Пока живет деревня, значит, живет и мой народ

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пока живет деревня, значит, живет и мой народ

Тигунов Н.Е. 1
1МБОУ "Многопрофильный лицей №187"
Абакаева Л.К. 1
1МБОУ "Многопрофильный лицей №187"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Родина! Когда, мы произносим это слово, перед мысленным взором встает великая держава с ее богатствами, трудовыми свершениями. Однако, у каждого человека есть свой, милый сердцу уголок земли, где он родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путевку в жизнь. 
Любовь к родной земле - могучее чувство. И народ в своем творчестве это всегда отражал очень образно. Песни, поэзия наших современников тоже очень эмоционально передают то отношение к Отечеству, которое мы гордо величаем патриотизмом.

Живет или доживает свой век деревня? Сохранились ли они, те деревни, что прожили века? Не грозит ли им остаться лишь на страницах предложенной кем-то «Красной книги деревень России»?

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей деревенской культуры. А прежде было иначе - задушевная песня и красивые слова звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души простого народа, хранителя языка и культуры. А сегодня мы видим запустение, уход народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков удел, людей, живущих в 21 веке?

Некоторые деревни оживают. В Европе сейчас наблюдается тенденция к росту сельского населения. Почти у каждого человека, живущего долго в городе, появляется особое чувство – чувство тоски по природе. Вот почему так радуется городской житель, когда у него в комнате в зимнее время распускается веточка тополя, а на окне, за которым трещит мороз, весело щебечет маленькая птичка, зеленеет молодой лук, цветут цветы. А какие люди в деревнях и сёлах? Работящие, сильные, открытые и искренние. Всем селом могут строить дом, сажать огород, убирать картошку… Всё изменяется в мире: что – то уходит в прошлое, что – то возвращается…. Я думаю, что отношение к деревне изменится, потому что все понимают: без больших сёл и маленьких деревенек это не Россия; без цветущих ароматных лугов и бескрайних колосистых полей – не Россия.

Мы живем в городе; у многих из нас не была возможность видеть восход солнца, утренний туман над рекой или прудом; мы не можем послушать тишину, а на весенней заре послушать соловья.

Меня интересует вопрос, а какая ситуация складывается в моей родной деревне моих родителей, какие деревни были раньше на территории нашего района? Сколько деревень уже бесследно исчезли с карты Рыбно-Слободского района? Что ждет деревни, в которых еще теплится жизнь?

Цель работы: выяснить причины вымирания деревень и сел, используя различные информационные источники и найти пути решения данной проблемы

Задачи исследовательской работы: исследовать демографическую ситуацию населённого пункта Козяково-Челны:

-провести анкетирование среди учащихся школы и населения села

-посетить сельскую администрацию поселения и исследовать хозяйственную книгу;

-познакомиться с материалами школьного музея по родному краю;

-встретиться с коренными жителями родной деревни;

-обобщить собранные материалы и оформить их.

Объект исследования: деревня Козяково-Челны Рыбно-Слободской район.

На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза: знание истории своего края, его прошлого, помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к своим корням и предкам.

 Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы работы можно использовать на уроках краеведения, истории.

В работе применялись методы: опрос, анализ архивного материала, использовались интернет ресурсы, редактирование фотографий, беседы с жителями деревни. При подготовке работы были собраны воспоминания и рассказы бывших жителей деревни.

2.Основная часть

2.1. История возникновения села

Наша деревня Козяково-Челны, по-кряшенски - Казаклар. Находится в Казанской губернии, в Лаишевском  уезде, Кадряковской волости. Она расположена по обеим сторонам реки. Но только эта река названия не имеет. Улицы расположены с севера на юг. Названия улиц, как-то: Олы урам – Большая улица, Уен очы – Хороводная улица, Кавказ урамы – Кавказская улица. Эта улица получила своё название оттого, что она стоит на высокой горе. От нас в тридцати верстах протекает река Кама, а приток Камы Шумбут протекает в двенадцати верстах.  

Пожилые люди говорят так: где находится теперь наша деревня, там (раньше) жили какие-то казаки, оттого и получила название Казаклар. Из деревни Ялбединова Лаишевского уезда переселились туда зачем-то кряшены. Когда они переселились, там был очень большой лес с большими оврагами. В то время им жилось очень страшно. В этом лесу бродили дикие звери. Они нападали на них. У меня есть бабушка. Она мне говорит, что одну бабу растерзал зверь в лесу, в одном овраге. Вот теперь этот овраг получил название той бабы Зоя, и по–кряшенски называется Зоя елгасы.

Известно с 1646 г. в дореволюционных источниках упоминается также под названием Нижний Казаклар. В XVIII – первой половине XIX в. жители относились к категории государственных крестьян. Их основные занятия в этот период – земледелие и разведение скота, были распространены пилка дров, кожевенный и портняжный промыслы. В начале ХХ в. в селе функционировали одноклассная с двумя отделениями школа Братства святителя Гурия (открыта в 1875 г., помещалась в собственном здании и наёмной квартире, в 1911 г. обучалось 48 мальчиков и 20 девочек), кирпичный и маслобойный заводы, крупообдирка, кузница, мануфактурная и 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 672 десятины.

До 1920 г. село входило в Шумбутскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Юлдузском, с 26.03.1959 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Мамадышском, с 12.01.1965 г. в Рыбно-Слободском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 45 душ мужского пола,

в 1859 г. - 339,

в 1897 г. - 673,

в 1908 г. - 837,

в 1920 г. - 725,

в 1926 г. - 729,

в 1938 г. - 722,

в 1949 г. - 564,

в 1958 г. - 451,

в 1970 г. - 433,

в 1989 г. - 336,

в 2002 г. - 292,
в 2010 г. -237,
в 2020 г. - 197 ,

в 2022 г.- 180 человек.
В 1930 г. в селе организован колхоз «Победа». С 1950 г. колхоз им. Кагановича, с 1958 г.– объединенный колхоз «Победа» (в селе располагалась центральная усадьба; полеводство, молочное скотоводство). В 1996–2006 гг. сельскохозяйственный кооператив «Победа». Жители работают преимущественно в обществе с ограниченной ответственностью «Кулон Агро» (деревня Янавыл) и в других населенных пунктах.

В селе до 2015 г. работала средняя школа (первоначально открыта как начальная, с 1979 г. – восьмилетняя, с 1991 г. – средняя). Действуют дом культуры (здание построено в 1987 г.), библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, церковь Алексия, человека Божия (с 2013 г.), кладбищенская часовня (с 2005 г.). При доме культуры действует фольклорный ансамбль «Нур» (с 2012 г., с 2017 г. народный; основатель – М.Н.Антонова).

2.2. Известные уроженцы.

Фазылзянов Олег Фарукович известный актер театра и кино, Заслуженный артист Республики Татарстан. Родился 10 марта 1968 года в деревне Козяково-Челны Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. В 1987 году окончил Казанское театральное училище и начал работать в Альметьевском театре.В том же году был мобилизован в армию. С 1996 — артист-вокалист при Доме народного творчества. В 2003 году приглашается актером Нижнекамского Татарского драматического театра. С августа 2004 года — артист Татарского академического театра.Его первая роль на сцене Камаловского театра: Зариф — «Немая кукушка» З.Хакима. Талантливый актер благодаря своей музыкальности, пластичности, чувству юмора,
артист блестяще справляется с разными ролями. В 2010 году получил почетное звание - Заслуженный артист Республики Татарстан.

Творчество:

Амур — «Диләфрүз-Remake» Туфан Миңнуллин
Зариф — «Немая кукушка» З.Хакима,
Мирсает — «Развод по-татарски» Х.Вахита,
Абелькарип — «Смелые девушки» Т.Гиззата,
Родэ — «Три сестры» А.Чехова,
Акми — «Гульджамал» Н.Исанбета,
3 князь — Ханума — Авксентий Цагарели,
Петряй — Голубая шаль — Карим Тинчурин,
2 слуга — Жизнь есть сон — Педро Кальдерон,
3 сват — Казанское полотенце — Карим Тинчурин.

Фильмография:

«Өч аяклы ат»(Трехногая кобыла) 2008,
«Кире» («Упертый»)2018.

3.Заключение

Работая над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, используя множество разных источников, я пришёл к выводу, что знание истории своей малой Родины, её прошлого, помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к своей Родине и предкам . Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет бурьян, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, когда-то жили, работали, веселились люди. Я очень благодарен всем людям, кто помог мне при написании исследовательской работы. Много страданий в XX веке выпало на долю деревень. Это и раскулачивание, тяжкий труд в годы Великой Отечественной войны, и бесперспективность. И я не хочу, чтобы такое произошло с моей малой Родиной – деревней Козяково-Челны. Ведь не зря говорят: «Пока живет деревня, значит, живет и мой народ».

Вырастила на своей земле эта деревня много прекрасных людей, теперь мы, подрастающее поколение должны держать память об этих деревнях, хранить их историю. Спасти гибнущую деревню, к сожалению, не всегда в наших силах, но в наш-их силах сохранить память о них!

Список используемых источников:

1. Справочник по административно-территориальному делению по Рыбно-Слободского району.

2. Воспоминания жителей деревни Козяково-Челны.

3. Материалы школьного музея «Память».

4. Интернет-ресурсы.

Просмотров работы: 55