в 20 метрах от дома соседский мальчишка подорвался на авиационном снаряде, не взорвавшемся во время бомбёжки. Или еще более страшную сцену о том, как погиб мальчишка на школьном дворе. У школы стояла старая артиллерийская пушка, и ребята часто играли на ней. Один сидел на конце ствола, второй играл с прицельным устройством. Пушка неожиданно выстрелила…
Мы, дети XXI века должны знать нашу историю, помнить, как наши прадеды защищали мир и Родину. Мой проект посвящен всем людям, прошедшим через невзгоды Великой Отечественной войны, чтобы наше поколение понимало, что нужно ценить свою землю, свой город, свой народ и свою страну, уметь защищать её не только с оружием в руках, но и укреплять, развивать во всех направлениях: культурных, технических, научных, социальных, экологических, спортивных.
Заключение
Соприкоснувшись с творчеством двух удивительно талантливых людей, Паустовского К.Г. и Гальдяева В.Л., я вдохновилась на создание иллюстраций к любимой книге, и у меня получилось. В планах собрать настоящую книгу с текстом и иллюстрациями. В ходе работы над иллюстрацией, я попробовала создать декоративное панно из текстиля с изображением жука-носорога, потому что в какой-то момент тема насекомых послужила мне источником вдохновения для дальнейшего творческого развития. Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель достигнута и гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Исаев, А. В. История Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в одном томе / А.В. Исаев, А.В. Драбкин. — М.: Яуза, 2020. – 576 с.
Паустовский, К.Г. Похождения жука-носорога / К.Г. Паустовский. – М.: Нигма, 2015. – 28 с.
Паустовский, К.Г. Повесть о жизни / К.Г. Паустовский. – М.: ИД Комсомольская правда, 2014. – 768с.
Вдохновение. Художественная школа. Техники рисования гуашью / https://www.izocenter.ru/blog/tehniki-risovaniya-guashyu/
Гальдяев, В., Книжка про войну / В.Гальдяев. – http://booksplim.ru/statya/vladimir-galdyaev-knizhka-pro-vojnu.html.
Энциклопедия. Всемирная история. Сидоров, А. Иллюстрация. / А.А.Сидоров. –https://w.histrf.ru/articles/article/show/illiustratsiia.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рис. 1 «Защитники Брестской крепости» художник Пётр Кривоногов, 1951 г.
Рис.2 Плакат «Родина-мать зовёт!»
Художник Ираклий Тоидзе
Рис. 3 Историкр-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы на Мамаевом Кургане», главный скульптор Е.В. Вучетич
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рис1-4. Из жизни К.Г. Паустовского
Рис. 5,6. Жизнь К.Г. Паустовского во время Великой Отечественной войны
Рис. 7. Удостоверение К.Г. Паустовского о том, что он является военным корреспондентом ТАСС
Рис. 8-9. Жизнь К.Г. Паустовского после Великой Отечественной войны
Рис. 10. Афиша к спектаклю «Пока не остановится сердце» К.Г. Паустовского
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рис. 1. Обложка книги «Похождение жука-носорога» К.Г. Паустовского
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Рис. 1,2. Свитки Древнего Египта
Рис. 3. Миниатюрная живопись средневековья
Рис.4 Книгопечатание в средневековье
Рис. 5,6. Техника гравирование на меди для книгопечатания в конце XVI века
Рис.7. Иллюстрирование и орнаментация печатной книги в России XVI-XVII в.в. методом ксилографии
Рис.8. Естественно-научная иллюстрация XVIII-XIX в.в.
Рис. 9. Иллюстрация книг методом цинкографии конца XIX начала XX в.в.
Рис. 9. Иллюстрация книг методом фототипии конца XIX начала XX в.в.
Рис. 10-12. Иллюстрация детской книги начала XX в.
Рис. 13-15. Иллюстрации, созданные в графических редакторах и 3D-графике
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Рис. 1-4. Гуашь и её использование в живописи
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Рис. 1, 2. Иллюстрации автора к военной сказке К.Г. Паустовского
«Похождения Жука-носорога»
Рис.2 Декоративное панно автора «Жук-носорог» по мотивам военной сказки
К.Г. Паустовского «Похождения Жука-носорога»
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рис. 1, 2. Владимир Леонидович Гальдяев (1938-2001) — художник-иллюстратор
Рис. 3-6. Иллюстрации художника В.Л. Гальдяева к военной сказке (1945 г.)