Карымский чай

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Карымский чай

Морозов И.А. 1
1МБОУ СОШ №40 г. Читы
Титерина О.С. 1
1МБОУ СОШ №40 г. Читы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Чай поднимает тонус мышц, делая тело сильным.

Он помогает при головной боли и головокружении,

поднимает настроение и прогоняет сон.

Чай очищает почки от камней и песка, если его

употреблять с медом вместо сахара, он облегчает

дыхание при простудах. Этот напиток помогает

улучшить зрение. Чай снимает усталость,

делая человека жизнерадостным»

Томас Гарвэй, владелец первой в Англии чайной

В одни из воскресных посиделок у моей прабабушки, мы сидели за столом и пили очень вкусный чай. Наши разговоры перешли на тему обсуждения чайных церемоний. Каждый из членов моей семьи рассказывал о традициях чаепития и видах чаев, которые ему были известны. В это время мой взгляд упал на обычную трехлитровую банку стоявшую на полке, на ней была наклеена этикетка, на которой было написано бабушкиным подчерком - «карымский чай». Именно в этот момент и решился вопрос с выбором темы для написания данной работы.

В своей работе я хочу рассказать о «карымском чае» или, как говорили в простонародье, «кирпичном». Сегодня уже является редкостью услышать эти названия в разговоре современных жителей Забайкальского края.

Целью моей работы является сохранить в памяти современников уклад народов Забайкальского края, ведь эпоха уходит в след за ее носителями. Нужно постараться как можно больше информации оставить для будущего поколения.

Задачи работы:

1. собрать информацию о традициях чаепития коренного населения Забайкалья;

2. восстановить ритуал приготовления забайкальского «сливана» в современных условиях;

3. рассказать о полезных свойствах «карымского чая»;

Значимость работы заключается в том, что исторические традиции коренного населения Забайкальского края уходят в лету и всё меньше и меньше тех, кто может донести их до нас. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы подрастающее поколение знало, чтило, помнило, уважало и передавало сквозь поколения основы самобытной культуры наших предков.

«Карымский чай»

Современные чайные традиции уже далеко ушли от тех, что были лет 100-120 назад. Сейчас люди предпочитают пить чай не за столом, а на ходу: в машине, на улице.

В прошлом же чаепитие было крайне популярно среди коренного населения. Чайный напиток являлся чуть ли не самым важным в повседневном рационе моих земляков. Из рассказов моей бабушки и прабабушки, а ей в свою очередь им рассказывали их бабушки и деды, чай было принято не пить, а «есть». «Ели» чай с густо вареным молоком, маслом, салом, сметаной и даже солью. Описывая это навряд ли можно представить современное чаепитие, не так ли?!

Самым популярным напитком в те времена был «карымский чай». Сибирская Советская Энциклопедия 1929 года выпуска дает следующее понятие карымского чая – это низкий сорт чая, в плитках (кирпичный), употребляется преимущественно жителями Забайкалья – бурятами и метисами, от которых получил издавна свое название. Толченый чай варится в горшке с прибавлением молока, сметаны или масла, соли. Пили такой чай зачастую из китайских (деревянных) чашек.

Хочется отметить, что чаепитие состояло не только из приема чая. «Вприкуску» к напитку шло всё, на что были способны умелые мастерицы - местные хозяйки. Это был и хворост, и пироги, заварные ватрушки, шаньги, вафли, «наливнушки» (булочки со сметанной верхушкой), «блюдники» (заварные калачи). Такие вкусности всегда хранились в кладовках, или как их называли в те времена «казёнках», на про запас и пеклись круглогодично.

Рис. 1 Чаепитие

Как оказалось, в наше время, когда можно купить почти всё, что угодно, пришлось приложить массу усилий, чтобы найти чай который хоть немного напоминает тот самый «карымский».

«Карымский чай» состоял из самых низких сортов зеленого и черного чая, а именно старых листьев, огрубевших побегов и веточек чайных кустов, не редко в состав входили лекарственные травы собранные в степях края, что предавало чаю особый неповторимый аромат и вкус и лечебные свойства. Известно, что собирать и использовать такое сырье разрешено было только до начала цветения.

На вид чай напоминает небольшой прессованный кирпичик или плитку, отсюда и еще одно его название «кирпичный чай». Плиточная форма облегчала хранение в неизменном виде. Масса одной плитки чая мог доходить до килограмма, а то и полутора. Листья не подвергали завяливанию, поэтому готовый отвар имеет достаточно терпкий привкус с нотами горчинки и красновато-желтый оттенок.

В те времена это был самый дешевый и доступный для простого народа чайный напиток.

Рис. 2 Кирпичный чай.

Сохранилось несколько рецептов приготовления чайного напитка, которые дошли до нашего времени. Способ приготовления и название напрямую зависели от коренного населения и местности, где его готовили.

Расскажу наиболее подробно о двух способах приготовления, которые мне рассказали бабушки.

Как говорилось, выше, что название приготовленного карымского чая напрямую зависело от способа. Так «чай – жеребчик» готовился из «кирпичного чая» следующим образом. В большую фарфоровую, предварительно разогретую, посудину засыпают растолченный чай. Заливают на одну треть прохладной водой и бросают горсть небольших разогретых на огне камней. После чего опять заливают прохладную воду до краев емкости и бросают еще горсть разогретых камней. Камешки для заваривания чая предварительно были отчищены и хранились в специальном мешочке.

Данный способ приготовления кирпичного чая был излюбленным для лесников, любителей поохотиться и порыбачить. Ведь так можно приготавливать чайный напиток при любой погоде и в любых условиях, потому что для этого не обязательным было использование металлической посуды, нужно было лишь разогреть камешки на костре или углях.

Следует признать, что вкусовые качества заваренного чая – жеребчика более ярко выраженные и объемные, нежели приготовленного простым способом.

О другом способе приготовления «карымского чая» расскажу более подробно. Называется он «забайкальский сливан» или «сливанчик».

Рис. 3 Карымский чай.

Традиционно чайный напиток готовился на основе «карымского чая». Для его приготовления нужно было взять пару ложек измельченного прессованного чая и добавить в кипящую на костре воду. После того, как вода прокипит и станет напоминать цветом разбавленный кофейный напиток, значит, все травы отдали свои вкусовые качества и можно приступать к следующему этапу. Необходимо аккуратно убрать заварку - шару, напомню, что «карымский чай» был низкого качества, а наличие веточек, побегов кустов, разварившихся листьев и травы не очень приятны в процессе чаепития. Затем, как только чайный напиток немного настоится, нужно снять с поверхности пленку.

Рис. 4 Процесс приготовления «карымского чая».

После чего его начинают «сливать» - перемешивая, чай набирали в черпак, поднимали над котелком и "сливали", эти действия имели почти ритуальный смысл в ходе приготовления. Какое количество «сливков» делать каждая хозяйка решала сама.

Рис. 5 Процесс приготовления «карымского чая».

В процессе «сливания» в чай добавляли топленое масло, молоко, соль по вкусу и доводили до кипения. Иногда в чай добавляли обжаренную на сливочном масле муку, что придавало еще более насыщенный вкус и питательность.

Рис. 6 Приготовление забайкальского «сливана» на костре.

«Сливан» пили, чтобы насытить организм питательными компонентами, утолить жажду в жаркий день и согреться в лютые морозы. Зачастую его варили на покосе, уборке урожая, находясь в долгом пути. Именно он поддерживал силы людей при переутомлении.

Питательность и полезные свойства чая:

- укрепляет иммунитет;

- восстанавливает умственную и физическую активность;

- помогает улучшению пищеварения;

- активизирует обмен веществ;

- полезен при сахарном диабете;

- так же пользу «карымского чая» могут оценить кормящие мамы.

Рис. 7 Забайкальский «сливан».

Чай полезен не только взрослым, но и детям, а так же пожилым людям, особенно тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Если пить его утром натощак, можно оздоровить желудок и кишечник, обогатить организм полезными веществами. «Сливан» часто пили при ангине и бронхите.

Готовый «сливан» по вкусу на любителя. Тем более, что современный человек не привык к такому роду напитков в повседневной жизни. Чай имеет насыщенный терпкий вкус, немного с горчинкой. В то же время молоко придает мягкость, а добавленная соль раскрывает особенный неповторимый вкус «карымского чая».

До сих пор в забайкальских деревнях принято «чаявать». Как рассказывала моя пробабушка - выпивать одну кружку чая за другой долгими вечерами – это деревенская традиция. Многие выпивали до 30 кружек чая в день. В селах до сих пор используется фраза «без чаю умру». На таком чае семьи могли прожить по 3-4 дня без другой пищи. «Карымский чай» был практически основной пищей деревенских жителей.

Совместно со «сливаном» на стол ставили все возможные угощения, как говорится «кто чем богат, тому и рад»: сало, выпечку, масло, сметану, сахар.

Рис. 8 Дегустация «забайкальского сливана».

Заключение

В ходе написания работы, я преследовал основную цель - сохранить в памяти современников уклад народов Забайкальского края, ведь эпоха уходит в след за ее носителями.

Выбрав эту тему я столкнулся с тем, что материала в широком доступе оказалось настолько мало, что пришлось собирать его, буквально, по крохам, воссоединяя в единое целое. Главным источником оказались рассказы старшего поколения.

Хочу отметить, что все поставленные задачи были выполнены в полном объеме, а именно:

1.собрана информация о традициях чаепития коренного населения Забайкалья. Как говорилось выше, основным источником сбора информации были рассказы старшего поколения.

2. восстановлен ритуал приготовления забайкальского «сливана» в современных условиях. В процессе приготовления я приложил максимум усилий, чтобы «карымский чай» получился наиболее похожим на чай того времени.

3. рассказал о полезных свойствах «карымского чая». Казалось бы, какими полезными свойствами может обладать низкосортный чай, но на самом деле он очень питательный, тонизирующий и лечебный.

Обобщая все выше написанное, хочется еще раз подчеркнуть, что данная работа несет в себе историческую значимость, ведь в ней собраны уходящие традиции коренного населения Забайкальского края и с каждым годом всё меньше тех, кто может поделиться с нами этим. Уходит старшее поколение, унося с собой в памяти картины прошлого, того, что уже никогда не повторится. Я считаю, что каждый из нас должен приложить как можно больше усилий к тому, чтобы новое поколение, проживающее в крае знало, чтило, помнило, уважало и передавало сквозь поколения основы самобытной культуры наших предков, ведь они этим жили. Это наша память, история нашего родного края, которую надо чтить и уважать!

Список литературы

Коллектив авторов. Сибирская Советская Энциклопедия. – Новосибирск.: Сибирское краевое издательство, издательство газеты «Правда», «ОГИЗ», 1929-1932, 1992;

Гениатулин Р. Ф.. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 4 т. — Новосибирск: Наука., 2000 — 2006.

Логиновский К. Д. О быте казаков Вост. Заб. // Живая старина. – 1902. – Вып. 2. 200с.

Рассказы старшего поколения.

Просмотров работы: 589