История развития образования в городе Нижний Тагил

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История развития образования в городе Нижний Тагил

Мамонов К.А. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
Кантария Л.Р. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Когда и где берет свое начало образование в Нижнем Тагиле? Я думаю, многие люди ответили бы так «Наверно, когда появилась первая в городе школа..» И будут частично правы, ведь во все времена предназначение школы было в получении знаний. Но образование – огромная «планета». Оно еще призвано помогать людям открывать для себя мир, находить близких по интересам и учит жизни. На этой планете молодость и опыт, учитель и ученик дополняют друг друга, поэтому важно знать и помнить людей, которые создавали эту историю.

И мне стало интересно узнать, с какой же школы все началось в нашем городе, какая школа самая старая из тех, которые работают сегодня, какие учителя тогда работали, какими были ученики, достижения и традиции образования, которые сложились на протяжении своей почти 300-летней истории.

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, я решил написать исследовательскую работу на тему "История образования Нижнего Тагила".

Перед тем, как начать работу по поиску материала для своей исследовательской работы, мне стало интересно самому погрузиться в историю образования и представить себе, как бы я работал над данной темой, если бы я учился во время, когда еще не было интернета? Смогу ли я найти всю необходимую информацию из книг и первоисточников, так же, как это делали раньше мои сверстники?

Родители мне даже нашли старую папину школьную форму, значки октябренка и пионера, а так же пионерский галстук (Приложение 1), чтобы лучше представить образ ученика до эпохи интернета. А еще в нашей семье сохранились портфели двух поколений: мамин и бабушкин (Приложение 2). О них они мне с интересом рассказали. Старый бабушкин портфель из натуральной кожи, а внутри весь залит чернилами, потому что раньше не было шариковых ручек, а писали перьями и чернилами. И когда после школы зимой ребята, возвращались из школы, то они всегда катались на портфелях с горок и чернила проливались. Мамин портфель из искусственной кожи с яркой картинкой. На нем не два больших ремня с накладками, как на моем, а один - тонкий и длинный, который носили через плечо. Школьные вещи разных лет это тоже отражение истории образования не только нашего города, а всей страны.

Так, представив себя школьником без интернета, я начал поиски источников информации дома, у родственников и знакомых, в библиотеке. И для меня было большим удивлением, что я смог найти намного больше информации, чем ожидал (Приложение 3).

Цель исследования: изучение истории становления и развития образования родного города в событиях, фактах, лицах и документах, с последующим представлением результатов в форме игровой разработки.

Задачи:

- изучить литературу и первоисточники по теме работы;

- выделить моменты, интересные для школьников моего возраста (7-11 лет);

- оформить исследовательскую работу по заявленной теме;

- разработать игру по результатам изученного материала;

- представить данную работу для защиты.

Объект исследования: система образования в городе нижний Тагил.

Предмет исследования: книги, фотографии, архивы, интервью.

Методы исследования: анализ, сравнение, поисковый, сопоставление, обобщение.

Элементом новизны моей работы можно считать то, что я проанализировал историю образования в городе Нижний Тагил с точки зрения школьника из прошлого (без использования интернет источников), подобрал интересные факты для детей моего возраста.

Практическая значимость работы состоит в том, что я могу познакомить моих ровесников с историей развития образования в родном городе в интересной форме в виде интеллектуально-развивающей игры, мои исследования можно использовать учителям на уроках и классных часах.

Время проведения исследования: ноябрь 2022 год

Этапы работы над проектом:

Определение темы исследовательской работы.  

Поиск и подбор текстового и иллюстративного материала на основании изучения литературы, архивов, первоисточников, воспоминаний ветеранов педагогического труда.

Первичное оформление работы.

Редактирование и чистовое оформление работы.

Разработка игры.

Защита исследовательской работы.

 

Основная часть

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Я узнал, что все началось в 1702 году, когда глава Сибирского приказа Андрей Андреевич Виниус (Приложение 4), во время поездки на Урал передал Никите Демидову составленные им «указные статьи», где перечислил пожелания свои и царя Петра I по организации заводов «на Камне» (Приложение 5).

Дело в том, что в самом начале освоения Урала, заводы здесь строились и запускались приезжими специалистами, из которых мало кто оставался здесь насовсем. Выход был один: готовить специалистов из местных жителей. Но прежде, чем начать обучение премудростям плотинного или доменного дела, людей надо было научить чтению, письму и счёту.

На основании этого, при демидовском заводе в Невьянске появляется первая школа. Была ли она просто школа, или же там преподавались какие-либо специальные предметы, доподлинно неизвестно. Перечень книг, закупленных в 1720 году для этого учебного заведения, содержит в себе несколько экземпляров азбуки, буквари, псалтырь.

В период между 1746 и 1750 годами произошло открытие филиала этой школы при Нижнетагильском заводе (не переезд, как это описывают в некоторых книгах) (Приложение 6).

Но датой начала развития тагильской школы было бы правильнее считать 1758 год – это время её преобразования в техническое учебное заведение с профильными направлениями. Хотя при жизни Никиты Акинфиевича это развитие шло медленно и, в основном, сводилось к покупке учебников и книг (Приложение 7).

Расцвет тагильской школы связан со вступлением в права наследования Николая Никитича Демидова. Уже в 1806 году школа была преобразована в учебное заведение с четырёхгодичным циклом обучения. В ней могло обучаться до 110 человек, имелась библиотека, насчитывающая 190 томов, географические карты, лабораторные приборы. Кроме чтения, письма и арифметики, учащиеся изучали геометрию, географию, черчение, основы механики, а позднее горное дело и химию (Приложение 8). За 50 лет школа при заводе преобразовалась в известное нам Выйское высшее заводское училище (Приложение 9).

В 1847 году в Нижнетагильском округе активно открывается Входо - Иерусалимское училище для девочек (Приложение 10), которое с 1853 года преобразуется в Анатольское училище для девочек (Приложение 11 ). Оно стало базой для создания женской гимназии, в которой учились дети из состоятельных семей (Приложение 12,13) .

Первая начальница - Кларк Людмила Михайловна - награждена за свою работу серебряной и золотой медалями (Приложение 14). В гимназии, в 1906 году открыли педагогический класс для подготовки кадров в школы города. В 1923 году гимназия стала называться школой. Ей было присвоено имя Н.К. Крупской. В 30-е годы школа достигла своего расцвета. Имела репутацию элиты. Официально это было зафиксировано в ее названии – Нижнетагильская средняя полная образовательная школа № 1 им. Н.К. Крупской.

1.2. Мне очень захотелось самому увидеть старое здание первой школы, тем самым, прикоснуться к истокам образования. И я выполнил это.

(создан видеорепортаж у старого здания школы №1 им. Н.К. Крупской на ул. Тагильской).

1.3. А в 1910 году была открыта учительская библиотека, организованная учительницей Нижнетагильской школы Рябковой Лидией Николаевной.

В издании №4 «Нижний Тагил» я прочитал, что за дореволюционную историю в городе были построены горнозаводское училище, 2 женские гимназии, высшее начальное училище, около 10 начальных и церковноприходских школ, в которых обучались 3200 учащихся и трудились 100 учителей.

В 1917 году все церковноприходские школы становятся государственными (Приложение 15). Создается комиссия по просвещению. Ее возглавил Попов Николай Васильевич. Всего в это время в заводском поселке работают 32 учебных заведения. В 1919 году организован городской отдел образования Тагильского уездного исполнительного комитета. Всего в городе работают 29 начальных и 5 девятилетних школ. В этом же году создан Нижнетагильский городской комитет профсоюза работников образования. В 1921 году открыты первые детские сады . В 1924 году создан Нижнетагильский Окружной отдел народного образования. Возглавляет его Бабин Петр Иванович. В 1926 году открывается педагогический техникум и город посещает первая иностранная делегация по обмену опытом по вопросам образования.

Из сборника ученых записок, выпущенного к 250-летию нашего города я узнал, что в советский период Нижний Тагил сделал огромный шаг в развитии системы образования. Ведь для работы на предприятиях нужно было все больше хороших и грамотных специалистов. Поэтому были построены 2 техникума промышленного профиля (горно-металлургический и машиностроительный), а еще педагогическое и медицинское училища.

В период с 1930 по 1940 годы стремительного развития и реформирования системы образования: объединяются начальные школы и школы второй ступени (5-7 классы) в семилетку. Развиваются фабрично – заводские семилетки. Открыта первая детская техническая станция (1930) (Приложение 16). Строятся типовые здания школ 5,6,11, 18, 23, 32, 33. В городе ведется активная работа по ликвидации детской беспризорности, был открыт городской Дом пионеров (1937) (Приложение 17).

1933-1937 гг. городской отдел народного образования возглавляет Цыпин Леонид Иванович, отличник народного просвещения, участник гражданской войны, кавалер ордена Боевого Красного Знамени (Приложение 18).

В книге «Демидовские гнезда» я узнал, что он родоначальник известной в нашем городе династии учителей. Через несколько поколений его дети и внуки пронесли его напутствие: «Смысл жизни в том, чтобы отдавать…». Читая дальше, я узнал, что в музее истории народного образования нашего города, который находится в школе № 1 им. Н.К. Крупской, вместе с документами, фотографиями учителя истории Цыпина хранятся записанные на магнитофон его воспоминания о том, как ликвидировали неграмотность, открывали новые школы, искали и готовили учителей.

1.4. Я решил, что я просто обязан посетить этот музей и если не получиться услышать эту запись, то поработать с архивами и найти новые источники для моей работы (Приложение 19).

Мне посчастливилось не только увидеть архивные материалы, но и пообщаться с их хранителем, Базаровой  Марией Райнгольдовной, которая сама раньше работала заместителем начальника управления образования Ленинского района.

И вот что мне удалось узнать…

(по следующей далее информации был создан фоторепортаж по итогам работы с архивным материалом музея истории образования в городе Нижний Тагил)

Запись, к сожалению, не сохранилась, но в музее создан целый стенд, посвященный Цыпину Л.И., который мне удалось с интересом изучить.

Я смог поработать с большим количеством архивных документов и музейных экспонатов и выделил для себя основные этапы развития образования в своем городе и их особенности с довоенных лет.

В 1939 году был открыт учительский институт. Школы в городе становятся начальными, семилетними и десятилетними.

В 1940 году в школах города обучалось 25784 человек. Введено платное обучение в 8-10 классах.

Во время войны, в 1941-1945 годы в зданиях школ размещаются госпитали, обучение в три смены. Развивается тимуровское движение. Учащиеся выезжают в колхозы, помогают собирать урожай. Школы снова разделены на женские и мужские (1943). Появляются первые 6 школ рабочей молодежи. Открыт детский дом на Пихтовых горах (300 человек). В это время введено обязательное обучение с семилетнего возраста.В 1945 году появляется первое положение о золотой и серебряной медали, об аттестатах особого образца. Открыта первая детско – юношеская спортивная школа.

В послевоенный период происходит полный переход на обязательное семилетнее обучение. Школы начали снабжаться партами, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием в соответствии с требованиями.

В 1949 году было 17 семилетних, 38 средних школ, 86 детских садов, 7 профессиональных училищ. А к 1954 году- 81 школа, в том числе 2 специальных. Создана школа нового типа Школа – интернат №1 , возглавил которую Гейцан Борис Давидович.

1956-1963 – заведующий Нижнетагильским отделом народного образования Филиппов Фридрих Рафаилович, отличник просвещения СССР, доктор философских наук, профессор, автор более 400 научных работ.

Период с 1958 - 1963 годы характеризуется реформированием образования.

В 1958 году принято решение, что в школе № 32 ряд предметов будет изучаться на немецком языке. В 1961 году Школы 5 и 35 становятся 11 – летними с производственным обучением. В 1962 году уже 15 школ становятся средними школами с производственным обучением. В 1963 году все семилетние школы стали восьмилетними.

1963-1969 – заведующий ГОРОНО Юрий Павлович Петров, кандидат философских наук, профессор, академик, автор более 200 работ.

В 1964 году завершен эксперимент с одиннадцатилетним производственным обучением. Все одиннадцатилетние школы стали десятилетними.

К 1969 году в городе: 9 –начальных, 13-восьмилетних и 44 – средних школы, 31 –вечерняя.

В 1969-1981 годы заведующий ГОРОНО Смолянинов Юрий Васильевич – отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена Трудовой Славы. В это время серьезное внимание уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В системе проводились игры «Зарница» и «Орленок», смотры строя и патриотической песни, работы школьных пионерских дружин и комсомольских организаций, парады юнармейцев и орлят, трудовые десанты.

1972- 6 –начальных, 14 –восьмилетних, 48 –средних, обучается 65 000 человек. 12 профессиональных училищ (обучается 6807 человек).

1979 – тагильские школьники получили бесплатные учебники.

В этот период на базе школ работали творческие лаборатории по актуальным вопросам обучения юных тагильчан, в том числе и трудового. Город был известен своим опытом профориентационной работы не только в области, но и стране.

Зарождается кабинетная система, в школах открываются музейные уголки.

В 1981-1997 годы заведующий ГОРОНО Борис Давидович Гейцан, заслуженный учитель, Кавалер орденов Октябрьской революции и Трудового Красного знамени.

Из воспоминаний Гейцана Бориса Давидовича: «В 80-е годы большое внимание уделялось вопросам трудового обучения, профориентации и допрофессиональной подготовке учащихся. Опыт работы города по этой теме был в 1983 году представлен на ВДНХ. В 1985 году на заседании коллегии Министерства образования РСФСР был заслушан опыт работы ГОРОНО по профессиональной ориентации учащихся и допрофессиональной подготовке на базе УПК и учебных цехов НТМК и УВЗ…».

Конец 80-х и 90-е годы в городе открылись экспериментальные площадки, появились инновационные программы.

Стали создаваться учреждения нового типа:

лицей (школа 51),

гимназия (школа 86),

политехническая гимназия.

Появились профильные школы:

75 - с педагогическим уклоном (на базе педагогического института),

52 - школа на базе Горно-металлургического техникума,

37 - школа на базе строительного техникума.

С введением в учебный план общеобразовательных школ нового предмета «Информатика» перед ГОРОНО встала новая задача - организация обучения учащихся на компьютерах.

В 80-90-е годы продолжалось школьное строительство. Были построены школы: 5, 8, 20, 30, 40, 69, 80, 95, Политехническая гимназия.

Были введены экзамены во всех классах и отменены оценки по прилежанию и поведению.

В 1989 году Городской отдел народного образования преобразован в Управление образования администрации города Нижний Тагил. На этот период в городе - 1 народный учитель СССР, 47 заслуженных учителей, 3 лауреата премии им Н.К.Крупской, 165 отличников народного образования, 21 педагог награждены орденами

Начальником управления образования в 1997 году назначен Соложнин Анатолий Валентинович, кандидат педагогических наук. В этом году впервые проводится Фестиваль творчества специалистов системы образования "Грани таланта". А в последующие 2 года Фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала", дан старт городской комплексной развивающей игре по краеведению для младших школьников "Я - тагильчанин" (в рамках которой, проводится сегодня этот конкурс). Начата работа по созданию Федерации детских общественных организаций "Юные тагильчане".

И в 2000 году в городе на базе 224 образовательных учреждений разного типа обучалось более 75000 человек.

В начале 21 века началось укрепление материально-технической базы и проведение капитальных ремонтов зданий учреждений образования, обновление учебной литературы.

В 2012 году начальником управления образования города назначен Юрлов Игорь Евгеньевич. В зданиях создаются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов. Осуществляется переход на услуги в электронном варианте. Появляются электронные дневники и журналы в образовательных учреждениях. Меняется структура учреждений дошкольного образования.

В 2018 году новым руководителем управления образования становиться Удинцева Татьяна Аркадьевна. Активно строятся новые дошкольные учреждения. Меняется структура учреждений дополнительного образования в сторону укрупнения. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, возрождению и развитию детского движения под новым названием РДШ (Российское движение школьников), а так же участию детей из Нижнего Тагила в олимпиадах разных уровней и проектной деятельности учащихся.

По данным на декабрь 2021 года в муниципальную систему образования нашего города входят 64 общеобразовательных учреждения, в числе которых 1 начальная школа-детский сад; 2 начальные школы; 1 основная школа; 60 средних школ, из них 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 3 гимназии, 2 лицея. В сельской местности расположено 4 школы. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях города составляет 39 808 человек.

В Нижнем Тагиле сегодня действуют 7 объединений дошкольных образовательных учреждений, в которые входят 146 структурных подразделения. Дошкольные образовательные учреждения города посещают 21 384 детей в возрасте от 1 года до 7 лет.

В городе сейчас работают 9 муниципальных учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению образования (с 22 структурными подразделениями) с количеством воспитанников 21 914 человек в возрасте от 5 до 18 лет.

Глава II. Практическая часть

2.1. В музее образования я увидел неприметный на первый взгляд, но уникальный экспонат – «Совушки». Эти кварцевые статуэтки находились в 20-е годы в каждом классе над школьной доской. Они были символом передачи мудрости и опыта от старшего поколения молодому (Приложение 20).

И я решил взять этот символ за основу в своей практической работе и сделать по итогам своих исследований интеллектуальную игру «Умники и Умницы» (Приложение 21).

2.2. Я разработал к ней инструкцию (Приложение 22). А для того, чтобы моим сверстникам было играть интереснее, игра оформлена в интерактивном формате. В таком варианте ее можно легко использовать на уроках и классных часах (Приложение 23).

Заключение

Работая над этой темой мне стало понятно, что когда находишь нужную информацию не по запросу в адресной строке на компьютере, а в книгах разных лет, письмах, воспоминаниях и других архивных документах, от людей - свидетелей событий, то времени на эти поиски уходит, конечно, на много дольше, но количество впечатлений и эмоций, полученных от этого в тысячу раз больше и ярче.

А практическая значимость моей работы оказалась намного шире, чем я планировал. Ведь я не только смог разработать интерактивную интеллектуальную игру по итогам своей работы и провести ее с учащимися 4 класса, но подготовить -видео и фоторепортажи после работы с архивными материалами по своей теме.

И ещё - школьная форма моего папы и старый бабушкин кожаный портфель теперь стали экспонатами музея образования города Нижний Тагил (Приложение 24). И сейчас история образования нашей семьи - это уже малая часть истории образования нашего города. Но это уже другая тема, которую я, может быть, возьму для исследовательской работы в следующий раз.

Список используемых источников и литературы

Демидовские гнезда: Культурно-исторические очерки/ред. Е.С. Зашихин – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.

Из истории Нижнего Тагила: ученые записки: Сборник 209/ред. А.Н. Серков - Нижний Тагил: Министерство просвещения РСФСР, СГПИ - НГПИ , 1972.

Мы тагильчане: ред. коллег. В.А. Овсепьян, Т.Г. Сыскова, Л.А. Ковальчук - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002.

Нижний Тагил: изд. 4/сост. В.К. Ковалевич - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1977.

Успехи разума: В 5 т.: Исторические очерки/ Б.Н. Телков, А.Г. Коряков – Том 1: Педагогика по - демидовски. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2005.

Успехи разума: В 5 т.: Исторические очерки/ Б.Н. Телков, А.Г. Коряков – Том 4: С большой буквы. – Тюмень: Сити-пресс, 2008.

Материалы из архивов музея истории образования в городе Нижний Тагил.

Приложения 1-23

Приложение 1. Октябрятский значок, пионерский значок, галстук и форма моего папы

Приложение 2. Портфели моих бабушки (сверху) и мамы (снизу)

Приложение 3. Книжные издания по теме работы

Приложение 4. Виниус А.А.

П риложение 5. Памятник Петру 1 и Н. Демидову

Приложение 6. Список учеников заводской школы Демидова (1770 год)

Приложение 7. Печать заводского училища

Приложение 8. Фото класса заводского училища (1887 год)

Приложение 9.Здание горнозаводского училища по ул. Уральской (1910 год)

Приложение 10. Входо – Иерусалимский собор. Слева женское училище

Приложение 11. Здание Павло - Анатольской женской гимназии (кон. XIX в.)

Приложение 12. Фото учениц Павло - Анатольской женской гимназии

(1882 год)

Приложение 13. Ведомости об успехах и поведении ученицы

Павло - Анатольской женской гимназии (1908 год)

Приложение 14. Кларк Л.М.

Приложение 15. Церковно- приходские школы

Приложение 16. Городской Дом пионеров

Приложение 17. Городская техническая станция

Приложение 18. Цыпин Л.И.

Приложение 19. Музей истории образования в городе Н. Тагил

Приложение 20. Уникальный экспонат «Совушки» с информацией о нем

Приложение 21. Интерактивная интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Приложение 22. Инструкция к интерактивной игре

Инструкция

интерактивная интеллектуальная игра

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Игра начинается по кнопке на первом слайде.

Слайд 2: игровое поле. Игра состоит из пяти категорий. В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами.

С помощью кнопки в левом нижнем углу проверяем, правильно ли ответил игрок (в каждой номинации кнопка своего цвета).

Возврат на игровое поле осуществляется по нажатию на «домик» в правом нижнем углу.

Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Переход на первый слайд осуществляется по нажатию на кнопку в правом нижнем углу.

Успехов в игре!

Приложение 23. Фото проведения интерактивной игры с учащимися 4 класса

Приложение 24. Форма и портфель моей семьи, подаренные музею и ставшие экспонатами экспозиции

Просмотров работы: 417