Большие путешествия по малой Родине

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Большие путешествия по малой Родине

Фёдорова А.А. 1
1МАОУ "СОШ №22" 7 класс
Яцеева Е.Г. 1
1МАОУ "СОШ №22"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В своей работе я хочу рассказать о Родной для меня земле, о её красоте и неповторимости. Мои родители с раннего возраста привили мне любовь к путешествиям: я с огромным удовольствием гуляю по городу, а иногда в выходные мы садимся в автомобиль и едем изучать просторы Родного края – это могут быть и соседние города, близлежащие деревеньки, а также природные заповедники или обычные лесные массивы. Невероятна природа Свердловской области. У нас есть реки, озёра, искусственные водоёмы, смешанные и хвойные леса, высокие горы, равнины, широкие поля, луга, берёзовые рощи. В любое время года хорошо в Родном краю! В Свердловской области очень много замечательных мест, которые могут рассказать об истории и культуре нашего края. Порой пешком мы преодолеваем расстояние в несколько километров. И хотя география наших путешествий постоянно расширяется, начать хотелось бы именно с поселков и городов малой Родины. Я уже побывала в Слободе, Двуреченске, Ирбите, Невьянске, Михайловске, Верхнем Тагиле, Нижних Сергах, Верхних Сергах, Сысерти, Нижних Таволгах, Билимбае, пос. Висим, Верхней Туре, Кашино, Мариинске, Новоуткинске, Полевском, Ревде, Заречном, Богдановиче, Камышлове, Артёмовском, Нижней Синячихе, Кировграде, Каменск-Уральском, Верхотурье, Качканаре, Кушве. Нас окружает уникальная история и красота! Ведь как иначе возможно понять и прочувствовать свою Родную землю? Считаю, что знать свой край, его историю, понимать и чувствовать Родную культуру должен каждый уважающий себя гражданин России.

Исторические памятники – это ещё и слава народа. Они воплощают его идеалы и традиции, сохраняют имена наших прославленных соотечественников, украшают наши города. Они, так или иначе, олицетворяют любовь к Родному краю, богатство его истории.

Сергей Михалков – автор гимна Российской Федерации писал: «Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, предками, с любви к своему городу начинается гордость за свою Родину.

…Чем раньше пробуждаются в душе добрые чувства любви к своему городу, к своему дому, тем больше духовных сил у человека» [3, с.465].

Очень надеюсь, что данная тема вызовет живой интерес и отклик моих земляков.

Цель работы: развить и укрепить чувство гордости и любви к своему Родному краю.

Задачи работы:

Найти информацию о малоизвестных культурных и природных объектах Свердловской области, их истории, которую необходимо знать, помнить и ценить.

Составить туристические маршруты (маршруты выходного дня).

Провести подготовку к поездкам (изучить материалы открытых источников, карты, статьи в журналах и книгах (энциклопедиях) о конкретном населённом пункте).

Находясь на месте, исследовать культурные и исторические объекты Свердловской области.

Провести анкетирование среди учащихся.

Вести рубрику по краеведению в школьной газете, с идеей объединить собранную информацию, учитывая результаты анкетирования учащихся.

Оформить презентацию творческого проекта «Большие путешествия по малой Родине».

Продемонстрировать аудитории многообразие Родного края на примерах достопримечательных мест малых городов, посёлков и деревень.

Объект исследования: Города, посёлки и деревни моей малой Родины.

Предмет исследования: Культурные и природные объекты Свердловской области.

Основная часть

Глава 1. Посёлок Билимбай

Вот, я ещё только готовлюсь, собираю рюкзак, и верю, - радость уже ждёт меня там, куда отправляюсь. Конечно же, радость открытий ждала меня и в Билимбае!

Расположение

Билимбай – посёлок, входящий в городской округ Первоуральск Свердловской области, он расположен в 60 км от Екатеринбурга. В посёлке располагается одноименная станция Свердловской железной дороги Пермского направления. Название «Билимбай» станция получила от близко расположенного Билимбаевского чугуноплавильного завода, который, в свою очередь, назван по имени речки Билимбайевки. До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» - знание, «бай» - богатый, т.е. «богатый знаниями»).

История

На бойком месте поставили Билимбай в восемнадцатом веке пермские владыки Строгановы. В начале 1734 года «билимбаевский самовар» - домна выдала первый чугун. Его отправляли на передельные заводы пермских владык – для обеспечения металлическим «струментом» их сложного солеваренного хозяйства. Основой состояния Строгановых была добыча соли. Сольвычегодск с XVI века являлся столицей империи Строгановых на русском севере. Шел чугун и на производство кровельного железа. Позднее здесь научились изготавливать и боеприпасы. В первую Отечественную войну (прим. автора: Отечественная война 1812 года) уральские ядра, бомбы, картечные снаряды, по отзыву государственного приемщика, заслуживали всяческой похвалы.

Известны в истории камнерезного дела и искусники, которые изготовили немало изумительных по красоте чаш, ваз, столешниц, шкатулок. Рассказы о тех мастерах передавались из поколения в поколение. Не они ли придали живительную силу образу Данилы-мастера из бажовского сказа о Медной горы хозяйке? Ведь будучи студентом, Павел Петрович какое-то время жил здесь, в Билимбае [2].

Начало космической эры

 

Одна из улиц пос. Билимбай названа именем героя Советского Союза, лётчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи. Его отозвали с фронта и направили на Урал. Ему предстояло осваивать, испытывать самолёт, которого ещё не было в мире, - с реактивным двигателем.

Первый самолёт с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) спроектировали в КБ В. Болховитинова инженеры А.Я. Березняк и А.М. Исаев. Отсюда и название БИ-1.

Утро 15 мая 1942 года навсегда вошло в летопись космонавтики – первый советский самолёт с реактивным двигателем совершил успешный полёт. Все обнимались, радовались, поздравляли лётчика и конструкторов.

В дань памяти этому событию полноразмерный макет самолёта установлен на крыше одного из зданий центральной части поселка Билимбай.

 

Шли годы, и в своей книге «Дорога в космос» Ю.А. Гагарин писал: «Было интересно узнать, что пионер реактивного летания Григорий Яковлевич Бахчиванджи, сын слесаря-механика и сам бывший рабочий, ещё в начале 1942 года первым поднявший в небо реактивный самолёт, тоже учился в Оренбургском училище лётчиков». Позднее на встрече с курсантами родного лётного училища Ю.А. Гагарин ещё раз подчеркнул: «Без полётов Григория Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года» [2, с.88-89].

Достопримечательности

Одна из главных достопримечательностей посёлка – окружённая берёзами реставрируемая Свято-Троицкая церковь, заложенная в 1820 году. Храм Строгановы посвятили победе над Наполеоном, в 1812-1813 годах на местном заводе отливали пушечные ядра, бомбы и картечь для армии. Церковь за уникальность и красоту прозвали собором Сибирской Богоматери. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался сборочный цех КБ Камова-Миля (примечание автора: речь об известных советских вертолетостроителях Николае Камове и Михаиле Миле).

Свято-Троицкая церковь

Железнодорожная станция

Живописное здание старого деревянного вокзала, появившегося в посёлке со времени пуска железной дороги Екатеринбург-Пермь, сохранилось до наших дней почти без изменений. Во внутреннем интерьере удалось сохранить печь-голландку. Такие печи появились в России во времена правления Петра Первого.

Здесь же на станции я узнала, что 15 мая 1837 г. через посёлок Билимбай в сопровождении наставника – поэта В.А. Жуковского проследовал наследник престола, будущий император России Александр II.

11 июля 1899 года на Билимбаевском заводе проездом побывал русский учёный-химик Д.И. Менделеев. Он приезжал на Урал для изучения производительных сил края. Результатом его поездки по уральским заводам стал труд под названием «Уральская железная промышленность в 1899 г.»

Спасибо тебе, добрый Билимбай.

Для нас и впредь ты двери открывай.

В истории страны уже не первый век,

Пусть помнит о тебе Уральский человек.

(стихотворение собственного сочинения)

Глава 2. Город Ирбит

В краю моём есть ярмарок столица

Купцов петровских помнит она лица.

Историей своей манит

Родной уральский наш Ирбит.

В Ирбите ярмарок пора

Всегда проходит на ура!

(стихотворение собственного сочинения)

Ирбит судоходный

Возникновение Ирбита связано с продвижением русских людей на восток. С освоением Сибири. Слободу назвали Ирбеевской. Ирбеевская слобода стояла при впадении Ирбеи, ныне Ирбита, в реку Ницу. Ница не относилась к числу крупных рек. Внимание она привлекала своим географическим положением. Это был выход в Сибирь, в бассейн Тобола. Земледелие и судоходство способствовали развитию края.

История

Летом 1773 года в России вспыхнула Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. Жители Ирбитской слободы оттеснили восставших и сохранили слободу. Это заметило правительство и 3 февраля 1775 года Екатерина II с «особливым удовольствием» издала указ с повелением «Ирбитскую слободу учредить городом, на основании прочих российских городов». Памятник Екатерине II установлен в центре Ирбита.

 

Здесь действует один из старейших драматических театров Урала – Государственный драматический театр им. А.Н.Островского. Театральная жизнь Ирбита началась 1 февраля 1846 года постановкой комедии Гоголя «Ревизор».

Ирбит мотоциклетный

 

Началом производства мотоциклов в Ирбите принято считать конец 1941 — начало 1942 года. Именно тогда в старинный уральский город был эвакуирован Московский мотозавод. Ирбитский государственный музей мотоциклов, основанный при заводе, официально открылся 25 июня 2004 года. Базой для его создания послужила коллекция мотоциклетной техники Ирбитского мотозавода, собранная за 60 лет его существования.

У каждого предприятия есть своя красная дата. На Ирбитском мотоциклетном такой датой было 10 апреля 1975 года. В тот день с главного заводского конвейера сошла миллионная машина. К сборке юбилейного мотоцикла коллектив готовился заранее. Шло действенное соревнование за право участвовать в праздничном выпуске. Усовершенствованию мотоциклов очень помогали заводские спортсмены. «Это было в 1954 году, во время международных соревнований. Победителей по классу тяжелых машин, чемпионов – водителя Генриха Вартаньяна и колясочника Виктора Коржавина, забросали вопросами: из какого они города, где овладели спортивным мастерством, какой завод создал такую выносливую машину? Гонщики отвечали коротко, но с достоинством:

- Мы из Ирбита!»

Команда завода участвовала во всех всесоюзных соревнованиях по мотокроссу и в шоссейно-кольцевых гонках с 1946 года. Практиковались ежегодные пробеги по стране на 45 тысяч километров [1].

 

Ирбит интеллектуальный

При Ирбитском гуманитарном колледже ежегодно проводится областной шахматный фестиваль «Орбита» - один из этапов Кубка Свердловской области по быстрым шахматам.

Ирбит – город-музей

Все весомее становится культурное наследие Ирбита. В городе сохранились материальные свидетельства великой ярмарки: гостиный двор, пассаж, дома известных русских купцов. Сегодня славу Ирбиту создают труженики молочного и хлебопекарного заводов, на ирбитской земле находятся лучшие в области и одни из лучших в России колхозов — «Урал» и «Россия». 

Гранд-макет «Ирбит – 390 лет. Город купеческого наследия России»

В Ирбите создано местное подразделение Свердловского областного отделения Русского географического общества.

Заключение

Поставленные пред собой задачи я выполнила. Анкетирование проведено, анкета обработана. На вопрос: «О чём вам интересно было бы узнать про свою малую Родину?» сорок опрошенных учеников седьмых классов свой интерес к предлагаемому списку вариантов расставили в следующем порядке:

Музеи Свердловской области (31%)

Карты Свердловской области (включая геологическую, климатическую, карты почв и растительности, экономическую, административную, туристическую, топографическую и др.) (21%)

Реки, озёра водохранилища (20%)

Гербы и флаги городов Свердловской области (10%)

Минералы Свердловской области (9%)

Представители флоры и фауны Свердловской области (9%)

В разделе «Примечание» ребята могли указать свои замечания. В одном примечании было написано: «На экскурсии в Планетарии услышал про посёлок Билимбай, интересно узнать о нём подробнее». В другом примечании была запись: «Заявился на турнир по шахматам в город Ирбит, но ни разу там не был, хотелось бы узнать о городе, какой он?»

Результаты анкетирования проанализированы, разработан план по информационной работе, с целью развития интереса к истории своей малой Родины. Подготовлены тематические статьи по краеведению для школьной газеты. Продолжаю путешествовать. Думаю, что научно-исследовательскую работу по теме «Большие путешествия по малой Родине» необходимо продолжать.

«Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.» - так писал в своей книге Сергей Владимирович Михалков [3, с.462].

Список использованной литературы

Герштейн Я.Л., Смирных А.И. Ирбит. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1981.-192с.

Коньшин Ю.А., Сутырин В.А., Рычков А.В. Кузницы уральского железа: Культурно-исторические очерки. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2007. – 376с., ил.

Сергей Михалков, Москва 1973г.

Просмотров работы: 123