Предметы материальной культуры в традициях казахов (на примере дорбы)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Предметы материальной культуры в традициях казахов (на примере дорбы)

Мальцева Д.Е. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Маканова З.Ш. 1
1МОУ "Новокаолиновая СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Наша страна Россия многонациональна. На её территории проживают народы разных национальностей, которые должны жить в мире. Но, на протяжении последних лет мы являемся свидетелями небывалых разрушительных процессов, произошедших в результате национальной непримиримости народов. Правительство страны постоянного делает акцент на то, что народ должен быть единым, не должно быть никакого разделения между людьми разной национальности. Нам, молодому поколению, необходимо знать культуру русских, башкир, казахов и других народов. Только благодаря всестороннему исследованию и изучению истинной народной культуры, можно полноценно понять окружающих нас людей.

Художественные национальные казахские традиции, воплощенные в различных предметах, заслуживают внимания, как в интересах науки, так как рисунки и орнамент отражают кочевой образ народа, их отношение к животным и растениям, к окружающей природе, так и потому, что наиболее прогрессивные из них находят свое место в современной жизни.

Предметом моего исследования являются изображения и орнамент на дорбе при использовании его на различных казахских мероприятиях, объект исследования – дорба, как атрибут обрядовой деятельности казахов.

Цель моего исследования: анализ изготовления, оформления и содержимого дорбы, в зависимости от использования её на разных мероприятиях. Задачи, которые были определены для достижения цели:

1. Проанализировать литературу, материалы сети Интернет.

2. Привести классификацию разновидностей дорбы.

3. Определить группы мероприятий, на которых используется дорба.

4. Проанализировать внешний вид дорбы, орнамент и элементы, используемые на дорбе.

5. Изучить содержимое дорбы в настоящее время и сравнить с тем, что было в прошлом.

6. Провести беседы с информаторами с целью выявления трансформации использования дорбы, её внешнего вида и содержимого.

7. Рассмотреть традиции казахов, где используется дорба.

8. Систематизировать собранный материал и оформить его в школьном архиве.

Методы исследования: включённое наблюдение, опрос, беседы, интервьюирование, запись и анализ воспоминаний информаторов, оформление и классификация собранного материала в школьном архиве.

Как таковой литературы о традициях казахского народа у нас, на территории Карталинского района нет, но много информации в сети Интернет. Самой полезной и важной является такая важная группа источников, как воспоминания информаторов – казахов, жителей нашего поселения. Их основное значение состоит в том, что они образно и эмоционально дополняют свидетельства других источников, дают возможность проанализировать материалы сети Интернет и сопоставить с полученными данными. Информаторов для получения данных я подбирала так, чтобы они были с нашего района, и республики Казахстан. При таком подборе, можно проследить, как использовали дорбу казахи на протяжении длительного времени.

Новизна работы заключается в том, что традиции казахов требуют основательного изучения и, материал, собранный в ходе данного исследования необходим для более глубокого и детального изучения истории дорбы, т.к. на протяжении многих лет произошла трансформация изготовления, оформления и содержания дорбы, её использования. В нашем крае возникновение традиций и праздников казахского народа, никем не изучалась. Поэтому, наше исследование имеет и социальную значимость. Практическая значимость заключается в том, что работа будет передана в историко-краеведческий музей Карталинского муниципального района, в музей нашего посёлка. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы при

создании работ по истории родного края.

Глава 1. Раскрытие понятия «дорба».

По традиции казахов, заложенной еще много лет назад, сватать невесту идут с “коржын”, наполненным подарками для родственников невесты. Это дорожная сумка, сшитая из ткани или кожи, которой нагружали верблюдов, несших свой груз в больших караванах. Сейчас сохранилась традиция символично преподносить подарки в коржин, сшитом из тонкой войлочной материи белого цвета, отделанном казахским национальным орнаментом и расшитым различными украшениями из камней.

Ни в литературе, ни на сайтах сети Интернет нет определения понятия – дорба. По словам старожил, дорба - мешочек; сума. Представляет собой сшитую из любой ткани разных размеров и форм определённую ёмкость, куда можно было складывать какие – либо предметы, вещи. Раньше называли қол дорба (хозяйственная сумка). Это может быть, например, «сума, сотканная ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенная бубенчиками» [6].

На выступающие части раздвижной решетки казахской юрты - кереге накидывались подвесные сумки - аяк капы, переметные - коржин [1], ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы [2], — каршын, тен, а на них два - три сундука (абдре). Кроме войлочных ковров, казашки в большом количестве изготовляли из войлока различные подвесные сумки для хранения деревянной посуды (аяк кап), войлочные чемоданы (шабадан), тюки (тен) [5].

В настоящее время, дорба – атрибут, используемый при проведении различных мероприятий, а не для хранения домашних вещей, посуды. Так же дорба исполняет роль подарка на различных торжествах. По словам старожил, ритуал «дорба – шоу» в последнее время является своего рода развлечением для женской половины гостей, которые с нетерпением ждут церемонии открывания дорбы, распределения содержимого. Те, кому предоставлено это право, имеют возможность взять себе на память дорбу, после его опустошения.

Глава 2. Виды дорбы и их классификация.

2.1. Виды использования дорбы

Ещё в прошлом веке дорба использовалась как предмет домашнего обихода. Хозяевам она была нужна в доме для хранения вещей, посуды, продуктов. Шили её из обыкновенной ткани, без всякого украшения. Для завязывания её применяли обыкновенный бау (шнурок), который продевали в специальное отверстие, находящееся в подгибе ткани, простроченной по ширине 1-1,5 сантиметров у края мешка. Заполненный мешок располагали на сундуках, иногда подвешивали на специальных подвесных деревянных перекладинах [6]. В магазин ходили с такими мешками, складывали туда продукты. А иногда такой мешок шили специально из более тёмной ткани для использования учениками для второй обуви в школе.

В начале 90 – х годов нашли другое применение дорбы. По рассказам информаторов, новое предназначение дорбы пришло к нам с республики Казахстан. Проанализировав материалы сети Интернет, полученные данные в ходе беседы с родственницей – жительницей республики Казахстан, в ходе наблюдения за церемонией открытия дорбы и использования её на разных мероприятиях, мы провели следующую классификацию:

1) дорба – корзина (приложение № 1)

2) дорба – торба (мешок) (приложение № 2)

3) дорба – юрта - в виде тюбитейки (приложение № 3)

4) дорба - коржин (двойной) (приложение № 4)

5) дорба – сундук (приложение № 5)

Дорба в прошлом веке использовалась только на свадьбах, позднее начали применять её и на других мероприятиях. Таким образом, мы определили следующие группы мероприятий, на которых в настоящее время используют дорбу:

а) свадебные дорба (приложение № 6)

б) юбилейные дорба (приложение №7)

в) повседневные дорба (приложение № 8)

г) подарочные дорба (приложение № 9)

д) праздничные дорба (приложение №10)

Свадебная дорба используется как на свадьбах, так и на сватовстве. Но, при этом, на ответном визите к сватьям, сторона невесты так, же должна подарить дорбу стороне жениха. Свадебная дорба шьётся из более дорогой ткани, на нём изображаются лебеди, кольца, иногда – голуби. Открытие дорбы – это целая церемония. После проведения всех торжеств, приглашают женщин – родственников, соседей, готовят застолье. Кому дать право открыть дорбу решает хозяйка. По традиции, это право даётся женщинам, очень близким хозяйке. В нашем крае, по рассказам информаторов, при этом, тот, кто открывает дорбу, выбирают себе подарки, а остальное содержимое дорбы раздают гостям (приложение № 11). А в Казахстане, на самый верх дорбы кладут дорогой тканевый отрез и подарок женщине, которая открывает дорбу.

Для юбилейных дорба ткань может быть использована любая, по усмотрению человека, который эту дорбу готовит. Это обычно родственник юбиляра, хороший и верный друг, сват. Юбилейные дорба дарят на торжествах, посвящённых юбилейным датам. Их открывают на мероприятии, заранее виновники торжества планируют, кто будет открывать ту или иную дорба (если их несколько).

Повседневная дорба бывает без повода. Например, приезжает кто – то в гости и в качестве подарка привозит дорбу, которую открывают тут же, при собравшихся гостях. При этом, также право открыть дорбу даётся женщинам, которых определяет хозяйка.

Подарочная дорба используется непосредственно на мероприятии. Он небольшой по размерам и содержимое не столь объёмное и насыщенное, как в других дорба. Подарочный дорба раздаёт хозяйка, он предназначен человеку, который открывает той (какое – либо торжественное мероприятие) – тойбастар.

На больших торжествах, таких дорба может быть несколько, раздаёт их хозяйка дорогим гостям по своему усмотрению в память о празднике.

Праздничные дорба готовят на такие мероприятия, как проводы в школу, проводы на пенсию, рождение ребёнка, проводы в армию, поступление и окончание учебного заведения. Содержимое то же самое, право открыть дорбу предназначается близким женщинам хозяйки мероприятия.

2.2. Содержимое дорбы

В давние времена в коржин клали деликатесы тех времен – курт, иримшик, сушеные и вяленые деликатесы из мяса и др. В наше время в коржин кладут:

- хорошие конфеты (один-два килограмма или в небольших декоративных коробочках, чтобы было удобно раздать присутствующим гостям);

- сухофрукты (изюм, сушеный урюк или курага, орехи – каждого вида по килограмму);

- небольшие коробочки чая (100-200-граммовые пачки, несколько пачек);

- по одной бутылке спиртного – водка, шампанское, коньяк, вино (марка спиртного зависит от финансовых возможностей сватов);

- обязательно ложится один отрез и один платок для того, кому доверяют открыть коржин.

Обычно это женщина со стороны, принимающей сватов, поэтому подарок готовят специально для женщины. Снаружи на коржин крепится декоративная веревка, сплетенная из яркой нити. Она предназначена для завязывания коржин, но она выполняет еще один немаловажный обряд – к нему привязываются различные мелкие серебряные украшения – кольца, серьги, обязательно бусы или какая-нибудь яркая бижутерия. Все эти украшения раздаются присутствующим девушкам - подружкам невесты, сестрам и снохам невесты, всем женщинам с принимающей гостей стороны. В разных регионах Казахстана по-разному происходит ритуал сватовства, соответственно и подарки могут быть видоизменены в зависимости от даров природы данной местности. Например, на юге, где дважды в год собирают урожай – обязательно несут корзину с фруктами, в центральном регионе Казахстана несут сладкую выпечку, на севере – сушеное или вяленое казы (деликатес из конины) [2].

В нашем крае, в прошлом веке, когда готовили дорбу на свадьбу, хозяева клали в неё отрезы тканей 5- 6 штук, столько же женских платков (жаулык), по бутылке водки, коньяка и вина, мешочек баурсаков, конфет (позднее брали конфеты в коробках), пачку чая хорошего, печенья и другую выпечку. По моим наблюдениям, по рассказам родственников, в последние годы, содержимое дорбы сильно изменилось. Сейчас в дорбу кладут не только обязательный набор – ткани, головные платки, спиртное, баурсаки, чай, конфеты, печенье. А ещё используют разные женские украшения (бижутерия), детские игрушки, тюбетейки, мыло, расчёски и другие предметы, принадлежности в зависимости от мероприятия.

Количество предметов, которые кладут в дорбу, определяет человек, который её собирает. Это зависит от материального состояния человека, его возможностей, от вида мероприятия, от количества гостей.

Глава 3. Значимость дорбы и её использование

Дорба является неотъемлемой частью казахского народа при проведении разных мероприятий. В разные времена по – разному использовали дорбу и менялось её содержимое. По рассказам наших информаторов, можно узнать, как происходила трансформация применения дорбы на разных торжествах.

Жолдыбаева Шамшибану Кайрулаевна (приложение № 12), 1946 года рождения. Уроженка республики Казахстан, г. Астаны - жительница г. Ильментау, Акмолинской области. Работник КГУ «Централизованная библиотечная система».

<< …Дорба – это испокон веков. Сам ритуал открывания дорбы мы называем калта (дорба) шоу. Вещают на дорбу всего 6 украшений, седьмой считается сама дорба. Если ребенок идет в 1-ый класс, то узор на дорбе в виде ребёнка, а вообще не зависит узор от праздника. Если сунде-той, то так и пишут на дорбе: сунде – той. Если на свадьбу, то дорба чаще всего двойная – коржин. С одной стороны - узорлебеди, а с другой - орнамент или по желанию хозяев. В дорбе должны обязательно быть тканевые отрезы на платье, головные платки на 7,14 или на 12 женщин. Это для того, чтобы взрослым достался отрез, а молодым и среднему возрасту женщинам - платки. Игрушки можно класть, расчески. Я сама не пью и в дорбу спиртное не кладу, кто, как делает, все по-разному. Хозяйка дома дает право открывать дорбу женщине, на свое усмотрение. Обычно кто открывает дорбу, тот и забирает сам мешок. На самый верх дорбы кладут платок и тканевый отрез – это тоже забирает женщина, которая открывает дорбу. При открывании дорбы обычно присутствуют только женщины. Считается, что это чисто женский обряд…>>

Житльница посёлка Байкадамова Кляйкан (приложение № 13), 1951 года рождения. Уроженка села Кизил – Чилик, житель п. Новокаолиновый. <<…Я с раннего детства знаю, что свадебный обряд сопровождался дорбой. Я помню, раньше её использовали только на свадьбах, сваты обменивались дорбами. Украшали дорбу орнаментом – аккку (лебеди), вещали кольца, бусы, украшения на камзолы и подвески. Раньше шили дорбу из плюша разных цветов. Со стороны жениха старались привезти синего цвета дорбу, а со стороны невесты красного. Украшали атласными лентами, из атласных лоскутков делали орнаменты. Орнаменты были разные, лебеди, казахские узоры. Содержимое дорбы изменилось, раньше клали баурсаки, даже мясо, курт, конфеты разные, печенье. Спиртное было скромно, пару бутылок и все. Материал, платки, платочки. Примерно 5 тканевых отрезов, на самый верх клали солидный отрез, имеется ввиду, богатый, дорогой, это было для хозяев дома, а остальное уже все распределяла женщина, которую выбрала хозяйка. Сейчас все по-современному, фрукты, много сладостей, большое количество материалов и платков. Если дорба делают на день рождения ребенка, то кладут игрушки всякие. Сейчас дорба отличается от той, которая была раньше. Сейчас много материалов, платков, большое разнообразие сладостей.…>>

Байназарова Мадина Баймухаметовна (приложение № 14), 1948 года рождения. Жительница п. Новокаолиновый. <<…Раньше дорбу использовали только на свадьбах, это уже после распада СССР стали везде. На юбилеи, когда на пенсию человек уходит, в 1 класс ребенок идет, дорба сейчас везде по всякому хорошему мероприятию. Казахи в шутку называют дорба – шоу. Например, когда ребенок идет в первый класс, то дорбу везут со стороны матери, со стороны отца, родственники близкие. Я видела, когда даже 10 штук сразу было. Обычно дорбу открывают только женщины, потому что женщина больше вкладывает в это. Например, дают открыть свахе, это почетно. У казахов сватья превыше всего. В дорбу кладут столько, сколько вместимость дорбы. Обязательно спиртное, коньяк, шампанское, вино, всё по материальному положению. Обязательно отрезы, не менее 5, платки, коробки конфет, чай, конфеты с печеньем россыпью, фрукты. Перед открыванием говорят: «Бисмиля Иррахим» и дальше пожелания человеку, у которого торжество. Всегда стараются, чтобы никто без угощения не ушел. Раздают всем женщинам целлофановые мешки и распределяют, кому что. Та женщина, которая открывает, всегда старается больше отдать своим родственникам. Даже на новоселье родственники привозят дорбу, говорят, это с наилучшими пожеланиями делается, с почестью. Есть двойная дорба, которые чаще всего на свадьбе применяют. Украшают такую дорбу казахским орнаментом, выводят

лебедей, кольца, голубей. Если дорба на юбилейное торжество, то на дорбе выводят цифру.

Если дорба для ребёнка, который идет в первый класс, пишут «1 класс!». Это память. Шьют обычно из плюша, из тяжелых и плотных тканей на подкладе, чтобы крепкая была. На каждой дорбе присутствует казахский орнамент. Когда собирала дорбу внучке, ложила нечетное количество отрезов и платков…>>.

Тоболова Сара Щечановна (приложение № 15), 1938 года рождения. Уроженка с. Песчанка, жительница п. Новокаолиновый. <<…Я старая стала, сама дорбу не шью, все купить можно, готовую, в магазине. В дорбу кладу водку, вина, коньяк, шампанское, пешене, конфет дорогие, изюм, урюк, фрукты. Тауары (материал) 3 - 4 отреза по два – три метра, платки хорошие, (базарылга), баурсаки варим, то же ложим, чтобы полный дорба был, со снохами дорбу собираем, одному ведь сложно, дорого все. Там делятся уже, найдут человека почетного, и он открывает дорбу и делит между родственниками всё. Когда открывают, наливают водку из дорбы или коньяк всем гостям. В мешок всем понемножку. Раньше молодые были, мало знали. Не помню, как в то время было, старая уже…>>.

Байкадамова Дарига Даулетовна (приложение № 16), 1975 года рождения. Жительница п. Новокаолиновый. <<…Раньше казахи жили в юртах, шкафов для одежды, посуды не было. Использовали мешки - дорба. Гости приносили подарки в мешках. Это сохранилось, но уже в другой форме. Сейчас просто дарят дорбу, наполненными сладостями, тканевыми отрезами, платками. Кто будет открывать, выбирает хозяйка. Печенье, конфеты, фрукты - все высыпают в большой табак. Женщинам раздают мешочки и насыпают туда понемногу. Взрослым женщинам, бабушкам дают отрезы на платье, а молодым платки. На дорбу вещают бижутерию, тоже раздают молодым и детям. Спиртное кладут сейчас много, отрезов тоже много. Забирает сам мешок та женщина, которая открывает дорбу…>>.

Утеуленова Жанслу Успановна (приложение № 17), 1957 года рождения, уроженка села Новорассыпнянское Нагайбакского района. Жительница п. Кизил – Чилик. <<…Дорбу помню с детства, наверно потому, что нам, детям с дорбы давали всякие безделушки. Дорба была только на свадьбах и сватовстве. Лет десять назад стали на любое мероприятие дарить. Деревня наша была маленькая, все жили небогато, ничего особого не клали туда. Шили из простого материала, небольшие по размеру. Клали 1 бутылку водки, вино, баурсаки пекли, конфеты обычные, недорогие. Сверху клали два материала и два платка – это для двух женщин, которые открывают дорбу, сам мешок забирает одна из них. А вовнутрь ни материалов, ни платков, ложили, только угощения и спиртное, даже фрукты не ложили. Обязательно в дорбе должны быть баурсаки – это хлеб. Пришивали на дорбу колечки, бусы, серьги. Сейчас кладут конфеты в коробках, конфеты на вес дорогие, печенье, коньяки, много спиртного. Помимо того, что на дорбу нашивают, еще и вовнутрь много всяких безделушек кладут, чтобы детям раздать. Обычно в маленьких дорбах штук пять материалов, в зависимости от материального состояния. Например, когда мне с Казахстана сваты привезли дорбу, было много материала, почти каждой женщине досталось по отрезу и по платку. Большая была дорба, двойная. Открывала дорбу моя сестра родная, потому что я выбрала ее. Распределяют так, чтобы всем что-то досталось. Когда собираются открывать дорбу, у нас говорят: «Дорба шоу начинается!». Есть еще детские дорбы, в них кладут фрукты, соки, разные сладости. Такую дорбу ребенок открывает сам. Пословица даже есть: «Кодалардын арасында дорба кетпесын». В переводе значит: Если между сватьями есть дорба, тогда сватья будут дружить…>>

Богданова Дина Шакировна (приложение № 18), 1960 года рождения, уроженка и житель п. Новокаолиновый. <<…Раньше, когда маленькая была, как – то не касалась и не понимала, что такое дорба. Потом, когда вышла замуж, коснулась непосредственно. Скорее всего, этот обряд испокон веков. Когда едем кого-нибудь сватать, собираем дорбу со снохами, сёстрами. Кладём туда сладости, материал – тканевые отрезы, платки головные женские девушкам. Бывает, ложим и носовые платки, спиртное по бутылке вина, водки, коньяка, иногда шампанское. Сейчас такое время, что дорбу везут не только на свадьбу и сватовство, но и на юбилеи и другие мероприятия…>>

Кубеева Калима Макимовна (приложение № 19), 1930 года рождения, родилась в п. Кизил – Чилик, сейчас проживает, а п. Новокаолиновый. <<… Вота когда в школе училася я, в мешке, который шила мама, носили обувь, тетрадки, книжки. Мама тама держала то вещи, то посуду, шкапа то не было, были деревянные перекладины, на которые подвешивали мешки с продуктами. Эти мешки были маленькими сатиновыми и завязывались на шнурки…а потом, как – то стали туда ложить баурсаки, конфеты и ходить с ним в гости. С гостей тож уходили не с пустыми руками. Трудно сказать, когда дорба пришла в наш край, но пришла она к нам с Казахстана. Родственников там много, они ехали и везли нам подарки – дорба… Дочек сватали, к нам привозили дорба, мы ездили с ответным дорба. Щас гоаорят, обениваются дорбамен. Щас ведь не токона свадьбах, а везде эта дорба, ложут всё, кто на что горазд. Кто побагаче, у того и дорба пошикарней. Щас дорба – шоу, как говорят молодые, стало развлечением…>>

Заключение

Казахи используют дорбу на протяжении длительного времени. В прошлом веке дорба использовалась только на свадьбе и на сватовстве, сейчас дорба - неотъемлемый атрибут казахских мероприятий. Тема исследования, которую я начала, очень актуальна. Поставленная цель была достигнута. Мной опрошено 8 человек – жители нашего поселения, один из них - житель республики Казахстан. Это позволило сравнить изготовление и изображение орнамента и рисунков на дорбе, трансформация оформления и содержимого дорбы, оформление, открывание и содержимое дорбы в республике Казахстан и в нашем крае. Например, количество тканевых отрезов в Казахстане рассчитывают, кладут в зависимости от количества народа, в нашем поселении, кладут в зависимости от социального и материального положения. Анализируя материалы сети интернет и полученные данные от информаторов, можно сделать следующие выводы:

1) раньше дорба являлась неотъемлемой частью домашнего обихода, сейчас жители нашего края используют дорбу иначе

2) в приготовлении дорбы произошла трансформация её содержимого (кладут не только обязательный набор, но и украшения, игрушки, крема и другие мелкие предметы)

3) дорба не отошла от своей обрядности и сохранила одну важную черту, такую, как способ открывания дорбы

4) в последнее время у казахов открывание дорбы стало как развлечение, на каком – либо мероприятии

5) женщины ждут дорба - шоу, чтобы получить подарки

6) ритуал использования дорбы получил название «дорба - шоу»

В ходе изучения данной темы, нам удалось раскрыть понятие дорбы в прошлом и настоящем, провести классификацию видов дорбы, показать, каково предназначение дорбы на разных мероприятиях. На сегодняшний день, традиция использования дорбы расширила свои рамки: не только на свадьбах и сватовстве, но и на других не регулярных событиях: ребёнок родился, пошёл в школу, окончил её, поступил в учебное заведение, окончил, проводы в армию, на пенсию и т.д. Можно сказать, что по желанию хозяев, дорба может быть, использована на разных мероприятиях. Содержимое дорбы зависит от материального положения: чем состоятельнее хозяева, тем богаче не только сама дорба, но и её содержимое.

Данное исследование дало возможность проанализировать содержимое дорбы зависимости от использования её на разных мероприятиях и проследить в трансформацию изготовления, оформления и содержимого дорбы, её применения.

Список литературы

http://bilu.kz/ubranstvo.php

http://myhomekz.com/traditsii-i-obyichai-kazahov/korzhyin

https://vk.com/akzhol2012

http://www.kazakhistory.ru/post13.php. Узбекали Джанибеков. История Казахстана (история, культура, традиции родного края)

Сказки народов мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.kot-bayun.ru/gruzinskie_skazki/car_i_krestyanskaya_doch.html#first

Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://asciiart.su/ip.php?host=ru.wikipedia.org&url=/wiki/%D5%F3%F0%E4%E6%E8%ED

Информаторы – жители нашего поселения и жительница республики Казахстан.

Приложения

Приложение № 1. Дорба - корзина

Приложение № 2. Дорба – торба (мешок)

Приложение № 3. Дорба – юрта (тюбитекообразная)

Приложение № 4. Добба - коржин

Приложение № 5. Дорба - коржин

Приложение № 5. Дорба - сундук

Приложение № 6. Свадебная дорба

Приложение № 7. Юбилейная дорба

Приложение № 8. Повседневная дорба

Приложение № 9. Подарочная дорба

Приложение № 10. Праздничная дорба

Приложение № 11. Женщины открывают дорбу

А) юбилейная дата

Б) ноаоселье

Приложение № 12. Жолдыбаева Шамшибану Кайрулаевна

Приложение № 13. Байкадамова Клайкан

Приложение № 14. Байназарова Мадина Баймухаметовна

Приложение № 15. Тоболова Сара Щечановна

Приложение № 16. Байкадамова Дарига Даулетовна

Приложение № 17. Утеуленова Жанслу Успановна.

Приложение № 18. Богданова Дина Шакировна.

Приложение № 19. Кубеева Калима Макимовна

Просмотров работы: 1493