Симонов монастырь как историческая, культурная и духовная ценность

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Симонов монастырь как историческая, культурная и духовная ценность

Хренникова Е.И. 1
1ГБОУ школа 2016
Набатчикова Е.Г. 1
1ГБОУ школа 2016
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современные условия проживания в нашей стране вызывают потребность человека в образовании, и не только по выбранной специальности, но и во всех областях, в том числе и в искусстве: музыке, архитектуре, живописи. Ценности современного человека - залог будущего нашей страны, ведь то, как будет воспитано новое поколение - поколение Z — повлияет на развитие России в следующих десятилетиях или даже веках. Поэтому так важно прививать поколению 21 века любовь к русской природе, к прошлому России и её культуре, чтобы в будущем оно смогло уберечь и сохранить нашу родную землю.

Одним из важных аспектов знаний, которые должны прививаться молодому поколению, является история. Она расскажет о подвигах России, её сложном пути, который она прошла от своего образования до наших дней; о том, как усилиями долгих веков, многих правителей Россия смогла стать такой, какой является сейчас. Долгие годы и разрух, и войн, и смут - но Россия смогла преодолеть их и двинулась дальше, став великой державой, большой страной. А сколько за это время было создано великих произведений музыки, искусства, архитектуры! Именно это сможет доказать молодому поколению необходимость защищать Отечество, вставать за него, забывать во имя России все свои личные невзгоды и страхи, ведь насколько прекрасна наша необъятная Родина!

Я считаю, что одна из задач правительства России - знакомить современных людей с историей нашей страны, воспитывать уважение к Родине, любовь к ней, патриотизм. Всё это — необходимые качества, которые должны быть у каждого гражданина.

Архитектура – одна из наиболее ярких и впечатляющих черт истории. В одних зданиях когда-то жили знаменитые люди, писатели и композиторы, домашняя обстановка которых теперь поможет лучше понять этих людей и их мысли; другие являлись духовным центром притяжения людей, где они находили помощь и поддержку; третьи являлись защитниками нашей страны на протяжении веков. И везде: стиль, материал, архитектор - являются огромной культурной ценностью, позволяющей лучше понять и погрузиться в прошлое нашей страны. К сожалению, многие такие старые, значимые и чудесные места были или находятся на грани разорения. Какие-то здания восстанавливаются, но, к сожалению, есть и те архитектурные комплексы, которые забыты и нуждаются в помощи. И в первую очередь – в помощи государства, которое, знакомя новое поколение с историей страны, должно осуществлять и восстановление оставшихся без помощи архитектурных комплексов.

Готовя школьный проект на тему «Монастыри России», я узнала, что монастыри играли важную историческую роль. Они были духовными центрами притяжения людей, защитными крепостями, кладезями культурных ценностей. Я познакомилась со многими обителями нашей страны, которые процветают и знамениты на всю страну. Но есть и такие, которые, несмотря на свою значимость, находятся в запустении и забытьи. Меня привлек один из них, Симонов монастырь, своей историей, архитектурными постройками и культурной ценностью. Я посетила эту обитель и поняла: я хочу, чтобы о нём узнало как можно больше людей. Я нашла необходимую информацию, поговорила со знающими людьми, провела интервью с настоятелем и готова представить вам мой проект «Симонов монастырь как историческая, культурная и духовная ценность», в котором объясню значение Симонова монастыря для нашей страны, ее истории и культуры и то, почему так важно восстановить эту прекрасную обитель.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:

Неспонсирование/малое спонсирование Симонова монастыря, недостаточное внимание со стороны правительства, отсутствие должных работ по восстановлению обители, незнание большинством населения этого значимого памятника культуры.

ГИПОТЕЗА

Если я сумею привлечь интерес общественности к проблеме моего проекта, то реставрация монастыря, план которой уже составлен, пройдет быстрее, все последующие этапы, запланированные с марта 2021 года, будут выполнены. Обитель наконец возвратит себе первоначальную территорию и былое величие.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Обратить внимание государства на Симонов монастырь и на такую проблему, как его малое спонсирование и медленные темпы восстановления. Доказать, что Симонов монастырь - уникальное место, достойное называться ценным культурным наследием нашей страны, быть включенным в программу ознакомления населения с архитектурой России и быть восстановленным полностью.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Подробно рассказать об истории Симонова монастыря.

Объяснить культурное и духовное значение обители.

Выявить наиболее готовые к восстановлению объекты обители.

Рассмотреть комплекс предложений по восстановлению монастыря.

Найти организации, заинтересованные в вопросе восстановления Симонова монастыря.

Написать обращение, побуждающее заняться восстановлением обители, в организации, занимающиеся этим.

МЕТОДЫ:

Проведение интервью

Пользование домашним архивом

Работа с сайтами интернета

Анализ литературы

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ, КУЛЬТУРНАЯ И

ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ

Основная часть

Глава первая. Основные сведения о монастыре.

Симонов Успенский монастырь – мужской монастырь, который был основан в 1370–х годах, во время правления князя Дмитрия Донского.

Есть несколько причин того, что монастырь назван именно «Симоновым»,но наиболее правдивой, на мой взгляд, является объяснение названия тем, что земли для строительства пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, который принял иночество с именем Симон, от которого и произошло название монастыря.

Место, где был основан монастырь, в те времена считалось одним из самых красивых в Москве: маленькая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, положившая начало монастырю, расположилась в сосновом лесу на левом берегу Москвы-реки, над большим оврагом, недалеко от Медвежьих озёр. Позднее был основан Новый Симонов монастырь, чуть севернее прежнего места.

Новый Симонов монастырь основал преподобный Феодор Ростовский - ученик и племянник Сергия Радонежского. В числе строителей монастыря находятся такие знаменитые люди, как Константин Тон, построивший колокольню, ставшую самой высокой на тот момент в Москве; Фёдор Конь, который построил башни и стены обители; Владимир Ховрин, руке которого принадлежит храм Успения Богородицы; Осип Старцев, подаривший обители Новую Трапезную.

В наше время Симонов монастырь находится в Даниловском районе Москвы, на Восточной улице. После его взрыва в 1930-м году от величественных построек осталось очень мало. Сейчас монастырь находится не в самом лучшем состоянии. Он пережил многие войны, тяжёлые года, несколько раз был разрушен и перестроен заново, и сейчас нуждается в поддержке. И я уверена, что мы должны сделать всё возможное, чтобы восстановить этот прекрасный монастырь, ведь он не только важнейший религиозный центр, но и настоящий памятник истории и культуры, несущий в себе большое значение и имеющий невероятную, красивую и долгую историю.

Глава вторая.

История монастыря.

Симонов монастырь был основан около 1377 года. Согласно исследованиям, события, которые привели к основанию нового монастыря-сторожа юго-восточных подступов к Москве, были связаны не только с именем преп. Сергия Радонежского, но и с именем великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Он убедил преподобного Сергия, который хотел оставить своего племянника Феодора в Троицком монастыре и не желал отпускать его в Москву, в том, что основание Феодором ещё одного монастыря рядом со стольным городом необходимо для его защиты от нападения врага.

В 1379 году Фёдор основал Новый Симонов Монастырьна новом месте чуть севернее Старого Симонова монастыря, на землях, подаренных Стефаном Васильевичем Ховрой. Как писал об этом С.К. Романюк, «через девять лет после основания монастыря по каким-то причинам заложили новый совсем недалеко,«яко дважды стрелить», чуть севернее старого»1. Однако о причине такого строительства говорится в Патриаршей (Никоновской) летописи об основании монастыря: «И обретоша место подобно к строению монастырскому, зовется от древних Симоново, близ Москвы-реки недалече от града Москвы; пришедше и сам преподобный Сергий и виде яко добро место и потребно к строению монастырскому. …Основаша церковь во имя пречистыя Богородицы, честного и славного ее Успения и поставиша церковь и трапезу и келий множество.» 2

При этом Старо-Симоновская обитель не была упразднена, но находилась в некоторой зависимости от Нового Симонова монастыря до половины XVI столетия. Сюда в 1380-м году были перевезены тела воинов-монахов, погибших на Куликовом поле Ариана Осляби и Александра Пересвета. Мощи находятся в монастыре и в настоящее время, а на месте могилы расположен именной камень. Про Старый Симонов известно также, что в 1510–1511 годах здесь была основана церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

О дальнейшем существовании первого Старосимоновского храма писал симоновский архимандрит Евстафий: «…Храм в честь Рождества Богородицы надолго пребыл усыпальницею иноков и продолжал свое существование с кельями вокруг его для иноков под названием Рождественского (…), а впоследствии просто с именем Старосимоновского монастыря до 18 стол..»3

Начало Новому Симонову положил храм Успения Пресвятой Богородицы, который, по некоторым данным, был построен в честь первой победы русских над татарами в 1378 году на реке Воже. Храм строился 26 лет и был освящён в 1405-м году, после чего в него была помещена Тихвинская икона Божьей Матери. Новый монастырь располагался так, чтобы соответствовать той роли, которая далась ему при основании: быть защитным форпостом города. Он располагался в очень выгодных с военной точки зрения условиях, позволяющих прикрывать подступы к Москве на Южном направлении (Приложение К). В кольце монастырей–сторожей Москвы Симонов был одним из самых значимых.

К середине 15 века Симонов монастырь был уже довольно значительным комплексом различных деревянных построек, во главе которых стоял каменный Успенский собор. В XVI веке архитектор Фёдор Конь построил башни и стены Симонова монастыря на средства Владимира Григорьевича Ховрина. Башен было всего пять: Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайницкая.

При Борисе Годунове монастырь был укреплён и смог отразить набег крымских татар Казы-Гирея в 1591 году. В память об этой победе в 1591–1593 году у входных ворот была построена церковь Происхождения древ честного Креста.

В XVI веке в монастыре проходит серьёзный строительный период. В это время перестраивается центральный Успенский собор монастыря; строятся хозяйственные здания – конюшня и солодовня, обширные трапезные палаты с церковью, каменная церковь Знамения на Луговых восточных воротах.

В 17 веке, в Смутное время, потрясшие Русь события не обошли стороной и Симонов монастырь. В 1606 году, при царе Василии Шуйском, восставшее войско Ивана Болотникова встало под стенами обители, нападение было отражено царскими ратниками. В 1611 году от сильных пожаров, устроенных поляками и литовцами, Московские жители со своими семействами укрывались в крепкой Симоновской обители. 26 марта 1611 г. к Москве подошли П. Ляпунов, князь Д.Т. Трубецкой и И. Заруцкий с войсками. Ополчение было поставлено за Симоновым монастырем, и 6 апреля, когда гарнизон неприятеля попытался сделать вылазку и оттеснить русское войско, поляки потерпели сильное поражение.

Но всё же обитель не смогла избежать печальной участи: в 1612 году Симонов монастырь со всем имуществом попал в руки литовцев и поляков(то, что неприятель смог ворваться в монастырь, объясняется изменой). Литовцы и половцы грабили и выносили всё, что могли: оклады с образов, церковную утварь. Вскоре захватчики были выгнаны.

К 18 веку постройки, возведённые в XVI– XVII веках, обветшали, и в 1758–1759 годах были произведены локальные ремонтные работы на аварийных участках строений монастыря.

В 1771 году Екатерина Вторая приняла секуляризационную реформу, вследствие чего монастырь был упразднён и на некоторое время стал изолятором для заражённых чумой людей. В это время священные таинства для больных всё же совершались, в церкви Происхождения честных древ. После снятия карантина Исполнительная Комиссия выкурила и очистила покои во всём монастыре, а Главная Комиссия занялась ремонтом деревянных полов и печей. Однако в 1788 году 17 мая Святейший синод издал указ о сокращении Симонова монастыря для размещения там госпиталя.

В 1795 году городской глава Афанасий Долгов принял меры для возобновления работы Симонова монастыря: «…он уверял Императрицу, что в ночь на светлое Христово Воскресение,несмотря на то, что церковь была запечатана, в ней видели освящение. Императрица согласилась перевести казармы, монастырь был снова открыт...»4 Новым настоятелем был объявлен архимандрит Игнатий (Ушаков).

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь был разграблен войсками Наполеона.Здание Сушило было подожжено, огонь перекинулся на соседние постройки, и монастырь потерял многие ценные рукописи и книги. В последующие года храмы восстанавливались и заново освящались.

В 1834 году купец Василий Терликов на свои средства пристроил к алтарю Успенского собора с правой стороны придел во имя казанской Божьей Матери, с левой— двухэтажную ризницу. В 1835—1839 годах была построена колокольня по проекту Константина Тона в русско-византийском стиле. В начале 19 века также перестраивалась Новая Трапезная с добавлением двух приделов. В конце XIX века были восстановлены стены и башни обители. За эти годы был выполнен колоссальный объём работ. В 1870 году Симоновской обители исполнилось 500 лет, и к этому событию был приурочен ремонт церкви Рождества Богородицы. Однако, несмотря на многие благоприятные для обители события, время конца XIX – начала XX века сильно отразилось на жизни монастыря. «Отдаленный от города, он (монастырь) как бы забыт среди новой суетной жизни. Опустели длинные ряды монастырских келий, обветшали высокие стены и башни, утратили древнее благолепие храмы, исказилось старое благозвучное пение. Скорбное чувство охватывает редкого посетителя некогда славной и многолюдной обители. С грустью вспоминается старожилами ея былое величие...»5 - писал А. Третьяков в 1890 году.

К этому времени заселенные территории юго-восточной части Москвы разрослись, и «лишь Симонов монастырь и Старое Симоново(…), по-прежнему

были окружены полями и лугами»6. Но в начале XX века монастырь теряет свои территории. На них проводятся трамвайная линия и железная дорога, строятся нефтяные склады Нобеля, и красивая местность постепенно утрачивается. В 1918 году ценности монастыря были переданы в Оружейную палату, затем, в 1923 году, обитель закрыли. В Тихвинской церкви поместили Музей военно-крепостной обороны.

В 1926 году архитекторы Научно-реставрационного центра имени Грабаря – Николай Марковников, Николай Жуков, Дмитрий Сухов – провели ремонтные работы стен и башен. Но через два года обрушилось крыльцо Новой Трапезной, а монастырское кладбище было уничтожено московским коммунальным хозяйством.

В 1929 году на территории Симонова монастыря было решено построить Дворец культуры Пролетарского района.

Постройки обители были взорваны 21 января 1930 года. Уничтожили пять из шести церквей, в том числе центральный собор – Успенский, Сторожевую и Тайницкую башни, колокольню, часть крепостной стены. Уцелела трапезная с Тихвинской церковью, три башни(Солевая, Кузнечная и Дуло), Казначейские палаты, Сушило и прочие служебные постройки. Дворец культуры ЗИЛа по проекту архитекторов Леонида и Александра Весниных был возведен в 1937 году на месте уничтоженного некрополя.

Несмотря на то, что монастырь был почти полностью разрушен, его уникальность вызывала интерес на протяжении всего ХХ века. В 1940-х годах была проведена работа по изучению построек от Института истории и теории архитектуры АН СССР7. В 1946 году в иллюстрированном каталоге выставки «Памятники русской архитектуры» была помещена фотография башни Дуло. В 1947 году под руководством Р.А. Канцельсон были проведены ремонтные работы в Старой Трапезной. Симонов монастырь упоминался в научных работах П.С. Касаткина, Е. Михайловского, В.П. Выголова8.

Здания монастыря использовались как жилье для рабочих ближайших заводов до середины 1950-х годов, а в 1960-х были переоборудованы для размещения в них цеха промкомбината «Рыболов-спортсмен».

Лишь в 1991 году Русская православная церковь смогла вернуть монастырь и начать реставрацию. В Новой Трапезной, восстановленной одной из первых, в июле 1992-го прошла первая служба – «водосвятный молебен Тихвинской иконе Божией Матери и крестный ход по монастырю». В конце 1993 года произошла окончательная передача монастырских построек общине.

В 2014–2015 годах государство выделило средства на проектные работы по объектам Симонова монастыря. Появилась надежда, что в будущем уникальный монастырь будет восстановлен.

По состоянию на 2023-й год в храме Тихвинской иконы Божьей матери Новой трапезной проходят службы.

Глава третья. Роль монастыря в русской культуре.

На протяжении всей жизни монастыря его посещали многие писатели, художники, каждый из которых, вдохновившись этим местом, так или иначе увековечивал его имя в своём творчестве.

Так, например, описан Симонов монастырь в книге воспоминаний Алексея Ремизова «Подстриженными глазами: Книга узлов и закрут памяти»: «Симонов - место встречи «порченых» и «бесноватых». Их свозили со всех концов России в Москву(…) Подготовка во время обедни - это подлинно «бесовское действо»! - зрелище потрясающее.(…)Есть странные любители смотреть покойников, а бесовское зрелище еще заразительнее: стоит раз взглянуть, как потянет еще и еще, не пропуская. В Симоновом народу и в будний день, как на праздник; на недостаток богомольцев нельзя было пожаловаться!»9

Следующему великому писателю обитель обязана названием пруда, вырытого когда-то Сергием Радонежским в двухстах метрах южнее церкви – это Николай Михайлович Карамзин.

Писатель нередко посещал обитель, черпая здесь вдохновение для своих произведений, и Лисьин пруд оказался в его повести «Бедная Лиза». Москвичи, полюбившие повесть после её представления в пьесе Б.М. Фёдоровым, толпами стали гулять по берегу Лисьего пруда и окрестили его Лизиным. На такое паломничество даже появилась язвительная эпиграмма:

«Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста,

Топитесь, барышни, для всех здесь будет место».10

Сейчас на месте Святого (Лизиного) пруда стоит административное здание завода «Динамо». В романе «Бедная Лиза» об обители говорится так:

«... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина(…). Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».11 Читая эти строки, невольно пытаешься представить себе обитель глазами писателя, а потом сравнить с теперешними…

Важным культурным аспектом обители являлось её знаменитое церковное пение. Особым характером симоновского напева восхищались все, кто посещал монастырь: начиная с простого странника, заканчивая императором Николаем I. «С 1825 года заведено в сем монастыре, старанием Настоятеля Архимандрита Мельхиседека, церковное благозвучное тихое пение, которое в разные времена удостоиваемо было и одобрения Высоких особ».12 – писал К. Тромонин.

Симоновым монастырём также вдохновлялись многие художники. Благодаря ему на свет появились полотна «Вид Симонова монастыря близ Москвы» - Маковская Александра Егоровна; «Башня «Дуло» Симонова монастыря» - Малюсова Татьяна; «Симонов монастырь» - Л. Бишбуа и другие.

В жизни Симонова монастыря участвовали многие монахи и священнослужители, впоследствии ставшие знаменитыми на всю страну: здесь принял постриг основатель Кирилло-Белозерского монастыря, в миру Козьма, будущий Кирилл Белозерский; проживали митрополиты московские Геронтий, Варлаам, патриархи всея Руси Иов, Гермоген, Иосаф и Иосиф; последователь Нила Сорского князь-инок Вассиан Патрикеев доказывал, что «монастырям сел не подобает держати», а в соседней с ним келье составлял речь против Иосифа Волоцкого лучший оратор и переводчик того времени Максим Грек.

Таким образом, Симонов монастырь несет с собой часть тех времен, когда создавались шедевры о нём, виды, которые воспевали писатели, атмосферу, которую они так стремились сохранить с помощью слов. Благодаря ему мы можем воочию увидеть места, описанные в произведениях Карамзина и Ремизова, красоту, изображенную на картинах художников, и это одна из причин, почему монастырь непременно должен быть восстановлен.

В настоящее время в монастыре располагается община глухих и слабослышащих людей. Обитель дает возможность таким людям понимать ход службы, молиться наравне со слышащими. Для детей есть инклюзивная воскресная школа. Это незаменимый вклад в развитие нашей страны, ее будущее, в борьбу с недопониманием между людьми с особенностями развития.

Глава четвёртая. Экскурсия по архитектурным сооружениям.

В настоящее время облик обители сильно отличается от того, каким был изначально. Монастырь потерял большие территории, около половины построек снесены, оставшиеся неотреставрированы.

Успенский собор

Собор Успения Пресвятой Богородицы – центральный собор монастыря.

Храм был заложен в 1379-м году племянником Сергия Радонежского, святителем Федором. Пятиглавый собор был освящён лишь в 1405-м году, после 26 лет стройки. В нём находилась знаменитая икона Тихвинской Богоматери, которой святой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же был дар царевны Марии Алексеевны – золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

В 1930-м году собор был разрушен вместе с большинством построек монастыря.

Колокольня

Изначально колокольня была построена в 16 веке по проекту Евграфа Тюрина, в стиле классицизм, но в то время было распространено движение за возврат старых традиций в русской архитектуре, поэтому в 1835-м году её полностью перестроили по проекту Константина Тона в русско-византийский стиле. Константину Тону помогал в строительстве Иван Петрович Хренников, мой предок, который с просьбы архитектора занялся поставкой строительных материалов, так как был купцом первой гильдии.13 Крест колокольни стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра).

Колокольня состояла из пяти ярусов: на первом ярусе находились святые врата; на втором ярусе – Храм во имя Александра Невского и Иоанна Цареградского; на третьем – знаменитый колокольный подбор, который слыл самым благозвучным в Москве и которым так восхищался писатель Н. М. Карамзин. Колокола были отлиты по указу царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые часто проживали в обители во время постов, о чём свидетельствовали вкладные надписи на четырёх колоколах; на четвёртом ярусе находились часы; на пятом – круглая лестница в главу.

Утрата колокольни в 1930-м году – поистине горестное событие для культуры и истории.

Новая трапезная

Перестроенная по проекту Осипа Старцева в 1683-1685 годах, в стиле московского барокко, Новая трапезная стала значительнейшим сооружением конца 17 века. Она была ярко украшена «в шахмат» - стиль росписи, похожий на каменную огранённую кладку.

В 1910-1911-х годах на средства Анны Степановны Бахрушиной был осуществлён ремонт постройки: были сделаны новые потолки и подоконники, обновлена штукатурка. После взрыва трапезная уцелела и использовалась как жильё. Сейчас именно она, как наиболее крупное из сохранившихся построек обители, является главным сооружением монастыря: туда перенесли Храм Тихвинской иконы Божьей Матери и после реставрации в 1992-м году в ней была проведена первая служба.

Старая трапезная

В 1485 году, при поддержке Ивана III, в период активного строительства из камня, была заложена Старая Трапезная. При царе Алексее Михайловиче Трапезная была перестроена. В 1680-х годах, в период строительства Новой Трапезной, использовалась по назначению. Позже в Старой Трапезной хранили провизию, а в 18-19 веках здание стояло пустое и ветшало. После 30-х годов 20 века здание, несмотря на обветшалость, использовалось как жилье. Во второй половине 20 века проходили восстановительные работы на первом этаже Трапезной, но они так и не были закончены. Трапезная содержала многие кирпичные декоративные элементы, схожие по характеру со зданием Сушила и монастырскими кельями. Сейчас Старая Трапезная – одно из немногих сохранившихся зданий.

Сушило(Солодежня)

Время постройки Сушило относят к последней трети XVII века. Здание изначально планировалось как двухэтажное, но в процессе строительства было решено пристроить еще один этаж. На северной стороне углы постройки были обработаны трёхчетвертными колоннами, а на южной – обычными пилястрами. Величина Сушило давало повод использовать его не только по назначению (сушка и хранение монастырских запасов), но и как палаты для иноков, в миру бывших боярами и князьями, и царский дворец для загородных приемов. Здание было подожжено французами в 1812 году, впоследствии Сушило изменялось, галерея на столбах вокруг него и лестница, ведущая со второго на третий этаж, были снесены. Сушило – поистине великолепная и выдающаяся постройка, который интересовались многие историки, такие как Н. Костомаров и К. Тромонин. Сейчас здание закрыто, так как крайне небезопасно из-за ветхости.

Исследовательская часть

В этой части я хочу рассказать подробнее о проекте реставрации монастыря и процессе восстановления, а также о том, каким образом я смогла поучаствовать в продвижении этого важного процесса.

Знакомясь с монастырскими документами и беседуя со служителями, я узнала, что после взрыва в 1930-м году монастырь потерял большую часть своих сооружений, а именно пять из шести церквей, колокольню, Сторожевую и Тайницкую башни и прилегающие к ним постройки, на месте которых был возведён Дворец культуры ЗИЛ, действующий и по сей день (Приложение А рисунок 1). Долгое время оставшиеся постройки использовали как жильё для рабочих (позже как помещение для промкомбината), а Старый Симонов и вовсе принадлежал заводу «Динамо», и лишь в 80-е годы его удалось вернуть церкви.

Наконец, лишь в 1991-ом году весь сохранившейся монастырь был передан Русской Православной церкви. В 1992-ом году была отреставрирована Новая Трапезная, и в 1992-ом году в ней состоялась первая служба. На данный момент именно Новая Трапезная с Тихвинской церковью и Казначейский корпус являются единственными действующими сооружениями монастыря. Сушило (Солодёжня), Старая трапезная (Келарский корпус) и сохранившиеся башни (Солевая, Кузнечная и Дуло) бездействуют, так как нахождение в них небезопасно без должного ремонта.

Настоятель монастыря с 13 марта 2019 года, священник Евгений Морозов, дал комментарии по поводу его работы в монастыре и несмотря на многочисленные препятствия проводящейся реконструкции: «На данный момент мы восстанавливаем Южные ворота, обустраиваем кельи для священнослужителей в здании, которое было пристроено к историческим Южным воротам. Пишется проект для центрального придела храма, который хочется восстановить в первую очередь. Иконостас - это лицо храма, если говорить образно.

Параллельно с восстановлением Южных ворот пишутся иконы для крестильного храма в придел преподобного Александра Свирского. Осталось дописать четыре иконы, и это то, что под силу приходу, поэтому этим мы и занимаемся.

Приход нашего храма существует благодаря простым людям, прихожанам. Храму 300 лет, и, разумеется, часто нужна элементарная помощь по ремонту, доходя до забитого гвоздя или повешенной полки. Жертвуют на иконы, на уставную деятельность монастыря. Может, это и маленькие средства, но «с миру по нитке – голому рубаха». Несмотря ни на что работы ведутся!»

15 апреля 2021 года заместитель руководителя департамента Логинова Юлия Алексеевна посетила обитель в рамках подготовительной работы. На встрече присутствовал настоятель Евгений Морозов, протоирей Олег Воробьев, представители ГКУ г. Москвы «Мосреставрация», а также эксперты в области архитектуры и реставрации. Во второй половине 2021-го года состоялся первый этап проекта по восстановлению – полноценное выявление объектов Симонова Монастыря, которые можно восстановить, их описание. Главной целью данного этапа было составление представления о том, что и как проектировать и решить, что размещать в пустующих зданиях.

В ходе обсуждений и исследования было принято решение отреставрировать «здание Новой трапезной с пристроенным Тихвинским храмом, здание Сушило, Старой Трапезной и Казначейских келий, три монастырские башни – Солевую, Кузнечную, Дуло, а также сохранившуюся часть крепостной стены с застроенными воротами».14

В 2022-ом году мэр выделил средства на составление проекта по восстановлению монастыря. В период с 12 июля по 18 сентября 2022 года были прописаны проекты восстановления Башни Дуло (Приложение Ж, рисунки 1-5), Старой Трапезной (Приложение Ж, рисунки 8-12) и Палат (Приложение Ж, рисунки 6,7).

Мнением о восстановлении Симонова монастыря поделилась юрист Симонова монастыря Светлана Ротова: «Город и власти заинтересованы и занимаются Симоновым монастырём, денежные средства выделены и планированный первый этап(выявление объектов для реставрации) завершён и в срок. Второй этап – непосредственное составление проектов по реставрации – будет завершен до конца 2022-го года».

Я задумалась, как же я могу помочь в реставрации монастыря? Решение вскоре пришло: я отправила прошение Префекту Южного Административного округа города Москвы, где также попросила обратить внимание на проблемы реставрации Симонова монастыря (Приложение Б). Мне пришёл ответ, в котором было подтверждено, что в марте 2021-го получено согласие Мэра Москвы С.С. Собянина на выделение финансирования на проведение проекто-изыскательных работ (Приложение В). Следующие этапы – это непосредственный ремонт - будут проводиться, но дальнейшие сроки неизвестны. Также я получила ответы от Департамента культурного наследия города Москвы (Мосгорнаследие) (Приложение Г), от Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России) (Приложение Д) и Государственной Думы (Приложение Е).

В единой информационной системе http://zakupki.gov.ru размещена информация о разработке проектно-сметной документации по сохранению Ансамбля по заказу ГКУ г. Москвы «Мосреставрация» со сроком завершения в декабре 2024г. На данный момент ее бюджет составляет 87 949 396,50 ₽ (Приложение И).

Первоочередные задачи восстановления - привести в порядок имеющиеся здания с целью последующего безопасного использования как административных помещений, далее уже будет обговорен вопрос по поводу возвращения монастырю исторической территории. На данный момент имеется три проекта по восстановлению обители – и это начало масштабных работ.

Башня Дуло – самая большая башня из сохранившихся в монастыре, что делает ее более ценной в глазах посетителей и руководящих органов. Первой было решено восстанавливать именно её – башня будет использоваться как выставочная площадка (Приложение Ж, рисунки 1-5).

Старая Трапезная станет полноценным двухэтажным зданием, которое пристроено к Кузнечной башне. Дальнейшее использование останется на усмотрение монастыря, но точно известно, что на втором этаже Трапезной будет находиться выставочный зал (Приложение Ж, рисунки 8-12).

Также в первую очередь будут восстановлены Палаты. Функциональное назначение принято как административное помещение (Приложение Ж, рисунки 6,7).

Восстановление какого-либо культурного объекта – процесс долгий и кропотливый, который требует тщательного плана и исследования исторических источников. Конечно, нужно начинать с малого и продумывать каждый шаг, но также необходимо посмотреть на ситуацию с более глобального ракурса.

Монастырь имел огромные территории, которые утратил со временем. После восстановления имеющихся сооружений: Старой трапезной, Палат и башни Дуло (для которых уже составлены проекты), Сушило, Кузнечной и Тайницкой башни, необходимо приступить к следующему этапу – возвращению Симонову монастырю прежнего, невероятно красивого облика. Успенский собор, Колокольня, башни и стены монастыря – все эти важные для истории постройки могут быть возведены заново на тех же местах, что и много веков назад (Приложение А, рисунок 2). Это культурное возрождение, несущее в себе огромное историческое и духовное значение, несомненно привлечёт многих и многих людей, как туристов, так и москвичей, историков, культурологов и искусствоведов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе работы над проектом я выполнила следующие задачи:

Рассказала об истории Симонова монастыря;

Объяснила культурное и духовное значение обители;

Выявила наиболее готовые к реставрации объекты комплекса монастыря;

Ознакомилась с готовыми проектами реставрации;

Нашла организации, заинтересованные в восстановлении Симонова монастыря;

Составила и отправила обращения в соответствующие организации, получила ответы.

Несмотря на готовый проект, я не считаю, что работа на этом закончена. За два года Симонов монастырь стал для меня родным местом, я прониклась его историей, красотой архитектурных сооружений, и я уверена, что продолжу изучать этот уникальный комплекс. Пока, в силу возраста, я не могу решить масштабные задачи, стоящие перед обителью. Но я постаралась сделать все возможное: рассказать об истории, культурном значении монастыря и обратить внимание вышестоящих органов на обитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бедная Лиза» Н.М. Карамзин.

«Историческое описание московского Симонова монастыря» Пассек В.В.

«История Государства Российского» Н.М. Карамзин

«История Российской иерархии, собранная... Амвросием» Амвросий (Орнатский)

«Краткое описание Московского ставропигиального первоклассного общежительного Симонова монастыря» К. Я. Тромонин

«Пруд» Алексей Ремизов

«Симонов Монастырь. Зеркало русской истории» Л.А. Шитова

СНОСКИ

1. Романюк С.К. «По землям московских сел и слобод.» Ч. I. М, 1998. Стр. 551

2. Полное собрание русских летописей, т. XI. СПб., 1897. Стр. 141–142.

3. Московский мужеский ставропигиальный Симонов монастырь. М.,

1869. С. 2.

4. «Рассказы Сергея Михайловича Голицына, записанные М. П. Полуденским» Русский архив, 1869. Вып. 4. Стр. 630

5. Третьяков А. Московский Симонов монастырь. М., 1890

6. Памятники архитектуры Москвы. М., 2000. Стр. 126.

7. См. публикации: А.Л.Монгайт, 1947; Р.А. Кацнельсон, 1947, 1948, 1956;

Е.В. Михайловский, 1954.

8. Касаткин П.С. «Московская гражданская архитектура XVII века.» 1945 ; Михайловский Е. «О национальных особенностях московской архитектуры конца XVII века» 1946; Выголов В.П. «Творчество зодчего О.Д. Старцева».

1955

9. А. Ремизов «Подстриженными глазами: Книга узлов и закрут памяти» (1877-1897) Yanca Press, Париж 1951Стр. 136-137

10.Вариаций этой эпиграммы много. Например:

«Здесь в воду кинулась Эрастова невеста,

Топитесь, девушки, в пруду довольно места.»

Эпиграммы развешивались на берегу пруда, авторы неизвестны.

11. Н. Карамзин «Бедная Лиза», цитируется по изданию «Русская проза XVIII века», М., 1971 г

12. К. Я. Тромонин «Краткое описание Московского ставропигиального первоклассного общежительного Симонова монастыря», тип. Селивановского. М., 1841 г. Стр.18

13. Родословная семьи Хренниковых-Елецких, составленная Сергеем Николаевичем Хренниковым, домашний архив.

14. См. официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря г. Москвы tihchurch.ru, новость от 12 июля 2022 года.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

План Симонова монастыря: уцелевшие и уничтоженные постройки (вырезки из книги «Симонов Монастырь. Зеркало русской истории» -Л.А. Шитова)

Рисунок 1. Темным выделены сохранившиеся постройки.

Рисунок 2 (план монастыря без Дворца культуры ЗИЛ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Текст обращения, отправленного в соответствующие организации

«Меня зовут Екатерина, мне 16 лет и я учусь в 11 классе ГБОУ Школа №2016 города Москвы.

В 2021 году я участвовала в Открытой исследовательской культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы и городов России». Моя тема звучала так: «Симонов Монастырь – зеркало нашей истории». Я стала победителем в номинации «Видеосъемка». И в 10 классе, работая над индивидуальным проектом в моей школе, я решила продолжить изучение Симонова монастыря.

До начала 20 века на Восточной улице города Москвы находился Симонов монастырь, основанный в 1379 году. В 1930 году часть построек монастыря была взорвана, а на большей части территории построили Дворец культуры ЗИЛ. И лишь в конце 20 века на сохранившейся территории некогда великого архитектурного ансамбля было основано «Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря г. Москвы». В сохранившемся здании Новой Трапезной проходят службы, а в бывшем Казначейском корпусе – занятия воскресной школы.

Я уже два года являюсь воспитанницей воскресной школы и прихожанкой храма, изучаю Симонов монастырь и могу с уверенностью сказать, что он имел огромное значение в истории Москвы и всей России. Монастырь представлял из себя уникальный архитектурный ансамбль. В монастыре находилась самая высокая в то время в Москве колокольня Константина Тона (94 метра), центральный собор монастыря – величественный пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы, самая крупная башня монастыря – Дуло. В монастыре находились значимые иконы, такие как Тихвинская икона Божьей матери, Икона Симоновских святых, икона Святителя Феодора Симоновского, архиепископа Ростовского, основателя Симонова монастыря. Храмы обители были расписаны красивыми фресками, которые ждут своего реставратора.

Изучая труды историков, описывающих обитель до её разрушения, невольно сравниваешь сохранившуюся часть монастыря с её дореволюционным состоянием. А ведь когда-то монастырь был вдохновением для таких писателей как Карамзин, Аксаков, Лермонтов, приходящих полюбоваться на красоту этого места.

Пережив набеги монголо-татар (Пересвет и Ослябя вышли из стен именно Симонова монастыря) и французов, пожары и разорения, монастырь оставался одной из красивейших обителей Москвы. К сожалению, монастырь был почти полностью разрушен в 1930-х годах. Уничтожены колокольня, центральный собор, величественные башни и стены монастыря. И каждый раз, приходя в обитель, я спрашиваю себя: «Ну, разве правильно мириться с такой потерей?»

Я не могу сказать, что монастырю совсем не уделяется внимание со стороны властей, ведутся какие-то восстановительные работы, но они идут слишком медленно. Мне больно видеть, как продолжает постепенно ветшать обитель, поэтому хочется, чтобы восстановление величественного облика Симонова монастыря проходило быстрее. Я знаю, что уже проведены научно-исследовательские работы всего комплекса древней обители, включая исследование грунта, с целью последующего определения объема и направлений предстоящей реставрации, но для проведения масштабных работ средств категорически не хватает!!! И я прошу вас не оставить без своего благого участия процесс восстановления Симонова монастыря и своим благим попечением оказать помощь этому прекрасному светлому месту!

С уважением, Екатерина.»

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Ответ Префектуры Южного Административного Округа города Москвы (обращение было передано в Департамент культурного наследия города Москвы, далее - Приложение Г)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Ответ Департамента культурного наследия города Москвы(Мосгорнаследие) от 17 марта 2022 года

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Ответ Министерства Культуры Российской Федерации (Минкультуры России)

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Ответ от Государственной Думы (Е.А. Ямпольская), Президента Российской Федерации В.В. Путина и Правительства Российской Федерации и

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Проекты восстановления зданий ансамбля Симонова монастыря

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6 Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Информация о бюджете проектно-сметной документации по сохранению Ансамбля по заказу ГКУ г. Москвы «Мосреставрация» со сроком завершения в декабре 2024г. (screenshot с сайта http://zakupki.gov.ru).

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Линия обороны Москвы (монастыри)

Просмотров работы: 53