Детские дома на территории Каргатского района в 40-60-е годы XXвека

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детские дома на территории Каргатского района в 40-60-е годы XXвека

Филина А.Д. 1
1МКОУ КСШ №1, 10 класс
Дегтярева О.В. 1
1МКОУ КСШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Детский дом - это государственное воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, детей одиноких матерей, а также детей, нуждающихся в помощи и в защите государства. Под разными названиями они существуют во многих странах с давних времён. В дореволюционной России это были приюты и сиротские дома, которые существовали за счёт государства и частных благотворителей. После революции 1917 года и Гражданской войны количество сирот в России резко возросло. Новое руководство страны проводило широкие мероприятия по устройству жизни беспризорных детей и созданию благоприятных условий для их воспитания. В годы Великой Отечественной войны многие дети снова остались без попечения родителей и родственников. Число детских домов снова возросло.

На сайте «Архив НСО» содержится информация о воспитанниках детских домов нашей области за 1939 – 1976 гг. Списки детей не находятся в свободном доступе, но даже по перечислению названий списков понятно, что детские дома были востребованы обществом. https://smolbattle.ru/threads/Архив-НСО-Информация-о-воспитанниках-детских-домов-1939-1976.72819/

В статье Дунбинской Т.И. «Статистика эвакуированных и местных детских учреждений в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири)» названо количество детских домов в Новосибирской области: в 1941 году – 39, в 1945 – 80. Четыре из них находились на территории Каргатского района.

Цель работы: на основе исторических источников восстановить историю создания и деятельности детских домов на территории Каргатского района в 40-60-е г. XX века.

Задачи:

Собрать общие сведения о детских домах.

Проанализировать воспитательную и хозяйственную деятельность детских домов.

Выделить общие проблемы этих учреждений.

В работе использованы следующие источники:

Книги приказов (детские дома №2 и №4) по личному составу за 1947, 1948, 1949, 1950, 1963 годы.

Акты обследования Каргатского детского дома №2 за 1943, 1948 г.

Воспоминания педагогов и воспитанников детского дома №2 Малиновской Л., Петровой В., Ивановой А. М., Беляевой Т. Е., Целуйкиной Г.Т.

Фотографии районного музея.

Протоколы заседаний райисполкома за 1944 г.

Каталожно-тематические карточки районного архива.

Объект исследования: детские дома Каргатского района.

Предмет исследования: деятельность детских домов Каргатского района.

Историография. Тема детских домов широко представлена в историографии. Я просмотрела ряд работ, посвященных общей истории детских домов. Например, «Сиротские учреждения в России. Исторический обзор»https://www.miloserdie.ru/article/sirotskie-uchrezhdeniya-v-rossii-istoricheskij-obzor/, в котором описан процесс развития государственных учреждений для сирот с Древней Руси до конца 20 века.

Достаточно изучен вопрос и о детских домах, и в годы Великой Отечественной войны. Например публикации Бородина И. «Обустройство детей, эвакуированных в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны» https://pandia.ru/text/78/339/1490.php и Терентьева Е.В. «Болотнинский Ленинградский детский дом»https://proza.ru/2021/10/27/1172, подробно описывают условия жизни в детских домах.

Статья Дунбинской Т.И. «Статистика эвакуированных и местных детских учреждений в годы Великой Отечественной войны ( на материалах Западной Сибири)» https://cyberleninka.ru/article/n/statistika-evakuirovannyh-i-mestnyh-detskih-uchrezhdeniy-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-na-materialah-zapadnoy-sibiri/viewer являетсярезультатомизученияиобобщенияобширногоархивногоматериалапоисторииорганизацииработыдетскихучрежденийвЗападнойСибиривгодыВеликойОтечественнойвойны.Вработепроведенстатистический анализ количества детских учреждений по областям и в целом по Западно-Сибирскому региону,рассмотренытрудности,скоторымистолкнулосьобществоприрешенииданнойпроблемы.

Практическая значимость работы. Данное исследование может быть использовано на уроках истории при изучении периода новейшей истории, во внеклассных мероприятиях. Вызовет интерес у всех, кто увлекается краеведением.

2.Основная часть.

2.1. Ленинградский детский дом.

В ходе исследования нам удалось установить, что на территории Каргатского района существовало 4 детских дома. Детский дом №1- это был дом для эвакуированных детей из Ленинграда. Располагался он в длинном деревянном здании, которое находилось на том месте, где сегодня расположена наша школа. После снятия блокады в 1944 г. дети вернулись домой, в Ленинград. По-видимому, документация учреждения была увезена вместе с детьми.

С помощью работников архива нам удалось найти лишь небольшое упоминание об этом доме в протоколах заседаний райисполкома за 1944 г. Это выступление директора детского дома Богоявленской: «На территории Каргата более двух лет находится эвакуированный Ленинградский дом в количестве 195 человек и вся забота об этом доме должна лечь на нас всех. Отцы и матери этих детей с честью защищают город Ленинград. Мы должны будем проявить и отдать все силы на воспитание, детей- ибо это дети фронтовиков. В адрес детского дома фронтовики присылают благодарные письма за спасение детей и за их хорошее воспитание. Со стороны Исполкома внимания детскому дому уделяется достаточно»[1.,л.15]. Таким образом, никаких документов об этом доме в архиве нет, и старожилы города помнят только сам факт существования этого дома, но никаких дополнительных сведений сообщить не могут.

2.2. Каргатский детский дом №2.

2.2.1. Общая характеристика детского дома.

Детский дом №2 был открыт в городе Каргате в 1942 году. Месторасположение его менялось несколько раз. Макарова (Иванова) Анна Михайловна, работавшая в этом доме, вспоминала: «Детский дом располагался в двух зданиях: первое- дом купца Мариупольского, второе на территории хлебокомбината (здания не сохранились). Позже детский дом №2 переселили в длинное, деревянное здание, находившееся на месте школы №1

(не сохранилось, ранее в нем располагался ленинградский детский дом) и вплоть до закрытия детского дома в 1967 году он находился в этом здании»[2., л.5] . Сохранилась уникальная фотография 1947 года. На ней педагогический коллектив дома сфотографирован на фоне здания детского дома. Помещение одноэтажное, с большими окнами, старое и ветхое, на дальнем плане деревянная баня, принадлежавшая детскому дому. Для ограждения здания использовано прясло (старинный вид ограды).

В Каргатском доме №2 воспитывалось много детей от 150 до 200 в разные годы. В 1946 году в детском доме были размещены 180 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Детей собирали по вокзалам, поездам, привозили из других районов. Они учились в Каргатской средней школе №1, которая в те годы находилась на месте нынешнего Дома Культуры имени Горького (это было двухэтажное, деревянное здание). Затем детей отправляли в ПТУ в Новосибирск, Иркутск, Магнитогорск, Куйбышев. На каникулы дети приезжали в детский дом, их ставили на довольствие. Иногда родители находили своих детей, и они покидали детский дом.

В разные годы рабочий персонал составлял от 20 до 30 человек. В 1967 году комиссия, созданная Облисполкомом из представителей отдела народного образования и здравоохранения, признала здание детского дома в аварийном состоянии, и Облисполком издал распоряжение №785-Р от 5 августа 1967 года о закрытии Каргатского детского дома №2.

Директорами в разное время были: Богоявленская Валентина Николаевна, Князева (Князик) Ксения Тимофеевна, Лосев Петр Ефимович (после войны), Марченко Сергей Иванович. Последние годы Осадчий Дмитрий Иванович. Во время отпуска их замещали Макарова Анна Михайловна, Андрейченко Любовь Даниловна. В разное время воспитателями работали: Чмелева Вера Макаровна, Макарова Анна Михайловна, Федькович Екатерина Даниловна, Щепалкина Анна Васильевна, Музыченко Клара Мироновна и др. Самая большая заработная плата в детском доме была у директора, она составляла от 249 до 700 рублей. Самая маленькая заработная плата была у няни, которая составляла от 100 до 140 рублей, дворник получал от 100 до 120 рублей. На фотографии педколлектива мы видим, что у многих воспитателей на груди медали и ордена, значит, они приняли участие в боевых действиях в годы войны.

Несмотря на тяжелые годы, военные и после войны в детском доме работали неравнодушные люди, старались заменить детям родителей, воспитывали их, развлекали. Учили всему, что может пригодиться ы жизни, что поможет стать «настоящим человеком». Воспитатели отдавали всю свою любовь, теплоту и создавали уют в детском доме. Интересно, что в книгах приказов за 1947-1948 год нам удалось обнаружить немного благодарностей педагогическому коллективу.

Благодарность (10 апреля 1948 год). За добросовестное отношение к работе, безграничную любовь к детям выдать денежную премию:

Инструктору по труду Кузьмину Д.И.- 60 рублей

Рабочему подсобного хозяйства Павлюченко А.Ф.- 60 рублей

Воспитательнице Петровой Т.П.- 60 рублей

Повару- 50 рублей

Благодарность (1947 год) Музыченко Кларе Мироновне за хорошую работу и организацию детей в подсобном хозяйстве во время прополки и уборки сена, Товме Михаилу Даниловичу за добросовестное отношение к работе и выполнение норм [2., л.25].

Беляева Т.Е. вспоминала: «Работать в детском доме было очень тяжело. Дети больные, нервные, с искалеченными судьбами. Воспитатели совершали настоящий подвиг, поддерживая этих детей, но благодарности они получали редко. Тогда это было непринято. Особенно мне запомнились воспитатели Марченко Александра Михайловна, Андрейченко Любовь Даниловна, Радчина Ольга (отчество не помню). На них держался детский дом. Со мною в школе учились детдомовские девочки Люда Акулова, Катя Лапова, Тася». Сохранилась фотография: «Коллектив детского дома в 60-е годы на озере Шибаки» [4., л.6]. этой фотографии мы видим опрятных, довольных, сытых детей. Несомненно, в 60-е годы жизнь детского дома стала намного лучше.

2.2.2. Проблемы детского дома №2.

Наблюдалась в детском доме большая текучесть кадров, особенно часто менялись нянечки, прачки, подсобные рабочие. Зарплата их была невелика, работа сложная. Для временных работ нанимали дополнительных работников.

Приказ №66 (25 августа 1949 год)

Назначить временно на работу Соколову Н. и Занкович на помазку потолков- 25 рублей в день, а помазка стен и побелка- 15 рублей в день [2., л.24].

Встречались работники, которые халатно относились к своим обязанностям. Им объявляли выговоры, увольняли. В приказах фиксируются причины выговоров и увольнений: воспитатели детьми совершенно не занималась, дети не ходят по четыре дня в школу, девочки ходят без чулков, теряют вещи; строгий выговор за появление в пьяном виде на рабочем месте; отстранить за неполную закладку продуктов в котел согласно меню; объявить выговор за похищенный из детского дома новый свитер, обнаруженный при обыске следователем прокуратуры; за недовешивание порций хлеба на завтрак детям; за неявку на педагогический час преподавателям; поставить на вид за то, что отпустили в гости, в грязь и дождливую погоду, детей, без разрешения директора; за опоздание на работу на 15 минут строгий выговор.

Решение 357 Исполнительного Комитета Каргатского Районного Совета Депутатов 2 августа 1946 год: «Помещение детского дома, где размещено 180 детей, для нормальной жизни детей в зимнее время непригодно. Прошедший 11 июня 1946 года ураган, нанес большое повреждение зданию детского дома: разбиты стекла в рамах, разрушена большая часть крыши, перекосило три стены детского дома, которые требуют замены. Требуется перебрать потолок и положить новые балки в трех спальнях, в двух комнатах и в зале, так как потолки в этих комнатах и зале рушатся. Требуется остеклить окна всего здания. Нужен капитальный ремонт складских помещений и постройка овощехранилища. В связи с тем, что здание непригодно для нормальной жизни детей в зимний период, просить Облоно и Облисполком отпустить денежных средств согласно прилагаемой сметы в сумме 1 65917 рублей помочь стройматериалами» [3.,л.34]. Помещение детского дома требовало постоянного ремонта. Неоднократно этот вопрос рассматривался на заседаниях Каргатского Райисполкома вплоть до расформирования детского дома.

В протоколе заседания райисполкома №134 от 14.02.1948 год читаем: «Санитарное состояние в детском доме крайне неудовлетворительно и не отвечает элементарным требованиям. Неизжитая скученность в детском доме, дети спят по два человека на кровати. При установлении рациона питания, не учитывается возраст детей" [1.,л.46].

В одном из приказов за 1949 год находим весьма плачевное описание положения воспитанников: дети находятся без присмотра, грязные, оборванные, ботинки грязные, не чистятся и не смазываются, пуговицы не пришиваются, обмундирование не чинят. Дети во время занятий находятся там, где хотят. Без разрешения уходят в город, сколько хотят, столько находятся в отлучке. Воспитатели совершенно мало смотрят за детьми. В спальне старших девочек всегда грязно, небрежно, носят тарелки с едой в спальню, разбрасывают вещи, ночью шумят, бегают. Завшивленных девочек остричь под машинку. Среди воспитанников было много больных детей, которым не могли оказать помощь на месте, их возили на лечение в Новосибирск. Руководству детского дома №2 приходилось решать множество хозяйственных проблем. В детском доме была своя машина, лошади, сапожная мастерская, скотский двор. Ездили на конезавод в Легостаевский район за лошадьми. Был свой портной, художник. За краской, ботинками, хозтоварами постоянно ездили в Облоно. Сами заботились о заготовке дров.

Анна Михайловна Макарова вспоминала: «Жили очень бедно, ребятишек, в основном сирот собирали по вокзалам, вагонам, спали на топчанах, одежды было мало, в столовую (здание не сохранилось, располагалось, где сейчас Универмаг) водили в две, три смены, так как верхней одежды не хватало, носили ее по очереди. Зимой кормили картошкой, мерзлой капустой, летом ходили в лес, ели дикий лук, чеснок»[4., 6].

Таким образом, архивные документы обозначили многие проблемы детского дома- текучесть кадров, частые болезни (вши, чесотка, лишай), дети оставались без присмотра, детей не докармливали, нарушение дисциплины и должностных инструкций сотрудниками дома, не хватало одежды и обуви.

2.2.3. Воспитанники о детском доме №2.

Несмотря на тяжелые условия военного, и послевоенного времени, слабую материальную базу, педагогический коллектив стремился создать благоприятные условия для воспитания и обучения детей сирот. Выпускники детского дома много лет спустя вспоминали с теплотой своих воспитателей. В газету «За изобилия» (№32, 1993 год), они прислали несколько писем.Процитируем их:

«Это был прекрасный дом, с добрыми, чуткими людьми, которые всегда были рядом с нами. Война, вши, чесотка, лишай, малярия, трахома. Господи, сколько болезней было в то время! А еще было много-много слез детей, которые потеряли своих родителей, всех родных и которые остались один на один со своим горем. Все это прошло через сердца наших дорогих воспитателей. Они были для нас чуткими, внимательными мамами. Несли нам тепло, заботу, ласку, учили нас всему, что умели и знали сами. Нам всегда было хорошо и уютно в этом большом доме»

Л.Малиновская Город Кстово Нижегородская область

«А сколько интересного у нас было! Какие утренники, вечера сказок! Очень много занималась с нами Ирина Александровна! Она хорошо играла на гитаре, пела. А как прекрасно рассказывала! Ее можно было слушать часами. Она прекрасно пересказывала «Голову профессора Доуэля», «Человек, который смеется», «Собор Парижской Богоматери» и многое другое. А какие спектакли мы готовили! Всем этим руководила и возглавляла педагогический коллектив завуч Вера Макаровна Чмелева, человек душевный и очень внимательный» В.Петрова, Тверская область

Лидия Воронец (Громова), одна из выпускниц 60-х годов, на сайте Одноклассники создала группу «Детский дом №2». В нее вступили многие воспитанники дома, они переписываются, вспоминают, выставляют фотографии. Все уже давно взрослые люди, с какой теплотой они вспоминают свой дом.

«Хорошо помню повара бабу Катю, как мы все вместе лепили пельмени на всех под её руководством, а потом варили и гордые с удовольствием ели. А как, мы старшие, строили новую баню под руководством директора! Помню ночную нянечку, он нам старшим, после отбоя рассказывала сказки и истории из жизни, а мы с замиранием слушали, пока нас на этом не поймал директор. После отбоя положено спать! Но, всё равно, после отбойные посиделки продолжались. А портниха, спасибо ей, как учила нас шить! Я потом, в училище, себе сама платья шила. На Всех фото того времени я в них. А директор, мы его звали Коломенская Верста, за высокий рост, добрейшей души был человек. Он большое участие принял в определении моей судьбы. Я ему очень благодарна и постоянно об этом помню». Лидия Воронец.

«Я помню, когда нашей воспитательнице Ольге Федоровне приходилось работать в две смены …она посылала девчонок покормить своего сыночка…ему было лет пять и он сидел в закрытом доме один, если это были суббота и воскресенье -ведь сад не работал» Ольга Лешкова.

Одна из воспитанниц Детского дома №2 Целуйкина Галина стала поэтом. Она прислала в районный краеведческий музей свои воспоминания, стихи, книгу.

«Дорогие друзья! Зовут меня Галина Тимофеевна Целуйкина (Левченко).

Я бывшая воспитанница детского дома. Великая Отечественная Война 1941-1945 принесла нашей стране много горя и испытаний. Нас детей в семье было четверо. В этой страшной войне мы потеряли родителей. Жили с дедушкой и бабушкой, но когда на дедушку свалилась неизлечимая в то время болезнь бабушка нас определили в детский дом. Не зная, к сожалению, материнской любви и ласки я благодарна судьбе за то, что именно там, в детском доме прошла часть моего детства. Немаловажную роль в становлении характера сыграли прекрасные учителя и воспитатели детского дома. Я никогда не считала себя несчастной, потому что воспринимала ту жизнь, которая у меня была, как должное. Именно в детском доме я обрела большую семью, плечо и опору коллектива, любовь и поддержку, а самое главное колоссальную школу выживания, что получить это в семьях бывает сложно или вовсе невозможно. В наше время все было в дефиците, всего не хватало. Куску сахара были рады. А тряпичная самодельная кукла- верх мечты. Но не это главное: мы-детдомовцы стойкие, сильные, способны глубоко сопереживать, способны выживать в экстремальных условиях. Мы рано познали жизнь и с детства понимаем цену любви, заботы и преданности. В детском доме нас научили всему. Но я больше тянулась к самодеятельности. Читала стихи, танцевала, пела в хоре, играла в пьесках. После детского дома воспитанников направляли учиться. Это были ФЗО (фабрично-заводское обучение), РУ (ремесленное училище), КУ (кулинарное училище). Меня направили в кулинарное училище г. Новосибирска, о чем нисколько не жалею. Училась с удовольствием, научилась готовить. Потом я закончила институт. Работала на вычислительных машинах: ЕС-1060 и ЕС-1062. С директором детского дома поддерживала отношения. Он сказал мне: пиши стихи о детском доме. Я исполнила его пожелания и стала писать» (стихи в приложении).

Детский дом дал дорогу в жизнь многим ребятам. Говорят, хорошее видеться на расстоянии. И через много лет воспитанники смогли оценить все, что сделали для них воспитатели!

2.3. Форпост-Каргатский детский дом №3.

Первого августа 1943 года на территории Форпост-Каргатского сельсовета был открыт детский дом №3 на 100 человек. Каргатский районный Совет депутатов поручил промкомбинату в течение июля месяца сделать для детского дома сто деревянных кроватей, 20 столов, 3 шкафа. Районным исполнительным комитетом был открыт счет в местном отделении госбанка для сбора средств для всех детских домов. В 1953 году на базе дома №3 была открыта специальная школа- интернат для умственно отсталых детей на 40 мест. Она работала до 1969 года. Исторических источников по дому №3 в архиве не сохранилось. В наличии имеются книги приказов по школе для умственно отсталых детей. Но их изучение выходит за рамки нашего исследования [6.].

2.4. Петровский детский дом №4.

История этого детского дома восстановлена только на основе книг приказов за 1947-1950 гг. На первое января 1950 года числилось 32 сотрудника дома: директор (Железнов Н.Н.), бухгалтер, завуч, 6 воспитателей, фельдшер, завхоз, повар, помощник повара, 2 трудовика, кладовщик, пионервожатая, 2 уборщицы, сторож, пекарь, прачка, рабочий, кастелянша. К персоналу предъявлялись достаточно высокие требования. В приказах встречаем много инструкций об обязанностях воспитателей, дежурных по дому, о правилах проведения купания воспитанников и т.п. Например, рабочий день дежурного воспитателя начинался в 6 утра и продолжался 15,5 часов. Уборка спальных и рабочих комнат производилась силами самих воспитанников. Ходить по улицам воспитанники могли толь строем в сопровождении воспитателей. Категорически запрещалось детям подходить к колодцам, идти на речку или железную дорогу. Иногда дети убегали из детского дома, их разыскивали и возвращали обратно.

За что наказывали сотрудников детского дома?

Воспитательница опоздала на работу на 3 дня. Ей объявили строгий выговор и предупредили, что будет отдана под суд, если такое повторится.

Выговор за невыполнение задания завуча по подготовке доклада к педсовету.

За самовольный уход с работы отдать под суд.

Халатность, грубое отношение к воспитанникам.

За варварское отношение к тяглу, инвентарю и имуществу.

Выговор за появление в нетрезвом виде перед воспитанниками, срыв вечерней линейки.

Дети- инвалиды не прошли медкомиссию, выговор фельдшеру.

Хулиганские поступки.

Воровство, порча имущества.

За незаконное вскрытие замка в мастерской в ночное время, в результате чего в двигателе исчезла одна деталь. Объявить выговор, а за утерянную деталь взыскать с вора в десятикратном размере стоимость детали.

Воспитательницы самовольно отпустили детей в гости, в грязь и дождь. Поставить на вид.

Но не только наказывали, сотрудников и воспитанников и поощряли: премия за добросовестное выполнение работы, объявление благодарности воспитанникам за успешную учебу, дисциплину.Премия воспитанникам: шерстяной костюм, шерстяная рубашка.Премия сотрудникам: сено 5-10 центнеров или почетная грамота.

В детском доме проводилась большая воспитательная работа. К дню Октябрьской революции, к дню Советской Армии, юбилеям детского дома проводились крупные мероприятия, программа которых включала: общественный смотр, торжественное заседание, смотр художественной самодеятельности, подарки детям, фотомонтаж отличников учебы. В одном из приказов прочли: к мероприятию воспитанников одеть в праздничные костюмы, для педагогов закупить водку.

Детский дом отвечал и за трудоустройство воспитанников после окончания школы. Их направляли на учебу или работу.

В приказе №120, за 1965 расписано трудоустройство каждого выпускников. В результате:

3 человека направлены в Сибирский Политехнический техникум;

2 человека в ПУ №6, г. Новосибирска;

6 человек в СПТУ №16, г. Карасук;

1 человек- пионервожатая, с. Первотроицк;

4 человека в ГПТУ №16, г. Бердск;

1 человек- трудоустройство по месту жительства родственников, г. Новосибирск;

1 человек по месту жительства сестры, г. Тогучин;

5 человек отправлены на воспитание матерей, по их просьбе

(Можайск, Убинка, Здвинский район, Колыванский район, Владивосток);

1 человек в педагогическое училище, г. Карасук.

Всего: 24 выпускника детского дома

Воспитанники, приехавшие в отпуск из ФЗУ ставились на довольствие.

Петровский детский дом сталкивался с такими же проблемами, как и другие детские дома района: заболевания детей, крайняя нужда в рабочей силе, недостачи по продуктовому складу, проблемы со скотом и т.д. Но несмотря на все это воспитанники выросли и смогли дальше самостоятельно продолжить свой жизненный путь.

3.Заключение.

На территории Каргатского района в 40-60-е годы XX века работало 4 детских дома. Первый – Ленинградский детский дом, второй – Каргатский детский дом, третий- Форпост-Каргатский, четвертый – Петровский. Больше всего информации сохранилось о детском доме №2. Это не только официальные документы, но и воспоминания воспитанников и сотрудников дома.

Каргатский детский дом №2 существовал в нашем городе с 1942 по 1967 год. В нем в разные периоды проживало от 150 до 200 детей. Месторасположение дома менялось несколько раз, последнее время он располагался в здании на территории Каргатской средней школы №1 (здание не сохранилось). За время существования в детском доме сменилось несколько директоров, дольше всех в должности директора был Марченко Сергей Иванович.

Несмотря на тяжелые условия военного, и послевоенного времени, слабую материальную базу педагогический коллектив стремился создать благоприятные условия для воспитания и обучения детей сирот. Спустя много лет выпускники с теплотой и благодарностью вспоминали воспитателей. В послевоенные годы наблюдалась большая текучесть кадров, особенно технического персонала.

В те годы жизнь всех детских домов была трудной. Требовалось постоянно ремонтировать помещения, не хватало одежды и обуви, было много больных детей, которым требовался особый уход. Исследуя эту тему, я поняла, что у воспитанников детского дома было очень трудное детство. Как вспоминала Беляева Тамара Егоровна: «У этих детей были искалеченные судьбы и души, в детском доме было больше горя и слез, чем радости и веселья».

Считаю, что цель исследования достигнута, задачи решены.

Каждый ребенок любит своих родителей и потеря их для него большое горе. Никакой даже самый хороший детский дом не сможет заменить семью. В годы войны детский дом был вынужденной мерой. Как горько осознавать, что в наше мирное время количество детских домов постоянно растет.

Выражаю благодарность работникам Каргатского районного архива, лично Бересневой Елене Леонидовне, за помощь в сборе материалов для исследования.

Список источников и литературы.

Источники

Отдел архивной службы (ОАС) администрации Каргатского района НСО

ОАС. Протоколы заседаний райисполкома за 1944 г. Фонд2, Опись 1, дело№4.

ОАС. Книги приказов (детские дома №2 и №4) по личному составу за 1947, 1948, 1949, 1950, 1963 годы. Фонд 77, Опись2, дело №7, №26.

ОАС. Акты обследования Каргатского детского дома №2 за 1943, 1948 г. Фонд 77, Опись2, дело №7, №26.

Воспоминания педагогов и воспитанников детского дома №2 Малиновской Л., Петровой В., Ивановой А. М., Беляевой Т. Е., Целуйкиной Г.Т. Фонды районного краеведческого музея.

Фотографии районного музея.

ОАС.Каталожно-тематические карточки районного архива.

Интернет-ресурсы.

Архив НСО https://smolbattle.ru/threads/Архив-НСО-Информация-о-воспитанниках-детских-домов-1939-1976.72819/

Бородин И. Обустройство детей, эвакуированных в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны. https://pandia.ru/text/78/339/1490.php

Дунбинская Т.И. «Статистика эвакуированных и местных детских учреждений в годы Великой Отечественной войны ( на материалах Западной Сибири)» https://cyberleninka.ru/article/n/statistika-evakuirovannyh-i-mestnyh-detskih-uchrezhdeniy-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-na-materialah-zapadnoy-sibiri/viewer

Сиротские учреждения в России. Исторический обзор.https://www.miloserdie.ru/article/sirotskie-uchrezhdeniya-v-rossii-istoricheskij-obzor/

Терентьева Е.В. Болотнинский Ленинградский детский дом.https://proza.ru/2021/10/27/1172,

Приложение

«Мы все учились понемногу...»

Галина Левченко Целуйкина, воспитанница детского дома №2.

Всему учили нас в детдоме:

Извёсткой стены побелить,

Уборку сделать в своём доме,

Зимою печку протопить.

Был огородик с кухней рядом:

Морковь, картофель, лук, горох…

Хвалился мак своим нарядом

И здесь же рос чертополох.

Пололи грядки, поливали

Из бочки тёплою водой.

Весь двор метлою подметали

Весенне-летнею порой.

Всему учили понемногу.

Учили и не как-нибудь,

Чтоб за детдомовским порогом

Мы не могли в тупик свернуть.

Учили девочек вязанью,

И шить учили с ранних лет.

Стучались к нашему сознанью,

За лень ругали – не секрет.

Шитьё меня не привлекало,

К нему не слышен сердца зов:

Напёрсток, нитки, мел, лекало –

Шить начинали мы с азов.

Портниха выдала заданье:

Лоскутик ситца обметать.

Все девочки с большим стараньем

Работу стали выполнять.

Я, взяв лоскутик ситца в руки,

На старенький диван легла.

Зевала, маялась от скуки,

И лёжа шила, как могла.

Вошёл директор тихо-тихо,

Его шокировал мой вид:

Из этой вырастет портниха, –

Смеясь, он детям говорит.

Портниха наша тётя Маша

Пошила лифчики девчонкам.

Не всем, конечно, только старшим,

А мы вздыхали огорчённо.

А в перерыве себе сшила.

Размер его довольно редкий…

На склад портниха поспешила,

Оставив всё на табуретке.

Её изделие с Наташкой

Себе на головы надели:

Изображали двух близняшек,

Девчонки прыгали, галдели.

С подружкой мы кривили рожи,

Пустышки суну себе в рот.

На кукол стали мы похожи,

От смеха заболел живот.

Вошёл директор тихо-тихо,

Остановился у окна:

Нет, не бывать же ей портнихой, –

Артисткой Богом создана.

«Артистка»

Галина Левченко Целуйкина

Сыграть хотела Галю

В спектакле «Первоклассница»,

Но роль, увы, отдали

Анюте – однокласснице.

О самой главной роли,

Конечно же, мечтала,

Но смелости, напора

В генах не хватало.

Играла роль заглавную

Отличница Олеся.

Мне девочка без имени

Досталась в этой пьесе.

Ура! Спектакль будет!

Идёт, идёт молва.

И я учу старательно

Той девочки слова:

«А у моего папы на столе

В карандашнице целых

Пять карандашей»…

Занавес открылся…

О, ужас! Зритель ждёт,

А я надела платье

Задом – наперёд.

Выходим все на сцену…

В зале громкий смех,

А я-то ожидала:

Фурор, аншлаг, успех.

Спектакль уж в разгаре,

Все знают роль свою...

Из-за стола смущённо,

Представьте, я встаю.

Под звонкий смех ребячий,

Под реплики из зала,

Глаза вниз опустила

И тихо прошептала:

«А у моего папы на столе

в карандашнице целых

пять карандашей»…

Просмотров работы: 49