Сделаем мир чище

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сделаем мир чище

Халиуллин Н.А. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Аюпова Р.З. 1Мингалеева Г.Ш. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Год экологии закончился, но охрана окружающей среды, согласно Конституции РФ, является постоянной обязанностью каждого россиянина, в том числе и школьников. Но далеко не каждый школьник знает о вреде одной выброшенной в мусор батарейки. В наше время автономные источники энергии прочно вошли в нашу жизнь, трудно представить себе жизнь без них. Если рассмотреть батарейку, то на каждой из них можно рассмотреть знак, говорящий о том, что батарейку нельзя выбрасывать с обычным бытовым мусором. Усугубляет эту угрозу низкая экологическая грамотность населения и отсутствие выработанной привычки грамотной утилизации отходов. Исследовав территорию нашего микрорайона, мы выяснили, что в нем нет контейнеров по сбору батареек. Значит, мало, кто задумывался над этой проблемой и наносят вред окружающей среде и здоровью самого человека.

Актуальность работы обусловлена тем, что необходимо утилизировать батарейки в специальные контейнеры, которых, как выяснилось, в нашем микрорайоне нет. Необходимо информировать население, что маленькая батарейка – это большая экологическая угроза.

Целью данной работы является развитие привычки правильной утилизации отработанных батареек.

Достижению этой цели поможет решение следующих задач:

- изучить и проанализировать литературу по данной теме;

- выяснить какой экологический урон наносит окружающей среде одна отработанная батарейка;

- влияние на организм человека химических составляющих батарейки;

- проведение анкетирования с целью распознания уровня грамотности родителей и школьников в отношении утилизации отходов;

- распространение памятки о вреде выброшенной в мусорное ведро одной батарейки и о местах сбора отработанных источников тока;

- проведение акции по сбору отработанных батареек в школе, проведение открытых уроков с целью информирования школьников, их родителей о вреде выброшен й в мусорное ведро отработанной батарейки, привитие экологической культуры.

Объект исследования – экология.

Предмет исследования – повышение экологической грамотности населения в отношении грамотной утилизации химических источников тока.

Гипотеза исследования – если прививать культуру бережного отношения к природе со школьного возраста, тем быстрее мы изменим отношение общества к вопросу охраны окружающей среды.

Методы исследования: опрос, анкетирование, анализ, сравнение, наблюдение и уроки познавательного характера.

Глава 1. Сохраним природу для потомков.

Наше население нельзя сказать, что экологически грамотно. Поэтому исследовательская работа заключалась в повышении экологической культуры школьников. Согласно некоторым источникам необходимо 20 лет, чтобы приучить граждан раздельному сбору мусора. Именно столько времени понадобилось европейским странам, чтобы приучить к этому среди населения. И что важно, нужно столько же лет вести просветительскую работу среди населения, чтобы новое поколение выросло с твердыми установками, что от этого никуда не денешься. Для ускорения данного процесса мы занялись просветительской работой среди ребят нашей школы. Мы провели анонимное анкетирование среди родителей и школьников 4-8 классов с целью выявления масштабов данной проблемы. Так 84% опрошенных высказались, что недостаточно помогать и заниматься охраной природы, оберегать ее достаточно в течение одного года. Но в то же время 66% ответило, что не имеют представления о вреде использованных батареек и 87% признались, что выбрасывают отработанные источники тока в обычное мусорное ведро. Полученная разница показывает, что осведомленная категория людей осознанно выбрасывает батарейки в мусорные баки либо по своей лени, либо по отсутствию знаний о пунктах приема батареек в городе.

Зачастую администрация города ведёт активную работу в сфере раздельного сбора мусора. Устанавливают контейнеры для отходов, но население слишком пассивно реагирует на это. Поскольку легче разом выбросить один мусорный мешок чем заниматься сортировкой дома. Поэтому очень часто можно увидеть и пластиковые бутылки, и батарейки и другие твёрдые бытовые отходы вместе с продуктовыми отходами вместе. Чтобы этого не происходило, наша цель донести до школьников и их родителей информацию об опасности, которая хранит в себе использованная батарейка, которую зачастую просто выбрасывают в мусорное ведро; донести информацию о пунктах сбора отработанных батареек, аккумуляторов, действующих в нашем городе.

Глава 2. «Безобидная» батарейка убивает землю

На рассмотрение возьмём пальчиковые батарейки, поскольку именно этот тип наиболее часто встречается в быту. Но очень часто в приборы высокой мощности устанавливают заряжаемые батарейки. Такие варианты практичны и экономичны, поэтому в последнее время пользуются большим спросом. После выработки определенного количества часов их необходимо

зарядить от электричества, а потом установить назад в устройство. Вернёмся к нашим батарейкам, которые меняют в одной семье до 10 раз в год 61% респондентов, согласно проведенному опросу.

В ходе исследования выяснилось, что существуют различные виды батареек. Батарейки бывают:

Щелочные (RAM) характеризуются не очень высокой ценой и непродолжительным сроком службы (около 50 зарядок). Плохо переносят холод.

Свинцово- кислотные (SLA). Если нет ограничений в размерах аккумулятора и нужна достаточно большая мощность, то такие батарейки подойдут больше всего. Их минус – заряжаются очень долго. Если придерживаться правил эксплуатации, то данный вид аккумуляторов выдерживают 600 зарядок.

Никель-кадмиевые (NiCd) способны бесперебойно работать даже при коротком замыкании. Разница температур для них не проблема: они прекрасно выдерживают и холод, и жару. Более тысячи раз их можно заряжать, при этом затрачивается относительно немного времени.

Никель – металлгридиентные (NiMH) батарейки стоят достаточно дорого. Преимуществ особых нет. Очень долго проходит сама зарядка.

Литий- ионные (Li-Ion). При высокой стоимости имеют достаточно хорошие характеристики: самый низкий саморазряд и срок эксплуатации порядка десяти лет.

Литий -полимерные (Li-Pol, Li-Polymer)-цена не соответствует качеству: при высокой стоимости очень маленький срок службы.

Литиевые (Li-Metal)-в настоящее время редко применяются, так как подходят не для всех устройств.

Рассмотрев все виды батареек, приходим к выводу, что они состоят в основном из тяжелых металлов (ртуть, свинец, кадмий, никель, цинк, марганец, литий), щелочных металлов (калий, натрий) и другие.

Как же влияют на организм человека эти металлы? Тяжелые металлы способны накапливаться в организме человека и животных, нанося серьезный вред здоровью.

Так, например, ртуть -одно из самых опасных ядовитых веществ для человека. Она воздействует на печень и почки, нервную систему и мозг, вызывая заболевания дыхательной системы, нервные расстройства, нарушения двигательного аппарата, нарушение слуха и зрения.

Свинец главным образом накапливается в почках, он вызывает нервные расстройства и заболевания мозга, суставные и мышечные боли, может повредить плоду в утробе женщины затормозить рост ребёнка.

Кадмий-канцероген, провоцирующий рак. Он накапливается в щитовидной железе, в костях, почках и печени, негативно влияет на работу всех органов.

Отработанные химические источники тока относятся к 1 классу опасности бытового мусора.

Так выброшенная батарейка вместе с бытовым мусором попадает на обычные мусорные свалки, либо на мусоросжигательные заводы. На мусоросжигательных заводах они горят, выпуская в атмосферу диоксиновые - ядовитые соединения, которые вызывают онкологию и нарушения репродуктивной системы, ослабляют здоровье детей и замедляют их развитие.

Диоксины попадают также в землю и в воду, потом в растения, которые употребляют человек.

Они распространяются на большие расстояния, воздействуя на все население, поэтому не важно, живет человек в непосредственной близости от мусоросжигательного завода или нет. Они проникают в почву, в подземные воды и водохранилища. Кипячение воды от тяжелых металлов, в отличие от бактерий, не спасает.

Даже если батарейки не сжигаются, их корпуса в воде или почве постепенно подвергается коррозии и разрушаются, после чего вредные вещества их них выделяются в окружающую среду.

Как известно, одна выброшенная батарейка загрязняет тяжелыми металлами 20 м² грунта или 400 литров воды. Для сравнения 20 м² лесной зоны это территория обитания трёх деревьев, двух кротов, одного ёжика и несколько тысяч дождевых червей. И если 400 литров воды можно разлить в 80 бутылок по 5 литров, то небольшой группе людей этой воды хватит на полгода.

Помимо вреда, которая несёт в себе каждая батарейка, мы забываем, что она может принести и пользу. Выбрасывая батарейку, мы выбрасываем такие уникальные вещества, ценные ресурсы, идущие на вторичную переработку такие как: марганец, цинк, железо и графит. Перерабатывающие заводы из отработанной батарейки производят новые батарейки, зубной цемент, щетки для электродвигателей и др. Известно, что из 10 кг батареек можно получить столько же цинка, сколько содержится в 96 кг руды. Перерабатывая батарейки, мы получаем ценные ресурсы и сохраняем природу.

Заключение

Итак, мы изучили и проанализировали литературу по данной теме и выяснили, что химические источника помимо своей пользы, приносят непоправимый урон здоровью человека, окружающей среде при неправильном способе их утилизации. Бытует мнение, что одна выброшенная батарейка отравляет 400 литров воды, 20 м3 земли.

Мы выяснили, какое оказывает влияние на организм человека химические составляющие батарейки. Они имеют свойство накапливаться в тканях и органах человека и вызвать тяжелые заболевания, в том числе онкологические.

Так проведя анкетирование школьников и родителей, мы выяснили уровень грамотности в отношении утилизации отходов. И для его повышения мы провели в школе 2 акции по сбору отработанных батареек «Спасём ёжика», с дальнейшим планированием ежемесячного проведения данной акции, открытые уроки для школьников и родителей по теме вреда выброшенной в мусорное ведро отработанной батарейки. Распространили памятки о местах сбора отработанных источников тока, с целью привития экологической культуры.

По итогам второй акции мы собрали 225 пальчиковых, 112 «мизинчиковых» и 76 других батареек. Для сравнения мы спасли 165 200 литров воды или 8 260 м2 грунта, т.е. мы спасли 413 ежей, 826 кротов, территорию произрастания 1 239 деревьев. Разумеется, одной команды, действующей в одной всего лишь школе невозможно в полностью решить такую глобальную проблемы. Собранные отработанные батареи мы передали в Региональную молодёжную общественную организацию «Будет чисто» Республики Татарстан.

Надеемся, что мы приучим ребят к внимательному отношению к окружающей среде, любить нашу землю. Отметим тот факт, что 88% респондентов нашего проведенного опроса ответили, что будут сдавать отработанные батарейки в нашей школе, если установят специальные контейнеры. Мы будем рады, если хотя бы 1 ребёнок из каждого класса перестанет выбрасывать обычные батарейки в мусорное ведро.

Литература

Константинов В.М. Охрана природы. Москва, 2000; 240 стр

Садовникова Л.К. Орлов Д.С. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении. Москва, 2006; 334 стр.

Шилов И.А. Экология. Москва,2000; 511 стр.

Энциклопедия «Юному эрудиту обо всем.» Москва,2008.

Интернет-ресурсы

http:// батарейку. Рф

http:// fb.ru

http://www.eco

Статьи из газеты:

Мутыгуллина Р. Раздельный сбор мусора: казанцев приучать придется 20 лет. Казанские ведомости.2017. №119

Рыбакова Н. Одна выброшенная батарейка отравляет 20 кв.м почвы. Текст События недели. 2017. №12

Просмотров работы: 33