Традиционная одежда коренных малочисленных народов Южного Урала (на примере женского казахского костюма)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиционная одежда коренных малочисленных народов Южного Урала (на примере женского казахского костюма)

Куйбакова А.С. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Маканова З.Ш. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. На территории Челябинской области проживают представители более чем 132 национальностей. Моя семья относится к малочисленному народу Южного Урала - казахам. В нашей семье сохраняются традиции нашего народа, но, к сожалению, не соблюдается ношение национального костюма. И я недостаточно владею информацией о казахской национальной одежде. Именно поэтому, я решила изучить историю национального костюма моего народа.

Из глубины веков тянется национальная мода казахской одежды, вплетаясь в современный мир моды. Молодые люди все больше и больше подвержены той моде, которая в свою очередь разрушает казахские стереотипы. Так появилась идея создания данного проекта. Исследование народного аутентичного костюма является весьма своевременным. Из жизни уходят пожилые люди, материал, предоставленный ими, имеет наибольшую ценность. Ведь они вели кочевой образ жизни, а природные условия были разными. Одежда необходима была для тепла, но все же для казахов её изготовление хранит интересные тайны.

Традиционный казахский костюм издавна является объектом исследования этнографической науки. Издана специальная монография И. В. Захаровой и У. Ходжаевой, где рассматривается комплексное исследование казахской одежды; раздел «Казахский народный костюм» включен в первый том книги - альбома А.Х. Маргулана; соответствующий раздел содержится в работах X. А. Аргынбаева, У. Джанибекова, А. Калыбековой. Много материала в интернете.

Поэтому, в данной работе меня заинтересовал вопрос о том, как появилась одежда казахов, о видах, особенностях национальной женской одежды, её трансформация в зависимости от природных условий, мест передвижения, экологической ситуации, культуры и обрядовой деятельности.

Интерес вызвал покрой и цветовая гамма женского платья, используемые ткани.

Гипотеза моего исследования: народная одежда казахов отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными, климатическими условиями, экологической ситуацией в современное время. Для раскрытия данной проблемы, я поставила перед собой цель: выявление особенностей женского национального костюма. Для реализации этой цели мне потребовалось решить ряд задач.

1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Проанализировать элементы казахской одежды и выявить особенности национального костюма.

3. Изучить виды национальной одежды.

4. Определить значение национального костюма для казахского народа.

5. Показать отображение особенностей жизни народа и его традиций национальной одежде, близость к природе.

6. Собрать информацию о женской национальной одежде у местных жителей.

Методы исследования: изучение литературы, встречи и беседы со старыми жителями, изучение и анализ материалов из интернета, анализ и сравнение, включённое наблюдение, использование фотосъёмки.

Новизна работы состоит в том, что национальный казахский женский костюм в нашем крае не изучался. Нет литературы с описанием одежды, в которой ходят женщины в настоящее время. На территории нашего района проживает несколько семей казахов, в последнее время наблюдается уход из жизни дедушек, остаются одни бабушки. Многие из них не утратили сохранение традиций костюма и продолжают в них ходить.

Практическая значимость данной работы обусловлена необходимо­стью распространения и популяризации сведений о костюмах и украшениях казахов нашего края, сохранения на данное время уникальных украшений невесты, самобытного свадебного костюма, повседневной и праздничной одежды.

Глава 1. Одежда, костюм и их функции

Прежде чем говорить о традиционном казахском костюме, необходимо определиться в основных понятиях «одежда » и «костюм». Одежда—изделие или совокупность изделий (кроме обуви), защищающая тело человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Основными функциями современной одежды человека являются: утилитарная и информационно-эстетическая функции [7]. В зависимости от назначения и использования, современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, способу изготовления, по сезону, по назначению (бытовая, спортивная, форменная т.д.).

Говоря об одежде, очень часто используют термин «костюм». Понятие «костюм» более широкое и емкое. Костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека [7]. Костюм отражает социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность [1]. Важнейшая функция костюма - знаковая, сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре, отношению к окружающей среде. Костюм имеет следующие функции: магическую; возрастную; социально-половую; сословную (групповую); профессиональную; эстетическую [5].

Глава 2. История возникновения казахского костюма

Этапы становления казахского женского костюма

Казахский национальный костюм не только одежда, а форма искусства, в которой переплелись традиции разных эпох и поколений, воплотились все грани фантазии кочевого народа. Казахский народный костюм имеет историю, которая берет свое начало в конце XV начале XVI веков - времени, когда сформировались основные культурные ценности казахов и их образ жизни [10]. Аспект костюма родились из истории тюрко-монгольских племен.

До 2- го века до н.э. предки казахов носили одежду из меха и кожи. В одежде сакского периода для украшения использовался звериный стиль, а узор в виде бараньего рога был центральной фигурой орнамента. После III-II века до нашей эры на смену звериному стилю пришел полихромный. Его особенностью являлась инкрустация металлических пластин цветными камнями. В VIII-XV веках кипчаки и другие племена повлияли на внешний облик одежды: стали использовать войлок, для украшения одежды серебро [3].

С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась, ибо со дня рождения человек начинает носить одежду [8]. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, связь с окружающей средой и на ней время оставляет свои следы.

Крой и материалы менялись вплоть до XVIII-XIX веков. От одежды более раннего периода она отличалась большим разнообразием декоративных элементов и украшений [7]. Мастера активно использовали вышивку и узоры, так как верили, что они оберегают от злых сил. В XIX веке в степи появились первые швейные машинки, хлопчатобумажная и другие ткани. В одежде применяли минималистичные или объемные узоры, встречались растительные [4]. Каждый элемент имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.

В казахском костюме воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создававшихся веками вследствие хозяйственной специализации кочевой, полуоседлой и оседлой групп населения. В нем нашли

отражение пульсирующий образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы и природные условия, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ [6]. Как всякий народный костюм, он эволюционно совершенствовался. Развитие его основных форм происходило под влиянием окружающей среды, условий жизни в степях с их ветрами, летним зноем и зимними морозами, так и с учетом потребностей кочевой жизни, - таких, например, как необходимость находиться в седле в одежде, не стесняющей движений (приложение № 1).

Женский казахский национальный костюм состоял следующих частей: койлек (рубаха-платье) и иш койлек (нижние рубашки без рукавов). Составной частью женского костюма был камзол (кемзал) – легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с ширяющимися к низу полам [6]. В прошлом, когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Кроме этого, женщины носили шапан - старинная верхняя одежда женщины и купе – теплая женская зимняя одежда чаще всего на лисьем меху особой популярностью пользовался мех из лисьих лапок [7]. Одним из главных элементов был головной убор, без которого женщины не ходили, в настоящее время все праздники и обряды проходят только с покрытыми головами.

Особенности национального костюма

Уникальным проявлением материальной культуры казахов является народный костюм, созданный под влиянием условий жизни в степях, знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами, большими перепадами температур. В нем нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ

жизни, социальные эквиваленты. Он отличается ярко выраженным своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа, наряду с разговорной речью, антропологическими показателями служил стойким определителем отличия своих от чужих [13]. На развитие, изменения и появления особенностей одежды казахов повлияли природные условия, территория проживания, род занятий, торговые отношения, смена исторических эпох и индустриализация общества. Основу казахского орнамента составляют знаки - символы, узорные мотивы (приложение № 2), для разработки которых источником послужили явления и предметы окружающего мира, трансформированные творческой мыслью и фантазией многих поколений народных мастеров в соответствии с их представлениями красоте и гармонии [8].

Особенностью казахской одежды является орнамент и узоры, сохранившие преемственность от древних скотоводческих племен. Богат и самобытен язык народного орнамента: каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные формы флоры и фауны [8].Существует большое разнообразие национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами своеобразно и творчески. В этих узорах проявляется своеобразный образный мир казахов. Тут можно встретить и "След верблюда", и "Бараний рог", "Кость" и "Позвоночник", и "Собачий хвост". Кроме зооморфных узоров попадаются и элементы окружающей природы, такие как "Зигзаг, Вода", "Цветок" и т.д. Часто встречаются древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, как утверждают, указывающие иногда на принадлежность к роду или жузу [1]. Прямые линии, круги, ромбы, чередующиеся треугольники довольно часто встречаются в изделиях народных мастеров.

Таким образом, определена связь орнамента с формой и символикой орнаментальных мотивов, а также установлена его способность легко поддаваться трансформации, благодаря свойствам: формообразование, вид,

способ и техника исполнения, граница подвижной поверхности одежды, возможность сочетания мотивов и их производных, цветовая композиция.

Другой особенностью одежды является цветовая гамма. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, так как до появления анилиновых красителей казахи использовали натуральные. Девушки не носили синее и голубое, эти цвета считались женскими [3]. Всякий цвет имел символику: голубой - небо, белый – радость, истина, счастье, желтый - знание, мудрость, красный - огонь, солнце, зеленый - юность, весну, черный - землю [4].

Ещё одной особенностью костюма является возрастная регламентация. Разумеется, шили его в каждом регионе по-своему, но везде различали костюм девичий, молодой, замужней женщины, пожилой женщины. Особую нарядность девичьему костюму придавали окаймление нашивками ока, вытканными золотыми и серебряными нитями, тамбурным швом, бисером, а также наличие в его комплекте золотых и серебряных украшений, подвесок из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, бирюзы, прикрепляемых к нему, расшитых шапок с перьями [6].

Замужней женщине считалось не к лицу носить платье из яркой ткани, с оборками, вышивкой, девушка могла носить любое платье на свой вкус, нередко расшитое тамбуром, золотой и серебряной канителью (приложение № 3). Правда, молодая женщина могла носить богато отделанные нагрудники из плотной ткани, надеваемые на платье под безрукавку; жаулык – головной убор открытого типа, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, перекрещенные концы которого, закидывались на плечи. Но, став женой и матерью, она должна была, как того требует обычай, носить длиннее, чем у девушек, платья без оборок; камзол, застегиваемый спереди на талии большой металлической пряжкой - капсырмой, нередко и на пуговицы [3].

Пожилые женщины не носили украшений, одевались в белое, не вышитое.

Существенно различались головные уборы незамужней девушки, невесты, матери [3]. Социальные различия в женском костюме проявляются главным образом в качестве материала, отделке, количестве одежды, носимой одновременно в комплекте. Все это, образовало своеобразный, неповторимый комплекс народного костюма, который ярче, чем какое-либо другое явление, отражает в принципе специфику сложения казахской национальной культуры.

Глава 3. Свадебный казахский костюм

Национальное свадебное платье носит сложное название - Той Узату койлек. Оно шьётся из дорогих тканей: шёлк, атлас, тафта или органза. На нём обязательно присутствует казахский орнамент и нежная вышивка. Её создают из бисера, оформляют золотыми шнурами и лентами (приложение № 4).

Свадебный наряд, и в древние времена, и сегодня, отличается оригинальным головным убором - саукеле (приложение № 5). Такое убранство было актуально до 19 века [2]. Саукеле шьется в форме конуса, длиной около 70 сантиметров, украшается драгоценностями: использовали монеты, кораллы, жемчуг, злотые вставки, драгоценные камни, бляхи. К головному убору прилагались украшения для подбородка и подвески на виски. До спины от убора свисала лента, сотканная из золотых нитей и обшитая бахромой. На затылке было приятно изображать символ благоденствия – рыбью голову [9]. Поверх свадебного убора принято надевать бархатный или шёлковый платок.

Свадебный головной убор принято носить в течение первого года семейной жизни. Затем его достают только по большим праздникам. Саукеле красивый, очень дорогой головной убор. В давние времена за него давали до 100 лучших скакунов. А мастера трудились над таким убором не меньше года [2]. До сих пор по казахским приданиями считается, что чем богаче будет саукеле у невесты, тем счастливее и удачнее сложится ее семейная жизнь.

Поверх свадебного платья невеста может одеть камзол. Он шьётся в тон платью, его тоже украшают орнаментами, монетами, камнями. Цвет ткани свадебного платья играет интересную роль. Вместо привычного для нас, белого

цвета, казахи предпочитают и красный, и синий цвета. Красный символизирует юность, жизнь в её самом расцвете. Синий – это символ мирного неба над головой, тепла и уюта. Он говорит о непорочности и чистоте. Если дата свадьбы выпадает на теплое время года, тогда чаще используются белые, розовые, кремовые оттенки. Ни один казахский свадебный наряд не обойдется без украшений. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и подвески.

Глава 4. Современный казахский костюм

Современный костюм - выражение индивидуальности, целостность композиции и завершенность форм, при условии его целесообразности и уместности в определенной среде [2]. Мужчины и женщины останавливают свой выбор на одежде модных брендов, народные костюмы можно встретить только в отдаленных поселениях. Но нация помнит и чтит свои традиции, язык и культуру. Многие надевают национальный костюм на свадьбы, различные торжественные мероприятия, исполняют в них национальный танец. Не менее популярными являются и куклы в казахской одежде, которых модно выставлять на праздниках. Такие куклы я изготовила сама (приложение № 6).

Темп современной жизни требует комфортных, обладающих яркой индивидуальностью вещей. Именно эти черты являются основными в костюме казахского народа. Традиционный узор может придать изюминку любой, даже самой простой современной вещи. Способ нанесения может быть любым, от традиционных видов до современных методов. Вариантов одежды с использованием элементов традиционного костюма может быть бесконечное множество. Главное, найти деталь актуальную для сегодняшнего дня, угадать желания потребителей [14]. Задача современных дизайнеров проектировать одежду с использованием традиций костюма, суметь создать свой неповторимый стиль, понятный ценителям народного творчества. В результате анализа разных источников, установлено, что основными принципами современной одежды на основе традиционного костюма являются [1]:

- создание моделей современной одежды на основе традиционного костюма с учетом декоративно - прикладного искусства народа

- формирование образов моделей с учетом наиболее отличительных признаков: декор, элементы костюма, традиционный крой и материал

- создание моделей современной одежды на основании требований, предъявляемых к одежде, с учетом обычаев, обрядов и традиций народа.

В настоящее время во всем мире ценится одежда, отличающаяся национальным своеобразием и украшенная элементами народного костюма.

Глава 5. Национальный костюм казахов нашего края

Кочевой образ жизни, степной климат и религиозные воззрения повлияли на развитие традиций казахского костюм, это практичная одежда, защищающая от холода и ветров, удобная для езды верхом на лошади, изготовленная из натуральных материалов [12]. Качество одежды и ее элементы позволяли узнать социальный статус казаха и его принадлежность к определенному роду.

При всей практичности казахской одежды, немаловажную роль играло ее украшение различными узорами, драгоценными камнями, или дорогими мехами. Вместе с этим, чтобы подчеркнуть свой статус и выглядеть наряднее, мужчины и женщины носили широкие пояса с золотыми или серебряными пряжками, и другими декоративными элементами [11]. Также любопытно, что состоятельные люди носили несколько слоев одежды, снизу практичную и попроще, а сверху дорогую и богато украшенную. По данным изученным источникам, можно выделить следующие виды одежды казахов по назначению: праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.

К женскому костюму, по словам жителей, относятся платье, кимешек (головной убор с вышитым узором), жаулык (убор замужней женщины), саукеле (свадебный головной убор), тюбетейка, камзол, нагрудники, ичиги.

В ходе исследования, изучения материалов и полученной информации при беседе с информаторами, были получены следующие сведения. Женские головные уборы зависели от поры года, возраста и достатка. Их основное предназначение заключалось в том, что они не только защищали голову от холода и ветра, но и демонстрировали социальное положение женщины. Молодые девушки чаще всего носили тюбетейку – небольшая и невысокая шапка, расшитая красивыми узорами. К ее верхней части пришивалось несколько перьев белого филина, которые выступали в качестве оберега, защищающего девушку от злых сил. В зимнюю пору года наряд дополнялся высокими шапочками конусообразной формы, отороченными мехом.

Отношение к головным уборам у наших предков было особенным. По рассказам жителей, сдернуть с головы шапку и небрежно кинуть ее, куда попало, такого казахи себе никогда не позволяли. Напротив, головной убор снимали бережно, старались положить или повесить на возвышении. Особенно следили за тем, чтобы он не оказался на сидении или на полу. Считалось, что может пострадать здоровье и благополучие владельца. Головные уборы являлись указателем их семейного положения (приложение № 7).

Повседневная национальная одежда казахских женщин нашего посёлка включает два платка белого цвета: один – поменьше надевают сизу, сверху – побольше, чтобы концы свисали с обеих сторон. Койлек (рубаха-платье) надевается сверху рубашки без рукавов (иш койлек). Нижняя рубашка сшита из легкой белой ткани без рукавов, рубаху-платье шили из разных тканей.

Платье бабушки (приложение № 8) выполнено из цельного куска ткани - тонкого плюща. Все платья – и праздничные, и повседневные бабушка шьёт сама. От подмышек идут боковые швы, на талии – сборка, куда подшивается юбка, имеющая несколько клиньев. Такой широкий подол делается для того, чтобы на полу было сидеть просторно. Длина всех платьев повыше щиколотки. Платье имеет глухой ворот, стоячий воротник и прямой разрез спереди, который застёгивается на пуговицы. Пуговицы стараются подбирать под ткань. Поверх платья – рубахи надевают камзол – жилет без рукавов. Шьют его из более плотной ткани – толстого плюща. Обязательно должны быть внутренние карманы боковые, впереди один ряд застёжек – либо простые пуговицы, либо какие-то специальные застёжки. На ногах у старых бабушек должны быть сапоги, казахи называют их «мясы» или ячиги.

Бабушка имеет очень хороший вкус. Это заметно по её одежде: она старается подбирать подходящие цвета платью и камзолу. Если в расцветке платья преобладает синий цвет, то камзол она шьёт из тканей синего цвета. Если преобладает фиолетово-сиреневый цвет, то камзол обязательно должен

быть, либо фиолетового, либо сиреневого цвета. Это говорит о хороших её манерах. При общении с ней, чувствуется рассудительность, понимание и доброе отношение к окружающей среде. Людям, к бережному отношению к окружающей среде. Можно её внутреннюю чистоту и баланс сопоставить с сочетанием цветов одежды. Как будто всё гармонирует: и душа, и одежда.

Праздничная национальная одежда казахской женщины состоит из двух белых платков; платья; камзола, шапана; сапог. Белые платки – «жаулык» носят сразу два: один под низ, надевают на голову так, чтобы волосы были спрятаны под ним, а другой поверх первого платка. Отличаются эти платки от праздничных тем, что последние имеют либо кисти по краям, либо какой-то орнамент выбитый. Бывают такие платки из более дорогих шёлковых тканей. Платья – рубахи шьют тоже из дорогих тканей: атлас, шифон, вилюр и другие.

По бабушкиным рассказам, покрой повседневного платья не отличается от праздничного. Основное отличие - ткань. Поверх платья надевают камзол, который шьют тоже из дорогих тканей: вилюр, бархат. На торжественные события поверх всей одежды надевают шапан - прямой широкий халат с длинными рукавами. Для теплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Наиболее модным, по сравнению со старинными туникообразными халатами, которые имели открытый ворот, стал отложной воротник. Праздничный шапан шили из дорогой ткани, украшенный позументом, вышивкой на рукавах, вдоль отложного воротника, по обеим сторонам халата по линии, где должны быть пуговицы для застёгивания (приложение № 9). Нарядные, богато украшенные халаты сохранялись как обрядовая свадебная одежда.

Многие предметы казахского национального костюма украшались орнаментом. Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды или предметом, которым наносили узор, соответствовал материалу, из которого он изготовлялся. Богат и самобытен язык народного орнамента: каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные форма флоры и фауны. По рассказам бабушки, наиболее распространенными из них были узоры в виде головы, рогов, копыт животных, лапок и клювов птиц и другие. Всякий цвет имел свою символику: голубой означал небо, белый – радость, счастье, желтый – знание, мудрость, красный – огонь, солнце, зеленый – юность, весну, черный – землю.

Одним из важных элементов национальной одежды казашек являются сапоги (ячиги). Хотя, по рассказам бабушек, их носили мужчины тоже. Только они были погрубее, без узоров броских. Для праздничных торжеств покупали дорогие сапоги, с вышивкой по краям или орнаментом (приложение № 10).

Подошва у таких сапог тонкая, без каблуков и какой-либо платформы. Шьют такую обувь из мягкой кожи, чтобы ноги можно было подмять под себя, когда надо садиться на пол для чтения намаза, принятия трапезы и других случаев. Узоры вышиваются нитками одного, а иногда отделывают разными блестящими нитками. Рисунки расположены симметрично по отношению друг другу. Данная обувь предназначена для ходьбы в помещении. Если надо выйти на улицу, то для этого сверху надевают калоши.

У Янгушаковой Д. К., 1942 года рождения, жительницы нашего поселка, так же имеется национальный костюм (приложение № 11). Белый платок, надетый бабушкой крепдешиновый, расшитый бисером. Платье имеет отложной воротник, прямой разрез спереди, который застёгивается на пуговицы. Пуговицы стараются подбирать под ткань. Длина рукава платья составляет четверть. Платье цветное (ткань с рисунком), поверх надет камзол синего цвета, изготовленный из плюща, украшенный позументом, вышивкой и бисером по краям. По её словам, камзолы можно шить из бархата. Она сама пришила на камзол застежку «ыльгек» (сохранившийся у бабушки с 1891года), которая выполнена из серебра, украшена позументом (приложение № 12).

Рахимова С.Б., 1949 года рождения, жительница с. Неплюевка. Её праздничный национальный костюм состоит из головного убора, шапана, сшитого из зелёного бархата, отделанный парчой, застегнутого на две застёжки

«ыльгек», которые она купила в 2007 году в Костанае, на ногах ячиги коричневого цвета (приложение № 13). Повседневным нарядом является камзол, сшитый из бархата ярко-красного цвета на одинарной подкладке из ткани, застегнутый на две застёжки, под камзолом – платье (приложение № 14).

Этические нормы, мусульманские мораль и полукочевой образ жизни навевали свою тенденцию развития моды в степи. Считалось непристойным оголять какие - то части тела. Поэтому воротники на платье были закрытыми глухими. К середине ХХ века в покрое платьев казашек появились новшества: скошенное плечо, выкройная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, вытачки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев [10]. По новому покрою чаще шили нарядные платья для молодых женщин, а по-старому – платья для пожилых и повседневные.

Всем видам казахского орнамента свойственны общие черты: равновесие между плоскостью, занимаемой фоном и узором, симметричное расположение по вертикальным осям, контурная четкость рисунка, контрастная гамма красок [9]. Согласно древним обычаям, воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов. Орнаментальное узоротворчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни казахов.

Социальные различия в женском костюме проявляются главным образом в качестве материала, отделке, количестве одежды, носимой одновременно в комплекте. Все это, слитое воедино, образовало своеобразный, неповторимый комплекс народного костюма, который ярче, чем какое-либо другое явление, отражает в принципе специфику сложения казахской национальной культуры.

Все элементы народного костюма однотипны, нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды. Некоторые различия, имеющиеся в головных уборах, поясах, украшениях, в отдельных специфических фасонах будничной и праздничной одежды, очевидно, связаны с общим историческим процессом сложения отдельных групп казахского народа. И объясняются они тем, что в некоторых регионах могли несколько дольше сохраняться более архаичные формы традиционной одежды, тогда как в других они уже были заменены новыми.

Заключение

В казахском национальном костюме отражено всё, что происходило с народом и передано его отдельными частями нам. Характеризуя народный костюм, мы проанализировали различия в понятиях одежда и костюм, рассмотрели историю возникновения костюма и его особенности. Используя различные источники, сведения жителей нашего поселения, рассмотрели виды женского национального костюма, что входит в костюм. Также, записали информацию казахов нашего края о национальном женском костюме.

Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразилась преемственность культур предшествующих поколений. Являясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм отображал особенности его материальной культуры. Однако, на рубеже XIX – XX веков, в связи с развитием товарного производства и зарождением на этой основе капиталистических отношений, расширением экономических и этнокультурных контактов с соседними народами, происходят значительные перемены в быту, хозяйстве, эстетических идеалах его коренного населения. Сильное воздействие в этот период на народную одежду стала оказывать и городская мода.

Раскрывая и решая задачи поставленной проблемы, можно увидеть трансформацию народного костюма. Женщины более пожилого возраста носят национальные костюмы на территории Южного Урала, сохранившие культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В целом, казахский народный костюм дошел до нас в наиболее типичном виде. Но, на сегодняшний день, казахский костюм сохранил лишь несколько своих отличительных элементов и используется среди молодёжи только на национальных праздниках. Национальный казахский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Просто нужно умело показать всю красоту народного костюма и использовать элементы в современной одежде. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима.

Выбранная мной тема научно-исследовательской работы не только актуальна, но и интересна. При раскрытии данной темы, поставленная цель была достигнута. Материалы, собираемые мной для написания работы, уже в процессе подготовки вызвали положительный отзыв со стороны работников музея. Данная работа имеет особую ценность и значимость не только для меня лично, она находит отражение среди школьников и взрослого населения. Мои исследования заинтересовали краеведов и историков нашего края.

Дальнейшее исследование даст возможность изучить особенности украшений, декора и орнамента народного костюма. Мои исследования будут хорошей опорой при изучении краеведческого материала в школьном курсе, в разработке курсовых и дипломных работ студентами.

При сборе материала, я сделала вывод, что казахи очень бережно относятся к своим национальным костюмам, передают из поколения в поколение украшения, некоторые элементы своего костюма. Если мы не сохраним материальное богатство своего народа, мы потеряем и свой народ. Изучить и сохранить аутентичный национальный костюм, значит, сохранить историю своего народа.

Список литературы и источников

Алинова М.Ш., Алинова Г.С., Кабдырова Л.Т.История казахского костюма. – Павлодар: Павлодарский государственный педагогический институт, 2008.- 68с.

Шевцова Анна. Этносфера. Статья о свадебном костюме у народов Казахстана и Средней Азии. 21.02.09 г

Аргинбаев М.М. «Аксессуары казахского национального костюма статья из научного труда». - 1991 г.

Жанибеков О. Казахский костюм. Алма-ата. 1996 г.

Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. Алма-Ата. 1964 г.

Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма,- М., Гуматин. Изд. Центр Владос, 2002.

https://studylib.ru/doc/708044/istoriya-kazahskogo-kostyuma---pavlodarskij-gosudarstvennyj

https://www.syl.ru/article/299252/kazahskiy-natsionalnyiy-kostyum-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

https://fashionapp.ru/nacionalnye-kostyumy/kazaxskij.html

https://pandaland.kz/articles/semya/svadba/kazahskoe-svadebnoe-plate-istoriya-kostyuma-znachenie-i-sovremennye-varianty

https://eastroute.com/ru/post-kazakstan/traditional-kazakh-outfit-the-bride/

https://infourok.ru/prezentaciya-kazahskaya-nacionalnaya-odezhda-3954101.html

https://minikar.ru/tests/kazahskie-nac-platya-narodnye-tradicii-i-obychai-kazahskogo/

https://the-steppe.com/razvitie/kak-v-stepi-po-odezhke-vstrechali-istoriya-kazahskogo-nacionalnogo-kostyuma

Приложения

П риложение № 1. В казахском костюме воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создававшихся веками вследствие хозяйственной специализации кочевой, полуоседлой и оседлой групп населения

Приложение № 2. Основу казахского орнамента составляют знаки-символы, узорные мотивы

Пртиложение № 3. Замужней женщине считалось не к лицу носить платье из яркой ткани, с оборками, вышивкой, тогда как девушка могла носить любое платье на свой вкус, нередко расшитое тамбуром, золотой и серебряной канителью

П риложение № 4. Национальное свадебное платье казахской невесты

Приложение № 5. Свадебный головной убор - саукеле

Приложение № 6. Куклы в национальном казахском костюме, которых модно выставлять на праздниках

Приложение № 7. Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения

Приложение № 8. Костюм Маканоаой Р.К., наряд, сшитый ей самой

Приложение № 9. Праздничный шапан из дорогой ткани, украшенный позументом, вышивкой

Приложение № 10. Одним из важных элементов национальной одежды казашек являются сапоги (ячиги).

Приложение № 11. Национальный комтюм Янгушаковой Д.К., повседневная одежда

Приложение № 12. Камзол с застежкой – «ыльгек» (сохранившийся у бабушки с 1891года), которая выполнена из серебра, украшена позументом

Приложение № 13. Праздничный национальный костюм Рахимовой С.К.

Приложение № 14. Повседневная одежда

Просмотров работы: 119