Оренбургский пуховый платок – новые веяния

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оренбургский пуховый платок – новые веяния

Севченков М.А. 1
1МОАУ «СОШ № 31» г. Оренбурга
Вялых Л.А. 1
1МОАУ «СОШ № 31» г. Оренбурга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Оренбургский пуховый платок является одним из символов России, визитной карточкой города Оренбурга, Оренбургской области. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок – это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый. Оренбургский пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли  сравниться по своим свойствам с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге.

Актуальность

В моей семье моя бабушка Севченкова Нина Михайловна, вязала пуховые платки. Мама, Ольга Владимировна, вяжет ажурные паутинки. А сестра, Екатерина, выпускница Оренбургского областного художественного колледжа (отделение «пуховязание»), занимается дизайном изделий из паутинки. Мне тоже стало интересно, что в наше время значит для молодого современного поколения Оренбургский пуховый платок и как дать этому понятию не только прямое назначение, но и новое видение его применения.

Хотите знать, как все начиналось? Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Какой сегодня Оренбургский пуховый платок и как оренбургские мастерицы применяют его в творчестве? Это и есть тема моего исследования - «Оренбургский пуховый платок – новые веяния ».

                                             

Гипотеза: знание истории зарождения и развития пуховязального промысла поможет сформировать интерес у молодого поколения к сохранению и к дальнейшему процветанию его в современном мире.

Цель – исследовать роль оренбургского пухового платка в нашей культуре и использование его в современном мире.

Задачи:

- найти и изучить материал по данной теме;

- выяснить, какие бывают платки и их уникальность;

- как используется Оренбургский пуховый платок современными дизайнерами в своем творчестве;

- провести опрос среди обучающихся 4 а класса, что им известно о современных тенденциях в использовании пухового платка;

 - проанализировать анкеты и сделать выводы

Объектом служат оренбургский пуховый платок и паутинка, как основа для современного дизайна и творческих работ.

Методы исследования :

- эмпирический ( изучение научно- познавательной литературы, материалы Интернета по данной теме, публикаций по данному вопросу);

-анкетирование ( опрос обучающихся), беседа с мастерами;

-экскурсия по Дому пуховой моды;

- наблюдение, сравнение, аналогия, анализ, обобщение и систематизация результатов исследования.

Основная часть

1.1. История возникновения пуховязального промысла.

Искусство пуховязания - традиционный народный художественный промысел. Как и любое произведение народного искусства оренбургский пуховый платок отражает культуру народа, его душу, является ярким свидетелем меняющихся времен и эпох, исторических традиций. История Оренбургского пуховязального промысла и история Оренбургского края – единое и неделимое целое. Именно пуховый платок определяет неповторимое  своеобразие региона и как часть общероссийского культурного наследия в первую очередь связан с Оренбуржьем.

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока. А защищали их от зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными.

Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века.

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками

оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда, что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой.

Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712–1777) — первый член-корреспондента Академии наук, историк Оренбургского края. 

А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идеей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом.   Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.

Настоящая слава к оренбургскому платку пришла в XIX веке.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.

Уже в начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки.

Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания – остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая!

Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны».

В октябре 1960 года образован комбинат оренбургских пуховых платков. В ведение комбината передано 30 бывших периферийных пуховязальных артелей. Артель имени Парижской Коммуны была преобразована в фабрику оренбургских пуховых платков. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится.

1.2. Виды оренбургских пуховых платков.

Есть три вида платков: шали, паутинки, палантины. Отличаются они плотностью вязки, рисунком, количеством и качеством пуха, формой, размерами.  (Приложение 1)

Тёплый пуховый платок  называют шалью.

Это пуховое изделие квадратной формы, середина которого вяжется сплошной, а на кайме шириной около 10см вывязывается рисунок, по краям платка - зубчики. Рисунки на кайме бывают разные. Такие платки  можно носить как головной убор, накидку или просто закутаться как в одеяло.

Паутинка - ажурное изделие из пуха тонкого прядения и шёлка. Она имеет квадратную форму, по краям – зубчики. Цвета  натуральные (белый, серый). Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Они украсят любое платье. Паутинка-это тонкий, как паутина, платок

Палантин — тонкий шарф-накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке. Имеет узор по всему полотну, а отличается он тем, что имеет другую форму. Палантины прямоугольные (форма шарфа)

Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. (Приложение 2).

1.3. Уникальность оренбургских пуховых платков.

Отчего всякий раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает тихий трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки  пуховый платок? Качество платка зависит прежде всего от качества пуха: длины волокна и наличия в нём посторонней примеси ( волоса, очёса )

Чем ещё Оренбургский пуховый платок отличается от всех остальных?

Узоры на платках - фирменная марка Оренбургского региона. Изделия различаются по тонкости и очень лёгкие. Пух уникален. Такого нет нигде. Награды международного значения. Оренбургские изделия - фактически единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом. Orenburg Lace Shawl - платок пробуют вязать и в Австралии, и в США, и во многих других странах. Слава оренбургского платка была огромной еще в царские времена. Что говорить, если в Англии выпускали платки с пометкой "Имитация под Оренбург”… Старшее поколение ценит тепло, молодое же изумляется, что "старый советский” бренд изумительно красив и моден.

Редкий промысел доходит до фабричного уровня. Это признак класса. Более 70 лет работает Оренбургская фабрика над вязанием пуховых изделий. Их изделия с удовольствием покупают как в Оренбурге, так и далеко за его пределами. Так, интернет-магазин оренбургских пуховых изделий Palantin.ru, как ни странно, свою деятельность начинал именно с фабричного производства. И лишь не так давно крупнейший оренбургский интернет-магазин стал предлагать россиянам настоящую ручную работу. Фабричные изделия покупают и знаменитости, и администрация Оренбурга для подарков высоким гостям.

II. Оренбургский пуховый платок на современном этапе развития

2.1. Оренбургский платок в наше время.

Оренбургский пуховый платок, действительно, не одно столетие остаётся любимой вещью, давно превратившись в легендарное произведение. Восхищение красотой переходит от одного поколения к следующему, даря чувство спокойствия, уюта и гармонии. Новое поколение открывает для себя настоящую аутентичную вещь — оренбургский пуховый платок и адаптирует его под себя.

В Оренбургской области каждый год 14 октября в праздник  Покрова Пресвятой Богородицы проходит традиционная акция «Дни оренбургского пухового платка».

Именно в этот день впервые в 2009 году был организован флеш-моб

« В Покров день платок одень». В акции принимают участие все муниципальные образования области. Праздничные мероприятия проводят музеи, библиотеки, образовательные учреждения сферы культуры. Выставки, краеведческие уроки, поэтические вечера и другие события посвящены главному «бренду» Оренбургской области – пуховому платку и его создательницам – мастерицам.( Приложение 2) Цель фестиваля – возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховязальщиц и воспитать любовь к истории родного края у молодого поколения.

 13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания– 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха!

12 ноября 2015 года состоялось торжественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано все, что имеет отношение к пуховязанию – история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, музеи и галереи на площади 23 000 м²! В нем есть галерея с работами известных мастериц пуховязания — О. А. Фёдоровой, А. Ф. Блиновой.

Исследуя эту тему, я также узнал, что:

- в 2017 году оренбургские пуховязальщицы установили мировой рекорд. В рамках региональной программы XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Оренбурге был презентован пуховый платок площадью 400

квадратных метров. Для того чтобы создать такой громадный платок, мастерам понадобилось 46 кг пряжи. Достижение было зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса;

- связанный Миннур Ишмухаметовой пуховый платок отправился в космос 3 декабря 2018 года вместе с командиром корабля «Союз МС-11», командиром экспедиции МКС 58/59 Олегом Дмитриевичем Кононенко. Платок пробыл в космосе 204 суток, сделал 3264 витка вокруг Земли;

- 14 октября 2022 г. в Оренбургской областной библиотеке им. Н.К. Крупской открылась выставка «Платок и космос. Оренбургская история» в рамках областной акции «Дни оренбургского пухового платка». Оренбуржье – родина оренбургского пухового платка и кузница кадров отечественной космонавтики. Соединить эти два символа в одном проекте удалось дизайнеру Анне Советовой;

- пуховый платок стал основой архитектурной концепции нового терминала аэропорта Оренбурга.В основу облика нового терминала лег образ оренбургского пухового платка и природные ландшафты региона. Кружево вязаной паутинки будет повторено при помощи структурной модульной сетки и пространственной стержневой конструкции. В интерьере терминала будет использован белый цвет, который поддержит эффект легкости. 

Сегодня для Оренбуржья актуально спасение уникального пуховязального промысла. Так Оренбургский областной художественный колледж по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на отделении «пуховязание» - готовит специалистов, строя обучение на традициях русской академической школы. Роль колледжа в культурной жизни края чрезвычайно важна. Окончив его, девушки становятся дипломированными специалистами и владеют техникой вязания палантинов, шалей и паутинок. Студенты, перенимая опыт старейших мастериц, проходят практику в центре пуховязания  – селе Жёлтое.

За сохранение традиций и вклад в развитие промысла «Оренбургский пуховый платок» колледж награждён дипломами Всероссийского конкурса в номинации «Дизайн-образование».

2.2. Анкетирование.

Для понимания того, что мои одноклассники знают про оренбургский платок, я решил провести небольшое анкетирование.

1.Слышали ли вы про оренбургский пуховый платок?

2.Есть ли в вашей семье, кто имеет пуховый платок или паутинку?

3. Есть ли у вас родственники, которые вяжут платки?

4.Есть ли в вашей семье сувениры, изделия из паутинки?

Результаты моего анкетирования:

1. Про оренбургский пуховый платок знают и слышали все 100% опрошенных.

2. В семье, у кого имеется пуховый платок или паутинка –22 чел ( 73 %)

3. Родственники, которые умеют вязать шаля ( паутинки) – 6 чел (2 %)

4. Есть ли в семье сувениры, изделия из паутинки – 8 чел (26 %)

Вывод: все ребята моего класса знают, что такое оренбургский пуховый платок. А вот вяжут их уже мало, в основном в сёлах бабушки. Поэтому нельзя терять связь поколений в пуховязальном промысле.

2.3. Путешествие по Дому пуховой моды.

Мало кто знает, что из оренбургского козьего пуха вяжут не только паутинки и платки, а так же создают шедевры! В этом я убедился, посетив Дом пуховой моды в Оренбурге. Дизайнер и основатель “Дома пуховой моды” Анна Советова. (Приложение 3)

9 лет назад в Оренбуржье появился новый бренд.
Самым первым предметом одежды из пуховой ажурной паутинки был жакет, изготовленный специально для Ирины Бушухиной - известного оренбургского искусствоведа, которая всю свою жизнь посвятила изучению, сохранению и популяризации пуховязального промысла.

Одна из первых коллекций с использованием пухового полотна посвящалась сказочным и литературным героям. Аленький цветочек, Хозяйка медной горы, Царевна Лебедь, Снегурочка. Работая над этой коллекцией, Анна в полной мере ощутила пластические качества вязаной шали, её универсальность и возможность подстроиться под любое решение дизайнера. Эту коллекцию высоко оценили директора литературных музеев России, приехавшие в Оренбург на семинар. Теперь сказочно-литературная коллекция принадлежит Оренбургскому музею изобразительных искусств. Её экспозиция уже покорила зрителей Музея Аскер в Норвегии, Музея-заповедника М.А. Шолохова в Ростове-на-Дону, музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области…(Приложение 4)

В 2014 году у Советовой родилась новая коллекция – «Пуховый шик». Её вещи рассчитаны на современного человека с его потребностями и представлениями о моде и красоте. Платок, безусловно, играет при этом ту особую роль, которая привносит в изделия оригинальные и специфические

черты. Именно коллекция “Пуховый шик” в 2016 году была удостоена приза «Серебряный Феникс» за победу на фестивале «Плес на Волге. Льняная палитра», который вручил известный модельер Вячеслав Зайцев. ( Приложение 4)

Анну активно поддерживает Оренбургский музей изобразительных искусств. Музейная новогодняя ёлка с дизайнерскими пуховыми игрушками от Советовой потрясла не только зрителей, но и удивила многое видевшее российское музейное сообщество.

2.4. Современные тенденции оренбургского платка.

Сегодня марка «Анна Советова» известна не только в России, но и за рубежом, она знаковая фигура для Оренбурга, её «Дом пуховой моды» пользуется большой популярностью у жителей и гостей города, её сувениры разлетаются по всем странам и весям. Они побывали в Великобритании, Германии, Норвегии, Армении и даже в Сингапуре. Радуют они и оренбургских модниц.

Кроме одежды в Доме пуховой моды создают броши, сувениры и различные аксессуары. (Приложение 5).

Первая выставка в “Доме пуховой моды” – Пасхальная.
В центре внимания уникальная и единственная в мире коллекция пуховых яиц. Все яйца вручную декорированы оренбургским пуховым платком, расшиты кристаллами и жемчугом. ( Приложение 5).

Большое впечатление производят иконы в ризе из оренбургского пухового платка. При мастерской есть музей таких икон, аналогов которому нет в мире. « Дом пуховой моды Анны Советовой включён в туристический маршрут с музеем имени В.С. Черномырдина, и в одном из наших залов представлены иконы» – рассказывает дизайнер. ( Приложение 6)

Посетив Дом пуховой моды, я увидел, как оренбургский пуховый платок преображается в современную одежду или аксессуар.

Я побывал в мастерской, там, где идет процесс создания эксклюзивнойодежды и сувениров, декорированных оренбургским пуховым платком. Увидел, как изготавливаются иконы в пуховой ризе, дизайнерские куклы, коллекции пасхальных яиц.( Приложение 7).

Я узнал, что готовая продукция мастеров изготавливается под заказ, для выставок, коллекций и для продажи в магазине. Из беседы с продавцом из магазина, который находится в этом же здании, я узнал, что спрос на все эти изделия очень большой.

Чтобы почувствовать себя участником процесса изготовления изделия, мне было предложено попробовать самому самостоятельно приклеить, приколоть, пришить… На память мне подарили книгу-раскраску «Оренбургский пуховый платок»(Приложение 8).

Заключение

Подбирая материал для исследовательской работы, я открыл для себя много нового. Узнал об уникальном виде народного промысла – Оренбургском  пуховом платке. У меня появилось чувство гордости за наших прабабушек, бабушек, которые своим ремеслом прославили наш родной  край.   Моя гипотеза подтвердилась: у молодого поколения есть огромный интерес к оренбургскому промыслу, к его сохранению и процветанию. Оренбургский пуховый платок – выдающийся образец культурного наследия нашей страны, народный художественный промысел, который связывает тонкой нитью поколения. Сегодня мы видим, как он читается в картинах, дизайнах, как по-прежнему вдохновляет.  Я могу с уверенностью сказать, что дело наших пуховязальщиц никогда не умрет. Оно будет только произрастать новыми идеями и веяниями. Мы видим актуальность и востребованность его в модной индустрии. И мы, молодое поколение, обязательно будем продолжать эту эстафету и тем самым воспитывать любовь к истории родного края.

Список использованной литературы и интернет ресурсов

1. О.А.Федорова О.А «Так вяжут платки в Оренбурге», Издательство: г.Оренбург: Печатный дом "Димур", 2010г.

2. И.В. Бушухина «Оренбургский пуховый платок», г. Оренбург, 2005г.

3. И.В. Бушухина  «VUCA», мода и Оренбургский пуховый платок, сайт Альманаха «Гостиный двор», 2022г.

4. Дарья Карпенко «ЩЕДРОСТЬ ДУШИ», ВЕчерний Оренбург, № 19 от 16 марта 2022 г.

5. Оренбургский пуховый платок ручного производства на официальном сайте ОренбургШаль

6.Анна Советова - официальный сайт

7. «Пуховый платок» из стекла и стали: как будет выглядеть новый терминал аэропорта Оренбурга, интерактивные новости,Евгения Чернова, 28.06.2022г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.Виды Оренбургских пуховых платков

Шаль Паутинка

Палантин

Приложение 2.

Флэш-моб « В Покров день платок одень»

Приложение 3.

«Дом пуховой моды Анны Советовой»

А это я с Анной Советовой и сестрой

Приложение 4.

«Снегурочка» «Аленький цветочек» «Хозяйка медной горы»

коллекция “Пуховый шик”

Приложение 5.

Приложение 6.

Икона Божией Матери Казанская Икона “Покров Пресвятой Богородицы

Икона св. Валентины Икона Божией Матери Остробрамская

Приложение 7.

Путешествие по Дому пуховой моды

Приложение 8.

Участник творческого процесса

Просмотров работы: 418